10135

Русская философия о науке

Реферат

Логика и философия

Русская философия о науке. Особенность российского науковедения образуют три возобновляющиеся идеи. 1 Наука в России воспринималась как извне пришедшее в культуру иностранное нововведение. Она была завезена в Россию Петром 1. Сомнение в органичности науки в росси...

Русский

2013-03-21

43.5 KB

8 чел.

Русская философия о науке.

Особенность российского науковедения образуют три возобновляющиеся идеи.

(1) Наука в России воспринималась как извне пришедшее в культуру, иностранное нововведение. Она была "завезена" в Россию Петром 1. Сомнение в органичности науки в российской культуре присутствует у многих. Даже В.И.Вернадский в «Лекциях по истории науки» приводит Россию в пример культурно-исторического региона, в котором отсутствует наука как элемент культуры (до Петра). У Данилевского наука – «самый характеристический плод европейского культурного типа развития» (Россия и Европа. М., 1991. С.242.), и он говорит, что сделанное славянскими народами в науке незначительно в сравнении с другими культурными типами – греческим и европейским.

Что должна представлять собой эта подлинная наука? Она должна быть ценностно ориентирована и служить высшим целям. Она должна открывать для человека глубинную целесообразность природы, пробиваться к целостному постижению мироздания. Она не должна отрываться от живого чувства и вообще от живого соприкосновения с реальностью. В отечественной философии науки нашла отражение характерная для русской теории познания идея дополнения рационального познания сверхрациональным, эмоциональным (Бердяев), «познание делается любовью» (Флоренский). В таком познании не противопоставляются субъект и объект – они существуют в единой мировой стихии, и это означает, что к тому, что изучается, возникает отношение как к личному началу. Также не противопоставляются друг другу разные способы познания – эмпирическое и логическое, рациональное и мистическое, размышление и откровение. Наконец, не противопоставляются наука и религия. Очень многие – Флоренский, Федоров, Франк, Лосский, Бердяев, Соловьев – говорят о необходимости сопряжения науки и религии. Например, у Федорова: «Религия, наука, искусство – все это силы собирающие, но взятые в отдельности, они немощны» и он за «синтез науки и искусства в религии».

(3) тезис об обусловленности, т.е. о зависимости содержания науки от общества, в котором она возникает, идея национальной науки. Этот тезис у Данилевского сформулирован так: «Наука по необходимости должна носить на себе отпечаток национального точно так же, как носят его искусство, государственная и общественная жизнь, одним словом, все проявления человеческого духа». У Флоренского есть статья «Наука как символическое описание», в которой сравнивается английский стиль в физике с французским и немецким. Отметим, что там он обильно цитирует Маха, Герца, Дюгема. Европейское науковедение этим почти не занималось, только во второй половине ХХ в  обратило на это внимание. Таким образом, русская философия науки отчасти предвосхитила идею социокультурной специфики науки.

О соотношении философии и науки в мировоззрении русских философов.

  1.  Философия и наука в творчестве В.И. Вернадского.

      К середине Х1Х века наметился отход от абстрактного, одностороннего изучения природы. Открытие клетки, обнаружение всеобщего характера закона сохранения и превращения энергии, обоснование эволюционного развития органического мира свидетельствовало о переходе естествознания  от аналитического    периода своего развития к более общему,  взаимосвязанному этапу.

       Великий русский естествоиспытатель В. В. Докучаев открывает новое научное направление,  развитие которого привело к формированию нового биосферного класса наук (генетическое почвоведение, биогеохимия, геохимия ландшафтов).       

             В.И. Вернадский впитал в себя  этот круг идей Докучаева и разработал генетическую минералогию, ставшую важным этапом к разработке его центральной идеи – идеи единства биосферы и человечества.

      В.И. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает значение организованности биосферы в развитии человечества. Он везде пытается найти то главное, что по его мнению имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что прояснило бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

      Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Он рассматривает человеческую деятельность, как биологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Человеческий разум воспринимался им как космическое явление, естественная и закономерная часть природы.

        

Наука и философия, по Вернадскому, - разные способы постижения мира. Различаются они также и по составу, по строению содержащегося в них знания.  

      

               Развитие науки идет скачкообразно. Появляются новые понятия, теории, гипотезы. Тем самым наука даёт новый материал для философской мысли, будит эту мысль, расширяет её горизонты.

     Развиваясь, наука благотворно влияет на философскую мысль. По Вернадскому это влияние создаётся общей тенденцией научного творчества тем целям, какие ставит в данный момент себе научная мысль.

     В отличие от учёного, для философа в его работе главное значение в достижениях науки  имеют схематические рационализированные, логические формы выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому анализу они уточняются и углубляются, принимают новые формы и новую силу проникновения. Критическая работа философской мысли оказывает огромное влияние на научную мысль.  

      Наука и философия, по мнению, В. Вернадского находятся в непрерывном теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования “Философия всегда заключает зародыш, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работы человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки.''                                    

                             

    Как отмечает  В. Вернадский, влияние науки на философскую мысль можно охарактеризовать как сдерживающее.

Наука и философия имеют  общую  цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человека с миром. Расширяя границы познания, человек, находящийся в поиске, неизбежно приходит к основным философским вопросам , он столкнется с вопросами логики и психологии, с одной стороны, а с другой – с теорией познания, с философской критикой и огромнейшим пластом философских знаний и систем .

  1.  Н.А. Бердяев о роли техники

    Небольшая статья Николая  Александровича Бердяева ''Человек и машина'', опубликованная в 1930 г. во Франции, посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Появление этой статьи было в основном связано с почти  полным отсутствием философских разработок по данной теме, тем что  до сих пор не была создана философия техники. Для создания такой философии необходимо было прежде всего осознать что это проблема духовная ''изнутри она есть тема философии человеческого существования''. (Л.2.стр.24)

     В этой статье Н.А. Бердяев рассматривает, как под влиянием научных открытий, изобретений, появлением новых технических устройств, образ человека, его духовная жизнь, коренным образом изменилась. Под влиянием научно – технического прогресса изменилась не только техника зкономическая, военная, промышленная, но и техника мышления, стихосложения, живописи.

     В нашу техническую эпоху, техника для учённого, делающего научные открытия,  для инженера, изобретателя, - может стать главным  содержанием и целью жизни. В этом случае техника, как познание, средство познания, - получает духовный смысл, становится одухотворенным существом. Иначе обстоит дело, когда  средства жизни, созданные с помощью техники, подменяют цели жизни,  ''они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека''…..''подмена целей жизни техническими средствами может означать  умаление и угасание духа''. (Л.3.стр. 15),

      Развитие техники, есть продукт развития физических и точных наук, продукт изобретательности и творческой деятельности самого человека. Это развитие техники, и как результат – господство техники, по Н. Бердяеву, является, прежде всего, переходом от органической жизни к организованной жизни. С точки зрения органической жизни, развитие техники означает '' разрыв в органических телах, истории, разрыв плоти и духа ''.  (Л.3. стр.20)      

         Господство технических устройств открывает новую ступень действительности. Новая действительность не тождественна механическому и физико-химическому взгляду на окружающую человека реальность. Благодаря техническим открытиям, радио, телевидение, интернет овладевает пространствами, ранее невозможными для людей. Радикально меняется отношение человека к пространству и времени. Новая действительность ''есть создание  духа, разума человека,  воли,  вносящей свою целеустремленность. Н. Бердяев делает вывод о том, что наряду с органическими и неорганическими телами существуют еще и тела организованные, - царство машин, особое царство.                                                         

     В то же время,  Н  Бердяев  считает, что техническая эпоха  тоже не вечна, '' Эпоха неслыханной власти над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинение её духу.'' (Л.3.стр.30)

      Н. Бердяев поднимает в этой работе очень важную философскую тему, -  проблему  дегуманизации современного человека. Техника, обладающая страшной силой реализации, даёт острое ощущение разрушения древнего космоса с Землёй в центре. Это плата за тот бездумный мир, который человек сотворил себе сам.

      Н. Бердяев, как религиозный философ, верит что человек есть творение Божие и несёт в себе Его образ и подобие, что человек искуплен Сыном Божиим

                  Н. А. Бердяев –философ  оптимист.

   Он верит в успехи, силу науки. Её вершины достижимы лишь при независимости человека от природы. Он верит в величайшие возможности человека. Он верит, что сознание поставит человека выше природы и общества, поставит душу человеческую выше всех природных и общественных сил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83836. Топографическая анатомия стопы 53.35 KB
  Продолжение передней большеберцовой артерии с одноименными венами н n. dorslis pedis отдает следующие ветви: латеральные и медиальные предшюсневые артерии: дугообразную артерию из которой начинаются три тыльные плюсневые артерии: глубокую подошвенную ветвь анастомознрующую с латеральной подошвенной артерией. На уровне основания V плюсневой кости подошвенные артерии образуют rcus plntris. От дуги начинаются плюсневые подошвенные артерии из которых возникают пальцевые подошвенные артерии.
83837. Сосудистый шов. Показания, техника, осложнения 53.08 KB
  По отношению к окружности сосуда швы бывают циркулярными и боковыми. Циркулярный шов накладывается при полном разрыве или нарушении целостности сосуда на протяжении 2 3 длины окружности. Боковой шов накладывается при продольном направлении раны стенки сосуда или при поперечной ране не превышающей 1 3 длины окружности. Недостатки: шов охватывает сосуд неподатливым кольцом: шовный материал выходит в просвет сосуда; не всегда обеспечивается герметичность шва.
83838. Ампутация бедра. Этапы, техника операции 46.87 KB
  Проводят передний полуовальный разрез кожи имеющий основание несколько выше надмыщелков бедра и переходящий вниз до бугристости большеберцовой кости. При согнутом колене пересекают связку надколенника у места прикрепления ее к большеберцовой кости. Надколенник фиксируют к опилу бедренной кости тремя кетгутовыми швами проведенными через небольшие отверстия просверленные по краям бедренной кости.
83839. Ампутация голени и стопы. Этапы, техника операции 49.46 KB
  Второй разрез стремяобразный ведут от концов первого разреза через подошву перпендикулярно ее поверхности в глубину до пяточной кости. Дуговой пилой отливают пяточную кость сверху вниз по линии стремяобразного разреза; поврежденную часть стопы удаляют задний отрезок пяточной кости с кожей сухожилиями и сосудистонервным пучком остается в связи с мягкими тканями задней поверхности голени. Наружный край малоберцовой кости сбивают долотом или спиливают и округляют рашпилем. Опил пяточной кости прикладывают к культе большеберцовой и...
83840. Хирургическая анатомия свода и основания черепа. Виллизиев круг, синусы твёрдой мозговой оболочки, черепные нервы, оболочки головного мозга 985.14 KB
  Виллизиев круг синусы твёрдой мозговой оболочки черепные нервы оболочки головного мозга. Принято выделять три черепные ямки: переднюю от внутренней поверхности чешуи лобной кости до крыльев и площадки основной кости среднюю область пирамид височных костей заднюю от спинки турецкого седла до задних граней пирамид височных костей и борозды поперечного синуса. Оболочки головного мозга Головной мозг окружен тремя оболочками: 1 мягкой непосредственно прилежащей к его поверхности; 2 паутинной образующей узкое пространство над...
83841. Трепанация черепа. Показания, техника выполнения, осложнения. Схема кранио-церебральной топографии Кренлейна 93.22 KB
  Локализация разрезов и костного дефекта определяется локализацией патологического процесса Показания: оперативный доступ при вмешательствах по поводу операбельных опухолей головного мозга мозговых грыж водянки мозга кисты мозга и пр Техника выполнения: 1. Осложнения: Кровотечение; Инфекция; Отек головного мозга; Повреждение мозга после чего может возникнуть: Изменения в памяти поведении мышлении речи; Проблемы со зрением; Проблемы с балансом; Проблемы кишечника и мочевого пузыря; Судороги; Паралич или слабость; Реакция...
83842. Первичная хирургическая обработка ран головы 48.42 KB
  При осмотре пациента с раной головы необходимо определить: 1 ее глубину 2 наличие в ране поврежденных артериальных сосудов 3 наличие или отсутствие повреждения костей свода черепа. Наличие или отсутствие костных повреждений необходимо уточнять не только при осмотре раны но и с использованием рентгенографии черепа и компьютерной томографии головы.
83843. Хирургическая анатомия лицевого и тройничного нерва. Разрез при гнойном паротите 50.26 KB
  Хирургическая анатомия лицевого нерва Лицевой нерв смешанный. Двигательная часть начинается от ядра лицевого нерва в Варолиевом мосту. У клеток двигательного ядра имеются многочисленные чувствительные коллатерали идущие из чувствительных ядер тройничного нерва.
83844. Кровеносные сосуды лица 50.02 KB
  Артерии Верхнечелюстная артерия является одной из двухконечных ветвей наружной сонной артерии. В первом отделе следующие ветви: 1 глубокая ушная артерия разветвляется в коже наружного слухового прохода в барабанной перепонке и в капсуле височно нижнечелюстного сустава; 2 передняя барабанная артерия проникает через каменисто барабанную щель к слизистой оболочке барабанной полости; 3 нижняя альвеолярная артерия вхожи в канал нижней челюсти и отдаёт ветви к зубам и десне нижней челюсти; её конечная ветвь подбородочная артерия...