10088

Немецкая модель корпоративного управления

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Немецкая модель корпоративного управления В Европейских странах к управлению корпорацией подходят с другой стороны нежели в Америке. Поэтому организация и роль управления корпорацией в немецкой системе значительно отличается от американской системы. Рассмотрим осо...

Русский

2013-03-21

452.04 KB

96 чел.

Немецкая модель корпоративного управления

В Европейских странах к управлению корпорацией подходят с другой стороны нежели в Америке. Поэтому организация и роль управления корпорацией в немецкой системе значительно отличается от американской системы. Рассмотрим особенности немецкой системы.

Немецкая модель корпоративного управления - модель двойного управления. Она основывается на понятии, что само существование компании, является выше, чем интересы акционеров. Управление в корпорации строится исключительно и четко соответственно закону.

Внутреннее управление корпораций Германии значительно отличается от США. Немецкая состоит из двух органов: наблюдательный совет, который состоит исключительно из независимых директоров и руководящего совета, состоящего из исполнительных директоров. Эту структуру не следует рассматривать как простую 2-х ярусную вариацию унитарного правления. Она опирается на четкое разграничение исполнительных и неисполнительных функций, и оба совета имеют явно отличающиеся правовые обязанности и полномочия. Такой порядок делает в немецкой системе управления руководительный совет -настоящим советом: это есть правдивый орган, которому дана широкая свобода в ведении бизнеса и безусловно этот совет несёт ответственность за достойное пользование данными полномочиями перед наблюдательным советом, но в немецкой систетме руководительный совет - намеревается, а наблюдательный совет -распоряжается. Главной задачей наблюдательного совета является обеспечение того, чтобы управление компанией было доверено компетентным менеджерам. Соответственно, обязанности наблюдательного совета, в значительной мере, сводятся к подбору, а в случае необходимости - к смещению членов исполнительного совета. Наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета (менеджеров) на возобновляемые сроки работы, и только наблюдательный совет имеет право прервать срок контракта компании с менеджером.

Рассмотрим схему управления в немецких корпорациях.

Исполнительные директора В наблюдательный совет кроме представителей акционеров и служащих входят представители банков, основные поставщики, клиенты и органы власти. В наблюдательном совете приблизительно 30% мест отдано акционерам, 20% банкам и основным поставщикам и др., а 50% служащим. Большое представительство служащих в немецкой системе управления даёт возможность управлять компанией с учётом интересов её работников. Но права работников заключаются в том, что компания будет строить свои дальнейшие решения с учетом их интересов, и при необходимости консультировать и информировать их.

Представительство акционеров в немецких компаниях обычно реализуется в форме крупных пакетов акций. В немецких компаниях интересы индивидуальных акционеров часто проигрывают интересам прочих "соучастников" компании - ее корпоративным партнерам, корпоративным держателям акций, кредиторов, служащих, поставщиков, покупателей, общества в целом (в лице властей). Главной заботой многоуровневой системы представительства интересов в германских компаниях является не предпочтение интересов одной из участников корпоративных отношений компании в ущерб другим и не защиты интересов одной группы от посягательств других. Главная забота состоит, скорее, в признании общих для всех интересов, которые сводятся к поддержанию постоянной конкурентоспособности компании, и обеспечение "здоровья" компании на длительную перспективу. В отличие от США, большая часть акционерного капитала Германии находится во владении других компаний: система взаимного участия компаний во владении акциями охватывает более половины совокупного акционерного капитала в Германии. Хотя индивидуальные инвесторы и являются второй крупнейшей в Германии группой акционеров, их акции представляют собой большей частью сертификаты на предъявителя, которыми по поручению их владельцев управляют банки, где сконцентрировано значительное число акций индивидуальных акционеров.

Привлечение банков в процесс управления является такой же характерной чертой немецкого управления, как и участие служащих. Взятые вместе, банки, имеют возможность определить состав наблюдательных советов, за исключением представительства служащих, и блокировать любые изменения в уставах и инструкциях большей части немецких компаний, особенно тех, где нет доминирующего держателя акций. Роль банков усиливается еще и тем, что помимо предоставления кредитов, они стали важным звеном в других каналах финансирования: именно они занимаются размещением новых выпусков ценных бумаг компаний, предоставляют брокерские и консультационные услуги при получении компаниями небанковских, иностранных и правительственных ссуд. Как правило, немецкие компании не возражают против сильного представительства банков в их системе управления. Вместе с тем, ряд специалистов указывает на то, что банки стремятся формировать в акционерном секторе экономики систему, ориентированную скорее на банки, чем на рынок.

За долгое время функционирования немецкой экономики не было оснований жаловаться на систему управления в корпорациях. Правда эффективность этой экономики зависит от системы управления, по крайне мере пока она поддерживает длительные отношения между основными собственниками акций компании и усиливает их интересы относительно дел компании. Но в последнее время некоторые аспекты управления вызвали недоверие и сомнение. Это касается участия банков в системе управления. По мнению многих сильное влияние банков как на наблюдение так и на управление корпорацией угрожает весомыми проблемами. Банковский опыт и перспективы, особенно финансовые; они выявляют тенденцию строительства в корпорациях финансовой системы ориентированной на банки, а не на рынок. Влияние банка как кредитора компании может, подталкивать его защищать свои вклады, и ставить во главе надежность, а не деловые возможности корпорации. Тем самым они отказывают компаниям в выгодных, но рискованных операциях, а иногда это приносит успех компании и возможность получения большой прибыли и дальнейших финансовых отношений. Существует ряд предложений по увеличению эффективности деятельности правления в немецких компаниях:

  •  вынудить банки отказаться от своих владений акциями (до уровня 15%- 5%);
  •  усилить гласность;
  •  сделать бухгалтеров - ревизоров ответственными перед наблюдательным советом, также как и перед исполнительными;

убрать представительство банков в наблюдательных советах конкурентных фирм;

- ограничить   перекрестное  дублирование  членства  среди  индустриальных
фирм.

Хоть они и различаются в деталях, большинство этих предложений нацелены на увеличение открытости системы перед внешними средствами контроля. Оправдание такой открытости основывается на сравнении с американской системой управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

89. Методическая трехзонная толкательная печь и ее характеристики 439 KB
  Печь для нагрева металла. Топливо – коксо-доменная смесь с теплотой сгорания 9100 кДж/м3. Температура нагрева металла 1215ºС. Конечное значение коэффициента теплоотдачи излучением. Свободная высота рабочего пространства над металлом по практическим данным.
90. Комбіновані зйомки Харківської продакшн-студії телерадіокомпанії Приват TV 508.5 KB
  Ознайомлення з історією підприємства, його структурою, схемою управління, асортиментом продукції, основним устаткуванням, технологічними процесами для створення, показу та збереження відео-, аудіо- та кінопродукції.
91. Компьютерная система управления документооборотом предприятия Черниговгазмонтаж 3.66 MB
  Необходимость внедрения систем электронного документооборота (Document Management System). Выбор технических средств построения системы. Диаграмма сервисов серверного приложения. Общие положения к организации работы с визуальными дисплеями и терминалами персональных компьютеров (ВДТПК).
92. Информационная эпоха: экономика, общество и культура 4.21 MB
  Информационно-технологическая революция. Информациональная экономика и процесс глобализации. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики. Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем.
93. Дослідження маркетингового комплексу на прикладі діяльності корпорації ROSHEN 146.87 KB
  Визначення типових аспектів маркетингової політики, визначення позицій товару на ринку, аналіз цінової політики. Управління витратами та прибутками в корпорації. Отримання інформаційних данних за допомогою маркетингового дослідження.
94. Аналіз маркетингової діяльності ТзОВ Маневр 888.5 KB
  Теоретичні засади маркетингової інформаційної системи. Вплив середовища на функціонування підприємства. Аналіз маркетингової діяльності ТЗОВ Маневр на ринку кондитерських виробів. Дослідження організацій споживачів.
95. Использование Интернет – ресурсов для обучения информатике восьмиклассников 199.18 KB
  Информатизация образования и ее концептуальная роль в эффективности обучения. Анализ учебных интернет-ресурсов, используемых для обучения информатике. Экспериментальная проверка результативности использования Web на уроках.
96. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах 719.5 KB
  Особенности мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах. Научно-методические основы организации обучения решению задач в основной школе. Психолого-педагогические основы формирования умений решать задачи.
97. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 699.5 KB
  Составляем схему свободной составляющей и определяем корень характеристического уравнения. Составляем выражение для входного сопротивления и график на основе математических расчётов.