10088

Немецкая модель корпоративного управления

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Немецкая модель корпоративного управления В Европейских странах к управлению корпорацией подходят с другой стороны нежели в Америке. Поэтому организация и роль управления корпорацией в немецкой системе значительно отличается от американской системы. Рассмотрим осо...

Русский

2013-03-21

452.04 KB

106 чел.

Немецкая модель корпоративного управления

В Европейских странах к управлению корпорацией подходят с другой стороны нежели в Америке. Поэтому организация и роль управления корпорацией в немецкой системе значительно отличается от американской системы. Рассмотрим особенности немецкой системы.

Немецкая модель корпоративного управления - модель двойного управления. Она основывается на понятии, что само существование компании, является выше, чем интересы акционеров. Управление в корпорации строится исключительно и четко соответственно закону.

Внутреннее управление корпораций Германии значительно отличается от США. Немецкая состоит из двух органов: наблюдательный совет, который состоит исключительно из независимых директоров и руководящего совета, состоящего из исполнительных директоров. Эту структуру не следует рассматривать как простую 2-х ярусную вариацию унитарного правления. Она опирается на четкое разграничение исполнительных и неисполнительных функций, и оба совета имеют явно отличающиеся правовые обязанности и полномочия. Такой порядок делает в немецкой системе управления руководительный совет -настоящим советом: это есть правдивый орган, которому дана широкая свобода в ведении бизнеса и безусловно этот совет несёт ответственность за достойное пользование данными полномочиями перед наблюдательным советом, но в немецкой систетме руководительный совет - намеревается, а наблюдательный совет -распоряжается. Главной задачей наблюдательного совета является обеспечение того, чтобы управление компанией было доверено компетентным менеджерам. Соответственно, обязанности наблюдательного совета, в значительной мере, сводятся к подбору, а в случае необходимости - к смещению членов исполнительного совета. Наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета (менеджеров) на возобновляемые сроки работы, и только наблюдательный совет имеет право прервать срок контракта компании с менеджером.

Рассмотрим схему управления в немецких корпорациях.

Исполнительные директора В наблюдательный совет кроме представителей акционеров и служащих входят представители банков, основные поставщики, клиенты и органы власти. В наблюдательном совете приблизительно 30% мест отдано акционерам, 20% банкам и основным поставщикам и др., а 50% служащим. Большое представительство служащих в немецкой системе управления даёт возможность управлять компанией с учётом интересов её работников. Но права работников заключаются в том, что компания будет строить свои дальнейшие решения с учетом их интересов, и при необходимости консультировать и информировать их.

Представительство акционеров в немецких компаниях обычно реализуется в форме крупных пакетов акций. В немецких компаниях интересы индивидуальных акционеров часто проигрывают интересам прочих "соучастников" компании - ее корпоративным партнерам, корпоративным держателям акций, кредиторов, служащих, поставщиков, покупателей, общества в целом (в лице властей). Главной заботой многоуровневой системы представительства интересов в германских компаниях является не предпочтение интересов одной из участников корпоративных отношений компании в ущерб другим и не защиты интересов одной группы от посягательств других. Главная забота состоит, скорее, в признании общих для всех интересов, которые сводятся к поддержанию постоянной конкурентоспособности компании, и обеспечение "здоровья" компании на длительную перспективу. В отличие от США, большая часть акционерного капитала Германии находится во владении других компаний: система взаимного участия компаний во владении акциями охватывает более половины совокупного акционерного капитала в Германии. Хотя индивидуальные инвесторы и являются второй крупнейшей в Германии группой акционеров, их акции представляют собой большей частью сертификаты на предъявителя, которыми по поручению их владельцев управляют банки, где сконцентрировано значительное число акций индивидуальных акционеров.

Привлечение банков в процесс управления является такой же характерной чертой немецкого управления, как и участие служащих. Взятые вместе, банки, имеют возможность определить состав наблюдательных советов, за исключением представительства служащих, и блокировать любые изменения в уставах и инструкциях большей части немецких компаний, особенно тех, где нет доминирующего держателя акций. Роль банков усиливается еще и тем, что помимо предоставления кредитов, они стали важным звеном в других каналах финансирования: именно они занимаются размещением новых выпусков ценных бумаг компаний, предоставляют брокерские и консультационные услуги при получении компаниями небанковских, иностранных и правительственных ссуд. Как правило, немецкие компании не возражают против сильного представительства банков в их системе управления. Вместе с тем, ряд специалистов указывает на то, что банки стремятся формировать в акционерном секторе экономики систему, ориентированную скорее на банки, чем на рынок.

За долгое время функционирования немецкой экономики не было оснований жаловаться на систему управления в корпорациях. Правда эффективность этой экономики зависит от системы управления, по крайне мере пока она поддерживает длительные отношения между основными собственниками акций компании и усиливает их интересы относительно дел компании. Но в последнее время некоторые аспекты управления вызвали недоверие и сомнение. Это касается участия банков в системе управления. По мнению многих сильное влияние банков как на наблюдение так и на управление корпорацией угрожает весомыми проблемами. Банковский опыт и перспективы, особенно финансовые; они выявляют тенденцию строительства в корпорациях финансовой системы ориентированной на банки, а не на рынок. Влияние банка как кредитора компании может, подталкивать его защищать свои вклады, и ставить во главе надежность, а не деловые возможности корпорации. Тем самым они отказывают компаниям в выгодных, но рискованных операциях, а иногда это приносит успех компании и возможность получения большой прибыли и дальнейших финансовых отношений. Существует ряд предложений по увеличению эффективности деятельности правления в немецких компаниях:

  •  вынудить банки отказаться от своих владений акциями (до уровня 15%- 5%);
  •  усилить гласность;
  •  сделать бухгалтеров - ревизоров ответственными перед наблюдательным советом, также как и перед исполнительными;

убрать представительство банков в наблюдательных советах конкурентных фирм;

- ограничить   перекрестное  дублирование  членства  среди  индустриальных
фирм.

Хоть они и различаются в деталях, большинство этих предложений нацелены на увеличение открытости системы перед внешними средствами контроля. Оправдание такой открытости основывается на сравнении с американской системой управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2368. Освіта України другої половини ХІХ ст 1.04 MB
  Виявити загалні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині ХІХст., Проаналізувати стан розвиту освіти, Виховувати шанобливе ставлення учнів до визначних діячів української культури другої половини ХІХ ст.
2369. Україна в геополітичних планах Росії, Німеччини й Австро-Угорщини в другій половині XIX ст 27 KB
  Мета: з’ясувати причини зіткнення на українських землях російської, польської, німецької та австрійської національних ідей, визначити головні засади та принципи українського питання у другій половині XIX ст., дослідити місце України в геополітичних стратегіях Росії, Німеччини й Австро-Угорщини.
2370. Розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст. 31.5 KB
  Мета: дослідити розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст., з’ясувати роль та місце М. Драгоманова, М. Міхновського, Ю. Бачинського, В. Липинського у формуванні політичної думки України.
2371. Суспільно-політичні течії в Україні другої половини XIX ст. 37.5 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності хлопоманів, народовців, на українських землях у другій половині XIX ст.
2372. Суспільно-політичні течії в Україні в другій половині XIX ст. 36 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності москвофілів, малоросіян на українських землях у другій половині XIX ст.
2373. Національний соціал-демократизм. 31 KB
  Мета: з’ясувати суть національного соціал-демократизму, дослідити участь представників різних етносів в українському визвольному русі в другій половині XIX ст.
2374. Початок громадівського руху наприкінці 50-х – у 60-ті роки XIX ст. 37 KB
  Мета: проаналізувати діяльність громадівців, визначати історичне значення діяльності В. Антоновича і роль журналу Основа у зростанні національної свідомості та національно-визвольного руху в Україні, дослідити негативний вплив на розвиток української культури Валуєвського циркуляру.
2375. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 50-60-х роках XIX ст. 33 KB
  Мета: дослідити причини й особливості пожвавлення суспільно-політичного руху після революції 1848-1849 рр.; довести реакційну діяльність течії москвофілів, з’ясувати причини зародження національної течії в суспільному русі на західноукраїнських землях, прослідкувати спільне в завданнях та діяльності народовців Галичини, Буковини й Закарпаття.
2376. Суспільно-політичний рух у 70-90-х роках XIX ст. 40 KB
  Мета: проаналізувати основні складові суспільно-політичного руху в 70-90-х роках XIX ст. в Україні, на прикладах видатних діячів суспільно-політичного життя України другої половини XIX ст. показати роль особи в історії, дослідити вплив Емського указу на розвиток української культури.