10153

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо

Русский

2013-03-21

34.5 KB

17 чел.

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Особенностью наблюдения является отсутствие целенаправленной деятельности но изменению изучаемой реальности; это может объясняться недоступностью (космические объекты), нежелательностью влияния (животные), отсутствием технических, финансовых и иных возможностей подготовки эксперимента. Хотя наблюдение не меняет объект целенаправленно, оно активно, т.к. связано с выделением значимых моментов изучаемого объекта и его представлением в определенной понятийной системе. Т.е. наблюдение, хотя является эмпирическим методом, требует теоретического обеспечения.

По способу осуществления наблюдения делятся на непосредственные и опосредованные (используются в основном собственные данные органов чувств или технические средства). По способу связи с объектом наблюдения делятся на прямые и косвенные (изучается сам объект или следы, результаты его деятельности, например, с элементарными частицами).

Эксперимент - это изучение объекта путем его воспроизведения или изменения, осуществленного в специально созданных и контролируемых условиях. Т.е. эксперимент отличается от наблюдения особой подготовкой - искусственным созданием условий исследования, это более активный метод. Его особенности: многократная воспроизводимость, возможность варьирования условии, возможность выделения отдельных свойств и соотношений в чистом виде, возможность изучения объекта в пограничных и невозможных для его естественного существования условиях (например, в невесомости, в вакууме). Это более эффективный метод; по Павлову: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, эксперимент берет у природы то, что хочет». Эксперименты делятся на исследовательские и проверочные (в первом случае ставится задача обнаружить у объекта новые свойства, во втором проверяется и подтверждается гипотеза); количественные и качественные (выявление факта действия некоторого фактора или установление точных зависимостей).

В классической науке основным был однофакторный эксперимент, т.е. с изменением одного параметра. В 20-е гг. XX в. английский статистик Фишер разработал теорию многофакторного эксперимента, и в 50-е гг. Бокс и Уилсон разработали метод планирования последовательных серий опытов, в которых по определенным правилам варьируются все параметры. Эти разработки привели к построению математической теории эксперимента, позволяющей оптимизировать серии опытов с целью достижения эффективности и точности при минимизации количества экспериментов.

Важными процедурами в составе как наблюдения, так и эксперимента являются описание, измерение и интерпретация (первичная). Описание представление в определенной понятийной системе. Интерпретация - это построение объяснения, выявление некоторой внутренней связи. Измерение - это определение количественных характеристик тех или иных свойств, сторон изучаемою объекта с помощью специальных технических устройств. В. Томсон (Кельвин): «Всякая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить». Измерения делятся на прямые и косвенные: статические и динамические.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37266. Методика виховного впливу на військовослужбовців в арміях НАТО 153 KB
  Заняття №20: Методика виховного впливу на військовослужбовців в арміях НАТО. Основна частина 70 Обговорення питання №1 âФорми методи і техніки виховання військовослужбовців в арміях провідних країн світу â 35 Обговорення питання №2 â Аналіз відео інформаційних матеріалів з мережі Інтернет щодо вирішення офіцерами проблемних питань щодо виховання підлеглих в арміях провідних країн світу â 35 3. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану...
37267. Осветительные приборы автомобиля на основе светодиодов 3.83 MB
  Можно утверждать, что ни один из известных вариантов исполнения приборов системы освещения не решает всего комплекса проблем внешних осветительных приборов транспортных средств, при относительно невысокой стоимости изделий этого класса.
37268. Історія та традиції військового виховання в Україні 193.5 KB
  Спільне життя й діяльність людей передбачає регулювання та спрямування їхніх взаємодій. Універсальним засобом такого регулювання виступає спілкування. Через це воно є одним із центральних проблем у психологічній науці. Соціальна функція спілкування полягає в тому, що воно є засобом передавання суспільного досвіду
37269. Особистість військовослужбовця як вихованця 289.5 KB
  Проблема особистості  одна з центральних у курсі філософії, соціології, педагогіки, психології та ряду інших наук. Але кожна наука вивчає особистість згідно свого предмету дослідження. Педагогіка досліджує педагогічні закономірності формування й розвитку особистості.
37270. Військове середовище та його виховні функції 181 KB
  Охарактеризуємо більш глибоко проблему взаємозвязку соціального середовища й особистості. В історії проблема взаємозвязку суспільства та особистості вирішувалася порізному.Гельвецій визнавали визначальний вплив умов суспільного життя на розвиток особистості. Суспільство по відношенню до особистості індивіда проявляє себе як зовнішня незалежна примусова сила.
37271. Специфіка військового навчання 118 KB
  Процес навчання військовослужбовців, як специфічний вид діяльності, підпорядковується певним правилам, має свої закони та закономірності. Вони визначають порядок досягнення у дидактичному процесі цілей і задач навчання військовослужбовців
37272. Сучасні методи активізації навчальної діяльності військовослужбовців 178 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність
37273. Правоохранительные органы 175 KB
  Проработка включенных в программу тем дает отправные знания о понятии правоохранительной деятельности и её значении в российской правовой системе основных направлениях функциях и органах осуществляющих её о судебной власти правосудии и судах их построении и основных полномочиях об организационном обеспечении деятельности судов и органах его осуществляющих о прокурорском надзоре и прокуратуре о выявлении и расследовании преступлений и занимающихся этим учреждениях об адвокатской деятельности и адвокатуре иных формах оказания...
37274. Применение языка PHP, СУБД MySQL и фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов 959 KB
  Курсовая работа посвящена возможностям применения языка PHP, системы управления базами данных (СУБД) MySQL, фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов. Апробация данных технологий проводится на примере создания фронт-части (front-end) веб-сайта для сети мебельных магазинов «Комфорт+»