100716

XXX глава философской повести Вольтера «Кандид»

Доклад

Логика и философия

В первую очередь это мысль дервиша о том что работа отгоняет от нас три великих зла: скуку порок и нужду а вторая что надо возделывать наш сад. Образ сада появляющийся в ней не в первый раз возникает в тексте. До этого самое яркое упоминание сада вXXV главе когда Кандид посещает венецианца Пококуранте чей сад украшен всевозможными мраморными фигурами. Возвращаясь кXXX главе отметим что после встречи с дервишем в разговоре с товарищами Панглос сравнивает сад с Эдемом и приводит цитату из библии БытиеII 15 Когда человек...

Русский

2018-02-10

32.5 KB

0 чел.

XXX глава философской повести Вольтера «Кандид»

В финальной главе философской повести «Кандид» есть несколько очень важных для Вольтера сентенций. В первую очередь это мысль дервиша о том, что «работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду», а вторая – что «надо возделывать наш сад». Мотив труда, появляющийся в первой цитате, довольно часто появляется в литературе эпохи Просвещения (особенно после романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», в котором тема труда раскрыта очень подробно). Как и у Дефо, идея труда подразумевает совершенствование мира и самого человека. Вторая сентенция вложена в уста как монаха, так и Кандида. Образ сада, появляющийся в ней, не в первый раз возникает в тексте. До этого самое яркое упоминание сада – вXXV главе, когда Кандид посещает венецианца Пококуранте, чей сад украшен всевозможными мраморными фигурами. Однако то, что хвалит главный герой, кажется хозяину вычурным, неблагородным.

Возвращаясь кXXX главе, отметим, что после встречи с дервишем, в разговоре с товарищами, Панглос сравнивает сад с Эдемом и приводит цитату из библии —Бытие,II, 15 («Когда человек был поселен в саду Эдема, это было ut operaretur eum, - дабы и он работал»). Также с Эдемом в первых главах текста сравнивался замок барона, из которого Кандид был изгнан, как Адам («Кандид, изгнанный из земного рая»). Интересно, что в «Философском словаре» Вольтер в статье «Рай» писал, что слово paradis (рай) пришло из персидского языка и там оно означало фруктовый сад. В «Кандиде» таким образом библейский образ переведен на язык жизни, рай заменен садом. Безусловно, этот библейский образ имеет ироническое обыгрывание в тексте – «райским уголком»/ «земным раем» в итоге становится маленькая ферма – единственное, что осталось у Кандида. Образ райского сада пародически снижается.

Собственно, какую именно роль в тексте играет фраза «Надо возделывать свой сад»? Идея, заложенная в нее, заключается в необходимости труда, с помощью которого можно сделать жизнь лучше. Заметим, что благоразумный Какамбо – единственный из товарищей Кандида, о котором сказано, что он трудится – «Какамбо, который работал в саду и ходил продавать овощи в Константинополь, изнемогал под бременем работ и проклинал судьбу». Можно предположить, что положение его изменилось, когда каждый из друзей применил принцип дервиша на практике и стал заниматься делом. Так или иначе, стоит сказать, что мысль дервиша – ответ на философию оптимизма (Лейбница) и пессимизма (Пьера Бейля, который стал прототипом Мартена). Это найденный Кандидом компромисс, истина, теперь ему не надо выбирать между двумя крайними позициями. Повторяя эту фразу, он тем самым укрепляет свою позицию в этой философии.

Заметим, что и Панглос, и Мартен дают реакцию на высказывание «надо возделывать свой сад». И оба они остаются приверженцами своей философии. В речи Панглоса образ «сада» соединяется с «раем», и таким образом работа в саду похожа на жизнь в раю. Все идет к лучшему в этом оптимальном мире. Ведь если бы это было не так, у Кандида не было бы сада. Мартен реагирует иначе: «Будем работать без рассуждения, это единственное средство сделать жизнь сносной». В его понимании работа в саду – лишь способ разнообразить жизнь, избавиться от скуки и нужды. И эта работа тяжела (о чем можно судить из ранее упомянутого фрагмента с работающим в саду Какамбо).

Кроме того, в 30-ой главе можно кратко прокомментировать сюжет с морганатическим браком Кандида и Кунигунды и фрагмент про казнь в Константинополе. По поводу первого эпизода единственное, что я могу сказать, - то, что морганатические браки были разрешены во Франции и что королевские особы часто прибегали к такой практике (позднее такие браки стали называть «тайными»). Второй пассаж примечателен тем, что казнь с использованием кола или виселицы была абсолютно традиционной в Османской империи (и в последствии была заимствована некоторыми другими странами, в т.ч. Россией).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19281. Использование коммуникативных форматов и протоколов. Объектная модель до-кумента (DOM). XML, RDF, OWL 287.37 KB
  Лекция 13. Использование коммуникативных форматов и протоколов. Объектная модель документа DOM. XML RDF OWL. Многоуровневые и многокомпонентные информационные ресурсы. Типология и структура распределенных ИР. Проектирование распределенных документальных информационных...
19282. Проектирование пользовательского интерфейса. Основные принципы и этапы проектирования пользовательского интерфейса 329.19 KB
  Лекция 14. Проектирование пользовательского интерфейса. Основные принципы и этапы проектирования пользовательского интерфейса: выбор структуры диалога разработка сценария диалога определение и размещение визуальных компонентов. Гибкие интерфейсы. Средства поддержк...
19283. Реинжиниринг информационных систем 180.12 KB
  Лекция 15. Реинжиниринг информационных систем Основные определения. Причины реинжиниринга ИС. Основные пути реинжиниринга ИС. Методологии реинжиниринга ИС. Этапы реинжиниринга ИС. Перспективы реинжиниринга ИС. 15.1. Основные определения В настоящее время существу...
19284. Документирование процессов проектирования и разработки ИС 384.92 KB
  Лекция 16. Документирование процессов проектирования и разработки ИС. ГОСТ 34.20189. Виды комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. ГОСТ 19.10177. Единая система программной документации. Виды программ и программных документов 16.1....
19285. Основные понятия вычислительных систем 89.5 KB
  Лекция 1 Основные понятия вычислительных систем Использование передовых технологий в области электроники и техники связи позволило поновому организовать многие виды систем обработки информации. Главной особенностью при этом является объединение в одну систему
19286. Архитектура связи 99.5 KB
  Лекция 2 Архитектура связи Термин архитектура связи подразумевает что отдельные подзадачи сети выполняются различными структурными элементами между которыми устанавливаются пути передачи информации каналы связи и интерфейсы. Способ с помощью которого со
19287. Физический уровень OSI 176 KB
  Лекция 3 Физический уровень OSI На физическом уровне определяются характеристики электрических сигналов механические свойства кабелей и разъемов. На этом уровне определяется физическая топология сети способ кодирования информации и общей синхронизации битов. Данн...
19288. Технология Ethernet 175.5 KB
  Лекция 4 Технология Ethernet Построение сетей Локальная сеть Ethernet фирмы Xerox считается одной из самых удачных разработок в области ЛВС. Её эксплуатационные характеристики дешевизна и универсальность позволили завоевать ведущие позиции в области рынка сбыта. Метод дост
19289. Интеграционное оборудование 82.5 KB
  Вычислительные системы сети и телекоммуникации Лекция 5 Интеграционное оборудование В качестве средств масштабирования сетей используются такие устройства как повторители мосты коммутаторы маршрутизаторы и шлюзы. Повторители мосты коммутатор...