10134

Образ науки в философии неопозитивизма

Доклад

Логика и философия

Образ науки в философии неопозитивизма Следующая важная веха в формировании науковедения связана с неопозитивизмом в п.о. с деятельностью Венского Главой кружка был Морис Шлик входили в него Отто Нейрат Курт Гёдель Карл Гемпель Филипп Франк Альфред Айер Рудоль

Русский

2013-03-21

38 KB

8 чел.

Образ науки в философии неопозитивизма

Следующая важная веха в формировании науковедения связана с неопозитивизмом, в п.о. с деятельностью Венского Главой кружка был Морис Шлик, входили в него Отто Нейрат, Курт Гёдель, Карл Гемпель, Филипп Франк, Альфред Айер, Рудольф Карнап, Ганс Рейхенбах.

Ключевой идеей неопозитивистского образа науки была идея «осмысленности»: научными они считали лишь утверждения, имеющие не иллюзорный, а реальный смысл. Осмысленность неопозитивисты трактовали как возможность эмпирической интерпретации: что именно можно обнаружить в реальности, исходя из данного утверждения? Предложение имеет смысл, если понятно, какой именно реальный процесс оно описывает, и если все его части соответствуют известным объектам (т.е. имеют значения).

Соответственно наука представлялась как знание, в основе которого лежат т.н. «протокольные предложения». Понятие введено Карнапом и означает предложение, в котором фиксируется локальная эмпирически данная совокупность обстоятельств. По форме: «Х наблюдал событие У в таком-то месте и в такое-то время». Протокольные предложения оценивались как чистое выражение опыта и достоверное знание, нейтральное по отношению ко всему остальному массиву знаний, независимый фундамент. Любая область науки строится как обобщение и объединение протокольных предложений определенной тематики, и даже наиболее абстрактные утверждения должны сохранять связь с этим эмпирическим базисом. Любое по-настоящему научное утверждение выводимо из чувственных данных и м.б. редуцировано к ним.

Неопозитивизм

    В эволюции позитивизма на смену "первому" позитивизму Конта, Милля, Спенсера, "второму" позитивизму - махизму или эмпириокритицизму пришел "третий" позитивизм.

    Третья историческая форма позитивизма - неопозитивизм. Он сложился в 20-х годах 20 века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько фаз, имел различные формы.

    Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской проблематике?

    Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:

осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.

    Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные.

    Осмысленные высказывания они делят на:

аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,

синтетические.

   

    Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта.

    Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.

    Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

    Итак, сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:

существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,

отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера.

    Эти два допущения вместе с верификационным критерием раскрывают содержание понятия "синтетическое высказывание" и в то же время дают общее представление о неопозитивистском понимании природы научного знания.

    А теперь вспомните основателей позитивизма и подумайте над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных наук к классу синтетических высказываний.

    Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

    Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

    Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?

    Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа.

    Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

    Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.

    Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.

    При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.

    В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.

    Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой:

научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,

процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.

    ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ модель научного знания была выдвинута неопозитивистами на смену редукционистской модели. Эта модель использовалась и постпозитивистами в их концепциях научного познания.

    Родоначальник постпозитивизма К.Поппер выступил с резкой критикой логического позитивизма - но это уже другая тема.

    Что касается эволюции неопозитивизма, то в 50-60-х годах его господствующей формой стало направление, которое задачу философа-аналитика видит не в логическом анализе языка науки (как логические позитивисты),а в детальном анализе естественного разговорного языка - лингвистическая философия.

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ философия, или философия лингвистического анализа, является течением неопозитивизма, которое приобрело вес особенно с ослаблением влияния логического позитивизма. Иначе это течение называется философией обыденного языка, поскольку предметом его анализа является современный повседневный язык.

    Логический позитивизм претендует на то, что он является философией науки, и, безусловно, представляет линию сциентизма в философии.

    Лингвистические позитивисты выступают против какого-либо культа научного знания, отстаивают "естественное" отношение к миру, выраженное в обыденном языке, и в определенной мере представляют линию антисциентизма в философии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4631. Аналіз основних дидактичних концепцій 121.5 KB
  Аналіз основних дидактичних концепцій. У сучасну епоху особливого значення набуває завдання комплексного виховання підростаючого покоління. Формування нової людини, що гармонічно сполучає у собі духовне багатство, моральну чистоту і фізичну до...
4632. Дидактичні принципи розробки електронних підручників 137 KB
  Аналіз поняття електронний підручник. Дидактичні вимоги дозмісту та структури електронних підручників. Концепція розробки та дидактичні принципистворення ЕНП. Висновки...
4633. Розрахунок електричних мереж та вибір апаратів захисту 93.5 KB
  Розрахунок електричних мереж та вибір апаратів захисту. Вибір перерізу електричних дротів за нагріванням. Нагрівання провідників створюється проходженням по ним струму, який для однофазної мережі визначається, А: Лінія освітлення Лінія розеток ко...
4634. Розрахунок еквівалентного рівня звуку на робочому місці 69 KB
  Розрахунок еквівалентного рівня звуку на робочому місці. Нормування й контроль шуму здійснюється відповідно до ДСН 3.3.6.037-99 Санітарні норми виробничого шуму, ультразвуку та інфразвуку Характеристикою постійного шуму на робочих місцях є рівні зву...
4635. Освітлення виробничих приміщень 466 KB
  Освітлення виробничих приміщень Перевірний розрахунок природного освітлення. Для виконання перевірного розрахунку креслять необхідні креслення приміщень (при бічному освітленні - поперечний розріз і план приміщення, при горішньому - поперечний, п...
4636. Регулювання якості повітряного середовища 92.5 KB
  Регулювання якості повітряного середовища Кондиціонування повітря Кондиціонер типу спліт-система має два блока, один розташовується усередині приміщення, другій зовні на стіні будівлі. У першому блоці розташовані компресор, вентилятор, в...
4637. Охорона праці. Конспект лекцій. Нещасні випадки та види інструктажів 214.5 KB
  Лекція Основні визначення в галузі охорони праці. Трудова діяльність – це джерело розвитку суспільства, створення матеріальних, культурних і духовних цінностей, передумова існування як кожної окремої людини, так і людства в цілому....
4638. Дослідження машини постійного струму 61 KB
  Дослідження машини постійного струму Мета роботи. Ознайомитися з конструкцією та паспортом машини. Оволодіти способами передпускової розмітки виводів машини постійного струму та розрахунками за паспортними даними. Обладнання та прилади. Машина...
4639. Исследование характеристик диодов и стабилитронов 55 KB
  Исследование характеристик диодов и стабилитронов Цель работы. Научиться составлять и рассчитывать схемы включения полупроводниковых приборов, экспериментальным путем получить их вольтамперные характеристики. Подготовка к лабораторной работе...