10153

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо

Русский

2013-03-21

34.5 KB

14 чел.

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Особенностью наблюдения является отсутствие целенаправленной деятельности но изменению изучаемой реальности; это может объясняться недоступностью (космические объекты), нежелательностью влияния (животные), отсутствием технических, финансовых и иных возможностей подготовки эксперимента. Хотя наблюдение не меняет объект целенаправленно, оно активно, т.к. связано с выделением значимых моментов изучаемого объекта и его представлением в определенной понятийной системе. Т.е. наблюдение, хотя является эмпирическим методом, требует теоретического обеспечения.

По способу осуществления наблюдения делятся на непосредственные и опосредованные (используются в основном собственные данные органов чувств или технические средства). По способу связи с объектом наблюдения делятся на прямые и косвенные (изучается сам объект или следы, результаты его деятельности, например, с элементарными частицами).

Эксперимент - это изучение объекта путем его воспроизведения или изменения, осуществленного в специально созданных и контролируемых условиях. Т.е. эксперимент отличается от наблюдения особой подготовкой - искусственным созданием условий исследования, это более активный метод. Его особенности: многократная воспроизводимость, возможность варьирования условии, возможность выделения отдельных свойств и соотношений в чистом виде, возможность изучения объекта в пограничных и невозможных для его естественного существования условиях (например, в невесомости, в вакууме). Это более эффективный метод; по Павлову: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, эксперимент берет у природы то, что хочет». Эксперименты делятся на исследовательские и проверочные (в первом случае ставится задача обнаружить у объекта новые свойства, во втором проверяется и подтверждается гипотеза); количественные и качественные (выявление факта действия некоторого фактора или установление точных зависимостей).

В классической науке основным был однофакторный эксперимент, т.е. с изменением одного параметра. В 20-е гг. XX в. английский статистик Фишер разработал теорию многофакторного эксперимента, и в 50-е гг. Бокс и Уилсон разработали метод планирования последовательных серий опытов, в которых по определенным правилам варьируются все параметры. Эти разработки привели к построению математической теории эксперимента, позволяющей оптимизировать серии опытов с целью достижения эффективности и точности при минимизации количества экспериментов.

Важными процедурами в составе как наблюдения, так и эксперимента являются описание, измерение и интерпретация (первичная). Описание представление в определенной понятийной системе. Интерпретация - это построение объяснения, выявление некоторой внутренней связи. Измерение - это определение количественных характеристик тех или иных свойств, сторон изучаемою объекта с помощью специальных технических устройств. В. Томсон (Кельвин): «Всякая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить». Измерения делятся на прямые и косвенные: статические и динамические.