10149

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности

Доклад

Логика и философия

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмп...

Русский

2013-03-21

38.5 KB

10 чел.

Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности

К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмпирического исследования (основоположником эксперимента считается Г. Галилей); индуктивный метод как совокупность приемов обобщения эмпирических данных, планирования серии опытов, исследования причинно-следственных связей (Ф. Бэкон); метод конструирования абстрактного объекта исследования и искусственной реальности. В последнем случае речь идет об использовании понятий, не имеющих прямых аналогов во внешней реальности, изначально основанных на идеализации; для них формулируются точные количественные закономерности, к реальным объектам приложимые с погрешностью. В современной науке этот прием используется так широко, что говорят о конструировании искусственных реальностей (например, «физическая реальность» как мир идеальных физических объектов - таких, как «абсолютно черное тело» или «несжимаемая жидкость»). Восходит этот метод к Декарту, который так построил «Трактат о свете», написав: «Я не намерен подробно объяснять вещи, имеющиеся в настоящем мире, а просто хочу придумать такой, в котором все было бы понятно самым грубым умам».

Не является самостоятельным методом, но важна в методологическом отношении идея, сформулированная И, Ньютоном. Широко известно, что на вопрос «В чем причина тяготения?» Ньютон ответил в духе Галилея: «Гипотез не измышляю». Пояснил же он свою позицию следующим образом: «Причины идут неразрывной цепью от сложнейших к простейшим, и когда достигнута самая простая причина, то дальше идти некуда. Поэтому простейшей причине нельзя дать механическое объяснение, ибо если бы таковое существовало, то эта причина не была бы простейшей». В каждой теории существуют базовые принципы, которые в ее рамках не объясняются, а берутся в качестве исходных, и понятия, которые не определяются стандартными логическими приемами, а выступают как ключевые категории. Они требуют особого внимания, но не в форме объяснения, а скорее в форме осознания в качестве оснований.

На основе новой методологии утверждается идеал науки как знания прежде всего точного, достоверного и доказательного.

На практике это привело к построению механического естествознания: первой теорией такого типа была ньютоновская механика, и стремление осуществить исследование на том же уровне в других областях привела к многочисленным вариантам объяснения любых процессов через законы механики. Выражением этого взгляда стало рассмотрение организма, природного объекта, природы в целом как «естественного автомата» Например, Лейбниц пишет: «Всякое органическое тело есть своего рода божественная машина, или естественный автомат... Машина, сооруженная человеком, не есть машина в каждой своей части; например, зубец латунного колеса состоит из частей или кусков, которые уже не представляют более для нас ничего искусственного... Но машины естественные, т. е. живые тела, и в своих наименьших частях до бесконечности продолжают быть машинами. В этом и заключается различие между природой и искусством, т. е. между искусством божественным и нашим». Различие существенное, но не абсолютное; принцип подхода к объектам исследования един. Снятие противопоставления естественного и искусственного способствовало утверждению многих методологических идей (в частности, принципа конструирования реальности) и превратило механику из искусного ремесла в науку.

Мир в целом тоже рассматривался как естественный автомат - совокупность частей, связанных жесткими функциональными связями.

Естественными дополнениями механической картины мира Нового времени являются:

а) жесткий детерминизм, т. е, учение о том, что все в мире организовано причинно-следственными связями, и эти связи однозначны: определенные причины всегда ведут к установленным следствиям, любое исключение  имеет собственное причинное объяснение. Впоследствии этот принцип подучил название лапласовского детерминизма. П. Лаплас  в XVIII в. дат наиболее полную его формулировку, но содержательно этот принцип сформировался в науке XVII в.;

б) деизм как распространяющийся способ признания Бога. Согласно, этому взгляду Бог создал мир, определил ею законы, но после этого не вмешивается в происходящие    процессы: все осуществляется в соответствии с естественными закономерностями. Следовательно, наука может выявить и представить полную картину реальности. Лаплас впоследствии ответит на вопрос о том, почему в своих научных трудах он не говорит ничего о Боге, так: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55736. Виховний захід «Моя родина, я, клас, шкільна сім`я» 59 KB
  Ми зібрались сьогодні на свято. Добрий день всі хто прийшов сьогодні на наше свято Здрастуйте дорога класна родино Дорогі діти Шановні батьки Любі друзі Ми починаємо наше родинне свято.
55737. Нашому роду - нема переводу. Родинне свято 67.5 KB
  Розширити поняття дітей про сім ю, родину, наш український рід, щедрий, багатий своїми традиціями, обрядами, прищеплювати любов до близьких людей, повагу до старших, ровесників та молодших за себе; довести, що найсильніше зігріває родинне вогнище, материнське тепло, батьківська підтримка і порада
55738. Моя сім’я, моя родина – це рідна область, Україно! 52 KB
  Формувати знання дітей про значення здоров’я розуміння необхідності дружби зі спортом. Прищеплювати гігієнічні навички встановити взаємозв’язок між здоров’ям дітей та майбутнім країни.
55739. Семья и семейные ценности 104.5 KB
  Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей
55740. Яку роль відіграє у житті людини родинне коло 130.5 KB
  Мета: Уточнити розширити поглибити уявлення дітей про сім’ю родину рід їх значення в житті людини пробуджувати пізнавальний інтерес до історії свого родоводу формувати навички толерантного поводження в у сім’ї...
55741. Яке значення має для людини сім’я 47.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям сім’я; з’ясувати значення сім’ї для людини поговорити про те як слід уникати конфліктів у сім’ї...
55742. Твій родовід, піклування про здоров’я в родині 72 KB
  Слово вчителя Діти коли ви чуєте чи вимовляєте це слово кого ви уявляєте діти називають слова; вчитель будує на дошці асоціативний кущ: брат дідусь тато тітка мама сестра СІМ’Я...
55743. Рід, родина, родовід 48.5 KB
  Обладнання: мультимедійні засоби фонограми з записами українських народних пісень столи для команд дзвоники для подачі сигналу про відповідь аркуші паперу ручки секундомір грамоти для нагородження учасників.
55744. Інтегрований урок з української і світової літератури у 8-му класі 135.5 KB
  Про яку літературну героїню сьогодні ми будемо вести розмову Вчитель світової літератури: Виконуючи кожний етап уроку ми з пазлів зберемо в одну цілісну картину образ двох Роксолан. Учителі прикріплюють перший пазл до плакату портрет...