10101

Финансовые аспекты корпоративного управления

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Финансовые аспекты корпоративного управления 1. Сущность корпоративных финансов Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином корпоративные финансы понимается управление движением капитала в рам

Русский

2013-03-21

2.45 MB

99 чел.

Финансовые аспекты корпоративного управления

1. Сущность корпоративных финансов

Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином корпоративные финансы понимается управление движением капитала в рамках определенной компании. Слово «корпоративный» указывает на корпоративную форму правления. Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями - участниками корпорации, финансово-кредитной системы и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных участников, так и корпорации в целом.

Финансовые отношения возникают у корпорации (акционерного общества) со следующими субъектами хозяйствования:

  1.  С учредителями - при формировании уставного капитала.
  2.  С акционерами - при выплате им процентов и дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, а также при выкупе собственных акций с целью их досрочного погашения.
  3.  С кредиторами - при погашении займов и обязательств.
  4.  С банками - при получении и погашении ссуд и процентов по ним.
  5.  С негосударственными финансовыми посредниками, например, со страховщиками, инвестиционными компаниями и фондами, фондовыми биржами при осуществлении профильных операций.
  6.  С дочерними и зависимыми обществами - при возмещении им убытков, причиненных основным обществом и при покупке акций зависимых обществ;
  7.  С государством - по налогам и сборам в бюджетную систему, взносам во внебюджетные фонды, при финансировании из бюджета отдельных видов расходов: капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и т. д.

Капитал корпорации классифицируется по различным признакам:

- по принадлежности выделяют - собственный и заемный;

- по целям использования - производственный, ссудный и спекулятивный;

- по формам инвестирования - капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного капитала корпорации;

- по объектам инвестирования - основной и оборотный;

- по формам собственности - государственный, частный и смешанный;

- по организационно-правовым формам деятельности различают акционерный и складочный (паевой);

- по характеру участия в производственном процессе - функционирующий и нефункционирующий;

- по характеру использования собственниками - потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый);

- по источникам привлечения - отечественный и иностранный. 

Процесс оптимизации структуры капитала осуществляется в следующей последовательности:

1. Анализ состава капитала в динамике за ряд периодов (кварталов, лет), а также тенденции изменений его структуры. В процессе анализа рассматриваются такие параметры, как коэффициенты финансовой независимости, задолженности, соотношения между долгосрочными и краткосрочными обязательствами. Далее изучаются показатели оборачиваемости и рентабельности активов и собственного капитала.

Оценка основных факторов, определяющих структуру капитала. К ним
относятся:

+отраслевые особенности хозяйственной деятельности;

+стадия жизненного цикла компании;

конъюнктура товарного и финансового рынков;

уровень прибыльности текущей деятельности;

+налоговая нагрузка на компанию;

концентрации акционерного капитала.

2. Анализ показателейпропорции между собственным и заемным капиталом.

С учетом перечисленных факторов, управление структурой капитала предполагает решение двух задач:

  •  установление оптимальных пропорций использования собственного и заемного капитала;
  •  обеспечение в случае необходимости привлечения дополнительного внутреннего или внешнего капитала.

3. Оптимизация структуры капитала по критерию доходности собственного капитала. Успех управления корпоративным финансами зависит от стратегии и тактики управления самой корпорацией. Финансовая стратегия должна вписываться в общую стратегию корпорации и быть адекватной ей по целям и задачам (рис. )

Развитие корпорации напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности, и прежде всего ее кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание сложных корпоративных структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент должен учитывать следующие принципы финансовой политики:

- консолидация  структурных  подразделений  корпорации  в отношении налогов;

- создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния и ускорения процесса диверсификации;

- централизация участия в капитале других предприятий;

- проведение единой политики и контроля за соблюдением миссии организации в целом.

2. Основные финансовые инструменты корпоративного управления

Ключевой ценной бумагой, посредством которой распределяется собственность корпорации, а значит, и власть, является акция. Кроме того, акцияне только ключевой инструмент изменения отношений собственности, но и источник инвестиций. Акции могут выпускать только акционерные общества.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Существует номинальная стоимость акций (первичная стоимость при выпуске акций), и курсовая стоимость акций (определяется под воздействием закона спроса и предложения на рынке ценных бумаг и окончательно формируется на фондовой бирже после котировки). Курсовая стоимость зависит от следующих факторов:

- категории и типы акций. Обыкновенные акции обычно ценятся на рынке выше, чем привилегированные, так как дают право голоса на общем собрании акционеров;

- экономическое состояние акционерного общества и его способность выплачивать дивиденды (для этого рассчитывается показатель «рост стоимости активов общества»);

- общая экономическая ситуация в отрасли;

- инфляционные тенденции. Чем выше инфляция, тем более возрастает курсовая цена акций;

- норма ссудного процента. Покупка акций будет иметь смысл, если доход, полученный от вложений средств, окажется не меньше, чем от вложения денег на банковский депозит. 

Градация  пакетов акций по степени влияния  в корпорации  выглядит следующим образом:

Пакет 75% акций + 1 акция дает возможность его владельцу принимать решение по всем ключевым вопросам деятельности акционерного общества (изменение устава, реорганизация и ликвидация общества, заключение любых крупных сделок, то есть по вопросам, требующим одобрения квалифицированного большинства в три четверти голосов ОСА).

Классический контрольный пакет 50% + 1 акция позволяет проводить общее собрание акционеров, принимать многие важные решения на общем собрании акционеров, за исключением вопросов, связанных с изменением устава, реорганизацией и ликвидацией общества, заключения любых крупных сделок.

Пакет 30% + 1 акция (блокирующий) дает возможность созыва ОСА взамен несостоявшегося, блокировать все ключевые вопросы, связанные с управлением акционерным обществом (изменение устава, реорганизация и ликвидация общества, заключение любых крупных сделок, то есть по вопросам, требующим одобрения квалифицированного большинства в три четверти голосов ОСА).

Блокирующий пакет 25% +1 акция дает все возможности предыдущего пакета, за исключением права требовать созыва нового ОСА взамен несостоявшегося.

Пакет 10% акций позволяет его владельцу требовать созыва внеочередного собрания акционеров, ознакомиться со списком участников ОСА, требовать проверки финансово-хозяйственной деятельности общества.

Пакет 2% акций позволяет владельцу внести два предложения в повестку дня ОСА и выдвинуть кандидата в Совет директоров и в ревизионную комиссию общества.

Пакет 1% акций дает право на ознакомление с информацией, содержащейся в реестре акционеров общества, обратиться в суд с иском к члену Совета директоров о возмещении убытков, причиненных обществу его виновными действиями (бездействием).

3. Общие требования и финансовые отчетности корпорации

Консолидированная отчетность.

При использования понятия «консолидированный учет и отчетность» исходят из того, что речь идет об интеграции показателей деятельности хозяйствующих субъектов, содержащихся в: 

балансе;

отчете о прибылях и убытках;

отчете о движении фондов.

Необходимость составления консолидированной отчетности появляется при создании интегрированной корпоративной структуры, участники которой связаны друг с другом взаимным участием в капитале либо иным образом. Наличие консолидированной отчетности позволяет повысить финансовую и социально-экономическую управляемость корпоративной структуры, иметь объективную картину деятельности в целом.

Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель консолидации отчетности - получить общее представление о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения (корпорации). В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

Информация финансово-экономического характера необходима:

- в целях определения роли и места корпорации в экономическом развитии государства  и  региона,  в  частности  -  выявление степени  совпадения интересов федеральных, местных органов управления и корпорации в реализации экономических программ развития;

- для внутреннего потребления корпорацией с целью выработки общей эффективной корпоративной стратегии развития, повышения управляемости ее участниками, проведения скоординированной финансово-экономической политики;

- для информирования широкой общественности, существующих и потенциальных инвесторов о деятельности данной корпорации, позволяющей им судить о суммах, времени, рисках, связанных с ожидаемыми доходами, а также о хозяйственных ресурсах корпорации, ее обязательствах, составе средств и источников, причинах их изменений.

Таким образом, консолидированная финансовая отчетность содержит информацию, характеризующую деятельность группы хозяйствующих субъектов, действующих в рамках единой экономической стратегии и участвующих в капитале друг друга.

Для удобства формирования и последующего анализа финансовой отчетности компании за рубежом была разработана и составлена система стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В России она называется Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), основной целью которых является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных компаний. 

Требования консолидированной отчетности:

периодичность отчетностифинансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени;

полнота охвата - в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых было необходимо для получения доходов, указанных в отчетности;

консерватизм - в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования;

ясность - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса;

существенностьотчеты должны, содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей;

надежность - предоставляемая информация должна быть полной и достоверной;

преемственность - корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так, чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных на различные периоды времени.

Корпорация должна показать в отчетности: финансовое состояние на конец периода; потоки денежных средств за период; доходы за период; вклады собственников и выплаты собственникам за период.

4. Управление стоимостью и эффективностью компании

Корпорация создает стоимость за счет:

сильного бренда;

низкой стоимости капитала;

синергизма между бизнес-единицами;

привилегированных отношений или доступа к уникальным ресурсам;

за счет масштаба операции. 

Успешная бизнес-модель компании предполагает, что в ней возникают положительно растущие потоки денежных средств от операционной деятельности (рис.).

 Управление стоимостью компании начинается с разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей релевантной информацией о результатах работы менеджеров. Однако стоимость не всегда отражает только результаты работы менеджеров, на нее влияют и внешние факторы.

Все финансовые факторы стоимости условно делят на четыре группы показателей:

1) показатели, отражающие стратегическую эффективность компании;    

2) показатели, отражающие эффективность операционной деятельности;

3) показатели, отражающие инвестиционную деятельность;

4) показатели, отражающие финансовую деятельность.

Взаимосвязь данных показателей отражает стратегическую эффективность компании (рис.).

В мировой практике для управления стоимостью используют показатель на основе экономической прибыли. Автор этой концепции, Стюарт, определяет показатель экономической добавленной стоимости компании как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала.

EVA = [NOPAT - WACC]*NA,

где EVA - показатель экономической добавленной стоимости;

NOPATчистая операционная прибыль после налогообложения;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала;

NA - инвестиционный капитал.

Данный показатель позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска.

Для определения интегральной эффективности технологической цепочки может быть использована следующая формула:

Э„=ЧПИ/ВАИ,

где ЧПИ - совокупная чистая прибыль технологической цепочки;

ВАИ - всего активов предприятий технологической цепочки.

где ЧПi - чистая прибыль i-того предприятия;

BAi - всего активов i-того предприятия.

Таким образом, интегральная эффективность деятельности технологической цепочки корпорации равно частному от деления совокупной чистой прибыли на совокупные активы.

5. Управление финансовыми рисками корпорации

Управление рисками подразумевает следующие регулярные действия:

  1.  Идентификация риска - выявление возможности финансовых потерь исходя из понимания бизнес-процессов компании.
  2.  Оценка риска - измеряемая в денежном выражении количественная оценка риска.
  3.  Мониторинг риска ~ совокупность действий специалистов компании по наблюдению за изменениями финансового состояния контрагентов, конъюнктуры товарных, денежных, валютных и фондовых рынков.
  4.  Контроль риска - осуществление регулярной проверки соблюдения установленных лимитов и подготовка соответствующей управленческой отчетности.

5. Регулирование риска - комплекс мероприятий, осуществляемых с целью снижения или полного устранения финансовых рисков, включая установление лимитов рисковых позиций, хеджирование рисков, принятие руководством решений, предусмотренных заранее разработанными стресс-сценариями. 

К финансовым рискам компании относят кредитный, рыночных"! риск и риск ликвидности. Рыночный рискэто возможность получения компанией убытков вследствие уменьшения стоимости позиций компании (портфелей, запасов товаров) при неблагоприятном изменении цен на ее продукцию, курсов валют, цен на финансовые инструменты или процентных ставок. К рыночному риску относят:

ценовой риск - вероятность потерь, связанных с негативным изменением цен на продукцию компании;

валютный риск - возможность потерь, связанных с неблагоприятным изменением валютных курсов на финансовые требования и обязательства компании;

процентный риск - риск возможных потерь в результате негативного движения процентных ставок на рынке;

фондовый риск - вероятность потерь, связанных с негативным движением цен на рынке ценных бумаг при наличии портфеля ценных бумаг, который компания не намерена удерживать до погашения.

Контрольные вопросы к теме

  1.  Понятие корпоративных финансов. Признаки классификации капитала корпорации. Оптимизация структуры капитала.
  2.  Понятие акции, ее специфика как основного инструмента управления корпорацией. Классификация пакетов акций.
  3.  Финансовая отчетность корпорации. Понятие консолидированной отчетности.
  4.  Специфика управления стоимостью корпорации.
  5.  Понятие финансового риска компании. Действия по управлению рисками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38556. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ООО «Фудсервис ЛТД») 4.85 MB
  Конкурентное окружение компании и использование коммуникаций в конкурентной борьбе. В условиях рыночных экономических отношений торговопосреднические компании играют огромную роль влияя на всю систему распределения товаров от производителей к розничным покупателям. Так как эффективность работы и конкурентоспособность торговопосреднической компании всецело зависит от успешного взаимодействия с различными рыночными субъектами: производителями розничными продавцами и покупателями то особую важность приобретает построение...
38557. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И АППАРАТУРНЫХ СХЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЙ ПРОЦЕССА 2.81 MB
  Точки контроля Норма частиц в 1 литре воздуха Из заборной шахты 1000030000 После висциносного фильтра 750025000 Перед головным фильтром 20006000 После головного фильтра 4001200 После индивидуального фильтра Не более 10 Стерильность воздушность систем проверяют ежедневно с помощью чашек Петри или путём прохождения воздуха из продувок коллектора через стерильный фильтрик заполненный углём или пропускают через стерильный мембранный фильтр с последующим пересевом на мясопептонные среды. Готовят 2 среды контрольную и опытную в которой один...
38558. ВПЛИВ ПОСТІЙНОГО МАГНІТНОГО ПОЛЯ НА СТРУКТУРУ ТА ЕЛЕКТРИЧНІ ВЛАСТИВОСТІ ПОЛІМЕРНИХ КОМПОЗИТІВ 12.58 MB
  Вплив постійного магнітного поля на структуру і електричні властивості полімерних композитів. Досліджено сплив постійного магнітного поля ПМП на електричні властивості композиту на основі утвореної поліуретанової матриці з наповнювачем феромагнітним оксидом заліза Fe2O3 показано що під впливом постійного магнітного поля композиція набуває упорядкованої структури з анізотропними властивостями а саме зміна діелектричної проникності яка залежать від напрямку ПМП. Влияние постоянного магнитного поля на структуру и электрические свойства...
38559. Модифікація гена kanMX4, що забезпечує резистентність до антибіотика генетицину 1.36 MB
  Це у значній мірі відбувається тому що клітинний цикл та фізіологічні процеси клітин дріжджів дуже подібні до відповідних процесів людських клітин і тому основні клітинні механізми реплікація ДНК рекомбінація поділ клітини і метаболізм мають багато спільних рис. пар основ плазмідної ДНК яку в деяких штамах складають кіллерні плазміди; мітохондріальний геном 75 тис. Отримані гелі можуть бути використані для проведення Саузернблот аналізу що супроводжується гібридизацією або для ізоляції хромосомної ДНК в чистому вигляді. Досить...
38560. Связь социально-психологической адаптации студентов с тактиками самопрезентации 492.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТАКТИК САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТАКТИК САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ [1.5] ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТАКТИК САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ [1.
38561. Описании языковой картины мира (ЯКМ) субъекта делового текста (завещателя) на материале памятника деловой письменности Северной Руси XVIII веке 239.5 KB
  Теоретические аспекты субъекта текста. Проблематика выпускной квалификационной работы состоит в описании языковой картины мира ЯКМ субъекта делового текста завещателя на материале памятника деловой письменности Северной Руси XVIII в. Исследования такого типа актуальны потому что они позволяют через лексическое значение слов выявить влияние культурного контекста на лексику особенности социальноэкономической и духовной культуры поморов XVIIXVIII вв. разработать методику лингвокультурологической обработки исследуемого материала и...
38562. ЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ «ТУРАНГАЛИЛА» 5.39 MB
  Проекция божественного в анализе симфонии Турангалила Оливье Мессиана6 Интродукция Песнь любви I вторая часть Турангалила I третья часть Песнь любви II четвёртая часть Радость крови звёзд пятая часть Сад сна любви шестая часть Турангалила II седьмая часть Развитие любви восьмая часть Турангалила III девятая часть Финал 4. Заложенное ещё в консерваторских классах Поля Дюка увлечение индийской перуанской японской культурой нашло своё отражение в цикле из 12 песен Любви и...