10145

Познание эпохи Возрождения, его специфика и значение в истории науки

Доклад

Логика и философия

Познание эпохи Возрождения его специфика и значение в истории науки. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний происходивших в XVIXVII вв. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась класси

Русский

2013-03-21

39 KB

19 чел.

Познание эпохи Возрождения, его специфика и значение в истории науки.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства (см. гл. 1, § 3), т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

В своих философских воззрениях на мир Николай Кузанский вводит методологический принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, которые лежат в фундаменте арифметики, геометрии, астрономии и других знаний. Отсюда он делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

Тот переворот, который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник (1473-1543), имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В год своей смерти он публикует труд "Об обращении небесных тел", в котором в качестве постулата утверждает, что все небесные тела являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами.

Галилео Галилея (1564-1642) - итальянского физика и астронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Опираясь на принцип совпадения противоположностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них.

С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось, необходимо сопротивление, другими словами, в пустоте движение невозможно, так как в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.

15-16 века – эпоха Возрождения.

Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации.

Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли – все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, необходимость в развертывания научный исследований, спрос на новые изобретения и открытия, которые можно было получить в результате опытного изучения природы, а не с помощью умозрительных схоластических рассуждений.

Оксфордская школа.

Основатель – Роберт Гроссетест (1175-1253). Последователь философии Августина, но интересовался также изучением явлений природы. Процесс познания рассматривает, подчеркивая, что исходным в этом процессе является опытное познание, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.

Галилео Галилей (1564-1642).

Основоположник естественнонаучного метода исследования. Применил эксперимент для опытного изучения природы, но соединил его с математическим описанием. Благодаря математической обработке результатов экспериментов он ввел количественные методы измерения при обосновании и проверке своих теоретических моделей и гипотез. Также широко применял абстракции и идеализации для построения мысленных моделей, важнейшим средством для их создания стал мысленный эксперимент.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное изучение природы. Самым элементарным способом индуктивных рассуждений является полная индукция, которая основывается на простом перечислении всех частных случаев, обладающих определенным общим свойством.

Наиболее распространенной формой стала неполная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение  о его наличия у непроверенных случаев и класса в целом.

Несмотря на эмпирический и механистический характер своей философии, Бэкон во многом способствовал прогрессу научного  познания своего времени, выступая страстным защитником идеи применения науки в жизни и практике.

Рене Декарт (1596-1650).

Является представителем рационалистического направления в философии науки и выдающимся математиком, создавшим аналитическую геометрию.

«Рассуждение о методе».

Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:

  1.  начинать с простого и очевидного
  2.  из него путем дедукции получать более сложные высказывания
  3.  действуя при этом так, чтобы не было упущено ни одного звена.

Для этого необходимы две способности: интуиция и дедукция.

Новый взгляд Декарта на математику, как дедуктивную науку о порядке и мере, почти на 2 столетия опередил традиционное представление о ней, как науке о числах и геометрических фигурах.

Существенным недостатком философии природы является ориентация на чисто умозрительный характер е принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Он не только привел в систему и завершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной системы, но и положил начало классическому периоду развития естествознания. Программа механистического объяснения природы, выдвинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении 2 столетий.

При исследовании природы опирался не на умозрительные и дедуктивные принципы, а широко использовал экспериментальные способы исследования. Высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.

Переход к неклассическому этапу развития естествознания сопровождался усилением ее связей с производством, возникновением прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и профессионализации научной деятельности.

В период с 18-до первой половины 19 века происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не отдельных только наук, но даже узких областей таких наук. Большим шагом вперед стало появление научных книг и журналов,  личная переписка отошла на второй план.

С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки.

Социология  и Огюст Конт – 19 век.

Экспериментально-математическое естествознание, возникшее в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, предполагает существенно новое отношение человека к миру, к себе, к познанию, новое мировоззрение. Это мировоззрение, нарушающее прежние нормы, нуждается в философском осмыслении, оправдании и обосновании. Философское обоснование экспериментально-математической науки развивалось в двух направлениях, эмпиризма и рационализма 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7803. Советская школа в период с 1930 по 1940гг 26 KB
  Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. Советское правительство принимает ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения...
7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...
7806. Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции 33.5 KB
  Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...
7807. Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи 30 KB
  Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и...
7808. Тенденции развития образования в современном мире 39.5 KB
  Тенденции развития образования в современном мире Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности огромные достижения в этой област...
7809. Школа в России в первой половине 19 века 39.5 KB
  Школа в России в первой половине 19 века. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники...
7810. Философия эпохи Возрождения (ренесанса) 58.5 KB
  Философия эпохи Возрождения В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда. Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина...
7811. Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля 38.5 KB
  Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...