10135

Русская философия о науке

Реферат

Логика и философия

Русская философия о науке. Особенность российского науковедения образуют три возобновляющиеся идеи. 1 Наука в России воспринималась как извне пришедшее в культуру иностранное нововведение. Она была завезена в Россию Петром 1. Сомнение в органичности науки в росси...

Русский

2013-03-21

43.5 KB

8 чел.

Русская философия о науке.

Особенность российского науковедения образуют три возобновляющиеся идеи.

(1) Наука в России воспринималась как извне пришедшее в культуру, иностранное нововведение. Она была "завезена" в Россию Петром 1. Сомнение в органичности науки в российской культуре присутствует у многих. Даже В.И.Вернадский в «Лекциях по истории науки» приводит Россию в пример культурно-исторического региона, в котором отсутствует наука как элемент культуры (до Петра). У Данилевского наука – «самый характеристический плод европейского культурного типа развития» (Россия и Европа. М., 1991. С.242.), и он говорит, что сделанное славянскими народами в науке незначительно в сравнении с другими культурными типами – греческим и европейским.

Что должна представлять собой эта подлинная наука? Она должна быть ценностно ориентирована и служить высшим целям. Она должна открывать для человека глубинную целесообразность природы, пробиваться к целостному постижению мироздания. Она не должна отрываться от живого чувства и вообще от живого соприкосновения с реальностью. В отечественной философии науки нашла отражение характерная для русской теории познания идея дополнения рационального познания сверхрациональным, эмоциональным (Бердяев), «познание делается любовью» (Флоренский). В таком познании не противопоставляются субъект и объект – они существуют в единой мировой стихии, и это означает, что к тому, что изучается, возникает отношение как к личному началу. Также не противопоставляются друг другу разные способы познания – эмпирическое и логическое, рациональное и мистическое, размышление и откровение. Наконец, не противопоставляются наука и религия. Очень многие – Флоренский, Федоров, Франк, Лосский, Бердяев, Соловьев – говорят о необходимости сопряжения науки и религии. Например, у Федорова: «Религия, наука, искусство – все это силы собирающие, но взятые в отдельности, они немощны» и он за «синтез науки и искусства в религии».

(3) тезис об обусловленности, т.е. о зависимости содержания науки от общества, в котором она возникает, идея национальной науки. Этот тезис у Данилевского сформулирован так: «Наука по необходимости должна носить на себе отпечаток национального точно так же, как носят его искусство, государственная и общественная жизнь, одним словом, все проявления человеческого духа». У Флоренского есть статья «Наука как символическое описание», в которой сравнивается английский стиль в физике с французским и немецким. Отметим, что там он обильно цитирует Маха, Герца, Дюгема. Европейское науковедение этим почти не занималось, только во второй половине ХХ в  обратило на это внимание. Таким образом, русская философия науки отчасти предвосхитила идею социокультурной специфики науки.

О соотношении философии и науки в мировоззрении русских философов.

  1.  Философия и наука в творчестве В.И. Вернадского.

      К середине Х1Х века наметился отход от абстрактного, одностороннего изучения природы. Открытие клетки, обнаружение всеобщего характера закона сохранения и превращения энергии, обоснование эволюционного развития органического мира свидетельствовало о переходе естествознания  от аналитического    периода своего развития к более общему,  взаимосвязанному этапу.

       Великий русский естествоиспытатель В. В. Докучаев открывает новое научное направление,  развитие которого привело к формированию нового биосферного класса наук (генетическое почвоведение, биогеохимия, геохимия ландшафтов).       

             В.И. Вернадский впитал в себя  этот круг идей Докучаева и разработал генетическую минералогию, ставшую важным этапом к разработке его центральной идеи – идеи единства биосферы и человечества.

      В.И. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает значение организованности биосферы в развитии человечества. Он везде пытается найти то главное, что по его мнению имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что прояснило бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

      Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Он рассматривает человеческую деятельность, как биологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Человеческий разум воспринимался им как космическое явление, естественная и закономерная часть природы.

        

Наука и философия, по Вернадскому, - разные способы постижения мира. Различаются они также и по составу, по строению содержащегося в них знания.  

      

               Развитие науки идет скачкообразно. Появляются новые понятия, теории, гипотезы. Тем самым наука даёт новый материал для философской мысли, будит эту мысль, расширяет её горизонты.

     Развиваясь, наука благотворно влияет на философскую мысль. По Вернадскому это влияние создаётся общей тенденцией научного творчества тем целям, какие ставит в данный момент себе научная мысль.

     В отличие от учёного, для философа в его работе главное значение в достижениях науки  имеют схематические рационализированные, логические формы выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому анализу они уточняются и углубляются, принимают новые формы и новую силу проникновения. Критическая работа философской мысли оказывает огромное влияние на научную мысль.  

      Наука и философия, по мнению, В. Вернадского находятся в непрерывном теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования “Философия всегда заключает зародыш, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работы человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки.''                                    

                             

    Как отмечает  В. Вернадский, влияние науки на философскую мысль можно охарактеризовать как сдерживающее.

Наука и философия имеют  общую  цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человека с миром. Расширяя границы познания, человек, находящийся в поиске, неизбежно приходит к основным философским вопросам , он столкнется с вопросами логики и психологии, с одной стороны, а с другой – с теорией познания, с философской критикой и огромнейшим пластом философских знаний и систем .

  1.  Н.А. Бердяев о роли техники

    Небольшая статья Николая  Александровича Бердяева ''Человек и машина'', опубликованная в 1930 г. во Франции, посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Появление этой статьи было в основном связано с почти  полным отсутствием философских разработок по данной теме, тем что  до сих пор не была создана философия техники. Для создания такой философии необходимо было прежде всего осознать что это проблема духовная ''изнутри она есть тема философии человеческого существования''. (Л.2.стр.24)

     В этой статье Н.А. Бердяев рассматривает, как под влиянием научных открытий, изобретений, появлением новых технических устройств, образ человека, его духовная жизнь, коренным образом изменилась. Под влиянием научно – технического прогресса изменилась не только техника зкономическая, военная, промышленная, но и техника мышления, стихосложения, живописи.

     В нашу техническую эпоху, техника для учённого, делающего научные открытия,  для инженера, изобретателя, - может стать главным  содержанием и целью жизни. В этом случае техника, как познание, средство познания, - получает духовный смысл, становится одухотворенным существом. Иначе обстоит дело, когда  средства жизни, созданные с помощью техники, подменяют цели жизни,  ''они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека''…..''подмена целей жизни техническими средствами может означать  умаление и угасание духа''. (Л.3.стр. 15),

      Развитие техники, есть продукт развития физических и точных наук, продукт изобретательности и творческой деятельности самого человека. Это развитие техники, и как результат – господство техники, по Н. Бердяеву, является, прежде всего, переходом от органической жизни к организованной жизни. С точки зрения органической жизни, развитие техники означает '' разрыв в органических телах, истории, разрыв плоти и духа ''.  (Л.3. стр.20)      

         Господство технических устройств открывает новую ступень действительности. Новая действительность не тождественна механическому и физико-химическому взгляду на окружающую человека реальность. Благодаря техническим открытиям, радио, телевидение, интернет овладевает пространствами, ранее невозможными для людей. Радикально меняется отношение человека к пространству и времени. Новая действительность ''есть создание  духа, разума человека,  воли,  вносящей свою целеустремленность. Н. Бердяев делает вывод о том, что наряду с органическими и неорганическими телами существуют еще и тела организованные, - царство машин, особое царство.                                                         

     В то же время,  Н  Бердяев  считает, что техническая эпоха  тоже не вечна, '' Эпоха неслыханной власти над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинение её духу.'' (Л.3.стр.30)

      Н. Бердяев поднимает в этой работе очень важную философскую тему, -  проблему  дегуманизации современного человека. Техника, обладающая страшной силой реализации, даёт острое ощущение разрушения древнего космоса с Землёй в центре. Это плата за тот бездумный мир, который человек сотворил себе сам.

      Н. Бердяев, как религиозный философ, верит что человек есть творение Божие и несёт в себе Его образ и подобие, что человек искуплен Сыном Божиим

                  Н. А. Бердяев –философ  оптимист.

   Он верит в успехи, силу науки. Её вершины достижимы лишь при независимости человека от природы. Он верит в величайшие возможности человека. Он верит, что сознание поставит человека выше природы и общества, поставит душу человеческую выше всех природных и общественных сил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25231. Платон про ідеї як „досконалі речі” 28 KB
  Платон про ідеї як досконалі речі€ Оригінальне вчення про ідеї. Ідеї вічні незмінні безвідносні вони не залежать від умов простору і часу. По відношенню до чуттєвих речей ідеї одночасно є їх причинами і тими зразками за якими були створені ці речи. Водночас ідеї є метою до якої прагнуть істоти чуттєвого світу.
25232. Еллінізм: відкриття духовної реальності (Сенека, Епіктет) 29.5 KB
  Саме тут вперше на основі причасності всіх людей логосу формується ідея спільного братства на місце ідеалу національної держави приходить космополітизм. Нехай з середини ти будеш інший у всьому а ззовні ми не повинні відрізнятись від людей.€ Перше що обіцяє дати філософія – це вміння жити серед людей. Епіктет проповідував близькі до християнства ідеї про різку відмінність Духа від тіла про братську любов до всіх людей про необхідність постійного звернення людини до бога.
25233. Епікуреїзм: таємниця «паренклізісу» (самочинне відхилення атомів від лінії необхідності) 22.5 KB
  грекоримський епікуреїзм – середній Сад епікуреїзм у Римі – пізній Сад.
25234. К. Леві-Строс Структурна антропологія 33.5 KB
  полягає в застосуванні структурного методу до аналізу історикоетнографічних процесів культури – як окремого людського буття так і етногенезу в цілому а також до становлення окремих форм соціального буття. полягає в тому щоб в процесі аналізу конкретної етнографічної проблематики наблизитися до осягнення проблеми становлення і формування людського суспільства і людської культури. З огляду на це вивчення життя первісних народів є ключем для розуміння загальних закономірностей культури. Енґельса оскільки момент якісного стрибка від...
25235. Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії 25 KB
  Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії. Поняття історичної закономірності у новоєвропейській філософії співіснує із поняттям прогресу.Час дух осягає себе в поняттях. Яскравої конкретизації поняття історичної закономірності набуває в марксизмі.
25236. Поняття системи у філософії науки 27 KB
  Поняття системи розкривається в двох основних значеннях – онтологічному та методологічному. В методології широко використовується поняття теоретичної системи знання яке описує встановлення єдності між різними елементами знання на основі певних семантичних та синтаксичних правил. Онтологічний зміст поняття система розкривається в формі опису складно існуючої реальності яку поділяють на елементи зв’язки між ними і характеризують як цілісне утвореня. Специфічне тлумачення поняття система набуває в рамках діалектики та синергетики де вона...
25237. Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва 41 KB
  Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва Олексій Лосєв 1893 1988 – представник російської філософії її €œзолотого віку€. Головні праці: €œФілософія імені€ €œМузика як предмет логіки€ €œДіалектика міфу€ €œІсторія античної естетики€. Міфологічна проблематика займає центральне місце в філософській спадщіні Лосєва. Сам себе він називава філософом міфу оскільки всі його роботи в тій чи іншій мірі спроба відкрити світ міфу для читатача.
25238. Проблеми єдності онтології та гносеології 23 KB
  Критика марксизму виявила неприйнятність в межах філософського осмислення буття науки тези Леніна про єдність онтології та гносеології оскільки людина як суб’єкт без їх відокремлення нездатна встановлювати осмислене відношення до буття на основі методів. Онтологія дає нам знання про буття а гносеологія про пізнання цього буття. Кожній частині буття відповідає своє адекватне пізнання. Постмодерний дискурс критикуючи раціонально зцентровану гносеологію виявляє ірраціональні елементи як онтологічні ознаки людського буття.
25239. Життєвий світ і система 32 KB
  Габермас досліджує шлях уречевлення комунікації визначаючи його як роз'єднання системи і життєвого світу. Концепція життєвого світу дістає своє емпіричне втілення за Габермасом в архаїчних суспільствах де структури нормативної інтеграції опосередковані мовленнєвою комунікацією водночас становлять системні структури. Тому архаїчне родове суспільство Габермас розглядає як втілення єдності системи й життєвого світу. Однак ця система зберігає своє відношення хоча й перетворене до життєвого світу.