10145

Познание эпохи Возрождения, его специфика и значение в истории науки

Доклад

Логика и философия

Познание эпохи Возрождения его специфика и значение в истории науки. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний происходивших в XVIXVII вв. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась класси

Русский

2013-03-21

39 KB

18 чел.

Познание эпохи Возрождения, его специфика и значение в истории науки.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства (см. гл. 1, § 3), т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

В своих философских воззрениях на мир Николай Кузанский вводит методологический принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, которые лежат в фундаменте арифметики, геометрии, астрономии и других знаний. Отсюда он делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

Тот переворот, который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник (1473-1543), имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В год своей смерти он публикует труд "Об обращении небесных тел", в котором в качестве постулата утверждает, что все небесные тела являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами.

Галилео Галилея (1564-1642) - итальянского физика и астронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Опираясь на принцип совпадения противоположностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них.

С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось, необходимо сопротивление, другими словами, в пустоте движение невозможно, так как в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.

15-16 века – эпоха Возрождения.

Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации.

Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли – все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, необходимость в развертывания научный исследований, спрос на новые изобретения и открытия, которые можно было получить в результате опытного изучения природы, а не с помощью умозрительных схоластических рассуждений.

Оксфордская школа.

Основатель – Роберт Гроссетест (1175-1253). Последователь философии Августина, но интересовался также изучением явлений природы. Процесс познания рассматривает, подчеркивая, что исходным в этом процессе является опытное познание, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.

Галилео Галилей (1564-1642).

Основоположник естественнонаучного метода исследования. Применил эксперимент для опытного изучения природы, но соединил его с математическим описанием. Благодаря математической обработке результатов экспериментов он ввел количественные методы измерения при обосновании и проверке своих теоретических моделей и гипотез. Также широко применял абстракции и идеализации для построения мысленных моделей, важнейшим средством для их создания стал мысленный эксперимент.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное изучение природы. Самым элементарным способом индуктивных рассуждений является полная индукция, которая основывается на простом перечислении всех частных случаев, обладающих определенным общим свойством.

Наиболее распространенной формой стала неполная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение  о его наличия у непроверенных случаев и класса в целом.

Несмотря на эмпирический и механистический характер своей философии, Бэкон во многом способствовал прогрессу научного  познания своего времени, выступая страстным защитником идеи применения науки в жизни и практике.

Рене Декарт (1596-1650).

Является представителем рационалистического направления в философии науки и выдающимся математиком, создавшим аналитическую геометрию.

«Рассуждение о методе».

Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:

  1.  начинать с простого и очевидного
  2.  из него путем дедукции получать более сложные высказывания
  3.  действуя при этом так, чтобы не было упущено ни одного звена.

Для этого необходимы две способности: интуиция и дедукция.

Новый взгляд Декарта на математику, как дедуктивную науку о порядке и мере, почти на 2 столетия опередил традиционное представление о ней, как науке о числах и геометрических фигурах.

Существенным недостатком философии природы является ориентация на чисто умозрительный характер е принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Он не только привел в систему и завершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной системы, но и положил начало классическому периоду развития естествознания. Программа механистического объяснения природы, выдвинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении 2 столетий.

При исследовании природы опирался не на умозрительные и дедуктивные принципы, а широко использовал экспериментальные способы исследования. Высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.

Переход к неклассическому этапу развития естествознания сопровождался усилением ее связей с производством, возникновением прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и профессионализации научной деятельности.

В период с 18-до первой половины 19 века происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не отдельных только наук, но даже узких областей таких наук. Большим шагом вперед стало появление научных книг и журналов,  личная переписка отошла на второй план.

С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки.

Социология  и Огюст Конт – 19 век.

Экспериментально-математическое естествознание, возникшее в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, предполагает существенно новое отношение человека к миру, к себе, к познанию, новое мировоззрение. Это мировоззрение, нарушающее прежние нормы, нуждается в философском осмыслении, оправдании и обосновании. Философское обоснование экспериментально-математической науки развивалось в двух направлениях, эмпиризма и рационализма 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10709. Микола Джеря - Нечуй-Левицький Іван 16.56 KB
  Микола Джеря Нечуй-Левицький Іван Понад самим берегом в’ється в траві стежка через усе село. Підеш тією стежкою глянеш кругом себе і скрізь бачиш зеленезелене море верб садків конопель соняшників кукурудзи та густої осоки. От стеляться розложисті як скатерть зел
10710. Маруся Чурай - Костенко Ліна 20.11 KB
  Маруся Чурай Костенко Ліна РОЗДІЛ І Якби знайшлась неопалима книга Під час пожежі у Полтаві 1658 року згоріли всі документи міських судових справ. А можливо серед них могла б знайтися справа Марусі Чурай. Справа ця розглядалася на одному з судів з приводу вбивства козака...
10711. Fata morgana - Коцюбинський Михайло - (З сільських настроїв) - Повість 19.4 KB
  Fata morgana Коцюбинський Михайло З сільських настроїв Повість ЧАСТИНА ПЕРША Проходячи біля зруйнованої сахарні Андрій Волик згадує своє колишнє життя. Він працював на фабриці та отримував кожного місяця 13 карбованців. Тепер сахарня стоїть пусткою але Андрій сподіває...
10712. Три зозулі з поклоном - Тютюнник Григір – Новела - Любові всевишній присвячується 14 KB
  Три зозулі з поклоном Тютюнник Григір – Новела Любові всевишній присвячується Повертаючись додому хлопець помічає що сусідка Марфа Яркова щось дуже пильно його розглядає. Мати пояснює що Марфа любила його батька а він на нього схожий. Потім мати згадує що Марфа за
10713. Місто - Підмогильний Валерян 21.33 KB
  Місто Підмогильний Валерян Частина перша Степан стояв на палубі корабля що плив до Києва по Дніпру оглядав береги прощався подумки з рідним селом селами що виднілися на березі. Він їде до великого міста щоб учитись і жити щоб здійсни ти свою давню мрію. Разом із ним...
10714. Мойсей - Франко Іван 19.03 KB
  Мойсей Франко Іван Автор звертається у пролозі до свого замученого розбитого народу який стоїть на роздоріжжі й не знає куди йти. Саме його майбутнім і тривожиться поет не вірить що судилося йому в сусідів бути гноєм що його долею буде укрита злість облудлива пок
10715. Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей 24.5 KB
  Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 29 1 Напишите сочинениерассуждение раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: Русский языкбогат глаголами и существительными разнообразен формами выражающими оттенки чувств и мыслей. Глагол и существительное с...
10716. Сочинение по теме Исскуство 27.5 KB
  Сочинение Искусство это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям а всему человечеству живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архит...
10717. Намагатись бути самим собою - єдиний засіб досягти успіху 29 KB
  Тема: Намагатись бути самим собою – єдиний засіб досягти успіху. Стендаль Світ для тих хто вміє хотіти... Подивіться навкруги... Ви неодмінно побачите навколо себе безліч копій. Озирніться ще разІ помітите що усі люди наче злилис...