10137

Направления и уровни экстерналистского анализа науки

Доклад

Логика и философия

Направления и уровни экстерналистского анализа науки. Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика политика религия мораль искусство психология ли

Русский

2013-03-21

29.5 KB

12 чел.

Направления и уровни экстерналистского анализа науки.

Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает, что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика, политика, религия, мораль, искусство, психология личности. Они часто предопределяют тематику исследований, их характер; это факторы, от которых в науковедении нельзя абстрагироваться.

С точки зрения экстерналистского подхода наука – в первую очередь социальный институт. Можно выделить три уровня анализа науки на экстерналистской основе:

общесоциологический (макроуровень) – исследование науки в целом, во взаимодействии с другими социальными институтами и формами общественного сознания. На этом уровне выявляются социальная детерминация гносеологических норм и ценностей (например, социально-политическая обусловленность идеала доказательности в античной науке); роль некогнитивных ценностных ориентаций (например, секуляризации) в науке; связь стиля научного мышления с господствующим стилем деятельности (например, экспериментального естествознания Нового времени с формированием общего отношения к природе как мастерской); взаимодействие науки  с  конкретными  течениями  в  религии, идеологии, философии, искусстве;

социально-психологический (средний уровень) – изучение науки как деятельности социальных групп, коллективов, личностей, т. е. традиционных объектов социальной психологии. На этом уровне исследуются социальные параметры группы и их связь с групповой деятельностью (например, «возраст» группы: установлено, что эффективно работает в сложившемся составе она не более 10 лет); выявляется влияние групповых эффектов на деятельность ученых и разрабатываются новые методы на этой основе; рассматривается типология личностей и влияние типа личности на научную деятельность;

микроуровень – методология ситуационных исследований (case studies), в которой конкретное научное событие рассматривается в единстве со всем комплексом образующих его элементов: людей, их характеров, обстановки и мотивов их действий. Главным объектом исследования является даже не «научная деятельность» вообще, а повседневная научная деятельность. Наука определяется и рассматривается как «быт людей, именующих себя учеными». Целью, таким образом, оказывается не доказательство влияния культуры на науку, идей времени на научные идеи вообще, а возможно полное изучение более конкретного уровня связи взглядов и научной практики определенных групп со средой их формирования и быта. Закономерности развития науки рассматриваются не в общем виде, а в конкретной модификации – на уровне отдельного события, которое выступает точкой пересечения различных процессов. Этот подход иногда характеризуется как «научная этнография», поскольку используется прием «остранения» и быт ученых описывается этнографическими средствами. По выражению Р. Харре, «на лаборатории смотрят невинным взглядом путешественника в экзотические страны, и общества, обнаруженные в этих местах, наблюдаются объективным, хотя и сочувственным взглядом путешественника, принадлежащего к совершенно иной культурной среде». Научная деятельность как «особая форма жизни» изучается вместе со свойственной ей «средой обитания». Ключевым становится понятие «жизненный мир». Отечественный историк науки Д. А. Александров рассматривает, реализуя такую направленность исследования, жизненный мир физиков – создателей первых атомных проектов и жизненный мир «таежных биологов» – сотрудников заповедников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

173. Характеристика роботи підприємства ВАТ Дніпроцемент 285 KB
  Сировинна база ВАТ Дніпроцемент, асортиментні стандарти на готову продукцію. Технологічна схема виробництва цементу на ВАМ Дніпроцеент. Сушильне відділення, цех випалу клінкера. Технічна характеристика основного обладнання.
174. Основные медицинские заболевания, их диагностирование и лечение 382.5 KB
  Инфекции мочевой системы (пиелонефрит). Сахарный диабет у детей. Заболевания слизистой полости рта (стоматиты, молочница). Заболевания ЖКТ (острый гастрит, панкреатит, лямблиоз). Лабораторная и инструментальная диагностика.
175. Зарождение и развитие субкультуры панков в 60-е – 80-е гг. XX столетия в Англии 328 KB
  Субкультуры формальные и неформальные. Становление и развитие субкультуры панков. Контркультура, или альтернативная культура, девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре.
176. Електромагнітне поле та електромагнітні хвилі 202 KB
  Закон збереження електричного заряду для замкнутої системи. Закон електромагнітної індукції Фарадея. Утримування речовиною випромінювання хвиль певної довжини. Особливий вид матерії, що випромінюється і поглинається при взаємодії та переносить взаємодію між тілами.
177. Проектирование и создание технологических конструкций 393.64 KB
  Современный процесс разработки технического устройства. При выполнении каждого этапа ставится определенная задача, поэтому каждый этап связан с созданием определенного набора проектных документов. Ликвидация многообразия типов элементов путем сведения их к небольшому числу.
178. Общая теория психологии. Классификация основных понятий 282 KB
  Принцип детерминизма, место психологии в системе наук, понятие о сознании и самосознании. Теория личности Альфреда Адлера. Закономерности зарождения, развития и формирования личности. Операциональная концепция интеллекта.
179. Математические модели электрических, гидравлических и пневматических рулевых приводов 398.92 KB
  Анализ статической и динамических характеристик типового рулевого привода с помощью математической модели привода, составленной в системе программирования Матлаб. Изучение устройства, принципа работы и математических моделей рулевых приводов.
180. Исторический очерк истории России конца ХІХ начала ХХІ столетия 371.5 KB
  Причины, характер, движущие силы и особенности революции 1905 – 1907 гг. основные события и итоги революции. Сущность новой экономической политики, ее значение и причины свертывания. Изменение международной обстановки после II мировой войны.
181. Инструментальные средства разработки электронных учебно-методических материалов 1.18 MB
  Инструментальные средства разработки ЭУММ. Сравнение различных типов инструментальных средств разработки. Выработка критериев сравнения инструментальных средств. Learning Content Development System - Community Version. IBM Workplace Collaborative Learning Authoring Tool.