10133

Образ науки в философии позитивизма

Реферат

Логика и философия

Образ науки в философии позитивизма. В ХIХ в. О.Конт Дж. Милль Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют: а представление о науке как эталоне познания радикальный сциентизм, б идея строгости и точности нау...

Русский

2013-03-21

50 KB

12 чел.

Образ науки в философии позитивизма.

В ХIХ в. О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют:

а) представление о науке как эталоне познания (радикальный сциентизм);

б) идея строгости и точности научного познания и жестко детерминистского характера и надежности законов, которые устанавливает наука (жесткий детерминизм);

в) идея универсальности научного метода (не только природа, но и социальная реальность может быть объектом строгой науки) (универсализм);

г) убежденность в устойчивом прогрессивном развитии науки как основе развития общества (прогрессизм).

По идее Конта, ум человека проходит три последовательные стадии: на первой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком (теологическая), на втором – обращается к объективным связям в природе, но их образ носит абстрактный характер (метафизическая); на третьей – начинает устанавливать рациональные регулярные связи. Переход от теологии и метафизики к позитивной науке означает переход к социальному типу общества, который сам Конт называет научным и индустриальным, т.е. наука рассматривается как основание социального прогресса, но только когда она сама примет адекватную форму. 

Настоящий научный образ мышления первоначально формируется в естествознании, а затем приобретает универсальное значение: когда начинаешь позитивно мыслить в астрономии или физике, нельзя традиционно мыслить в сфере политики и религии (в результате и возникает наука об обществе и научная организация общества).

Конт выделяет общие признаки научного мышления. Научное знание он определяет как позитивное и в труде «Дух позитивной философии» выделяет пять определителей этого термина: реальное, в противоположность химерическому; полезное, в противоположность негодному; достоверное, в противоположность сомнительному; точное, в противоположность смутному; и более широкое – положительное в противоположность отрицательному, предназначенное «по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».

Для позитивистского образа науки характерны также эмпиризм и индуктивизм: научное знание представляется как основанное на опыте и выводимое из нее.

Как сформулировал этот принцип Джон Стюарт Милль: «Все знание из опыта, источник опыта – в ощущениях». Он очень последователен в проведении этого принципа, так что у него возникает проблема границы науки: «Мы познаем всего лишь феномены, да и наше знание о феноменах относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т.е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называются законами этих явлений. Законы явлений – вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными».

Милль рассматривает науку также в сравнении с иным видом познания - религией. Религия для него – знание внеэмпирического характера и потому не поддающееся рациональной верификации.

Герберт Спенсер поддерживал этот образ и стремился к синтезу наук. Он написал ряд работ на стыке философии и конкретнонаучного знания своего времени: «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики»; всячески пропагандировал идею создания объединенной системы знаний, построенных на описании явлений; кроме того, он был эволюционистом. Главный его труд – «Синтетическая философия» в 10 тт., где основной объект объединенной науки представлен так: «Происходящие всюду изменения, начиная с тех, которые медленно преобразуют структуру нашей галактики, и кончая теми, которые составляют процесс химического разложения… и везде они с необходимостью предполагают, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения… Высшее объединение знания, которого ищет философия, должно состоять в том, чтобы понять космос как целое, соответствющее этому закону совместного действия».

Следующий важный момент в развитии философии науки (рубеж ХIХ – ХХ вв.) характеризуется как «вторая волна позитивизма», т.к. продолжает его идеи. Наиболее значимыми оказались две концепции, созданные в этот период из этого круга: конвенционализм и эмпириокритицизм.

Создатель конвенционализма Анри Пуанкаре (1854 – 1912) был математиком и физиком, занимался теорией аналитических функций, предложил оригинальную и эвристичную интерпретацию геометрии Лобачевского (1882), в 1905 г. независимо от Эйнштейна разработал математические следствия «принципа относительности», в 1908 г. сформулировал ключевую теорему дифференциальной геометрии и фактически основал топологию как область исследований. В истории науки остались «интерпретация Пуанкаре», «преобразования Пуанкаре», «проблема Пуанкаре».

Он указал на конвенционализм как родовую черту науки (в произведениях «Наука и гипотеза» и «Ценность науки»). Конвенционализм – принятие в качестве основания научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Путем заключения конвенций ученые выбирают определенные теоретические представления среди равно возможных. Наиболее очевидно это на геометрии: ее законы не являются естественными характеристиками реального мира, а представляют собой определенные договоренности о употреблении таких понятий, как «точка», «линия». Если линии рассматриваются как световые лучи, конвенциональной оказывается и физика, например, такое понятие, как «прямолинейное движение». Иными словами, научные теории – это не представления реальности, а системы описания, организованные по крайней мере отчасти соображениями удобства.

Эрнст Мах (1836 – 1916) – австрийский физик, занимался механикой, оптикой, газовой динамикой, акустикой. Открыл и исследовал ударные волны, установил основную характеристику течения сжимаемого газа – число Маха. Философия науки Маха в определенном смысле альтернативна Пуанкаре, поскольку доводит до логического предела эмпиризм. Мах настаивает на необходимости базироваться на опыте и утверждать в науке лишь то, что можно из него получить. Поэтому основная функция науки – это описание, а объяснение уже уходит в сферу метафизики. Законы природы он тоже трактует как описания, но не отдельных, а бесконечного множества случаев.

В стремлении отделить в науке вполне надежное от гипотетического Мах отказывается от понятия причинно-следственной связи, заменяя ее понятием функциональной связи. Он предлагает принцип экономии мышления как требование к построению научного знания: не надо вводить в науку ничего, что не подтверждено опытом.

Первый позитивизм

    Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

    Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

    Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

    Главное произведение О.Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г.,а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

    "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

    Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так:" Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

    В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении." Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

    Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук.

    Образцом науки для позитивизма является естествознание.

    Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук,попытку строго научного подхода к общественной жизни,основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.

    Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт.

    

Второй позитивизм

    "Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии.

    Эрнст Мах - австрийский физик и философ - был основателем второго позитивизма.

    К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.

    Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

    Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом.

    Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

    Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.

    При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".

    Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

    Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

    Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46050. Функции PR в обществе и организации 46 KB
  Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет PR как науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с...
46051. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами 19.54 KB
  Интеллектуальные права на произведения науки литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: 1 исключительное право на произведение; 2 право авторства; 3 право автора на имя; 4 право на неприкосновенность произведения; 5 право на обнародование произведения. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права определённых законодательством об авторском праве или содержать их: литературных произведений оригинальные рекламные сообщения касающиеся физического или...
46052. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА 25 KB
  Журналист всегда обязан действовать исходя из принципов профессиональной этики зафиксированных в настоящем кодексе принятие одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России. Журналист соблюдает законы своей страны но в том что касается выполнения профессионального долга он признает юрисдикцию только своих коллег отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. Журналист...
46053. Теории потребительского поведения 8.37 MB
  Приходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления благ. Потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.
46054. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ПР 29.94 KB
  Позиционирование является одной из важнейших маркетинговых стратегий. Позиционирование продукта особенно важно по отношению к другим маркам в рамках той же категории продукта Schiffmn L. Позиционирование партийных программ времен КПСС выражалось в лозунгах Каждой семье отдельную квартиру к 2000 году и под. Джоан Райан и Джордж Леммон пытаются отграничить позиционирование от построения имиджа: позиционирование в сильной степени отличается от построения имиджа поскольку оно включает помещение продукта или услуги в конкурирующий контекст.
46055. Медиарилейшнз: современное состояние и перспективы развития 34 KB
  Отличительной чертой этих отношений сложившихся на политическом рынке России в последние 34 года можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить что включенность СМИ в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми информационными войнами разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политикофинансовыми группами страны. Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в...
46056. Особенности макро- и микросреды функционирования российских предприятий 58.5 KB
  Маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Определяет цели фирмы общие стратегические установки и текущую политику. Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Маркетинговые посредники – это фирмы помогающие компании в...
46057. Организация специальных PR-мероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности 25.56 KB
  Организация специальных PRмероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности. По Алёшиной: Специальные события это мероприятия проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании её деятельности и продуктам. Мероприятия имеющие значение для общественности более широкой чем сами участники предполагается освещать в СМИ. Специальные мероприятия как правило привязывают к особым корпоративным датам событиям появлению новинок.
46058. Оценка эффективности PR-кампании 44 KB
  Планирование PRмероприятия дает возможность проведения оценки эффективности. Оценка эффективности это всегда сравнение достигнутых результатов с планируемыми поэтому прежде всего необходимо определить стратегическую цель и тактические задачи проводимой PRдеятельности. Оценка эффективности PRкампании всегда напрямую связана с ее планированием так как это позволяет уже на этапе подготовки любой PRактивности...