10103

Японская модель корпоративного управления

Реферат

Мировая экономика и международное право

Японская модель корпоративного управления Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый фундаментальные...

Русский

2013-03-21

75.35 KB

174 чел.

Японская модель корпоративного управления

Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов, определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый - фундаментальные принципы управления. Второй - механизмы, правила, посредством которых эти принципы воплощаются в жизнь. Третий фактор - социальная и культурная специфика страны, исторические традиции, состояние общественного сознания, национальный характер. Базовые принципы японского типа управления (первый фактор) можно отнести к четырем группам. Первая - это пересечение интересов и сфер жизнедеятельности корпораций и работников: высокая степень зависимости работника от своей корпорации, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность идти на жертвы во имя ее интересов.

Вторую группу принципов можно, сформулировать как приоритеты коллективистского начала перед индивидуализмом, всемерное поощрение кооперации людей внутри фирмы, в частности, в рамках разного рода небольших групп, атмосферы равенства между работниками независимо от занимаемых постов. Третья группа - умело поддерживаемый баланс влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников, инвесторов.

К четвертой группе можно отнести способ формирования разнообразных связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и покупателями продукции.

Совет директоров и строение самого процесса управления в японских компаниях совпадает с американским процессом управления. Но менталитет японского народа делает ставку на другие аспекты в эффективности управления, чем в Америке.

В управлении корпорацией японские менеджеры основное внимание отдают организация труда. Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками зарплаты по каждой из них. Обязанности между людьми строго не распределены, поощряется выполнение различных видов работы при гибком взаимодействии работников в зависимости от конкретной ситуации. Заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост зарплаты с выслугой лет - одна из важных составляющих этой системы. Другие критерии отражают трудовой вклад, успехи и усердие в обучении и повышении квалификации, умение работать в коллективе и др. Большое значение имеет оценка работы непосредственным руководителем. В этом отношении японская модель существенно отличается от западной, где ставки зарплаты по каждому виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

Обучение и подготовка персонала в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Одна из важнейших целей - выработка необходимых именно данной фирме разнообразных навыков и развитие способностей. Продвижение по службе осуществляется поэтапно, с учетом выслуги лет, по сложной системе критериев и при широких неформализованных консультациях с работниками фирмы. Управляющие, в том числе высшего эвена, являются в основном работниками данной фирмы, прошедшими все или большинство ступеней внутри корпоративной иерархии. Члены правления в большинстве своем возглавляют определенные производственные участки компании.

Первостепенное значение в японских фирмах придается контролю и управлению непосредственно в цеху, на производственном участке. Рабочие выполняют операции как стандартные, нестандартные: переналадка, выявление и устранение причин перебоев, контроль над качеством продукции. Западная модель управления предполагает выполнение нестандартных операций специалистами.

Особое внимание уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих постоянно передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Стимулирование групповой работы и кооперации. Появляются и всевозможные небольшие, естественным образом возникшие группы, деятельность которых нацелена на совершенствование производства. Все работники носят одинаковую рабочую одежду, пользуются одними и теми же стоянками для автомобилей, столовыми и др.

Найм и условия труда. На работу принимаются главным образом выпускники вузов и специальных технических школ, которые, как предполагается, будут работать в фирме длительный срок, в идеале - всю трудовую жизнь. В западной модели преобладает найм на рынке труда при значительно большей мобильности рабочей силы.

Корпорация обеспечивает служащим жилье, оплату значительной части расходов на медицинское обслуживание, транспортные расходы, организацию коллективного отдыха, спортивные мероприятия.

Третий фактор - социокультурная среда в Японии оказывает принципиальное воздействие на все виды человеческой деятельности, включая экономическую. В Японии ее создают прежде всего такие характерные черты национально-психологического склада японцев и их представлений о ценностях, как своего рода культ чувства долга и ответственности, стремление найти в ком-то или в чем-то поддержку, точку опоры; верность семье, клану, общине; высокий социальный престиж усердно работающего человека; предпочтение, отдаваемое отношениям долговременного характера и др.

Из трех выделенных факторов, определяющих характер японского типа управления, в наибольшей мере к другим странам, к иной социально-экономической и социокультурной среде применим первый, включающий базовые принципы менеджмента. Он содержит в себе немало универсально ценного, в значительной мере отвечает общим, глобальным потребностям совершенствования управления, находится во многом в русле общемировых тенденций развития. Да и сами эти принципы не являются суто японскими. Однако японские фирмы сумели провести их в жизнь наиболее комплексно, в особенно широких масштабах.

Эффективность японского менеджмента наглядно подтверждается позициями Японии на мировом рынке. Эффективность работы зависит от действия человеческого фактора: объективной самооценки работника и доверия к нему со стороны управляющего. Предприятия, где руководители высшего звена доверяют своим работникам и поощряют их заслуги, добиваются больших успехов. И наоборот, когда президент представляет собой такой тип управляющего, который постоянно жалуется на некомпетентность своих работников, компания обычно переживает трудности. Владелец или управляющий должен также постоянно испытывать желание прислушиваться к тому, что говорят подчиненные об управлении и повседневном функционировании компании. Такая позиция является необходимой частью эффективного менеджмента. Еще одним необходимым фактором эффективного функционирования фирмы является так называемый "созидательный менеджмент". Он включает следующие элементы:

  •  стремление работать сегодня хотя бы немного лучше, чем вчера;
  •  постоянная связь с потребителем;
  •  недопустимость получения от субпоставщиков бракованной продукции; предпринимательская интуиция;

деловая независимость или возможность выбора; прибыльность предприятия; гибкость производства и управления.

Можно выделить также следующие особенности управления в японских фирмах:

при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;

  •  разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
  •  при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работы производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммиро-ванных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;

наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства; для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом, необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления «снизу».

В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20775. Изучение назначения, кинематики и настройки универсальной делительной головки УДГ Д-200 113.62 KB
  Червячная передача позволяет передавать вращение от рукоятки к шпинделю и заготовке. Делительный лимб 12 служит для отсчета числа оборотов рукоятки. Для удобства отсчета числа оборотов рукоятки к делительному лимбу прикреплен сектор 16 линейки которого раздвигаются на требуемый угол. При делении окружности заготовки на части вращение рукоятки может производиться относительно как неподвижного так и подвижного лимбов.
20776. Устройство вертикально-сверлильного станка и его настройка на обработку отверстий 1.74 MB
  Станок 2Н135 рис. Стол 2 имеет Тобразные пазы для крепления тисков приспособлений или детали. Рис. Краткая техническая характеристика станка 2Н135 Размеры рабочей поверхности стола мм ширина х на длину 450x500 Наибольший диаметр сверления в стали мм 35 Конус Морзе шпинделя №4 Наибольшее вертикальное перемещение стола мм 300 Число ступеней частоты вращения шпинделя 12 Частота вращения шпинделя мин1 315; 45; 63; 90; 125; 180; 250; 355; 500; 710; 1000; 1400 Число ступеней подач шпинделя 9 Подачи шпинделя мм об 01; 014; 02;...
20777. Ряды Динамики. Установление вида ряда динамики 1.63 MB
  Установление вида ряда динамики. Основная цель статистического изучения динамики коммерческой деятельности состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.
20778. Индексный метод. Статистические индексы 262.5 KB
  Статистические индексы. Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики. Индивидуальные и общие индексы. В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные элементарные и общие.
20779. Выборочное наблюдение 1.05 MB
  Проведение исследования социально экономических явлений выборочным методом складывается из ряда последовательных этапов: 1 обоснование в соответствии с задачами исследования целесообразности применения выборочного метода; 2 составление программы проведения статистического исследования выборочным методом; 3 решение организационных вопросов сбора и обработки исходной информации; 4 установление доли выборки т. части подлежащих обследованию единиц генеральной совокупности; 5 обоснование способов формирования выборочной совокупности; 6...
20780. Изучение статистической связи 666.23 KB
  N 130 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности Временным положением о Государственном комитете Российской Федерации утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 года N 11171 и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая...
20781. Общая теория статистики 199.97 KB
  Отдельные объекты или явления образующие статистическую совокупность называются единицами совокупности. Например при проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие а единицей совокупности их оборудование прилавки холодильные агрегаты и т. Вариация это многообразие изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности наблюдения. Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах.
20782. Калорифер воздушный распылительной сушильной установки 1.05 MB
  Поверхностные теплообменные аппараты, в свою очередь, делятся на рекуперативные и регенеративные. В рекуперативных аппаратах теплообмен между различными теплоносителями происходит через разделительные стенки.
20783. ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Б.КИЛЛИНЖЕР 364 KB
  Диагностика работогольной зависимости с помощью альтернативных методик (метод экспертных оценок, опросник Б.Киллинжер), адаптация и создание психометрического паспорта опросника Б.Килинжер: определение валидности опросника Б.Киллинжер; проведение процедуры point analysis (выявление дифференциальной силы каждого из утверждений опросника Б.Киллинжер)...