100663

Уголок Чувашии в Сибири Учебный проект

Практическая работа

Краеведение и историческая этнография

Знакомство с литературой, связанной с прошлым и настоящим села Канаш Нижнетавдинского района; архивная работа с документами и газетными публикациями 50-х – 90-х годов по интересующей тематике; беседы со старожилами села.

Русский

2017-11-29

124.5 KB

0 чел.

-Филиал МАОУ «Чугунаевская СОШ» -

«Основная общеобразовательная школа села Канаш»

исследовательский проект

«Уголок Чувашии в Сибири»

Выполнила: Захарова Мария Олеговна

28.04.1998г., 11 класс

Руководитель: Григорьева Ирина Геннадьевна

с. Канаш - 2014 г

Уголок Чувашии в Сибири

«Сколь жалок человек, ничего не знающий о самом

себе, столь же обделён и достоин сожаления тот,

кто не знает прошлого своего народа»

Хади Атласи

 Актуальность:На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Прошлое нашего народа, каким бы трудным оно ни было, это достояние, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда

 Цели работы: изучение историю переселения чувашей в Западную Сибирь, историю моей малой родины.

 Методы работы:

 - знакомство с литературой, связанной с прошлым и настоящим села Канаш Нижнетавдинского района;

- архивная работа с документами и газетными  публикациями 50-х – 90-х годов по интересующей тематике;

- беседы со старожилами села.

Описание проекта:

Родилась я в Чувашии, и все мои родные родились и жили в деревне Хоромакассы Чебоксарского района. Оттуда меня привезли маленьким ребёнком, и вот уже почти 14 лет я живу в селе Канаш. И со временем я всё чаще стала задавать себе вопрос: почему на холодной сибирской земле, так много переселенцев-чувашей, жителей Центральной Европы, живущих на берегу Волги. Почему они основали здесь свои поселения, составляя пятый по численности народ России, не забывая свой язык, свои традиции и культуру.

Трудным и сложным был исторический путь чувашей. Их родиной считается территория Среднего Поволжья между реками Сура и Вятка. После потери Волжской Болгарии в началеXIII века своей государственности в борьбе с татарско-монгольским нашествием здесь они сформировались как самостоятельная народность.

Но откуда же взялись мои земляки на просторах Тюменской области в ранний период освоения Сибири?

   Предполагают, что чуваши могли оказаться в составе казачьих отрядов, закреплявших завоевания Ермака, и оседать на новых землях как пионеры их освоения, давая им свои, родные названия.

Воины-чуваши были и в войске хана Кучума. Это они, как свидетельствует «История Сибирская» летописца тех времён Семёна Ремизова, приняли бой с казаками, в результате которого Кучум потерял власть над Сибирью, сражение произошло в 1581 году, у чувашей было 2 пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их в Иртыш.

      А воевали в войске Кучума чуваши, попавшие в него в качестве свадебного подарка казанского хана ещё до падения Казани в 1552 году.

      НачалоXVII века соотносят с началом освоения Сибири русскими, и тогда же присутствие чувашей в регионе заметно расширилось. Они занимали пустующие земли, основывали на них селения и присваивали им свои названия.  Высокая перенаселённость в Центральной Европе создавала нехватку земель. Именно сельское хозяйство было основой хозяйствования чувашей, основой самой их жизни. Поэтому понятно стремление выселиться, найти новые ещё не занятые земли для обработки. На новом месте давали «подъёмные»:  инвентарь, скотину (например, в период столыпинских реформ и в советское время). Ехали целыми деревнями, и улицами.  Переселенцы до сих пор между собой называют названиями тех деревень, откуда приехали.

К первой четвертиXVII века относят и возникновение Тавдинской слободы. В 1625 году Тавдинская слобода была отмечена в «Дозорной книге Тюменского уезда» в числе вотчин  Тобольского архиепископа Киприяна. Основную часть переселенцев составляли крестьяне, бежавшие от голода, податей и сложностей жизни. Их привлекала дикость и неприступность этих мест. Чувашские же переселенцы в трудном деле показали силу и волю, проявили отвагу, терпение и твердый характер.

Важнейшая причина выселения чувашей за пределы собственно  Чувашии – огромная перенаселённость Чувашского края. В республике Чувашия до сих пор высокая плотность населения.

Село Канаш начало формироваться еще в 1921 году переселенцами из Чувашии. Первые переселенцы-чуваши появились в д. Самаяры, ныне с. Иска, находится рядом с селом Велижаны. Эти два села разделяет небольшая речка Иска, а соединяет их мостик. Переселенцам местные власти долгое время не хотели выделять землю.

Вот и приходилось «отвоевывать» земли под поселения. Ходоков для разрешения поселений отправляли в г. Омск и в г. Екатеринбург.

Местная власть, предвидя настойчивость людей засесть на этих землях, разрешила  занять государственные земли, но порекомендовала оформлять эти земли законным путем. Местные кержаки не хотели отдавать государственные земли, взятые ими в аренду, т.к. они считали их уже своими. Поэтому происходили разные противостояния, вплоть до серьезных разбирательств.

Весной 1921 года на участке, арендованном, Поповым Фетлистком (или Феклистихом) чуваши поселились на его урочище в 10 километрах от Велижан. Новую деревню так и назвали Фетлистика, по имени владельца урочища.

В 1927 году ходоки-первопоселенцы приехали с Екатеринбурга (тогда был Уральский округ с областным центром в г. Екатеринбурге) с документом, разрешающим заселение. В документе, выданном переселенцам, поселение названо не Фетлистика, а «Чувашский выселок». В конце 1930-х годов общим голосованием переименовали в деревню Канаш, в переводе с чувашского «Совет»

Везде, где бы ни поселился чуваш, он заслуживал уважения своим миролюбием, умением трудиться, оказанием помощи пострадавшему или попавшему в беду. Трудились по разным направлениям: портняжное дело, плотничное дело, выделка шкур, катание валенок, на лесоповале, обрабатывали землю и т.д.

Приезжие быстрыми темпами построили дома. В письмах к родственникам, в Чувашию сообщали о своем обустройстве, впоследствии стали приезжать родственники и знакомые. Так, к началу 30-х годов образовалось целое чувашское компактное поселение. Был организован колхоз «Канаш», первым председателем был избран Степан Зайцев.

Чувашские обычаи и традиции сохранены, по сей день. На праздниках и игрищах проводились разные обряды чувашского народа.

После тяжелого трудового дня женщины собирались в хоровой кружок, одновременно с песнями, вязали, пряли. Когда появилось первое радио, с изумлением слушали радиопередачи.

В годы войны из деревни Чувашский выселок ушло воевать более шестидесяти человек, и сорок из них не вернулось. Женщинам в годы войны сеяли, убирали, таскали мешки с хлебом – отдавали всё до единого зернышка фронту. Валили зимой лес, вывозили его на лошадях по ледовым дорогам. Стояли у станков. Голодали, мерзли, недосыпали. Растили детей и получали похоронки. Женщины и девушки работали кочегарами, комбайнёрами, трактористами, электриками, станочниками и т.д.

Страна после войны медленно поднималась из руин, разрухи и голода. Люди постепенно обживались. Постепенно появились новые переселенцы. Города, села, деревни расцветали. В 50-60 годы колхоз «Канаш» набирает силу, из Чувашии потянулись новые семьи, и деревня стала известным колхозом в Велижанском районе.

     В 60 годы в колхозе «Канаш» были организованы: ферма крупнорогатого скота, свиноферма, овчарня, птицеферма, лисоферма.

 В 1980-е годы деревня достигла расцвета. В деревне стали поднимать культурную жизнь людей, не всегда же в труде пропадать. В конце 80-х годов председатель Совета ветеранов Арсентьев Иван Константинович, на заседании Сельского Совета поднял вопрос по созданию фольклорной группы, которая будет исполнять песни на русском и чувашском языках.

В то время главой села был Ефимов Петр Александрович. Предложение Арсентьева И.К. поддержал Совет ветеранов и администрация во главе с Петром Александровичем. Сельский совет поручил депутатам на своих округах поговорить с людьми о возможности участия в культурном мероприятии населения.

Наряду с этим Сельский Совет поручил депутату Павловой Римме Порфирьевне взять под контроль и возглавить это мероприятие. Депутат Совета Архипова Антонина Никандровна, соратница Риммы Порфирьевны, стала активно помогать собирать людей и организовывать фольклорную группу. Так, в 1989 году был создан фольклорный ансамбль «Танташ», в переводе с чувашского «Ровесники» (т.к. участницы ансамбля были примерно одного возраста).

На территории Тюменского региона проживает 31 000 чувашей – от южных районов области до крайнего Севера. И всем нам жизненно необходимо сохранение и возрождение своих традиций. Музей – это один из эффективных способов сохранение духовного наследия чувашского народа. Поэтому особый интерес представляет для нас системное краеведческое изучение уникального региона: западной части юга Тюменской области, Нижнетавдинского района села Канаш, где 1 октября 1991 года на базе Канашской общеобразовательной школы был открыт музей культуры и быта чувашского народа, руководителем которого стала Наталья Аркадьевна Ефимова.  Она вместе со своими помощниками-учениками начала вести работу по сбору материала об истории села Канаш и сбору экспонатов для музея. Поисковая работа велась через встречи и беседы со старожилами села. В 1997 в новом здании школы для музея выделили отдельный кабинет. В 2000 году музей занял 2 место в районном смотре школьных музеев. На сегодняшний день в музее находится 84 экспоната. Р.П Павлова, М.П Мельникова, Р.Н Грачёва – эти женщины помогли оформить музей, принесли в дар свои рукоделия. Теперь музеем руководит И.Г Григорьева. Её помощниками являемся мы, школьники:  В.Воробьёва, М. Юранова, Е.Александрова, В.Мальцева, С. Галинко, М. Захарова собираем информацию для музея, несем окружающим тепло и свет чувашских традиций.

 Музей  постоянно  пополняется  предметами  быта  сельских  жителей, а  также  материалами о  ветеранах  Великой  Отечественной  войны  и  тружениках  тыла.

Выводы:  Я себя тоже считаю продолжателем своего рода. Рода, который корнями уходит в чувашскую культуру и нужно сделать все возможное, чтоб культура моего народа жила и еще очень долгое время процветала. Но задача каждого из нас – осознать себя частью нации, увидеть в самом себе проявления национального характера и развивать в себе его лучшие черты, т.к. всё это помогает понять особое место России в мировой истории.

Список, используемой литературы:

  1. «Наш край родной» Тюменский издательский дом, 2003 г.
  2. Михаил Юхма «Верю в тебя Россия…» , Чебоксары, 2001 г.
  3. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. «Чуваши : этническая история и традиционная культура». М., 2000 г.
  4. Материалы краеведческого музея села Канаш.

5) Культура жизнеобеспечения населения Нижнетавдинского района, сборник

        материалов. Тюмень, Печатник, 2009г.

   6)Газета «Таван», выпуск: май 2014 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47420. Разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника 1.6 MB
  Однако несмотря на то что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников не представляется спорной ни в одной из сегодняшних методических систем обучения математике в начальных классах структурный анализ содержания наиболее популярных сегодня учебных пособий по математике показывает крайне недостаточную содержательную разработанность этого вопроса в курсе математики начальных классов. Проблемами...
47421. Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями 359 KB
  Большой вклад в теорию игры внесли Е.Ушинский считал что значение игры в развитии и воспитании личности уникально так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом проявить и развить свою личность. Одна из причин тому недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Сущность игры заключается в том что в ней важен не результат а сам процесс процесс переживаний связанных с игровыми действиями.
47422. Разработка системы приёмов организации и развития внимания детей 5 – 6 классов 367.5 KB
  Основные свойства внимания. Возрастные особенности внимания школьников. Организация внимания школьника. Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках немецкого языка.
47423. Процесс формирования и развития организационной культуры предприятия «СТОМГРУПП» 777 KB
  Предложения по развитию и укреплению культуры организации СТОМГРУПП. Одним из важнейших мотивов для исследования организационной культуры является то что традиционные методы управления организациями построенные на функциональной специализации работников и подразделений разделении труда обособленности отдельных структур организации друг от друга основанные на линейности и равновесности процессов не отвечают сложившимся в настоящем условиям. Таким образом современным организациям требуется новая идеология...
47424. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 1.32 MB
  Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Формирование связной речи у детей Библиография Введение Проблемой нашего исследования является уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи.
47425. Кассовые операции 53.88 KB
  Виды услуг предоставляемых в отделении почтовой связи. Учет кассовых операций в отделении почтовой связи. Порядок получения сумм подкреплений денежной наличности в отделении почтовой связи. Порядок высылки сверхлимитных остатков из кассы отделения почтовой связи.
47426. Рестораны национальных кухонь в Астрахани и их использование в туристском бизнесе 946 KB
  Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, впервые посещающие Россию, желают отведать борщ и пельмени.
47427. Специфика и приоритетные направления развития современных российско-грузинских отношений 429 KB
  Проанализировать российско-грузинские отношения в конце XX начале XXI века в трудах современных исследователей и прессе. Выявить специфику становления российско-грузинских взаимосвязей в русле национальной политики. Обозначить территориальные аспекты российско-грузинских взаимоотношений. Изучить вопросы экономического сотрудничества Грузии и России...
47428. ОЦІНКА ПРОЦЕСУ УПРАВЛЯННЯ МІЖНАРОДНОЮ МАРКЕТИНОГОВОЮ ДІЯЛЬНІСТЮ ТОВ «УНІВЕРСЛА ПРОДУКТ» 569 KB
  Для ефективного управління зовнішньоекономічною діяльністю на підприємстві потрібна відповідна умовам його роботи структура управління. На підприємствах, які беруть активну участь у зовнішньоекономічній діяльності, зовнішньоторговельний апарат існує у двох формах: як частина внутрішньовиробничої структури у вигляді зовнішньоекономічного відділу і як відносно самостійний підрозділ у вигляді зовнішньоторговельної фірми