1003

Тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов

Курсовая

Маркетинг и реклама

Микросреда среда фирмы и ее основные факторы. Маркетинговыми посредниками называют фирмы, которые помогают ей в продвижении, сбыте и распространении ее продукции. Контактные аудитории. Макросреда фирмы и ее основные факторы.

Русский

2013-01-06

515.5 KB

63 чел.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Основная часть……………………………………………………………..4

   I. Маркетинговая среда фирмы…………………………………...….……4

   2.1. Микросреда среда фирмы и ее основные факторы ………………...5

  1.  Поставщики…………………………………………………...…6
  2.  Конкуренты………………………………………………………7
  3.  Посредники………………………………………………………8
  4.  Потребители……………………………………………………...9
  5.  Контактные аудитории…………………………………...……10
  6.  Фирма……………………………………………………...……12

2.2. Макросреда фирмы и ее основные факторы……………..…………13

  1.  Демографические факторы…………………………………....14
  2.  Экономические факторы…………………………………...….14
  3.  Политические факторы……………………………………...…14
  4.  Культурные факторы………………………………………......15
  5.  Природные факторы……………………………………......….15
  6.  Научно-технические факторы……………………………..….16

3. Заключение………………………………………………………………..17

4. Список использованной литературы…………………………………….19

5. Приложения……………………………………………………………….20

Введение

Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы. Все составляющие микро- и макросреды «не стоят на месте». Изменения маркетинговой среды и их влияние на деятельность фирм, запросы покупателей, рыночные отношения стали  одним из ключевых вопросов в работе предпринимателей.

Объектом исследования являются тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов. А влияние этих процессов на деятельность фирм и организаций является предметом работы.

В процессе исследования были поставлены задачи:

  •  Теоретическое описание маркетинговой среды
  •  Описание каждого из факторов микро- и макросреды

Научный метод, включающий в себя сбор информации из учебных пособий по маркетингу, периодических изданий, ресурсов Интернета стал ключевым при написании работы.

I. Маркетинговая среда фирмы

Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды (Приложение №1 – рис. 1).

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, оказывающими влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.

Маркетинговая среда может преподнести компании как благоприятные возможности для ее развития, так и серьезные угрозы. Если факторы микросреды поддаются полному (внутрифирменная среда) либо частичному (поставщики, потребители, конкуренты) контролю со стороны организации, то факторы макросреды отдельно взятая организация контролировать не может. Факторы макросреды характеризуются нестабильностью и оказывают существенное влияние на деятельность организаций. Поэтому компании должны систематически изучать макросреду с целью корректировки и адаптации своей маркетинговой стратегии к ее изменениям.

1. Микросреда среда фирмы и ее основные факторы

Основная цель любой фирмы – получение прибыли. Основная задача системы управления маркетингом – обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий. Управляющие по маркетингу не должны замыкаться только на нуждах целевого сегмента. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды (Приложение №2 – рис. 2).

Внутреннюю микросреду фирмы можно представить в виде схемы (Приложение №3 – рис. 3).

  1.  Поставщики

Поставщики -  это независимые от данной фирмы предприятия, снабжающие ее в соответствии с договором поставки сырьем, оборудованием, расходными материалами, инструментами, продуктами питания, канцелярскими принадлежностями, спецодеждой, средствами защиты. Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение предприятием его плана маркетинга.

Если фирма заинтересована в краткосрочных отношениях с поставщиком, то её, вероятно, не будут волновать характер и личные качества поставщика. В таких отношениях определяющим является цена и удобство, а не качество обслуживания. Более длительные отношения обычно накладывают на обе стороны большие обязательства и требуют большего взаимного внимания. Важным моментом во всех случаях является оценка поставщика с точки зрения фирмы.

Можно выделить три типа поставщиков с точки зрения приближенности к фирме.

  •  «Эксклюзивные» - работают только с данной фирмой. Естественно, что иметь эксклюзивных поставщиков может только достаточно крупная фирма с большим и регулярным объемом заказов, способным обеспечить устойчивую работу такому поставщику.
  •  «Лояльные» - обслуживают как саму фирму, так и ее конкурентов. С ними надо поддерживать тесные контакты, т.к. в будущем они могут стать «эксклюзивными», а также потому, что они могут стать источником ценной информации о конкурентах.
  •  «Сторонние» - обслуживают только конкурентов. После выяснения причин незаинтересованности в сотрудничестве, а также уровня стоимости предоставляемых ими услуг на их счет можно не беспокоиться, если только нет какой-либо веской причины для привлечения сторонних поставщиков к сотрудничеству.

Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на сам товар. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – подорвано благорасположение к фирме со стороны ее клиентуры.

  1.  Конкуренты

Конкуренты – это физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители.

Именно наличие конкуренции вызывает расширение круга предоставляемых товаров и услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция обеспечивает обстановку, благоприятную для развития и совершенствования производителей. Неслучайно во всех странах с развитой рыночной экономикой   существует законодательство о развитии и поддержании конкуренции.

Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.

С точки зрения маркетинга различают виды конкуренции:

  1.  «Конкуренция желаний» - это конкуренция между потребностями, которые человек может удовлетворить.
  2.  Товарно-родовая – соперничество между основными способами удовлетворения конкретной потребности.
  3.  Видовая – между товарами, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различны по каким-либо характеристикам.
  4.  Марочная – между товарами практически одинакового качества.

Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты.

Маркетологу необходимо постоянно отслеживать конкурентную практику соперников, реагировать на действие конкурентов выпуском новых изделий, модификацией старых, ценовыми скидками, специальными приемами стимулирования покупателей.

  1.  Посредники

Маркетинговыми посредниками называют фирмы, которые помогают ей в продвижении, сбыте и распространении ее продукции, а также информации о ней и о самой фирме.

Предприятия производственной сферы нуждаются в транспортных посредниках, чтобы доставлять покупателям произведенный товар. Для осуществления этого предприятие может подписать контракт с транспортным агентством, которое возьмет на себя эту заботу, или же обзавестись своим собственным транспортом. Транспортные услуги по доставке продуктов питания на предприятие компании обычно осуществляются транспортными агентствами на контрактной основе.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг тоже являются своего рода посредниками для предприятий. Они включают в себя фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, средства массовой информации, консалтинговые фирмы. Все они помогают предприятиям пробивать своим товарам дорогу на перспективный рынок. Эти агентства могут очень сильно отличаться по компетентности, качеству услуг и их цене. Предприятия, обращающиеся к ним за помощью, должны помнить об этом и своевременно отказываться от услуг тех, чьей работой они не удовлетворены.

Финансовые посредники - это банки, кредитные и страховые компании и прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые предприятиями, и страхующие от рисков, с которыми сопряжена их работа. Большинство компаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при финансировании своих сделок. Поскольку возможности предприятия функционировать могут быть поставлены под угрозу повышением процентной ставки за кредитование, ограничениями кредита или и тем, и другим одновременно, предприятиям следует развивать тесные связи с наиболее важными из финансовых институтов.

Торговые посредники – это деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и непосредственно продавать им ее товары. Они могут обеспечивать удобство времени, места и процедуры приобретения товара заказчикам с меньшими издержками.

  1.  Потребители

Потребители - это физические и юридические лица, готовые приобрести товар компании. В маркетинге выделяют потребительский и деловой рынки.

Потребительский рынок- это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.

Потребительский рынок может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

Рынок товаров промышленного назначения — совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

Рынок предприятий подразделяется на три разновидности:

— рынок товаров промышленного назначения (производственный рынок);

— рынок промежуточных продавцов;

— рынок правительственных учреждений.

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

Контакты с клиентурой, особенно массовой, как правило, носят опосредованный характер. Это прежде всего реакция на товар или услугу, выраженная в покупке или отказа от нее. Коммуникация клиентуры по ее инициативе с представителями фирмы, как правило, возникает только тогда, когда появляются проблемы: недовольство качеством товара, сервисом и т.п. Клиенты, чьи проблемы быстро разрешаются, становятся даже более верными потребителями, чем те, кто не обращаются в фирму. Но наиболее дальновидные фирмы стремятся установить с клиентурой непосредственный контакт еще до того, как возникнут проблемы. Сделать это можно с помощью маркетинговых исследований: количественных и особенно качественных.

Клиентура представлена основными типами клиентурных рынков, показанных в Приложение №4 – рис. 4.

  1.  Контактные аудитории

Контактные аудитории – это любые индивиды или социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели.

    Контактные аудитории бывают трёх типов:

  1.  Благотворные, или благожелательные, т.е. такие, которые активно помогают производителю; ими могут быть акционеры, клиенты, некоторые из  посредников и проч.;
  2.  Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
  3.  Нежелательные, т.е. такие, которые своей деятельностью мешают производителю. Это – конкуренты, группы потребительского бойкота и др.

     Кроме того, существует несколько видов контактных аудиторий:

  1.  Финансовые круги, к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы или фондовые биржи, акционеры. Это те контактные аудитории, успешная деятельность которых зависит от конкурентоспособности, кредитоспособности, деловой активности самих производителей.
  2.  Средства массовой и локальной информации, отношение которых зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих взаимосвязи между производителями и этими контактными аудиториями. Не на последнем месте стоят эти органы при определении авторитета, рейтинга и имиджа производителей в глазах потребителей.
  3.  Государственные учреждения, представленные чиновниками государственных ведомств, отвечающих за юридическую регистрацию и лицензирование, работники налоговых и статистических органов, государственных социальных фондов, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического контроля и т.п.
  4.  Социальные группы (общественные движения) – это активисты и юристы экологического движения, потребительских ассоциаций, представители организаций национальных меньшинств, движения за здоровый образ жизни т.п..
  5.  Местные контактные аудитории, которые включают в себя жителей близлежащих районов, МЖК, ЖСК или ЖЭК, совет ветеранов или старейшин.
  6.  Широкая публика – это все случайные потребители - клиенты, которые в силу конкретных обстоятельств пользуются услугами случайно выбранных учреждений.
  7.  Внутренние контактные аудитории, которые представлены работниками и служащими данной фирмы, членами их семей, членами Совета директоров, акционерами.
  8.  Контактные аудитории публики - это люди, к мнению которых прислушиваются другие и которые, следовательно, могут способствовать созданию нового образа фирмы в глазах публики: рок- и поп- идолы, лидеры мнений, эксперты, политики, спортсмены, артисты, художники и другие составляют эту контактную аудиторию.

Фирма вместе со своими поставщиками, посредниками, реальными и потенциальными клиентами действует в более широком контексте макросреды, которая создает благоприятные возможности и угрожающие факторы.

  1.  Фирма

       Маркетинговые менеджеры не работают в вакууме. Они работают в тесном контакте с руководством фирмы и ее различными отделами. Финансовый отдел занимается изысканием и использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек фирмы, чтобы отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о чистоте помещения, в котором осуществляет свои операции отдел сбыта. Очевидно, что все отделы фирмы вносят свой вклад в успешное выполнение плана маркетинга.

2. Макросреда фирмы и ее основные факторы

Компании и их поставщики, рыночные посредники, покупатели, конкуренты и общественность в целом — все работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и формируются возможности и угрозы. Действующие в маркетинговой среде силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и coответствующим образом реагировать на них.

В этом быстро меняющемся глобальном мире компания должна отслеживать шесть основных факторов: демографические, экономические, природные, технологические, политические (законодательные) и социальные (культурные), которые представлены в Приложение №5 – рис. 5. 

Мы будем рассматривать эти силы по отдельности. Однако в маркетинге следует уделять основное внимание случайным взаимодействиям этих сил, которые создают почву для новых возможностей, равно как и для угроз. Например, резкий рост рождаемости (демографический фактор) ведет к истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды (природный фактор). Это, в свою очередь, заставляет людей требовать принятия новых законов (политический фактор). Установление ограничений стимулирует новые технические решения и продукты (технологический фактор), которые, будучи доступными (экономический фактор), могут, в конце концов, изменить отношения и поведение людей (социальная/культурная сила).

  1.  Демографические факторы

Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего рынка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, уровень и темпы рождаемости и смертности, миграции населения. «Демографические взрывы» и «детские бумы», удельный вес городского и сельского населения и т.п.- все это оказывает самое непосредственное влияние на  поведение, вкусы и желания потребителей

  1.  Экономические факторы

Социально-экономическая среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары и его влиянием на положение отдельных слоев населения. Характеризуется распределением общества по его принадлежности к различным классам, степенью полясности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности и т.д. Если она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. В условиях же неблагоприятного развития экономики, инфляции, дефицита и т.п.  поведение потребителей практически непредсказуемо.

  1.  Политические факторы

Политико-правовая среда устанавливает рамки предпринимательской деятельности. Она рождает законодательные акты, определяет роль государственных органов и общественных институтов в экономической жизни общества, создает условия для развития рыночно-конкурентной сферы деятельности и «правила игры» для субъектов рынка. Среди законов и исполнительных актов правительственных органов наиболее распространены:

  •  Антимонопольные
  •  Антидемпинговые
  •  Против обманной и вводящей в заблуждение рекламы
  •  Обеспечивающие безопасность для здоровья покупателей
  •  Стандартизирующие и нормирующие качество и безопасность
  •  Природоохранные

Политико-правовые факторы представлены:

- законодательством по регулированию предпринимательской деятельности;

- повышением требований со стороны государства к государственным учреждениям, следящим за соблюдением законов;

- ростом числа групп по защите интересов общественности.

  1.  Культурные факторы

Культурные факторы представляют собой систему жизненных ценностей, формирующую поведение потребителей, отношение людей друг к другу, обществу, природе. Складывающиеся традиции, обычаи, стереотипы оказывают существенное влияние на потребление в рамках данной территории, но они могут быть совершенно иными в другом месте. Они во многом определяют индивидуализацию запросов  потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования, религиозные представления, отношение к мирозданью подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп и др.

  1.  Природные факторы

Природно-географические факторы представлены главным образом климатическими  и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части макросреды  маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Природные факторы включают:                       

- дефицит некоторых видов сырья (разрушение озонового слоя, вырубки, истощение невосполняемых ресурсов   -  нефти и т. д.);

- рост загрязнения среды;

- решительное вмешательство государства в регулирование природных ресурсов.

  1.  Научно-технические факторы

Научно-технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, числом ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, известностью и освещенностью научно-технических институтов и лабораторий. Инновации в технологии ускоряют моральное устаревание товара, способствуют появлению множества принципиально новых изделий, происходит естественное отмирание старых отраслей деятельности. Предприятия, не заметившие коренных преобразований в этой сфере, обречены на банкротство.

Заключение

1. Наиболее успешно работающие компании понимают, что маркетинговая среда несет в себе новые возможности и новые угрозы. Основная ответственность за определение изменений в макросреде лежит на маркетологах. Руководители отделов маркетинга обязаны отслеживать появление и развитие новых тенденций и постоянно искать перспективные возможности.

2. Появление возможностей связано с возникновением и развитием тенденций ( долговременное направление или последовательность событий) и мегатенденций (медленно развивающиеся крупные социальные, экономические, политические и технологические изменения, которые, оформившись в течение длительного времени – 7-10 лет и дольше, – оказывают влияние на человечество).

3. В постоянно изменяющемся глобальном мире компания должна отслеживать влияние шести основных факторов: демографического, экономического, природного, технологического, политического и социального. В демографической среде интересуют темпы этнического роста численности населения, изменение возрастной структуры, этнического состава и уровня образования населения, увеличение  числа нетрадиционных семей, географические перемещения людей (миграции) и переход от массовых рынков к микрорынкам. Рассматривая экономическую среду, необходимо  обращать внимание на распределение доходов, уровни цен, сбережений, задолженностей и доступность кредита. В природной среде следует выделить такие факторы, как сокращение запасов природных ресурсов, удорожание энергии, рост загрязнения окружающей среды и изменение роли государства в защите природы. В технологической среде выделяются ускорение научно-технического прогресса, появление все большего числа возможностей для открытий,  увеличение ассигнований на НИОКР и ужесточение государственного контроля над развитием технологий. Политическая/законодательная среда требует от маркетологов соблюдения законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и учета требований групп, защищающих общественные интересы. Наконец, социальная/культурная среда предполагает понимание отношения людей к самим себе, другим людям, различным организациям, обществу, природе и мирозданию. Необходимо знать, какие продукты соответствуют базовым, а какие — вторичным ценностям, и учитывать интересы различных субкультур, существующих в обществе.

Фирма постоянно находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, которые могут, как способствовать, так и противодействовать деятельности фирмы. Поэтому очень важно исследовать как контролируемые фирмой, так и неконтролируемые факторы.

Список использованной литературы

  1.  Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М: Финстатинформ, 2005.
  2.  Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, план, структура. – М.: Дело, 2006.
  3.  Савруков Н.Т., Крапчан С.Г. и др. Основы маркетинга. – Л.: Политехника, 2004.
  4.  Ф. Котлер «Основы маркетинга: анализ, планирование, внедрение, контроль» - 9-е издание,  2003
  5.  Голубков Е. П. Основы маркетинга. – М.: «Финпресс», 2004
  6.  Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2005

Приложение №1

Рис. 1 – Составляющие маркетинговой среды

Приложение №2

Поставщики

Фирма

Маркетинговые посредники

Потребители

Конкуренты

Контактные аудитории

Рис. 2 -  Основные факторы внешней микросреды

Приложение №3

Рис. 3 - Внутренняя микросреда фирмы

Приложение №4

Рис. 4 - Основные типы клиентурных рынков

Приложение №5

Рис. 5 - Основные факторы макросреды фирмы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48832. Расчёт абсорбера сырого газа 412.5 KB
  Насадочные колонны являются наиболее распространенным типом абсорбционного аппарата. Это объясняется простотой их устройства, удовлетворительной работой и возможностью применения для агрессивных сред.
48833. Влияние организационной культуры на формирование системы мотивации и стимулирования персонала в ООО «Адидас» 167.5 KB
  Неэффективная система мотивации может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет к снижение производительности труда. С другой стороны, эффективная система стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.
48835. Разработка малярного отделения АТП на 417 автомобилей ГАЗ-2410 726.5 KB
  Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, потому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ. При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске
48836. Финансы и финансовые отношения государства 262 KB
  Финансовая работа — практическая деятельность людей по управлению финансами организации. Конечной целью этой деятельности является достижение наилучших результатов при наименьших затратах. Под результатами понимаются как экономические, так и социальные показатели деятельности.
48837. Расчёт и проектирование однооборотной рычажно-зубчатой измерительной головки 610.5 KB
  Для регулировки натяжения волоска внутренний его конец неподвижно крепится в прорези втулки на оси большого зубчатого колеса; а наружный конец крепиться с помощью конического штифта в цилиндрическом штифте находящемся в крышке верхней платы. Для регулировки волоска следует немного ослабить конический штифт т. наружное крепление волоска и протащить волосок тем самым изменив его натяжение. Теперь найдём моменты трения в опорах от веса подвижных узлов: Кулиса: гмм Сектор: гмм Триб: гмм Суммарный момент трения приведённый к оси...
48838. Схема холодильной установки распределительного холодильника в г.Ловозеро 1.63 MB
  1 где tв2 температура воздуха на выходе из конденсатора определяется по формуле 6 с.2 где tв1 температура воздуха на входе в конденсатор Температура воздуха на входе в конденсатор для воздушного конденсатора принимается равной наружной расчетной температуре которая находится по формуле 2 с. 71 Требуемая массовая производительность компрессора низкой ступени определиться по формуле: 3. Тогда по формуле 3.