1014

Решение задач с использованием возможностей MS Excel

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Протабулировать (вычислить) заданную функцию на указанном диапазоне с шагом h. Построить график функции. Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности. Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками.

Русский

2013-01-06

521 KB

198 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СТЕРЛИТАМАКЕ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к расчетно-графической работе по Информатике

«Решение задач с использованием возможностей MS Excel»

2403.40211400ПЗ

(обозначение документа)

Группа МХС-112з

Фамилия И.О.

Подпись

Дата

Оценка

Студент

Хисматуллин И.Ф.

Проверил

Карасева Л.М.

Стерлитамак 2012г.

Содержание:

Задание 1. Протабулировать (вычислить) заданную функцию (таблица 1) на указанном диапазоне с шагом h. Построить график функции.

Задание 2. Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности (таблица 2).

Задание 3.  Найти корни уравнения (таблица 3), используя команду «Подбор параметра».

Задание 4.  Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel (создания списка (из не менее 10 записей), сортировки, установки фильтрации, подведения промежуточных и общих итогов, создания сводной таблицы) в пояснительной записке в текстовом редакторе MS Word. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками (таблица 4).

Литература.

Задание 1

  1.  Постановка задачи

Протабулировать (вычислить) заданную функциюна указанном диапазоне [3;4] с шагом h=0,1. Построить график функции.

  1.  Решение

Рассмотрим процедуру построения графика функции ℮ˣ+lnx-10x=h  при xÎ [3,4].

Для построения графика функции необходимо сначала построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента, причем аргумент изменяется с фиксированным шагом. Будем считать, что шаг h = 0,1.

Необходимо создать первый столбец х: 3,   3,1,   3,2   3,3   … 4 и второй столбец y=f(x): y(3), y(3,1), y(3,2),…,y(4). В создании столбцов Вам поможет приведенная ниже таблица.

Ячейка

Величина

Значение или формула

A1

h-шаг

0,1

В5

Нижняя граница диапазона x

3

В6

Следующее значение по  x вычисляем формулой

= B5+$A$1

В7:В15

Значения переменной x на заданном диапазоне

Копируем ячейку В6 на диапазон В7:В15

С5

Значение функции y в точке х=3

(используйте Мастер функций)

=EXP(B5)+LN(B5)-10*B5

С6:С15

Значения функции у на заданном диапазоне

Копируем ячейку С5 на диапазон С6:С15

С помощью Мастера диаграмм построить диаграмму типа точечная «график» (исходные данные – диапазон В5:С15), указав при этом, что метками оси Х являются значения первого столбца (В5:В15). Результат показан на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Решение задания

Задание 2

  1.  Постановка задачи

Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности.

  1.  Решение

Аналогично задаче 1 получаем первый столбец значений К, где 1<=K<=10, и столбец f(K), вычисляемый по формуле: =B4/ФАКТР(B4+1) Значение суммы можно получить в ячейке G6 по формуле: = СУММ(C4:C13) где С4:С13- диапазон ячеек столбца f(K).

Погрешности вычисляются по формулам:  и. Здесь - абсолютная погрешность, S- сумма ряда, T - точное значение суммы, - относительная погрешность.

Абсолютное значение в ячейке G10 по формуле:=ABS(G6-G7)относительная погрешность в G11 по формуле: =G10/G7

Промер решения задачи 2 показан на рисунке 2.

Рисунок 2 – Решение задания 2


Задание 3

3.1. Постановка задачи

Найти корни уравнения , используя команду «Подбор параметра».

3.2. Решение

У полинома третьей степени один корень. Для нахождения корня её нужно предварительно локализовать. С этой целью необходимо построить график функции или ее протабулировать. Протабулируем полином на отрезке [0,1] с шагом 0,1. Результат приведен на рисунке 3, где в ячейку C7 введена формула   = КОРЕНЬ(1-B7)-COS(КОРЕНЬ(1-B7))

Из рисунка 3 видно, что полином меняет знак на интервале: [0,4;0,5],

Это означает, что в них имеется корень данного полинома. Таким образом, мы локализовали вещественный  корень нашего полинома.

Найдем корень полинома методом последовательных приближений с помощью команды Сервис меню Подбор параметра. Относительная погрешность вычислений и предельное число итераций задаются на вкладке Вычисления диалогового окна Параметры, открываемого командой Сервис, Параметры.

Зададим относительную погрешность и предельное число итераций равными 0,001 и 100 соответственно. В качестве начальных приближений можно взять любую точку из отрезка локализации корня. Возьмем, например, их среднюю точку: 0,45 и введем её в диапазон ячеек Е7. В ячейку F7 скопируем ячейку C7.Таким образом, в ячейке F7 вычисляется значение полинома при значениях аргумента, введенного в ячейку Е7соответственно.

Теперь выберем команду Сервис, Подбор параметра и заполним диалоговое окно Подбор параметра:

Установить в ячейке:  $F$7

Значение     0

Изменяя значение ячейки  $Е$7

После нажатия кнопки OK средство подбора параметров находит приближенное значение корня, которое помещает в ячейку D7. В данном случае оно равно -150994,494.

Рисунок 3 – Окно исходной информации для решения задачи 3

            

Задание 4

4.1. Постановка задачи

Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel (создания списка, сортировки, установки фильтрации, подведения промежуточных и общих итогов, создания сводной таблицы) в пояснительной записке в текстовом редакторе MS Word. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками.

Тема – "Ремонт и обслуживание компьютерной техники"

4.2. Решение

4.2.1. Создание таблицы с данными на заданную тему

Рисунок 4 – Таблица с исходными данными

4.2.2. Сортировка

Для сортировки данных заходим в пункт меню Данные – Сортировка, выбираем столбец Стоимость, по возрастанию.

Рисунок 5 – Таблица после сортировки

4.2.3. Фильтрация данных.

Для установки автофильтра заходим в пункт меню Данные – Фильтр – Автофильтр.

В столбце Блок питания устанавливаем фильтр по внешнему.

Рисунок 6 – Использование фильтра по внешнему блоку питания

Для установки расширенного фильтра выбираем пункт меню Данные – Фильтр – Расширенный фильтр, в открывшемся окне за исходный диапазон – выделяем всю исходную таблицу, за диапазон условия – внешний, выбираем – скопировать в другое место, указав диапазон ячеек для вставки расширенного фильтра.

Рисунок 7 – Применение расширенного фильтра по внешнему блоку питания

4.2.4. Подведение итогов

Для подведения итогов необходимо зайти в пункт меню Данные – Итоги, в появившемся окне установить столбец Выходы, вычисление количества и добавить подведение итогов по Выходы.

Рисунок 8 – Подведение итогов по Выходам

4.2.5. Сводная таблица

Для создания сводной таблицы необходимо зайти в пункт меню Данные – Сводная таблица, выбрать создание сводной таблицы и нажать на кнопку далее, на следующем шаге – выделить исходную таблицу, нажать Далее. Затем выбрать создание таблица на существующем листе, указав в окне диапазон ячеек, где будет располагаться сводная таблица, потом зайти в пункт Макет. В этом окне в строки поместить Разрешение, в столбцы – Диагональ, в данные – Стоимость ремонта (с вычислением суммы), нажать кнопку ОК, в следующем окне нажать на кнопку Готово.

Рисунок 9 – Сводная таблица

Используемая литература:

 

1.Методическое указание 1 курс.

2.Электронный лабораторный практикум по MS Office 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81627. Пролежни, их лечение и профилактика 37.89 KB
  Пролежень - некроз кожи с подкожным жировым слоем и других мягких тканей (например, слизистой оболочки), развивающийся вследствие длительного сдавливания, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
81628. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА 54.68 KB
  Мультимедиа продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п.
81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.
81632. Узагальнення вивченого матеріалу по темі «Іменник» 62 KB
  Мета: Узагальнити вивчений матеріал про іменник; закріпити навички розбору іменника як частини мови. Розвивати усне і писемне мовлення учнів, творчу уяву. иховувати дружні стосунки у колективі. Тип уроку: урок закріплення знань, умінь і навичок.
81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислівя зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...
81635. Написання суфіксів -ськ-, -зьк-, -цьк- в прикметниках 51 KB
  Задачі: Формування комунікативної автономізаційної компетентностей: виробляти в учнів вміння і навички вживання суфіксів ськ цьк зьк. Сьогодні на уроці ми будемо вчитися правильно вживати та записувати у словах суфікси ськ зьк цьк. З мяким знаком зьк цьк ськ написать не забувай.