10133

Образ науки в философии позитивизма

Реферат

Логика и философия

Образ науки в философии позитивизма. В ХIХ в. О.Конт Дж. Милль Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют: а представление о науке как эталоне познания радикальный сциентизм, б идея строгости и точности нау...

Русский

2013-03-21

50 KB

13 чел.

Образ науки в философии позитивизма.

В ХIХ в. О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют:

а) представление о науке как эталоне познания (радикальный сциентизм);

б) идея строгости и точности научного познания и жестко детерминистского характера и надежности законов, которые устанавливает наука (жесткий детерминизм);

в) идея универсальности научного метода (не только природа, но и социальная реальность может быть объектом строгой науки) (универсализм);

г) убежденность в устойчивом прогрессивном развитии науки как основе развития общества (прогрессизм).

По идее Конта, ум человека проходит три последовательные стадии: на первой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком (теологическая), на втором – обращается к объективным связям в природе, но их образ носит абстрактный характер (метафизическая); на третьей – начинает устанавливать рациональные регулярные связи. Переход от теологии и метафизики к позитивной науке означает переход к социальному типу общества, который сам Конт называет научным и индустриальным, т.е. наука рассматривается как основание социального прогресса, но только когда она сама примет адекватную форму. 

Настоящий научный образ мышления первоначально формируется в естествознании, а затем приобретает универсальное значение: когда начинаешь позитивно мыслить в астрономии или физике, нельзя традиционно мыслить в сфере политики и религии (в результате и возникает наука об обществе и научная организация общества).

Конт выделяет общие признаки научного мышления. Научное знание он определяет как позитивное и в труде «Дух позитивной философии» выделяет пять определителей этого термина: реальное, в противоположность химерическому; полезное, в противоположность негодному; достоверное, в противоположность сомнительному; точное, в противоположность смутному; и более широкое – положительное в противоположность отрицательному, предназначенное «по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».

Для позитивистского образа науки характерны также эмпиризм и индуктивизм: научное знание представляется как основанное на опыте и выводимое из нее.

Как сформулировал этот принцип Джон Стюарт Милль: «Все знание из опыта, источник опыта – в ощущениях». Он очень последователен в проведении этого принципа, так что у него возникает проблема границы науки: «Мы познаем всего лишь феномены, да и наше знание о феноменах относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т.е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называются законами этих явлений. Законы явлений – вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными».

Милль рассматривает науку также в сравнении с иным видом познания - религией. Религия для него – знание внеэмпирического характера и потому не поддающееся рациональной верификации.

Герберт Спенсер поддерживал этот образ и стремился к синтезу наук. Он написал ряд работ на стыке философии и конкретнонаучного знания своего времени: «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики»; всячески пропагандировал идею создания объединенной системы знаний, построенных на описании явлений; кроме того, он был эволюционистом. Главный его труд – «Синтетическая философия» в 10 тт., где основной объект объединенной науки представлен так: «Происходящие всюду изменения, начиная с тех, которые медленно преобразуют структуру нашей галактики, и кончая теми, которые составляют процесс химического разложения… и везде они с необходимостью предполагают, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения… Высшее объединение знания, которого ищет философия, должно состоять в том, чтобы понять космос как целое, соответствющее этому закону совместного действия».

Следующий важный момент в развитии философии науки (рубеж ХIХ – ХХ вв.) характеризуется как «вторая волна позитивизма», т.к. продолжает его идеи. Наиболее значимыми оказались две концепции, созданные в этот период из этого круга: конвенционализм и эмпириокритицизм.

Создатель конвенционализма Анри Пуанкаре (1854 – 1912) был математиком и физиком, занимался теорией аналитических функций, предложил оригинальную и эвристичную интерпретацию геометрии Лобачевского (1882), в 1905 г. независимо от Эйнштейна разработал математические следствия «принципа относительности», в 1908 г. сформулировал ключевую теорему дифференциальной геометрии и фактически основал топологию как область исследований. В истории науки остались «интерпретация Пуанкаре», «преобразования Пуанкаре», «проблема Пуанкаре».

Он указал на конвенционализм как родовую черту науки (в произведениях «Наука и гипотеза» и «Ценность науки»). Конвенционализм – принятие в качестве основания научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Путем заключения конвенций ученые выбирают определенные теоретические представления среди равно возможных. Наиболее очевидно это на геометрии: ее законы не являются естественными характеристиками реального мира, а представляют собой определенные договоренности о употреблении таких понятий, как «точка», «линия». Если линии рассматриваются как световые лучи, конвенциональной оказывается и физика, например, такое понятие, как «прямолинейное движение». Иными словами, научные теории – это не представления реальности, а системы описания, организованные по крайней мере отчасти соображениями удобства.

Эрнст Мах (1836 – 1916) – австрийский физик, занимался механикой, оптикой, газовой динамикой, акустикой. Открыл и исследовал ударные волны, установил основную характеристику течения сжимаемого газа – число Маха. Философия науки Маха в определенном смысле альтернативна Пуанкаре, поскольку доводит до логического предела эмпиризм. Мах настаивает на необходимости базироваться на опыте и утверждать в науке лишь то, что можно из него получить. Поэтому основная функция науки – это описание, а объяснение уже уходит в сферу метафизики. Законы природы он тоже трактует как описания, но не отдельных, а бесконечного множества случаев.

В стремлении отделить в науке вполне надежное от гипотетического Мах отказывается от понятия причинно-следственной связи, заменяя ее понятием функциональной связи. Он предлагает принцип экономии мышления как требование к построению научного знания: не надо вводить в науку ничего, что не подтверждено опытом.

Первый позитивизм

    Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

    Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

    Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

    Главное произведение О.Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г.,а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

    "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

    Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так:" Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

    В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении." Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

    Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук.

    Образцом науки для позитивизма является естествознание.

    Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук,попытку строго научного подхода к общественной жизни,основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.

    Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт.

    

Второй позитивизм

    "Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии.

    Эрнст Мах - австрийский физик и философ - был основателем второго позитивизма.

    К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.

    Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

    Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом.

    Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

    Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.

    При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".

    Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

    Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

    Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40727. Виды и формы предпринимательской деятельности 39 KB
  Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает непосредственно в роли...
40728. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 28.5 KB
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка принятие и контроль за законодательством обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение...
40729. Малое предпринимательство, его фин-экон и организационные особенности 41.5 KB
  В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости. Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически.
40730. Среднее и крупное предпринимательство 30.5 KB
  Формы взаимодействия малого среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается подчинен крупному бизнесу через систему подрядов и субподрядов. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком . С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду обеспечить конкурентные преимущества. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и...
40731. Критерии выделения малого бизнеса в России 28.5 KB
  В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. В результате научнотехнической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства составляя более двух третей общей численности занятых. Информатизация экономики порождая дальнейшие...
40732. Формы финансовой поддержки малых предприятий 30 KB
  Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования государственных финансовых материальнотехнических и информационных ресурсов научнотехнических разработок и технологий; учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства лицензирования их деятельности сертификации их продукции предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка...
40733. Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах 48.5 KB
  Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости.
40734. Семантические роли 22.17 KB
  Особый вид имплицитной передачи: Пресупозиция характеризуется выводимостью из предложения. Таким образом пресупозицией данного предложения является неоправданность чьихто ожиданий. Предложение с фактивной пресупозицией характеризуется тем что говорящий рассматривает суждение содержащееся в зависимой части предложения как истинное. Предполагают определённое эмоциональное отношение автора к содержанию предложения.
40735. Прикладне значення розробки проблем комунікативного впливу 36.53 KB
  Дослідження мовленнєвого впливу беруть свій початок із часів давньогрецьких риторик. Навчання ораторському мистецтву передбачало певні різновиди мовленнєвого впливу на слухачів однак риторичним аспектом він не обмежувався. у межах психології проблематика мовленнєвого впливу розглядалася в наукових працях М.