100671

Идейно-образное содержание балетов и опер Дмитрия Шостаковича

Реферат

Культурология и искусствоведение

Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы как К. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно в ней сочетаются элементы музыки тональной атональной и ладовой в творчестве композитора переплетаются модернизм традиционализм экспрессионизм и большой стиль.

Русский

2017-11-29

94 KB

1 чел.

                    Реферат

   Идейно-образное содержание

балетов и опер Дмитрия Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович — крупнейший композитор современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, один из самых исполняемых в мире русских композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие  композиторы, как  К.Пендерецкий,  С.Слонимский, А.Шнитке, Г.Канчели,  Л.Бернстайн,  а также многие другие музыканты.

Д. Шостакович — классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века.

Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

От природы композитор не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни — в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре особого композиторского внимания Шостаковича была симфония. Здесь  он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от других крупных музыкальных форм и жанров.

Большой вклад композитор  внес в развитие оперного и балетного искусства. Шостаковичем было написано  несколько опер и балетов. Первым сочинением была опера«Нос» (1928), написанная по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность в обрисовке отдельных персонажей, но и интонация «смеха сквозь слезы». Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта — той доступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное — он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое же отношение с особенной четкостью сказалось и в ранних балетах «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931).

Замыслы балетов Шостаковича совпали с концом двадцатых - началом тридцатых годов, временем, ставшим неким рубежом в истории советского искусства и драматичным для самого композитора. С одной стороны, это был период ярчайшего расцвета его таланта, в том числе театрального. С другой - описываемое время совпало с поворотом к новой культурной политике, преследованием искусства авангардного толка. Сталин провозгласил в 1929 г. «великий перелом», означавший резкое усиление идеологического диктата в искусстве. Этот печальный «перелом» действительно «переломал» судьбы многих ярких сочинений, в том числе и балетов Шостаковича. 

«Золотой век» — первый балет Дмитрия Шостаковича в трёх действиях, шести картинах.  История  его создания и постановки такова.

В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссера Александра Ивановского "Динамиада" с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с "развращённой" молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом. «Золотой век» был закончен в 1929 г. и впервые поставлен в Ленинградском государственном театре оперы и балета в 1930 году. Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев (канкан, фокстрот, танго, чечётка), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча. Уже через год спектакль был снят с репертуара из-за многочисленных негативных отзывов прессы. Позднее на «Золотой век» в числе других произведений Шостаковича пресса навесила ярлык «формализма».

В 1982 году балет обрёл новую жизнь и новое либретто в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова» (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе цельной и богато одаренной от природы натуры — под властью слепой, безрассудной страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и запрещена к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В начале 1936 года, после посещения в рамках Фестиваля советской музыки оперы руководством коммунистической партии  и      советского  правительства, включая  И.В. Сталина, В.И. Молотова, А. А. Жданова и А. И. Микояна, она была подвергнута осуждению в «директивной» редакционной статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда»: «Это музыка, умышленно сделанная „шиворот-навыворот“, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью».  Опера была изъята из репертуара советских театров, хотя репрессий против композитора не последовало.  В 1962 году она былапоставлена вавтоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова»

Постановка оперы в оригинальном виде возобновлена была в 1978 году (Лондон).

4 апреля 1935 года в Ленинградском Малом театре оперы и балета состояласьпремьера комедийногобалета  «Светлый ручей». Балет ставил своей целью удовлетворить интересы и идеи новой власти и реализовать её лозунги, в частности, лозунг о стирании грани между искусством профессионалов и самодеятельностью. Действие разворачивалось  в колхозе «Светлый ручей», расположенном на Северном Кавказе, где колхозники, среди обилия колосящихся полей, весело завершив свои простые сельхозработы, вместе с профессиональными артистами танцуют и выступают на сцене. Такая прямая иллюстрация советского лозунга могла расцениваться как острый сатирический памфлет.

Балет успешно шёл до февраля 1936 года, но разгромная статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» положила ему конец. Только в 2003 г. на сцене Большого театра постановка балета возобновилась.

С исполнением  балетной музыки Шостаковича сложилась интересная ситуация. Фрагменты из этих сочинений были не просто широко известны, но - без преувеличения – знамениты (напр. транскрипция популярного фокстрота Винсента Юманса «Таити-трот»). Однако они воспринимались как отдельные концертные номера, а не как часть крупной сценической формы.

Сегодня балетная музыка Шостаковича переживает едва ли не пик своей популярности. Это происходит как в России, так и за рубежом. Показателем может служить кинопродукция Голливуда -в частности, использование режиссером Стэнли Кубриком известного вальса Шостаковича в фильме «С широко закрытыми глазами». На фоне мирового интереса к фигуре Шостаковича сценическое возрождение его театральных сочинений выглядит вполне закономерно. Новый же всплеск интереса к театральным опусам Шостаковича возник в связи со столетним юбилеем композитора и постановками его балетов в двух главных театрах страны.

Несомненно, Дмитрий Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое, высоко - художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание и уважение.

Фортунова Анна Евгеньевна. Балеты Д.Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х - первой половины 1930-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 

Петров, В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3418. Движение свободной частицы 405.94 KB
  Движение свободной частицы. Для свободной частицы U(x) = 0 (пусть она движется вдоль оси x ). Решением уравнения Шредингера: будет функция, где A = const, волновое число — может принимать любые положительные значения...
3419. Элементы релятивистской механики 241 KB
  Элементы релятивистской механики. Принцип относительности и преобразования Галилея. Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца и следствия из них. Основной закон релятивистской динамики. Закон взаимо...
3420. Проводники в электрическом поле. Электроемкость проводников и конденсаторов 301.5 KB
  Проводники в электрическом поле. Электроемкость проводников и конденсаторов. Распределение зарядов на проводнике. Проводник во внешнем электрическом поле. Электроемкость уединенного проводника. Электроемкость шара. Конденсаторы и и...
3421. Постоянный электрический ток 228 KB
  Постоянный электрический ток.  Сила и плотность тока. Электродвижущая сила и напряжение.  Закон Ома. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников.  Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца...
3422. Основы термодинамики 227.5 KB
  Применение 1 закона термодинамики и изопроцессам. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели, их КПД. Цикл Карно. Понятие об энтропии. Второе начало термодинамики. Диаграмма этого процесса в координатах p,V изображается прямой, параллельной оси ординат...
3423. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ РАБОТЫ (на примере ОАО «Инженерный центр энергетики Урала») 1.38 MB
  Учитывая тот факт, что управление кадрами организации есть составной элемент менеджмента, связанный с людьми и их отношениями внутри организации. То можно утверждать, что управление трудовыми ресурсами, сегодня, должно быть направлено на достижение эффективности работы предприятия, самих работников, развитию у них потребностей высокого уровня и способностей к творческой деятельности
3424. Магнитные свойства вещества 176.5 KB
  Магнитные свойства вещества. Магнитные моменты электронов и атомов. Намагничение вещества. Диа- и парамагнетики. Ферромагнетики. Магнитные моменты электронов и атомов. Опыт показывает, что все вещества являются магнетиками, т...
3425. Динамика вращательного движения твердого тела 200.5 KB
  Динамика вращательного движения твердого тела.  Момент инерции. Момент силы. Основное уравнение динамики вращательного движения. Момент импульса.  Момент инерции. (Рассмотрим опыт со скатывающимися цилиндрами.) При рассмотрении вращательно...
3426. Элементы механики жидкостей 244 KB
  Элементы механики жидкостей. Давление в жидкости и газе.  Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Вязкость (внутреннее трение). Ламинарный и турбулентный режимы течения жидкостей. Давление в жидкости и газе. Молекулы газа...