10103

Японская модель корпоративного управления

Реферат

Мировая экономика и международное право

Японская модель корпоративного управления Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый фундаментальные...

Русский

2013-03-21

75.35 KB

157 чел.

Японская модель корпоративного управления

Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов, определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый - фундаментальные принципы управления. Второй - механизмы, правила, посредством которых эти принципы воплощаются в жизнь. Третий фактор - социальная и культурная специфика страны, исторические традиции, состояние общественного сознания, национальный характер. Базовые принципы японского типа управления (первый фактор) можно отнести к четырем группам. Первая - это пересечение интересов и сфер жизнедеятельности корпораций и работников: высокая степень зависимости работника от своей корпорации, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность идти на жертвы во имя ее интересов.

Вторую группу принципов можно, сформулировать как приоритеты коллективистского начала перед индивидуализмом, всемерное поощрение кооперации людей внутри фирмы, в частности, в рамках разного рода небольших групп, атмосферы равенства между работниками независимо от занимаемых постов. Третья группа - умело поддерживаемый баланс влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников, инвесторов.

К четвертой группе можно отнести способ формирования разнообразных связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и покупателями продукции.

Совет директоров и строение самого процесса управления в японских компаниях совпадает с американским процессом управления. Но менталитет японского народа делает ставку на другие аспекты в эффективности управления, чем в Америке.

В управлении корпорацией японские менеджеры основное внимание отдают организация труда. Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками зарплаты по каждой из них. Обязанности между людьми строго не распределены, поощряется выполнение различных видов работы при гибком взаимодействии работников в зависимости от конкретной ситуации. Заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост зарплаты с выслугой лет - одна из важных составляющих этой системы. Другие критерии отражают трудовой вклад, успехи и усердие в обучении и повышении квалификации, умение работать в коллективе и др. Большое значение имеет оценка работы непосредственным руководителем. В этом отношении японская модель существенно отличается от западной, где ставки зарплаты по каждому виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

Обучение и подготовка персонала в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Одна из важнейших целей - выработка необходимых именно данной фирме разнообразных навыков и развитие способностей. Продвижение по службе осуществляется поэтапно, с учетом выслуги лет, по сложной системе критериев и при широких неформализованных консультациях с работниками фирмы. Управляющие, в том числе высшего эвена, являются в основном работниками данной фирмы, прошедшими все или большинство ступеней внутри корпоративной иерархии. Члены правления в большинстве своем возглавляют определенные производственные участки компании.

Первостепенное значение в японских фирмах придается контролю и управлению непосредственно в цеху, на производственном участке. Рабочие выполняют операции как стандартные, нестандартные: переналадка, выявление и устранение причин перебоев, контроль над качеством продукции. Западная модель управления предполагает выполнение нестандартных операций специалистами.

Особое внимание уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих постоянно передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Стимулирование групповой работы и кооперации. Появляются и всевозможные небольшие, естественным образом возникшие группы, деятельность которых нацелена на совершенствование производства. Все работники носят одинаковую рабочую одежду, пользуются одними и теми же стоянками для автомобилей, столовыми и др.

Найм и условия труда. На работу принимаются главным образом выпускники вузов и специальных технических школ, которые, как предполагается, будут работать в фирме длительный срок, в идеале - всю трудовую жизнь. В западной модели преобладает найм на рынке труда при значительно большей мобильности рабочей силы.

Корпорация обеспечивает служащим жилье, оплату значительной части расходов на медицинское обслуживание, транспортные расходы, организацию коллективного отдыха, спортивные мероприятия.

Третий фактор - социокультурная среда в Японии оказывает принципиальное воздействие на все виды человеческой деятельности, включая экономическую. В Японии ее создают прежде всего такие характерные черты национально-психологического склада японцев и их представлений о ценностях, как своего рода культ чувства долга и ответственности, стремление найти в ком-то или в чем-то поддержку, точку опоры; верность семье, клану, общине; высокий социальный престиж усердно работающего человека; предпочтение, отдаваемое отношениям долговременного характера и др.

Из трех выделенных факторов, определяющих характер японского типа управления, в наибольшей мере к другим странам, к иной социально-экономической и социокультурной среде применим первый, включающий базовые принципы менеджмента. Он содержит в себе немало универсально ценного, в значительной мере отвечает общим, глобальным потребностям совершенствования управления, находится во многом в русле общемировых тенденций развития. Да и сами эти принципы не являются суто японскими. Однако японские фирмы сумели провести их в жизнь наиболее комплексно, в особенно широких масштабах.

Эффективность японского менеджмента наглядно подтверждается позициями Японии на мировом рынке. Эффективность работы зависит от действия человеческого фактора: объективной самооценки работника и доверия к нему со стороны управляющего. Предприятия, где руководители высшего звена доверяют своим работникам и поощряют их заслуги, добиваются больших успехов. И наоборот, когда президент представляет собой такой тип управляющего, который постоянно жалуется на некомпетентность своих работников, компания обычно переживает трудности. Владелец или управляющий должен также постоянно испытывать желание прислушиваться к тому, что говорят подчиненные об управлении и повседневном функционировании компании. Такая позиция является необходимой частью эффективного менеджмента. Еще одним необходимым фактором эффективного функционирования фирмы является так называемый "созидательный менеджмент". Он включает следующие элементы:

  •  стремление работать сегодня хотя бы немного лучше, чем вчера;
  •  постоянная связь с потребителем;
  •  недопустимость получения от субпоставщиков бракованной продукции; предпринимательская интуиция;

деловая независимость или возможность выбора; прибыльность предприятия; гибкость производства и управления.

Можно выделить также следующие особенности управления в японских фирмах:

при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;

  •  разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
  •  при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работы производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммиро-ванных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;

наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства; для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом, необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления «снизу».

В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46876. Уплата акциза при реализации 34.5 KB
  Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем
46877. Поняття практики, її форми та роль в пізнанні 34.5 KB
  Поняття практики її форми та роль в пізнанні Поняття Практика походить від грецького слова праксис що в перекладі означає діяння активність діяльність. Практика – це діяльність за допомогою якої людина змінює перетворює світ.Під практикою перш за все розуміється сукупна діяльність людства весь його досвід у процесі історичного розвитку. Як за своїм змістом так і за способом реалізації практична діяльність має суспільний характер і виступає як цілісна система дій є способом суспільного буття людини та специфічною формою його...
46880. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России 34.5 KB
  Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.
46881. Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка» 34.5 KB
  К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.
46883. Методы диагност обследования больных туберкульозом лёгких 34.5 KB
  Диагностика (туберкулодиагностика) - метод изучения инфицированности микобактериями туберкулеза, а также реактивности инфицированных или вакцинированных людей, основанный на применении туберкулиновых проб.
46884. ТУБЕРКУЛЁЗ ВНУТРИГРУДНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ 34.5 KB
  ТУБЕРКУЛЁЗ ВНУТРИГРУДНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ Туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов обычно морфологически подразделяют на инфильтративную форму сходную с прикорневой пневмонией характеризующейся преимущественно перифокальными реакциями вокруг поражённых узлов и туморозную форму сходную с опухолевыми заболеваниями и характеризующуюся преимущественно гиперплазией лимфатических узлов и казеозом. При хорошо работающей педиатрической службе туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов чаще выявляют при обследовании ребёнка или подростка...