100860

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Понятие субъектов малого предпринимательства и нормативное регулирование их деятельности. Особенности учета на предприятиях малого бизнеса. Особенности бухгалтерской отчетности малых предприятий. Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоСтандарт». Организация бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт»...

Русский

2018-04-30

309 KB

4 чел.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Специальность – 38.03.01 Экономика

Специализация (профиль) – Финансы и кредит

***

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»

по теме: «Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях»

Преподаватель                                               Галимова Эльмира Ильясовна

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • 1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства и нормативное регулирование их деятельности
  • 1.2. Особенности учета на предприятиях малого бизнеса
  • 1.3. Особенности бухгалтерской отчетности малых предприятий
  • 2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО «АВТОСТАНДАРТ»
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоСтандарт»
  • 2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт»
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В ООО «АВТОСТАНДАРТ»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс управления базируется на неотъемлемой его части - системе бухгалтерского учета, которая имеет многовековую историю своего образования и эволюции. Бухгалтерский учет появился практически одновременно с письменностью и занял ведущее место в управлении хозяйствованием, имея огромное влияние на результативность деятельности.

На современном этапе развития рыночной системы для предприятий любой организационно-правовой формы и вида деятельности крайне важно получать объективную, достоверную и оперативную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятия. Информация о результатах деятельности хозяйствующих субъектов реализуется в системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации закреплена законодательно.

Отметим, что бухгалтерскую отчетность не следует понимать как меру принуждения со стороны государственных органов. Бухгалтерская отчетность – это не только, и даже не столько отчетность, сколько информационный комплекс, наглядно показывающий результаты финансово-хозяйственной деятельности за какой-либо период и экономическое состояние предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский учет обязаны вести все официально зарегистрированные экономические субъекты Российской Федерации. В их числе особое место занимают предприятия малого бизнеса.

Актуальность темы работы обусловлена наличием большого числа компаний малого бизнеса в России, имеющих законодательно обусловленные особенности ведения бухгалтерского учета.

Объектом исследования выступает система бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса.

Предметом исследования выступает компания ООО «АвтоСтандарт».

Целью работы является изучение порядка ведения бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт» с последующей разработкой  рекомендаций по совершенствованию учета.

Задачами исследования являются:

- охарактеризовать теоретические основы организации субъектов малого предпринимательства;

- систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность малых предприятий и ведение ими бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- исследовать особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;

- изучить деятельность и организацию бухгалтерского учета ООО «АвтоСтандарт»;

- разработать мероприятия по совершенствованию учета в ООО «АвтоСтандарт».

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей учета доходов, расходов и финансовых результатов предприятий малого бизнеса, позволяющих выявлять направления дальнейшего развития существующих теоретических основ и практических разработок в области формирования достоверной бухгалтерской отчетности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение предложений приведет к повышению эффективности  работы бухгалтерского аппарата и улучшению качества бухгалтерской информации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства и нормативное регулирование их деятельности

Основным документом, устанавливающим критерии отнесения экономических субъектов к малым предприятиям, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2].

К субъектам малого предпринимательства, малым предприятиям относятся организации, имеющие:

- суммарную долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышающую 49 %;

-  среднюю численность работников за предшествующий календарный год не превышающую 100 человек (микропредприятие — 15 человек);

- выручку от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышающую 800 млн. руб. (микропредприятия – 120 млн. руб.).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

В случае если предприятие превысило обозначенные критерии по объемам продаж в течение двух календарных лет, то данное предприятие теряет статус субъекта малого предпринимательства.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

При этом законодательно введены исключения и из этого правила. В частности, запрещается вести учет по упрощенной форме:

- организациям, подлежащим обязательному аудиту;

- жилищным кооперативам;

- кредитным потребительским кооперативам;

- предприятиям государственного сектора;

- микрофинансовым предприятия;

- политическим патриям;

- адвокатским бюро и коллегиям;

- фирмам, оказывающим юридические услуги и консультации.

Таким образом, экономические субъекты малого предпринимательства выделяются в отдельную категорию хозяйствующих субъектов. Это обусловлено особенностями деятельности данной категории предприятий, невысокими объемами продаж, низкой численной сотрудников.

1.2. Особенности учета  на предприятиях малого бизнеса

Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируется рядом нормативно-правовых актов.

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 [1] – устанавливает единые требования в ведению бухгалтерского учета как единой систематизированной информационной системы об объектах учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все официально зарегистрированные предприятия РФ, это значит, что экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет.

Ст.5 402-ФЗ предусмотрено освобождение от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей, а также находящихся на территории РФ представительств или филиалов иностранных государств.

Ст.6 402-ФЗ обуславливает возможность ведения упрощенных форм учета для субъектов малого предпринимательства.

В целом положения рассматриваемого Федерального закона в полной мере распространяются и на субъекты малого предпринимательства, за исключением упрощенных способов учета. На субъекты малого предпринимательства распространяются следующие требования 402-ФЗ:

- порядок организации бухгалтерского учета (ст.7);

- обязанность составления учетной политики и следования ее положениям (ст.8);

- правила оформления первичных учетных документов и учетных регистров  (ст.9, 10);

- обязанность проведения инвентаризации (ст.11);

- денежное измерение объектов учета (ст. 12);

- общие правила составления бухгалтерской отчетности (ст.13-18);

- обязанность формирование системы внутреннего контроля (ст.19).

Таким образом, 402-ФЗ является основополагающим нормативным актом в области регулирования учета.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [5]. Данное положение разработано на основе Федерального закона 402-ФЗ и детализирует его требования.

Положение не имеет особых указаний по ведению учета в малых  предприятиях, но детализирует информацию по методам оценки статей бухгалтерского баланса.

3. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [6] утверждает бланки форм отчетности. Также Приказ устанавливает особенности составления отчетности субъектами малого предпринимательства.

В частности, в случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [8]. Приказ утверждает единую систему счетов бухгалтерского учета для предприятий, ведущих бухгалтерский учет.

5. Российские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, в частности, ПБУ 1/2008 «Учетная политика», 4/99 «Бухгалтерская отчетность», 9/99 «Доходы организации», 10/99 «Расходы организации», 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Учет основных средств», 14/2007 «Учет нематериальных активов» и другие в полной мере распространяются на субъекты малого предпринимательства и должны учитываться ими при ведении учета.

6. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» [7]. Документ, по сути, является дублером 402-ФЗ [1], но в спектре положений для субъектов малого предпринимательства. При этом Приказ 64н [7] рекомендует использовать журнально-ордерную форму малым предприятиям. Ведение учета также должно осуществляться с применением двойной записи.

Также документ содержит перечень рекомендуемых счетов для формирования рабочего плана субъекта малого предпринимательства. В частности, следующие счета: 01 «Основные средства», 02 «Износ основных средств», 08 «Капитальные вложения», 10 «Материалы», 19 «НДС», 20 «Основное производство», 41 «Товары», 46 «Реализация», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками», 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», 69 «Расчеты по страхованию», 70 «Расчеты по оплате труда», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 80 «Прибыли и убытки», 85 «Уставный капитал», 87 «Добавочный капитал», 88 «Нераспределенная прибыль», 90 «Кредиты и другие заемные средства».

На наш взгляд, данный план не выдерживает критики, поскольку является копией  плана счетов советского образца, что является неактуальным в условиях современной экономической среды и единого плана счетов, утвержденного Министерством Финансов в 2001 году [8]. Кроме того, рекомендуемый план, по какой-то причине, не содержит счета для расчетов с покупателями. Таким образом, такой план счетов является неудобным, устаревшим и может привести к путанице.

Приказ 64н [7] содержит основные положения российских стандартов ведения учета (например, по оценке активов), которые применяются малыми предприятиями.

Также документ предлагает формы учетных регистров (ведомости) для ведения учета малыми предприятиями, а именно:

- Ведомость учета затрат на производство - форма В-3;

- Ведомость учета денежных средств и фондов – форма В-4;

-  Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;

- Ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);

- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);

- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;

- Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;

- Ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Данные формы являются рекомендуемыми, но не обязательными к применению. При этом, на наш взгляд, проблема учетных регистров в настоящее время успешно решается средствами автоматизации (программы 1С Бухгалтерия,SAP, Парус и прочие).

7. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» №4/13 от 25.04.2013.Документ предназначен для оказания методической помощи субъектам малого предпринимательства в постановке и ведении бухгалтерского учёта.

Целью настоящих Рекомендаций является методологическое обеспечение применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации.

Данный документ разработан на основе Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 и повторяет его основные требования с оговоркой для субъектов малого предпринимательства.

Рекомендации содержат следующие основные постулаты для ведения учета малыми предприятиями.

1. Учет на малых предприятиях должен вестись на основе разработанной и утвержденной учетной политики.

2. Каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичным учетным документом с указанием обязательных реквизитов. Перечень обязательных реквизитов дублирует Федеральный закон №402-ФЗ.

3. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Перечень обязательных реквизитов учетных регистров дублирует Федеральный закон №402-ФЗ.

4. Предлагается ведение учета тремя способами:

- полная форма (применение двойной записи с использованием бухгалтерских регистров);

- сокращенная форма (двойная запись без регистров);

- простая система бухгалтерского учета (без применения двойной записи), допускается только для микропредприятий.

5. Возможность использования сокращенного плана счетов с агрегированными счетами.

6. Приводятся основные постулаты учета основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов, дублирующие требования российских стандартов учета.

7. Приводятся рекомендованные формы ведомостей учета.

8. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности СМП должны исходить из того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении.

Данные рекомендации, по своей сути, являются выдержкой из основных законодательных актов по бухгалтерскому учету, и содержат основополагающие требования к учетной информации и отчетности для субъектов малого предпринимательства. На наш взгляд, документ не несет в себе инновационных методологий учета.

8. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций» [9] - разрабатывает дополнительные к основным положениям способы ведения «упрощенного» учета малых предприятий.

9. Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами (приказы о формировании учетной политики, должностные инструкции и пр.).

Таким образом, нормативное регулирование учета малых предприятий рекомендуется законодательными актами, предназначенными как для всех экономических субъектов, так и для малого предпринимательства в частности.

Малые предприятия для  ведения бухгалтерского учета  могут использовать следующие принципы.

1. Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя  из условий  хозяйствования и величины организации.

2. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить  количество синтетических счетов в применяемом им рабочем плане  счетов бухгалтерского учета, например, сократить информацию о:

а) производственных запасах – счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

б) затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), – счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»;

в) готовой продукции и товарах – счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты  с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты») [23,с.56].

3. В рабочем плане счетов можно предусмотреть счета:

а) для учета денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

б) для учета капитала – счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

в) для учета финансовых результатов – счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Информационным сообщением Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций» [9] предусмотрены следующие особенности «упрощенного» учета для субъектов малого предпринимательства.

1. Возможность принимать к учету МПЗ и основных средств по цене поставщика, а не по фактической себестоимости. При этом предлагается транспортно-заготовительные расходы учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности, например, на счете 20 «Основное производство».

2. Микропредприятие может включать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в состав расходов по обычным видам деятельности, а также управленческие расходы в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат. До появления на свет данного Информационного сообщения разрешалось списание только в момент фактического расходования.

3. Малым предприятиям разрешается не создавать резерв под обесценение стоимости МПЗ.

4. Малое предприятие может начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией (ранее - только ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы).

При этом данные положения являются рекомендованными, в то время, как малое предприятие вправе самостоятельно избирать способы ведения учета.

1.3. Особенности бухгалтерской отчетности малых предприятий

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность малого предприятия состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Особенности составления бухгалтерской отчетности малого предприятия регламентированы Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» [7]. Годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 №66н [6].

Рекомендованная форма бухгалтерского баланса малого предприятия представлена в таблице 1

Таблица 1 — Форма бухгалтерского баланса для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Приказом Минфина №66н

Наименование показателя

На 31 декабря 20__ г.

На 31 декабря 20__ г.

На 31 декабря 20__ г.

АКТИВ

Материальные внеоборотные активы

Нематериальные, финансовые и другие активы

Запасы

Денежные средства и денежные эквиваленты

Финансовые и другие оборотные активы

БАЛАНС

ПАССИВ

Капитал и резервы

Долгосрочные заемные средства

Другие долгосрочные обязательства

Краткосрочные заемные средства

Кредиторская задолженность

Другие краткосрочные обязательства

БАЛАНС

Форма отчета о финансовых результатах для малых предприятий представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Форма отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Приказом Минфина №66н

Наименование показателя

За 20__ г.

За 20__ г.

Выручка

Расходы по обычной деятельности

Проценты к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Налоги  на прибыль

Чистая прибыль

Таким образом, предлагаемые Минфином формы для малых предприятий отражают агрегированные бухгалтерские показатели без расшифровки по статьям. На наш взгляд, данная форма оправдана только для микропредприятий, поскольку малые предприятия, несмотря на их категорию, зачастую имеют большие обороты и широкую номенклатуру фактов хозяйственной жизни, требующих расшифровку для принятия управленческих решений пользователями отчетности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Таким образом, в Российской Федерации предусмотрен упрощенный метод ведения учета для микропредприятий и малых предприятий. «Упрощенный» учет заключается в формировании сокращенного плана счетов, применении упрощенных методов оценки активов и использовании отчетности с агрегированными показателями без разбивки по статьям. Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО «АВТОСТАНДАРТ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоСтандарт»

ООО «АвтоСтандарт» является коммерческой организацией, созданной с целью получения прибыли.

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСтандарт» учреждено решением собрания учредителей на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительного договора от 12 сентября 2009 года.

Общество является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли. Уставный капитал ООО «АвтоСтандарт» составляет 140 000 руб.

Целью деятельности общества является получение прибыли. Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятие осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Предприятие строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. Предприятие реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ.

Основным видом деятельности ООО «АвтоСтандарт» является оптовая и розничная торговля автомобильными запчастями в магазинах.

Общая (списочная) численность персонала составляет 10 человек.  Организационная структура ООО «АвтоСтандарт» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Организационная структура ООО «АвтоСтандарт»

Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках на территории России и за рубежом, от своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде, в арбитражном или третейском суде.

2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт»

Организация финансовой деятельности и учета возложена на бухгалтера. При ведении бухгалтерского учета главный бухгалтер руководствуется учетной политикой предприятия и законодательными актами. Главный бухгалтер  действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» [1] и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [5]. Он подчиняется директору организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Учетная политика ООО «АвтоСтандарт» - это основной локальный нормативный акт, регулирующий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Учётная политика ООО «АвтоСтандарт» содержит следующую информацию об организации ведения бухгалтерского учёта на предприятии.

Бухгалтерский учет ООО «АвтоСтандарт» ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности ПБУ 1/2008 в Российской Федерации и другим нормативным  (инструктивным) документам с учетом последующих изменений и дополнений в них.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

За организацию бухгалтерского учета несет ответственность главный бухгалтер. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой.

Учетной политикой ООО «АвтоСтандарт» установлено, что бухгалтерский учет в организации ведется автоматизированным способом с использованием программы 1С: Бухгалтерия 8.3. Учетные регистры в конце месяца выводятся на бумажный носитель и подписываются ответственными лицами. Формы первичных учетных документов применяются как унифицированные, так и разработанные самой организации. При этом выполняется требования наличия обязательных реквизитов. Формы первичных документов утверждены учетной политикой. Так же учетной политикой утвержден рабочий план счетов.

В ООО «АвтоСтандарт» применяются следующие формы первичных учетных документов.

1. Для учета рабочего времени и оплаты труда:

- табель учета рабочего времени Т-13 для учета времени, отработанного сотрудниками;

- расчетная ведомость форма Т-51 применяется для расчета заработной платы;

- записка-расчет о предоставлении отпуска работнику Т-60, записка-расчет при прекращении трудового договора Т-61 составляются инспектором по кадрам, предоставляются в бухгалтерию предприятия не позднее, чем за 4 дня до отпуска сотрудника, чтобы бухгалтер смог начислить и выдать сотруднику отпускные в соответствии с законодательством за 3 дня до отпуска, и в кратчайшие сроки после того, как стало известно об увольнении сотрудника.

В соответствии с Приказом Министерства культуры РФ №558 от 25.08.2010 кадровые документы и документы по оплате труда хранятся в течение 75 лет.

2. Для учета кассовых операций:

- журнал кассира-операциониста форма КМ-6;

- приходный кассовый ордер форма КО-1;

- расходный кассовый ордер форма КО-2;

- кассовая книга форма КО-4.

Вышеуказанные документы составляются старшими кассирами магазинов, представляются в бухгалтерию ежедневно в конце рабочего дня на бумажном носителе с приложениями.

3. Для учета расчетов с подотчетными лицами:

- заявление на выдачу денежных средств под отчет – самостоятельно разработанная форма в силу действия Указания Центрального Банка РФ №3210-У от 11.03.2015. Оформляется лицом, получающим денежные средства под отчет, предоставляется для отметки главному бухгалтеру о состоянии расчетов с подотчетным лицом, затем передается директору для согласования подотчетной суммы и срока, на который она выдается. Далее документ проследует к кассиру, являясь основанием для выдачи из кассы денежных средств. Заявление подшивается к расходному кассовому ордеру;

- авансовый отчет по форме АО-1. Составляется и передается в бухгалтерию подотчетным лицом для отчета по полученным суммам в течение 3 дней, указанных в заявлении на выдачу денежных средств. Главный бухгалтер проверяет правильность заполнения документа, приложенные подтверждающие документы и передает на утверждение генеральному директору.

4. Для оформления продаж выписываются товарные чеки, поскольку предприятие осуществляет розничные продажи.

5. Для учета результатов инвентаризации – все типовые формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Регламент заполнения инвентаризационных документов соответствует Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

6. Для учета основных средств – все типовые формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Документы по учету основных средств составляет главный бухгалтер. Самостоятельно утвержденной формой по учету основных средств является акт осмотра основных средств, требующих ремонта.

7. Для учета материалов:

- доверенность М-2 – выписывается главным бухгалтером, подписывается руководителем и передается лицу, ответственному за получение материалов у контрагента;

- приходный ордер М-4, акт о приеме материалов М-7, накладная на отпуск материалов на сторону М-15 и другие.

Все регистры бухгалтерского учета ООО «АвтоСтандарт» составляются в электронном виде в программе 1С Бухгалтерия с применением форм, загруженных в эту программу. К таковым относятся:

- оборотно-сальдовая ведомость – отражает остатки сумм по счетам синтетического и аналитического учета на начало и на конец запрашиваемого периода и суммы оборотов за период;

- шахматная ведомость – отражает обороты по счетам в корреспонденции с другими счетами между собой за определенный период;

- анализ счета – регистр, представляющий собой схему счета синтетического или аналитического учета;

- карточка счета представляет собой журнал регистрации хозяйственных операций по определенно заданному счету.

Право подписи финансовых документов предоставлено главному бухгалтеру и директору. Первичная документация хранится в течение пяти лет в архиве предприятия. После этого документы утилизируются.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Переоценка основных средств не производится.

В состав основных средств ООО «АвтоСтандарт» включается имущество при выполнении условий:

- объект предназначен для использования в срок, превышающий 12 месяцев;

- общество приобретает объект для использования в производственной деятельности и не предусматривает его дальнейшую продажу;

- стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Срок полезного использования основных средств определяется согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства №1 от 01.01.2002, а также на основании технической документации, заключений технической экспертизы.

Амортизация основных средств по всем группам начисляется линейным способом.

Имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списывается по мере их передачи в эксплуатацию.

Приобретение материально-производственных запасов отражается в учете на счете 10 «Материалы» без применения счетов 15, 16. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 10.

При выбытии материально-производственные запасы оцениваются по средней себестоимости.

В бухгалтерском учете производится начисление резерва по сомнительным долгам. Отчисления в резерв производятся ежеквартально. Резерв на оплату отпусков и прочие резервы не создаются.

Бухгалтерский учет организации осуществляется бухгалтерией организации. Бухгалтерский учет организован по централизованной форме.

Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений определяется внутренними правилами и должностными инструкциями организации.

Осуществляемый на предприятии учетный процесс включает в себя: документацию, документооборот, учетную регистрацию, формы учета и отчетность.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами в системе бухгалтерского учета организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Доходами от обычных видов деятельности организации являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Выручка от продаж принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности ООО «АвтоСтандарт», а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи».

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах ООО «АвтоСтандарт» по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета: 

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

Каждый субсчет имеет счета второго порядка, в соответствии с которыми ведется раздельный учет:

90-1-1 «Выручка на общей системе налогообложения»;

90-1-2 «Выручка, облагаемая ЕНВД».

Выручка от продажи отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". 

По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по субсчетам  90-2 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. 

Для отражения финансового результата от продаж используется субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», результат которого списывается в конце отчетного месяца на счет 99:

Д 90-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц 

Д 99 К 90-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 90 не имеет сальдо, но все субсчета имеют дебетовые или кредитовые остатки, величина которых накапливается. 

В конце отчетного года, после списания финансового результата за декабрь, внутри счета 90 закрывают все субсчета. При этом остатки по ним переносятся на субсчет 90-9:

Д 90-1 К 90-9 - списано сальдо субсчета «Выручка»;

Д 90-9 К 90-2, 90-3, 90-4 - списано сальдо субсчетов счета 90. 

В результате этих записей по состоянию на 1 января нового отчетного года субсчета счета 90 сальдо не имеют.

Прибыль ООО «АвтоСтандарт» формируется счет полученных доходов и расходов. Доходами  ООО «АвтоСтандарт» является выручка от обычной деятельности. Среди расходов ООО «АвтоСтандарт» выделяются себестоимость, коммерческие расходы и прочие расходы.

Управленческими расходами являются:

- административно-управленческие расходы;

- на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;

Прочими расходами  ООО «АвтоСтандарт» являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с покупкой (обновлением) основных средств и иных активов;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- прочие расходы.

Планом счетов бухгалтерского учета ООО «АвтоСтандарт»  для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», к которому должны быть открыты субсчета:

— 91-1 «Прочие доходы»;

— 91-2 «Прочие расходы»;

— 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами, на субсчете 91-2 учитываются прочие расходы.

Субсчет 91-9 предназначен для  выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» следует вести по каждому виду прочих  доходов и расходов, организовав его так, чтобы аналитический учет по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, обеспечивал возможность выявления финансового результата по каждой операции.

ООО «АвтоСтандарт» представляет бухгалтерскую отчетность в традиционной форме, без применения упрощенных форм, что вызвано производственной и управленческой необходимостью, особенностями взаимодействия с контрагентами.

Таким образом, в целом состояние учета в ООО «АвтоСтандарт» соответствует требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского и налогового учета нормативными указаниями. Несмотря на то, что ООО «АвтоСтандарт» относится к субъектам малого предпринимательства, предприятие не использует упрощенные методы ведения учета и не применяет сокращенные формы отчетности.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В ООО «АВТОСТАНДАРТ»

Бухгалтерский учет предприятий является информационным комплексом, представляющим данные о финансовом состоянии и экономических показателях деятельности хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях, на первый взгляд, является упрощенным. При этом следует понимать, что, несмотря на установленные критерии отнесения предприятий к малым, их деятельность бывает весьма обширной, а руководство не меньше других, крупных и средних предприятий, нуждается в полной, объемной и структурированной информации.

Бухгалтерский учет на предприятии является основным информационным источником о финансовом состоянии предприятия.

Наиболее полной базой экономических параметров для принятия правильных управленческих решений служит бухгалтерский учет. В связи с этим основным мероприятием для повышения уровня бухгалтерского учета на предприятии ООО «АвтоСтандарт» является пересмотр рабочего плана счетов и разработка новых субсчетов по учету доходов и затрат. Данная мера направлена на то, чтобы бухгалтерский учет в ООО «АвтоСтандарт» являлся не формальным способом соблюдения законодательства, а фактически служил опорой для аналитической работы и принятия верных, рациональных и эффективных управленческих решений.

На данный момент времени состояние учета доходов и расходов в ООО «АвтоСтандарт» такой роли не выполняет. Обусловлено это тем фактом, что все затраты предприятия учитываются сразу на счете 90 в составе себестоимости без предварительного разнесения на счета расходов предприятия. Несомненно, в целях контроля финансовых результатов от осуществляемых предприятием видов деятельности бухгалтерией ведется управленческий учет доходов и  расходов. И для того, чтобы не перегружать базу данных бухгалтерской программы, все затраты «сваливаются» на один счет, выводится финансовый результат, формируется отчетность.

Формально такой подход отвечает общий критериям бухгалтерского учета, финансовый результат определяется верно. При этом выявляется важнейший недостаток – бухгалтерский учет ООО «АвтоСтандарт» не позволяет определить финансовый результат по направлениям деятельности, хотя с учетом возможностей современных бухгалтерских программ при налаженном ведении учета такую операцию можно произвести за несколько секунд, практически моментально получив информации о сумме полученной прибыли, например, от оказания аудиторских услуг в мае 2015 года.

Разработанная нами система субсчетов синтетического учета позволит отказаться от ненужного деления управленческого и бухгалтерского учета. Предприятию не нужно более вести учет «в отдельной тетради». Всю работу по определению финансовых результатов сделает программа 1С: Бухгалтерия, в которую нужно будет внести новую систему рабочего плана счетов.

Основная идея нового рабочего плана счетов заключается во внедрении субсчетов, отражающих доходы и финансовый результат по направлениям деятельности ООО «АвтоСтандарт» и расходы по видам произведенных затрат, соблюдая концепцию прямых и косвенных расходов.

ООО «АвтоСтандарт» является торговой компанией. В объем видов деятельности ООО «АвтоСтандарт» входят:

- торговля запасными частями;

- торговля автомобильными маслами;

- торговля автомобильными аксессуарами;

- торговля сопутствующими товарами (печатная продукция, напитки и т.д.).

ООО «АвтоСтандарт» несет объемный перечень затрат, в число которых входит оплата труда, налоги, транспортные и другие расходы.

Рекомендуется ведение учета затрат ООО «АвтоСтандарт» с применением следующих счетов

Счет 44 «Расходы на продажу» - счет, предназначенный для учета затрат на осуществление основополагающей деятельности предприятия. Иными словами, на счете Счет 44 «Расходы на продажу» предлагается учитывать прямые затраты, непосредственно формирующие себестоимость продаж.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» - счет, предназначенный для учета затрат, не связанных непосредственно с торговлей. Иными словами, на счете 26 «Общехозяйственные расходы» предлагается учитывать косвенные затраты, т.е. затраты связанные с общим управлением деятельностью предприятия.

Счет 91.2 «Прочие расходы» - счет, предназначенные для учета прочих затрат, не относящихся к вышеперечисленным видам расходов. Критерии отнесения расходов к данному счету должны полностью соответствовать Плану счетов, разработанному Минфином.

Концепция совершенствования рабочего плана счетов ООО «АвтоСтандарт»  включает в себя внедрение системы субсчетов, объемно охватывающих виды производимых предприятием затрат. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных счетов в разрезе субсчетов.

К счету 44 «Расходы на продажу» рекомендуется открывать следующие субсчета, соответствующие деятельности изучаемого предприятия.

44.1 «Себестоимость товаров» - включает затраты на приобретение товаров для перепродажи.

44.2 «Заработная плата основного персонала» - включает затраты по оплате труда и вознаграждениям  в пользу работников, занимающихся основной деятельностью (продавцы-консультанты, грузчики, сотрудники склада и т.д.). Это заработная плата сотрудников, непосредственно оказывающих торговые услуги покупателям.

44.3 «Взносы во внебюджетные фонды с заработной платы основного персонала» - взносы на обязательное социальное страхование сотрудников, заработная плата которых отражается на счете 44.2 «Заработная плата основного персонала».

44.4 «Расходы на содержание транспорта» - включает затраты по содержанию транспорта, задействованного в основной деятельности. К таким затратам относятся расходы на ГСМ, ремонт, техническое обслуживание, содержание, запасные части (за исключением амортизации) служебных автомобилей, привлекаемых основными сотрудниками для исполнения обязанностей. Также возможно отнесение к данному виду затрат заработной платы водителей и взносы во внебюджетные фонды.

44.5 «Информационные и консультационные услуги» - включает затраты на получение услуг от сторонних организаций, агентские вознаграждения по поиску клиентов и прочие подобные услуги, потребляемые организацией для осуществления основной деятельности.

44.6 «Амортизация основных средств» - затраты по начислению амортизационных платежей основных средств, задействованных для оказания основной деятельности организации (витрины, автотранспорт и др.).

44.7 «Прочие расходы основной деятельности» - прочие расходы, не попавшие в вышеперечисленные группы, но имеющие отношение к основной деятельности ООО «АвтоСтандарт».

Аналитический учет по счету 44 ведется по видам деятельности.

К счету 26 «Общехозяйственные расходы» рекомендуется открывать следующие субсчета.

26.1 «Заработная плата АУП и прочего персонала» - содержит информацию по начислению оплаты труда и вознаграждений в пользу сотрудников, занятых руководством и общим обеспечением деятельности организации (секретариат, уборщики, курьеры, менеджеры и т.д.).

26.2 «Взносы во внебюджетные фонды с заработной платы АУП и прочего персонала» - взносы на обязательное социальное страхование лиц, заработная плата которых числится на счете 26.1

26.3 «Расходы на содержание и аренду помещений» - предназначен для учета затрат по содержанию офисных помещений (арендные, коммунальные платежи).

26.4 «Амортизация основных средств» - счет для учета амортизации основных средств, занятых в общей деятельности.

26.5 «Расходы на рекламу» - для учета затрат на услуги рекламных агентств, проведение рекламных кампаний, рекламу в СМИ и т.д.

26.6 «Командировочные расходы» - предназначен для учета затрат на проживание, проезд командированных работников, представительские расходы в деловых поездках.

26.7 «Социальное обеспечение сотрудников» - предназначен для учета затрат по обеспечению сотрудников льготным питанием, по оплате услуг оздоровительных центров, затраты на корпоративные мероприятия.

26.8 «Прочие общехозяйственные расходы» - предназначен для учета затрат, не подходящих под критерии вышеперечисленных счетов.

К субсчету 91.2 «Прочие расходы» предлагается открыть следующие субсчета второго порядка.

91.2.1 «Налоговые санкции» - штрафы, пени за нарушение налогового законодательства, сформированные на основании решений налоговых органов.

91.2.2 «Проценты по кредитам и займам» - проценты, уплаченные за пользование заемными средствами.

91.2.3 «Списание основных средств» - предназначен для учета операций по выбытию основных средств.

91.2.4 «Услуги банков» - затраты на расчетно-кассовое обслуживание, комиссии за безналичные переводы.

91.2.5 «Штрафные санкции» - проценты, пени, неустойки, штрафы за нарушение организацией условий договоров с контаргентами.

91.2.6 «Дебиторская задолженность с истекшим сроком давности» - для списания просроченной дебиторской задолженности.

91.2.7 «Прочие расходы» - расходы, не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Следует обратить внимание на тот факт, что предприятие может устанавливать дополнительные субсчета, исходя из критериев существенности. Например, если определенный вид затрат достигнет порогового значения в 5% от суммы общих затрат, предлагается вынести его отдельным субсчетом, поскольку он может иметь критическое значение для принятия управленческих решений.

Все доходы предприятия учитываются на счете 90.1 «Выручка от реализации». Для целей совершенствования рабочего плана счетов предлагается внедрение системы субсчетов по направлениям деятельности ООО «АвтоСтандарт».

Счет 90.1.1 «Выручка – запчасти»;

Счет 90.1.2 «Выручка – автомасла»;

Счет 90.1.3 «Выручка – аксессуары;

Счет 90.1.4 «Выручка — прочие товары».

Аналогичным образом предлагается построение счета 90.2 «Себестоимость продаж»:

- 90.2.1 «Себестоимость запчастей»;

- 90.2.2 «Себестоимость автомасел»;

- 90.2.3 «Себестоимость аксессуаров»;

- 90.2.4 «Себестоимость прочих товаров»;

- 90.2.5 «Себестоимость общехозяйственных расходов».

Таким же образом ведется учет на счете 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Для учета прочих доходов предназначен счет 91.1 «Прочие доходы». Предлагается введение следующих субсчетов:

Счет 91.1.1 «Доходы от аренды» - для учета доходов от сдачи в аренду свободных активов.

Счет 91.1.2 «Проценты по финансовым вложениям» - дивиденды, проценты, полученные от инвестирования свободных средств в другие организации.

Счет 91.1.3 «Списание основных средств» - доходы, полученные после выбытия основных средств.

Счет 91.1.4 «Проценты по депозитам» - проценты, полученные по вкладам в банках.

Счет 91.1.5 «Штрафные санкции» - проценты, пени, неустойки, штрафы, полученные от контрагентов за нарушение условий договоров.

Счет 91.1.6 «Кредиторская задолженность с истекшим сроком давности» - для списания просроченной кредиторской задолженности.

Счет 91.1.7 «Прочие доходы» - доходы, не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Для учета финансовых результатов предусмотрен счет 99 «Прибыль и убытки». К нему также рекомендуется открытие субсчетов.

Счет 99.1 «Финансовый результат от продажи автозапчастей».

Счет 99.2 «Финансовый результат от продажи автомасел».

Счет 99.3 «Финансовый результат от продажи аксессуаров».

Счет 99.4 «Финансовый результат от продажи прочих товаров».

Счет 99.5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На первый взгляд, такая система может показаться сложной для запоминания, громоздкой. Но это лишь внешняя оболочка учета хозяйственных процессов. Поскольку учет полностью автоматизирован, бухгалтеру необходимо будет только проводить правильную разноску расходов и доходов по счетам учета. Учетная программа должна быть настроена таким образом, чтобы бухгалтер видел как наименование счета, так и его расшифровку. Правильно заполненная первичная документация позволит формировать подробные бухгалтерские регистры и отчеты по доходам, затратам и финансовым результатам конкретных видов деятельности.

Кроме того, считаем важным подчеркнуть постановку вопроса целесообразности применения двух систем налогообложения и ведения раздельного учета в ООО «АвтоСтандарт». Существующая система учета, на наш взгляд, осложнена применением двух видов систем налогообложения.

Целесообразнее отказаться от применения ЕНВД и рассмотреть прочие способы уменьшения налоговых платежей по налогу на прибыль, взносам, НДС. Единая система налогообложения минимизирует возможные риски искажения отчетности.

На наш взгляд, существующая система «упрощенного» ведения учета для предприятий малого бизнеса необходима лишь микропредприятиям с ограниченным кругом видов деятельности, небольшими объемами учета.

ООО «АвтоСтандарт», хоть и подходит под критерии малого предпринимательства, является предприятием с довольно большими объемами деятельности и выручки. Менеджмент изучаемого предприятия нуждается в учетной информации, на основе которой можно выстраивать стратегию деятельности компании. Поэтому созданная нами система плана счетов балансирует между возможностью упрощенных методик учета и необходимостью получения развернутой экономической информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бухгалтерский учет обязателен к ведению на территории Российской Федерации, в том числе и субъектами малого предпринимательства. Особенность малых предприятий заключается в возможности ведения учета и составления отчетности по упрощенным формам.

На примере ООО «АвтоСтандарт» проведено исследование, подтверждающее, что упрощенная организация учета не всегда логически и экономически оправдана даже на предприятии, попадающем под описание малого.

Основным критерием отнесения предприятия к малому является объем полученной выручки (800 млн.руб.) и среднесписочная численность – не более 100 чел. в год в течение двух лет подряд.

Малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ, куда входят Федеральный закон №402-ФЗ, Положение №34н, Приказ 66н, Приказ Минфина о плане счетов, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другие.

При этом для малых предприятий разработаны типовые рекомендации по ведению учета в упрощенной форме. Данные  рекомендации созданы на основе советского плана счетов, т.е. не являются актуальными, и большинством предприятий не применяются. Однако документ в общей форме предлагает к применению основные принципы «упрощенного» учета и разработал регистры учета (ведомости) для малых предприятий.

Ведение учета на малом предприятии  должно соответствовать общеустановленным принципам (полнота, непрерывность, достоверность и другие).

Упрощенное ведение учета заключается в:

- использовании ограниченного числа бухгалтерских счетов;

- формировании отчетности с агрегированными показателями без подробной расшифровки по статьям;

- упрощенных методах первоначальной оценки основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запаса и учета амортизационных начислений.

При этом первичные учетные документы должны оформляться в соответствии с требованиями действующего законодательства с использованием унифицированных или самостоятельно разработанных форм, имеющих обязательные реквизиты, утвержденные Федеральным законом №402-ФЗ.

Исследование проведено на примере ООО «АвтоСтандарт», являющегося малым предприятием.

Учет в ООО «АвтоСтандарт» ведется в традиционной форме с применением программы 1С: Бухгалтерия. План счетов предприятия сокращенный.

Затраты на осуществление торговой деятельности собираются на счете 44 «Расходы на продажу», а в конце месяца списываются на счет 90 «Продажи». Для учета прочих доходов и расходов используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». Счет для формирования текущего финансового результата – 99 «Прибыли и убытки».

Для оформления первичных учетных документов используются унифицированные бланки.

Амортизация основных средств рассчитывается линейным методом в обычном порядке.

Отчетность составляется по традиционной форме с расшифровкой по статьям. Это сделано для обеспечения информационной функции отчетной информации.

Состояние учета в ООО «АвтоСтандарт» оценивается положительно, полностью соответствует законодательству и обуславливает информационную составляющую для целей управления предприятием.

Для целей совершенствования системы учета разработаны рекомендации по внесению изменений в структуру плана счетов, добавлению субсчетов к счетам 44, 90, 91 по видам деятельности и расходов, внедрению счет 26 «Общехозяйственные расходы» и субсчетов к нему.

Таким образом, цели и задачи исследования решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016).
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016).
  3. Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  5. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).
  6. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023).
  7. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  8. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  9. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций».
  10. «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета» (одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол N 7).
  11. Абрамова А.А. Управление малым бизнесом: Учебное пособие / А.А. Абрамова, Г.И. Болкина, А.Д. Буриков и др.; Под общ. ред. В.Д. Свирчевского - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
  12. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет/ Ю.А. Бабаев; под ред. Ю.А. Бабаева - М.: Т.К Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 392 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35984. Этапы развития PR в США 44.5 KB
  Общепринято выделять два основных этапа развития PR в США до конца 19 века и 20 век. Начало 17 века 10е годы 19 века. 10е годы 19 века конец 19 века. Начало 20 века середина 40х годов 20 века.
35985. Абстрактный экспрессионизм 44.38 KB
  Портрет и мечта Portrit nd Drem 1953 Пасха и тотем Ester nd the Totem 1953 Серость океана Ocen Greyness 1953 Глубина The Deep Марк Ротко Эмиграция в США Глава семейства Ротковичей опасаясь того что детей заберут на службу в царскую армию решил эмигрировать в США следуя примеру многочисленных еврейских семей бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича которые обосновались в Портленде штат Орегон и занялись производством одежды. Раннее творчество...
35987. Гидросфера: строение, физические свойства и химический состав. Мировой океан. Пресные воды 44 KB
  Пресные воды Гидросфера прерывистая водная оболочка Земли располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой и представляющая собой совокупность вод Мирового океана и поверхностных вод суши. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане значительно меньше в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере в виде облаков и водяного пара.
35988. Понятия биогеоценоза и ландшафта. Биогеохимический круговорот веществ и энергии 44 KB
  Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеоценозы природные образования с четкими границами состоящие из совокупности живых существ биоценозов занимающих определенное место. Экосистема представляет собой систему которая обеспечивает круговорот любого ранга а биогеоценоз это экосистема в конкретных условиях ландшафта с учетом свойств почвы рельефа составляющих ее компонентов. Совокупности однотипных БГЦ образуют ландшафты Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеохимический круговорот веществ это повторяющиеся...
35990. Международный договор: понятие, признаки. классификация международных договоров. форма международного договора: язык, структура, наименование 44 KB
  форма международного договора: язык структура наименование. Признаки: явно выраженное волеизъявление сторон; исполнение договора обеспечивается санкциями; подпадает под регулирующее действие международного права; юридически обязателен только для его участников. Форма договора: письменная устная. Структура договора: это его составные части: название договора преамбула основная и заключительная части подписи сторон.
35991. Основные направления и методы снижения экологического риска от загрязнения окружающей среды 43.5 KB
  Различают следующие методы анализа риска Вероятностно-статистические методы анализа риска предполагают как оценку вероятности возникновения аварии так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. Кроме того применение упрощенных расчетных схем снижает достоверность получаемых оценок риска для тяжелых аварий.