10137

Направления и уровни экстерналистского анализа науки

Доклад

Логика и философия

Направления и уровни экстерналистского анализа науки. Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика политика религия мораль искусство психология ли

Русский

2013-03-21

29.5 KB

12 чел.

Направления и уровни экстерналистского анализа науки.

Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает, что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика, политика, религия, мораль, искусство, психология личности. Они часто предопределяют тематику исследований, их характер; это факторы, от которых в науковедении нельзя абстрагироваться.

С точки зрения экстерналистского подхода наука – в первую очередь социальный институт. Можно выделить три уровня анализа науки на экстерналистской основе:

общесоциологический (макроуровень) – исследование науки в целом, во взаимодействии с другими социальными институтами и формами общественного сознания. На этом уровне выявляются социальная детерминация гносеологических норм и ценностей (например, социально-политическая обусловленность идеала доказательности в античной науке); роль некогнитивных ценностных ориентаций (например, секуляризации) в науке; связь стиля научного мышления с господствующим стилем деятельности (например, экспериментального естествознания Нового времени с формированием общего отношения к природе как мастерской); взаимодействие науки  с  конкретными  течениями  в  религии, идеологии, философии, искусстве;

социально-психологический (средний уровень) – изучение науки как деятельности социальных групп, коллективов, личностей, т. е. традиционных объектов социальной психологии. На этом уровне исследуются социальные параметры группы и их связь с групповой деятельностью (например, «возраст» группы: установлено, что эффективно работает в сложившемся составе она не более 10 лет); выявляется влияние групповых эффектов на деятельность ученых и разрабатываются новые методы на этой основе; рассматривается типология личностей и влияние типа личности на научную деятельность;

микроуровень – методология ситуационных исследований (case studies), в которой конкретное научное событие рассматривается в единстве со всем комплексом образующих его элементов: людей, их характеров, обстановки и мотивов их действий. Главным объектом исследования является даже не «научная деятельность» вообще, а повседневная научная деятельность. Наука определяется и рассматривается как «быт людей, именующих себя учеными». Целью, таким образом, оказывается не доказательство влияния культуры на науку, идей времени на научные идеи вообще, а возможно полное изучение более конкретного уровня связи взглядов и научной практики определенных групп со средой их формирования и быта. Закономерности развития науки рассматриваются не в общем виде, а в конкретной модификации – на уровне отдельного события, которое выступает точкой пересечения различных процессов. Этот подход иногда характеризуется как «научная этнография», поскольку используется прием «остранения» и быт ученых описывается этнографическими средствами. По выражению Р. Харре, «на лаборатории смотрят невинным взглядом путешественника в экзотические страны, и общества, обнаруженные в этих местах, наблюдаются объективным, хотя и сочувственным взглядом путешественника, принадлежащего к совершенно иной культурной среде». Научная деятельность как «особая форма жизни» изучается вместе со свойственной ей «средой обитания». Ключевым становится понятие «жизненный мир». Отечественный историк науки Д. А. Александров рассматривает, реализуя такую направленность исследования, жизненный мир физиков – создателей первых атомных проектов и жизненный мир «таежных биологов» – сотрудников заповедников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46133. Учебно-методический комплекс «Дискретная математика» 1.5 MB
  Множество элементами которого являются множества обычно называется классом или семейством. Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного достаточно широкого множества U своего для каждого случая которое называется универсальным множеством или универсумом. Множество X называется конечным если оно эквивалентно Jn при некоторомn. Число n называется количеством или числом элементов множества X.
46134. Практичне використання контролінгу в плануванні виробничої програми підприємства 636.46 KB
  Використання контролінгу в планування виробничої програми підприємства Організаційноекономічна характеристика підприємства Визначення пріоритетних напрямів розвитку підприємства
46135. Понятие, предмет и метод налогового права 26.5 KB
  Таким образом предметом налогового права является группа однородных отношений складывающихся между государством налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления введения и взимания налогов. Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций согласований и права выбора в поведении подчиненного субъектаналогоплательщика метод координации. С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
46136. Учет и отчетность в банках. Учебное пособие 271.09 KB
  Содержит основные положения по организации бухгалтерского учета в банках типовые бухгалтерские проводки по операциям осуществляемым банками такие как: кассовые расчетные депозитные кредитные операции. Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиентузаемщику в балансе банкакредитора 8. Бухгалтерский учет операций по возврату погашению денежных средств в балансе банкакредитора 8.
46137. Связь самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений 1.79 MB
  Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
46138. Определение, структура и виды перевода 63 KB
  В процессе перевода происходит не просто замена одного языка другим в нем сталкиваются различные культуры разные личности разные склады мышления разные литературы разные эпохи разные уровни развития разные традиции и установки. Точный перевод уже по определению невозможен потому что разные языки отличаются как по грамматическому строю так и по простому количеству слов не говоря уже о различии культур что тоже может иметь влияние на способ и результат перевода. Предпосылки появления теории перевода Основы научной теории перевода...
46139. Математика народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока 279.86 KB
  Теория отношений и действительные числа. Арабские купцы часто записывали числа словами. Дроби записывали на индийский манер: знаменатель над числителем а целую часть числа писали над числителем. Александрийские астрономы применяли смешанную десятичную шестидесятиричную систему: целые числа в том числе числители дробей они писали по десятичной системе.
46140. Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности 478.97 KB
  Психологопедагогические основы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.1 Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников.2 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности. Действительно проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
46141. Электромеханические приводы в металлургическом машиностроении 5.88 MB
  Толщина корочки слитка заготовки под кристаллизатором Сечение заготовки Длина заготовки подаваемой на прокат Скорость перехода заготовки в первую клеть прокатного стана