10147

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени

Научная статья

Логика и философия

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени В XVII в. социокультурные основания обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального творческого характера углубляются. B экономичес...

Русский

2013-03-21

46 KB

31 чел.

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени

В XVII в. социокультурные основания, обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального, творческого характера, углубляются. B экономической сфере это развитие буржуазных общественных отношений (связанных как раз с идеологией индивидуального успеха), в духовной сфере - распространение протестантизма, полагавшего, что формой служения Богу будет как можно более полное и рациональное использование человеком данных ему Богом способностей и лучшее исполнение земных дел. В познании этого периода формируется классическая наука.

В основе «великого возрождения наук» лежит идеал практически полезного знания. Наиболее четко его сформулировал Ф. Бэкон, писавший: «Человек... умеет и может столько, сколько знает и понимает», «Знание и могущество человека совпадают»

Отчасти под влиянием этой новой ориентации познания, отчасти как самостоятельная программа преобразования и роста науки - тот же Ф. Бэкон говорит, что не стоит ожидать, «что будет сделано то, чего до сих пор никогда не было, иначе, как средствами никогда доселе не испытанными» - возникает методологиям. Наука этого периода ищет методы познания, отличающиеся от обыденных приемов (по мысли Бэкона, все, что можно было открыть без специальных средств познания, уже открыто) и обеспечивающие устойчивый рост знания. Р. Декарт дает определение: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания». Аналогичная мысль есть и у Бэкона: необходимо, чтобы «ум уже с самого начала никоим образом не был предоставлен самому себе, но чтобы он был постоянно управляем и дело совершалось как бы механически». Метод рассматривался как совокупность правил для людей, работающих в науке, и как технология производства знаний относительно независимо от индивидуальных интеллектуальных способностей,

К наиболее существенным результатам научных исследований в этот период можно отнести следующие достижения.

В астрономии была математически разработана достоверная модель Солнечной системы. Это сделал И. Кеплер (1571 - 1630 гг.), опираясь на модель Коперника и данные наблюдений Т. Браге, помощником которого Кеплер стал в 1601 г. В модели Коперника орбиты были круговые; Кеплер предположил, что они эллиптические, лежат в разных плоскостях и Солнце для каждой из них находится в одном из фокусов эллипса. Эта модель позволяла вычислять движения планет достаточно точно. Развивалась и практическая астрономия: Галилей изобрел телескоп с 32-кратным увеличением, Ньютон - зеркальный телескоп, и в ходе наблюдений были открыты горы на Луне, фазы Венеры, четыре спутника Юпитера и т. д.

Сформировалась механика как наука. У истоков ее стоял Галилей (1564 -1642 гг.), который выдвинул идею относительности движения, открыл закон инерции, формулу свободного падения и движения по наклонной плоскости. И. Ньютон (1643- 1727 гг.) создал классическую механику, сформулировав три основных ее закона и закон всемирного тяготения. В этот же период начинаются исследования механических деформаций, создаются теории удара, модули упругости. Это направление исследований связано в основном с именами Р. Гука (1635- 1703 гг.) и X. Гюйгенса (1629-1695 гг.).Среди других разделов физики особое развитие получили гидро- и аэростатика и оптика Э. Торичелли (1608 - 1647гг.) открыл существование атмосферного давления и вакуума, опровергнув классическую формулу «Природа не терпит пустоты»; В.Паскаль (1623 - 1662 гг } установил основной закон гидростатики; внешнее давление передается жидкостью одинаково во всех направлениях (опубликовано в 1663 г.). Р. Бойлъ в 1662 г и независимо от него Э. Мариотт в 1676 г. открыли один из основных газовых законов: произведение объема газа данной массы на его давление постоянно при постоянной температуре. Определяется расхождение корпускулярной и волновой теории света, открыть; явления дисперсии, хроматической аберрации, интерференции, дифракции.

В математике в этот период работают Р. Декарт, И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) и другие (в частности, П. Ферма-автор знаменитой теоремы). Созданы аналитическая геометрия, теория чисел, дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей, В 1641 или 1642 г. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.

На основе возрожденного атомизма начинается развитие химии как науки. Р. Бой ль дал первое научное определение химического элемента и положил начало теории химического анализа. Вместе с тем механическая исследовательская программа несколько сдерживала развитие химии, и настоящий ее взлет произошел только в XVIII в.

В связи с изобретением микроскопа формируется микробиология, пока как чисто эмпирическая и описательная область исследования. Наиболее активно ею занимались А. Левенгук (1632 - 1723 гг,), Р, Гук, Я. Сваммердам (1637 - 1680 гг.). Они наблюдают, зарисовывают и публикуют зарисовки простейших, бактерий, кровяных телец, сперматозоидов (Левенгук), насекомых на разных стадиях развития (Сваммердам), клеточного строения тканей (Гук). Следует особо отметить введение Р. Гуком самого понятия «клетка». Развиваются также анатомия и физиология, усовершенствуются представления о строении органов и их систем.

Научно исследовательские программы

Наука в этот период уже настолько развита содержательно, что в отдельных областях формируются конкурирующие научно-исследовательские программы. Научно-исследовательская программа - это совокупность базовых объяснительных принципов определенной предметной области, своеобразная «платформа исследований». В XVII в. в науке конкурируют уже не только мнения отдельных авторов или локальные теории, а сами способы подхода к исследованиям реальности.

С точки зрения картезианской программы в мире две субстанции - телесная и духовная. Предмет физики составляет телесная субстанция. Она заполняет весь физический мир (пустоты нет) и делима до бесконечности. Главное ее свойство -протяженность, т. с. свойство занимать в пространстве определенное место; это место и есть сам объект. Пространство отличается от телесной субстанции, заключенной в этом пространстве, лишь в нашем воображении. Любой точке, любой фигуре или телу могут быть поставлены в соответствие определенные координаты, любому движению -определенное уравнение. Этот образ мира носит геометрический характер: математика и механика - одно и то же, в том смысле, что механика сводима к математике.

Атомистическая программа видит в частицах материальные объекты, отличающиеся от среды. Мельчайшими частицами являются атомы, они обладают собственными   свойствами   (непроницаемостью,   абсолютной   твердостью,   массой   и

инерцией), движутся в пустоте. Эту программу поддерживали X.Гюйгенс, Р. Бойль, П. Гассенди; объяснения в ее рамках строились более качественные, чем количественные.

Наконец, ньютоновская программа по математической линии была близка к картезианской, по вопросу о существовании атомов, пустоты - дальнодействия - к атомистической. В число базовых объяснительных элементов включалось понятие силы, которое в тот период оспаривали многие (в первую очередь Декарт), считая близким к понятию цели (которое исключалось из науки как антропоморфное).

Начато конкуренции научно-исследовательских программ, с одной стороны, свидетельствовало о выходе науки на новый уровень развития, с другой - создавали новый механизм развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12867. ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 34 KB
  ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тренинг Волшебные приключения строится как интерактивное игровое общение ровесников. Включает активнодвигательные упражнения и творческие задания направленные на переосмысление и открытие новых способов самовыражен
12868. Невероятное путешествие 44.5 KB
  Большая психологическая игра Невероятное путешествие При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок постоянно происходят конфликты учащиеся не могут найти €œобщий язык€ нельзя провести коллективное мероприятие
12869. Большая психологическая игра Новоселье 42 KB
  Большая психологическая игра Новоселье 1. Название: €œНовоселье€. 2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. 3. Описание проблем или задач развития на решение кото...
12870. ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК 54.5 KB
  ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК Зал празднично украшен. Ребята проходят в зал их встречают педагоги помогают занять зрительские и командноигровые места. Занавес закрыт. Фоновая музыка. Вступительное слово: Добрый день Мы рады приветствовать всех собравшихся н...
12871. Праздник в снежном городке 46 KB
  Большая психологическая игра Праздник в снежном городке Задачи игры: дать участником опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности; развивать навыки сотрудничества и кооперации; развивать навыки коммуникации: взаимопонимания слуш
12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме
12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...
12874. Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 57 KB
  Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...
12875. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 54.5 KB
  Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе в частности характеризуется крайней степенью социальнопсихологической нестабильности. В таких условиях везд...