1014

Решение задач с использованием возможностей MS Excel

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Протабулировать (вычислить) заданную функцию на указанном диапазоне с шагом h. Построить график функции. Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности. Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками.

Русский

2013-01-06

521 KB

190 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СТЕРЛИТАМАКЕ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к расчетно-графической работе по Информатике

«Решение задач с использованием возможностей MS Excel»

2403.40211400ПЗ

(обозначение документа)

Группа МХС-112з

Фамилия И.О.

Подпись

Дата

Оценка

Студент

Хисматуллин И.Ф.

Проверил

Карасева Л.М.

Стерлитамак 2012г.

Содержание:

Задание 1. Протабулировать (вычислить) заданную функцию (таблица 1) на указанном диапазоне с шагом h. Построить график функции.

Задание 2. Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности (таблица 2).

Задание 3.  Найти корни уравнения (таблица 3), используя команду «Подбор параметра».

Задание 4.  Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel (создания списка (из не менее 10 записей), сортировки, установки фильтрации, подведения промежуточных и общих итогов, создания сводной таблицы) в пояснительной записке в текстовом редакторе MS Word. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками (таблица 4).

Литература.

Задание 1

  1.  Постановка задачи

Протабулировать (вычислить) заданную функциюна указанном диапазоне [3;4] с шагом h=0,1. Построить график функции.

  1.  Решение

Рассмотрим процедуру построения графика функции ℮ˣ+lnx-10x=h  при xÎ [3,4].

Для построения графика функции необходимо сначала построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента, причем аргумент изменяется с фиксированным шагом. Будем считать, что шаг h = 0,1.

Необходимо создать первый столбец х: 3,   3,1,   3,2   3,3   … 4 и второй столбец y=f(x): y(3), y(3,1), y(3,2),…,y(4). В создании столбцов Вам поможет приведенная ниже таблица.

Ячейка

Величина

Значение или формула

A1

h-шаг

0,1

В5

Нижняя граница диапазона x

3

В6

Следующее значение по  x вычисляем формулой

= B5+$A$1

В7:В15

Значения переменной x на заданном диапазоне

Копируем ячейку В6 на диапазон В7:В15

С5

Значение функции y в точке х=3

(используйте Мастер функций)

=EXP(B5)+LN(B5)-10*B5

С6:С15

Значения функции у на заданном диапазоне

Копируем ячейку С5 на диапазон С6:С15

С помощью Мастера диаграмм построить диаграмму типа точечная «график» (исходные данные – диапазон В5:С15), указав при этом, что метками оси Х являются значения первого столбца (В5:В15). Результат показан на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Решение задания

Задание 2

  1.  Постановка задачи

Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности.

  1.  Решение

Аналогично задаче 1 получаем первый столбец значений К, где 1<=K<=10, и столбец f(K), вычисляемый по формуле: =B4/ФАКТР(B4+1) Значение суммы можно получить в ячейке G6 по формуле: = СУММ(C4:C13) где С4:С13- диапазон ячеек столбца f(K).

Погрешности вычисляются по формулам:  и. Здесь - абсолютная погрешность, S- сумма ряда, T - точное значение суммы, - относительная погрешность.

Абсолютное значение в ячейке G10 по формуле:=ABS(G6-G7)относительная погрешность в G11 по формуле: =G10/G7

Промер решения задачи 2 показан на рисунке 2.

Рисунок 2 – Решение задания 2


Задание 3

3.1. Постановка задачи

Найти корни уравнения , используя команду «Подбор параметра».

3.2. Решение

У полинома третьей степени один корень. Для нахождения корня её нужно предварительно локализовать. С этой целью необходимо построить график функции или ее протабулировать. Протабулируем полином на отрезке [0,1] с шагом 0,1. Результат приведен на рисунке 3, где в ячейку C7 введена формула   = КОРЕНЬ(1-B7)-COS(КОРЕНЬ(1-B7))

Из рисунка 3 видно, что полином меняет знак на интервале: [0,4;0,5],

Это означает, что в них имеется корень данного полинома. Таким образом, мы локализовали вещественный  корень нашего полинома.

Найдем корень полинома методом последовательных приближений с помощью команды Сервис меню Подбор параметра. Относительная погрешность вычислений и предельное число итераций задаются на вкладке Вычисления диалогового окна Параметры, открываемого командой Сервис, Параметры.

Зададим относительную погрешность и предельное число итераций равными 0,001 и 100 соответственно. В качестве начальных приближений можно взять любую точку из отрезка локализации корня. Возьмем, например, их среднюю точку: 0,45 и введем её в диапазон ячеек Е7. В ячейку F7 скопируем ячейку C7.Таким образом, в ячейке F7 вычисляется значение полинома при значениях аргумента, введенного в ячейку Е7соответственно.

Теперь выберем команду Сервис, Подбор параметра и заполним диалоговое окно Подбор параметра:

Установить в ячейке:  $F$7

Значение     0

Изменяя значение ячейки  $Е$7

После нажатия кнопки OK средство подбора параметров находит приближенное значение корня, которое помещает в ячейку D7. В данном случае оно равно -150994,494.

Рисунок 3 – Окно исходной информации для решения задачи 3

            

Задание 4

4.1. Постановка задачи

Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel (создания списка, сортировки, установки фильтрации, подведения промежуточных и общих итогов, создания сводной таблицы) в пояснительной записке в текстовом редакторе MS Word. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками.

Тема – "Ремонт и обслуживание компьютерной техники"

4.2. Решение

4.2.1. Создание таблицы с данными на заданную тему

Рисунок 4 – Таблица с исходными данными

4.2.2. Сортировка

Для сортировки данных заходим в пункт меню Данные – Сортировка, выбираем столбец Стоимость, по возрастанию.

Рисунок 5 – Таблица после сортировки

4.2.3. Фильтрация данных.

Для установки автофильтра заходим в пункт меню Данные – Фильтр – Автофильтр.

В столбце Блок питания устанавливаем фильтр по внешнему.

Рисунок 6 – Использование фильтра по внешнему блоку питания

Для установки расширенного фильтра выбираем пункт меню Данные – Фильтр – Расширенный фильтр, в открывшемся окне за исходный диапазон – выделяем всю исходную таблицу, за диапазон условия – внешний, выбираем – скопировать в другое место, указав диапазон ячеек для вставки расширенного фильтра.

Рисунок 7 – Применение расширенного фильтра по внешнему блоку питания

4.2.4. Подведение итогов

Для подведения итогов необходимо зайти в пункт меню Данные – Итоги, в появившемся окне установить столбец Выходы, вычисление количества и добавить подведение итогов по Выходы.

Рисунок 8 – Подведение итогов по Выходам

4.2.5. Сводная таблица

Для создания сводной таблицы необходимо зайти в пункт меню Данные – Сводная таблица, выбрать создание сводной таблицы и нажать на кнопку далее, на следующем шаге – выделить исходную таблицу, нажать Далее. Затем выбрать создание таблица на существующем листе, указав в окне диапазон ячеек, где будет располагаться сводная таблица, потом зайти в пункт Макет. В этом окне в строки поместить Разрешение, в столбцы – Диагональ, в данные – Стоимость ремонта (с вычислением суммы), нажать кнопку ОК, в следующем окне нажать на кнопку Готово.

Рисунок 9 – Сводная таблица

Используемая литература:

 

1.Методическое указание 1 курс.

2.Электронный лабораторный практикум по MS Office 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.
30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...