100560

Метаморфозы христианской модели мира в Божественной комедии Данте

Реферат

Литература и библиотековедение

Средневековая картина мира, по Бахтину, базируется на религиозных представлениях о мироустройстве и потому строго иерархична и ориентирована вертикально. В ней четко можно выделить «верх» и «низ», но направления «вперед» она не знает. И именно такой предстает картина мира в бессмертном произведении Данте «Божественная комедия». Современник Бахтина аргентинский поэт и публицист Хорхе Луи Борхес в книге «Девять эссе о Данте»

Русский

2017-11-23

45 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарного образования

Кафедра литературы

МЕТАМОРФОЗЫ ХРИСТИАНСКОЙ МОДЕЛИ МИРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

РЕФЕРАТ

Выполнила:

Студентка гр. ФР-301

Шестакова Елизавета

Проверила:

Белоусова Е.Г

Челябинск

2015

Содержание

Введение

Метаморфозы христианской модели мира в «Божественной комедии» Данте

Заключение

Список использованной литературы

3

4

7

8

Введение

«Божественная комедия» (1307-1321)- один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли Данте. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

В «Божественной комедии» Данте изобразил и средневековую христианскую модель мира. Анализ этой модели и её метаморфоз являются целью настоящей работы.

Метаморфозы христианской модели мира в «Божественной комедии» Данте.

Средневековая картина мира, по Бахтину, базируется на религиозных представлениях о мироустройстве и потому строго иерархична и ориентирована вертикально. В ней четко можно выделить «верх» и «низ», но направления «вперед» она не знает. И именно такой предстает картина мира в бессмертном произведении Данте «Божественная комедия». Современник Бахтина аргентинский поэт и публицист Хорхе Луи Борхес в книге «Девять эссе о Данте» также отмечает, что вселенная Данте обусловлена христианской теологией. Писатель конструирует модель мира «Божественной комедии»: «Земля - неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) - гора Сион; на востоке, в 90o от горы, кончается река - Ганг, в 90o на западе - рождается река: Эбро. Южное полушарие покрыто водой, не землей, и запретно для человека. В центре его - гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом (но намного шире его) открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Кругов 9, их топография ужасна, состоит из руин; первые пять образуют верхний Ад, последние четыре - нижний - город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри - гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески; в вершине конуса - Люцифер, "червь, который пронзает землю". Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища. Гора Чистилища - остров, где один только вход; по бокам громоздятся террасы, соответствующие смертным грехам; на вершине расцвел сад Эдема. Вокруг земли - девять концентрических сфер; первые семь соответствуют планетам (небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна), восьмая - небо Неподвижных Звезд, девятая -хрустальное небо, называемое также Первым Двигателем. Оно окружает Эмпирей, где открывается Роза Праведных, несоизмеримая, вокруг точки, которая есть Бог... Такова в общих чертах конфигурация дантовского мира, подчиненная, как заметит читатель, магии чисел 1 и 3, а также круга».

В качестве примера движения вниз можно привести путешествие Данте по кругам ада: от довольно «безобидного» Лимба, где обитают «жалкие души, что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел» до ужасающего 9-го круга, где находятся души ниже всех павших персонажей: «Иуда Искарьот внутрь головой и пятками наруже… Брут, свисающий из черной пасти…напротив – Кассий…»

Движение вверх, соответственно, показано в путешествии по чистилищу и раю: от ангелов до самого Бога.

В мире «Божественной комедии» нет образов дали и близости как в пространственном, так и во временном смысле. Бахтин отмечает, что даль и близость возможны для героя Данте лишь в контексте иерархии. Яркой иллюстрацией этого принципа будет образ Беатриче. Падение отдаляет, подъем души приближает к этому образу; бесконечную даль от возлюбленной можно преодолеть в одно мгновение, и одно мгновение же может отдалить ее бесконечно. Вначале любимая бесконечно далека от поэта: «Беатриче… на выси горной радостная ждет». Затем путь к ней уже не кажется невозможным: «мы дойдем содружно до высоты, где Беатриче ждет». И, наконец, Данте достигает желаемого: «…я – Беатриче. Как соизволил ты взойти сюда…» Затем девушка снова оказывается далеко: « Беатриче…воссела у корней листвы, обретшей новое величье». Пространство и время как бы вовсе выключены из этой истории любви; они фигурируют здесь только в своей иерархической и символической форме, подчеркивая нравственную дистанцию между возлюбленными.

Итак, время в дантовском мире не имеет цены. В иерархическом мире реальное историческое время ничего не меняет, а координаты мира определяются христианской концепцией вертикальной иерархии.

Но, как справедливо отмечает Бахтин, средневековая картина мира в творениях Данте находится уже в состоянии кризиса и разрыва. Индивидуальность и разнообразие оказываются у него на одном уровне высоты. Так, Вергилий, по христианским законам являющийся грешником, в произведении предстает добрым, умным и открытым человеком. В иерархии христианского мировидения поэт оказался бы внизу, но духовные качества возносят его над большинством обитателей ада. Такие образы, как Паоло и Франческа, также относятся к миру грешников, но оказываются значительными и разнообразными совсем не по иерархическому признаку их положения на ступенях восхождения душ.

Мир Данте очень сложен. Исключительная художественная сила его проявляется в том громадном напряжении противоборствующих направлений, которыми полны все образы его мира. Стремлению по вертикали вверх противостоит такое же «стремление образов вырваться на горизонталь реального пространства и исторического времени, стремление осмыслить и оформить свою судьбу вне иерархических норм и оценок средневековья». Отсюда, подытоживает М.М.Бахтин, «невероятная напряженность того равновесия, в которое привела свой мир титаническая художественная сила автора».

Заключение

С наибольшей силой Данте выразил средневековое восприятие времени и пространства. Земная история, которой живет Данте, воздействует на изображаемый им потусторонний мир, образуя специфическую форму пространства-времени. Образы и идеи, наполняющие "вертикальный мир" поэмы, по выражению М. Бахтина, движимы стремлением вырваться из него и "выйти на продуктивную историческую горизонталь" Отсюда - предельная напряженность всего Дантова мира. Конфликт времен, пересечение времени и вечности выражает ведущую идею "Комедии". Образно говоря, "Божественная комедия" превращает время в трагедийное воплощение вечности, в то же время устанавливая с нею сложную диалектическую связь. Время и пространство в бессмертном произведении Данте стремятся вырваться за рамки иерархичного мышления средневековья.

Список использованной литературы

Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса / Бахтин, М.М. – М., 1990. – 459 с.

Борхес, Х.Л. Девять эссе о Данте [Электронный ресурс] / Х.Л.Борхес// Вопросы философии. – 1994. – М.: Наука. Режим доступа:http://www.lib.ru/BORHES/borhes_dante.txt_with-big-pictures.html

Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Наука, 1967 – 628с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4371. Создание динамических сайтов средствами PHP и MySQL 80.5 KB
  PHP и MySQL. Основным достоинством динамических сайтов, по сравнению со статическими, является возможность отделения данных от кода, отвечающего за их визуальное представление. Благодаря такому подходу, можно создавать сайты, формирующие страницы в...
4372. Программирование на языках высокого уровня, лабораторный практикум 305.5 KB
  Программирование на языках высокого уровня, включающей алгоритмизацию задач и изучение подмножества языка Си в средах программирования Borland C++ и Microsoft Visual C++, а также в приобретении практических навыков работы с персональным компьютером.
4373. Управление памятью на уровне пользователя 129.5 KB
  Управление памятью на уровне пользователя На этапе постановки задачи программист должен решить, какую программу он должен создать, что и какими данными она должна оперировать. То есть возникает вопрос о количественной оценке используемых данных. Есл...
4374. Знакомство со средой разработки Borland C++3.1. Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. 42.51 KB
  Знакомство со средой разработки BorlandC++ Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. Напишите программу, запрашивающую у пользователя фамилию, имя и отчества(например: Whatisyourname?, или ...
4375. Введение в программирование на языке Си 33.45 KB
  Введение Добро пожаловать в мир языка программирования Си, который за время своего существования – порядка 40 лет – уже успел стать классическим, однако его актуальность несомненна и по сей день. Язык Си популярен как среди профессионалов...
4376. Основы языка Си и элементы C++ 326.96 KB
  Основы языка Си и элементы C++ Создание проекта в Microsoft Visual Studio Для разработки программ в среде Microsoft Visual Studio и Microsoft Visual Studio Express следует создать так называемый проект или решение....
4377. Операции и выражения в программировании 88.34 KB
  Операции и выражения Операторы В данной теме мы зададимся вопросом: Из чего состоят программы Если посмотреть на программный код, то в нем можно увидеть различные слова, знаки, цифры. Каждый из этих элементов несет вполне конкретную смысловую наг...
4378. Основы языка Java 1.36 MB
  Основы языка Java Задание Установка Java Runtime Environment и интегрированной среды разработки Eclipse. Введите jre в поисковой системе и выберите первую сверху ссылку. Выберите Download JRE. Примите лицензионное соглашение и выбери...
4379. Язык программирования Си. Лекции 580 KB
  Язык Си создан в начале 70х годов Дэнисом Ритчи в Bell Telephone Laboratories для ОС UNIX. Предшественником Си является язык Би, созданный Кэном Томпсоном, который в свою очередь имеет корни в языке Мартина Ричардсона BCPL. В 1978 г. Брайн Керниган ...