10133

Образ науки в философии позитивизма

Реферат

Логика и философия

Образ науки в философии позитивизма. В ХIХ в. О.Конт Дж. Милль Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют: а представление о науке как эталоне познания радикальный сциентизм, б идея строгости и точности нау...

Русский

2013-03-21

50 KB

19 чел.

Образ науки в философии позитивизма.

В ХIХ в. О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют:

а) представление о науке как эталоне познания (радикальный сциентизм);

б) идея строгости и точности научного познания и жестко детерминистского характера и надежности законов, которые устанавливает наука (жесткий детерминизм);

в) идея универсальности научного метода (не только природа, но и социальная реальность может быть объектом строгой науки) (универсализм);

г) убежденность в устойчивом прогрессивном развитии науки как основе развития общества (прогрессизм).

По идее Конта, ум человека проходит три последовательные стадии: на первой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком (теологическая), на втором – обращается к объективным связям в природе, но их образ носит абстрактный характер (метафизическая); на третьей – начинает устанавливать рациональные регулярные связи. Переход от теологии и метафизики к позитивной науке означает переход к социальному типу общества, который сам Конт называет научным и индустриальным, т.е. наука рассматривается как основание социального прогресса, но только когда она сама примет адекватную форму. 

Настоящий научный образ мышления первоначально формируется в естествознании, а затем приобретает универсальное значение: когда начинаешь позитивно мыслить в астрономии или физике, нельзя традиционно мыслить в сфере политики и религии (в результате и возникает наука об обществе и научная организация общества).

Конт выделяет общие признаки научного мышления. Научное знание он определяет как позитивное и в труде «Дух позитивной философии» выделяет пять определителей этого термина: реальное, в противоположность химерическому; полезное, в противоположность негодному; достоверное, в противоположность сомнительному; точное, в противоположность смутному; и более широкое – положительное в противоположность отрицательному, предназначенное «по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».

Для позитивистского образа науки характерны также эмпиризм и индуктивизм: научное знание представляется как основанное на опыте и выводимое из нее.

Как сформулировал этот принцип Джон Стюарт Милль: «Все знание из опыта, источник опыта – в ощущениях». Он очень последователен в проведении этого принципа, так что у него возникает проблема границы науки: «Мы познаем всего лишь феномены, да и наше знание о феноменах относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т.е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называются законами этих явлений. Законы явлений – вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными».

Милль рассматривает науку также в сравнении с иным видом познания - религией. Религия для него – знание внеэмпирического характера и потому не поддающееся рациональной верификации.

Герберт Спенсер поддерживал этот образ и стремился к синтезу наук. Он написал ряд работ на стыке философии и конкретнонаучного знания своего времени: «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики»; всячески пропагандировал идею создания объединенной системы знаний, построенных на описании явлений; кроме того, он был эволюционистом. Главный его труд – «Синтетическая философия» в 10 тт., где основной объект объединенной науки представлен так: «Происходящие всюду изменения, начиная с тех, которые медленно преобразуют структуру нашей галактики, и кончая теми, которые составляют процесс химического разложения… и везде они с необходимостью предполагают, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения… Высшее объединение знания, которого ищет философия, должно состоять в том, чтобы понять космос как целое, соответствющее этому закону совместного действия».

Следующий важный момент в развитии философии науки (рубеж ХIХ – ХХ вв.) характеризуется как «вторая волна позитивизма», т.к. продолжает его идеи. Наиболее значимыми оказались две концепции, созданные в этот период из этого круга: конвенционализм и эмпириокритицизм.

Создатель конвенционализма Анри Пуанкаре (1854 – 1912) был математиком и физиком, занимался теорией аналитических функций, предложил оригинальную и эвристичную интерпретацию геометрии Лобачевского (1882), в 1905 г. независимо от Эйнштейна разработал математические следствия «принципа относительности», в 1908 г. сформулировал ключевую теорему дифференциальной геометрии и фактически основал топологию как область исследований. В истории науки остались «интерпретация Пуанкаре», «преобразования Пуанкаре», «проблема Пуанкаре».

Он указал на конвенционализм как родовую черту науки (в произведениях «Наука и гипотеза» и «Ценность науки»). Конвенционализм – принятие в качестве основания научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Путем заключения конвенций ученые выбирают определенные теоретические представления среди равно возможных. Наиболее очевидно это на геометрии: ее законы не являются естественными характеристиками реального мира, а представляют собой определенные договоренности о употреблении таких понятий, как «точка», «линия». Если линии рассматриваются как световые лучи, конвенциональной оказывается и физика, например, такое понятие, как «прямолинейное движение». Иными словами, научные теории – это не представления реальности, а системы описания, организованные по крайней мере отчасти соображениями удобства.

Эрнст Мах (1836 – 1916) – австрийский физик, занимался механикой, оптикой, газовой динамикой, акустикой. Открыл и исследовал ударные волны, установил основную характеристику течения сжимаемого газа – число Маха. Философия науки Маха в определенном смысле альтернативна Пуанкаре, поскольку доводит до логического предела эмпиризм. Мах настаивает на необходимости базироваться на опыте и утверждать в науке лишь то, что можно из него получить. Поэтому основная функция науки – это описание, а объяснение уже уходит в сферу метафизики. Законы природы он тоже трактует как описания, но не отдельных, а бесконечного множества случаев.

В стремлении отделить в науке вполне надежное от гипотетического Мах отказывается от понятия причинно-следственной связи, заменяя ее понятием функциональной связи. Он предлагает принцип экономии мышления как требование к построению научного знания: не надо вводить в науку ничего, что не подтверждено опытом.

Первый позитивизм

    Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

    Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

    Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

    Главное произведение О.Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г.,а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

    "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

    Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так:" Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

    В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении." Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

    Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук.

    Образцом науки для позитивизма является естествознание.

    Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук,попытку строго научного подхода к общественной жизни,основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.

    Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт.

    

Второй позитивизм

    "Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии.

    Эрнст Мах - австрийский физик и философ - был основателем второго позитивизма.

    К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.

    Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

    Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом.

    Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

    Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.

    При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".

    Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

    Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

    Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66420. РОЗВИТОК ПІДПРИЄМСТВ ОРГАНІЧНОГО СЕКТОРУ АГРОБІЗНЕСУ В КОНТЕКСТІ ВИКЛИКІВ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ ТА ЄВРОІНТЕГРАЦІЇ 211.5 KB
  В контексті викликів глобалізації та євроінтеграції не повинна стати винятком і Україна тим більше що є всі передумови для ефективного функціонування підприємств органічного сектору. Теоретичні основи й узагальнення практичного досвіду розвитку...
66421. МЕХАНІЗМ РЕГУЛЮВАННЯ РИНКУ ФІНАНСОВИХ ПОСЛУГ УКРАЇНИ 979 KB
  На сучасному етапі розвитку економіки України ринок фінансових послуг знаходиться лише на стадії свого формування у звязку з чим виникає потреба в адекватному механізмі регулювання що є необхідною передумовою ефективного функціонування цього ринку.
66422. ТОВАРОЗНАВЧА ХАРАКТЕРИСТИКА РЕДИСКИ ЗАЛЕЖНО ВІД СОРТУ ТА УМОВ ЗБЕРІГАННЯ 231 KB
  В літку якісні коренеплоди ізза біологічних особливостей редиски виростити неможливо. Проблемами зберігання редиски в різні часи займалися такі науковці як П. Дженєєв 1968 але залишилось багато невирішених питань щодо збереженості...
66423. ПОДАТКИ НА СПОЖИВАННЯ В УКРАЇНІ: ОРГАНІЗАЦІЯ СПРАВЛЯННЯ ТА ФІСКАЛЬНІ НАСЛІДКИ ФУНКЦІОНУВАННЯ 306 KB
  Фіскальна історія свідчить що оподаткування споживання давно практикується державами. Поряд з цим саме представники групи податків на споживання універсальні акцизи відіграли роль рятівників бюджетів провідних держав світу в умовах гіперінфляції під час двох Світових воєн та низки економічних криз.
66424. Клініко-патогенетичні особливості перебігу ревматоїдного артриту за наявності ендотеліальної та субклінічної гіпотиреоїдної дисфункції 214 KB
  Не дивлячись на дуже часте співіснування цих нозологічних одиниць клінічна діагностика уражень ЩЗ у хворих на РА достатньо складна особливо у випадках мякої клінічної маніфестації. У хворих із ревматичними захворюваннями ЕД відіграє не менш важливу роль у розвитку та прогресуванні...
66425. Виховання соціальної усталеності особистості старшокласника в навчально-виховному процесі 211 KB
  У Законі Про соціальне становлення та розвиток молоді в Україні Національній доктрині Державній національній програмі Діти України Національній концепції виховання актуалізується проблема виховання особистості здатної на активну роль...
66426. СТАНОВЛЕННЯ ТА РОЗВИТОК БДЖІЛЬНИЦТВА В УКРАЇНІ 372.5 KB
  Сучасна наука акцентує увагу до проблеми власного самопізнання, розглядаючи її як своєрідний ключ для розв’язання багатьох актуальних дослідницьких проблем. Реалізація потенціалу сільськогосподарської науки, її завдань та цілей, місця в загальній системі знань про закономірності...
66427. ЕФЕКТИВНІСТЬ ВИКОРИСТАННЯ ВИРОБНИЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВ ПЕРЕРОБНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ СИСТЕМИ АПК 269 KB
  Ефективність діяльності переробних підприємств в умовах ринкової конкуренції залежить в основному від якості формування та рівня використання виробничого потенціалу. Розвиток економіки регіону на довгострокову перспективу повязаний саме з цими...
66428. ОСОБЛИВОСТІ ПРАВОВОГО РЕГУЛЮВАННЯ ПРАЦІ СУДДІВ В УКРАЇНІ 159.5 KB
  Правове регулювання відносин найманої праці здійснюється зазвичай загальними нормами трудового законодавства України. Проте трудова діяльність окремих категорій працівників має суттєві особливості, що зумовлює наявність спеціальних норм щодо її регламентації.