100864

Понятие и виды правовой культуры

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Становление и развитие правовой культуры Казахстана. Основы становления и развития правовой культуры Казахстана. Признаки правовой культуры в Республике Казахстан. Характеристика правовой культуры. Понятие правовой культуры.

Русский

2018-04-30

278.5 KB

0 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1    Становление и развитие правовой культуры Казахстана………………..…6

1.1 Основы становления и развития правовой культуры Казахстана………....6

1.2 Признаки правовой культуры в Республике Казахстан……………………

2    Характеристика правовой культуры………………………………………..11

2.1 Понятие правовой культуры………………………………………………...11

2.2 Виды и формы правовой культуры…………………………………………17

3Пути формирования правовой культуры как важнейшего фактора формирования правового государства в Республике Казахстан….…..……...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литература……………………………………………29

Приложение А Структура и виды правовой культуры………..………………31

Введение

Актуальность темы.

В современном динамично развивающемся обществе значение культурных факторов постоянно возрастает, определяя развитие экономики, политики и социальной сферы. Особенно важную роль приобретает правовая культура, совмещающая в себе право и элементы национальной культуры.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности являются конституционной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РК). Законопослушным, честным гражданином может быть человек, у которого сформировалось нормальное правовое сознание, высокий уровень правовой культуры. Он не только знает право, он верит в него, служит ему, утверждает право своей повседневной жизнью и работой, а не ищет схем, чтобы соблюдалась лишь видимость закона. Нравственное, духовное изменение самого себя является главным залогом и основанием для преобразования жизни общества, народа, страны.

Главой государства Н. Назарбаевым вопросам формирования правовой культуры уделяется постоянное внимание, что является подтверждением важности этой проблемы.

Тема настоящей курсовой работы «Понятие и виды правовой культуры»несомненно актуальна на сегодняшний день, и наверняка будет актуальна и в будущем.

В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры,  существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.

Правовая культура совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и образования [20, с.55].

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом, не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

В этой связи в формировании правовой культуры общества важнейшая роль принадлежит правоведам. Они непосредственно связаны с ключевыми звеньями общественной системы, прежде всего, с ветвями государственной власти и сферой собственности, а также потому, что состояние действующего казахстанского законодательства в решающей степени зависит от творческой активности юристов – практиков и юристов теоретиков.

Определений правовой культуры весьма немного. Наиболее известно определение правовой культуры, предложенное А.И. Киреевым и С.Н. Сергеевым. «Под правовой культурой, пишут они, предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, политики и их отражения в сознании, мышлении и поведении людей и народа». Весьма содержательно и определение, приводимое в «Социологическом словаре»: «Правовая культура один из видов культуры, характеризующий состояние разработки и применение правовой теории, исполнения законодательных и нормативных актов. Предпосылкой правовой культуры явилось становление системы прав и обязанностей человека, которая находится в прямой зависимости от экономических и политических условий жизни общества, определяется его социальной структурой и уровнем общей культуры»[18, c.153].

Уровень правовой культуры Казахстана определяется уровнем правосознания, степенью его прогрессивности, масштабом и глубиной юридического образования в стране, профессиональной подготовкой юристов, степенью развития правовых, политических наук, правового, политического мышления. Отсюда те требования, которые предъявляются сегодня к реформируемым политическим, правовым отношениям Казахстана. 

Проблему правовой культуры, считаю одной из основополагающих во всей системе юридических знаний, она касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.

Считаю, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для его каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политико-правового регулирования. Формирование правовой культуры очень тесно связано с формированием общей культуры человека, причем как на уровне общества, так и на уровне индивида, личности. «Ведь если в обществе правовая культура  на достаточно  высоком уровне – это означает, что  люди могут защищать свои права, могут обращаться в суд. Когда существует верховенство закона, тогда развитие общества получает дополнительный стимул, импульс для решения многих проблем, которые возникают в таких сферах, как социальная, экономическая и других» [8, c.15].

Все изложенное обусловливает необходимость теоретической разработки вопросов правовой культуры как элемента общей культуры общества, социокультурного явления.

Степень теоретической разработанности

Прямое отношение к нашей теме имеют многочисленные исследования по проблемам правовой культуры как юридического, так и философского характера – статьи и монографии. Среди них можно назвать монографические работы исследователей: В.С. Нерсесянца, О.В. Мартышина, Г.Ф. Шершеневич, Н.И. Матузова и других авторов. В этих работах речь идет о формировании правовой культуры, преодолении правового нигилизма, развитии правового государства, связи права и справедливости. Особыйинтерес представляют работы казахстанских авторов: Р.Н. Абдыкалыкова,З.К. Аюпова,А.У.М.Т. Баймаханова,Бейсеновой, Д.А. Булгакова, А.С.Ибраева, Е.К. Кубеева, Т.К. Кадыра,Г.С, Сапаргалиеваи др. Правовая культура рассматривается в работах этих авторов в связи с проблемами правового менталитета и правосознания.

Необходимость и актуальность подробного изучения вопросов теории государства и права будущими правоведами обусловлено указанными задачами.

Объектисследования составляет правовая культура современного казахстанского общества.

Предметомисследования выступает взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и общества, выражающиеся в их обоюдном воздействии.

Цель курсовой работы состоит в определении влияния правовой культуры на развитие общества и защиту прав и свобод граждан.

Исходя из цели определено решениеследующих задач.

  • дать характеристику правовой культуры, её элементов и функций;
  • изучить виды и формы правовой культуры;
  • определить особенности правовой культуры как важнейшего фактора формирования правового государства в Республике Казахстан.

Методологическая основа.

При выполнении курсовой работы были использованы специальные методы правовых исследований: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Нормативную основу курсовой работы составляют Конституция Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан, нормативно-правовые акты, касательно темы работы.

Практическая значимость.

Выводы, сделанные в курсовой работе, могут использоваться в процессе преподавательской деятельности, при чтении курсов теории права и государства, правового воспитания, при разработке спецкурсов, посвященных правовой культуре общества.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка литературы.

1 Становление и развитие правовой культуры Казахстана

1.1 Основы становления и развития правовой культуры Казахстана

Правовая культура – не только элемент правовой жизни, но и показатель, критерий ее качественного  состояния.  Именно поэтому  через  правовую культуру  можно  анализировать  качественное  состояние  правовой  жизни общества.

Правовая культура носит конкретно исторический характер. Необходимо рассматривать в отдельности правовую культуру общества каждого исторического периода, каждого государства. При этом можно выделить общий признак, который используется для характеристики правовой культуры любого общества. Таким критерием видится уровень и объем свободы человека, проявляющийся в его правовом статусе, в его правах и свободах, которые обеспечиваются государственно-правовой системой.

В правовой культуре можно выделить общечеловеческое и национальное содержание. Мировая правовая культура с момента своего зарождения и по сегодняшний день знала и знает тысячи конкретных разновидностей и форм. Перед теорией права и государства и философией права стоит задача упорядочить и систематизировать, классифицировать и типологизировать все многообразие правовых культур во временном, историческом и социокультурном масштабах. Для решения этой задачи представляется более приемлемым цивилизационный подход.

Основываясь на данном подходе, можно говорить о правовой культуре разных обществ, народов и государств. Правовая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе противоречивого переплетения различных ценностных ориентации и способов политико-правового участия граждан, а также национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека и иных обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Сами юридические феномены в национальной правовой системе предстают как культурные ценности в этой мере, в какой они признаются правосознанием, национальным менталитетом. Именно разная степень нравственной и культурно-исторической зрелости этнической и правовой менталитетности у разных народов, состояние прав и свобод личности, характер взаимосвязи государства и гражданского общества определяет возможности правовой легитимации ценностей юридического мира данной страны.

Поскольку у каждого этноса свой, сугубо неповторимый этнический правовой менталитет, то содержание юридической культуры данного народа будет иметь уникальные особенности.

Современная правовая культура несет в себе печать исторического прошлого, поэтому изучение правовой культуры невозможно без обращения к ее истокам.

Правовая культура казахского традиционного общества представляет собой развитую систему правовых ценностей, в своем роде уникальный механизм, просуществовавший в течении тысячелетий, в плоть до начала XX века. В систему правовой культуры входят не только нормы обычного права, но и нормативные правовые акты – ереже, издаваемые ханами, еще со времен прототюркских народов. Ереже как источник права требует самостоятельного изучения, поэтому ограничимся обращением к обычному праву, которое является показателем правовой культуры казахского народа. Особенностью обычного права казахов является то, что к его сущности не относится физическое принуждение, оно является крайним, болезненным средством обеспечения. В естественном же виде сила обычного права состоит в авторитетном влиянии его волевого императива.

Социально-психологическое действие обычного права основано на осознании необходимости определенного поведения, обусловленного общественными и частными потребностями и условиями жизни членов социума. К примеру, таким средством обеспечения нарушенного права являлась барымта, то есть правомерное присвоение скота виновного [3, c.39].

Естественно, потенциал психологического принуждения обычного права не является неисчерпаемым. В связи с этим субъекты могут использовать определенные правовые средства. Суть данных средств заключается в самозащите субъекта посредством принуждения нарушителя к устранению правового дисбаланса. Правовая культура казахов проявлялась в правовой свободе и, прежде всего, в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в незакабаленности деспотическими устоями, относительной свободе и равенстве женщин, в свободолюбивом образе жизни, в развитом устном народном творчестве, во всей духовной культуре народа. А.И.Левшин признает, что «все соседи киргиз-казахов управляются или монархическими или деспотическим правлением, все родственные им народы живут в рабстве, достойном сожаления, а они (казахи) почти во всем не знают подчиненности, у них не существует даже не имя подданного, ни имя владельца. Явление очень любопытное для политиков!» [9, c.27].

Кроме того, исключительной особенность казахского народа являлось то обстоятельство, что используя устную речь, через языковые образы, при помощи языковых средств – пословиц и поговорок - определялась картина мира, формируя при этом определенный тип мировосприятия, который опосредовался в национальном сознании, утверждался в нем, становясь уже затем культурно правовой традицией, формирующей правовые ориентации казахского народа.

В казахском обществе память о любом важном событии сохранялась в виде предания. Сказанное особенно казалось судебных решений. В этой связи Т.М.Культелеев справедливо отмечал, что решения «биев до второй половины XIX века почти ни где не оформлялись письменно. Однако это не мешало биям ссылаться при решении дел на приговоры наиболее влиятельных биев».

Известный казахский писатель С.Сейфуллин решения суда биев назвал «биледш сездері» и предложил рассматривать в качестве особого фольклорного жанра. Б.Адамбаев называл их «шешенді дау (сөз)» (речь по поводу спора), означавшее одну из важнейших сфер ораторского искусства [12, с.19-21].

Казахская культура накопила великие ценности и задача нынешних поколений сохранить и приумножить их.

Таким образом, формирование правовой культуры это длительный процесс. Нельзя за короткий период времени, путем реализации какого-то проекта, сформировать какую-либо культуру. В Казахстане правовая культура имеет глубокие исторические корни. Ведь на самом деле, как свидетельствует наша история, в Степи существовала своя правовая культура. Один из примеров - это свод законов Казахского ханства «Жеті Жаргы», что позволяет нам говорить о зрелости правовой культуры в нашем обществе.

После распада Советского Союза вопросы государственного строительства и управления пришлось во многом решать заново. Прежде всего, это коснулось обеспечения законодательно-правовой базы функционирования нового независимого государства, последовательного поддержания социально-политической стабильности

1.2 Признаки правовой культуры в Республике Казахстан

Республика Казахстан за годы независимости прошла значительный путь становления как независимое, демократическое и правовое государство. Построение правового государства помимо правовых реформ, проводимых в республике, требует формирования полноценного гражданского общества, одним из характерных признаков которого является высокий уровень правового сознания и правовой культуры населения. 

 В правовом государстве можно выделить следующие основные признаки:

Первым из них является господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. [4, с. 447]

Закон – это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим  правовым принципам равенства и  справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то самодовлеющей волей в формулировании законов, оно призвано выражать в законах  объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать «юридического насилия» над ними, выражаемого  в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где  законодатель понимает принципы 

6 ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в  основе  которых лежат свобода и равенство  его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения – важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.

Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц  и  граждан – второй важнейший правовой и морально-политический признак, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своевластия, вседозволенности.

Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий признак правового государства. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.

Взаимная ответственность государства и личности – четвертый признак правового государства. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях.

Посредством закона оно должно брать на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического характера), обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными  организациями, с другимигосударствами и всем международным сообществом. Государство определяет правовые  меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые  от имени государства.

«Правление  закона» означает, что государство, его органы признают  приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его предписания ни при каких условиях и несут ответственность за нарушение таких предписаний. 

Правовое государство должно выработать не только систему правовых граничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

Процесс формирования взаимной ответственности государства  и личности имеет  не только юридические аспекты.

В его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление  доверия человека к государству, социальной системе в целом.

Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это –  пятый признак.

Таким образом, правовое государство – государство, вся деятельность, которой подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Основными признаками правового государства являются: верховенство и господство права, принцип разделения властей, приоритет прав и свобод личности, социальная защищенность, социальная справедливость и т.д. 

В пропаганде правовых знаний и формировании у населения уважительного отношения к закону велика роль средств массовой информации. Поэтому, взаимодействие со СМИ, их поддержка остаются одной из ключевых задач на городских, районных уровнях. Общеизвестно, что у городского населения более благоприятные условия, чем у жителей сельских регионов. В этой связи необходимо как можно чаще встречаться с жителями отдаленных глубинок, при этом широко используя возможности средств массовой информации. 

Значительная отдаленность сел друг от друга, труднодоступность некоторых населенных пунктов, несвоевременная доставка, а также отсутствие во многих сельских населенных пунктах периодических печатных изданий, радио и телевидения, нехватка квалифицированных специалистов требует комплексного подхода для обеспечения села правовой юридической информацией и услугами, совершенствования правовой помощи, оказываемой сельскому населению. 

Оптимальный процесс развития правового сознания и правовой культуры граждан является одним из наиболее социально значимых аспектов в жизни общества и государства, поскольку способствует упрочению гражданского согласия и правового порядка в обществе и его дальнейшей консолидации, обеспечивая полноценное восприятие ценностей права и закона всеми членами гражданского общества. 

Для успешного создания такого общества необходимо, прежде всего, развивать индивидуальное правосознание и понимание нормативно-регулятивной роли права, а также предоставлять гражданам страны реальную возможность самым непосредственным образом участвовать в принятии и реализации решений, затрагивающих их права и свободы. 

В обеспечении организованности и дисциплины большая роль принадлежит упрочению правовой основы государства: совершенствованию законодательства, укреплению законности, правопорядка, развитию и обеспечению прав и свобод человека, достижению высокого уровня правовой культуры личности.

Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма во многом зависят от уровня правосознания людей, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому стратегия правительства на дальнейшее упрочение правовой основы государственной и общественной жизни требует необходимость совершенствования в новой форме и содержания правового воспитания в республике

Повышение уровня правовой образованности и культуры населения, преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества.

По мнению ученых, правовая культура может проявляться в четырех основных состояниях: идеолого-психологическом; нормативном, фиксируемом совокупностью норм права; поведенческом, указывающем на характер правовых действий; объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

Исследование этих состояний правовой культуры необходимо вести в оценочном контексте, с позиций различных субъектов. Также важным является степень проявления правовой активности у различных слоев населения в различных ситуациях [5] .

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения правового нигилизма является низкая культура как общая, так и правовая. Следствие этого отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства.

Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Республики Казахстан. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития.

2.  Характеристика правовой культуры

2.1 Понятие правовой культуры

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям.

По мнению А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере [16,c.115-120].

Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но, как видно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление.

Важно отметить, что правовая культура:

1. включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2. отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;

3. является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;

4. составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5. во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6. служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность, как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми, прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы -  суть нормы культуры, но не все нормы культуры - суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть стать правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли основаться лишь личностные (не общественные!) связи.

Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество, безотносительно, к каким бы то ни было, их личностным особенностям, норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры в право не включается. Право, следовательно, часть культуры, ее сторона, «момент».

Чем выше уровень правовой культуры и правосознания, тем совершеннее процесс принятия нормативно-правовых актов и правоприменения. Следует отметить тот факт, что это влияние взаимообразно. В наибольшей степени это относится к профессиональному уровню правовой культуры.

Профессионально-правовая культура  должна проявляться в глубоком, объемном знании законов и подзаконных актов, а также источников права, в правильном понимании принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности.

Как замечает профессор В.В.Лазарев, обладать высоким уровнем профессиональной культуры – значит, быть мастером своего дела в сфере правопорядка. С другой стороны, правовой нигилизм (антипод правовой культуры)  представителей власти, обход закона, злоупотребление правом, пренебрежение правами человека пагубно сказывается на уровне культуры в целом, что в свою очередь ведет к деградации государства и нации.

В добавлении необходимо отметить, что перед Казахстаном, да и перед Кыргызстаном стоят глобальные задачи в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности. В области правотворчества – это формирование практически новой нормативно-правовой системы, которая бы отражала происходящие в обществе фундаментальные изменения: переход от государственной экономики к экономике рыночной, где значительную роль играет частная собственность и частнопредпринимательская деятельность; создание достойного уровня благосостояния людей; формирование правового государства.

В области правоприменения на первое место выходит правосудие.  «Правосудие, отмечает С.С.Алексеев,  это не механическое претворение в жизнь писанных юридических предписаний  (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право жизни» [20].

Сказанное означает, что суды  при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, а также ориентироваться на правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде, в принципах права и правового сознания.

Мы видим, что такие глобальные задачи в области правотворчества и правоприменения невозможно будет решить без постоянного и неуклонного повышения уровня правовой культуры как самого законодателя и правоприменителя, так и общества в целом; без должного правового воспитания будущего поколения, в особенности, будущих юристов – профессионалов.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества.

  • Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей;
  • Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы (Рис.1)

Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Рисунок 1 – Значение правовой культуры

В целях повышения правовой культуры и правосознания населения в Республике Казахстан должна вестись работа по реализации программы правового всеобуча. Население должно овладевать правовыми знаниями в системе непрерывного образования. Государственные служащие, должностные лица обязаны проходить правовую аттестацию.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности. Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, и своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, и демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, и активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники.

Важны и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социально зло.

В настоящее время для казахстанского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции Республики Казахстан, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. При низком уровне правовой культуры граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.

Таким образом, реальный уровень правосознания, правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения.

Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуальна сегодня в Казахстане. И от того, как она будет решаться, во многом зависит, станет ли Казахстан действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции РК, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

2.2 Виды (формы) правовой культуры

Правовая культура это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Высокий уровень правовой культуры характерен для правового государства и гражданского общества.

Наличие юридических знаний у личности показывает её уровень развитости. Помимо того, субъективная правовая культура нередко является индикатором гражданского общества, в котором люди не только осознают факт существования своих прав, но ещё и борются за них. В теории правоохранительной деятельности личностное исполнение и знание своих полномочий – это залог режимов законности и правопорядка. Отсюда можно выделить ряд факторов, которые обуславливают правовую культуру каждого человека в отдельности, а именно: фактическое наличие знаний юридического характера.

Умение преобразовать указанные знания в субъективные меры оценки или же убеждения. Готовность и желание действовать для реализации своих убеждений и отстаивания их правильности.

Рисунок 2Виды правовой культуры

На сегодняшний день правовая культура состоит из следующих структурных элементов, а именно: правосознания и юридической активности граждан; юридической практики. Элементы являются ключевыми в структуре правовой культуры, потому что на их основе можно анализировать её фактическое состояние.

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

  • Правовую культуру общества;
  • Правовую культуру личности;
  • Правовую культуру профессиональной группы.

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовую культуру личности составляют:

  • правосознание и правовое мышление;
  • правомерное поведение;
  • результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

  • степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;
  • специфики профессиональной деятельности;
  • индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Правовая культура личности предполагает:

наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез) [11,c.119].

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Профессиональная правовая культура – одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональной правовой культуре высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста.

С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.

Юрист личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений.

Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру юриста входит знание государственного языка, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность.

Правовая культура подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества в целом. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура личности подразумевает уважительное отношение к праву, достаточный уровень правовой информированности. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется:

1) определенным уровнем знания юридических норм;

2) позитивным правосознанием, т.е. уважением права;

3) поведением, основанном на уважении права.

Следовательно, правовая культура личности – это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источниками правовых знаний личности служат практический опыт, окружающая среда, СМИ и др. Они непосредственно зависят от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона является стимулом правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, прежде всего – профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, и в таких сферах, как, например, неформальные объединения. Данная правовая культура носит маргинальный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению.

Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка.

Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

3 Пути формирования правовой культуры как важнейшего фактора формирования правового государства в Республике Казахстан

Вопросы праворазъяснительной работы, формирования правовой культуры, правового обучения и воспитания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, касаются всех сторон жизнедеятельности общества.           Анализ современного состояния проблемы показывает, что необходимо менять акценты, учитывать новые тенденции, социально-экономические условия, способствовать адаптации граждан к новым видам правоотношений.          В праворазъяснительной работе, особенно в школах правовых знаний, необходимо добиваться дифференцированности в определении состава слушателей с учетом уровня их знаний, рода занятий, отраслевой направленности. Постоянное увеличение потока информации, ее бессистемный характер приводят к тому, что она нивелируется, не воспринимается населением. Общеизвестно, что у городского населения более благоприятные условия, связанные с интенсивным развитием средств массовой информации, дислокацией вышестоящих государственных органов, высших учебных заведений, наличием большего количества учреждений культуры.

Поэтому целесообразно выделить наиболее важные, узловые проблемы, добиваться их последовательного освещения, используя возможности средств массовой информации.

Необходимо повышение роли государственных органов, каждого государственного служащего, профессионального юриста, особенно субъектов правоохранительной системы, принимающих участие в праворазъяснительной работе, а также научных учреждений, научно-педагогических кадров. В свою очередь, учебные заведения, научные учреждения с участием государственных органов должны активизировать проведение исследований и обеспечить теоретическую базу этой проблемы. В целях стимулирования молодых ученых, ведущих перспективные научные разработки в этой сфере, необходимо развивать систему предоставления грантов, создавать условия для занятий научными исследованиями по проблемам правовой культуры и правового воспитания граждан. 

Необходимо выработать единые требования, общую методологию, требуется изменение форм и методов проведения мероприятий по праворазъяснительной работе с учетом достижений новых информационных технологий. Ослаблена роль лекционной пропаганды как одной из основных форм праворазъяснительной работы. К этому необходимо активно привлекать квалифицированных лекторов, наиболее опытных специалистов-практиков правоохранительных, судебных органов, труд которых должен соответственно оплачиваться. Настало время решить вопрос о создании организации, которая могла бы заниматься вопросами лекционной пропаганды, других форм и методов правовой работы. 

Недоступность радио, телепрограмм, отсутствие газет и журналов во многих населенных пунктах, особенно в сельских районах, также не способствуют формированию позитивной правовой позиции граждан, что приводит к утрате доверия населения к государственным органам. Зачастую распространяется информационный материал низкого идейно-нравственного содержания.        Многие материалы правового характера, публикующиеся в СМИ, подготавливаются некомпетентно, на низком уровне, подаются тенденциозно, преследуют узковедомственные интересы.

Обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих будут способствовать профилактике и преодолению правового нигилизма в Казахстане, формированию позитивной правовой культуры, обстановки повсеместного уважения к закону.

Таким образом, анализ ситуации доказывает, что в праворазъяснительной работе, организации правового обучения и воспитания необходимо сочетание всех форм и методов, а также действенная координация деятельности всех государственных органов и общественности по формированию правовой культуры в обществе.

Можно предложить комплекс мер, направленных на улучшение правовой культуры населения, одной из которых является предоставление гражданам права на участие в совершенствовании действующего законодательства. Не часто, но все же, случаются ситуации, когда подавая предложения либо задавая вопросы в электронном формате на интернет-ресурс какого-либо государственного органа, люди не получают ответа. Не все отличаются настойчивостью, и редко кто захочет повторить негативный опыт. При этом, разуверившийся человек и других будет пессимистично убеждать, что никому не нужны ни их вопросы, ни их предложения. Тем самым, все благие намерения государства сводятся на нет по вине единиц недобросовестных работников. Будучи в твердой уверенности, что предложения по совершенствованию законодательства будут изучены и оценены, граждане страны более охотно подчинялись бы законам, в разработку которых внесена толика и их участия.

В этом случае право законодательной инициативы принадлежало бы каждому гражданину Республики, но реализация его происходила бы исключительно через Парламент. Тогда нашли бы свое реальное воплощение положения части 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, и части 1 статьи 3 Конституции единственным источником государственной власти является народ.

Необходимо введение специального курса «Ликвидация юридической неграмотности населения» для жителей отдаленных аулов. На периферии - районных центрах, мелких городах и селах зачастую люди не знают элементарных своих прав. Женщины годами терпят домашнее насилие со стороны мужей, а дети, растущие в таких семьях, принимают такой образ жизни как должное, и им ничего не остается, как претворять подобное в собственных семьях. Неуважение к женщине, насилие в семье передается из поколения в поколение, несмотря на все меры, направленные государством на борьбу с ними. К большому сожалению, создаваемые комиссии по оказанию помощи от домашнего насилия, работают только в крупных городах, тогда как именно в отдаленных селах необходимо их действие.

Многие граждане не знают, как написать заявление о расторжении брака, взыскании алиментов, взыскании суммы долга, а адвокаты в районных центрах только за написание подобного заявления, не говоря уже об участии в суде, просят у истцов суммы, колеблющиеся от 5 000 до 20 000 тенге. К слову, в сельских местностях эти суммы весьма значительны для бюджета семьи, ведь средняя заработная плата здесь составляет в среднем 50 000 тенге.

Зная, что в суде без расписки невозможно доказать передачу денег в долг, граждане надлежаще оформляли эти сделки. Многие не знают о том, что существуют сроки для принятия наследства.

В стране существует институт медиации, но он еще не получил достаточного развития. Медиаторы в основном сосредоточены в больших городах Астане и Алматы, единично в областных центрах, они не выезжают с разъяснительной работой населению в районные центры областей.

Для устранения таких моментов предлагается в каждом сельском акимате ввести должность специалиста с юридическим образованием, прямой должностной обязанностью которого являлось бы именно проведение разъяснительной правовой работы с населением, обучение, дача консультаций. Привлечение специалистов можно было бы осуществлять по программе «С дипломом в село!» или из внутренних кадровых резервов.

Также предлагается разработать специальную программу по проведению занятий по наиболее важным необходимым для населения вопросам, лучше комиссионно, с привлечением преподавателей, психологов, судей, социальных работников, медиаторов. Участие последних необходимо в связи с тем, что большинство населения, до сих пор не знает, кто такой медиатор вообще.

Предполагается, что программа курса «ликвидация юридической неграмотности» будет включать в себя вопросы брачно-семейного, трудового, обязательственного, наследственного права. Также неплохо было бы включить в программу вопросы возбуждения уголовных дел в порядке частного обвинения, административных правонарушений, посягающих на личность и в сфере семейно-бытовых отношений, в сфере налогообложения, на транспорте. Особо хотелось бы выделить статус несовершеннолетних и специфику рассмотрения дел с их участием.

В целях еще большего повышения уровня правовой культуры населения, кроме всего прочего предлагается ввести онлайн-курс «Ликвидация юридической неграмотности», ведущая роль в котором была бы предоставлена преподавателям ведущих юридических ВУЗов, должностным лицам регистрирующих органов, органов по надзору за безопасностью труда, социальной защите населения, известным адвокатам, судьям, медиаторам. Предлагается проводить трансляцию курса на республиканских телевизионных каналах.

Таким образом, при минимальных затратах государственных средств, с использованием внутренних резервов, привлечением специалистов социальных программ поднятия сел, можно было бы повысить уровень правовой культуры населения, поощрить его на активную роль в становлении правового государства.

Также можно ввести в обязанность нотариусов производить публикации разъяснительного характера, делать объявления по поводу сроков принятия наследства. Зачастую граждане пропускают срок принятия наследства либо отказа от него по незнанию закона. 

Как видно из вышеизложенного, программы по улучшению правовой культуры населения не требуют больших затрат бюджетных средств. Их можно осуществить из резервов социальных программ, за счет работников существующих организаций с возложением на них небольшого круга дополнительных обязанностей. Я верю, что их применение таких мер, внедрение курса «ликвидация юридической неграмотности» станет отправной точкой в становлении нашего правового государства и оправдает себя также, как оправдало себя когда-то введение Центров обслуживания населения.

Для обеспечения и  упрочения правовой основы государства необходимо  совершенствование законодательства, укрепление законности, правопорядка, развитие и обеспечение прав и свобод человека, и в конечно итоге достижение высокого уровня правовой культуры каждым гражданином государства. Стоит отметить, что укрепление организованности и дисциплины, развитие демократии во многом зависят, прежде всего, от уровня правосознания людей, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом.

Как видим, в современных условиях задачами и целями правовой культуры Республики Казахстан должно стать реальное обеспечение прав человека, а также утверждение солидарности и консолидации общества на основе согласования интересов всего населения страны. Однако решение этой задачи во многом зависит от возможностей установления баланса свободы и равенства как принципов, на которых основаны права человека.

В заключении важно отметить, что повысить уровень правовой культуры невозможно без комплексных мер со стороны государства, без создания условий, при которых общество сможет реализовать свои права и свободы. Кроме того, само общество также должно осознавать необходимость участвовать в социально-экономической, политической жизни государства, что в совокупности позволит достичь развитого гражданского общества демократического государства.

Подводя итог о вышеизложенном, можно сказать, что формирование правовой культуры – это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности, оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Государство призвано удивлять должное внимание повышению политический, правовой, нравственной культуры граждан, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно участвовал в управлении общественными и государственными делами. Высокий уровень политической, правовой и нравственной культуры – необходимая предпосылка полного и всестороннего осуществления на практике принципов демократии.

Заключение

Таким образом, в процессе изучения темы: «Правовая культура»vsмы пришли к выводам, о том, чток неотъемлемым частям права, как явления духовной жизни, относятся такие понятия как правовая культура и правосознание, тесно связанные между собой.  Правосознание является одним из важнейших компонентов правовой культуры, которое оказывает на правовую культуру активное влияние.

1. Культура, правовая культура, право играют особую роль для обеспечения защиты прав и свобод человека. Сами граждане должны способствовать совершенствованию законодательства, осуществлению пропаганды законодательства, посредством правового воспитания подрастающего поколения. Важной задачей современного Казахстана является преодоление правового безразличия и безграмотности, полной незащищенности человека и его прав.

2. Правовая культура личности в процессе своего развития может и должна опередить действующие правовые нормы, для того чтобы быть стимулом для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы и развития общества.

3. В зависимости от уровня, характера, содержания, направленности правового  сознания  определяется интеллектуально-эмоциональное содержание правовой культуры, ее ценностные установки, ориентации, приоритеты. Вместе с тем, правовая культура общества также оказывает большое воздействие  на состояние правового сознания, что в частности, проявляется в процессе отражения и осмысления ценностей юридического мира.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

В последние годы в науке появилась категория «правовой менталитет», которую некоторые ученые отождествляют с понятием «правовая культура».

Новая категория исследована в науке права еще недостаточно, но вызывает большой интерес.

Правовая культура как неотъемлемая часть общей культуры народа базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. На всех этапах развития любой нации ее менталитет сохраняет определенное единство. Менталитет есть фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или устойчивой социальной группе.

Особенностями менталитета казахского народа, порожденными условиями кочевой жизни, являются прежде всего, духовный коллективизм, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимоуважение и коллективная ответственность. Менталитет же европейских народов ориентирован, прежде всего, на индивидуализм.

По мнению И.А. Иванникова, понятия «правовая культура» и «правовой менталитет» по своей структуре и содержанию совпадают. По мнению казахстанских правоведов, категории «правовой менталитет» и «правовая культура» различны. Правовой менталитет – есть состояние более устойчивое, трудно изменяемое, оно необходимо для характеристики глубинных особенностей правосознания народов, имеющих различную историю, но проживающих на общей территории. Тогда как правовая культура – явление динамичное, обширное, охватывающее совокупность не только психологических особенностей народа, но и конкретные правовые средства регулирования общественных отношений.

Правовой менталитет играет регулирующую роль в правотворчестве и правореализации, влияет на поведение индивидов, национальных и иных социальных групп, всего населения страны. По своему содержанию термин «правовой менталитет» отражает не только современное состояние правокультурных ценностей, но и  особенности психологического, духовного состояния народа по отношению к праву.

Понятие «правовая культура общества» характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой происходит правовое обогащение индивида.

Важной проблемой остается наличие коррупции в казахстанских правоохранительных органах. Это чрезвычайно опасное явление, так как коррупция в правоохранительных органах способствует росту коррупции и в структурах власти.

Подводя итог, в заключение можно сделать вывод, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для его каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политико-правового регулирования. Сегодня важно, чтобы решение назревших проблем приоритетов правовой культуры Республики Казахстан в целом способствовало сплочению общества и социальному прогрессу, стабильности демократического, справедливого общества, которому принадлежит будущее.

Список использованной литературы

  1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009 27 августа.
  2. Абаев С.Н. Общество и сознание. Караганда, 2008. С. 47.
  3. Абылкалыкова Р. Н. Роль правовой культуры в процессе формирования гражданского общества  // ҚазҰУ Хабаршысы. Философия сериясы. Мəдениеттану сериясы. Саясаттану сериясы. Алматы : Қазақ университеті, 2011. № 1. С. 39 – 42
  4. Ахметов А.С. Правовая культура и гражданское общество в Казахстане.Монография. Павлодар: Научно-издательский центр ПГПИ, 2014. 196 с.
  5. Бычкова С. Способ формирования правовой культуры // Юридическая газета. Алматы, 2011. 18 марта (№ 38). С. 1, 4
  6. Булгаков Д.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. – Алматы: Данекер, 2002.
  7. Венгеров А.Б.. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998.
  8. Ибраева А.С. Правовая культура Казахстана: проблемы формирования, факторы развития : монография, 2014. 269 с.
  9. Ибраева А. О некоторых особенностях правовой культуры казахского народа // Правовая реформа в Казахстане. 2003. №3. С. 27 31
  10. Кадыр Т. К. Правовое сознание и правовая культура как основные факторы построения правового государства // Қазақстан кəсіпкері. Алматы, 2011. № 2. С. 54 55
  11. Киреев В.И., Сергеев С.Н. Правовая культура и ее проблемы. - Ростов - на - Дону, 2009. C.119
  12. Кубеев Е.К. Суд биев - основа правовой культуры традиционного казахского общества  // Юрист. Алматы, 2008. № 6. С. 19 21
  13. Малиновский В. Конституционное право. Алматы: «Әділет», - C. 47 48. 
  14. Назарбаева А.А. Роль правосознания граждан в построении правового государства // Вестник КазНУ. Сер. юридическая. 2002. №3. С. 116 117
  15. Общая теория права : учебник / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С.Пиголкина, 2016. 384 с.
  16. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева, 2012. 520 с.
  17. Основы Казахстанского права. В помощь кураторам студенческих групп. Сборник 6 / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. - 3-е издание, перераб. и доп. Караганда: Изд-во Карагандинского государственного технического университета, 2016. – 186 с.
  18. Социологический словарь. М., 2008. 150 с.
  19. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. А.У. Бейсеновой, 2006. 392 с.
  20. Теория государства и права [Текст] : Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько, 2002. – 776 с.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова – М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.
  22. Шарипов А.И. Проблемы права в СНГ: история и современность. - Казань, 2007. С. 105.

Приложение А Структура и виды правовой культуры

 

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26895. Особенности анатомического строения скелета птиц 2.94 KB
  Позвоночный столб представлен шейным грудным поясничным крестцовым и хвостовым отделами. Шейный отдел представлен большим количеством позвонков Sобразно изогнут. Тело позвонков соединяются седловидными суставами с хрящевыми прослойками что обеспечивает высокую подвижность шейного отдела позвоночника. Грудной отдел образован 7 куры или 9утки и гуси отделами.
26896. Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц 4.27 KB
  Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц. Мочеполовые органы птиц. Половые органы самца.
26897. Органы дыхания птиц 2.65 KB
  Органы дыхания птиц. Характерные особенности органов дыхания птиц позволяющие вентилировать свои органы дыхания во время полёта: Простота структуры носовой полости; наличие певчей гортани; своеобразной строение лёгких которые занимают небольшой объём в грудной клетке; усложнённое развитие воздухоносных мешков. Мешки служат дополнительным резервуаром для воздуха а также совершенствуют сам акт дыхания: птицы получают кислород не только при вдохе но и при выдохе что повышает уровень метаболизма.
26898. Органы кожного покрова птиц и их производные 7.22 KB
  Органы кожного покрова птиц и их производные. Одна из характерных особенностей кожи птиц отсутствие в ней как и у рептилий .Лишь над последними крестцовыми позвонками у большинства птиц расположена копчиковая железа glandula uropigyi состоящая из двух неодинаковых по величине долей функционирующих наподобие сальных желез. У водоплавающих птиц копчиковая железа развита сильнее; у кур доли железы величиной с горошину а у уток с лесной орех.
26899. Артерия сафена 4.96 KB
  saphena отходит на середине бедра и направляясь вниз переходит на каудальную поверхность голени и стопы где и разветвляется на пальцевые артерии. cranialis проходит под кожей на плюсну и делится на I IV общие дорсальные пальцевые артерии аа. calcanei которые образуют пяточную сеть rete calcaneum делится на медиальную и латеральную плантарные артерии. plantaris lateralis б Латеральная пальмарная 1 артерия образовав глубокую плантарную дугу делится на И IV плантарные плюсневые артерии от которых отходят II rIV...
26900. Сосуды и нервы области кисти 5.33 KB
  Различают поверхностные и глубокие вены верхней конечности. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВЕНЫ Поверхностные подкожные вены развиты сильнее чем глубокие поэтому они являются основным дренажным руслом верхней конечности. От них начинаются основные венозные пути оттока крови от кожи и подкожной клетчатки верхней конечности латеральная и медиальная подкожные вены руки которые принимают кровь из венозного сплетения тыльной поверхности пальцев.Дорсальные пястные вены богато анастомозируют между собой образуя тыльную венозную сеть кисти.
26901. Сосуды и нервы области кисти 2.25 KB
  Иннервация брюшины Иннервация париетальной брюшины осуществляется нервами которые иннервируют соответствующие участки стенок живота. В иннервации брюшины передней брюшной стенки принимают участие нижние межреберные нервы а также нервы поясничного сплетения. В иннервации брюшины покрывающей диафрагму принимают участие диафрагмальные и нижние межреберные нервы. Иннервация брюшины задней стенки живота осуществляется парными ветвями поясничного сплетения ветвями подвздошнопоясничного нерва.
26902. Питание и иннервация стенок грудной полости 3.53 KB
  Задние межреберные артерии aa. ветви внутренней грудной артерии пронизывают межреберные промежутки и участвуют в кровоснабжении большой грудной мышцы.Нервы Имеется двенадцать пар основных передних грудных нервных ветвей верхние одиннадцать представляют собой межреберные нервы nn. Межреберные нервы с третьего по шестой в целом имеют типичный ход тогда как в топографии всех остальных имеются отклонения.
26903. Артерии головы 5.34 KB
  Кровь к голове поступает по левой и правой общим сонным артериям которые берут свое начало из общего ствола сонных артерий. Внутренняя сонная артерия а. carotis interna кровоснабжает головной мозг Наружная сонная артерия a. Затылочная артерия a.