10153

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо

Русский

2013-03-21

34.5 KB

17 чел.

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке

Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Особенностью наблюдения является отсутствие целенаправленной деятельности но изменению изучаемой реальности; это может объясняться недоступностью (космические объекты), нежелательностью влияния (животные), отсутствием технических, финансовых и иных возможностей подготовки эксперимента. Хотя наблюдение не меняет объект целенаправленно, оно активно, т.к. связано с выделением значимых моментов изучаемого объекта и его представлением в определенной понятийной системе. Т.е. наблюдение, хотя является эмпирическим методом, требует теоретического обеспечения.

По способу осуществления наблюдения делятся на непосредственные и опосредованные (используются в основном собственные данные органов чувств или технические средства). По способу связи с объектом наблюдения делятся на прямые и косвенные (изучается сам объект или следы, результаты его деятельности, например, с элементарными частицами).

Эксперимент - это изучение объекта путем его воспроизведения или изменения, осуществленного в специально созданных и контролируемых условиях. Т.е. эксперимент отличается от наблюдения особой подготовкой - искусственным созданием условий исследования, это более активный метод. Его особенности: многократная воспроизводимость, возможность варьирования условии, возможность выделения отдельных свойств и соотношений в чистом виде, возможность изучения объекта в пограничных и невозможных для его естественного существования условиях (например, в невесомости, в вакууме). Это более эффективный метод; по Павлову: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, эксперимент берет у природы то, что хочет». Эксперименты делятся на исследовательские и проверочные (в первом случае ставится задача обнаружить у объекта новые свойства, во втором проверяется и подтверждается гипотеза); количественные и качественные (выявление факта действия некоторого фактора или установление точных зависимостей).

В классической науке основным был однофакторный эксперимент, т.е. с изменением одного параметра. В 20-е гг. XX в. английский статистик Фишер разработал теорию многофакторного эксперимента, и в 50-е гг. Бокс и Уилсон разработали метод планирования последовательных серий опытов, в которых по определенным правилам варьируются все параметры. Эти разработки привели к построению математической теории эксперимента, позволяющей оптимизировать серии опытов с целью достижения эффективности и точности при минимизации количества экспериментов.

Важными процедурами в составе как наблюдения, так и эксперимента являются описание, измерение и интерпретация (первичная). Описание представление в определенной понятийной системе. Интерпретация - это построение объяснения, выявление некоторой внутренней связи. Измерение - это определение количественных характеристик тех или иных свойств, сторон изучаемою объекта с помощью специальных технических устройств. В. Томсон (Кельвин): «Всякая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить». Измерения делятся на прямые и косвенные: статические и динамические.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46822. Социально- трудовые отношения (СТО) и социальное партнерство 32.59 KB
  Социально трудовые отношения СТО и социальное партнерство. Социальнотрудовые отношения характеризуют экономические психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социальнотрудовых отношений обычно проводят по трем направлениям: субъекты; предметы; типы. Субъектами социальнотрудовых отношений являются индивиды или социальные группы.
46823. Понятие об информации, свойства информации 31.93 KB
  Как и всякий объект Понятие информации её виды и свойства. Виды информации: текстовая; числовая; графическая; звуковая; световая; электромагнитная информация электромагнитных волн. Свойства информации.
46824. Выразительные средства языка 32 KB
  Стилистический прием тропы обобщенное типизированное воспроизведение нейтральных и выразительных фактов языка в различных литературных стилях речи оксюморон метафора метонимия ирония и др.срва языка не создают образов а повышают выразительность речи и усиливают ее эмоциональность при помощи особых синтаксических построений: инверсия контраст стилист. повышение эмоциональности речи выделяются элементы.
46826. Мигранты как объект социальной работы. Формы и технологии социальной работы с ними 32 KB
  Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев устанавливает экономические социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской РФ в соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. По обстоятельствам вынужденным переселенцем признается: 1 гражданин Российской РФ вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской РФ; 2 гражданин Российской Федерации...
46827. The composite sentence as polypredicative construction. The sphere of its usage. The classification of composite sentences. The two main types and the means of connection of clauses in a composite sentence 32 KB
  Being a polypredicative construction, it expresses a complicated act of thought, i.e. an act of mental activity which falls into two or more intellectual efforts closely combined with one another. In terms of situations and events this means that the composite sentence reflects two or more elementary situational events viewed as making up a unity; the constitutive connections of the events are expressed by the constitutive connections of the predicative lines of the sentence, i.e. by the sentential polypredication
46828. Изучение типов памяти 280 KB
  Ощущения, которые человек воспринимает об окружающем мире, передают определенный отпечаток, сохраняются, зафиксируются, а при необходимости и возможности - воссоздаются. Эти процессы именуются памятью. Она заложена в фундаменте умений человека, является условием обучающих действий, усвоение и знаний, выстраивание навыков и умений. Без памяти не может быть осуществлен человеческий процесс ни личности, ни общества