100493

Семейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка

Реферат

Психология и эзотерика

Дать определение семьи и раскрыть основные ее функции. Раскрыть структуру семьи и описать основные ее нарушения. Провести исследование влияния семейных отношений на развитие личности

Русский

2017-11-14

218 KB

0 чел.

Курсовая работа

«Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ ЕЕ ФУНКЦИЯХ И СТРУКТУРЕ 7

Современная семья и ее функции 7

Структура семьи и ее нарушения 10

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 20

2.1. Организация и обоснование методов исследования 20

2.2. Анализ результатов исследования 26

3.2. Рекомендации по результатам исследования 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ЛИТЕРАТУРА 40

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личности растущего человека, развитие его духовности, нравственности и потребностей активизируются в деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, нравственных и духовных ценностей. Становление личности ребенка как социального существа является процессом «прорастания в индивиде общечеловеческого». Оно происходит благодаря восприятию и освоению ребенком окружающей действительности и самого себя сквозь призму освоенной им части опыта, накопленного человечеством. Этим определяется значение умственного воспитания ребенка, формирования у него системы знаний и познавательных способностей.

Младший дошкольный возраст ребенка является периодом интенсивного формирования базовых качеств будущей личности на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. И в эти годы, когда формируются основные черты личности, роль семьи как воспитателя особенно велика. Известно, что отношения взрослых — пример для маленьких. Эмоционально-нравственный микроклимат семьи, основанный на высоких гуманных отношениях близких — залог развития в ребенке отзывчивости, умения сопереживать, правильно реагировать на семейные события.

Наряду с традиционными функциями , связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни [1, 74]. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния семейных отношений на развитие личности.

Объектом изучения являются современные семьи

Предметом является изучение влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Задачи курсовой работы

1. Дать определение семьи и раскрыть основные ее функции

2. Раскрыть структуру семьи и описать основные ее нарушения

3. Провести исследование влияния семейных отношений на развитие личности

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ научных разработок по психологии, педагогике и другим областям знания относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез, моделирование и типологизация.

2. Эмпирические: диагностика тревожности детей, наблюдение за воспитательным процессом в ДОУ и семье ребенка. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.

Эмпирическая база. Экспериментальную группу составили 30 детей в возрасте от 7 до 8 лет, посещающих ДОУ № 103.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты могут быть использованы как источник расширения фактологической базы в изучении взаимосвязи особенностей родительского отношения в формировании личности ребенка.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты экспериментальных методик, процедуры и способы анализа результатов, предложенные в работе, дают возможность получить качественную и количественную оценку особенностей влияния семьи на развитие личности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современная семья и ее функции

Для человека семья – главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности [21].

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми [19].

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней на протяжении XX в. (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи. По мнению С. И. Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются [19].

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи, с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания [19].

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же [19].

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности — общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты [27].

Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений [27].

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них [21].

Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция.

Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция).

Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).

Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

1.2. Психологическая характеристика типов семей

Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки [24].

В современной России насчитывается более 40 млн. семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%) [27]. Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей.

Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.

Традиционная, или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) – добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.

К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Существуют и различные варианты переходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству.

Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.

Вместе с тем есть категория семей, которые относят к неблагополучным семьям. М.М. Плоткин считает правомерным разделение неблагополучных семей на четыре категории [26]:

конфликтная,

аморальная,

педагогически несостоятельная

асоциальная семья.

Конфликтная семья, наиболее распространенная в ряду неблагополучных, составляет около 60% от общего числа. Конечно, в любой, даже вполне благополучной семье, может иметь место конфликт. Но в отличие от нее конфликтная находится в таком состоянии перманентно, ссоры в ней не затухают, супруги постоянно пребываю г в состоянии конфронтации, не видят из него выхода. Результатом постоянных скандалов становится постепенное разрушение семьи, утрата положительных эмоций, чувства ответственности друг за друга и детей. И в период своего зарождения, и в момент предельного состояния конфликт связан с затратой огромной психической энергии. «Крайними» в такой обстановке становятся дети. Их состояние замкнутости, подавленности либо нервозности, возбудимости как нельзя лучше отражают всю картину разложения такой семьи. Вывести стороны из подобного, длящегося не день и не месяц стресса очень трудно.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле глупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка [12].

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существует весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей использую характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации.

К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семья с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований. [24]

Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронат и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Тем более, что криминогенная опасность таких семей таких семей распространяется не только на собственных детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые благодаря взрослым приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

Знание особенностей каждого типа необходимо для совершенствования социально-педагогической работы с семьей, для оказания ей квалифицированной помощи в решении семейных проблем.

Аморальная семья - это не разновидность семьи конфликтной. Механизмы взаимодействия здесь совершенно иные. Если в конфликтной еще существуют какие-то «зоны согласия» либо эти зоны сохраняются до поры до времени, а цели начинают расходиться постепенно, по мере нарастания конфликта, связанного с их достижением, то в аморальной семье полностью отсутствует стремление к общим целям. Никакого взаимодействия нет и в помине. Более того, сам конфликт и есть та цель, ради которой люди живут вместе. При этом все происходит по принципу «чем хуже, тем лучше». Формы поведения и отношений в такой семье - самые резкие, негативные. Забыты (а может быть, их и не знали) все этические, моральные нормы поведения и отношений [26].

В этом случае необходим компенсаторный подход. Таким охранным местом до кардинального разрешения ситуации могут быть школа, учреждения социальной защиты, где есть специалисты, педагоги, социальные работники, способные точно оценить ситуацию, помочь ребенку.

В педагогически несостоятельных семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. Вначале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом [26].

Причины аномальных явлений в таких семьях различны. Среди них - нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности ребенка, когда процесс воспитания направлен не на него, а как бы мимо. Нередко воспроизводятся ситуации, в которых воспитывались сами родители. Повторяются ошибки: излишняя опека, ничем не оправданные ограничения, непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и др. [26].

Рассогласование во взаимоотношениях с ребенком становится источником возникновения конфликта в семье в целом. Родители или объединяются для ведения «войны» с собственным «чадом», или, пытаясь свалить вину за все неприятности, связанные с ним, друг на друга, начинают взаимные обвинения. Это, в свою очередь, нередко становится причиной распада семьи. Недаром социологи фиксируют пики разводов именно в тех семьях, где дети достигли подросткового возраста.

В семье, где доверие детей к родителям непререкаемо, а стремление подражать возникает рано, дети невольно попадают под влияние родителей - их установок, отношений, взглядов на события, явления, людей. Это влияние осложняется тогда, когда наблюдается расхождение между «правильным» словесным воспитанием и реальными делами, когда родители при детях открыто, высказывают свое пренебрежение важнейшими общественными заповедями, игнорируют общепринятые правила нравственности и гуманного поведения. Семейное неблагополучие такого рода состоит как раз в том, что пример, казалось бы, хороших родителей и семьянинов формирует людей бездуховных, циничных. Асоциальная семья - подходящая среда для таких людей.

В неблагополучных семьях родители имеют специфические взгляды на воспитание детей. Так, З.А.Зимелева представляет типологию родителей, составленную на основании замеченных склонностей и определенных тенденций во взглядах на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно [22]

Первая группа. Родители агрессивных детей отвергают оптимистическую, позитивную установку по отношению к будущему собственного ребенка. Они сомневаются либо не уверены, повезет ли их ребенку в дальнейшем. Несмотря на то, что пожелания в адрес детей вполне традиционны, родители не всегда говорят об этом с детьми. Таким образом, дети часто просто не знают о том, какими их хотели бы видеть родители. Родители проводят вместе с ребенком мало времени. Ребенку посвящается лишь время, необходимое для осуществления внешнего контроля за ходом учебных занятий и помощи по дому. Родители не имеют четкой системы категорических запретов и санкций. Иными словами, один и тот же проступок ребенка в одной ситуаций может повлечь за собой наказание, в другой - нет (ребенком такая позиция воспринимается, как повод понадеяться на «авось», он идет на риск и нарушает неустановленное правило). При этом такие родители чаще всего негодуют, если ребенок начинает проявлять «нежелательные» эмоции. Они запрещают злиться, ругаться, обижаться на других людей, не думая о том, что уже возникшая эмоция при таком запрете вытесняется в неконтролируемую зону психики. Соответственно, возникает недовольство в отношениях ребенка со сверстниками: редко кто-то из описываемой группы родителей оценивает общение своего ребенка со сверстниками как вполне благополучное, малоконфликтное. У взрослых членов семьи, как правило, не совпадают взгляды на воспитание детей - эта закономерность провоцирует в ребенке склонность манипулировать взрослыми для достижения своих целей. За плохое поведение ребенка следует наказать, однако частые наказания не приносят должного эффекта и дети не боятся или с равнодушием относятся к наказаниям. Родители данной категории редко выступает в роли советчиков, к которым дети приходят за помощью. Некоторые родители даже определенно указали на то, что дети никогда не обращаются к ним за советом.

Вторая группа. Родители настроены вполне оптимистично в размышлениях о судьбе своего ребенка. Считают, что у ребенка больше шансов выиграть, чем проиграть в жизни. Они прямо транслируют свои пожелания ребенку и уверены в том, что он знает, каким бы его хотели видеть в будущем взрослые. Родители, как правило, с удовольствием уделяют ребенку большую часть свободного времени, занимаясь вместе с ним различными делами. Так что ребенок не воспринимает родителя как некую контролирующую инстанцию, а видит в нем живого человека, имеющего собственные интересы, приоритеты и увлечения. Относительно категорических запретов можно сказать следующее, в семьях существует определенный перечень поступков, считающихся недопустимыми, исключая только «особые обстоятельства». Например, ребенку разрешается под Новый год лечь спать на некоторое время позднее, чем обычно. Чаще всего запрещается обманывать. Это свидетельствует о том, что родители готовы понять ребенка, даже если он оказался в какой-то критической ситуации. Родители не видят катастрофы в неизменно возникающих затруднениях и учат ребенка не избегать ссор и отрицательных эмоций, а справляться с трудностями и разрешать конфликты. Большинство представителей второй группы родителей считают отношения своих детей со сверстниками вполне благополучными. Взрослые члены семьи согласуют воспитательные стратегии. По основополагающим позициям их взгляды на воспитание детей практически совпадают. Некоторые заслуги ребенка в ряде семей поощряются материально. К наказаниям прибегают не часто, однако «штрафные санкции» являются эффективной воспитательной мерой. Дети переживают, боятся огорчить родителей и быть наказанными. Более половины родителей, отнесенных ко второй группе, считают, что ребенок всегда обращается к ним за советом, остальные родители придерживаются мнения об избирательном обращении к ним за помощью. Ни один родитель, в противовес представителям первой группы, на вопрос об обращении за советом не дал отрицательного ответа.

Таким образом, проблемы неблагополучных семей самые разнообразные. Это трудности супружеских взаимоотношений, противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей, гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и т. д.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2.1. Организация и обоснование методов исследования

Для выявления влияние семейных отношений на развитие личности ребенка нами были обследованы группа детей и их родителей, демонстрирующие разные взаимоотношения в семье.

Первый этап исследования – формирование выборки – производился с помощью изучения личных дел детей, бесед с родителями.

Второй этап исследования – выбор методов и методик исследования.

Третий этап исследования – экспериментальный. Тестирование детей и их родителей.

Четвертый этап исследования – анализ полученных результатов.

Для выявления специфики психологических особенностей родительского отношения к собственному ребенку нами использовались следующие методики:

По теории стилей воспитания самыми негативными и влияющими на уровень тревожности являются стиль авторитарный и попустительский. В данной выборке участвуют дети, чье воспитание основано на авторитарных и попустительских отношениях и установках.

Для выявления специфики семейных взаимоотношений нами использовались методики:

Методика 1. Методика PARI - исследование родительских установок и реакций [20]

Методика PARI ( parental attitude research instrument ) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 – оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков, их номера шкал 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (№3);

ощущение самопожертвования в роли матери (№5);

семейные конфликты (№7);

сверхавторитет родителей (№11);

неудовлетворенность ролью хозяйки дома (№13);

«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (№17);

доминирование матери (№19);

зависимость и несамостоятельность матери (№23).

Отношение родителей к ребенку описывается с помощью 15 признаков, которые делятся на следующие 3 группы:

Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера шкал 1, 14, 15, 21);

предоставление ребенку возможности высказаться, вербализаций (№1);

партнерские отношения (№14);

поощрение активности ребенка (№15);

уравнительные отношения между родителями и ребенком (№21).

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера шкал 8, 9, 16):

раздражительность, вспыльчивость (№8);

суровость, излишняя строгость (№9);

уклонение от контакта с ребенком (№16).

Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера шкал 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (№2);

преодоление сопротивления, подавление воли (№4);

создание безопасности, опасение обидеть (№6);

исключение внесемейных влияний (№10);

подавление агрессивности (№12);

подавление сексуальности (№18);

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (№20);

стремление ускорить развитие ребенка (№22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Для выявления развития личности (младших дошкольников) проводились следующие методики:

Методика 1. Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

Данный тест разработали Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Задача заключается в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в большей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его эмоционального опыта ( в большей мере негативного) в этой и подобных ситуациях, а повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Данное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Предлагаемый тест предназначен для детей дошкольников , где экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. Так на каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках - мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

число негативных выборов

ИТ = -------------------------------- х 100%

Общее число выборов

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

Методика 2. Графическая методика «Кактус» (М. Панфилова). Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

2.2. Анализ результатов исследования

На первом этапе нами были опрошены воспитатели данной исследуемой группы детей на предмет о характеристиках, по их наблюдениям, семейных отношений. Так воспитателями было отмечено, что в группе есть благополучные семьи, в которых родители очень пекутся за своих чад и уделяют им огромное внимание, участвуют во всех мероприятиях дошкольного учреждения, интересуются взаимоотношениями детей в группе, положением собственного ребенка в группе и, конечно же, делают все для психологического благополучия дошкольника. Таких детей в группе не очень много, по мнению воспитателей всего лишь 8 человек. Так опираясь на мнение воспитателей, и наше собственные наблюдения, данных детей мы относим к 1 группе, которую характеризуем как благополучную в плане семейных отношений, где присутствуют внимание, забота и любовь по отношению к детям воспитывающихся в данных семьях.

Вторую часть детей – 12 человек мы отнесли к менее благополучной группе, где по нашим наблюдениям в семейных отношениях есть проблемы. Так, например 7 детей воспитываются в неполных семьях, где мамам приходиться большую часть времени посвящать работе, а воспитание детей возложено на воспитателей детского учреждения, их очень поздно забирают из детского сада, мамы не интересуются делами ребенка в детском саду, позволяют себе окрики на детей даже в присутствии педагогов, очень часто проявляют нервозность и агрессию по отношению к собственным детям. 1 ребенка воспитывает тетя, у которой также имеются собственные дети и видимо ей не хватает времени уделять должного внимания к данному ребенку, по этой причини она также как и другие мамы позволяет себе некорректное отношение к данному ребенку. Остальные 4 ребенка воспитываются в семьях. Где четко прослеживается попустительский тип отношений, как между родителями, так и по отношению к ребенку.

Таким образом, в своем исследовании мы разделили детей на две группы по критерию благополучности взаимоотношений в семье.

1 группа – 8 детей, воспитывающихся в благополучных семьях, где семейные взаимоотношения построены на уважении, внимании, любви друг к другу.

2 группа – 12 детей, воспитывающиеся в семьях, где семейные взаимоотношения построены на раздражительности, агрессивности, попустительстве, эгоизме и ряда других негативных проявлений.

На втором этапе было организовано собственно исследование, касающееся разных сторон отношения родителей к ребенку:

1 - оптимальный эмоциональный контакт,

2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

3 - излишняя концентрация на ребенке

Центральное место в семейных взаимоотношениях занимает сфера эмоциональных отношений – принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия ребенка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации.

Таблица 1

Результаты методики PARI (parental attitude research instrument)

Признаки шкалы

родители 1 группы

родители 2 группы

Оптимальный эмоциональный контакт

предоставление ребенку возможности высказаться, вербализаций (№1);

12,25

6,5

партнерские отношения (№14);

14,05

7,15

поощрение активности ребенка (№15);

12,5

5,9

уравнительные отношения между родителями и ребенком (№21).

12,7

6,1

Итого ср.зн.

12,87

6,41

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

раздражительность, вспыльчивость (№8);

5,4

8,4

суровость, излишняя строгость (№9);

3,4

7

уклонение от контакта с ребенком (№16).

4,35

6,05

Итого ср.зн.

4,38

7,15

Излишняя концентрация на ребенке

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (№2);

8,2

3,55

преодоление сопротивления, подавление воли (№4);

8,3

12,3

создание безопасности, опасение обидеть (№6);

5,9

4,1

исключение внесемейных влияний (№10);

6,2

5,75

подавление агрессивности (№12);

6,3

5,75

подавление сексуальности (№18);

5,8

5,8

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (№20);

10,45

3,4

стремление ускорить развитие ребенка (№22).

5,65

4,45

Итого ср.зн.

7,1

5,63

Однако заметим, что оптимальный эмоциональный контакт в большей степени присущ родителям 1 группы детей, нежели родителям 2 группы. Интересным представляется и то, что родители 1 группы считают, что они больше в отличие от родителей 2 группы предоставляют своим детям возможность высказаться, поощряют активность ребенка, считают, что между ними и ребенком существуют дружеские и равные отношения.

Уравнительные отношения между родителями и ребенком, поощрение активности ребенка, партнерские отношения выступает как условие и следствие развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимообусловливают друг друга таким образом, что позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими отношениями. Полученные результаты позволяют нам увидеть, что в большей степени в таких отношениях заинтересованы родители 1 группы, практически по всем перечисленным шкалам их результаты превышают результаты родителей 2 группы.

Излишняя эмоциональная дистанция в большей степени характерна родителям 2 группы (7,15), нежели 1 группы (4,38). Так, высокий уровень преодоление сопротивляемости и подавление воли обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Однако заметим, что это в большей степени это свойственно родителям 2 группы (12,3) нежели матерям (8,3). Высокий уровень создание безопасности, опасение обидеть, напротив, способствует установлению согласия между родителем и ребенком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями.

Итак, полученные результаты позволяют рассматривать эмоциональный компонент семейных отношений как ведущий в определении их конструктивности. Рост неудовлетворенности детей характером эмоциональных отношений с родителями выступает как фактор риска развития и трансформации отношений в направлении обеспечения необходимого баланса автономии и эмоциональной безопасности детей.

Таким образом, первоначальное предположение о том, что есть семьи, в которых дети не являются главной ценностью семейных отношений, и семьи, где дети занимают центральную позицию экспериментально подтверждена.

Далее нам представляется интересным рассмотреть особенности проявления тревожности детей в зависимости от специфики семейных отношений.

Нами был проведен тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Детям предлагалось рассмотреть 14 рисунков, где была изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке – изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, мы давали инструкцию. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка мы фиксировали в специальном протоколе, а затем нами были занесены в сводную таблицу данных (см. приложение 2). На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу. По индексу тревожности мы смогли определить уровень тревожности детей, рис. 1.

Рис. 1. Средние значения индекса тревожнсоти

по тесту Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Анализируя ответы детей было обнаружено, что практически по всем позициям дети 2 группы демонстрируют очень высокие результаты уровня тревожности, по сравнению с 1 группой. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки «Ребенок и мать с младенцем», «Объект агрессии», «Собирание игрушек», «Изоляция», «Ребенок с родителями», «Еда в одиночестве» Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, имеют очень высокий уровень тревожности, который проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-взрослый.

Таким образом, отмечается вероятность того, что дети, чьи родители отмечаются как очень занятые люди и неуделяющие должного внимания своим чадам, отличаются повышенным уровнем тревожности.

По индексу тревожности дети разделись на следующие группы, рис. 2.

Рис. 2. Индекс тревожнсоти

по тесту Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, в %

Количественный анализ результатов по тесту тревожности Амена показал, что более 50 % признаков тревожности имеются у детей 2 группы.

От 20 – 50 % признаков тревожности (средний уровень тревожности) обнаружен как в 1 группе, так и во второй с преумещественным значением для 1 группы.

Менее 20 % (низкий уровень тревожности) признаков тревожности: не выявлено ни в одной из исследуемых групп.

Таким образом, наибольший уровень тревожности обнаружен во второй группе, а качественный анализ показал, что он в большей степени проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый». Поэтому можно сделать предложение о том, что у большинства детей в данной группе формируются такие свойства личности, как повышенный уровень тревожности.

Далее с детьми была проведена Графическая методика «Кактус» (см. приложение 3). В результате анализа рисунков удалось выяснить то, что дети 2 группы чаще чем дети 1 группы демонстрировали симптомокомплеск тревожнсоти, таблица 2.

Таблица 2

Симптомокомплексы по методике «Кактус»

Симптомокомплексы

1 группа

2 группа

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

1

2

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

1

0

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

8

2

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

-

4

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

2

0

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

-

5

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

1

-

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

-

10

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

2

-

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

5

2

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

3

10

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

3

2

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

1

9

Итак, из таблицы видно, что в основном дети 1 группы рисовали достаточно позитивных, уверенных в себе, экстравертированных «кактусов», что явно свидетельствует об отсутствии тревожных симптомокомплексах. Дети же 2 группы демонстрировали рисунки с явными признаками тревожности, так как на их рисунках преобладали внутренние штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами, на рисунках чаще изображены кактусы в одиночке, дикорастущие, пустынные, что характеризует чувство одиночества, и отсутствие стремления к домашней защите.

Данные исследования подтвердили наше предположение о том, что существует связь между проявлением тревожности и спецификой семейных взаимоотношений. На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье – неблагоприятная обстановка.

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в семейных отношениях, были представлены рекомендации, направленные на их коррекцию, которые представлены в следующей главе.

3.2. Рекомендации по результатам исследования

На основе анализа полученных результатов мы считаем, что для решения психологом проблемы необходимо:

1. Родителям принять положительную установку на принятие ребенка таким, каков он есть. Принять ребенка это значит понимать своеобразие его психического развития, а не требовать от него нормальности, не завышать ожиданий и требований к нему, а видеть его реальные возможности. Очень важной потребностью любого ребенка, ребенка, является потребность в важности, значимости, сопричастности, принадлежности. И в первую очередь, в принадлежности к семье, даже если поведение ребенка кажется не соответствующим этой цели.

2. Наличие коммуникативной толерантности родителей (терпимости, переносимости); т. е. проявлять терпимость к ребенку, т.к. способность грубить, делать назло, не подчиняться требованиям взрослого, заносчивость это, прежде всего возрастные изменения ребенка, его реакция на новое восприятие взрослого мира. К тому же необходимо помнить и учитывать то, что неудобные и неприятные черты характера в дальнейшем могут преобразовываться в положительные качества личности. Так, упрямство, стремление сделать все по-своему при умелом воспитательном воздействии обычно преобразуются в целенаправленность, проявляются в ярком самостоятельном мышлении и независимости поведения.

3. Родителям иметь оптимистический взгляд на ребенка, что означает веру в наилучшие его качества, в наступление положительных результатов сотрудничества, в позитивные перемены в его поведении.

К сожалению, воспитывающие, порой сами, не осознавая того, демонстрируют неверие в ребенка. Комментируя его ошибки, поступки, неудачи, они добавляют: ты никогда не поймешь, чего от тебя добиваются; тебе говори, не говори – ты все равно не слышишь; ты никогда не поумнеешь и т. д. Подобные оценки не обладают позитивной внушающей силой, напротив, побуждают ребенка сопротивляться требованиям старших.

4. Родителям в общении с детьми совершенно недопустимы формулировки, принижающие умственные достоинства типа «какую глупость ты несешь», «не задавай идиотских вопросов», «ты никогда ничего не достигнешь», «из тебя не будет толку» и т. д., ставящие под сомнение физические достоинства ребенка и т. п., а также оскорбляющие личность ребенка посредством невыгодных сравнений, метафор и переноса («ты лентяй, каких свет не видел», «не распускай нюни, нельзя быть такой тряпкой», «все, что ты умеешь, так это врать», «что сияешь, как майский жук») и т. п.

5. Стремление родителей проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психологической помощи, т.е. помочь ребенку осознать, что он небезразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что при этом ему готовы оказать поддержку. Проявлять внимание не значит контролировать и по каждому поводу делать замечания. Внимательное отношение проявляется в попытках вдуматься в слова и поступки ребенка, подметить движения его души, найти объяснения сложившимся отношениям с окружающими. Даже отдельные реплики, оценки, поступки ребенка несут информацию о его внутреннем мире, неудовлетворенных потребностях, об отношении к себе и окружающим. Подчеркнутое внимание к личности молодого человека импонирует ему и становится основой уважительного отношения к старшим.

6. Ребенку необходима совместная деятельность с взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Ребенок может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить ребенка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого ребенка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с ребенком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность ребенка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с ребенком, рождает эмоциональную и духовную близость.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Ребенок постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое, давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения ребенка.

7. Оптимальная родительская позиция, отвечающая требованиям адекватности, гибкости и прогностичности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор литературных источников, позволяет заключить, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации личности ребенка. Развитие личности ребенка зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде ребенка, от умения направить процесс формирования его личности в правильном направлении, и главная роль родителей в этом процессе приобретают все большее значение. И от выбора методов воспитания сегодня зависит то, как будет себя чувствовать ребенок в обществе.

Основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать полноценной личностью. Семья – эта та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе, где он принимает перовые решения относительно себя и где начинается развитие его социальной природы. Не случайно в психологической и педагогической науке сложилось основанные на бесчисленных фактах убеждения о том, что даже самые грубые промахи учителей-воспитателей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей. Формирование в семье прочных нравственно-эстетических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - это все то, что необходимо для благоприятного развития ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: ACADEMI, 1995. - 224 с.

Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. С. 70-76.

Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208с.

Аллан Д. Ландшафт детской души. — СПб. - Мн.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997. - 256с.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать — дитя»//Вестник Санкт-Петербургского университета. — СПб.: изд. СПб. ГУ, 1994. В. 2. С. 85-102.

Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. - М.: Смысл, 2000. - 146с.

Блонский П. П. Педология. — М.: Учпедгиз, 1934. – 344 С.

Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и социально незащищенные семьи в изменяющейся России. — СПб: Сударыня, 1999. - 242 с.

Босанц М. Внебрачная семья. — М.: Наука, 1981. – 273 с.

Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.352с.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей). - М.: Изд. МГУ, 1990. - 136с.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М: Просвещение, 1967. - 196 с.

Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. - 144с.

Вельвовский И, 3. Система профилактического обезболивания родов. — М., 1963. – 216 с.

ВипникоттД. В. Маленькие дети и их матери. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 80с.

ВинникоттД. В. Разговор с родителями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 112 с.

Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 208с.

Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. — СПб.: Дельта, М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. - 432с.

Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998. - 272с.

Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – СПб.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001. - 272с.

Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. – 160 с.

Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей //Психологическая наука и образование. – 2001. - №4. – С. 22–27.

Мацковский М. С., Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе. — М.: Знание, 1986. - 48 с.

Мацковский М. С., Олсоп Д. Н., Гурко Т. А. Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. - 294 с.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 288с.

Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика, 2000, №1. – С.47 – 51.

Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс: Минтис, 1977. - 226 с.

Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 63 с.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. - 192 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Инструкция к тесту

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44611. Пакет как основная единица информации в ВС 41.5 KB
  При разбиении данных на пакеты скорость их передачи возрастает на столько что каждый компьютер сети получает возможность принимать и передавать данные практически одновременно с остальными ПК. При разбиении данных на пакеты сетевая ОС к собственно передаваемым данным добавляет специальную добавляющую информацию: заголовок в котором указывается адрес отправителя а также информация по сбору блоков данных в исходное информационное сообщение при их приеме получателем; трейлер в котором содержится информация для проверки безошибочности в...
44612. Переключение соединений 62 KB
  Различают два основных способа переключения соединений: переключение цепей каналов; переключение пакетов. Переключение цепей создает единое непрерывное соединение между двумя сетевыми устройствами. Переключение цепей.
44613. Способы организации передачи данных между ПК 80 KB
  Схему параллельного соединения можно иллюстрировать: Параллельное соединение Как видно из рисунка параллельное соединение по восьми проводам позволяет передать байт данных одновременно. Напротив последовательное соединение подразумевает передачи данных по очереди бит за битом. Соединение бывает: симплексное полудуплексное и дуплексное. О симплексном соединении говорят когда данные перемещаются только в одном направлении Полудуплексное соединение позволяет данным перемещаться в обоих направлениях но в разное время.
44614. Основные характеристики ВС 29 KB
  Основными характеристиками ВС являются: операционные возможности сети; временные характеристики; надежность; производительность; стоимость. Операционные возможности сети характеризуются такими условиями как: предоставление доступа к прикладным программным средствам БД БЗ т.; удаленный ввод заданий; передача файлов между узлами сети; доступы к удаленным файлам; выдача справок об информационных и программных ресурсах; распределенная обработка данных на нескольких ЭВМ и т. Временные характеристики сети определяют...
44615. Древний Египет 74.5 KB
  Древний Египет План Особенности развития государства и общества. Деспотия Форма государства в странах Древнего Востока. С возникновением государства обычай и стал источником права. Восточная деспотия форма государства при которой глава государства обладающий всей полнотой власти обожествляется управление осуществляется с помощью чиновников а население несет различные государственные повинности.
44616. Древний Рим 95.5 KB
  Основные понятия Квестор Должностное лицо магистрат выполнявший судебные функции в раннереспубликанский период а позднее ведавшее казной архивом; помощник правителя провинции. Квириты Коренные жители римской общины члены курий в период формирования римского государства; имели привилегированное правовое положение исключительно носители квиритского права квиритской собственности и т. Колонат Форма зависимости сельского населения от крупных землевладельцев сдавших участки земли арендаторам колонам периода домината. Комиции...
44617. Древняя Индия 72.5 KB
  Индостан и образовавшие первые государства. Развитие государства Древней Индии имеет особенности отличающий его от других стран Востока. Форма государственного устройства всего Древнего Востока Восточная деспотия Индии имела особенность власть правителя была ограничена индийской общиной некоторая коллегиальность управления; Существенное влияние на развитие государства оказала религия. Центральная власть Глава государства царь власть которого обожествлялась.
44618. Спарта в период рабовладельческой аристократической республики (VIII в. до н.э. - середина II в. до н.э.) 60.5 KB
  Возникновения государства. Илоты Жители побежденных лаконийских племен превращенные в рабов были собственностью государства. Возникновения государства. Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне привел к появлению роскоши развитию товарноденежных отношений и гибели Спарты как военизированного аристократического рабовладельческого государства во II в.
44619. Афинское государство (VIII-IV вв. до н.э.) 105 KB
  Основные понятия Ареопаг Высший орган государственной и судебной власти в Афинах. Булевты Члены Совета пятисот булэ в Древних Афинах в компетенции которого находились вопросы управления внешних сношений финансов государства. Гелиасты Члены судебной коллегии гелиэи в Древних Афинах. Демы Территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена.