100743

Особенности управления гостиничным предприятием

Контрольная

Туризм и рекреация

Рассмотреть теоретические основы управления в индустрии гостеприимства; ознакомиться с особенностями ее внутренней и внешней среды; проанализировать структуру управления гостиничными предприятиями; дать характеристику основным службам гостиницы; описать особенности управления гостиницей.

Русский

2018-02-10

159.5 KB

1 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
  • ГЛАВА III. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Гостеприимство – одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации. В настоящее время под воздействием научно-технического процесса оно превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая уют и комфорт на благо людей.

Важное место в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес, широкий и разнообразный характер которого охватывает элементы, связанных с ним секторов отрасли, например питание, отдых и развлечения. Соответственно, он демонстрирует более широкую и разнообразную организационную структуру, чем другие секторы индустрии.

Предприятия индустрии гостеприимства имеют общие характеристики, которые определяют ее природу. А она, в свою очередь, формирует организационную структуру предприятия, определяет управленческую политику.

Управление гостиничными предприятиями − это важный вид профессионально осуществляемой экономической деятельности, направленной на достижение целей предприятия путем рациональной организации материальных, трудовых, и информационных ресурсов с применением принципов, функций и методов управления —Организация и управление гостиничных предприятий [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://uchebnikionline.ru..

Таким образом, индустрия гостеприимства – сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов. Важно понимать, что успех функционирования предприятия данной отрасли во многом зависит от менеджмента и управления в этой организации.

Поэтому тема контрольной работы «Особенности управления гостиничным предприятием» безусловно актуальна, так как на современном этапе гостиничная индустрия как отрасль экономики достаточно быстро развивается. Гостиничный бизнес выгоден, если правильно им управлять и знать такую отрасль как менеджмент.

Цель данной работы – рассмотреть индустрию гостеприимства как объект менеджмента, под которым в современной теории и практике понимают процесс управления отдельным работником или коллективом, и изучить методы, которые используются при управлении предприятиями в данной сфере, а также исследовать, каким образом можно их наиболее эффективно совмещать для достижения хорошего результата и для предпринимателя, и для потребителей услуг.

Основными задачами работы являются:

− рассмотреть теоретические основы управления в индустрии гостеприимства;

− ознакомиться с особенностями ее внутренней и внешней среды;

− проанализировать структуру управления гостиничными предприятиями;

– дать характеристику основным службам гостиницы;

– описать особенности управления гостиницей.

Стоит отметить, что в наше время гостиничный бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6% мирового валового национального продукта и около 5% всех налоговых поступлений, стимулирующая, кроме того, развитие других направлений, например, строительства, торговли и так далее.

За последние годы, благодаря увеличивающемуся потоку путешественников, гостиничный бизнес переживает настоящий рост. Опытные управленцы знают, что он является одной из главных составляющих развития как внутреннего, так и внешнего туризма, от качества сервиса услуг которого зависят удовлетворенность отдыха и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране —Федоров Р.Г. Гостиничный бизнес как составляющая современной индустрии туризма // Молодой ученый. − 2013. − №4. − С. 307-311.. Поэтому они знают, что чтобы достичь эффективности предприятия гостиничного хозяйства, важно учитывать особенности управления в данной сфере.

ГЛАВА I. ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Теоретические основы управленияв индустрии гостеприимства

Услуга – важная составляющая индустрии гостеприимства, является объектом менеджмента. Понятие «менеджмент», в свою очередь, означает «управление» — Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 183.. Одной из его главных задач является определение целей деятельности организации.

Менеджером называют подготовленного профессионально управляющего, наделенного полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Специфика его труда определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача – интегрировать систему управления в единое целое, координировать действия ее звеньев. Таким образом, можно определить главную задачу менеджмента − это обеспечение прибыльности, а значит эффективности работы всех подразделений  предприятия.

Практика управления пережила достаточно длительное и постепенное становление. Развитие экономики и производства на рубеже XIX и XX веков заложило основы управления. Появилась наука об управлении, основоположником которой стал Фредерик Уинслоу Тейлор. Он предложил рационализацию труда и отношений на производстве, что произвело переворот, который позволил коренным образом изменить организацию управления и значительно повысить качество производства.

Его последователем стал французский инженер Анри Файоль, который предложил последовательную систему принципов управления:

− разделение труда, цель которого выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях;

− полномочия (право отдавать приказ) и ответственность (необходимость отвечать за его последствия);

− единоначалие (работник должен получать приказы только от одного начальника);

− единство направления − группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

− подчиненность личных интересов общим, то есть интересы одного работника не должны преобладать над интересами организации;

− вознаграждение персонала;

− централизация, зависящая от условий деятельности организации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда;

− скалярная цель (иерархия руководящих должностей);

− стабильность рабочего места для персонала;

− разработка плана и его реализация;

− корпоративный дух (является результатом взаимосвязанной работы персонала).

Благодаря Анри Файолю менеджмент стали считать особой специфической деятельностью, которая включает систему скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

В процессе развития теории и практики менеджмент претерпел существенные изменения. Появление различных технологий в области социально-культурной жизни, развитие связей с общественностью и имиджевых факторов привели к мощному развитию сферы управленческой деятельности. Выдвигается теория, что успех фирмы зависит от ресурсов ее производственной деятельности. Основной подход выражается не только в непрерывном росте и углублении специализации производства, четком распределении функциональных обязанностей, но и в системе ценностей и норм, сформированных с первых дней образования предприятия или организации —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 184-185..

Современные немецкие исследователи проблем управления считают, что «менеджмент – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» —Роббинз С.П. Менеджмент / С.П. Роббинз, М. Коултер. − 8-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с..

В связи с этим менеджмент гостиничной индустрии (вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и так далее) —Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. − С. 33-34., который как отдельная дисциплина стал развиваться относительно недавно, базируется на трех основных методологических подходах к управлению – системном, ситуационном и процессном. При этом отметим, что в данной работе под гостиницей будем понимать коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров —Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. − С. 34..

Итак, системный подход очень важен, так как с его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

В свою очередь, ситуационный подход предусматривает применение различных методов управления в соответствии с обстоятельствами, которые формируются в среде гостеприимства. Среда гостеприимства изменчиво и находится под постоянным влиянием внутренних и внешних факторов. Это вызывает рост эффективного в определенной ситуации метода управления —Сущность процесса управления [Электронный ресурс] / − Режим доступа:http://www.kpdbiz.ru..

А процессный подход опирается на концепцию, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

Конечно, использование того или иного подхода определяется целями и задачами на различных этапах управления гостиничным предприятием —Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учебное пособие. − М.: Ось − 89, 1999. − 191 с..

1.2. Цели и задачи управления гостиничным предприятием

Раньше считалось, что менеджмент гостеприимства настолько специфичен, что теория управления к гостиницам неприменима. Сейчас же индустрию гостеприимства можно представить как спланированную систему предприятий и предпринимателей по обслуживанию туристов —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 185..

Так, целью управления гостиничным предприятием является изыскание путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности гостиницы в современных рыночных условиях за счет профессионального менеджмента.

Задачи профессионального менеджмента, в свою очередь, заключаются в следующем:

– необходимо четко знать основные функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием;

– уметь максимально использовать доступную информацию в процессе принятия управленческих решений;

– владеть методами моделирования и оптимизации управленческих решений;

– выявлять и анализировать факторы риска, сопутствующие разработке и принятию управленческих решений в процессе управления гостиничным предприятием;

– управлять комплектованием кадров для предприятий сферы гостеприимства на основе современных методов отбора и оценки персонала;

– разрабатывать и реализовывать управленческие решения на основе современных психологических подходов —Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Вакуленко, Е. Кочкурова. − М.: Логос, 2008. − 320 с..

1.3. Функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием

Индустрия гостеприимства представляет собой сферу предпринимательства, состоящую из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. Следовательно, данную отрасль можно рассматривать как разнообразие форм предпринимательства, специализирующуюся на рынке услуг связанном с приемом и обслуживанием гостей.

Как правило, менеджмент в любой организации выполняет четыре функции – планирование, организация, мотивация и контроль, – без которых управление предприятия не будет осуществляться на должном уровне.

Так, функция планирования строится на моделировании будущей ситуации. На ее основе разрабатывается политика предприятия, обеспечивающая его жизнеспособность и развитие.

Политика предприятия включает в себя: принятие участия в разработке целей для развития бизнеса в регионе; текущий анализ конкурентоспособности места; разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции.

Процесс планирования (систематический процесс обработки информации для определения будущих целей и задач, средств и методов управления и развития предприятия) имеет в своем составе три уровня: стратегическое планирование  (наблюдение за позицией предприятия в рыночной сфере); тактическое (необходимо для достижения конкретных целей); оперативное (внесение дополнений в ранее намеченные цели и задачи за короткий промежуток времени) — Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 185-186..

При помощи планирования аппарат управления предприятием организовывает будущую деятельность компании. Планирование, в частности, в гостинице включает в себя разработку стратегии, согласованной с маркетинговыми стратегиями, и анализ конъюнктуры туристического рынка; определение экономических  факторов, влияющих на эффективность и полноту осуществления гостиничного менеджмента; составление бюджетного плана и формирование ценовой политики; долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности структурных подразделений гостиницы; оценка рисков, сопутствующих  гостиничному бизнесу; планирование загрузки номерного фонда, посадочных мест на предприятиях питания, анимационных и лечебно-оздоровительных центров и транспортных средств.

В свою очередь, организационная функция в гостиничном предприятии нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Если функция планирования отвечает на вопросы, что включать в план, что предпринять, что предвидеть и так далее, то функция организации ставит вопросы, кто и как будет организовывать выполнение плана. Таким образом, выполнение данной функции связано с четким осуществлением деятельности как самим менеджером, так и его подчиненными.

Для этого в гостинице в соответствии с основными направлениями деятельности формируется функциональная организационная структура, которая включает в себя организацию управления персоналом гостиницы; обеспечение информационными, материальными, финансовыми и временными ресурсами; организацию функционирования инженерно-технических коммуникаций; обеспечение кадрами, их обучение и развитие; обеспечение информационного, экономического, эстетического, бытового и психологического комфорта.

В понятие информационного комфорта входят три основных параметра: информационная обеспеченность о предприятиях гостиничной сферы еще до их посещения; информированность персонала, готового ответить на любой вопрос гостя; система пиктограмм, призванная помочь гостю отеля, не знающему языка страны, в которой он находится.

Под экономическим комфортом понимают удобство расчета гостя, систему  дисконтов, бонусов, клубных карт и  другие меры, под эстетическим − изысканно оформленный интерьер, а под бытовым − создание нормальных условий проживания гостя.

И, наконец, в понятие психологического комфорта входят все перечисленные  выше формы комфорта на основе уважительного и доброжелательного и гостеприимного отношения к гостю.

В целом, организационная  работа должна быть распределена таким образом, чтобы все получали четкие предписания и весь объем работ мог быть выполнен своевременно.

Организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом, которой выступают люди. Они являются основной частью механизма организации, управляют и следят за процессом правильного функционирования предприятия. Четкая организация работы предприятия является залогом выполнения намеченных планов и достижения целей.

Отметим, что из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используется следующее: «внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, действующих на основе определенных процедур и правил и объединенных общим трудом» — Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 187..

Мотивация – это вспомогательный инструмент для функции управления и представляет собой процесс стимулирования работников на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей предприятия. Для намеренного воздействия на людей применяются методы принуждения и поощрения. Однако они не всегда срабатывают эффективно. Теоретики менеджмента разрабатывают новые способы мотивации к труду, опираясь на психологические мотивы.

Основные способы мотивации труда объединяются в пять направлений: материальное стимулирование; улучшение качества рабочей силы; совершенствование  организации труда; вовлечение персонала в процесс управления; не денежное стимулирование.

Практика управления подтверждает, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен установить набор критериев, которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих; активно общаться со своими сотрудниками, так как обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.

И, наконец, контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. В процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организаций планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.

Американский исследователь Роберт Уотермен назвал контроль искусством управления. Назовем объекты контроля внутри гостиницы:

− оценка достигнутых  результатов промышленной деятельности;

− оценка персонала и  система его поощрения и информирования;

− соблюдение стандартов технологии обслуживания, внешнего вида персонала и стандартов поведения;

− инженерно-технические системы и оснащение.

При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах и неудачах во всех структурных подразделениях в отдельности и в целом по гостинице, что позволит оперативно сделать выводы на будущее.

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля. Менеджеры же более низкого уровня (линейные), заняты больше подбором кадров и организацией труда.

В настоящее время существуют закономерности и правила, используемые предприятиями и организациями для достижения улучшения системы управления. Эффективная система управления должна иметь следующие характеристики: небольшое число уровней управления; подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами; производство услуг и организация работы, ориентированные на потребителей — Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 188..

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Важнейшим понятием в менеджменте является организация, которая сможет функционировать при постоянном взаимодействии внутренней и внешней среды. Внутренняя среда является основой предприятия, а внешняя − снабжает организацию различными ресурсами.

Так, менеджер формирует, управляет и изменяет внутреннюю среду организации, представляющую собой совокупность внутренних данных (факторы, складывающиеся внутри организации (цели, структура, задача и люди)) —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 189..

Структура организации, в свою очередь, представляет собой связь между уровнями управления, которые построены в определенной форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей организации. Структура проявляется в функциональном разделении труда. Главной особенностью разделения труда в современных организациях является распределение трудовой деятельности между работниками, каждый из которых выполняет определенную часть работы —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 190..

В настоящее время очень распространено горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Оно может не проявляться в небольших гостиницах. Внутри же больших отельных комплексов, имеющих сложную структуру, существуют горизонтальные подразделения: отделы, службы, участки. Горизонтальный характер разделения труда определяется тем, что проводится расстановка руководителей по различным подразделениям гостиницы. Особенность этой расстановки заключается в том, что горизонтально разделенная работа должна быть обязательно скоординирована — Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Вакуленко, Е. Кочкурова. − М.: Логос, 2008. − 320 с..

Наряду с горизонтальным разделением  труда может иметь место и вертикальное. Основное назначение этого вида разделения труда – координирование действий людей, объединенных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. При вертикальном разделении труда вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится данный руководитель. Например, если руководитель занимает должность заместителя директора по хозяйственной деятельности, то можно сказать, что это руководитель высшего звена управления — Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Вакуленко, Е. Кочкурова. − М.: Логос, 2008. − 320 с..

Для правильного координирования организации необходимо планирование целей и задач любого из ее подразделений. В целом задачи разделяются на несколько видов: работа с людьми; работа с предметами; работа с информацией. В гостиничном бизнесе их осуществляют разные сотрудники, которые являются основой любой организации и создают ее продукт, формируют культуру, имидж, разрабатывают бренд.

Внутренняя среда предприятия или организации состоит из различных действий, подсистем, систем и процессов. Все они протекают в зависимости от вида организации, ее размера и осуществляемой деятельности: одни процессы и действия могут занимать в ней главное место, другие же, широко осуществляемые в иных организациях, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Деятельность организации или предприятия можно разделить на пять процессов: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

В свою очередь, внешним характеристикам всегда уделялось меньше внимания, чем внутренним факторам. В настоящее время внешняя среда изучается так же тщательно, как и внутренняя. Менеджер должен знать состояние и внутренней, и внешней среды, уметь реагировать на ее изменения, будь то действия конкурентов, изменение концепций и другое. Изменение внутренней переменной приводит к переменам внешних факторов —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 192..

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то к ним относятся экономическая политика государства, перезаключение договоров с профсоюзами, многочисленные конкуренты, технологические изменения.

Заметим, что внешняя среда подвержена постоянным изменениям. В частности, подвижность внешнего окружения может зависеть от вида деятельности организации и подразделения, последние из которых должны использовать разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных (факторы, находящиеся внутри организации, которые поддаются контролю и регулированию (цели, структура, задачи и люди)) —Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 193..

От внутренних переменных зависит многое, в том числе внутреннее благополучие организации, и их правильное взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Руководитель должен обязательно читывать внешние факторы. Среда прямого воздействия оказывает немедленное влияние на организацию, а все остальные факторы являются косвенным воздействием.

Следует отметить, что решающее воздействие на деятельность организации оказывает совокупность внешних и внутренних факторов. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Руководитель и менеджер должны уметь проанализировать все эти факторы в совокупности и принять верное решение.

ГЛАВА III. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

3.1. Организационная структура управления и ее типы

Организационная структура и форма управления предприятием имеют большое значение в менеджменте. Благодаря данной структуре осуществляется управленческий процесс, принимаются управленческие решения, происходит обмен информацией между руководством, обеспечивается взаимодействие сотрудников.

Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность управленческих подразделений и должностей организации. Ее сущность проявляется в правильном распределении прав и обязанностей между работниками гостиничного предприятия — Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − С. 194-195..

Организационная структура гостиницы в целом строится следующим образом. К звеньям управления относятся руководители, их заместители, управляющие несколькими структурными подразделениями, сами структурные подразделения и ведущие специалисты, которые выполняют отдельные функции или часть функций. Им подчиняются непосредственные исполнители (обслуживающий персонал). На вершине структуры управления отеля стоят владелец и генеральный директор — Роглев Х.Й. Основы гостиничного менеджмента: Учебник. − К.: Кондор, 2009. − 408 с..

Из основных принципов организации системы управления гостиничными предприятиями выделяют:

− ориентацию на производство услуг по спросом гостей;

− организационную структуру управления, отражающая его цели и стратегию;

− сочетание прав и обязанностей, ответственности и контроля в управлении;

− адаптацию;

− экономичность;

− простоту в управлении, сформированную из незначительного количества уровней управления, укомплектованных квалифицированными специалистами, понятную персоналу и приспособленную к определенной форме управления;

− оптимальность в управлении (организация должна обеспечивать рациональные связи между службами и персоналом);

− управляемость, которая предполагает способность руководителей своевременно принимать и доводить до исполнителей эффективные решения, добиваться четкого их выполнения для достижения целей —Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru..

Организационная схема управления должна постоянно меняться, в частности, по динамичной внешней среде гостиницы и в структуре управления. Согласно изменениям в структуре управления, вызывающие изменения в численности персонала, важно, чтобы эти изменения существенно не сказывались на качестве обслуживания. Персонал в сфере гостеприимства всегда взаимодополняться.

Существуют следующие типы построения организационных структур: линейная, линейно-функциональная и матричная.

Так, линейная организационная структура относится к централизованным иерархическим организационным структурам, где во главе каждого уровня иерархии управления находится единоличный руководитель, обладающий всем комплексом полномочий и осуществляющий на своем уровне все функции управления.

Линейная структура имеет свои преимущества и недостатки. В частности, она является жесткой, механистической и с успехом применяется в малых гостиницах, оказывающих простой набор услуг.

В свою очередь, линейно-функциональная организационная структура сохраняет линейную иерархию подчинения, однако к управлению привлекаются руководители функциональных служб, которые консультируют линейного руководителя, помогают ему в разработке конкретных решений и планов.

Руководители функциональных служб (главный бухгалтер, главный экономист, начальник отдела кадров, юридическая служба) подчиняются непосредственно линейному руководителю и осуществляют свое управленческое воздействие на подразделения организации опосредованно. Они не могут самостоятельно отдавать распоряжения руководителям других служб и подразделений, их функции – сбор данных и анализ результатов работы, подготовка обоснований для планирования, принятия управленческих решений и внесения коррективов.

Функциональные руководители обладают по отношению к руководителям более низкого уровня рекомендательными или контрольно-отчетными полномочиями, но иногда им делегируются ограниченные линейные полномочия. Например, начальник отдела кадров может давать распоряжения руководителям подразделений по вопросам соблюдения требований Трудового кодекса, распорядка рабочего дня, формальным требованиям при приеме на работу сотрудников подразделений.

И, наконец, матричная организационная  структура представляет собой решетчатую структуру, построенную по принципу двойного подчинения. Это современный эффективный тип организационной структуры. Ее отличительной особенностью является наличие у работника одновременно двух руководителей, обладающих равными полномочиями, перед которыми исполнитель отчитывается по результатам работы. При этом один руководитель – функциональный – ответствен за организацию ресурсного обеспечения, другой руководитель – производственный –за реализацию планов, оказание услуг. Важным является обеспечение баланса прав и ответственности между функциональными и производственными менеджерами — Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. − 3-е издание. − Мн.: Новое знание, 2001. − 216 c..

Таким образом, каждый тип организационной структуры должен соответствовать целям, задачам организации, ее размерам, условиям существования.

3.2. Уровни управления гостиничным предприятием

В организационной структуре управления гостиницы выделяют уровни управления, звенья (отделы) и связи. Размер гостиничного предприятия – один из важнейших факторов, который  определяет количество уровней управления.

Уровень управления − это совокупность звеньев, занимающих определенный иерархический уровень в системе управления гостиницей. Уровни управления находятся в вертикальном подчинении. Сюда входят администрация (руководители высшего уровня), менеджеры служб и руководители отдельных отделов — Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru.. Типовая структура управления в гостиницах делится на три основные категории: институциональный, управленческий и технический.

На институциональном уровне управления гостиницы разрабатываются стратегические планы и цели. Он самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления президент, вице-президент, председатель совета директоров компаний. Руководители институционального уровня управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших управленческих решений. Основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на выбор основного  направления деятельности гостиничного предприятия с учетом внешних и внутренних факторов работы; постановки стратегических целей; организации стратегического планирования; прогнозирования работы гостиницы на определенный отрезок времени и результатов эффективности предприятия.

Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всего гостиничного комплекса. Особенность работы руководителей институционального уровня управления характеризуется также и тем, что она не имеет четких границ, пока существует данное гостиничное предприятие.

Руководители управленческого уровня, в свою очередь, подчинены руководителям институционального уровня управления. Они осуществляют координацию и контроль над работой руководителей низового уровня. Если гостиничное предприятие имеет разветвленную структуру, руководители управленческого уровня разделяются на два дополнительных уровня (верхний и низший уровни среднего звена управления). Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются руководитель отдела, службы, заведующий функциональным подразделением.

Во многих гостиницах руководители управленческого уровня принимают участие в принятии решений, направленных на организацию деятельности малых групп; контроль над реализацией решений, принятых на более высоком уровне;  осуществление лидерских  функций; поддержание сплоченности группы; формирование ценностно-ориентационного единства; мотивирование отдельных работников.

А руководители технического уровня управления осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочим персоналом. Руководители низового уровня выполняют разнообразную работу. В связи с этим основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на организацию деятельности отдельных исполнителей; осуществление индивидуального мотивирования каждого работника; контроль над выполнением заданий; решение текущих задач управления; осуществление обратной связи с персоналом — Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Вакуленко, Е. Кочкурова. − М.: Логос, 2008. − 320 с..

Важно понимать, что в современных условиях менеджмент гостиничного предприятия должен быть простым и гибким, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен иметь небольшое число уровней управления; небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами; производство и организацию работы на основе применения принципов эффективной коммуникации.

3.3. Службы гостиницы и их характеристики

Организационная структура  гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника.

К звеньям управления относятся структурные подразделения. Менеджеры выполняют функции управления, обеспечивающих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений, отдельных специалистов.

Так, звено управления − это обособленный орган с функциями управления и определенной ответственностью за их выполнение. Звеньями в отелях есть службы, отделы, предприятия, предоставляющие дополнительные услуги, и отдельные лица — Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru..

Сотрудников отеля по характеру выполнения производственных функций подразделяют на обслуживающий персонал и служащих. Первый непосредственно предоставляет услуги клиентам и обеспечивает обслуживание помещений гостиницы и прилегающей территории (уборка, ремонт помещений, оборудование и прочее), вторые − изучают производственный процесс, мониторинг рынка, совершенствуют технологию, осуществляют юридические, финансово-бухгалтерские функции и так далее.

В организационной структуре отелей выделяют основные, вспомогательные и дополнительные службы. К основным относятся:  служба управления номерным фондом (служба горничных, служба портье, инспектор по уборке номеров, служба безопасности и другие); административная служба (секретариат, финансовая служба, кадровая служба, инспекторы по пожарной безопасности и технике безопасности и другие); служба общественного питания (кухня, ресторан, служба банкетинга, служба работников ресторана и другие); инженерно-техническая служба (главный инженер, служба текущего ремонта, служба связи, электрик, сантехник и другие). Рассмотрим функции каждой из них.

Основные цели и стратегии службы управления номерным фондом совпадают  с главной задачей всей гостиницы  – это предоставление гостям услуг самого высокого качества, а также  увеличение процента занятости гостиницы. В ее функции входят бронирование номеров, прием прибывающих в гостиницу, их регистрация и размещение по номерам, обслуживание в номерах, поддержка необходимого санитарно-гигиенического состояния номеров и уровня комфорта, оказание гостям бытовых услуг.

В состав службы входят директор или менеджер по эксплуатации номеров, служба приема и размещения, служба горничных, объединенная сервисная служба (швейцары, коридорные, гардеробщики, служащие гаражного хозяйства), служба портье, служба консьержа, служба посыльных, инспектор по уборке номеров, служба безопасности.

В частности, служба приема и размещения занимается приемом гостей, прибывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением по номерам.

Служба портье осуществляет контроль над номерным фондом гостиницы, ведет картотеку по занятости  номеров и наличию свободных мест и выполняет функции информационного центра.

Служба горничных отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров и внутренних помещений, где осуществляется прием и обслуживание клиентов.

Служба безопасности выполняет функции поддержания  порядка и безопасности в гостиничном комплексе.

Административная служба контролирует соблюдение установленных  норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.

В частности, секретариат занимается вопросами документационного и информативного обеспечения деятельности гостиничного предприятия. Данную службу осуществляет один человек или группа людей, наделенных властью, представляющих интересы владельцев гостиницы. В обязанности управления входят руководство делами гостиницы и регулярный доклад о его состоянии владельцам.

Бухгалтерия отвечает за составление своевременной бухгалтерской  отчетности, счетов, прибылей и убытков, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности, выполняет работу по учету, вводу в эксплуатацию и списанию материальных ценностей и учету денежных средств.

Работа кадровой службы заключается в формировании персонала гостиницы (планирование, отбор, наем, высвобождение, анализ текучести), обучении работников (переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе, проведение воспитательной работы), а также совершенствовании организации труда, его стимулировании и создании безопасных условий труда.

Служба общественного питания обеспечивает обслуживание гостей предприятия в ресторанах, кафе, барах, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций и так далее.Каждый отдел в службе имеет своего руководителя, включая менеджера по обслуживанию в номерах.

Например, ресторан как подразделение общественного питания обслуживает гостей согласно меню. Буфетное или барное обслуживание заключается в обеспечении клиентов спиртными напитками. Кухня является производственным центром. Заказы на производство конкретной продукции поступают из ресторана от официантов, а также из банкетного зала, работающего по предварительному заказу. Повара готовят необходимые блюда, а главной обязанностью руководства в этом секторе является контроль над ценой и качеством конечного продукта.

В этой службе непосредственно на директоре ресторана замыкаются кухня во главе с заведующим производством, санитарный врач, кондитерский цех во главе с заведующим и продовольственный склад.

Заместителю директора ресторана подчинены метрдотели, официанты, музыканты оркестра, буфетчики, бармены, а также обслуживающий персонал помещений ресторана. Таким образом, директору подчинены работники производства, а заместителю − службы, занимающиеся обслуживанием гостей.

Значение инженерно-технической службы в любых гостиничных комплексах по мере насыщения их современным высокотехнологичным оборудованием все больше и больше возрастает. Она разделена на две части: дежурная подчинена заместителю руководителя службы, а ремонтная – мастеру. Такое построение инженерно-технической службы вполне оправдано, так как наличие ремонтной группы позволяет сократить расходы на выполнение ремонтных работ силами подрядных ремонтно-строительных организаций.

Вспомогательные службы обеспечивают деятельность основных служб, разнообразят гостиничные услуги. Среди вспомогательных − прачечная, химчистка, мастерская по ремонту обуви, одежды и другие.

Дополнительные службы (бизнес-центр, спортивно-оздоровительный центр, парикмахерская, косметический кабинет, торговые киоски, отделение связи, солярий) оказывают платные услуги.

Однако не всегда работники гостиницы полностью могут удовлетворить запросы своих клиентов. Персонал гостиницы должен обладать выдержкой, тактом, обходительностью для того, чтобы выслушать гостя и удовлетворить его запросы. Надо помнить, что ничто так не раздражает гостей, как видимое игнорирование и нежелание считаться с их неудовлетворением —Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮРКНИГА, 2005. − 448 с..

Руководство гостиницы – один человек или группа людей, облеченных властью, которые представляют интересы владельцев гостиниц. Руководство гостиницы определяет общие направления политики предприятия в рамках поставленных целей и задач. Владельцы предприятия и генеральный директор определяют круг поставщиков, с которыми гостиница должна поддерживать долевые отношения.

Главу отеля обычно называют генеральным директором. В состав правления входят руководители ведущих структурных подразделений и их обязанности вытекают из функций служб и отделов, которыми они руководят и о которых шла речь выше.

На генерального директора гостиницы, который избирается общим собранием акционеров, должны возлагаться следующие обязанности и предоставляться права:  осуществлять руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью; пользоваться всеми видами банковских услуг; как руководитель организации, он подписывает договора, обязательства и доверенности или поручает это лицам, уполномоченным по специальным доверенностям; контролирует своевременность составления отчетов, балансов и счетов, прибылей и убытков.

Для обеспечения круглосуточного контроля администрации за деятельностью предприятия в отдельных крупных отелях существует должность исполнительного директора —Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru..

Оперативное управление гостиницей осуществляется управляющим (директором), который может быть как из числа собственников, так и наемным сотрудником. Управляющему или директору подчиняются все службы отеля, он направляет, контролирует и координирует их деятельность с целью получения максимально возможного эффекта на каждом участке.

Управленческая структура крупных гостиниц может включать должности пяти-шести директоров отделов, которые подчиняются генеральному директору. Среди них: директор по размещению, финансовый, технический, коммерческий директора. Они представляют средний уровень управления и обеспечивают реализацию политики гостиницы, разработанную высшим руководством, отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

В прямом подчинении директора по размещению находятся менеджеры основных служб: бронирование, обслуживание, эксплуатация номерного фонда.

В настоящее время в индустрии гостеприимства гостиничным предприятиям необходимо целенаправленно проводить организационные изменения, выбирать оптимально выстроенную организационную структуру и форму управления гостиницей. Подобная необходимость вызвана высокой конкуренцией в данном секторе, а также постоянно изменяющимися условиями экономики и потребностями потребителей.

3.4. Связи управления гостиничным предприятием

Связи гарантируют взаимодействие и координацию между элементами структуры управления гостиничным предприятием. В соответствии с характером отношений элементов структуры связи разделяют на вертикальные и горизонтальные —Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru..

Так, вертикальные связи обеспечивают процесс управления и подчинения (например, связь между генеральным директором и менеджером определенной службы). Они возникают при иерархическом построении системы управления, наличия четкой организации уровней управления гостиничным предприятием.

В свою очередь, горизонтальные связи отражают взаимоотношения кооперации и согласования действий между равноправными элементами одного иерархического уровня управления. Такой характер взаимодействия осуществляется между менеджерами служб гостиничного предприятия по проблемам согласования совместных действий в технологическом процессе.

В структуре управления гостиничными предприятиями, согласно характеру управленческих решений, различают линейные и функциональные связи. Линейные отражают передачи управленческой информации общего характера, необходимое для выполнения с подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим во всех вопросах, а функциональные − связаны с подчинением нижестоящих подразделений определенным действующим подразделениям, которые профессионально решают отдельные функции управления гостиницей, касающиеся финансов, планирования, технологии. Эти связи обеспечивают передачу содержательно обоснованной управленческой информации. Поскольку источников информации одновременно может быть несколько, возникают проблемы несогласованности действий отдельных функциональных подразделений —Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индустрия гостеприимства в наше время представляет собой мощную систему, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что данная сфера является ведущим фактором и базой туризма. Здесь тесно переплетаются функции создания и реализации услуг, смыкаясь в единый производственный процесс.

В связи с этим гостиничный бизнес имеет ряд черт, которые распространяются и на систему управления. Они связаны, прежде всего, с необходимостью прямого контакта с клиентом, с удовлетворением индивидуальных потребностей каждого потребителя услуг. Поэтому крайне важно на предприятии гостиничного бизнеса грамотно подобрать совокупность методов управления, которая бы обеспечила наиболее эффективную деятельность предприятия.

В данной работе акцент был сделан на структуру и форму управления гостиничным предприятием. На основе изученного материала можно сделать вывод, что управление гостиничным предприятием направлено на изыскание путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности гостиницы в рыночных условиях за счет менеджмента.

Таким образом, гостиничное хозяйство имеет следующие особенности:

– это индустрия и производства, и обслуживания;

− гостиница имеет четкую иерархию менеджмента, в рамках которого его члены занимают определенное место в соответствии со своим статусом;

− структура гостиницы является конструкционной основой системы управления и устанавливает связи между подразделениями предприятия, без которых не может функционировать управление;

− подразделения используют свою специфическую технологию, но все вместе они имеют одну общую цель – удовлетворение потребности клиентов;

– от менеджеров требуется профессионализм, особенно в вопросах управления. В каждом конкретном случае успех зависит от его личных качеств и умения работать с людьми —Особенности управления гостиничным предприятием [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.managesense.ru..

Указанные особенности обусловливают преобразования организации и управления в сфере гостеприимства в сложный процесс по сравнению с отраслями материального производства, с точки зрения обеспечения эффективности механизма обслуживания, ценообразования, стратегического планирования определяют специфику управления и применения маркетинга в этой отрасли —Сущность и особенности гостиничных услуг [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://uchebnikionline.ru..

Успех управления гостиничным предприятием зависит от многих факторов, связанных с уровнем жизни людей, национальными особенностями и традициями населения, изменениями в структуре потребностей. Поэтому совершенствование управления процессами обслуживания, проявляющееся в выявлении запросов людей, является одной из актуальнейших задач в наше время.

В свою очередь, качество управления в сфере гостиничного бизнеса во многом зависит от эффективности взаимодействия процессов собственно обслуживания и материального производства услуг, обеспечивающих четкое функционирование всей системы в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание. − Киев: Альтерпресс, 2002. − 374 с.
  2. Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Вакуленко, Е. Кочкурова. − М.: Логос, 2008. − 320 с.
  3. Елисеева Т.И. Организация и менеджмент гостиничного хозяйства. − М.: Экономика, 2000. − 235 с.
  4. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учебное пособие. − М.: Ось − 89, 1999. − 191 с.
  5. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. − 3-е издание. − Мн.: Новое знание, 2001. − 216 c.
  6. Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. − С. 33-34.
  7. Лесник А.Л. Организация управления гостиничным бизнесом: учебник / А.Л. Лесник, И.П. Мацицкий, А.В. Чернышов. – М.: Интел Универсал, 2005. − 344 с.
  8. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник. − М.: ПрофОбрИздат, 2001. − 208 с.
  9. Организация и управление гостиничных предприятий [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://uchebnikionline.ru.
  10. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. − 248 с.
  11. Особенности управления гостиничным предприятием [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.managesense.ru.
  12. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. − М.: Экономика, 2000. − 207 с.
  13. Понятие и принципы построения систем управления в гостиницах [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru.
  14. Роббинз С.П. Менеджмент / С.П. Роббинз, М. Коултер. − 8-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
  15. Роглев Х.Й. Основы гостиничного менеджмента: Учебник. − К.: Кондор, 2009. − 408 с.
  16. Соловьев Б.Л. Менеджмент гостеприимства / Б.Л. Соловьев, А.А. Толстова. − М.: Российская международная академия туризма, 1997. – 362 с.
  17. Сущность и особенности гостиничных услуг [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://uchebnikionline.ru.
  18. Сущность процесса управления [Электронный ресурс] / − Режим доступа: http://www.kpdbiz.ru.
  19. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮРКНИГА, 2005. − 448 с.
  20. Федоров Р.Г. Гостиничный бизнес как составляющая современной индустрии туризма // Молодой ученый. − 2013. − №4. − С. 307-311.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6419. Часи англійських дієслів та способи їх вживання. Конспект лекцій 1007.5 KB
  Лекція № 1 Тема: Часи англійського дієслова - thePresentContinuousTense. Мета: Ознайомити з новою ГС - PresentContinuous. Навчити утворювати стверджувальні, питальні, заперечні речення в PresentContinuousта вживат...
6420. Основи охорони праці. Курс лекцій 865 KB
  Лекція № 1 Тема лекції: Теоретичні основи охорони праці План лекції: Місце охорони праці в комплексі забезпечення безпеки життєдіяльності. Предмет, структура, мета дисципліни Основи охорони праці. Основні напрямки формуванн...
6421. Історія України. Опорний конспект лекцій 1.59 MB
  Немало проблем, які має розв’язати наше суспільство зараз та у найближчі роки, мають своє коріння у минулому: далекому чи недавньому. Попередні покоління накопичили колосальний історичний досвід, ігнорування якого вкрай небезпечне. Пізнання цього досвіду – одне з практичних завдань історичної науки.
6422. Економічний аналіз (теоретичні основи). Курс лекцій 795.47 KB
  Розглядаються теоретичні основи економічного аналізу, зокрема його значення та роль у системі управління підприємством, предмет та види економічного аналізу, його метод, методика факторного аналізу, характеристика способів детермінованого факт...
6423. Функционирование прямой речи в рассказах Л. Добычина 67.5 KB
  Функционирование прямой речи в рассказах Л. Добычина Рассматривая текст Города Эн, Ю. Щеглов отметил способ введения прямой речи (реплики пишутся сплошь, в строку), который создает отсутствие живого, творческого общения. Таким же образом в некот...
6424. Жилищный кодекс российской федерации в системе жилищного законодательства: к вопросу реализации его положений в жилищных актах 87 KB
  Жилищный кодекс российской федерации в системе жилищного законодательства: к вопросу реализации его положений в жилищных актах Правовой основой развития жилищного законодательства является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическ...
6425. Онтология спорта и физического воспитания как феноменов экзистенциалистской культуры 93 KB
  Онтология спорта и физического воспитания как феноменов экзистенциалистской культуры Постановка проблемы. В первую очередь следует отметить, что историографический анализ спорта обнаруживает проблему, которая при всем эпохальном разнообразии ее реше...
6426. Сборник статей профессора Р. Л. Лившица 381 KB
  Край восхода на закате 1991: четыре пятилетки Ельцина–Путина К чему привела власть рынка на российском Дальнем Востоке Дальний Восток России - гигантский регион, имеющий огромное значение для нашей страны. С одной стороны, на его...
6427. Печатная электроника для дешевых электронных систем. Состояние технологии и развитие оборудования. 21.59 KB
  Печатная электроника для дешевых электронных систем. Состояние технологии и развитие оборудования. Аннотация. В последние годы печать стала сильно интересна как метод получения дешевых и массовых электронных систем. Печать допускает использование це...