100839

Социальные функции дизайна в современно мире

Контрольная

Косметология, дизайн и стилистика

Жизнь современного человека в 21 веке на месте не стоит. Дизайн с каждым годом все больше и больше набирает свои обороты и проникает во все сферы жизнедеятельности человека он окружает нас повсюду в быту на работе на отдыхе. С молниеносной скоростью дизайн шагает вперед прорывается сквозь тернии к звездам достигая неимоверных высот даже запредельных за пределами понимания человеческого разума тем самым увеличивая свою значимость для человека и человечества в целом порабощая наше сознания и засасывая в кругооборот немыслимых...

Русский

2018-04-29

59 KB

0 чел.

Социальные функции дизайна в современно мире.

Цель данной работы: изучить взгляды исследователей на социальные функции дизайна .

Актуальность изучения данной темы состоит в том, что для того, чтобы понимать дизайн как особый вид проектирования, нужно выявить его функции, его суть.                                                                                                                                   В данной работе поднимается проблема сущности дизайна, его функций, в их непосредственном  взаимодействии и влиянии на нашу жизнь и жизнь общества, его роль для человечества  в целом.

     Итак, обратимся к истории.

     Дизайн появился в начале XX века, но  укрепился только лишь  в его середине как особый  вид проектирования утилитарно – прагматичных  продуктов  массового  исполнения, которым будет присуще эргономичность, эстетичность и технологичность. Причем эстетичность и технологичность продукта должны гармонично согласовываться, быть одним целым. В истории это направление в дизайне ознаменовалось как промышленный дизайн.

Философское осмысление задач и  природы дизайна помогло  раскрыть   проблему соотношений  художественного творчества и дизайна.

     Так, к примеру, О.И.Генисаретский сформировал идею гумманитарно – художественного  концепта  дизайна. Среди же  экспериментаторов  модернового  дизайна главенствует теория , согласно которой укоренившееся изобразительно искусство  преобразуется в современную «высокую  культуру» ( Дж.Нельсон «Проблемы дизайна», Б.Мунари «Искусство как ремесло»).Лишь малая часть вестовых дизайнеров ( Д.Джадд «Абстрактный минимализм в скульптуре») уверенно делят работу  художника и  работу дизайнера – проектировщика.

Таким образом, мы видим , что местоположение дизайна в  структуре духовной  культуры  не определенно. Выявить статус дизайна в структуре возможно через раскрытие социально – онтологического  определения сущности дизайна, которая  выражена в  его функциях , в их естественном взаимодействии и  интерференции.

Жизнь современного человека в 21 веке на месте не стоит. Бешенный темп развития , круговорот  глобальных событий в мире наблюдается  каждый год. Происходит не только глобализация технического плана, но и эстетического, т.е. улучшение окружающего нас предметного мира. Дизайн с каждым годом все больше и больше набирает свои обороты и проникает во все сферы жизнедеятельности человека, он окружает нас повсюду – в быту, на работе, на отдыхе.  С молниеносной скоростью дизайн шагает вперед, прорывается сквозь тернии к звездам, достигая неимоверных высот, даже запредельных , за пределами понимания человеческого разума,  тем самым увеличивая  свою значимость для человека и человечества   в целом, порабощая  наше сознания и засасывая в кругооборот немыслимых дизайнерских решений. Вещи становятся характерным показателем  уровня  развития человеческой мысли, благополучия и социальной защищенности человека. Ведь  "Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода."[1] Именно здесь начинает  раскрываться суть дизайна -дизайнер обречен на выполнение   социализирующей миссии.

       Человек, создавая что –либо, реализует свои силы, воплощая свои идеи в жизнь. Возникновение предмета культуры из природного материала произойдёт, если у человека существуют: конкретные потребности, навыки, знания того, как сделать искомую вещь функциональной, пригодной для практического применения; представление материала, его свойств, качеств ,специфичность и  т.д. Эти частные потребности, навыки и умения воплощают в себе уровень развития культуры человека на некотором временном промежутке, что говорит нам о человеческой цивилизации   на конкретном этапе прогресса человека. Держа в руках только топор, нельзя сконструировать высотное здание. Освоив новые вещи, каждое последующее поколение подсознательно постигает весь накопленный за все время существования рода человеческого  опыт предков, бесценный опыт  его предшественников. Дизайнерское решение делает этот процесс менее обезличенным и более выразительным.

       А теперь  перейдем к составляющим этой миссии, рассмотрим его функции.

       Первая функция, которую мы рассмотрим - «Гуманистичная».

Тезис основоположника теории дизайна У. Морр утверждает: «целостный труд рождает целостного человека». Можно проследовать в этом рассуждении и дальше: целостная вещь создает целостного человека-творца и человека-пользователя. Среда воспитывает человека, доносит до него свои ценности и ориентиры, а из этого следует, что от состояния среды зависит наше будущее. Это одна из первостепенных задач дизайнера – не утратить  истинного предназначения созданного им предмета, донести до сознания человека «правильный смысл» данного объекта.  Именно поэтому дизайнерам необходимо подходить со всей ответственностью к дизайну -  проектированию. («Дизайн как феномен культуры 20 века», Быстрова Т.Ю.).

        Далее рассмотрим рациональную функцию.

        У.Моррис призывал: "Пусть ваша обстановка будет прочной и сделана мастерски, а в ее решении пусть не будет ничего лишнего, преувеличенного или экстравагантного, даже ничего чрезмерно красивого, чтобы она не могла вам надоесть". «Всё гениальное просто, и всё простое гениально». Для достижения высокопрофессионального результата, определенно требуется знать, что, как, и зачем сконструирована   вещь, как она воспринимается и кто ее владелец, каковы её функции, имеет ли она место быть, существовать вообще.

Предметы, проекты, созданные дизайнером, не предполагают ничего лишнего и непродуманного, только лишь продуманные излишества. Потому как рациональное использование продуктов дизайна служит основой для физического и морального развития человека в целом. В этом одна из главных задач дизайнера, по – моему мнению. Все, что лишено всякого смысла, терпит фиаско, обеспеченно на полное поражение. Как говорил Н.Бонапарт: «Самые простые решения — одновременно самые лучшие». Следовательно, нужно научиться абстрагироваться от современной реальности, нужно обращаться к духовному, природному, тогда дизайнерская работа будет наполнена смыслом и одновременно проста в своем исполнении, а значит гениальна.

      Следующая функция  - созидательная.

Задача дизайна согласно первоначальному определению - это проектирование, того, что еще отсутствует. Дизайн начинается там, где человек не только планирует, но и реализует задуманное, создаёт что-то новое. Своеобразие творческой функции здесь связана, прежде всего, с тем, что принципиально новые формы в культуре очень и очень редки.  Если бионика находит решения в мире природы, а эргономика учитывает исключительность природного строения человека, то арсеналом дизайнерских форм является, прежде всего, культура. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стандартных образов в обществе на протяжении долгого времени. При известных первообразах телефон или плейер воспринимались как нечто революционное именно потому, что дизайн создает не только новую вещественность, но и новую человечность предмета.

     Еще одна функция ,к  которой я не могу не обратиться  - эстетическая.

Человек всегда стремился к переживанию духовной гармонии, свободы и отражению этого состояния в реальном мире, присуще ему с древнейших времен. Приверженность к эстетике окружающего человека предметного мира на протяжении долгого времени лишний раз подтверждает необходимость ее удовлетворения. Но в условиях технического прорыва, прогрессивного развития современности, наблюдается явное отторжение человека от естественного, первоначально рожденного, и, как следствие, отчуждение людей друг от друга. Это несомненно ведет к необратимым последствиям, которые деформируют нашу культуру, наше общество, тем самым уничтожая в нас первоначально правильное понимание гармонии и красоты. Тогда дизайн возникает в ответ на эстетизацию предметной среды, призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем  "эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя."[2].Но в отличии от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и инстинктивно, дизайнеры опираются на осознанное представление о гармонии и эстетичности окружающей среды. В такой работе происходит не только усвоение, синтез опыта предшественников, но и формирование своей концепции, мировоззренческой позиции, вызревание собственного мнения и генерирование новых подходов к пониманию действительности.

      И последняя функция, но немаловажная - гедонистическая.

«Детище» дизайна практично, красиво, а, следовательно, взаимодействие с ним приносит удовольствие, духовное и физическое упоение. Дизайн создает, интерпретирует на свой лад не только предметную среду, но и анатомно – физиологическую систему человека, которая способна улавливать удобство и красоту объекта для того, чтобы достучаться до нас, вновь возродить в нас то, что с течением обстоятельств утратило своего истинного предназначения в нынешнем веке, веке прогрессивных технологий и инноваций. Задача дизайнера состоит в том, чтобы создать предмет современности, который удовлетворит потребность человека в гармонии, стремлении к эстетичному и упорядоченному окружению себя цельными, духовно наполненными ценностями мира. Гедонизм ни в коем случае не подразумевает сведения всех потребностей человека исключительно к телесно - чувственным наслаждениям, нет! Удовольствие может быть интеллектуальным, если замысел, символистика новорожденного экземпляра, заложенные дизайнером, донесены до человека, до его сознания и понимания как цельного, неделимого. Позиция дизайна заключается лишь в осознанном признании метафизической насыщенности многопредметной, вещной среды.

       В заключении, на основе проделанной работы, важно отметить, что дизайн довольно – таки особенная, гуманная сфера деятельности человека, специфичная отрасль в современном мире. Его сущность состоит в том, чтобы воздействовать на сознание общества, масс, осуществлять своего рода «контроль над человечеством» в плане духовного, метафизического развития человека в целом, возрождать вновь и вновь часто игнорируемую связь между человеком и природой, дабы не забывать свои истоки, истоки происхождения рода человека в условиях технического прогресса и общечеловеческого регресса.

Список использованной литературы:

  1. Быстрова,Т.Ю. Вещь.Форма.Стиль: Введение в философию дизайна/ Т.Ю. Быстрова. -  Екб: изд-во УрГУ, 2001.  - 223 с.
  2. Генисаретский,О.И.Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна/О.И.Генисаретский. – Автореферат диссертации по соисканию ученой степени доктора искусствоведения . – М. 1990г. – 38 с.
  3. Мелихов, Ю.Е.  Дизайн в рекламе/ Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. -  Изд – во журнал Управление персоналом, 2006. – 208 с.
  4. Мосорова, Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы / Н.Н.      Мосорова. - Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 35 с.
  5. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование/ В.Т. Шимко. - Учебное пособие. – М.: ИМДТ, 2007. -  58с.

Ссылки:

1.Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004 , с.100;

2.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 21.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Гжельский государственный университет»

(ГГУ)

Контрольная работа.

«Функции дизайна в современном мире»

Выполнила: студентка 1курса,

гр.Д1(а) Зотова Елена

Руководитель: Грязнова Е.В

п.Электроизолятор,2015г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39812. Устойчивость АСР 81 KB
  ПП зависит как от свойств системы так и от вида возмущающего воздействия. Устойчивость системы это ее способность переходить из исходного равновесного состояния в другое равновесное состояние после приложения внешнего воздействия и возвращаться к исходному состоянию равновесия после снятия этого воздействия. Если САР является линейной или линеаризованной то под влиянием воздействия xt изменение переменной yt во времени является решением дифференциального уравнения: Если в некоторый момент времени t1 воздействие xt с системы снять и...
39813. Анализ качества АСР 433.5 KB
  Анализ качества АСР. Системы построенные только по условиям физической реализации как правило не удовлетворяют показателям качества а реализация переходного процесса близко к идеальному связано с большими энергозатратами. Наиболее тяжёлым для АСР является единичный сигнал поэтому если АСР удовлетворяет заданным показателям качества при ступенчатом воздействии то она будет вести себя не хуже при остальных воздействиях. Методы оценки качества переходного процесса АСР.
39814. Автоматические системы прямого и непрямого регулирования 193.5 KB
  При нарушении установившегося режима вследствие уменьшения нагрузки двигателя произойдет увеличение частоты вращения приводного вала 4 и центробежной силы грузов 5. Регуляторы частоты вращения непрямого действия. При изменении частоты вращения муфта ЧЭ будет перемещать управляющий золотник который откроет доступ масла высокого давления в одну из полостей сервомотора. будет восстанавливаться заданная частота вращения.
39815. Двухпозиционное регулирование 51.5 KB
  Если объект представляется интегрирующим звеном с запаздыванием то диапазон колебаний регулируемой величины будет больше ширины петли гистерезиса 2а так как регулятор будет реагировать на фактическое изменение регулируемой величины с запаздыванием об. Дополнительное приращение амплитуды автоколебаний на счет запаздывания составит .4: Очевидно как и в случае интегрирующего объекта наличие запаздывания в апериодическом объекте приведет к увеличению диапазона колебаний регулируемой величины. Амплитуда колебаний будет тем больше чем больше...
39816. Нелинейные системы 71.5 KB
  Существует 2 группы НС: системы которые разрабатывались как линейные но изза несовершенства изготовления некоторых элементов или в процессе эксплуатации за счет износа элементы носят существенно нелинейный характер например появление нечувствительности. Идеальное поляризованное реле с зоной нечувствительности: [аа] зона нечувствительности Идеальное реле Нечувствительность [аа] зона нечувствительности Ограничение насыщение Ограничениенечувствительность Нессиметрия Реле идеальное поляризованное с петлей...
39817. Импульсные и цифровые автоматические системы управления 51.5 KB
  К импульсным АСУ относятся системы в состав которых входит хотя бы один элемент дискретного действия преобразующий непрерывный сигнал в последовательность импульсов или в ряд квантованных сигналов. Функциональную схему импульсной системы можно представить состоящей из дискретного элемента и непрерывной части НЧ. непрерывные системы дискретные системы xt непрерывная величина x k величина определена в отдельные промежутки времени производная от непрерывной величины  x k=x kx k1 разность первого порядка вторая...
39818. Развитие автоматизации судов 194.5 KB
  характеризуется внедрением автоматических систем управления регулирования контроля и защиты в объёме. На следующем этапе разрабатываются автоматические системы регулирования и дистанционного управления функционально связанными установками: котельной паротурбинной дизельэнергетической электроэнергетической. Автоматика первого поколения позволила решить главные задачи: повысить маневренность стабильность работы и экономичность судовых машин и систем освободить людей от утомительной обязанности ручной регулировки и управления. Резко...
39819. Классификация систем автоматического регулирования 381.5 KB
  Системы автоматического регулирования нашли широкое применение в многочисленных технологических процессах различных отраслей народного хозяйства. Следящие системы когда изменение выходного параметра Yt происходит по заранее неизвестному закону изменения задающего воздействия Xt. Во время работы системы регулируемая величина Yt должна изменяться в полном соответствии с задающим воздействием т. К таким системам относятся системы автоматического сопровождения цели например телескоп следит за движением небесного тела системы...
39820. Анализ автоматических систем регулирования 362 KB
  Теория автоматического управления делится на: анализ АСР известны параметры блоков их характеристики при этом необходимо определить поведение системы качество регулирования. синтез АСР заключается в нахождении параметров блоков АСР регулятора при заданных показателях качества. АСР могут находиться в двух режимах: Статический все воздействия внутренние и внешние постоянны во времени реальные АСР практически редко находятся в статическом режиме. Для упрощения расчётов АСР проводят линеаризацию ведь как правило поведение...