100560

Метаморфозы христианской модели мира в Божественной комедии Данте

Реферат

Литература и библиотековедение

Средневековая картина мира, по Бахтину, базируется на религиозных представлениях о мироустройстве и потому строго иерархична и ориентирована вертикально. В ней четко можно выделить «верх» и «низ», но направления «вперед» она не знает. И именно такой предстает картина мира в бессмертном произведении Данте «Божественная комедия». Современник Бахтина аргентинский поэт и публицист Хорхе Луи Борхес в книге «Девять эссе о Данте»

Русский

2017-11-23

45 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарного образования

Кафедра литературы

МЕТАМОРФОЗЫ ХРИСТИАНСКОЙ МОДЕЛИ МИРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

РЕФЕРАТ

Выполнила:

Студентка гр. ФР-301

Шестакова Елизавета

Проверила:

Белоусова Е.Г

Челябинск

2015

Содержание

Введение

Метаморфозы христианской модели мира в «Божественной комедии» Данте

Заключение

Список использованной литературы

3

4

7

8

Введение

«Божественная комедия» (1307-1321)- один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли Данте. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

В «Божественной комедии» Данте изобразил и средневековую христианскую модель мира. Анализ этой модели и её метаморфоз являются целью настоящей работы.

Метаморфозы христианской модели мира в «Божественной комедии» Данте.

Средневековая картина мира, по Бахтину, базируется на религиозных представлениях о мироустройстве и потому строго иерархична и ориентирована вертикально. В ней четко можно выделить «верх» и «низ», но направления «вперед» она не знает. И именно такой предстает картина мира в бессмертном произведении Данте «Божественная комедия». Современник Бахтина аргентинский поэт и публицист Хорхе Луи Борхес в книге «Девять эссе о Данте» также отмечает, что вселенная Данте обусловлена христианской теологией. Писатель конструирует модель мира «Божественной комедии»: «Земля - неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) - гора Сион; на востоке, в 90o от горы, кончается река - Ганг, в 90o на западе - рождается река: Эбро. Южное полушарие покрыто водой, не землей, и запретно для человека. В центре его - гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом (но намного шире его) открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Кругов 9, их топография ужасна, состоит из руин; первые пять образуют верхний Ад, последние четыре - нижний - город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри - гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески; в вершине конуса - Люцифер, "червь, который пронзает землю". Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища. Гора Чистилища - остров, где один только вход; по бокам громоздятся террасы, соответствующие смертным грехам; на вершине расцвел сад Эдема. Вокруг земли - девять концентрических сфер; первые семь соответствуют планетам (небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна), восьмая - небо Неподвижных Звезд, девятая -хрустальное небо, называемое также Первым Двигателем. Оно окружает Эмпирей, где открывается Роза Праведных, несоизмеримая, вокруг точки, которая есть Бог... Такова в общих чертах конфигурация дантовского мира, подчиненная, как заметит читатель, магии чисел 1 и 3, а также круга».

В качестве примера движения вниз можно привести путешествие Данте по кругам ада: от довольно «безобидного» Лимба, где обитают «жалкие души, что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел» до ужасающего 9-го круга, где находятся души ниже всех павших персонажей: «Иуда Искарьот внутрь головой и пятками наруже… Брут, свисающий из черной пасти…напротив – Кассий…»

Движение вверх, соответственно, показано в путешествии по чистилищу и раю: от ангелов до самого Бога.

В мире «Божественной комедии» нет образов дали и близости как в пространственном, так и во временном смысле. Бахтин отмечает, что даль и близость возможны для героя Данте лишь в контексте иерархии. Яркой иллюстрацией этого принципа будет образ Беатриче. Падение отдаляет, подъем души приближает к этому образу; бесконечную даль от возлюбленной можно преодолеть в одно мгновение, и одно мгновение же может отдалить ее бесконечно. Вначале любимая бесконечно далека от поэта: «Беатриче… на выси горной радостная ждет». Затем путь к ней уже не кажется невозможным: «мы дойдем содружно до высоты, где Беатриче ждет». И, наконец, Данте достигает желаемого: «…я – Беатриче. Как соизволил ты взойти сюда…» Затем девушка снова оказывается далеко: « Беатриче…воссела у корней листвы, обретшей новое величье». Пространство и время как бы вовсе выключены из этой истории любви; они фигурируют здесь только в своей иерархической и символической форме, подчеркивая нравственную дистанцию между возлюбленными.

Итак, время в дантовском мире не имеет цены. В иерархическом мире реальное историческое время ничего не меняет, а координаты мира определяются христианской концепцией вертикальной иерархии.

Но, как справедливо отмечает Бахтин, средневековая картина мира в творениях Данте находится уже в состоянии кризиса и разрыва. Индивидуальность и разнообразие оказываются у него на одном уровне высоты. Так, Вергилий, по христианским законам являющийся грешником, в произведении предстает добрым, умным и открытым человеком. В иерархии христианского мировидения поэт оказался бы внизу, но духовные качества возносят его над большинством обитателей ада. Такие образы, как Паоло и Франческа, также относятся к миру грешников, но оказываются значительными и разнообразными совсем не по иерархическому признаку их положения на ступенях восхождения душ.

Мир Данте очень сложен. Исключительная художественная сила его проявляется в том громадном напряжении противоборствующих направлений, которыми полны все образы его мира. Стремлению по вертикали вверх противостоит такое же «стремление образов вырваться на горизонталь реального пространства и исторического времени, стремление осмыслить и оформить свою судьбу вне иерархических норм и оценок средневековья». Отсюда, подытоживает М.М.Бахтин, «невероятная напряженность того равновесия, в которое привела свой мир титаническая художественная сила автора».

Заключение

С наибольшей силой Данте выразил средневековое восприятие времени и пространства. Земная история, которой живет Данте, воздействует на изображаемый им потусторонний мир, образуя специфическую форму пространства-времени. Образы и идеи, наполняющие "вертикальный мир" поэмы, по выражению М. Бахтина, движимы стремлением вырваться из него и "выйти на продуктивную историческую горизонталь" Отсюда - предельная напряженность всего Дантова мира. Конфликт времен, пересечение времени и вечности выражает ведущую идею "Комедии". Образно говоря, "Божественная комедия" превращает время в трагедийное воплощение вечности, в то же время устанавливая с нею сложную диалектическую связь. Время и пространство в бессмертном произведении Данте стремятся вырваться за рамки иерархичного мышления средневековья.

Список использованной литературы

Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса / Бахтин, М.М. – М., 1990. – 459 с.

Борхес, Х.Л. Девять эссе о Данте [Электронный ресурс] / Х.Л.Борхес// Вопросы философии. – 1994. – М.: Наука. Режим доступа:http://www.lib.ru/BORHES/borhes_dante.txt_with-big-pictures.html

Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Наука, 1967 – 628с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84191. РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. РЕВМАТИЗМ. ПОРОКИ СЕРДЦА 28.8 KB
  ПОРОКИ СЕРДЦА Определение Этиология и патогенез Морфогенез Эндокардит Миокардит Перикардит Патаритрит Пороки сердца Системные заболевания соединительной ткани принято называть в настоящее время ревматическими болезнями. Ревматизм болезнь Сокольского Вуйо инфекционноаллергическое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов волнообразным течением периодами обострения атаки и ремиссии. Важное значение придается антителам перекрестно реагирующим с антигенами стрептококка и антигенами тканей сердца а также клеточным...
84192. ПАТОЛОГИЯ КЛЕТОК КРОВИ И КОСТНОГО МОЗГА. АНЕМИИ 23.96 KB
  АНЕМИИ Анемии Паталогическая анатомия Гемолитические анемии Болезни системы крови разнообразны. Наибольшее развитие имеют анемии гемобластозы тромбоцитопении и тромбоцитопатии. Анемии или малокровие группа заболеваний и состояний характеризующихся уменьшением общего количества гемоглобина. В зависимости от этиологии и патогенеза различают анемии: постгеморрагические; вследствие нарушения кровообразования; вследствие повышенного кроворазрушения гемолитические.
84193. ПАТОЛОГИЯ КЛЕТОК КРОВИ И КОСТНОГО МОЗГА. ЛЕЙКОЗЫ. ЛИМФОГРАНУЛЕМАТОЗ 24.71 KB
  костном мозге бластных клеток. Острый плазмобластный лейкоз возникает из клетокпредшественников Влимфоцитов способных к продукции иммуноглобулинов. При остром эритромиелозе ди Гульелымо в костном мозге происходит разрастание эритробластов и других ядросодержащих клеток эритропоэза миелобластов монобластов и недифференцированных бластов.
84194. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ГАСТРИТ 24.07 KB
  ГАСТРИТ Острый гастрит Хронический гастрит Болезни органов пищеварения отличаются большим разнообразием. Гастрит воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка. Различают острый и хронический гастриты. Воспаление слизистой оболочки может охватывать весь желудок диффузный гастрит или определенные его отделы очаговый гастрит.
84195. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ 23.74 KB
  ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ Определение Патологическая анатомия Острая язва желудка Хроническая язва желудка Язвенная болезнь хроническое циклически текущее заболевание основным клиническим и морфологическим выражением которого являются рецидивирующие язвы желудка или двенадцатиперстной кишки. В ходе формирования она проходит стадии эрозии и острой язвы. Но в случаях развития язвенной болезни некоторые эрозии не заживают; некрозу подвергаются не только слизистая но и более глубокие слои стенки желудка развиваются острые пептические язвы. По мере...
84196. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. АППЕНДИЦИТ 22.98 KB
  АППЕНДИЦИТ Определение Патологическая анатомия Морфологические формы острого аппендицита Хронический аппендицит Аппендицит воспаление червеобразного отростка слепой кишки с характерным клиническим синдромом. Аппендицит является энтерогенной аутоинфекцией. Различают две кишечноанатомической формы аппендицита: острую и хроническую. Естрый аппендицит.
84197. РАК ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ 28.13 KB
  Рак пищевода чаще всего возникает на границе средней и нижней трахеи его что соответствует уровню бифуркации трахеи. Предрасполагают к развитию рака пищевода хроническое раздражение его слизистых алкоголь курение грубая горячая пища рубцевые изменения после ожога инфекции пект анато мические нарушения дивертикулы этиология эпителия и желез. Среди предраковых изменений наибольшее значение имеют лейкоплания и дисплазия эпителия слизистой оболочки.
84198. БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ. ГЕПАТИТЫ 26.06 KB
  ГЕПАТИТЫ Определение гепатита Вирусные гепатиты Вирусный гепатит В Болезни печени разнообразны. Возникновение первичного гепатита т. гепатита как самостоятельного заболевания чаще всего связано с воздействием генатотропного вируса вирусный гепатит алкоголя алкогольный или лекарств медикаментозный. Этиология вторичного гепатита т.
84199. БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ. ГЕПАТОЗЫ. ЦИРРОЗ 23.49 KB
  ЦИРРОЗ Определение гепатоза Патологическая анатомия гепатоза Жировой гепатоз Цирроз печени Гепатозы заболевания печени характеризующиеся дистрофией и некрозом гепатоцитов. Наибольшее значение имеют токсическая дистрофия или прогрессирующий массивный некроз печени острое реже хроническое заболевание характеризующееся прогрессирующим массивным некрозом печени и печеночной недостаточностью. Затем она уменьшается становится дряблой а капсула морщинистой на разрезе ткань печени серая глинистого цвета.