10129

Предпосылки и историческое формирование науковедения и философии науки

Реферат

Логика и философия

Предпосылки и историческое формирование науковедения и философии науки Проблематика науковедения и его становление. Структура современного науковедения и место в нем философии науки. Философия науки изучение которой начинается является частью обширной об

Русский

2013-03-21

46 KB

18 чел.

Предпосылки и историческое формирование науковедения и философии науки

Проблематика науковедения и его становление.

Структура современного науковедения и место в нем философии науки.

Философия науки, изучение которой начинается, является частью обширной области исследований. Эта область называется науковедением.

Науковедение – «наука о науке», объектом его изучения являются закономерности существования, функционирования и развития науки как системы знаний, сферы деятельности и социального института. Науковедение имеет предысторию, но его оформление относится к ХХ в. (1939 г.).

В основе выделения науковедения в самостоятельную теоретическую область лежат:

понимание специфики науки как вида познания;

массовизация ее как деятельности;

возрастание социальной значимости науки и необходимость государственного управления и регулирования науки.

Предыстория науковедения начинается в Новое время. Ф. Бэкон поставил три основных вопроса науковедения: что такое наука и каким д.б. знание, чтобы считаться научным; какими методами должна пользоваться наука, в отличие от обыденного знания; каким целям должна служить наука, т.е. ради чего она существует?

Первые эмпирически ориентированные фундаментальные работы, которые по содержанию были науковедческими, появились во второй половине 19 в.: «История науки и ученых за два века» швейцарского ботаника А. Декандоля (1873), «История индуктивных наук» и «Философия индуктивных наук» У.Уэвелла (с 1897), «Великие люди» В. Оствальда (1909). Книга Оствальда положила начало исследованиям проблем формирования личности ученого, связи его личных характеристик и научного творчества. Тогда же, на рубеже веков, английский психолог и антрополог Ф.Гальтон (Голтон) – один из создателей евгеники, биометрии, дифференциальной психологии и метода тестирования – положил начало использованию количественных методов в науковедении, опубликовав ряд статей, в которых проводился статистический анализ науки.

Начиная с этого момента можно говорить о двух линиях в исследовании науки, различие которых сохраняет значение и до сих пор; концептуальная, философско-методологическая, и эмпирическая, описательная. Концептуальное направление стремилось к построению логической модели научного мышления, ориентировалось на нормативность, отталкивалось от общегносеологических представлений и проблематики. Эмпирические исследования были ориентированы фактографически, стремились к точности, отказывались от метафизических обобщений. Соответственно проблема оформления науковедения была также проблемой синтеза этих двух линий исследования.

В ХХ в. исследования науки как особого объекта начали активно организационно оформляться. В 1913 г. начал выходить первый журнал по истории науки, наз. «Изис», издатель - Дж.Сартон. В 1929 г. в Париже состоялся первый международный конгресс по истории науки, где были представлены не только исторические, но и психологические, социологические исследования. В 30-е гг. большую организующую роль играл «Венский кружок» (лидер - Морис Шлик) – философское общество, которое занималось организацией конгрессов, устанавливало контакты с исследователями в разных странах, издавало «Международную энциклопедию единой науки».

В 20-30-е гг. ХХ в. идея науковедения «носилась в воздухе». В России в1922 г. Иван Адамович Боричевский (1892 – 1941) опубликовал работу «Введение в философию Н», а в 1926 г. – статью «Науковедение как точная наука» в петроградском журнале «Вестник знания», где он, в частности, писал: «Пока нет еще ни одного научного учреждения, которое занималось бы изучением науки как целого», и предлагал создать такое, и название: теория науки или науковедение. Статья известности не получила. В 1936 г. польские ученые М. и Т. Оссовские опубликовали, тоже без особых последствий, статью «Наука о науке», где тоже обосновывали необходимость такой области и выделили в качестве возможных направлений историю, психологию и организацию науки.

Официальной датой рождения науковедения считается  1939 г. – выход книги Дж. Бернала «Общественная функция науки», содержавшей формулировки и обзор проблематики нового направления исследований. Вот она сразу стала широко известной, и начался активный рост науковедения. И название прижилось предложенное Берналом, хотя были и другие варианты: эпистемология (Тадеуш Котарбинский); теория науки или наукознание.

К 60-м гг. ХХ в. был достигнут новый этап в становлении науковедения (отмеченный сборником к 25-летию книги Бернала «Наука о науке»): на фоне быстрого количественного роста исследований появляются обобщающие работы, в которых предпринимаются попытки рассмотреть науку как единый объект, как систему; начинают проводиться международные конгрессы и издаваться специализированные журналы.

Т.к. именно эти два критерия – проведение конференций международного уровня  и  существование специализированных периодических изданий – принимаются, как правило, за показатели состоявшегося формирования определенной области исследований как самостоятельной, можно считать датой рождения науковедения 1939 г., а периодом достижения им теоретической зрелости – 60-е гг. ХХ в.

В настоящее время основной организацией, объединяющей всех работающих в данной области, является Международный союз истории и философии науки, созданный в 1947 г. Он провел уже более 20 международных конгрессов. Основные англоязычные журналы: The Philosophy of Science и History of Human Sciences. В нашей стране с 1956 г. издавался периодический сборник, в 1979 г. преобразованный в журнал «Вопросы истории естествознания и техники», с 1962 – ежегодник «Наука и человечество: Доступно и точно о главном в мировой науке», с 1968 - ежегодник «Будущее науки: проблемы и перспективы», с 1999 г. – журнал «Науковедение», с 2004 – «Эпистемология и философия науки».

Структура науковедения. Наука рассматривается в трех основных аспектах: как знание или совокупность определенных знаний; как деятельность, в сопоставлении с другими видами человеческой деятельности; и как социальный институт, т.е. система организационных форм и целостная подсистема общественной жизни, которая взаимодействует с другими подсистемами (например, с церковью, с государством) и обладает определенной внутренней организацией.

Соответственно проблемное поле науковедения может быть разделено на три круга:

изучение форм представления знания и его специфики: критерии научности, такие феномены, как факт, проблема, теория, гипотеза и т.д., язык науки, методологические проблемы конкретных научных дисциплин;

изучение методов и процедур научной деятельности, их классификация, анализ, разработка, рассмотрение объекта и предмета исследования, целей науки и их иерархии, роли интуиции, фантазии и т.п. в научном познании;

изучение организационных форм науки: коллективы, школы, система воспроизводства кадров, способы оценки и подтверждения квалификации, Н и государство, Н и экономика и т.д.

Можно также выделить в науковедении два направления: аналитическое и нормативное – соответственно рассмотрение закономерностей, которые действуют реально, и фактического состояния науки и изучение оптимальных форм, эталонов научности, задача которого – создать теоретическую основу регулирования и повышения эффективности науки.

Можно также рассмотреть науковедение как комплекс дисциплин, изучающих науку разными способами.

В качестве важнейших предметных областей в рамках науковедения можно отметить следующие:

философия науки, предмет которой составляют анализ сущности науки и ее специфики по отношению к другим видам познавательной деятельности, разработка обобщающих моделей ее развития;

логика и методология наукианализ методов, процедур, приемов научного мышления,

история науки, реконстрирующая процесс развития науки от древности до настоящего времени (открытия, этапы, идеи);

социология науки, в которой анализируются социальные функции науки, особенности взаимодействия науки как социального института с другими элементами социальной системы, а также отношения людей в процессе научной деятельности;

психология науки, исследующая отношения людей науки как межличностные и роль психологических процессов (эмоций, воображения, интуиции и др.) и социально-психологических эффектов (конформизма, социальной фацилитации и др.) в научной деятельности;

экономика  науки, осуществляющая анализ экономических особенностей развития науки, разработку критериев экономической эффективности научных исследований, методов экономического стимулирования науки;

наукометрия – конкретная дисциплина, в которой производится разработка количественных методов оценки науки, показателей ее объема и роста, а также установление корреляций, функциональных зависимостей и статистических регулярностей в функционировании и развитии науки (предполагающих дальнейшее объяснение);

научное прогнозирование, задачей которого является определение основных путей и наиболее перспективных направлений развития науки, разработка средств и стратегий управления ее развитием, оценка ближайших перспектив и результатов;

организация труда в науке – разработка специализированных и адаптированных к содержанию Н-деятельности форм;

этика науки как особая область профессиональной этики;

научное право, в рамках которого рассматриваются правовые проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, с вопросами приоритета, с проблемами плагиата и т. п.;

научная политика – разработка средств самоорганизации Н, ее самоуправления, ее активности как социального института.

В комплексе науковедческих дисциплин центральное место объективно занимает философия науки, так как именно она вырабатывает образ науки как таковой, в единстве ее существенных и специфических характеристик,  на котором базируются и из которого исходят все остальные дисциплины. Она разрабатывает также универсальную концепцию роста науки, выявляя закономерности его истории. По Лакатосу, философия науки создает нормативную методологию, на основе которой м.б. реконструирована «внутренняя история науки» (т.е. закономерная), которая обрастает «внешней историей» - эмпирической фактографией, социально-психологическим материалом и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
  Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.
52536. Проект «Я дитина всесвіту» 947.5 KB
  Вірно діти це вода. В казках мертва вода заживляла рани. Глибока вона там а вода знай в ній холодна джерельна студена. Журавель напоїв хлопчика джерельною водою а потім на своїх широких крилах відніс хлопчика додому і сказав: Запамятай вода жива її треба берегти Хлопчик подякував і повторив: вода жива.
52537. Всі ми родом із дитинства. Подорож в українську минувшину. Живопис на склі «Ікона святого Миколая» 87.5 KB
  Миколай народився в Патарі тепер Туреччина біля 280 р. Миколай і потайки вечором кинув у відкрите вікно кімнати мішечок з золотом. І знову Святий Миколай підкинув торбинку грошей так щоб ніхто того не бачив. Коли прийшов час наймолодшій дочці виходити заміж а грошей не булоі її чекала неволя батько дівчат заховався біля хати; і коли Святий Миколай кинув знову мішечок з золотом батько схопив його за руку.
52538. Дитинство Ісуса Христа 116 KB
  Мета: ознайомити учнів з дитинством Спасителя, вказуючи на Його чесноти; розвивати бажання брати собі за взірець Христа; виховувати послух, покірність та повагу до батьків.
52539. Всі ми родом із дитинства 97 KB
  Евеліна Хромченко Дитинство Дитинствоказка мов чарівна мить Там завжди сонячно і світло. Надія Красоткіна Дитинство це коли день починається з першим променем сонця звуком тихих маминих кроків запахом теплого хліба співом птахів і триває довгодовго це коли дерева великі а ти внизу і помічаєш так багато: і мурашки і бджолу на квітці і пухнасту гусеницю і чуєш як росте трава і можеш залізти на найвище дерево і переплести саму широку річку і все можеш зробити сам. Варто подумати про дитинство і пам’ять підкине дивні...
52540. Свято здоровя 43 KB
  Підвищувати відповідальність за особисте здоровя, здоровя родини; пропагувати і заохочувати до співпраці дітей та батьків; розвивати і зміцнювати в учнів почуття прекрасного в побуті, працьовитість, повагу до звичаїв і традицій рідного народу; виховувати повагу в особистих стосунках, почуття колективізму та взаємодопомоги.
52541. Сценарій свята для учнів 2-х класів «Різдвяне диво» 81 KB
  Заходять колядники звіздар ангел зірка коза дохтур Звіздар. Де коза ходить там жито родить Де коза ногою там жито копою Де коза рогом там жито стогом. Коза скаче а потім падає Пуць Коза впала нежива стала Ой Ой Яка добра тваринка була Що ж то робити Усі. Де тут хто тут пацієнт Виліковую в момент Робить козі укол коза оживає встає танцює танець всі плескають у долоні Усі.