10138

Сущность и соотношение кумулятивизма и антикумулятивизма как теоретически моделей развития науки

Доклад

Логика и философия

Сущность и соотношение кумулятивизма и антикумулятивизма как теоретически моделей развития науки. Проще всего представить развитие науки как рост знаний: наука на каждом историческом этапе приобретает некоторое количество сведений откладывает их в свою копилку на...

Русский

2013-03-21

38 KB

41 чел.

Сущность и соотношение кумулятивизма и антикумулятивизма как теоретически моделей развития науки.

Проще всего представить развитие науки как рост знаний: наука на каждом историческом этапе приобретает некоторое количество сведений, откладывает их в свою копилку, на следующем этапе углубляет и дополняет эти знания и добавляет к ним новые.

Концепции, которые рассматривают развитие науки в п.о. как накопление знаний, добавление нового к уже имеющемуся, относительно равномерный рост, называются кумулятивистскими (от «кумуляция» – накопление). С т.з. кумулятивизма, в науке каждый следующий шаг делается с опорой на предыдущие достижения; новое знание надстраивается над старым, включает его в себя, при этом прибавление нового знания ничего существенного не меняет в уже имеющемся знании, признанном истинным (история науки статична); наука на каждом этапе – сумма всех прежних и новых знаний.

Кумулятивизм неявно предполагает, что научная идея либо достаточно быстро обнаруживает свою несостоятельность, либо уж остается на века.  Больцман: «Все точно установленные опытные факты остаются вечно неизменными. Они м.б. в крайнем случае расширены. дополнены, к ним могут присоединиться новые данные, но они не м.б. целиком опровергнуты… Лишь в редких случаях данные, считавшиеся сначала фактом, оказываются ошибочными. И в этих редких случаях ошибки открываются весьма скоро и не оказывают большого влияния на научное здание в целом».

Из кумулятивизма неявно исходила вся ранняя эмпирическая история науки. У него были свои основания.

Тезис Бернала: «Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких, как религия, право, философия и искусство», т.к.: к созданному в других областях мы можем обратиться непосредственно, вне зависимости от времени создания они оказывают на нас воздействие, а в науке прошлое – в прошлом.

Тезис Маха: принятые представления д.б. стабильными, потому что стабильна природа. «Принцип непрерывности»: «То, что является свойством природы, является таковым всегда и везде». Основное содержание научной деятельности – представить непонятное как понятное и подчиняющееся тем же законам.

Тезис Дюгема:  в науке любое открытие всегда содержательно подготовлено предшествующими разработками. «Великие открытия почти всегда являются плодом подготовки, медленной и сложной, осуществляемой на протяжении веков. Доктрины, проповедуемые наиболее могучими мыслителями, появляются в результате множества усилий, накопленных массой ничем не примечательных работников. Даже те, кого принято называть творцами, - галилеи, ньютоны, декарты, - не сформулировали никакой доктрины, которая не была бы связана бесчисленным количеством нитей с учениями их предшественников. Слишком упрощенная история заставляет нас восхищаться ими и видеть в них колоссов, не имеющих корней в прошлом, непостижимых и чудовищных в своей изолированности. История, несущая больше информации, дает нам возможность проследить длинный ряд развития, итогом которого они являются. Как и природа, наука не делает скачков».

Тезис Сартона: основу развития науки составляет освоение наследия; чем более полным оно будет, тем больших результатов добьется ученый, а гений – тот, кто охватит взглядом все. Ученый «стоит на плечах гигантов». В науке очевидна внутренняя логика развития идей – случайности играют в ней меньшую роль, чем в любой другой деятельности. «Созревшее» открытие обязательно будет сделано, отсюда возможность параллельных открытий (теория Дарвина). «Научная деятельность – единственная, которая несомненно и очевидно прогрессивна и кумулятивна».

Итак, в развитии науки следует, безусловно, считать значимым момент сохранения знания,  роста на основе предыдущих достижений, т.е. существования научных традиций в широком смысле этого слова. Понятие «традиция» (от латинского «передача») охватывает все виды преемственности. Традиции есть во всех сферах культуры, в них происходит фиксация опыта, они выступают основанием деятельности, в т.ч. творческой, через них осуществляется конституирование социума и социализация людей. Функции традиций в науке: научные традиции выступают как накапливающаяся совокупность знаний, фактов, идей, гипотез; они служат источником новых идей и новых направлений деятельности, определяют стратегию и программы поиска, они задают методологию научной работы, они служат формой организации профессиональных сообществ и приобщения новичков, наконец, они выполняют селективную функцию, т.е. служат механизмом отказа от неприемлемых (и уже отработанных) вариантов.  

Но можно ли утверждать, что рост, накопление и есть основная закономерность развития науки? Более углубленное знакомство с реальной историей науки обнаруживает неравномерность ее развития.  В истории науки существуют разнородность темпов роста науки, периоды застоя, периоды регресса науки (напр., раннее средневековье в Европе); разветвление линий научного развития и  различия в темпах роста отдельных наук. Самое главное же заключается в том, что периодически в развитии науки возникают кризисы, в ходе которых достигнутое знание переосмысливается и критикуется, пересмотру могут подвергнуться даже традиционные и устоявшиеся идеи, глубинные основания науки. Кроме того, можно заметить, что исторически сильно меняются и способы научной деятельности, принятые приемы и процедуры исследования, методы и формы доказательства, поэтому признанное доказанным и истинным в одну эпоху может опровергаться в следующий период.

Поэтому расширенной и более точной является теоретическая концепция, которая не сводит историю науки к кумуляции - некумулятивная модель развития науки. Она базируется на положении: в истории науки сменяют друг друга две формы ее роста: кумулятивное накопление, увеличение знания и «перерывы постепенности», краткие периоды, когда система научных представлений о мире существенно изменяется, пересматриваются основания науки, главные объяснительные принципы, ключевые методы научной деятельности. Такие периоды называются научными революциями, они подобны социальным революциям, в ходе которых изменяется общественная система. Особо отметим: не любое новое открытие в науке характеризуется как научная революция, как в обществе есть различие между реформой, происходящей без изменения социального строя, и революцией, преобразующей все стороны общественной жизни. Научная революция – не просто крупное открытие, а весь комплекс изменений, происходящих в науке под влиянием принципиально новых идей. Научная революция может соединиться с технической (НТР), но это характерно только для ХХ в., а вообще научная революция происходит внутри науки и с техникой не обязательно связана.

Пример научной революции дает А. Койре. Он исследует конкретную ситуацию в истории науки – утверждение гелиоцентрической системы в эпоху Коперника и Галилея («Галилеевские этюды») – и показывает, что, когда эта идея утверждается, она производит настоящий переворот в мировоззрении. В ходе этой революции произошло  «разрушение космоса» (вместо мира вокруг Земли – бесконечная Вселенная) и «геометризация пространства» (вместо системы мест – гомогенная и бесконечная протяженность). Следствиями были отказ от идеи Бога, от таких понятий в науке, как гармония, совершенство, предназначение, полный разрыв с миром ценностей. Это не просто новая теория – это новый тип мышления. Койре говорит, что произошла «мутация человеческого интеллекта», и такие мутации происходят время от времени. В результате история все время преобразуется: «Ничто не меняется так быстро, как неподвижное прошлое».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64663. Состояние письма учащихся младших классов школы для детей с ТНР 5.23 MB
  Цель исследования: выявить особенности письма учащихся младших классов школы с ТНР. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей 2 класса с ТНР будут наблюдаться трудности в формировании письма, проявляющиеся в ошибках языкового анализа и синтеза...
64664. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ФУНКЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 376.41 KB
  Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей...
64666. Проектирование водоема-копани в Красноармейском районе Волгограда 1.94 MB
  Природными водоемами являются естественные озера и пруды. Чтобы наглядно показать трудоемкость их создания используют такой показатель как отношение объема накопленной воды к объему земляных работ выполняемых для создания водоема.
64668. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ 74.96 KB
  К задачам работы относятся: рассмотрение общей характеристики института охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями: понятия, значения, источников правового регулирования; исследование правовых средств обеспечения безопасных условий труда женщин...
64669. Развитие и современное состояние мировой автомобилизации 239 KB
  В целях повышения уровня безопасности дорожного движения, информационного обеспечения и маршрутного ориентирования участников дорожного движения, оптимизации транспортных потоков, в соответствии с федеральным законодательством...