100700

Моя первая программа. Работа с компонентами TLable, Tbutton, TColorBox

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Label - метка. Разместите на форме командную кнопку которая позволяла бы уменьшать шрифт объекта Label на 4 пикселя и увеличивать на 2 пикселя. Попробуем таким способом включить в окно программы компонент Label. Новый компонент имеет стандартное имя Label и надпись на нем повторяет это имя.

Русский

2018-02-05

208.5 KB

0 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Моя первая программа.

Работа с компонентами TLable, Tbutton, TColorBox.

Цель работы:

Изучение основных свойств компонентов и работа с ними.

1 Краткая теоретическая часть

Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: положением, размером, цветом и т. д. Часть этих параметров, например, положение и размеры компонента, можно изменять, манипулируя с компонентом в окне формы. Для изменения других параметров предназначено окно Инспектора объектов. Это окно содержит две страницы - Properties (Свойства) и Events (События). Страница Properties служит для установки нужных свойств компонента, страница Events позволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. Совокупность свойств отображает видимую сторону компонента: положение относительно левого верхнего угла рабочей области формы, его размеры и цвет, шрифт и текст надписи на нем и т. п.; совокупность событий - его поведенческую сторону: будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или на нажатие клавиш, как он будет вести себя в момент появления на экране или в момент изменения размеров окна и т. п.

Палитра компонентов - это главное богатство Delphi. Она занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы.

Label - метка. Этот компонент используется для размещения в окне не очень длинных однострочных надписей. Он имеет такие основные свойства как:

Caption (название) - изменяет название компонента;

Color (цвет) – изменяет цвет компонента;

Font – позволяет изменить шрифт текста, начертание, размер, видоизменение, цвет;

Visible (видимость )- позволяет сделать объект невидимым на форме при запуске программы

Button - командная кнопка. Обработчик события OnClick этого компонента обычно используется для реализации некоторой команды. Обладает такими же основными свойствами, что и метка: Caption, Color, Font, Visible, кроме того координаты расположения и размер командной кнопки задаются с помощью свойств height, left, top и width.

ColorBox - специальный вариант ComboBox - комбинированного списка выбора, представляющего собой комбинацию списка выбора и текстового редактора. ColorBox предназначен для выбора одного из системных цветов. Класс TColorCombo представляет из себя законченную компоненту которую Вы можете непосредственно поместить палитру компонент Delphi. Этот компонент находится на закладке Additonal, где помещены 18 дополнительных компонентов, с помощью которых можно разнообразить вид диалоговых окон.

Timer - таймер. Этот компонент служит для отсчета интервалов реального времени. Он находится на страницу System. На этой странице представлены компоненты, которые имеют различное функциональное назначение, в том числе компоненты, поддерживающие стандартные для Windows технологии межпрограммного обмена данными OLE (Object Linking and Embedding -связывание и внедрение объектов) и DDE (Dynamic Data Exchange -динамический обмен данными). Технология DDE в современных программах полностью вытеснена гораздо более мощной технологией СОМ, и поэтому соответствующие им компоненты в книге не рассматриваются.

Окно кода предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. Совокупность правил записи текста называется языком программирования. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Паскаль

Сразу после открытия нового проекта в нем будут такие строки:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Frms, Dialogs;

type

TFormI = class(TForm) private

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{SR *.DFM}

end.

Эти строки Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы.

3 Задание к работе

1. Изучите все свойства необходимых для работы компонентов.

2. Разместите на форме командную кнопку, которая позволяла бы уменьшать шрифт объекта Label на 4 пикселя и увеличивать на 2пикселя.

3. Создайте группу кнопок, позволяющих видоизменять текст (видоизменение, начертание, тип шрифта), используя свойство Font.

4. Увеличьте скорость движения надписи.

4 Порядок выполнения

Разместить на форме новый компонент не представляет труда. Для этого сначала нужно его выбрать (щелкнуть по нему мышью) в палитре компонентов, а затем щелкнуть мышью по точке рабочего пространства формы, где должен располагаться левый верхний угол компонента.

Попробуем таким способом включить в окно программы компонент Label.

Новый компонент имеет стандартное имя Label1, и надпись на нем повторяет это имя. Изменим эту надпись, для этого в окне Инспектора объектов в свойстве Caption удалим стандартное имя

А затем разместим на форме еще один компонент - кнопку - и заставим ее откликаться на событие, связанное с нажатием левой кнопки мыши. Чтобы заставить программу реагировать на нажатие кнопки, необходимо написать на языке object pascal фрагмент программы, который называется обработчиком события.

Этот фрагмент должен представлять собой последовательность текстовых строк, в которых программист указывает, что именно должна делать программа в ответ на нажатие кнопки. Фрагмент оформляется в виде специальной подпрограммы языка Object Pascal - процедуры.

Чтобы заставить Delphi самостоятельно сделать заготовку для процедуры обработчика события OnClick, дважды подряд без заметной паузы щелкните мышью по вновь вставленному компоненту. В ответ Delphi активизирует окно кода, и вы увидите в нем такой текстовый фрагмент:

procedure TFormI.ButtonlClick(Sender: TObject);

begin

end;

Слово procedure извещает компилятор о начале подпрограммы-процедуры. За ним следует имя процедуры TFormi.ButtonlClick. Это имя - составное: оно состоит из имени класса TForm1 и собственно имени процедуры Button1Click. Слово begin (начало) сигнализирует компилятору о начале последовательности предложений, описывающих алгоритм работы процедуры, а слово end (конец) - о конце этой последовательности.

Пусть наша кнопка будет запускать программу, т.е. присваивать Label1 название «Я начинаю программировать на Delphi!». Назовем кнопку «Пуск».

Введем программный код для кнопки «Пуск»:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption:='Я начинаю программировать на Delphi!';

end;

Для командной кнопки «Закрыть»:

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

Эта кнопка закрывает нашу программу.

Следующая командная кнопка будет увеличивать шрифт текста на 2 пикселя. У свойства Font есть списки, например Size (размер), который Вы можете обнаружить при щелчке в окне Инспектора объектов напротив Font по знаку «+». Код программы выглядит следующим образом:

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Font.Size:=Label1.Font.Size+2;

end;

Получаем следующий результат:

Чтобы надпись могла изменять свое положение, разместим на форме четыре командные кнопки, назовем их: «ВЕРХ», «НИЗ», «ПРАВО», «ЛЕВО» и напишем для них фрагменты программ соответственно.

Label1.Top:=Label1.Top-3;

Label1.Left:=Label1.Left+3;

Label1.Top:=Label1.Top+3;

Label1.Left:=Label1.Left-3;

Для изменения цвета поместим на форме ColorBox (комбинированный список цветов). Его обработчик событий имеет следующий вид:

procedure TForm1.ColorBox1Change(Sender: TObject);

begin

Label1.Font.Color:=ColorBox1.Selected;

end;

Теперь пользователь может поменять цвет текста надписи на любой, понравившейся ему.

Чтобы наша надпись могла производить движение, вставим в форму компонент таймер и командную кнопку.

Для таймера в окне кода опишем следующий программный код:

label1.Left:=label1.Left+a;

if (label1.Left=form1.Width-label1.Width-10) then a:=-1;

if label1.Left=0 then a:=1;

А для командной кнопки

a:=1;

Timer1.Enabled:=true;

timer1.Interval:=10;

Необходимо описать переменную «a». Это делается после слова Var.

var

Form1: TForm1;

a:integer;

5 Содержание отчета

1. Титульный лист

2. Название работы

3. Цель работы

4. Краткая теоретическая часть

5. Собственные разработки программы

6. Ответы на контрольные вопросы

6 Контрольные вопросы

1. Что называется классами в Delphi?

2. Какие списки находятся в свойстве Font?

3. Что позволяет делать свойство Visible?

4. Что означает свойство Name?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11178. Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування, інкрустація та інтарсія 55.5 KB
  Тема: Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування інкрустація та інтарсія. Мета. Ознайомити учнів з прийомами оздоблення деревяних виробів формувати в учнів поняття про техніку інтарсія та маркетрі; виховання позитивного ставлення до прац...
11179. Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування (метод фокальних об’єктів).Практична робота: Складання ескізу проектного виробу 41 KB
  Тема уроку: Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування метод фокальних обєктів.Практична робота: Складання ескізу проектного виробу. Мета: згідно теми проекту вибрати аналогпрототип та вдосконалити його характеристики; виховувати бережливе ставл...
11180. Оздоблення виробів різьбленням 123.5 KB
  Тема. Оздоблення виробів різьбленням Мета: ознайомити учнів з тригранновиїмковим різьбленням навчити виконувати найпростіші елементи різьблення; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Обладнання:...
11181. Основні типи креслярських ліній. Розміри на кресленнях, поняття – ескіз та креслення. Практична робота 56 KB
  Тема уроку 4: Основні типи креслярських ліній. Розміри на кресленнях поняття ескіз та креслення. Практична робота. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички креслення рамки і оформляти креслення. Виховна: виховувати в учнів культуру праці точність вико...
11182. Технологія вирощування кущових декоративних рослин 72.5 KB
  Тема 4.1. Технологія вирощування кущових декоративних рослин. Мета: ознайомити учнів з властивостями декоративних кущових рослин їх місцем і роллю у створенні сприятливих умов для праці та відпочинку декоративному оформленні території правилами безпечної праці під ча...
11183. Практична робота. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу 42.5 KB
  Тема уроку: Практична робота. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Мета: вдосконалити уміння виконувати технологічні операції при обробці конструкційних матеріалів; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логіч...
11184. Сталь як конструкційний матеріал. Сортовий прокат. Випрямляння металевих заготовок. Розмічальні роботи 80.5 KB
  Тема уроку: Сталь як конструкційний матеріал. Сортовий прокат. Випрямляння металевих заготовок. Розмічальні роботи. Штангенциркуль. Різання слюсарною ножівкою. Мета: виявити рівень теоретичних знань з розділу проектування виробів; ознайомити з контрольновимірю...
11185. Технологічні процеси ручної і механічної обробки деталей виробів. ТВ-6, призначення та використання. 52 KB
  Тема: Технологічні процеси ручної і механічної обробки деталей виробів. ТВ6 призначення та використання. Правила безпечної роботи на верстаті. Мета: ознайомити учнів з можливостями будовою та кінематичною схемою ТВ 6; виховувати бережливе ставлення до обладнання та і...
11186. Дослідження та розробка комп’ютерно- інтегрованої системи управління нафтопереробкою 1.25 MB
  Традиційні процеси автоматизації нафтогазової промисловості діляться на три основні напрямки: автоматизація видобутку нафти (газу), автоматизація переробки нафти (газу), автоматизація транспортування нафти (газу). Варто виділити напрямок переробки нафти (газу), як один з найбільш складних і відповідальних процесів.