10086

Классификация слияний

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Узкая специализация: McDonald’s Delta Airlines CocaCola Xerox; Red Cross. Mitsubishi kitpes приблизительно = 28 компаний Mitsubishi Motors Steel Aluminum oil Electric Cement Paper Glass Nicon Bank 5ое место в мире kitpes японская модель которую применяют такие группы Co: Toyota и Toshiba Nee Nissan и Canon. Классификация сл

Русский

2013-03-21

95.44 KB

33 чел.

Узкая специализация: McDonald’s, Delta Airlines, Coca-Cola, Xerox; Red Cross.

Mitsubishi kitpes приблизительно = 28 компаний (Mitsubishi Motors, Steel Aluminum, oil, Electric, Cement, Paper, Glass, Nicon, Bank) 5--ое место в мире, kitpes - японская модель, которую применяют такие группы Co: Toyota и Toshiba, Nee, Nissan и Canon.

Классификация слияний

Любая из существующих классификаций слияний строится на основе характеристик сливающихся корпораций. В основном слияния классифицируют по следующим четырем видам:

  1.  Горизонтальные (horizontal mergers).
  2.  Вертикальные (vertical mergers).
  3.  Родственные или концентрические (concentric mergers). Bic Pen - одноразовые ручки (недорогие) →одноразовые зажигалки, бритвы.
  4.  Конгломеративные (conglomerate mergers). 

Горизонтальные слияния - обычно такие слияния происходят между корпорациями,

работающими на одном сегменте рынка (в одной отрасли) и специализирующимися на производстве сходной продукции или предоставлении сходных услуг. Основная цель, преследуемая корпорацией-покупателем в горизонтальном слиянии,это увеличение своего сегмента рынка, а значит концентрации в индустрии и, как следствие первых двух, вытеснение с рынка конкурирующих корпораций.

Класс горизонтальных слияний принято разбивать на два подкласса:

  1.  Слияния, расширяющие географию рынка сбыта корпорации-покупателя [market extension mergers], проводятся при помощи приобретения корпораций, производящих идентичную с корпорацией-покупателем продукцию, но работающих на иных географических сегментах рынка; (слияние «Philips» и «Whirpool», «Балтика» ← сканд. «Baltic»)
  2.  Слияния, расширяющие производственный ассортимент корпорации-покупателя [product extension meigers], проводятся при помощи приобретения корпораций, производящих сходную с корпорацией-покупателем продукцию, но не являющуюся абсолютно идентичной продукции корпорации-покупателя. При проведении горизонтального слияния может возникнуть множество проблем с антимонопольными   комитетом или комиссией, регулирующими условия, соблюдения честной конкуренции и демонополизации рынка. (Honda, Samsung)

Вертикальные слиянияэто слияния, при помощи которых корпорация-покупатель пытается расширить свою операционную деятельность либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до поставщиков сырья, либо на последующие производственные стадиидо конечных потребителей продукции компании. Таким образом, основным признаком вертикального слияния является ситуация, когда компания-покупатель и компания-цель находятся в отраслях, тесно связанных снабженческо-сбытовыми связями. Примером вертикальных слияний может послужить покупка сталелитейной компанией компании, занимающейся добычей железой руды и угля, или покупка нефтедобывающей корпорацией нефтеперерабатывающей компании. Существуют два основных типа вертикальных слияний:

  1.  Вертикальное слияние на стадию вверх [forward fashion vertical merger]. При использовании для расширения операций компании вертикального слияния на стадию вверх корпорация-покупатель может создать для себя источник хорошего и стабильного спроса на свою продукцию, причем контролировать его будет только она. Например, корпорация, принадлежащая целлюлозно-бумажной промышленности, может приобрести издательскую компанию или корпорацию, торгующую писчебумажными/канцелярскими принадлежностями. Или еще один пример. В 1999 г. нефтяная корпорация «ЛУКОЙЛ» приобрела контрольный пакет акций Одесского нефтеперерабатывающего завода. Подобным образом «ЛУКОЙЛ», расширив свои операции при помощи проведения вертикального слияния вверх по производственной цепочке, добилась улучшения баланса мощностей в добыче и переработке, а также получила дополнительные возможности выхода к новым географическим сегментам рынка.
  2.  Вертикальное слияние на стадию назад [backward fashion vertical merger]. При использовании для расширения операций компании вертикального слияния на стадию назад, корпорация-покупатель может создать для себя дешевый и стабильный источник исходного сырья для производства своей продукции, причем контролировать его опять же будет только она. Например, компания, производящая одежду, может приобрести компанию, производящую текстиль.

Родственные, или концентрические слияния обычно определяют как слияния корпораций, «сходных по природе и действиям». При этих слияниях корпорация-покупатель и корпорация-цель связаны между собой базовой технологией, производственным процессом  или через рыночную нишу. В родственные слияния, как правило, оказываются вовлеченными корпорации, которые работают на одном и том же сегменте экономического пространства, но не занимающиеся выпуском или продажей одного и того же продукта (горизонтальные слияния Giletteлезвие и бритвыпринадлежности для бритья, Brownфены, кофемолки, будильники), или не связанные снабженческо-сбытовым циклом (вертикальные слияния). Honda (автомобили, лодочные моторы, мотоциклы, генераторы, газонокосилки, снегоходы) → технология производства двигателей

Конгломеративные слияния происходят между корпорациями, абсолютно не соприкасаемыми между собой как сегментом рынка, так и производственно-снабженческими связями. Основная цель, которую преследует корпорация-покупатель, проводя подобный тип слияния,это диверсификация своих операций. United Technologies -Otis, авиационные двигатели; системы защиты.

Johnson & Johnson - товары для детей, средства гигиены для женщин Carefree.

Теории слияний

На протяжении вот уже многих лет ученые и практики рынка корпоративного контроля пытаются понять мотивы, движущие корпорациями, активно использующими в своей деятельности стратегии слиянии и поглощении. Современная экономическая наука предлагает, по меньшей мере, три основные теории, объясняющие слияния: Синергетическая теория, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств и теория гордыни.

Синергетическая теория слияний [synergy theory]. Существует следующее общепринятое определение синергии: «синергиявариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующееся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности». Когда же термин синергия употребляется по отношению к слиянию, то здесь «организм» —это компания-покупатель, а «лекарственное вещество» —это компания-цель, а «реакция организма» —это получение компанией-покупателем добавленной экономической стоимости, созданной в результате покупки компании-цели. Достаточно часто синергетический эффект называют еще правилом «2+2=5».

Синергетическая теория является, пожалуй, одной из самых распространенных теорий, которую приводят в качестве катализатора слияний как ученые, так и финансовые менеджеры. Суть ее состоит в том, что возникающая при слиянии новая корпорация может использовать широкий спектр преимуществ (синергии), которые возникают вследствие объединения ресурсов этих корпораций. Например, если компания А принимает решение о приобретении компании Бив результате слияния появляется новая компания С (превосходящая объемом своих активов каждую из сливающихся компаний по отдельности и активы которой являются комбинацией активов компаний А и Б), то, при прочих равных условиях можно говорить о синергетическом эффекте, который может получить компания С.

Все синергетические эффекты можно разделить на два типа:

операционные синергии и финансовые синергии.

Получение корпорацией-покупателем операционных синергии может быть результатом воздействия следующих факторов:

) Экономия операционных издержек (эффект агломерации).

Термин «новая компания» здесь можно понимать как в буквальном, так и в переносном смысле. Многие компании после проведения поглощения меняют свое название, торговую марку, состав своей команды менеджеров и т. п. С другой стороны, приобретение компании навсегда изменит компании-покупателя, даже если она и не будет проводить каких-либо заметных нововведений в свою деятельность в связи с его проведением. Слияние самым серьезным образом изменит структуру ее капитала, состав собственников и размеры. Поэтому вполне оправданно говорить о возникновении в результате проведения слияния абсолютно новой по своим качественным и количественным характеристикам компании.

В результате слияния на свет появляется более крупная компании, которая может использовать определенные преимущества, возникшие в результате увеличения ее размеров. Одно из главных преимуществэто экономия операционных издержек, обусловленная масштабами деятельности (как правило, именно эту цель преследуют компании в горизонтальных и вертикальных слияниях). Новая компании, возникшая в результате слияния, может добиться серьезного сокращения административных, маркетинговых и многих других операционных издержек. Графически эффект агломерации может быть представлен следующей формулой, которая впервые была предложена Бостонской консалтинговой группой в конце 60-х годов и носит название кривой опыта/обучения [experience/ learning curve]:

Ср = Cb (Qp / Qb)

где Срплановые издержки на единицу продукции;

Cb —базовые издержки на единицу продукции;

QPсуммарный плановый объем продукции;

Qbсуммарный базовый объем продукции;

еэластичность издержек на единицу продукции (константа).

Закон кривой опыта/обучения гласит, что «издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции». Эмпирические данные показывают, что темп снижения издержек на единицу товара составляет для корпораций автомобильной промышленности 12%, сталелитейных и самолетостроительных корпораций%, а для корпораций, специализирующихся на производстве полупроводников,%.

Помимо значительного снижения операционных издержек, корпорация-покупатель может получить значительное повышение квалификации персонала компании, централизацию ее бухгалтерского учета, финансового менеджмента и финансового контроля. Все это приведет к повышению общего уровня стратегического управления корпорацией.

2) Экономия издержек (затрат на проведение научно-исследовательских работ).

Компания-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной компании, а также ее работников для разработки и внедрения новых продуктов, товаров или услуг на рынок. Естественно, что в этом случае компании-покупатель существенно сокращает издержки, связанные с подобной деятельностью.

3) Эффект комбинирования взаимодополняющих ресурсов Небольшие компании достаточно часто производят продукцию, в которой нуждаются более крупные компании или компании, которые хотели бы расширить свой производственный ассортимент за счет этой продукции, но создание аналогичных собственных производств было бы для подобных компаний экономически невыгодным проектом. С другой стороны, небольшие компании часто сталкиваются с проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования своих новых и уже существующих проектов. Таким образом, небольшие компании и их «старшие братья» обладают взаимодополняющими ресурсами. При слиянии таких компаний выигрывают все, так как небольшая компании получает доступ к финансовым ресурсам, а крупнаянужный ей продукт, причем по цене, намного более низкой, чем ей мог бы предложить рынок или чем затраты на создание собственного специального производства. Компания-покупатель, используя слияние, может также значительно расширить свой производственный цикл.

4) Увеличение размеров рыночной ниши корпорации (гипотеза увеличения монополистической мощи корпорации)

Широко известно утверждение: что очень хорошо для одной компаниито плохо для рынка в целом. Естественно, что захват большего «куска» рынка при помощи проведения горизонтального/вертикального слияния, на котором работает компания-покупатель, повлечет за собой значительное сокращение конкуренции на этом сегменте, и это сокращение будет выгодным только для нашей новой компании. Именно поэтому, во многих странах мира в последние несколько десятилетий ведется борьба против слияний, «ограничивающих конкуренцию».

Получение корпорацией-покупателем финансовых синергии может быть результатом воздействия следующих факторов:

1) Создание налоговых щитов (уход от налогообложения)

Возможность использования слияния как способа ухода от налогообложения играет не последнюю роль среди факторов, стимулирующих слияния. Например, компании могут принять решение о слиянии, если одна из них обладает значительными налоговыми льготами, а операции другой облагаются по полным ставкам налогов. Тогда, если после проведения слияния этих компании налоговые льготы распространятся на новую компанию, то это выгодно как для первой, так и для второй компании.

2) Возможность покупки компании по цене ниже балансовой.

Достаточно часто компания может стать кандидатом на покупку из-за того, что реальная стоимость ее активов намного превышает стоимость, в которую их оценивает рынок. Например, в 80-е годы в США финансовые менеджеры сталелитейных корпораций на общих собраниях акционеров предлагали слияния как способ сокращения издержек, связанных с расширением производственных мощностей. Оказалось, что намного более выгодно купить уже существующую сталелитейную корпорацию (конечно, при условии, что покупка осуществляется по цене, ниже балансовой), чем создание аналогичных производственных мощностей и инфраструктур. Результатом стало слияние корпорации LTV (четвертой по величине в США) с корпорацией Republic Steel (шестой по величине в США), покупка которой обошлась LTV в 700 млн долл., и создание второй по величине сталелитейной корпорации США. Но не стоит слишком увлекаться перспективами покупки компании по цене, ниже балансовой, так как истинная стоимость компании определяется потенциалом ее развития, который включает в себя: возможности расширения рыночной ниши компании, уровень финансового менеджмента компании, скорость производственного цикла, качество выпускаемой продукции и многие другие показатели.

Оценка же компании рынком может быть как завышенной, так и заниженной.

) Диверсификация

Достаточно часто в качестве катализатора слияний финансовыми менеджерами называется диверсификация. Как известно, диверсификацияэто способ снижения рисков и управления ими.

Финансовые менеджеры утверждают, что проведение диверсификации при помощи слияния помогает стабилизировать рост доходности операций компании, а также снизить риск, связанный с падением доходности на инвестиции в ценные бумаги этой компании.

Однако надо обратить внимание на следующее. Стабилизация прибыли компании будет, несомненно, выгодной для работников компании, потребителей ее продукции, поставщиков и деловых партнеров компании и, конечно, для самих менеджеров, а вот ее выгода для собственников представляется достаточно сомнительной. Если собственника компании и начинает беспокоить снижение доходности на его вложения в компанию, то он может провести самостоятельно диверсификацию, причем сделать это быстрее и намного более эффективно, чем сама компании. Почему для стабилизации своих доходов компания А должна слиться с компании Б, если акционер компании А может продать часть своего пакета акций этой компании и приобрести акции компании Б? Таким образом, он сможет быстро изменять пропорциональное соотношение пакетов акций компании А и Б в своем портфеле и при помощи этого управлять рисками, в то время как представляется крайне сомнительным, чтобы компания, образовавшаяся в результате слияния, была бы способна столь же эффективно управлять риском.

Возрастающий интерес вызывает относительно новая теория корпоративных слиянийтеория агентских издержек свободных потоков денежных средств [agency theory of free cash flow]

Эта теория была окончательно сформулирована в 1986 г. профессором Гарвардского университета Майклом Дженсеном. Используя свою (разработанную совместно с Меклингом) агентскую теорию, Дженсен предложил оригинальный, абсолютно отличный от уже существовавшего синергетического, подход к объяснению слияний. В рамках его теории корпоративные менеджерыэто агенты собственников, а подобные агентские взаимоотношения, считает Дженсен, всегда чреваты конфликтом интересов.

В рамках агентской теории менеджеры уже не действуют в наилучших интересах своих собственников, их основным побудительным мотивом являются собственные интересы, которые совсем не обязательно должны совпадать с интересами собственников.

Дженсен определяет свободный поток денежных средств следующим образом. Свободный поток денежных средствэто поток денежных средств, появившийся в результате избытка финансовых ресурсов компании после того, как она профинансировала все возможные проекты, которые имели положительные чистые, приведенные стоимости (дисконтирование их по соответствующей ставке затрат по привлечению капитала [cost of capital]).

Агентские издержки, связанные с долговой нагрузкой, уже достаточно давно являются предметом исследований. В то же время преимущества, которые несет в себе долговая нагрузка по усилению мотивации менеджеров и их организаций к повышению эффективности деятельности корпорации, часто полностью игнорировались. Таким образом, при помощи сокращения объемов денежных средств, подконтрольных менеджменту, долговая нагрузка существенно сокращает агентские издержки свободных потоков денежных средств.

Гипотеза контроля Дженсена не утверждает, что выпуск долговых обязательств всегда будет нести позитивный эффект контроля. Например, этот эффект не будет столь важным и ощутимым для быстрорастущей компании, которая направляет все временно свободные денежные потоки на крупные и высокорентабельные проекты собственного развития, в результате просто не создаются свободные потоки денежных средств. Такие корпорации постоянно будут выходить на финансовый рынок в поисках нового капитала. Таким образом, будут задействованы механизмы финансового рынка, позволяющие оценить компанию, ее менеджмент, предлагаемые ею проекты. Важную роль в этом мониторинге играют инвестиционные банкиры и аналитики. Рыночная оценка компании находит свое прямое отражение в цене, которую инвесторы готовы заплатить за финансовые обязательства [financial claims], размещаемые компанией на финансовом рынке. Контрольная функция долга, более важна для корпораций, генерирующих большие объемы свободных потоков денежных средств и не имеющих перспектив роста (или же небольшие перспективы), а также для «вымирающих» корпораций (старых «дойных коров»). В подобных корпорациях лоббирование менеджерами решений по инвестированию потоков денежных средств в неэффективные проекты намного более серьезно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68543. П.Б.Струве — выдающийся мыслитель российского либерализма 52 KB
  Имя Петра Бернгардовича Струве выдающегося мыслителя историка политика социолога экономиста сегодня не нуждается в представлении. В начале пути Струве являлся одним из основателей российского легального марксизма и внес решающий вклад в его идейную победу над народничеством высоко оцененный в частности...
68544. П.Б.Струве о религии и религиозности 55.5 KB
  Прежде всего отметим что не смотря на глубину своих идей Струве все же не являлся крупным религиозным или философским реформатором типа В. Поэтому анализируя собственно философские позиции Струве нередко приходится обращаться к религиозным моментам и наоборот.
68545. ФЕНОМЕН ПОЛИТИЗИРОВАННОЙ ФОЛЬКХИСТОРИ В БАШКОРТОСТАНЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 94.5 KB
  Феномен фольксхистори ныне приобрел критическое значение на информационном пространстве России Башкортостана и Татарстана. Отказ от монизма как важная предпосылка расцвета фолькхистори определен в отечественной историографии. Вытеснение из информационной ниши брошюр жанра фолькхистори.
68546. В.И.Ленин о П.Б.Струве 46.5 KB
  Правда участие Ленина в этой полемике продолжалось в основном только до перехода Струве на резко антимарксистские позиции после этого оно вышло за рамки обычной дискуссии и перешло в форму политической борьбы. Ленин неоднократно пользовался широкими связями Струве в научных университетских...
68547. Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах 36.5 KB
  Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...
68548. Некоторые особенности либерализма в русской социальной философии 34.5 KB
  Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Рассматривая либерализм в его общем смысле поражаешься многообразию оттенков и значений которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина и определениям...
68549. О СУЩНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА 29 KB
  Концепция российского либерального консерватизма представляется наиболее адекватной ситуации исторического вызова современной России. Особенности формирования российского либерального консерватизма предоставляют возможность реабилитации конструктивных ценностей либерализма на новой духовной...
68550. П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России 42.5 KB
  Струве выдающийся социолог экономист философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России ее истории и будущем причем в основу ретроспективного...
68551. О дефиниции геолого-физической информации 166.08 KB
  В обыденной жизни термин €œинформация понимают весьма многозначно: объявление конкретный газетный телевизионный жанр печатные ауди аудивизуальные иные сообщения и материалы и т. На наш взгляд это объясняется омонимичностью смысловой многозначностью самого термина информация который совмещает в себе...