10072

Причины возникновения экономического риска.

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Причины возникновения экономического риска. Как отмечалось в обществоведческой литературе существуют не только различия в понимании содержания термина риск по и разные точки зрения на природу риска придающие или субъективную или объективную или субъективнообъ...

Русский

2013-03-20

33.5 KB

44 чел.

Причины возникновения экономического риска. 

Как отмечалось, в обществоведческой литературе существуют не только различия в понимании содержания термина «риск», по и разные точки зрения на природу риска, придающие или субъективную, или объективную, или субъективно-объективную природу риска.

Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода — в этом его субъективная сторона. Помимо этого она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину экономического риска в силу различия психологических, нравственных, идеологических  ориентаций, принципов, установок и т.д.

Объективная сторона риска обусловливается вероятностной сущностью многих природных, социальных и технологических процессов, многовариантностью материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-экономической жизни. Объективность риска проявляется и в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Риск существует независимо от того, осознают его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.

Субъективно-объективная природа риска определяется тем, что он порождается как процессами субъективного характера, так и процессами, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.

Как отмечалось, существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию, при этом выделяют:

  •  неопределенность внешней среды, которая включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность. В результате каждый предприниматель изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, обеспечивающих его успех на рынке.
  •  неопределенность внутренней среды, включая различного рода аварии (пожары, взрывы отравления, выбросы атомных и тепловых электростанций и т.п.), выход из строя оборудования, несчастные случаи на транспорте, производстве и др.

Таким образом, основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками риска являются:

1. Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, бури, ураганы, мороз, гололед), которые могут оказать серьезное отрицательное влияние на результаты предпринимательской деятельности, стать источником непредвиденных затрат.

2. Случайность, связанная с вероятностной сущностью многих социально-экономических и технологических процессов, многовариантностью материальных отношений, в которые вступают субъекты предпринимательской деятельности, что приводит к тому, что в сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково (невозможно точно предсказать число пассажиров, которые воспользуются транспортом определенного маршрута).

3. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов (от войн и межнациональных конфликтов до конкуренции), в результате которых предприниматель может столкнуться с запретом на экспорт или импорт, конфискацией товаров и даже предприятий, лимитированием иностранных инвестиций и др.

4. Вероятностный характер НТП. Общее направление развития науки и техники, особенно на ближайший период, может быть предсказано с известной точностью. Однако заранее во всей полноте определить конкретные последствия тех или иных научных открытий, технических изобретений практически невозможно. Технический прогресс неосуществим без риска, что обусловлено его вероятностной природой, поскольку затраты и, особенно, результаты растянуты и отдалены во времени могут быть предвидены лишь в некоторых, обычно широких пределах.

5. Неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, ограниченность возможностей человека в сборе и переработке информации, постоянная изменчивость этой информации. Причем, чем ниже качество информации, используемой при принятии решений, тем выше риск наступления отрицательных последствий такого решения.

6. Также к источникам, способствующим возникновению риска, относятся:

  •  ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и др. ресурсов при принятии и реализации решений;
  •  невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровнях и методах научного познания;
  •  относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения.
  •  необходимость выбора новых инструментов воздействия на экономику в условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам развития;
  •  несбалансированность основных компонентов хозяйственного механизма: планирования, ценообразования, материально-технического снабжения, финансово-кредитных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70408. Эффективность использования оборотных средств в сельском хозяйстве 35 KB
  Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике страны. Существенное значение для развития АПК имеет эффективное использование оборотных средств. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования...
70410. СТВОРЕННЯ ОПТИМАЛЬНИХ УМОВ ДЛЯ РОЗВИТКУ ЯКІСНОЇ ОСВІТИ 131 KB
  В Україні аналогічні програма вивчаються протягом 1011 років що викликає перевантаження учнів погано впливає на їхнє здоровя знижує якість навчання. За даним дослідників за останні 15 років навчальне навантаження учнів зросло в півтора рази а 60 дітей мають психосоматичні порушення...
70411. ДОПОМІЖНІ МАТЕРІАЛИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ АТЕСТАЦІЇ ПЕДАГОГІЧНИХ ПРАЦІВНИКІВ 525.5 KB
  На сьогоднішній день процедура вивчення роботи педагога в процесі атестації детально регламентується діючим Положенням так і численними практичними розробками схем показників та критеріїв оцінювання.