10153

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо

Русский

2013-03-21

34.5 KB

15 чел.

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Особенностью наблюдения является отсутствие целенаправленной деятельности но изменению изучаемой реальности; это может объясняться недоступностью (космические объекты), нежелательностью влияния (животные), отсутствием технических, финансовых и иных возможностей подготовки эксперимента. Хотя наблюдение не меняет объект целенаправленно, оно активно, т.к. связано с выделением значимых моментов изучаемого объекта и его представлением в определенной понятийной системе. Т.е. наблюдение, хотя является эмпирическим методом, требует теоретического обеспечения.

По способу осуществления наблюдения делятся на непосредственные и опосредованные (используются в основном собственные данные органов чувств или технические средства). По способу связи с объектом наблюдения делятся на прямые и косвенные (изучается сам объект или следы, результаты его деятельности, например, с элементарными частицами).

Эксперимент - это изучение объекта путем его воспроизведения или изменения, осуществленного в специально созданных и контролируемых условиях. Т.е. эксперимент отличается от наблюдения особой подготовкой - искусственным созданием условий исследования, это более активный метод. Его особенности: многократная воспроизводимость, возможность варьирования условии, возможность выделения отдельных свойств и соотношений в чистом виде, возможность изучения объекта в пограничных и невозможных для его естественного существования условиях (например, в невесомости, в вакууме). Это более эффективный метод; по Павлову: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, эксперимент берет у природы то, что хочет». Эксперименты делятся на исследовательские и проверочные (в первом случае ставится задача обнаружить у объекта новые свойства, во втором проверяется и подтверждается гипотеза); количественные и качественные (выявление факта действия некоторого фактора или установление точных зависимостей).

В классической науке основным был однофакторный эксперимент, т.е. с изменением одного параметра. В 20-е гг. XX в. английский статистик Фишер разработал теорию многофакторного эксперимента, и в 50-е гг. Бокс и Уилсон разработали метод планирования последовательных серий опытов, в которых по определенным правилам варьируются все параметры. Эти разработки привели к построению математической теории эксперимента, позволяющей оптимизировать серии опытов с целью достижения эффективности и точности при минимизации количества экспериментов.

Важными процедурами в составе как наблюдения, так и эксперимента являются описание, измерение и интерпретация (первичная). Описание представление в определенной понятийной системе. Интерпретация - это построение объяснения, выявление некоторой внутренней связи. Измерение - это определение количественных характеристик тех или иных свойств, сторон изучаемою объекта с помощью специальных технических устройств. В. Томсон (Кельвин): «Всякая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить». Измерения делятся на прямые и косвенные: статические и динамические.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45582. Рекламные агентства: задачи, структура, специализация. Бизнес рекламного агентства 68 KB
  Рекламные агентства: задачи структура специализация. Бизнес рекламного агентства. Рекламные агентства можно классифицировать по многим признакам. По характеру выполняемой работы: Агентства полного цикла; Дизайнстудии творческие мастерские; Медийные агентства.
45583. Общая характеристика рекламного рынка России 50.5 KB
  Скопировано же самое что и в билете про агентства т. Рекламные агентства можно классифицировать по многим признакам. По характеру выполняемой работы: Агентства полного цикла; Дизайнстудии творческие мастерские; Медийные агентства.По географическому признаку: Региональные агентства; Общенациональные агентства; Международные агентства; Глобальные агентства.
45584. Формирование системы периодических изданий в России XVIII в 29.5 KB
  2 блока: Государственная Частная Первые полвека монополизирована правительством: Ведомости Журналистика Академии Наук СПб Ведомости –первая русская регулярная газета: 2 раза в неделю Первый русский журнал Примечания к СПбВедомостям: научнопопулярный.– Трудолюбивая пчела Сумарокова драматург первый директор русского театра– выходит меньше года правительство закрывает за критику Екатерины; Праздноевремя с пользой употребленное сухопутный шляхетный корпус – два года: первый– литература; второй – критический Екатерина...
45585. Русская газета второй половины XIX в 42.5 KB
  60е годы Резкое политические размежевание Типологический рост колич и кач – много газеткуча специализированных 7090е Консерваторы: Катков Гражданин Мещерского Новое время Суворина: крупнейшее.11 В связи с этим большинство изданий особенно газеты приобрели более или менее определенную политическую направленность выражали убеждения и интересы той или иной социальной группы. С ростом городов и грамотности их населения расширялся контингент читателей газет за счет мелких служащих купцов ремесленников прислуги.
45586. СМИ Советской России 1920-1940-х гг 33.5 KB
  Гражд война нэп-национализация Гражданска явойна: Декрет о печати Ленина:закрытие контрреволюционных изданий Новое время Русское богатство Государственная монополия на бумагу на объявления Гражд война –противостояние красной Красны кавалерист Бабель белой печати С 1917 года – первые советские издания:Беднота для крестьян Жизнь национальностей сталин в редколлегии Гудок жд Создание однопартийной системы НЭП: vРазрешили частную инициативу: Дом искусств Экономический журнал 1922 год обвал тиражей кризис Дотации...
45587. Эволюция системы СМИ СССР в 1950-1990-х гг 46.5 KB
  В ней регул печ обзорыпечати они были одной из форм парт руква прессой. Критич статьи и обзорыпечати обязательно перепеч изданиями кот критиковались с признаниемправильности высказанных замечаний. Причины: необх усиления идейного содержания печати и повышенияее роли в полит.импульсдля развития печати.
45588. Общее понимание коммуникации. Фундаментальные вопросы о сущности коммуникации 33.5 KB
  Коммуникация: Коммуникация – взаимодействие между людьми посредством знаков размещённых в презентационных репрезантационных технических средствах распространяемых по определённым каналам в соответствии с выбранным кодом. Коммуникация для нас – взаимодейсвие субъект-субъектного типа. Коммуникация будет таковой при условии что информации имеет смысл для обоих субъектов=субстанция информационной природы.
45589. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации 42 KB
  Социальная коммуникация – это процесс в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта причём наличествует как факт передачи так и факт приёма информации причём со стороны источника передача осуществляется интенционно намеренно вербально невербально а со стороны получателя происходит приём этой информации как в осозновании так и вне осозновании.Неполноценная вырожденная ком.Мин колво участников – 2 – полноценная социальная комм.
45590. Информационно-процессный подход к коммуникациям 28.5 KB
  Математическая модель коммуникации Шэннона и Вивера – точный количественный анализ процесса передачи информации возможность измерять качество перемещения передачи информации от источника к получателю и определять факторы которые могли повлиять на характеристики коммуникации.Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия. Главная задача – обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной ориентацией относительно предмета...