100491

Страхования в России и в зарубежных странах

Контрольная

Налоговое регулирование и страхование

Природа и понятие страхования. Экономическая сущность страхования. Роль и функции страхования в рыночной экономике. Государственное регулирование страхования. Общие черты и отличия страхования в России и зарубежных странах. Государственное регулирование страхования

Русский

2017-11-14

191 KB

0 чел.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………….

1

1 Природа и понятие страхования ………………………………………..

4

2. Экономическая сущность страхования ………………………………..

6

3. Роль и функции страхования в рыночной экономике………...............

8

4. Организационные формы страховых компаний ………………………

10

5. Государственное регулирование страхования…………………………

14

6. Общие черты и отличия страхования в России и зарубежных странах………………………………………………………………………

18

Заключение …………………………………………………………………

23

Список использованной литературы ……………………………………..

26

Введение

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Рынок страховых услуг является одним из необходимых элементов рыночной инфраструктуры, тесно связанным с рынком средств производства, потребительских товаров, рынком капитала и ценных бумаг, труда и рабочей силы. В странах развитой экономики страховое дело имеет широчайший размах, обеспечивая предпринимателям надежную охрану их интересов от неблагоприятных последствий различного рода техногенных аварий, финансовых рисков, криминогенных факторов, стихийных и иных бедствий. В условиях господства государственной формы собственности и административно-командной системы управления в нашей стране потенциал института страхования не мог быть раскрыт в полной мере, сфера его применения была весьма ограничена. Страхового дела в его подлинном значении не было и не могло быть, поскольку не было основы - частного предпринимательства и самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Сейчас страховой рынок России стоит на пороге больших изменений и требует пристального внимания государственных ведомств для разрешения многих проблем. После демонополизации страхового дела в РФ, сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна. Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильности функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

Цель исследования – рассмотреть общие черты и отличия страхования в России и в зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие страхованию;

2. Рассмотреть природу и экономическую сущность страхования;

3. Проанализировать роль и функции страхования в рыночной экономике;

4. Рассмотреть организационные формы страховых компаний;

5. Изучить государственное регулирование страхования;

6. Рассмотреть общие черты и отличия страхования в России и зарубежных странах.

Предмет исследования - общие черты и отличия страхования в России и в зарубежных странах.

Объект исследования – рынок страхования в России и в зарубежных странах.

1. Природа и понятие страхования

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни. Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно. Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей. При этом, чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба. Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование. Однако такое страхование ограничивалось естественными рамками однородности и делимости формируемых с его помощью натуральных запасов, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений оно уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме создавала широкие возможности прежде всего для взаимного страхования, когда сумма ущерба возмещалась его участниками на солидарных началах либо после каждого страхового случая, либо по окончании хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно перерастать в самостоятельную отрасль страхового дела. Если при взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный с помощью теории вероятности страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя величина возможного ущерба, приходящаяся на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для заблаговременного формирования страхового фонда.

Общим понятием можно выразить, что страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).

Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.

Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах.

2. Экономическая сущность страхования

Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.

При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Экономическая сущность страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба (чаще всего — у лиц, участвующих в формировании этих фондов). Поскольку возможный ущерб носит вероятностный характер (страховой риск), то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счёт взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Экономическую сущность страхования характеризуют следующие признаки:

* наличие перераспределительных отношений;

* наличие страхового риска (и критерия его оценки);

* формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;

* сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;

* солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;

* замкнутая раскладка ущерба;

* перераспределение ущерба в пространстве и времени;

* возвратность страховых платежей;

* самоокупаемость страховой деятельности.

3. Роль и функции страхования в рыночной экономике

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При развертывании рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышается роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Сущность страхования связана с созданием и использованием фондов денежных средств. Страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обязательный признак - вероятностный характер отношений. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. При страховании возникают перераспределительные отношения по формированию и использованию этого фонда. Движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая.

Есть одна особенность страхования, которая приближает его к категории кредита - это возвратность средств страхового фонда.

Выступая в денежной форме, закрепляя эти отношения юридическими документами, страхование имеет черты, соединяющие его с категориями «финансы» и «кредит», и в то же время как экономическая категория имеет характерные только для нее функции, выполняет присущую только ей роль.

Выделяют следующие функции страхования, выражающие его общественное назначение:

* инвестиционная функция - это функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. При имущественном страховании через эту функцию не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества. Также эта функция способствует решению проблемы инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке.

* возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями, исходя из условий договоров страхования, и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

* предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

Страхование – та отрасль бизнеса, успех которой во многом зависит от эффективного взаимодействия с клиентами, поэтому неудивительно, что крупные страховые компании стремятся оптимизировать свои бизнес-процессы в этом направлении. Самым главным преимуществом Autocall для страховых компаний является возможность персонализированного подхода к клиентам. В условиях высокой конкуренции на рынке и широком ассортименте предоставляемых услуг эта задача становится одной из первоочередных.

4. Организационные формы страховых компаний

Существует три основные формы организации страхового фонда:

- централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счётбюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме;

- государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства;

-самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя иличеловека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служатдоходыпредприятия или отдельного человека.

Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счётстраховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями иправилами страхования.

Одной из форм коммерческого сотрудничества страховых организаций является совместное страхование (сострахование). В развитом виде это приводит к созданиюпулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания — оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.

Уходящие корнями в историческое прошлое, общества взаимного страхования в силу специфики организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями.Общество взаимного страхования — организационно-правовая форма страховой организации, при которой каждыйстрахователь одновременно является членом такого страхового общества. ОВС — это объединение страхователей в целях совместного создания страховых продуктов определенного вида только для членов данного общества.

В соответствии с законодательством РФ общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями.

На зарубежных страховых рынках кроме обществ взаимного страхования действуют также некоммерческие организации, осуществляющиекооперативное страхование и имеющие, соответственно, организационно-правовую форму «страховой кооператив». В Российской Федерации страховые кооперативы в настоящее время отсутствуют в связи с тем, что отсутствуют достаточные законодательные основания для использования данной организационно-правовой формы.

Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период является развитиеконкуренциистраховых организаций. Конкуренция действует не только в сфередобровольного страхования, но и в сфереобязательного страхования (например, между страховщиками, осуществляющимиОСАГО илиОПО). Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. Однако, конкуренцию в страховании нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии на страхование крупных рисков, необходимо сотрудничествостраховщиков. Это сотрудничество осуществляется в формесострахования иперестрахования. Важным принципом организации страхования как частимеждународных экономических отношений являетсямеждународное сотрудничество в области страхования и, особенно, перестрахования. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Страховая деятельность основана на принципахэквивалентности ислучайности. Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами страховой организации и её расходами.

На страховом рынке Российской Федерации действуют страховщики, имеющие различные организационно-правовые формы (акционерное общество,общество с ограниченной ответственностью и др.).

Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм коммерческих страховых организаций. Единственное требование состоит в том, что в качестве страховщика может выступать толькоюридическое лицо.

Учредителями страховой компании могут быть какфизические, так июридические лица, в том числе иностранные.

Российское страховое законодательство выделяется в качестве особой формы, в которой может быть создан страховщик,общество взаимного страхования (ОВС). При этом Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не относит ОВС к категории «страховые организации».

По данным ФСФР ведином государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на январь 2015 года были зарегистрированы 405 страховых организаций (393 страховых и 12 перестраховочных компаний) и 11 обществ взаимного страхования. На протяжении 2009—2015 годов число страховых и перестраховочных компаний в Российской Федерации неуклонно снижается (с ~760 до ~405 и с ~25 до 12 соответственно)[6].

5. Государственное регулирование страхования

Государственное регулирование является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующегорынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельностистраховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей[3].

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

-лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача (отзыв) имлицензий на страховую деятельность и на проведение определенных видов страхования.

- контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков.

- разработка форм и порядка статистической отчетности, и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

- налогообложениестраховщиков истрахователей.

- другие меры государственного регулирования страховой деятельности, включая контроль за соблюдением порядка выплаты страховых возмещений.

В настоящее время Основныморганом государственной власти, осуществляющим регулирование страховой деятельности в РФ, являетсяМинистерства финансов РФ и Банк России (за исключением разработки законопроектов).

Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой.

Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ», затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (первый рыночный закон о массовом виде страхования), «Об обязательном страховании военнослужащих». Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

- организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

- создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

- определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

- установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30). Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

Органом государственного надзора за страховой деятельностью в разные годы являлисьРосстрахнадзор (1992—1998 годы), Департамент страхового надзора Минфина РФ (1998—2004),Федеральная служба страхового надзора (ФССН) (2004—2011),Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (2011—2013).

Основными функциями ФСФР в части страхового надзора являлись:

- выдача (а также отзыв и приостановление) лицензий на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого Государственногореестра субъектов страхового дела (в которые включены страховые и перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии)и их объединений;

- установление по согласованию сМинистерством финансов РФ иФедеральной службой государственной статистики плана счетов и правилбухгалтерского учёта, показателей и форм учёта страховых операций и отчётности;

- установление сроков публикации годовыхбалансов и счетовприбылей (убытков)страховщиков;

- контроль за обоснованностьюстраховых тарифов и обеспечениемплатёжеспособностистраховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

- обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.

Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства.

Минюст 20 февраля 1915 года зарегистрировалуказание Банка России о требованиях к плану оздоровления финансового положения страховой организации. Такой план в обязательном порядке предоставляется в ЦБ в случае нарушения страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств. Указание устанавливает требования к содержанию плана оздоровления финансового положения. Документ вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России». [5]

Правительство обнародовало план регулирования страховой отрасли на ближайшие пять лет. Согласно документу, в 2016 г. будут изменены законы об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) и перевозчика (ОСГОП). А в 2019 г. очередные новшества ждут закон об ОСАГО. Это следует из проекта постановления правительства РФ об утверждении уточненной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2014–2020 гг. В документе перечислены нормативные акты, регулирующие страховую отрасль, которые Минфин планирует принять в ближайшие пять лет.

Согласно программе регулирования страховой деятельности в 2014–2020 гг., изменениям подвергнутся почти все обязательные виды страхования. В 2016 г. правительство планирует внести поправки в законы об ОСОПО и ОСГОП и ОСАГО. А в 2019г. правительство предполагает продолжить «совершенствование законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом правоприменительной практики».

В 2015 г. правительство планирует принять законы о страховании жилья от стихийных бедствий и о страховании медицинских расходов граждан, выезжающих за рубеж. В 2017 г. предполагается, в частности, принять закон о страховании рисков причинения вреда в сфере природопользования. В 2018 г. будет отрегулирована работа филиалов иностранных страховщиков на территории РФ в связи со вступлением России в ВТО.

6. Общие черты и отличия страхования в России и зарубежных странах

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

Страхование в России развивается поступательными темпами, - страховой рынок демонстрирует прирост в объеме 20-25% в год. По итогам 2007 года эксперты в качестве объема страхового рынка называли сумму в 20 млрд. долларов. При этом они отмечали невысокий уровень проникновения страховых услуг в жизнь среднестатистического россиянина и, как следствие, существенный потенциал для дальнейшего развития страхования в России.

С 17 января 2004 года на российский рынок были допущены европейские страховщики. Им было разрешено заниматься всеми ведущими видами страхового бизнеса - страхованием жизни, обязательным страхованием. Страхование жизни, популярное за рубежом, в России приживается с трудом. Сами страховщики причиной этого считают невысокие доходы населения и "низкий уровень страховой культуры". Впрочем, участники рынка признают, что у страхования жизни как финансового инструмента - небольшая доходность.

В Европе, США или Японии каждый уважающий себя представитель среднего класса имеет полис накопительного страхования жизни. И это вполне объяснимо. Накопительное страхование жизни в Европе известно с XVII века. А к концу XIX века подобные компании работали уже во всех европейских странах и США. Уже в те времена договоры по страхованию жизни предусматривали как фиксированную выплату в случае смерти, так и выплаты в случае дожития до определенного срока. С относительным успехом этот вид страхования развивался и в дореволюционной России.

Сегодня накопительное страхование жизни предполагает, что человек в течение заранее определенного срока (от 1 до 20 лет) ежемесячно, ежегодно или ежеквартально вносит в кассу страховой компании определенную сумму средств, а по истечении срока договора получает страховую сумму вместе с накопленными процентами. Размер взносов рассчитывается в зависимости от страховой суммы, которая определяется самим страхователем.

Пока что интерес к страхованию в России проявляют, в основном, люди обеспеченные и наиболее прогрессивные руководители предприятий.

Интерес населения к страхованию в России в разрезе страховых продуктов также является поводом для размышлений. Некоторые из услуг страховщиков пользуются довольно высоким спросом: это, в первую очередь, ОСАГО и добровольное медицинское страхование. ОСАГО в силу закона является обязательным видом страхования в России, а добровольное медицинское страхование довольно часто уже входит в гарантированный работодателем соцпакет, а не представляет собой прямой выбор гражданина.

Корпоративное страхование имущества и полисы КАСКО не столь востребованы, - у этих направлений существуют резервы для дальнейшего роста. Острая конкуренция, имеющая место на рынке страхования в России, изменила критерии в отношении выбора страховой компании. На первый план вышли качество обслуживания и репутация страховщика. Цена полиса перестала играть решающую роль в выборе. Страхователи стали более требовательными к качеству обслуживания и процессам урегулирования выплат по страховым случаям. Однако стандарты качества рынка страхования в России находятся пока в стадии формирования.

Главным инструментом поддержки сельского хозяйства должно быть агрострахование. К такому выводу недавно пришли американские законодатели, одобрившие так называемый Farm Bill – Закон о сельском хозяйстве на период с 2014 по 2018 г., в котором записан полный отказ от прямых дотаций аграриям в пользу господдержки агрострахования. Для России данный опыт может служить долгосрочным ориентиром. Система агрострахования, впервые введенная в России специальным законом в 2012 году, применила пока ещё иной принцип господдержки. Она основана на принципах субсидирования.

Данные страховщиков НСА свидетельствуют, что выплаты аграриям по сельхозстрахованию сопоставимы с возмещением по промышленному страхованию. Независимые эксперты АНО «Независимый актуарный информационно-аналитический центр» провели актуальные расчеты на основе которых следует, что риски потерь гораздо выше, чем это представляется на первый взгляд, и ставки субсидирования в ряде регионов крайне занижены.

Согласно анализа “Барометр рисков Allianz” на 2014 год:

• Самыми серьезными рисками для компаний на 2014 год являются перерыв в производстве и цепочке поставок, стихийные бедствия, пожар и взрыв. На перерыв в производстве и цепочке поставок приходится порядка 50-70% всех убытков по имущественному страхованию. В 2013 году их общий размер составил $26 млрд. Как и в прошлогоднем “Барометре рисков”, они являются самой серьезной причиной для беспокойства у компаний по всему миру, в том числе, в Австралии, Бразилии, Франции, Германии, Великобритании и США. Убытки по второму из самых серьезных рисков – стихийным бедствиям – в 2013 году были еще больше, чем от перерыва в производстве, составив около $38 млрд. (источники: Swiss Re Sigma, AGCS). В предыдущем году они оказались еще выше - $75 млрд., что было связано с более разрушительным сезоном ураганов в Атлантике.

• Кибер-риски и ущерб для репутации заметно переместились вверх в рейтинге рисков. В “Барометре рисков” кибер-риски сделали самый большой скачок, поднявшись с 15 на 8 место, в то время как репутационные риски переместились с десятой строчки рейтинга на шестую.

• Все более сложные и взаимосвязанные риски требуют сильного внутреннего контроля и целостного подхода к риск-менеджменту. Ущерб для репутации или ценности бренда сделал самый большой скачок в верхней десятке рисков в Северной и Южной Америке (с восьмой строчки в 2013 году на четвертую в 2014-м. Та же тенденция наблюдается в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Глобальное исследование Allianz также интересно и актуально и для участников страхового рынка России. Оно позволяет определить наше место в мировой системе координат в области риск-менеджмента и привлекает внимание к угрозам, которые мы недооцениваем».

На топ-10 страховых компаний пришлось почти 60% от общих сборов (583,2 млрд р.)

Первое место в рейтинге топ-10 по итогам 2014 г. занял «Росгосстрах», чьи поступления достигли почти 130 млрд р. Второе место занимает «СОГАЗ», третье ‒ «Ингосстрах». Кроме того, в десятку лидеров по сборам за 2014 г. вошла компания «Сбербанк Страхование Жизни». [7]

Топ-10 страховых компаний по сборам за 2014 г.

Компания

Премии (млрд р.)

Выплаты (млрд р.)

Росгосстрах

129,86

55,06

СОГАЗ

105,22

42,17

Ингосстрах

65,77

48,39

РЕСО-Гарантия

65,25

38,29

АльфаСтрахование

47,77

24,79

ВСК

37,68

20,82

ВТБ Страхование

36,63

14,58

Сбербанк Страхование жизни

36,48

0,51

Согласие

33,85

26,99

Альянс

24,65

21,55

Итого

583,16

293,15

Банк России подвел итоги страхового рынка в 2014 году. За год общий сбор премий на страховом рынке составил 988 млрд рублей, а выплаты — 472 млрд рублей (+12%). По каско страховщики собрали 218 млрд, по ОСАГО – 151 млрд рублей. По сравнению с итогами 2013 года рынок каско вырос лишь на 2% (с 980 млрд рублей), а ОСАГО – на 12% (со 135 млрд). При этом количество договоров по последнему виду страхования увеличилось незначительно – с 39 млн в 2013 году до 40 млн в 2014-м. Причем размер выплат по этому виду страхования растет быстрее страховых премий. Так, средняя выплата по «автогражданке» в 2013 году была 27 тыс. рублей, а в 2014-м уже 33 тыс. рублей, рост составил 22%.

На рынке каско ситуация сейчас непростая. Связано это как с резким сокращением продаж автомобилей (в силу ряда причин), так и с увеличением суммы страхования из-за возросшей стоимости запчастей, цены на которые привязаны к валюте. Компании сейчас пытаются как-то выходить из положения, вводят франшизу, но падение рынка это останавливает мало. [4]

Согласно прогноза реальный объем страхового рынка России в 2015 году сократится, темпы прироста страховых взносов будут ниже инфляциии и составят 5–8%, объем рынка не превысит 1 080 млрд рублей. Динамика страховых взносов в 2015 году будет зависеть от внешних для страхового рынка факторов. Базовый прогноз предполагает относительно умеренный кризис на банковском рынке, сохранение санкций против России на текущем уровне, незначительное сокращение объемов ВВП, повышение тарифов по ОСАГО вслед за ростом лимитов по жизни и здоровью. [9]

Заключение

Исторически возникнув в связи с необходимостью обеспечить компенсации убытков, не подлежащих переложению на других лиц, страхование претерпело в ходе своего длительного развития существенные изменения и распространяется сейчас на многие случаи, когда наступление убытков связано с гражданско-правовой ответственностью их причинителя. В таких случаях страхование служит для потерпевшего дополнительной гарантией охраны его имущественных интересов. В дальнейшем наряду с имущественным страхованием, обеспечивающим возмещение убытков, связанных с утратой или повреждением материальных благ, появилось личное страхование, гарантирующее выплаты определенных денежных сумм при наступлении смерти, увечья, болезни, при дожитии до определенного возраста человека.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.

Страхование – необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Целью организации страхового дела в России является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением – обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

Современное государство широко использует механизмы страхования в формесоциального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти. При этом организация и деятельность государственных фондов социального страхования и пенсионных фондов регламентируются специальным законодательством, отличным от законодательства, регулирующего деятельность специализированных страховых организаций.

Страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить надёжную страховую защиту физических и юридических лиц, оно должно быть организовано так, чтобыстраховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности и неукоснительно выполняли свои обязательства перед страхователями. Это достигается введением государственного регулирования страховой деятельности, разработкой юридических и экономических основ страхования.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА», объем страхового рынка России в 2015 году не превысит значения 2014 года. Негативный сценарий реализуется при углублении кризиса на банковском рынке, значительном расширении санкций против России, заметном сокращении ВВП и сохранении тарифов по ОСАГО на прежнем уровне.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 04.11.2014) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

© КонсультантПлюс, 1992-2015

Статья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования

(в ред. Федеральногозакона от 10.12.2003 N 172-ФЗ)

Список использованной литературы:

1. АСН, 3 февраля 2015 (Агентство Страховых Новостей)

2. Сплетухов, Юрий.Государственное регулирование страховой деятельности. «Аудитор» (10 февраля 2000).

3. “Барометр рисков Allianz” на 2014 год

(http://www.agcs.allianz.com/assets/PDFs/Reports/Allianz-Risk-Barometer-2014_EN.pdf)

4. Страхование (http://www.rustrahovka.ru)

5. Агентство страховых новостей. 02.03.2015

(http://www.asn-news.ru/news/50907#ixzz3TFuRp5lT)

6. Реестр страховых компаний январь 2015года

(http://www.insur-info.ru/register/)

7. Виртуальная газета страхового рынка «Итоги страхового рынка за 2014 год» (http://www.insurance-info.ru/)

8. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 304 с.

9. Виртуальная газета страхового рынка «Итоги страхового рынка за 2014 год» (http://www.insurance-info.ru/)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47655. ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИКИ 1.26 MB
  Курсовой проект по курсу “Локальные системы автоматики†посвящен синтезу локальной системы регулирования технологического параметра объекта включающему в себя выбор необходимого закона регулирования регулятора и разработку системы в целом на базе приборов ГСП. Ниже рассматриваются основные системы регулирования барабанных котлов каждая из которых включена в отдельное задание на курсовое проектирование. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПАРА ПЕРЕД ТУРБИНОЙ к заданию № 1 Основным требованием предъявляемым к котлам является выработка...
47657. Бухгалтерський облік господарських операцій. Методичні рекомендації 311 KB
  Для виробничих потреб підприємство придбало автомобіль вартістю 100000 К1000 грн. Підприємством оплачено суму збору до Пенсійного фонду 3 та вартість державної реєстрації автомобіля в органах ДАІ 500 грн. Витрати зі страхування цивільноправової відповідальності автовласника склали 1000 грн. строк дії договору страхування 1 рік; витрати на придбання полісу КАСКО 3000 грн.
47658. Методические указания. Регионоведение 277 KB
  Новосибирск: НГТУ 2009 Рецензент: Методические указания содержат сведения о квалификационных требованиях к курсовым работам для студентов специальности направления Регионоведение организации их выполнения и защиты на кафедре Международных отношений и регионоведения НГТУ консультативные рекомендации по выбору темы и теоретических основ работы обязательные требования в отношении композиции работы научного аппарата и оформления. План выполнения курсовой работы42 Приложение 2. Основная цель курсовой работы выработка...
47659. Технологическое проектирование автотранспортного производства 665 KB
  Цель курсового проекта – формирование научных, профессиональных знаний и навыков в области технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. При изучении дисциплины студенты получают знания о современных технологических процессах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, об особенностях проектирования и реализации технологических процессов технической эксплуатации на предприятиях автомобильного транспорта
47660. Методичні вказівки. Чисельні методи в інформатиці 1.52 MB
  У тому випадку, коли заздалегідь невідомий ступінь багаточлена Лагранжа, який необхідно використовувати для забезпечення необхідної точності, уживають підхід, заснований на рекурентній схемі організації обчислень, яка звісна, як схема Ейткена
47661. Оптимизация распределения нагрузки электроэнергетической системы между работающими в ней электростанциями и их энергоблоками 208.5 KB
  Методические указания к выполнению лабораторной работы «Оптимизация распределения нагрузки электроэнергетической системы между работающими в ней электростанциями и их энергоблоками» по дисциплине «Автоматизация энергосистем» для студентов