10132

Образ науки в философии И.Канта

Доклад

Логика и философия

Образ науки в философии И.Канта. И. Кант поставил проблему общей природы научного знания. Наука рассматривается изнутри с точки зрения логики развертывания мысли и сформулирована фундаментальная проблема: научное знание обладает всеобщностью и необходимостью эт

Русский

2013-03-21

33.5 KB

15 чел.

Образ науки в философии И.Канта.

И. Кант поставил проблему общей природы научного знания. Наука рассматривается «изнутри», с точки зрения логики развертывания мысли, и сформулирована фундаментальная проблема: научное знание обладает всеобщностью и необходимостью (это и есть первые и главные черты его образа науки), но основания этих качеств неясны, более того, в явном движении научного познания таких оснований нет. 

Кант здесь говорит, конечно, о скачке индукции, но не только: это вообще скачок синтеза, переход к новому знанию, не до конца обеспеченному старым знанием. Кант пишет, поясняя вопрос «Как возможны синтетические положения a priori?» - «… Как могу я, если мне дано известное понятие, выйти за его пределы и связать с ним другое, в нем нисколько не заключавшееся, и при том так, как будто бы оно необходимо к нему принадлежало?» Кант объясняет возможность такого перехода через наличие априорных категорий рассудка – некоторых важных понятий, организовывающих наше познание, которые не происходят из опыта, а присущи нам изначально и являются основанием приобретения и интерпретации опыта. Например: причина и следствие. Именно такие понятия вносят в знание всеобщность и необходимость.

Кант выявил особенность всякого познания, которая особо значима и особо развита (в этом тоже специфика) в науке: познание не только воспроизведение реальности, это ее создание новой реальности.

Ни одна наука не изучает непосредственно действительный мир; все начинают с конструирования мира абстракций определенного плана и работают в нем. Именно это выражают понятия типа «физическая реальность». Предшественников Канта указать можно (например, Декарт в «Трактате о свете»: «Я не намерен подробно объяснять вещи, имеющиеся в настоящем мире, а просто хочу придумать такой, в котором все было бы понятно самым грубым умам». Но Кант придал этому принципу вид всеобщего правила и существенной черты образа науки.

Кант разграничил типы наук (до него – только типы знания, наука рассматривалась в целом): математика и естествознание строятся разными способами.

Наконец, Кант поставил проблему границ науки. Душа, космос и Бог недоступны для синтеза априорных оснований с данными опыта и, следовательно, рациональному познанию.

Вывод Канта: не все может и должно изучаться научно.

Факт, что  наука  есть  разрушительница фиктивного всезнания (что научное знание одновременно является  безжалостным  осознанием  границ познавательных   достоверностей)   и   что  условием  сохранения  этой интеллектуальной  честности  является  нравственная  самостоятельность людей,  к  которым  наука  обращена,  был  глубоко  понят  в философии Иммануила  Канта.  Кант   как-то   назвал   свое   учение   «подлинным просвещением». Его суть (в отличие от «просвещения наивного») он видел в том,  чтобы не только вырвать человека  из-под  власти  традиционных суеверных надежд на силу теоретического разума, от веры в разрешимость рассудком любой проблемы,  вырастающей из  обстоятельств  человеческой жизни.  И  прежде  всего  Кант  требовал,  чтобы «теоретический разум» (разум,  каким он реализуется в науке) сам не давал  повода  для  этих надежд и этой веры.

Кантовское учение о границах теоретического разума (в отличие  от скептического   агностицизма   Д.Юма)   было   направлено   не  против исследовательской  дерзости  ученого,  а  против  его   необоснованных претензий на пророчества и руководство личными решениями людей. Вопрос о   границах   достоверного   знания   был   для   Канта   не   только методологической,  но  и  этической  проблемой  (проблемой «дисциплины разума»,  которая удерживала  бы  науку  и  ученых  от  сциентистского самомнения).  «Что  темперамент,  а  также  талант...-  писал  Кант  в «Критике  чистого  разума»,-  нуждаются  в  некоторых   отношениях   в дисциплине,  с  этим  всякий легко согласится.  Но мысль ,  что разум, который,  собственно,  обязан  предписывать  свою  дисциплину,  может, конечно  показаться  странной;  и  в  самом деле он до сих пор избегал такого унижения именно потому,  что,  видя торжественность и серьезную осанку,   с   какой   он   выступает,  никто  не  подозревал,  что  он легкомысленно играет порождениями воображения вместо понятий и словами вместо вещей». (*)

Сам Кант,  однако,   формулировал   основное   содержание   своей философии несколько иначе. «Я должен был устранить знание, - писал он, - чтобы получить место для веры».

Иммануил Кант является основателем философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, по отношению к которой (по мнению В.С. Соловьёва [1]): “все развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (докантовский) и послекритический (послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) [2], Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде.

Настоящим философским открытием учёного принято считать по тем временам абсолютно оригинальную постановку основного вопроса философии - о том, каким образом мы можем познавать находящиеся вне нас и независимые от нас явления или вещи. Именно, согласно Канту, наш ум может познавать предметы потому, что всё познаваемое в них создаётся самим умом, по присущим ему правилам или законам; другими словами, познание возможно потому, что мы познаём не вещи сами по себе, а их отображение в нашем сознании, обусловленные не чем-либо внешним, а формами и категориями нашей собственной умственной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72898. Эффективность использования основных средств предприятия 107 KB
  Цель работы – рассмотрение основных средств на предприятии, ознакомиться со способами их наиболее эффективного использования. Выбранная цель предопределила следующие задачи: изучить специализированную литературу по данной теме; определить значение основных средств на предприятии сегодня...
72899. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 613.5 KB
  При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов связанных с экспортом и импортом товаров и услуг а именно: изучение мирового рынка; выбор партнера; анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг...
72900. Разработка системы автоматического регулирования параметров электровоза ВЛ80р 1.72 MB
  В число научных дисциплин, образующих науку об управлении, входит теория автоматического управления и регулирования. Для осуществления автоматического управления техническим процессом создается система, состоящая из управляемого объекта и связанного с ним управляющего устройства.
72902. Право собственности как вещное право 75.2 KB
  Нормы права, образующие институт вещного права, являются нормативной базой для нормального функционирования государств не только с рыночной, но и с любым другим типом экономики. Помимо всего, право собственности является основополагающим вещным правом – все остальные права имеют производственный характер.
72903. Определение стоимости предприятия ООО Торговый дом «ЮНИТ» 433.91 KB
  Oцинкованная продукция является одним из самых перспективных направлений на рынке черных металлов. Вследствие коррозии мировая экономика ежегодно теряет, по самым скромным подсчетам, многие десятки миллиардов долларов, а потребности в рабочей силе для выполнения...
72906. Производство древесноволокнистых плит 1.61 MB
  Древесноволокнистые плиты применяют в строительстве для тепло и звукоизоляции изготовления междуэтажных перекрытий стен для отделки помещений и т. Изготовление древесноволокнистые плиты один из самых перспективных способов использования древесных отходов.