100671

Идейно-образное содержание балетов и опер Дмитрия Шостаковича

Реферат

Культурология и искусствоведение

Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы как К. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно в ней сочетаются элементы музыки тональной атональной и ладовой в творчестве композитора переплетаются модернизм традиционализм экспрессионизм и большой стиль.

Русский

2017-11-29

94 KB

1 чел.

                    Реферат

   Идейно-образное содержание

балетов и опер Дмитрия Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович — крупнейший композитор современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, один из самых исполняемых в мире русских композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие  композиторы, как  К.Пендерецкий,  С.Слонимский, А.Шнитке, Г.Канчели,  Л.Бернстайн,  а также многие другие музыканты.

Д. Шостакович — классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века.

Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

От природы композитор не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни — в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре особого композиторского внимания Шостаковича была симфония. Здесь  он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от других крупных музыкальных форм и жанров.

Большой вклад композитор  внес в развитие оперного и балетного искусства. Шостаковичем было написано  несколько опер и балетов. Первым сочинением была опера«Нос» (1928), написанная по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность в обрисовке отдельных персонажей, но и интонация «смеха сквозь слезы». Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта — той доступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное — он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое же отношение с особенной четкостью сказалось и в ранних балетах «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931).

Замыслы балетов Шостаковича совпали с концом двадцатых - началом тридцатых годов, временем, ставшим неким рубежом в истории советского искусства и драматичным для самого композитора. С одной стороны, это был период ярчайшего расцвета его таланта, в том числе театрального. С другой - описываемое время совпало с поворотом к новой культурной политике, преследованием искусства авангардного толка. Сталин провозгласил в 1929 г. «великий перелом», означавший резкое усиление идеологического диктата в искусстве. Этот печальный «перелом» действительно «переломал» судьбы многих ярких сочинений, в том числе и балетов Шостаковича. 

«Золотой век» — первый балет Дмитрия Шостаковича в трёх действиях, шести картинах.  История  его создания и постановки такова.

В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссера Александра Ивановского "Динамиада" с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с "развращённой" молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом. «Золотой век» был закончен в 1929 г. и впервые поставлен в Ленинградском государственном театре оперы и балета в 1930 году. Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев (канкан, фокстрот, танго, чечётка), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча. Уже через год спектакль был снят с репертуара из-за многочисленных негативных отзывов прессы. Позднее на «Золотой век» в числе других произведений Шостаковича пресса навесила ярлык «формализма».

В 1982 году балет обрёл новую жизнь и новое либретто в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова» (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе цельной и богато одаренной от природы натуры — под властью слепой, безрассудной страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и запрещена к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В начале 1936 года, после посещения в рамках Фестиваля советской музыки оперы руководством коммунистической партии  и      советского  правительства, включая  И.В. Сталина, В.И. Молотова, А. А. Жданова и А. И. Микояна, она была подвергнута осуждению в «директивной» редакционной статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда»: «Это музыка, умышленно сделанная „шиворот-навыворот“, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью».  Опера была изъята из репертуара советских театров, хотя репрессий против композитора не последовало.  В 1962 году она былапоставлена вавтоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова»

Постановка оперы в оригинальном виде возобновлена была в 1978 году (Лондон).

4 апреля 1935 года в Ленинградском Малом театре оперы и балета состояласьпремьера комедийногобалета  «Светлый ручей». Балет ставил своей целью удовлетворить интересы и идеи новой власти и реализовать её лозунги, в частности, лозунг о стирании грани между искусством профессионалов и самодеятельностью. Действие разворачивалось  в колхозе «Светлый ручей», расположенном на Северном Кавказе, где колхозники, среди обилия колосящихся полей, весело завершив свои простые сельхозработы, вместе с профессиональными артистами танцуют и выступают на сцене. Такая прямая иллюстрация советского лозунга могла расцениваться как острый сатирический памфлет.

Балет успешно шёл до февраля 1936 года, но разгромная статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» положила ему конец. Только в 2003 г. на сцене Большого театра постановка балета возобновилась.

С исполнением  балетной музыки Шостаковича сложилась интересная ситуация. Фрагменты из этих сочинений были не просто широко известны, но - без преувеличения – знамениты (напр. транскрипция популярного фокстрота Винсента Юманса «Таити-трот»). Однако они воспринимались как отдельные концертные номера, а не как часть крупной сценической формы.

Сегодня балетная музыка Шостаковича переживает едва ли не пик своей популярности. Это происходит как в России, так и за рубежом. Показателем может служить кинопродукция Голливуда -в частности, использование режиссером Стэнли Кубриком известного вальса Шостаковича в фильме «С широко закрытыми глазами». На фоне мирового интереса к фигуре Шостаковича сценическое возрождение его театральных сочинений выглядит вполне закономерно. Новый же всплеск интереса к театральным опусам Шостаковича возник в связи со столетним юбилеем композитора и постановками его балетов в двух главных театрах страны.

Несомненно, Дмитрий Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое, высоко - художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание и уважение.

Фортунова Анна Евгеньевна. Балеты Д.Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х - первой половины 1930-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 

Петров, В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74850. Просветительство и сентиментализм конца ХVIII века. Н.М. Карамзин. Его проза и поэзия 14.72 KB
  Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы. Поэзия Карамзина развившаяся в русле европейского сентиментализма кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени воспитанной на одах Ломоносова и Державина...
74851. И.А. Крылов – баснописец. Традиции сатирической литературы XVIII века. Своеобразие авторской позиции, проблема народности басен 15.46 KB
  Крылов баснописец. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена который в свою очередь заимствовал их у Эзопа Федра и Бабрия хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Жанр басни под пером Крылова заметно изменился.
74852. Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова 15.87 KB
  Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценилась свободная поэтическая индивидуальность. Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского);
74853. Заговоры (виды, композиция, особенности языка) 60.35 KB
  Мифологическая школа –Заговор первоначально молитвы, обращенные к божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).
74854. Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм 67.48 KB
  Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не сравнение а сопоставление по признаку действия движения: дерево хилится девушка кланяется. Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.
74855. Волшебные сказки (происхождение, сюжеты, поээтика) 84.34 KB
  Сказки контаминируются-соединяются и в своих отдельных частях и полностью образы из одних сказок переходят в другие происходит творческий процесс разработки и варьирования основного сюжетного и образного фонда волшебных сказок в результате чего в пределах установившейся традиции появляются ранее не встречавшиеся комбинации сочетание мотивов и сюжетных положений. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом открывать...
74856. Баллада как жанр 129.48 KB
  Баллада как жанр Баллады это эпические песни с семейно-бытовой тематикой в основе которых лежат трагические конфликты. Баллады на Руси по предположению ученых возникли на рубеже ХШ XIV веков когда постепенно начал угасать жанр былин эпических песен о подвигах могучих богатырей защитников родины. Так называют провансальские плясовые песни XI XVII веков от bllre плясать...
74857. Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова) 101.52 KB
  Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами свадебными похоронными рекрутскимиибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...
74858. Понятие о песенно-эпической циклизации в былинах. Образ князя Владимира 156.09 KB
  Святорусские богатыри Былины о Садко о Василии Буслаеве. Василий выиграл пари у Новгорода как и Садкокупец в одной из былин. Иной тип героя представляет Садко. Садко выражает собою бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах приобретение которых возможно только в торговой общине.