10149

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности

Доклад

Логика и философия

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмп...

Русский

2013-03-21

38.5 KB

10 чел.

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности

К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмпирического исследования (основоположником эксперимента считается Г. Галилей); индуктивный метод как совокупность приемов обобщения эмпирических данных, планирования серии опытов, исследования причинно-следственных связей (Ф. Бэкон); метод конструирования абстрактного объекта исследования и искусственной реальности. В последнем случае речь идет об использовании понятий, не имеющих прямых аналогов во внешней реальности, изначально основанных на идеализации; для них формулируются точные количественные закономерности, к реальным объектам приложимые с погрешностью. В современной науке этот прием используется так широко, что говорят о конструировании искусственных реальностей (например, «физическая реальность» как мир идеальных физических объектов - таких, как «абсолютно черное тело» или «несжимаемая жидкость»). Восходит этот метод к Декарту, который так построил «Трактат о свете», написав: «Я не намерен подробно объяснять вещи, имеющиеся в настоящем мире, а просто хочу придумать такой, в котором все было бы понятно самым грубым умам».

Не является самостоятельным методом, но важна в методологическом отношении идея, сформулированная И, Ньютоном. Широко известно, что на вопрос «В чем причина тяготения?» Ньютон ответил в духе Галилея: «Гипотез не измышляю». Пояснил же он свою позицию следующим образом: «Причины идут неразрывной цепью от сложнейших к простейшим, и когда достигнута самая простая причина, то дальше идти некуда. Поэтому простейшей причине нельзя дать механическое объяснение, ибо если бы таковое существовало, то эта причина не была бы простейшей». В каждой теории существуют базовые принципы, которые в ее рамках не объясняются, а берутся в качестве исходных, и понятия, которые не определяются стандартными логическими приемами, а выступают как ключевые категории. Они требуют особого внимания, но не в форме объяснения, а скорее в форме осознания в качестве оснований.

На основе новой методологии утверждается идеал науки как знания прежде всего точного, достоверного и доказательного.

На практике это привело к построению механического естествознания: первой теорией такого типа была ньютоновская механика, и стремление осуществить исследование на том же уровне в других областях привела к многочисленным вариантам объяснения любых процессов через законы механики. Выражением этого взгляда стало рассмотрение организма, природного объекта, природы в целом как «естественного автомата» Например, Лейбниц пишет: «Всякое органическое тело есть своего рода божественная машина, или естественный автомат... Машина, сооруженная человеком, не есть машина в каждой своей части; например, зубец латунного колеса состоит из частей или кусков, которые уже не представляют более для нас ничего искусственного... Но машины естественные, т. е. живые тела, и в своих наименьших частях до бесконечности продолжают быть машинами. В этом и заключается различие между природой и искусством, т. е. между искусством божественным и нашим». Различие существенное, но не абсолютное; принцип подхода к объектам исследования един. Снятие противопоставления естественного и искусственного способствовало утверждению многих методологических идей (в частности, принципа конструирования реальности) и превратило механику из искусного ремесла в науку.

Мир в целом тоже рассматривался как естественный автомат - совокупность частей, связанных жесткими функциональными связями.

Естественными дополнениями механической картины мира Нового времени являются:

а) жесткий детерминизм, т. е, учение о том, что все в мире организовано причинно-следственными связями, и эти связи однозначны: определенные причины всегда ведут к установленным следствиям, любое исключение  имеет собственное причинное объяснение. Впоследствии этот принцип подучил название лапласовского детерминизма. П. Лаплас  в XVIII в. дат наиболее полную его формулировку, но содержательно этот принцип сформировался в науке XVII в.;

б) деизм как распространяющийся способ признания Бога. Согласно, этому взгляду Бог создал мир, определил ею законы, но после этого не вмешивается в происходящие    процессы: все осуществляется в соответствии с естественными закономерностями. Следовательно, наука может выявить и представить полную картину реальности. Лаплас впоследствии ответит на вопрос о том, почему в своих научных трудах он не говорит ничего о Боге, так: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».