10103

Японская модель корпоративного управления

Реферат

Мировая экономика и международное право

Японская модель корпоративного управления Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый фундаментальные...

Русский

2013-03-21

75.35 KB

162 чел.

Японская модель корпоративного управления

Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов, определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый - фундаментальные принципы управления. Второй - механизмы, правила, посредством которых эти принципы воплощаются в жизнь. Третий фактор - социальная и культурная специфика страны, исторические традиции, состояние общественного сознания, национальный характер. Базовые принципы японского типа управления (первый фактор) можно отнести к четырем группам. Первая - это пересечение интересов и сфер жизнедеятельности корпораций и работников: высокая степень зависимости работника от своей корпорации, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность идти на жертвы во имя ее интересов.

Вторую группу принципов можно, сформулировать как приоритеты коллективистского начала перед индивидуализмом, всемерное поощрение кооперации людей внутри фирмы, в частности, в рамках разного рода небольших групп, атмосферы равенства между работниками независимо от занимаемых постов. Третья группа - умело поддерживаемый баланс влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников, инвесторов.

К четвертой группе можно отнести способ формирования разнообразных связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и покупателями продукции.

Совет директоров и строение самого процесса управления в японских компаниях совпадает с американским процессом управления. Но менталитет японского народа делает ставку на другие аспекты в эффективности управления, чем в Америке.

В управлении корпорацией японские менеджеры основное внимание отдают организация труда. Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками зарплаты по каждой из них. Обязанности между людьми строго не распределены, поощряется выполнение различных видов работы при гибком взаимодействии работников в зависимости от конкретной ситуации. Заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост зарплаты с выслугой лет - одна из важных составляющих этой системы. Другие критерии отражают трудовой вклад, успехи и усердие в обучении и повышении квалификации, умение работать в коллективе и др. Большое значение имеет оценка работы непосредственным руководителем. В этом отношении японская модель существенно отличается от западной, где ставки зарплаты по каждому виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

Обучение и подготовка персонала в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Одна из важнейших целей - выработка необходимых именно данной фирме разнообразных навыков и развитие способностей. Продвижение по службе осуществляется поэтапно, с учетом выслуги лет, по сложной системе критериев и при широких неформализованных консультациях с работниками фирмы. Управляющие, в том числе высшего эвена, являются в основном работниками данной фирмы, прошедшими все или большинство ступеней внутри корпоративной иерархии. Члены правления в большинстве своем возглавляют определенные производственные участки компании.

Первостепенное значение в японских фирмах придается контролю и управлению непосредственно в цеху, на производственном участке. Рабочие выполняют операции как стандартные, нестандартные: переналадка, выявление и устранение причин перебоев, контроль над качеством продукции. Западная модель управления предполагает выполнение нестандартных операций специалистами.

Особое внимание уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих постоянно передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Стимулирование групповой работы и кооперации. Появляются и всевозможные небольшие, естественным образом возникшие группы, деятельность которых нацелена на совершенствование производства. Все работники носят одинаковую рабочую одежду, пользуются одними и теми же стоянками для автомобилей, столовыми и др.

Найм и условия труда. На работу принимаются главным образом выпускники вузов и специальных технических школ, которые, как предполагается, будут работать в фирме длительный срок, в идеале - всю трудовую жизнь. В западной модели преобладает найм на рынке труда при значительно большей мобильности рабочей силы.

Корпорация обеспечивает служащим жилье, оплату значительной части расходов на медицинское обслуживание, транспортные расходы, организацию коллективного отдыха, спортивные мероприятия.

Третий фактор - социокультурная среда в Японии оказывает принципиальное воздействие на все виды человеческой деятельности, включая экономическую. В Японии ее создают прежде всего такие характерные черты национально-психологического склада японцев и их представлений о ценностях, как своего рода культ чувства долга и ответственности, стремление найти в ком-то или в чем-то поддержку, точку опоры; верность семье, клану, общине; высокий социальный престиж усердно работающего человека; предпочтение, отдаваемое отношениям долговременного характера и др.

Из трех выделенных факторов, определяющих характер японского типа управления, в наибольшей мере к другим странам, к иной социально-экономической и социокультурной среде применим первый, включающий базовые принципы менеджмента. Он содержит в себе немало универсально ценного, в значительной мере отвечает общим, глобальным потребностям совершенствования управления, находится во многом в русле общемировых тенденций развития. Да и сами эти принципы не являются суто японскими. Однако японские фирмы сумели провести их в жизнь наиболее комплексно, в особенно широких масштабах.

Эффективность японского менеджмента наглядно подтверждается позициями Японии на мировом рынке. Эффективность работы зависит от действия человеческого фактора: объективной самооценки работника и доверия к нему со стороны управляющего. Предприятия, где руководители высшего звена доверяют своим работникам и поощряют их заслуги, добиваются больших успехов. И наоборот, когда президент представляет собой такой тип управляющего, который постоянно жалуется на некомпетентность своих работников, компания обычно переживает трудности. Владелец или управляющий должен также постоянно испытывать желание прислушиваться к тому, что говорят подчиненные об управлении и повседневном функционировании компании. Такая позиция является необходимой частью эффективного менеджмента. Еще одним необходимым фактором эффективного функционирования фирмы является так называемый "созидательный менеджмент". Он включает следующие элементы:

  •  стремление работать сегодня хотя бы немного лучше, чем вчера;
  •  постоянная связь с потребителем;
  •  недопустимость получения от субпоставщиков бракованной продукции; предпринимательская интуиция;

деловая независимость или возможность выбора; прибыльность предприятия; гибкость производства и управления.

Можно выделить также следующие особенности управления в японских фирмах:

при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;

  •  разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
  •  при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работы производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммиро-ванных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;

наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства; для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом, необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления «снизу».

В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37145. Радикальное направление освободительной борьбы. Революционные демократы и революционные народники 41.5 KB
  Они резко выступали против теории официальной народности против взглядов славянофилов доказывали общность исторического развития Западной Европы и России высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом призывали использовать в России новейшие достижения науки техники культуры. В это время он пришел к мысли что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма который найдет свое осуществление в России скорее чем в какойлибо другой стране. Герцен был первым кто в общественном движении России...
37146. Развитие экономики и культуры России во второй половине XIX века 50.5 KB
  Огромные выкупные платежи тяжким бременем лежали на миллионах крестьян. К тому же взамен помещичьей власти в деревне укреплялся гнет общины которая могла наложить штраф на трудолюбивых крестьян за работу а в праздничные дни приговорить крестьян к ссылке в Сибирь за колдовство и т. Многие крестьяне испытывали большие тяготы изза того что не могли свободно распоряжаться своим наделом а также вести свое хозяйство так как считали нужным. Во многих общинах проводились переделы земли что исключало заинтересованность крестьян в повышении...
37147. Социал-демократия: большевизм и меньшевизм в революционном движении России 39.5 KB
  Идейное размежевание с меньшевиками сопровождалось не прекращавшимися попытками восстановить единство РСДРП но предложение Ленина разрешить партийный кризис созывом съезда не нашло поддержки у меньшевиков а также у большевиков членов ЦК партии считавших что съезд лишь закрепит раскол. Отказавшись от предложенного Лениным переименования партии в коммунистическую делегаты конференции решили добавить к традиционному ее названию Российская социалдемократическая рабочая партия слово большевиков и поручили ЦК партии подготовить проект...
37148. Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905-1907 гг 40 KB
  Оно стало началом революции 1905 1907 гг. Причины революции многообразны но все они так или иначе связаны с процессами модернизации политической экономической социальной областей жизни страны. Либералы к началу революции создать политические партии не смогли.
37149. Государственная Дума – первый опыт парламентаризма 34.5 KB
  Вследствие неодновременности выборов работа Государственной думы проходила при неполном составе её пополнение шло в ходе работы. Комиссии Государственной думы работали над законопроектами о неприкосновенности личности свободе совести собраний об отмене смертной казни. В центре внимания II Думы как и ее предшественницы находился аграрный вопрос. Третьеиюньский государственный переворот новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета означал поражение...
37151. Столыпинская политика модернизации России. Отношение к ней российского общества. Судьба столыпинских реформ 32 KB
  разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. По желанию крестьянина выделавшегося из общины отдельные полосы его земли могли быть сведены в один участков отруб. Продажа земли через него также помогала крестьянам увеличить своё землевладение. Третьим важным пунктом реформы было переселение крестьян на свободные земли в Сибирь Среднюю Азию и Казахстан.