100663

Уголок Чувашии в Сибири Учебный проект

Практическая работа

Краеведение и историческая этнография

Знакомство с литературой, связанной с прошлым и настоящим села Канаш Нижнетавдинского района; архивная работа с документами и газетными публикациями 50-х – 90-х годов по интересующей тематике; беседы со старожилами села.

Русский

2017-11-29

124.5 KB

1 чел.

-Филиал МАОУ «Чугунаевская СОШ» -

«Основная общеобразовательная школа села Канаш»

исследовательский проект

«Уголок Чувашии в Сибири»

Выполнила: Захарова Мария Олеговна

28.04.1998г., 11 класс

Руководитель: Григорьева Ирина Геннадьевна

с. Канаш - 2014 г

Уголок Чувашии в Сибири

«Сколь жалок человек, ничего не знающий о самом

себе, столь же обделён и достоин сожаления тот,

кто не знает прошлого своего народа»

Хади Атласи

 Актуальность:На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Прошлое нашего народа, каким бы трудным оно ни было, это достояние, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда

 Цели работы: изучение историю переселения чувашей в Западную Сибирь, историю моей малой родины.

 Методы работы:

 - знакомство с литературой, связанной с прошлым и настоящим села Канаш Нижнетавдинского района;

- архивная работа с документами и газетными  публикациями 50-х – 90-х годов по интересующей тематике;

- беседы со старожилами села.

Описание проекта:

Родилась я в Чувашии, и все мои родные родились и жили в деревне Хоромакассы Чебоксарского района. Оттуда меня привезли маленьким ребёнком, и вот уже почти 14 лет я живу в селе Канаш. И со временем я всё чаще стала задавать себе вопрос: почему на холодной сибирской земле, так много переселенцев-чувашей, жителей Центральной Европы, живущих на берегу Волги. Почему они основали здесь свои поселения, составляя пятый по численности народ России, не забывая свой язык, свои традиции и культуру.

Трудным и сложным был исторический путь чувашей. Их родиной считается территория Среднего Поволжья между реками Сура и Вятка. После потери Волжской Болгарии в началеXIII века своей государственности в борьбе с татарско-монгольским нашествием здесь они сформировались как самостоятельная народность.

Но откуда же взялись мои земляки на просторах Тюменской области в ранний период освоения Сибири?

   Предполагают, что чуваши могли оказаться в составе казачьих отрядов, закреплявших завоевания Ермака, и оседать на новых землях как пионеры их освоения, давая им свои, родные названия.

Воины-чуваши были и в войске хана Кучума. Это они, как свидетельствует «История Сибирская» летописца тех времён Семёна Ремизова, приняли бой с казаками, в результате которого Кучум потерял власть над Сибирью, сражение произошло в 1581 году, у чувашей было 2 пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их в Иртыш.

      А воевали в войске Кучума чуваши, попавшие в него в качестве свадебного подарка казанского хана ещё до падения Казани в 1552 году.

      НачалоXVII века соотносят с началом освоения Сибири русскими, и тогда же присутствие чувашей в регионе заметно расширилось. Они занимали пустующие земли, основывали на них селения и присваивали им свои названия.  Высокая перенаселённость в Центральной Европе создавала нехватку земель. Именно сельское хозяйство было основой хозяйствования чувашей, основой самой их жизни. Поэтому понятно стремление выселиться, найти новые ещё не занятые земли для обработки. На новом месте давали «подъёмные»:  инвентарь, скотину (например, в период столыпинских реформ и в советское время). Ехали целыми деревнями, и улицами.  Переселенцы до сих пор между собой называют названиями тех деревень, откуда приехали.

К первой четвертиXVII века относят и возникновение Тавдинской слободы. В 1625 году Тавдинская слобода была отмечена в «Дозорной книге Тюменского уезда» в числе вотчин  Тобольского архиепископа Киприяна. Основную часть переселенцев составляли крестьяне, бежавшие от голода, податей и сложностей жизни. Их привлекала дикость и неприступность этих мест. Чувашские же переселенцы в трудном деле показали силу и волю, проявили отвагу, терпение и твердый характер.

Важнейшая причина выселения чувашей за пределы собственно  Чувашии – огромная перенаселённость Чувашского края. В республике Чувашия до сих пор высокая плотность населения.

Село Канаш начало формироваться еще в 1921 году переселенцами из Чувашии. Первые переселенцы-чуваши появились в д. Самаяры, ныне с. Иска, находится рядом с селом Велижаны. Эти два села разделяет небольшая речка Иска, а соединяет их мостик. Переселенцам местные власти долгое время не хотели выделять землю.

Вот и приходилось «отвоевывать» земли под поселения. Ходоков для разрешения поселений отправляли в г. Омск и в г. Екатеринбург.

Местная власть, предвидя настойчивость людей засесть на этих землях, разрешила  занять государственные земли, но порекомендовала оформлять эти земли законным путем. Местные кержаки не хотели отдавать государственные земли, взятые ими в аренду, т.к. они считали их уже своими. Поэтому происходили разные противостояния, вплоть до серьезных разбирательств.

Весной 1921 года на участке, арендованном, Поповым Фетлистком (или Феклистихом) чуваши поселились на его урочище в 10 километрах от Велижан. Новую деревню так и назвали Фетлистика, по имени владельца урочища.

В 1927 году ходоки-первопоселенцы приехали с Екатеринбурга (тогда был Уральский округ с областным центром в г. Екатеринбурге) с документом, разрешающим заселение. В документе, выданном переселенцам, поселение названо не Фетлистика, а «Чувашский выселок». В конце 1930-х годов общим голосованием переименовали в деревню Канаш, в переводе с чувашского «Совет»

Везде, где бы ни поселился чуваш, он заслуживал уважения своим миролюбием, умением трудиться, оказанием помощи пострадавшему или попавшему в беду. Трудились по разным направлениям: портняжное дело, плотничное дело, выделка шкур, катание валенок, на лесоповале, обрабатывали землю и т.д.

Приезжие быстрыми темпами построили дома. В письмах к родственникам, в Чувашию сообщали о своем обустройстве, впоследствии стали приезжать родственники и знакомые. Так, к началу 30-х годов образовалось целое чувашское компактное поселение. Был организован колхоз «Канаш», первым председателем был избран Степан Зайцев.

Чувашские обычаи и традиции сохранены, по сей день. На праздниках и игрищах проводились разные обряды чувашского народа.

После тяжелого трудового дня женщины собирались в хоровой кружок, одновременно с песнями, вязали, пряли. Когда появилось первое радио, с изумлением слушали радиопередачи.

В годы войны из деревни Чувашский выселок ушло воевать более шестидесяти человек, и сорок из них не вернулось. Женщинам в годы войны сеяли, убирали, таскали мешки с хлебом – отдавали всё до единого зернышка фронту. Валили зимой лес, вывозили его на лошадях по ледовым дорогам. Стояли у станков. Голодали, мерзли, недосыпали. Растили детей и получали похоронки. Женщины и девушки работали кочегарами, комбайнёрами, трактористами, электриками, станочниками и т.д.

Страна после войны медленно поднималась из руин, разрухи и голода. Люди постепенно обживались. Постепенно появились новые переселенцы. Города, села, деревни расцветали. В 50-60 годы колхоз «Канаш» набирает силу, из Чувашии потянулись новые семьи, и деревня стала известным колхозом в Велижанском районе.

     В 60 годы в колхозе «Канаш» были организованы: ферма крупнорогатого скота, свиноферма, овчарня, птицеферма, лисоферма.

 В 1980-е годы деревня достигла расцвета. В деревне стали поднимать культурную жизнь людей, не всегда же в труде пропадать. В конце 80-х годов председатель Совета ветеранов Арсентьев Иван Константинович, на заседании Сельского Совета поднял вопрос по созданию фольклорной группы, которая будет исполнять песни на русском и чувашском языках.

В то время главой села был Ефимов Петр Александрович. Предложение Арсентьева И.К. поддержал Совет ветеранов и администрация во главе с Петром Александровичем. Сельский совет поручил депутатам на своих округах поговорить с людьми о возможности участия в культурном мероприятии населения.

Наряду с этим Сельский Совет поручил депутату Павловой Римме Порфирьевне взять под контроль и возглавить это мероприятие. Депутат Совета Архипова Антонина Никандровна, соратница Риммы Порфирьевны, стала активно помогать собирать людей и организовывать фольклорную группу. Так, в 1989 году был создан фольклорный ансамбль «Танташ», в переводе с чувашского «Ровесники» (т.к. участницы ансамбля были примерно одного возраста).

На территории Тюменского региона проживает 31 000 чувашей – от южных районов области до крайнего Севера. И всем нам жизненно необходимо сохранение и возрождение своих традиций. Музей – это один из эффективных способов сохранение духовного наследия чувашского народа. Поэтому особый интерес представляет для нас системное краеведческое изучение уникального региона: западной части юга Тюменской области, Нижнетавдинского района села Канаш, где 1 октября 1991 года на базе Канашской общеобразовательной школы был открыт музей культуры и быта чувашского народа, руководителем которого стала Наталья Аркадьевна Ефимова.  Она вместе со своими помощниками-учениками начала вести работу по сбору материала об истории села Канаш и сбору экспонатов для музея. Поисковая работа велась через встречи и беседы со старожилами села. В 1997 в новом здании школы для музея выделили отдельный кабинет. В 2000 году музей занял 2 место в районном смотре школьных музеев. На сегодняшний день в музее находится 84 экспоната. Р.П Павлова, М.П Мельникова, Р.Н Грачёва – эти женщины помогли оформить музей, принесли в дар свои рукоделия. Теперь музеем руководит И.Г Григорьева. Её помощниками являемся мы, школьники:  В.Воробьёва, М. Юранова, Е.Александрова, В.Мальцева, С. Галинко, М. Захарова собираем информацию для музея, несем окружающим тепло и свет чувашских традиций.

 Музей  постоянно  пополняется  предметами  быта  сельских  жителей, а  также  материалами о  ветеранах  Великой  Отечественной  войны  и  тружениках  тыла.

Выводы:  Я себя тоже считаю продолжателем своего рода. Рода, который корнями уходит в чувашскую культуру и нужно сделать все возможное, чтоб культура моего народа жила и еще очень долгое время процветала. Но задача каждого из нас – осознать себя частью нации, увидеть в самом себе проявления национального характера и развивать в себе его лучшие черты, т.к. всё это помогает понять особое место России в мировой истории.

Список, используемой литературы:

  1. «Наш край родной» Тюменский издательский дом, 2003 г.
  2. Михаил Юхма «Верю в тебя Россия…» , Чебоксары, 2001 г.
  3. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. «Чуваши : этническая история и традиционная культура». М., 2000 г.
  4. Материалы краеведческого музея села Канаш.

5) Культура жизнеобеспечения населения Нижнетавдинского района, сборник

        материалов. Тюмень, Печатник, 2009г.

   6)Газета «Таван», выпуск: май 2014 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16522. СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ КОНТУРЫ 155 KB
  СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ КОНТУРЫ Методические указания к лабораторной работе № 7 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕ...
16523. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ 643.91 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ 1.Цель работы Экспериментальное подтверждение основных теоретических разделов курса ознакомление с некоторыми приборами и овладение методикой основных электрических измерений. Так ж
16524. Поверка вольтметра В-7-72 и генератора ГЗ-118 100 KB
  Поверка вольтметра В772 и генератора ГЗ118 Лабораторная работа №3 Цель и задачи работы В данной лабораторной работе необходимо провести исследование различных способов измерения разности фаз двух гармонических колебаний на примере осцилло...
16525. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 202.94 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ. Отчет по лабораторной работе №5 по дисциплине Электроника Цель работы Ознакомиться с конструкцией полевых транзисторов с управляющим pn переходом их принципом действия характеристиками и параметр...
16526. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА 61.5 KB
  Лабораторная работа № 3/4 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА 2.1. Введение Цель работы: Ознакомиться с теоретическими и практическими основами построения блока лексического анализа компилятора Глава 1. Общая характеристика процесса ко
16527. Информационная среда образовательного учреждения 17.04 KB
  Занятие №1 Тема: Информационная среда образовательного учреждения Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего учителя истории в области использования современных информационных интегрированных продуктов на примере информационного интегр
16528. Организационная структура локальной сети ИСОУ и ее программное обеспечение 28 KB
  Лабораторная работа №2 Тема: Организационная структура локальной сети ИСОУ и ее программное обеспечение. Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего историка в области использования современных информационных интегрированных. Вопрос...
16529. Программные средства учебного назначения 14.61 KB
  Занятие №3 Тема: Программные средства учебного назначения Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего историка в области использования программных средств учебного назначения. Вопросы для обсуждения: Понятие программных средств уче
16530. Разработка и использование программных средств учебного назначения 13.45 KB
  Занятие №4 Тема: Разработка и использование программных средств учебного назначения Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего историка в области использования программных средств учебного назначения. Вопросы для обсуждения: п...