10147

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени

Научная статья

Логика и философия

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени В XVII в. социокультурные основания обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального творческого характера углубляются. B экономичес...

Русский

2013-03-21

46 KB

32 чел.

Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени

В XVII в. социокультурные основания, обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального, творческого характера, углубляются. B экономической сфере это развитие буржуазных общественных отношений (связанных как раз с идеологией индивидуального успеха), в духовной сфере - распространение протестантизма, полагавшего, что формой служения Богу будет как можно более полное и рациональное использование человеком данных ему Богом способностей и лучшее исполнение земных дел. В познании этого периода формируется классическая наука.

В основе «великого возрождения наук» лежит идеал практически полезного знания. Наиболее четко его сформулировал Ф. Бэкон, писавший: «Человек... умеет и может столько, сколько знает и понимает», «Знание и могущество человека совпадают»

Отчасти под влиянием этой новой ориентации познания, отчасти как самостоятельная программа преобразования и роста науки - тот же Ф. Бэкон говорит, что не стоит ожидать, «что будет сделано то, чего до сих пор никогда не было, иначе, как средствами никогда доселе не испытанными» - возникает методологиям. Наука этого периода ищет методы познания, отличающиеся от обыденных приемов (по мысли Бэкона, все, что можно было открыть без специальных средств познания, уже открыто) и обеспечивающие устойчивый рост знания. Р. Декарт дает определение: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания». Аналогичная мысль есть и у Бэкона: необходимо, чтобы «ум уже с самого начала никоим образом не был предоставлен самому себе, но чтобы он был постоянно управляем и дело совершалось как бы механически». Метод рассматривался как совокупность правил для людей, работающих в науке, и как технология производства знаний относительно независимо от индивидуальных интеллектуальных способностей,

К наиболее существенным результатам научных исследований в этот период можно отнести следующие достижения.

В астрономии была математически разработана достоверная модель Солнечной системы. Это сделал И. Кеплер (1571 - 1630 гг.), опираясь на модель Коперника и данные наблюдений Т. Браге, помощником которого Кеплер стал в 1601 г. В модели Коперника орбиты были круговые; Кеплер предположил, что они эллиптические, лежат в разных плоскостях и Солнце для каждой из них находится в одном из фокусов эллипса. Эта модель позволяла вычислять движения планет достаточно точно. Развивалась и практическая астрономия: Галилей изобрел телескоп с 32-кратным увеличением, Ньютон - зеркальный телескоп, и в ходе наблюдений были открыты горы на Луне, фазы Венеры, четыре спутника Юпитера и т. д.

Сформировалась механика как наука. У истоков ее стоял Галилей (1564 -1642 гг.), который выдвинул идею относительности движения, открыл закон инерции, формулу свободного падения и движения по наклонной плоскости. И. Ньютон (1643- 1727 гг.) создал классическую механику, сформулировав три основных ее закона и закон всемирного тяготения. В этот же период начинаются исследования механических деформаций, создаются теории удара, модули упругости. Это направление исследований связано в основном с именами Р. Гука (1635- 1703 гг.) и X. Гюйгенса (1629-1695 гг.).Среди других разделов физики особое развитие получили гидро- и аэростатика и оптика Э. Торичелли (1608 - 1647гг.) открыл существование атмосферного давления и вакуума, опровергнув классическую формулу «Природа не терпит пустоты»; В.Паскаль (1623 - 1662 гг } установил основной закон гидростатики; внешнее давление передается жидкостью одинаково во всех направлениях (опубликовано в 1663 г.). Р. Бойлъ в 1662 г и независимо от него Э. Мариотт в 1676 г. открыли один из основных газовых законов: произведение объема газа данной массы на его давление постоянно при постоянной температуре. Определяется расхождение корпускулярной и волновой теории света, открыть; явления дисперсии, хроматической аберрации, интерференции, дифракции.

В математике в этот период работают Р. Декарт, И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) и другие (в частности, П. Ферма-автор знаменитой теоремы). Созданы аналитическая геометрия, теория чисел, дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей, В 1641 или 1642 г. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.

На основе возрожденного атомизма начинается развитие химии как науки. Р. Бой ль дал первое научное определение химического элемента и положил начало теории химического анализа. Вместе с тем механическая исследовательская программа несколько сдерживала развитие химии, и настоящий ее взлет произошел только в XVIII в.

В связи с изобретением микроскопа формируется микробиология, пока как чисто эмпирическая и описательная область исследования. Наиболее активно ею занимались А. Левенгук (1632 - 1723 гг,), Р, Гук, Я. Сваммердам (1637 - 1680 гг.). Они наблюдают, зарисовывают и публикуют зарисовки простейших, бактерий, кровяных телец, сперматозоидов (Левенгук), насекомых на разных стадиях развития (Сваммердам), клеточного строения тканей (Гук). Следует особо отметить введение Р. Гуком самого понятия «клетка». Развиваются также анатомия и физиология, усовершенствуются представления о строении органов и их систем.

Научно исследовательские программы

Наука в этот период уже настолько развита содержательно, что в отдельных областях формируются конкурирующие научно-исследовательские программы. Научно-исследовательская программа - это совокупность базовых объяснительных принципов определенной предметной области, своеобразная «платформа исследований». В XVII в. в науке конкурируют уже не только мнения отдельных авторов или локальные теории, а сами способы подхода к исследованиям реальности.

С точки зрения картезианской программы в мире две субстанции - телесная и духовная. Предмет физики составляет телесная субстанция. Она заполняет весь физический мир (пустоты нет) и делима до бесконечности. Главное ее свойство -протяженность, т. с. свойство занимать в пространстве определенное место; это место и есть сам объект. Пространство отличается от телесной субстанции, заключенной в этом пространстве, лишь в нашем воображении. Любой точке, любой фигуре или телу могут быть поставлены в соответствие определенные координаты, любому движению -определенное уравнение. Этот образ мира носит геометрический характер: математика и механика - одно и то же, в том смысле, что механика сводима к математике.

Атомистическая программа видит в частицах материальные объекты, отличающиеся от среды. Мельчайшими частицами являются атомы, они обладают собственными   свойствами   (непроницаемостью,   абсолютной   твердостью,   массой   и

инерцией), движутся в пустоте. Эту программу поддерживали X.Гюйгенс, Р. Бойль, П. Гассенди; объяснения в ее рамках строились более качественные, чем количественные.

Наконец, ньютоновская программа по математической линии была близка к картезианской, по вопросу о существовании атомов, пустоты - дальнодействия - к атомистической. В число базовых объяснительных элементов включалось понятие силы, которое в тот период оспаривали многие (в первую очередь Декарт), считая близким к понятию цели (которое исключалось из науки как антропоморфное).

Начато конкуренции научно-исследовательских программ, с одной стороны, свидетельствовало о выходе науки на новый уровень развития, с другой - создавали новый механизм развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82231. Щоб навчання було цікавим. Нестандартні уроки 69 KB
  Нестандартні уроки більше подобаються учням ніж буденні навчальні заняття. Нестандартний урок - це прогрес педагогічної думки правильний крок у напрямку демократизації школи. Мойсеюк Нестандартний урок - це імпровізоване навчальне заняття що має нестандартну структуру.
82232. Тільки пам’ять не сивіє... До річниці Великої Перемоги 213 KB
  Що закарбувалося в нашій памяті памяті наших батьків дідів і прадідів Революції політ людини в космос Чорнобильська катастрофа Друга світова війна і проголошення незалежності України І радісні і сумні події. Але однією з найбільших трагедій була є і залишається війна.
82233. Вода – основа жизни 55 KB
  Развивать логическое мышление умение делать вводы. Храни природу человек Жизнь в озере и в океане Покой прудов течение рек Глоток воды в своем стакане 3 ведущий В декабре 1922 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов.
82234. Wir lesen gern. Ми охоче читаємо 38.5 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань учнів, навчання монологічного та діалогічного мовлення в межах даної теми, тренування навичок аудіювання, навчання виразному читанню та віршованому перекладу поезії класиків німецької літератури. Розвивати мовленнєві, інтелектуальні та пізнавальні здібності учнів.
82235. Социально-гуманитарные науки (СГН) как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение 34.93 KB
  Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. а в тех реальных общественноисторических социокультурных факторах которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания своеобразного духовного феномена и социального института в этом целостном триединстве . Таким образом в античный и средневековый периоды...
82236. Субъект, объект и предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей 48.72 KB
  Субъект социально-гуманитарного познания это специально подготовленный ученый или группа ученых которые изучают различные сферы общества продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные так и бессознательные моменты познания. Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль так как он определяет: предмет и методы исследования способы интерпретации полученного знания объективность и...
82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.
82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...