100494

Творчество Ильи Кабакова

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Рассмотреть историю возникновения концептуального искусства на Западе и обозначить его основные особенности и отличия от других направлений искусства постмодернизма; рассмотреть особенности московской концептуальной школы; изучить творчество Ильи Кабакова и его вклад в развитие Московского концептуализма 20 века.

Русский

2017-11-14

1.2 MB

1 чел.

Содержание

Введение.

Актуальность исследования. Сформировавшееся в герметичной литературно-художественной среде, оно в меньшей степени зависело от политического заказа (чем, например, соцреализм) или запросов художественного рынка или желаний кураторов (как в случае с искусством США и Западной Европы).

Отечественный концептуализм 1970-х – 1980-х годов – наиболее яркое и последовательное его проявление, получившее признание во всем мире. Течение, возникшее почти одновременно за рубежом и в нашей стране, стало новым витком в развитии искусства XX века. Концептуалисты сосредоточили свое внимание на идеях, а не на образах. Объединяя постмодернизм и структурализм, художники-концептуалисты значительно расширили восприятие произведения искусства и обозначили важную роль зрителя в интерпретации художественных объектов. Концептуальный проект включал в себя различные виды искусства.

Концептуализм в России возник и развивался преимущественно в столице и, вследствие этого, а также с подачи философа и теоретика искусства Б. Гройса получил наименование «московский концептуализм».

Московский концептуализм продолжал традиции западного, хотя и обладал характерными отличиями. Стратегии концептуализма были перенесены в другую культурно-идеологическую ситуацию. В СССР концептуализм был маргинализирован, сказывались отсутствие выставочных залов, неприятие и преследование со стороны власти, «железный занавес» и другие социокультурные реалии.

Помимо этого, стоит отметить важную роль личности художника, или группы художников, объединенных общей идеей. В связи с ней, в Московском концептуализме не происходило унификации творчества в рамках одного направления, а напротив – совершенно разные по характеру и идеологии художники были объединены под общим определением концептуалистов.

Московский концептуализм – одно из наиболее интересных направлений в русском искусстве второй половины ХХ века. Влияние, которое представители московской концептуальной школы оказали на следующие поколения художников нельзя не отметить, об этом же говорят и сами художники.

В последние годы, интерес к концептуализму возобновился. По прошествии нескольких десятилетий, это явление можно рассматривать уже в историческом аспекте. Сменился политический строй, вместе с ним полностью изменилась и культурная обстановка в стране. Появился институт кураторства, большое количество галерей, художественный рынок. Все это позволяет отстраненно осмыслить роль и место московского концептуализма в отечественной и мировой культуре.

Объектом исследования является творчество Ильи Кабакова, которое рассматривается в контексте традиций московской концептуальной школы.

Целью работы является рассмотрение творчества Ильи Кабакова в различные периоды, выявление его связей с московской концептуальной школой, а также своеобразия и особенностей.

В соответствии с поставленной целью автор ставит перед собой следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения концептуального искусства на Западе и обозначить его основные особенности и отличия от других направлений искусства постмодернизма;

- рассмотреть особенности московской концептуальной школы;

- изучить творчество Ильи Кабакова и его вклад в развитие Московского концептуализма 20 века.

При написании дипломной работы основными источниками литературы послужили:

- книга Т. Годфри «Conceptual Art», впервые выпущенная в 1998 году и много раз переиздававшаяся. Это работа, посвященная истории и эстетике концептуального искусства, начиная с самых ранних его проявлений, заканчивая произведениями середины 1990-х годов. Книга включает в себя широкий иллюстративный материал - более 250 цветных и черно-белых иллюстраций.

- книга Даниэля Марцоны «Conceptual art», изданная в 2005 году, которая представляет собой собрание наиболее известных работ художников-концептуалистов, таких как Вито Аккончи, группы Art & Language, Джона Бальдессари, Роберта Барри, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Брюса Наумана и др. Каждая работа сопровождается поясняющей статьей.

- книга Екатерины Бобринской «Концептуализм», вышедшая в 1994 году и ставшая теперь библиографической редкостью. Это наиболее полное и серьезное исследование феномена московского концептуализма, по сей день является основным трудом, который рассматривает основные аспекты и особенности московского концептуализма. Автор рассматривает основные жанры концептуального искусства Москвы – акции, перформанс, живопись и графику, а также основные выявляет его связи с искусством русского авангарда, в первую очередь касающиеся интереса к взаимодействию словесного и визуального.

- книга Екатерины Деготь «Искусство ХХ века», раздел которой «Концептуальный проект», посвящен московскому концептуальному искусству и его месту в отечественном искусстве ХХ века.

В качестве источников использовались визуальные (репродукции и фотографии работ Ильи Кабакова и других концептуалистов).

Для данного исследования наибольший интерес представляет сборник «Комнаты», в который включены текстовые и иллюстративные материалы, относящиеся к одноименной инсталляции И. Кабакова.

Также большой информационной ценностью обладали каталоги выставок и интернет-ресурсы, посвященные московскому концептуализму, на которых размещены оригинальные авторские тексты как художников-концептуалистов, так и историков искусства. Это, в первую очередь, сайты «Московский концептуализм» Сергея Летова и «Московский концептуализм, представленный Вадимом Захаровым».

Глава I. История возникновения и развития концептуального искусства

1.1 История зарубежного концептуального искусства

Начало 70-х годов прошлого века ознаменовалось возникновением нового направления в искусстве, которое разительно отличалось от того, что ранее привыкли называть искусством. Это время зарождения концептуализма – одной из самых важных художественных практик ХХ века.

Поскольку работы концептуалистов принимают нетрадиционную форму, они требуют более активного восприятия со стороны зрителя. Можно даже сказать, что в полной мере объект концептуального искусства существует лишь в сознании зрителя. Хотя, в материальном мире он может принимать любые формы - это могут быть фотографии, таблицы, видеозаписи, предметы повседневного обихода, но главное - язык сам по себе. Чаще всего мы имеем дело с различными комбинациями этих форм.

Но наиболее важным отличием концептуализма от других направлений в искусстве XX века, можно назвать однозначный приоритет идей над материалом и формой.

Своего апогея и за ним и кризиса концептуализм достиг в период 1966-1972 годов. Термин стал широко известен в 19671

.

Самым известным является "Фонтан" - перевернутый писсуар, подписанный псевдонимом "R Mutt", который Дюшан представил, как произведение искусства в 1917 году на выставке в Нью-Йорке.

До этого события никто не задумывался о том, что, собственно, делает какой-либо объект произведением искусства, что вообще представляет собой искусство и как оно может быть представлено. Предполагалось, что искусство - это картина или скульптура. Но мало кто мог увидеть скульптуру в "Фонтане".

Сама возможность постановки этого вопроса уже делает из "Фонтана" художественный объект. Или, работа того же Дюшана под названием "LHOOQ" ставит тот же вопрос - может ли журнальная репродукция картины Леонардо "Мона Лиза" с подрисованными усами быть не просто испорченной репродукцией известной картины, но и самой по себе являться произведением искусства?

Некоторые вопросы, поднятые концептуалистами в конце 1960-х были предвосхищены Марселем Дюшаном пятьюдесятью годами ранее. Также в какой-то мере эти проблемы можно найти в анти-художественных жестах дадаистов.

В 1960-е концептуалисты работали в Соединенных Штатах, СССР, Европе и Латинской Америке. Но, пожалуй, основным центром развития концептуального искусства стал Нью-Йорк.

Если концептуализм нельзя охарактеризовать как стиль, а художники-концептуалисты не придерживаются каких-либо традиционных художественных техник, то как же можно определить в нем произведение искусства, встретившись с ним впервые?

Как правило, концептуальный художественный объект может быть представлен в виде либо редимейда, либо документации (фотографии, видеоматериалы, таблицы, схемы и т.п.), либо текста (под текстом следует понимать любые отношения между объектами, проявляющиеся в форме языка). Все эти формы могут быть представлены одновременно.

Еще одним приемом, часто используемым концептуалистами, является помещение (intervention) предмета в необычный для него контекст.

Разрушение традиционного, музейного контекста для демонстрации произведения искусства также, несомненно, связано со стремлением концептуалистов к анти-коммерциализации искусства. В этой связи стоит отметить такую распространенную форму представления художественной деятельности в рамках концептуализма, как инвайронмент - направление в искусстве связанное с работой художника в естественной, неизмененной среде – на природе, в городе и т.д. В этом жанре работали очень многие художники – Алан Кэпроу, Джозеф Бойс, Кристо и др.

Работа Джозефа Кошута "Один и три стула" 1965 года - это ставший классическим в концептуальном искусстве пример использования документации, которая дает определение обыденной вещи, стараясь привлечь внимание к тому, что любой, даже самый простой предмет может быть представлен в разных знаковых системах. Он как бы задает вопросы: "что такое стул?", "как мы представляем стул?". За этим сразу возникает вопрос: "что такое представление?" Джозеф Кошут впоследствии станет главным теоретиком концептуализма, автором программной статьи "Искусство после философии", в которой он утверждал, что традиционный художественно-исторический дискурс философского толка подошёл к концу. И исполнением когнитивно-методологических функций в современной культуре может заняться только искусство. В качестве метода познания он предложил радикальное исследование средств, с помощью которых искусство приобретает свое культурное значение и свой статус как искусство.

"Один и три стула" была создана им еще в колледже, и стала первой в череде важных работ, разрабатывающих понятие "тавтологии", введенное Кошутом и предполагающее, что искусство и высказывание об искусстве - по сути одно и то же. "Произведение искусства есть тавтология, поскольку оно представляет интенцию художника, который говорит, что данное произведение искусства есть искусство, что одновременно означает, что оно есть дефиниция искусства. То есть, то, что оно есть искусство, верно a priori"2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44108. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 805 KB
  Концепцию и перспективные ориентиры развития человеческих ресурсов «3 М» разрабатывает отдел стратегического планирования при исполнительном директоре по стратегическим службам человеческих ресурсов. На этой основе готовится комплексный доклад по организационному анализу, который обобщает и систематизирует цели и задачи корпорации в сфере труда в рамках долговременных глобальных тенденций.
44109. Электроснабжение района города на 56 тыс. жителей 1.21 MB
  Проверяем выбранное сечение по допустимой нагрузке для условий нормального режима. Проверяем сечение по допустимой нагрузке для условий после аварийного режима: где 13 коэффициент учитывающий перегрузку на 30. Расчетная токовая нагрузка линий в после аварийном режиме: Сечение данного кабеля недостаточно так как условие не выполняется поэтому увеличиваем до...
44110. Контрольная работа по диалектологии 42 KB
  Фонема [ф] не исконно русская, встречается в иноязычных словах, т.е. говоры, где влияние литературного языка было несильным, усвоение фонемы в соответствии с правилами употребления не произошло. Но возникла необходимость заменить «незнакомый» звук в словах, поэтому появилось артикулярно-близкое сочетание [хв]. В предложенных словах эти звук и сочетание звуков спутаны, следовательно, учащимися не приобретён навык различия слов с [ф] и [хв].
44111. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА ЗЕМЕЛЬ 1.53 MB
  В работах связанных с землеустройством применяют топографические съемки местности. Топографическая съемка местности это совокупность топографо-геедезических работ в результате которых создается съемочный оригинал карты или плана местности. Если надо заснять небольшие участки местности то из-за высокой стоимости летно-съемочных работ аэрофотосъемка становится экономически невыгодным поэтому в таких случаях применяют мензульную съемку. Теодолитную съемку применяют главным образом при съемке местности с капитальной...
44112. Разработка экономического программного обеспечения для ОАО «Автосила» 803.5 KB
  Порядок формирования прибыли. Схема формирования валовой балансовой прибыли. Формирование и распределение чистой прибыли. Схема распределения чистой прибыли.
44113. Разработка графического интерфейса DVM-системы 916 KB
  Параллельная программа на исходном языке Фортран-DVM (или Си-DVM) превращается в программу на языке Фортран 77 (или Си), содержащую вызовы функций системы поддержки, и выполняющуюся в соответствии с моделью SPMD (одна программа – много данных) на каждом выделенном задаче процессоре
44114. Подготовка печатной машины Speedmaster SM 102 к печатанию тиража и получение контрольного оттиска 1.3 MB
  Установка и приладка валиков.Подготовка валиков увлажняющего аппарата Сразу по возвращению в Германию Каспар Херманн смог получить патент на офсетную машину работа которой была основана на принципе использования резиновых валиков что позволяло печатать с лицевой и оборотной стороны листа. Красочный аппарат состоит из красочного ящика кипсейки дукторного вала системы обрезиненных валиков и металлических цилиндров различного диаметра накатных валиков но может содержать дополнительно валикинаездники и мостовой валик.
44116. Совершенствование инвестиционной деятельности полиграфического предприятия по повышению качества печатной продукции и ее экономическая оценка на примере ООО «Пронто-Калининград» 2.37 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ деятельности предприятия. Сущность и понятия инвестиционной деятельности предприятия. Особенности инвестиционной деятельности предприятия в современных условиях. Методы оценки и показатели совершенствования инвестиционной деятельности предприятия.