10103

Японская модель корпоративного управления

Реферат

Мировая экономика и международное право

Японская модель корпоративного управления Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый фундаментальные...

Русский

2013-03-21

75.35 KB

159 чел.

Японская модель корпоративного управления

Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов, определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый - фундаментальные принципы управления. Второй - механизмы, правила, посредством которых эти принципы воплощаются в жизнь. Третий фактор - социальная и культурная специфика страны, исторические традиции, состояние общественного сознания, национальный характер. Базовые принципы японского типа управления (первый фактор) можно отнести к четырем группам. Первая - это пересечение интересов и сфер жизнедеятельности корпораций и работников: высокая степень зависимости работника от своей корпорации, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность идти на жертвы во имя ее интересов.

Вторую группу принципов можно, сформулировать как приоритеты коллективистского начала перед индивидуализмом, всемерное поощрение кооперации людей внутри фирмы, в частности, в рамках разного рода небольших групп, атмосферы равенства между работниками независимо от занимаемых постов. Третья группа - умело поддерживаемый баланс влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников, инвесторов.

К четвертой группе можно отнести способ формирования разнообразных связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и покупателями продукции.

Совет директоров и строение самого процесса управления в японских компаниях совпадает с американским процессом управления. Но менталитет японского народа делает ставку на другие аспекты в эффективности управления, чем в Америке.

В управлении корпорацией японские менеджеры основное внимание отдают организация труда. Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками зарплаты по каждой из них. Обязанности между людьми строго не распределены, поощряется выполнение различных видов работы при гибком взаимодействии работников в зависимости от конкретной ситуации. Заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост зарплаты с выслугой лет - одна из важных составляющих этой системы. Другие критерии отражают трудовой вклад, успехи и усердие в обучении и повышении квалификации, умение работать в коллективе и др. Большое значение имеет оценка работы непосредственным руководителем. В этом отношении японская модель существенно отличается от западной, где ставки зарплаты по каждому виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

Обучение и подготовка персонала в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Одна из важнейших целей - выработка необходимых именно данной фирме разнообразных навыков и развитие способностей. Продвижение по службе осуществляется поэтапно, с учетом выслуги лет, по сложной системе критериев и при широких неформализованных консультациях с работниками фирмы. Управляющие, в том числе высшего эвена, являются в основном работниками данной фирмы, прошедшими все или большинство ступеней внутри корпоративной иерархии. Члены правления в большинстве своем возглавляют определенные производственные участки компании.

Первостепенное значение в японских фирмах придается контролю и управлению непосредственно в цеху, на производственном участке. Рабочие выполняют операции как стандартные, нестандартные: переналадка, выявление и устранение причин перебоев, контроль над качеством продукции. Западная модель управления предполагает выполнение нестандартных операций специалистами.

Особое внимание уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих постоянно передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Стимулирование групповой работы и кооперации. Появляются и всевозможные небольшие, естественным образом возникшие группы, деятельность которых нацелена на совершенствование производства. Все работники носят одинаковую рабочую одежду, пользуются одними и теми же стоянками для автомобилей, столовыми и др.

Найм и условия труда. На работу принимаются главным образом выпускники вузов и специальных технических школ, которые, как предполагается, будут работать в фирме длительный срок, в идеале - всю трудовую жизнь. В западной модели преобладает найм на рынке труда при значительно большей мобильности рабочей силы.

Корпорация обеспечивает служащим жилье, оплату значительной части расходов на медицинское обслуживание, транспортные расходы, организацию коллективного отдыха, спортивные мероприятия.

Третий фактор - социокультурная среда в Японии оказывает принципиальное воздействие на все виды человеческой деятельности, включая экономическую. В Японии ее создают прежде всего такие характерные черты национально-психологического склада японцев и их представлений о ценностях, как своего рода культ чувства долга и ответственности, стремление найти в ком-то или в чем-то поддержку, точку опоры; верность семье, клану, общине; высокий социальный престиж усердно работающего человека; предпочтение, отдаваемое отношениям долговременного характера и др.

Из трех выделенных факторов, определяющих характер японского типа управления, в наибольшей мере к другим странам, к иной социально-экономической и социокультурной среде применим первый, включающий базовые принципы менеджмента. Он содержит в себе немало универсально ценного, в значительной мере отвечает общим, глобальным потребностям совершенствования управления, находится во многом в русле общемировых тенденций развития. Да и сами эти принципы не являются суто японскими. Однако японские фирмы сумели провести их в жизнь наиболее комплексно, в особенно широких масштабах.

Эффективность японского менеджмента наглядно подтверждается позициями Японии на мировом рынке. Эффективность работы зависит от действия человеческого фактора: объективной самооценки работника и доверия к нему со стороны управляющего. Предприятия, где руководители высшего звена доверяют своим работникам и поощряют их заслуги, добиваются больших успехов. И наоборот, когда президент представляет собой такой тип управляющего, который постоянно жалуется на некомпетентность своих работников, компания обычно переживает трудности. Владелец или управляющий должен также постоянно испытывать желание прислушиваться к тому, что говорят подчиненные об управлении и повседневном функционировании компании. Такая позиция является необходимой частью эффективного менеджмента. Еще одним необходимым фактором эффективного функционирования фирмы является так называемый "созидательный менеджмент". Он включает следующие элементы:

  •  стремление работать сегодня хотя бы немного лучше, чем вчера;
  •  постоянная связь с потребителем;
  •  недопустимость получения от субпоставщиков бракованной продукции; предпринимательская интуиция;

деловая независимость или возможность выбора; прибыльность предприятия; гибкость производства и управления.

Можно выделить также следующие особенности управления в японских фирмах:

при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;

  •  разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
  •  при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работы производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммиро-ванных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;

наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства; для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом, необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления «снизу».

В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9376. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей 509.18 KB
  Курсовая работа По предмету: Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Практическая часть Решения задачи №1 Условия задачи Определить мощность ТВ радиопередатчика Р, обеспечивающего требуемое значение напряженности электромагнитного поля...
9377. РАСЧЕТ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ 95.79 KB
  Расчет плоскоременной передачи. 1. Определяем диаметр меньшего (ведущего) шкива: где, D1 - диаметр ведущего шкива, мм N1 - мощность на ведущем шкиве, кВт n1 - число оборотов ведущего шкива, об/мин. Вычисл...
9378. Анализ инженерно-геологических условий и оценка перспективности застройки территории, предназначенной для промышленно-гражданского строительства 56.58 KB
  Анализ инженерно-геологических условий и оценка перспективности застройки территории, предназначенной для промышленно-гражданского строительства Местоположение участка: Нижегородская область, Городецкий район, село Сокольское. Геоморфологический уча...
9379. Внеклассная воспитательная работа в школе 62.65 KB
  Внеклассная воспитательная работа в школе 1. Сущность внеклассной воспитательной работы Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для...
9380. ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (БС) 47 KB
  Тема №35: ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (БС) -1- Понятие договора банковского счета Договор БС - это гражданско-правовое соглашение, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять на счет вкладчика денежные средства, выполняться распоряже...
9381. Расчетные обязательства (РО). 79 KB
  Тема №36: расчетные обязательства (РО). Общие положения по расчете. Расчетные правоотношения – это урегулированные нормами права о/о, возникающие между субъектами возмездного гр.пр.обязательства и кредитной организации в связи с осущ...
9382. Хранение. Понятие и содержание договора 67.5 KB
  Тема №37: Хранение Понятие и содержание договора По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданной ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности. Договор хранения может быть как реальным, ...
9383. Поручение. Понятие договора. 29.5 KB
  Поручение. Понятие договора. Договор поручения оформляет одну из разновидностей обязательств по оказанию юр.услуг. в силу данного договора одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определяет...
9384. Страхование. Понятие договора страхования 39.5 KB
  Тема №39. Страхование 1. понятие договора. В силу обязательства по страхованию 1 лицо (страховщик) обязан при наступлении в определенный срок предусмотренных обстоятельств (страховых случаев) произвести выплаты другому лицу (страхователю) или иному ...