100839

Социальные функции дизайна в современно мире

Контрольная

Косметология, дизайн и стилистика

Жизнь современного человека в 21 веке на месте не стоит. Дизайн с каждым годом все больше и больше набирает свои обороты и проникает во все сферы жизнедеятельности человека он окружает нас повсюду в быту на работе на отдыхе. С молниеносной скоростью дизайн шагает вперед прорывается сквозь тернии к звездам достигая неимоверных высот даже запредельных за пределами понимания человеческого разума тем самым увеличивая свою значимость для человека и человечества в целом порабощая наше сознания и засасывая в кругооборот немыслимых...

Русский

2018-04-29

59 KB

0 чел.

Социальные функции дизайна в современно мире.

Цель данной работы: изучить взгляды исследователей на социальные функции дизайна .

Актуальность изучения данной темы состоит в том, что для того, чтобы понимать дизайн как особый вид проектирования, нужно выявить его функции, его суть.                                                                                                                                   В данной работе поднимается проблема сущности дизайна, его функций, в их непосредственном  взаимодействии и влиянии на нашу жизнь и жизнь общества, его роль для человечества  в целом.

     Итак, обратимся к истории.

     Дизайн появился в начале XX века, но  укрепился только лишь  в его середине как особый  вид проектирования утилитарно – прагматичных  продуктов  массового  исполнения, которым будет присуще эргономичность, эстетичность и технологичность. Причем эстетичность и технологичность продукта должны гармонично согласовываться, быть одним целым. В истории это направление в дизайне ознаменовалось как промышленный дизайн.

Философское осмысление задач и  природы дизайна помогло  раскрыть   проблему соотношений  художественного творчества и дизайна.

     Так, к примеру, О.И.Генисаретский сформировал идею гумманитарно – художественного  концепта  дизайна. Среди же  экспериментаторов  модернового  дизайна главенствует теория , согласно которой укоренившееся изобразительно искусство  преобразуется в современную «высокую  культуру» ( Дж.Нельсон «Проблемы дизайна», Б.Мунари «Искусство как ремесло»).Лишь малая часть вестовых дизайнеров ( Д.Джадд «Абстрактный минимализм в скульптуре») уверенно делят работу  художника и  работу дизайнера – проектировщика.

Таким образом, мы видим , что местоположение дизайна в  структуре духовной  культуры  не определенно. Выявить статус дизайна в структуре возможно через раскрытие социально – онтологического  определения сущности дизайна, которая  выражена в  его функциях , в их естественном взаимодействии и  интерференции.

Жизнь современного человека в 21 веке на месте не стоит. Бешенный темп развития , круговорот  глобальных событий в мире наблюдается  каждый год. Происходит не только глобализация технического плана, но и эстетического, т.е. улучшение окружающего нас предметного мира. Дизайн с каждым годом все больше и больше набирает свои обороты и проникает во все сферы жизнедеятельности человека, он окружает нас повсюду – в быту, на работе, на отдыхе.  С молниеносной скоростью дизайн шагает вперед, прорывается сквозь тернии к звездам, достигая неимоверных высот, даже запредельных , за пределами понимания человеческого разума,  тем самым увеличивая  свою значимость для человека и человечества   в целом, порабощая  наше сознания и засасывая в кругооборот немыслимых дизайнерских решений. Вещи становятся характерным показателем  уровня  развития человеческой мысли, благополучия и социальной защищенности человека. Ведь  "Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода."[1] Именно здесь начинает  раскрываться суть дизайна -дизайнер обречен на выполнение   социализирующей миссии.

       Человек, создавая что –либо, реализует свои силы, воплощая свои идеи в жизнь. Возникновение предмета культуры из природного материала произойдёт, если у человека существуют: конкретные потребности, навыки, знания того, как сделать искомую вещь функциональной, пригодной для практического применения; представление материала, его свойств, качеств ,специфичность и  т.д. Эти частные потребности, навыки и умения воплощают в себе уровень развития культуры человека на некотором временном промежутке, что говорит нам о человеческой цивилизации   на конкретном этапе прогресса человека. Держа в руках только топор, нельзя сконструировать высотное здание. Освоив новые вещи, каждое последующее поколение подсознательно постигает весь накопленный за все время существования рода человеческого  опыт предков, бесценный опыт  его предшественников. Дизайнерское решение делает этот процесс менее обезличенным и более выразительным.

       А теперь  перейдем к составляющим этой миссии, рассмотрим его функции.

       Первая функция, которую мы рассмотрим - «Гуманистичная».

Тезис основоположника теории дизайна У. Морр утверждает: «целостный труд рождает целостного человека». Можно проследовать в этом рассуждении и дальше: целостная вещь создает целостного человека-творца и человека-пользователя. Среда воспитывает человека, доносит до него свои ценности и ориентиры, а из этого следует, что от состояния среды зависит наше будущее. Это одна из первостепенных задач дизайнера – не утратить  истинного предназначения созданного им предмета, донести до сознания человека «правильный смысл» данного объекта.  Именно поэтому дизайнерам необходимо подходить со всей ответственностью к дизайну -  проектированию. («Дизайн как феномен культуры 20 века», Быстрова Т.Ю.).

        Далее рассмотрим рациональную функцию.

        У.Моррис призывал: "Пусть ваша обстановка будет прочной и сделана мастерски, а в ее решении пусть не будет ничего лишнего, преувеличенного или экстравагантного, даже ничего чрезмерно красивого, чтобы она не могла вам надоесть". «Всё гениальное просто, и всё простое гениально». Для достижения высокопрофессионального результата, определенно требуется знать, что, как, и зачем сконструирована   вещь, как она воспринимается и кто ее владелец, каковы её функции, имеет ли она место быть, существовать вообще.

Предметы, проекты, созданные дизайнером, не предполагают ничего лишнего и непродуманного, только лишь продуманные излишества. Потому как рациональное использование продуктов дизайна служит основой для физического и морального развития человека в целом. В этом одна из главных задач дизайнера, по – моему мнению. Все, что лишено всякого смысла, терпит фиаско, обеспеченно на полное поражение. Как говорил Н.Бонапарт: «Самые простые решения — одновременно самые лучшие». Следовательно, нужно научиться абстрагироваться от современной реальности, нужно обращаться к духовному, природному, тогда дизайнерская работа будет наполнена смыслом и одновременно проста в своем исполнении, а значит гениальна.

      Следующая функция  - созидательная.

Задача дизайна согласно первоначальному определению - это проектирование, того, что еще отсутствует. Дизайн начинается там, где человек не только планирует, но и реализует задуманное, создаёт что-то новое. Своеобразие творческой функции здесь связана, прежде всего, с тем, что принципиально новые формы в культуре очень и очень редки.  Если бионика находит решения в мире природы, а эргономика учитывает исключительность природного строения человека, то арсеналом дизайнерских форм является, прежде всего, культура. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стандартных образов в обществе на протяжении долгого времени. При известных первообразах телефон или плейер воспринимались как нечто революционное именно потому, что дизайн создает не только новую вещественность, но и новую человечность предмета.

     Еще одна функция ,к  которой я не могу не обратиться  - эстетическая.

Человек всегда стремился к переживанию духовной гармонии, свободы и отражению этого состояния в реальном мире, присуще ему с древнейших времен. Приверженность к эстетике окружающего человека предметного мира на протяжении долгого времени лишний раз подтверждает необходимость ее удовлетворения. Но в условиях технического прорыва, прогрессивного развития современности, наблюдается явное отторжение человека от естественного, первоначально рожденного, и, как следствие, отчуждение людей друг от друга. Это несомненно ведет к необратимым последствиям, которые деформируют нашу культуру, наше общество, тем самым уничтожая в нас первоначально правильное понимание гармонии и красоты. Тогда дизайн возникает в ответ на эстетизацию предметной среды, призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем  "эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя."[2].Но в отличии от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и инстинктивно, дизайнеры опираются на осознанное представление о гармонии и эстетичности окружающей среды. В такой работе происходит не только усвоение, синтез опыта предшественников, но и формирование своей концепции, мировоззренческой позиции, вызревание собственного мнения и генерирование новых подходов к пониманию действительности.

      И последняя функция, но немаловажная - гедонистическая.

«Детище» дизайна практично, красиво, а, следовательно, взаимодействие с ним приносит удовольствие, духовное и физическое упоение. Дизайн создает, интерпретирует на свой лад не только предметную среду, но и анатомно – физиологическую систему человека, которая способна улавливать удобство и красоту объекта для того, чтобы достучаться до нас, вновь возродить в нас то, что с течением обстоятельств утратило своего истинного предназначения в нынешнем веке, веке прогрессивных технологий и инноваций. Задача дизайнера состоит в том, чтобы создать предмет современности, который удовлетворит потребность человека в гармонии, стремлении к эстетичному и упорядоченному окружению себя цельными, духовно наполненными ценностями мира. Гедонизм ни в коем случае не подразумевает сведения всех потребностей человека исключительно к телесно - чувственным наслаждениям, нет! Удовольствие может быть интеллектуальным, если замысел, символистика новорожденного экземпляра, заложенные дизайнером, донесены до человека, до его сознания и понимания как цельного, неделимого. Позиция дизайна заключается лишь в осознанном признании метафизической насыщенности многопредметной, вещной среды.

       В заключении, на основе проделанной работы, важно отметить, что дизайн довольно – таки особенная, гуманная сфера деятельности человека, специфичная отрасль в современном мире. Его сущность состоит в том, чтобы воздействовать на сознание общества, масс, осуществлять своего рода «контроль над человечеством» в плане духовного, метафизического развития человека в целом, возрождать вновь и вновь часто игнорируемую связь между человеком и природой, дабы не забывать свои истоки, истоки происхождения рода человека в условиях технического прогресса и общечеловеческого регресса.

Список использованной литературы:

  1. Быстрова,Т.Ю. Вещь.Форма.Стиль: Введение в философию дизайна/ Т.Ю. Быстрова. -  Екб: изд-во УрГУ, 2001.  - 223 с.
  2. Генисаретский,О.И.Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна/О.И.Генисаретский. – Автореферат диссертации по соисканию ученой степени доктора искусствоведения . – М. 1990г. – 38 с.
  3. Мелихов, Ю.Е.  Дизайн в рекламе/ Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. -  Изд – во журнал Управление персоналом, 2006. – 208 с.
  4. Мосорова, Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы / Н.Н.      Мосорова. - Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 35 с.
  5. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование/ В.Т. Шимко. - Учебное пособие. – М.: ИМДТ, 2007. -  58с.

Ссылки:

1.Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004 , с.100;

2.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 21.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Гжельский государственный университет»

(ГГУ)

Контрольная работа.

«Функции дизайна в современном мире»

Выполнила: студентка 1курса,

гр.Д1(а) Зотова Елена

Руководитель: Грязнова Е.В

п.Электроизолятор,2015г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22388. Сжатые и растянутые элементы. Конструктивные особенности. Расчет прочности центрально И Внецентренно растянутых элементов. Расчет внецентренно сжатых элементов таврового и двутаврового сечений 1.23 MB
  Расчет прочности центрально И Внецентренно растянутых элементов. Расчет внецентренно сжатых элементов таврового и двутаврового сечений. НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСТЯНУТЫХ И СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Сжатые элементы. Конструктивные особенности сжатых элементов К центральносжатым элементам условно относят: промежуточные колонны в зданиях и сооружениях; верхние пояса ферм загруженных по узлам; восходящие раскосы и стойки ферменной решетки.
22389. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН ЦЕНТРАЛЬНО РАСТЯНУТЫХ, ИЗГИБАЕМЫХ, ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ И РАСТЯНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 101.52 KB
  ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН ЦЕНТРАЛЬНО РАСТЯНУТЫХ ИЗГИБАЕМЫХ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ И РАСТЯНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Общие положения Трещиностойкость элементов как условлено ранее это сопротивление образованию трещин в стадии I или сопротивление раскрытию трещин в стадии II.
22390. РАСЧЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН, НОРМАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ЭЛЕМЕНТА. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАСКРЫТИЮ ТРЕЩИН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРЕЩИНАМИ 235.22 KB
  РАСЧЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕЩИН НОРМАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ЭЛЕМЕНТА. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАСКРЫТИЮ ТРЕЩИН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРЕЩИНАМИ. Расчет по образованию трещин нормальных к продольной оси элемента Этот расчет заключается в проверке условия что трещины в сечениях нормальных к продольной оси элемента не образуются если момент внешних сил М не превосходит момента внутренних усилий в сечении перед образованием трещин Мcrcт.
22391. КРИВИЗНА ОСИ ПРИ ИЗГИБЕ, ЖЕСТКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА 161.5 KB
  КРИВИЗНА ОСИ ПРИ ИЗГИБЕ ЖЕСТКОСТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА Расчет перемещений железобетонных элементов прогибов и углов поворота связан с определением кривизны оси при изгибе или с определением жесткости элементов. Считается что элементы или участки элементов не имеют трещин в растянутой зоне если при действии постоянных длительных и кратковременных нагрузок с коэффициентом надежности по нагрузке γf= 1 трещины не образуются. Кривизна оси при изгибе и жесткость железобетонных элементов на участках...
22392. БЕТОН. СТРУКТУРА БЕТОНА. ПРОЧНОСТЬ И ДЕФОРМАТИВНОСТЬ. КЛАССЫ И МАРКИ БЕТОНА. АРМАТУРА. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. АРМАТУРНЫЕ СВАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 130.03 KB
  СТРУКТУРА БЕТОНА. КЛАССЫ И МАРКИ БЕТОНА. В связи с этим в бетоне со временем прочность нарастает несколько изменяется объем в зависимости от соотношения состава бетона и химического состава цемента происходит усадка или при использовании специальных цементов расширение. По этим полостям и частично капиллярам возможно перемещение влаги и газа в толще бетона.
22393. ЖЕЛЕЗОБЕТОН. ОСОБЕННОСТИ ЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН. АНКЕРОВКА АРМАТУРЫ В БЕТОНЕ. СЦЕПЛЕНИЕ АРМАТУРЫ С БЕТОНОМ. УСАДКА И ПОЛЗУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА 435.32 KB
  УСАДКА И ПОЛЗУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА. Железобетон состоит из бетона и стальной арматуры. В изгибаемых элементах высокое сопротивление бетона сжатию используется в сжатой зоне а высокое сопротивление арматуры растяжению в растянутой зоне где бетон слабо сопротивляется растяжению и в нем образуются трещины рисунок 2.
22394. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ 213.84 KB
  Различные строительные объекты здания и сооружения в зависимости от их назначения можно подразделить на четыре основные группы: жилые и общественные здания которые объединяются общим названием гражданские здания; к общественным зданиям относятся общежития клубы больницы школы.различные административные здания учебные театральнозрелищные торговые здания и т.; промышленные здания здания фабрик заводов и других производственных помещений здания гаражей электростанций котельных и т. сельскохозяйственные здания здания...
22395. Системный (структурный) уровень компьютерного проектирования сложных объектов 230 KB
  Системный подход к задаче автоматизированного проектирования технологического процесса; 2. Системный анализ сложных процессов 3 Этапы проектирования сложных систем 1. Системный подход к задаче автоматизированного проектирования технологического процесса Системный подход к задачам автоматизированного проектирования требует реализации совместного проектирования технологического процесса ТП и автоматизированной системы управления этим процессом АСУТП.
22396. Системный уровень компьютерного проектирования сложных объектов 110.5 KB
  Системный подход направление методологии научного познания и социальной практики в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Основная процедура построение обобщающей модели отражающие взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа ЭВМ и информационные системы. Основной общий принцип системного подхода заключается в рассмотрении частей явления или...