10137

Направления и уровни экстерналистского анализа науки

Доклад

Логика и философия

Направления и уровни экстерналистского анализа науки. Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика политика религия мораль искусство психология ли

Русский

2013-03-21

29.5 KB

11 чел.

Направления и уровни экстерналистского анализа науки.

Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает, что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика, политика, религия, мораль, искусство, психология личности. Они часто предопределяют тематику исследований, их характер; это факторы, от которых в науковедении нельзя абстрагироваться.

С точки зрения экстерналистского подхода наука – в первую очередь социальный институт. Можно выделить три уровня анализа науки на экстерналистской основе:

общесоциологический (макроуровень) – исследование науки в целом, во взаимодействии с другими социальными институтами и формами общественного сознания. На этом уровне выявляются социальная детерминация гносеологических норм и ценностей (например, социально-политическая обусловленность идеала доказательности в античной науке); роль некогнитивных ценностных ориентаций (например, секуляризации) в науке; связь стиля научного мышления с господствующим стилем деятельности (например, экспериментального естествознания Нового времени с формированием общего отношения к природе как мастерской); взаимодействие науки  с  конкретными  течениями  в  религии, идеологии, философии, искусстве;

социально-психологический (средний уровень) – изучение науки как деятельности социальных групп, коллективов, личностей, т. е. традиционных объектов социальной психологии. На этом уровне исследуются социальные параметры группы и их связь с групповой деятельностью (например, «возраст» группы: установлено, что эффективно работает в сложившемся составе она не более 10 лет); выявляется влияние групповых эффектов на деятельность ученых и разрабатываются новые методы на этой основе; рассматривается типология личностей и влияние типа личности на научную деятельность;

микроуровень – методология ситуационных исследований (case studies), в которой конкретное научное событие рассматривается в единстве со всем комплексом образующих его элементов: людей, их характеров, обстановки и мотивов их действий. Главным объектом исследования является даже не «научная деятельность» вообще, а повседневная научная деятельность. Наука определяется и рассматривается как «быт людей, именующих себя учеными». Целью, таким образом, оказывается не доказательство влияния культуры на науку, идей времени на научные идеи вообще, а возможно полное изучение более конкретного уровня связи взглядов и научной практики определенных групп со средой их формирования и быта. Закономерности развития науки рассматриваются не в общем виде, а в конкретной модификации – на уровне отдельного события, которое выступает точкой пересечения различных процессов. Этот подход иногда характеризуется как «научная этнография», поскольку используется прием «остранения» и быт ученых описывается этнографическими средствами. По выражению Р. Харре, «на лаборатории смотрят невинным взглядом путешественника в экзотические страны, и общества, обнаруженные в этих местах, наблюдаются объективным, хотя и сочувственным взглядом путешественника, принадлежащего к совершенно иной культурной среде». Научная деятельность как «особая форма жизни» изучается вместе со свойственной ей «средой обитания». Ключевым становится понятие «жизненный мир». Отечественный историк науки Д. А. Александров рассматривает, реализуя такую направленность исследования, жизненный мир физиков – создателей первых атомных проектов и жизненный мир «таежных биологов» – сотрудников заповедников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71051. Обработка двумерных массивов 323.5 KB
  Задание к лабораторной работе: Дана действительная квадратная матрица А размера n  n. Вычислить суммы элементов двух главных диагоналей матрицы. Схема алгоритма. Программа на языке Basic Расчет сумм элементов двух главных диагоналей матрицы.
71053. Программирование типовых алгоритмов 203.5 KB
  Задание к лабораторной работе Ввести восемь чисел и вычислить наибольшее среди четных чисел и его номер. Схема алгоритма. Программа на языке Basic Типовые алгоритмы CLS PRINT “Вычисление наибольшего четного числа из восьми введенных“ n = 8 max = -100000...
71054. Программирование простых циклических процессов 148.5 KB
  Составить таблицу значений массы жидкого продукта в емкости, имеющей форму параллелепипеда в зависимости от высоты жидкости в емкости. Высота меняется от 0,5 м до 2 м с шагом 0,5 м. Схема алгоритма. Программа на языке Basic...
71056. Исследование LC-автогенератора 272.5 KB
  Исследовать работу генератора в режиме синхронизации колебаний захват частоты. Путём изменения частоты генератора для различных значений фиксированного напряжения внешнего генератора экспериментально определяется область синхронизации автогенератора.
71058. Створення та виконання різних запитів 4.68 MB
  Запит на створення таблиці Запит на додавання запису Запит на оновлення запису Запит на видалення запису Запити в режимі SQL Простий запит на вибірку Завдання 3. DROP TBLE Копия Відділення; Запит який повертає список викладачів та студентів...