10156

Научные революции и типы научной рациональности

Реферат

Логика и философия

Научные революции и типы научной рациональности. Типология традиций и новаций в науке. Глобальные научные революции. Изменение научной рациональности. В предыдущей лекции речь шла о соотношении традиций и новаций в развитии науки. Выделим теперь типы...

Русский

2013-03-21

62.5 KB

90 чел.

Научные революции и типы научной рациональности.

  1.  Типология традиций и новаций в науке.
  2.  Глобальные научные революции.
  3.  Изменение научной рациональности.

В предыдущей лекции речь шла о соотношении традиций и новаций в развитии науки. Выделим теперь типы того и другого.

Традиции существуют на трех основных уровнях научного знания:

  •  на уровне науки в целом это критерии научности, т.е. общие эталоны, на которые ориентировано научное знание (требования, которые предъявляются к научной теории, в отличие от ненаучной). К основным критериям научности относятся: объективность  - стремление получить адекватный образ объекта при временном абстрагировании от оценок и целей деятельности; обоснованность – неприятие бездоказательных утверждений и голословной критики; стремление к обнаружению сущности за явлениями (в отличие от обыденного познания, функционирующего на уровне феноменов) и к переходу к сущности все более глубокого порядка; ориентация на всеобщность выводов, их распространимость, которая проявляется в формулировке законов как способе представления научного знания;   систематичность,  забота  о  внутренней  согласованности знания; теоретико-абстрактный уровень осмысления реальности; методологизм – наличие специальных методов познания и рефлексия над ними;
  •  на уровне групп наук – метанаучные принципы, например: атомизм – принцип существования элементарных единиц исследуемой реальности и объяснения всего явлений как структурно детерминированных; или натурализм – признание природы единственной и самодостаточной реальностью, поиск внутриприродного объяснения любых наблюдаемых явлений;
  •  на уровне отдельной науки это программы ее построения; этот уровень и отражают понятия «парадигма», «исследовательская программа», «тематическое пространство», в отечественной философской литературе этому уровню соответствует также термин «научная картина мира».

Научные новации делятся на два основных типа:

  •  без смены парадигмы: новые факты, новые методики и инструментарий исследования, новые проблемы, новые гипотезы, новые теории, новые области исследования;
    •  со сменой парадигмы – научные революции. Рассмотрим их классификацию.

По своим источникам научные революции делятся на внутринаучные и междисциплинарные; в последних принципиально новая идея заимствуется из другой, обычно смежной области знания. Например, формирование в 17-18 в. научной химии, основанной на идее химических элементов как простых веществ, которые являются пределом разложимости в химическом анализе и из которых образуются сложные вещества, во многом была связана с освоением идей механики: это содержательный принцип сведения процессов к движениям частиц и внедрение количественных эталонов описания и объяснения.

По глубине происходящих изменений науки научные революции делятся на три типа:

1) перестройка части оснований НКМ без изменения идеалов и норм науки. Примером такой революции может служить переход от механической картины мира XVII в. к электромагнитной картине мира ХIХ в.;

2) перестройка оснований и части нормативов науки. Такой революции подверглась, например, последарвиновская эволюционная биология: она соединилась с генетикой, что существенно изменило представления о том, как протекает естественный отбор, и привело к появлению связанных с генетикой количественных методов;

3) перестройка всех, в том числе глубинных, содержательных оснований и нормативов. Такой революцией было, например, становление квантово-релятивистской физики.

По широте охвата научные революции могут быть локальными – на уровне конкретной дисциплины, группы дисциплин, отдельной предметной области (например, революция в космологии) – или глобальными, затрагивающими весь комплекс научного знания. Локальная научная революция может произойти даже на уровне не отдельной науки, а в одном из разделов науки. Например, в рамках астрономии в 20-х гг. ХХ в. произошла революция в космологии, остальные разделы астрономии в этот период экстенсивно росли; в 50-х гг. началась революция в астрофизике; некоторые разделы астрономии не затронуты революцией и по сей день.

В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции; более дискуссионными являются вопросы о выделении еще одной «промежуточной» революции и об оценке современной ситуации (от 2 до 4, т.о.).

Первая научная революция – на рубеже XVIXVII вв. – знаменовала переход от формирующейся науки к классической. Ее содержание:

1) формирование достаточно большого массива знания, соответствующего основным критериям научности (объективное, обоснованное и доказательное, точное, практически ориентированное);

2) возникновение специализированной научной методологии;

3) организационное оформление науки (научные общества, общественные центры исследований, научная периодика, государственная поддержка науки).

Таким образом, были преобразованы все стороны существования науки. В результате сформировалась классическая наука.

По поводу времени следующей научной революции в литературе существуют определенные разногласия. Школа Степина выделяет научную революцию к. XVIII – первой половины ХIХ в. Ее содержание:

  1.  формирование дисциплинарной структуры науки (выделяются в специальные области исследования биология и геология, формируется комплекс гуманитарного знания, определяется самостоятельность технического знания);
  2.  профессионализация науки и становление системы образования, ориентированной на подготовку ученых-исследователей.

Школа В.П. Кохановского считает более существенным другой момент изменения в науке и датирует вторую научную революцию серединой ХIХ в. Ее содержание:

  1.  переход от механической к электромагнитной КМ; (
  2.  утверждение исторического подхода к объектам исследования (в биологии, астрономии, геологии, социологии);
  3.  начало технологически оснащенных исследований (т.е. появление методов, основанных на сложных технологиях – спектральный анализ и т.п.).

 

Следующая глобальная научная революция, бесспорно, относится к концу ХIХ – началу ХХ в., и в результате нее происходит переход от классической к неклассической науке. Основу научной революции составили следующие открытия и связанные с ними новые идеи:

1. Было обнаружено явление радиоактивности (1896 г., Беккерель), в 1897 г. Дж.Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон и сделал вывод о том, что электроны являются составными частями атомов всех веществ. Так начало утверждаться положение  о делимости атома, сложности его строения. В 1911 г. Э.Резерфорд обнаружил существование в атомах ядер, положительно заряженных, размер которых мал по сравнению с размером атома, но в них сосредоточена почти вся масса атома. Он предложил планетарную модель атома, но она оказалась несовместимой с классической электродинамикой Максвелла. В 1913 г. Бор на основе модели Резерфорда предлагает уточненную модель, в которой предполагается, что электроны, вращаясь вокруг ядра, вопреки законам классической электродинамики не излучают энергии, а испускают ее порциями, при перескакивании с одной орбиты на другую (причем при переходе на более дальнюю орбиту происходит увеличение энергии атома). Итак, атом был представлен как система заряженных частиц. Было поставлено под сомнение существование последних неделимых частиц. Представление о мельчайших частицах, лежащих в основе реальности и связанных механическими взаимодействиями, было отвергнуто.

2. Появление специальной теории относительности. Она была в основном сформулирована А. Эйнштейном в 1905 г. в работе «К электродинамике движущихся сред»; математический аппарат теории был развит Г. Минковским в 1908 г. Теория показала, в частности, относительность основных механических свойств тел и опровергла представление об абсолютном пространстве и времени. Геометрия четырехмерного пространства-времени была определена как неевклидова. В связи с пониманием значения своего открытия Эйнштейн произнес знаменитые слова: «Прости меня, Ньютон». «Понятия, созданные тобой, и сейчас остаются ведущими в нашем физическом мышлении, хотя теперь мы знаем, что если мы будем стремиться к более глубокому пониманию взаимосвязей, то мы должны будем заменить эти понятия другими, стоящими дальше от сферы непосредственного опыта». Т.Кун пишет: «Переход от ньютоновской к эйнштейновской механике иллюстрирует с полной ясностью научную революцию как смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир».

Коренные изменения произошли в физике, но поскольку она была лидером и эталоном науки, революция затронула все ее области. В результате возникает неклассическая Н. 

Неклассическую науку характеризуют:

1) разрыв с обыденным мышлением, в том числе отказ от обязательного требования наглядности научного понимания объектов. Наша способность наглядного представления приспособлена к обычному миру – к макромиру. Освоение наукой принципиально иных областей реальности означает, что научное мышление должно строиться по иным правилам. В частности, как замечает Р. Фейнман, микротела «ведут себя таким образом, что это ни в коей степени не напоминает чего-нибудь, с чем вы сталкивались раньше… Атом не подчиняется тем же законам, что и грузик, подвешенный на пружине и колеблющийся на ней. Его нельзя также рассматривать как миниатюрную Солнечную систему с крошечными планетами, вращающимися по орбитам. Нельзя его представить и в виде какого-то облака или тумана, окутывающего ядро. Просто он не похож на все, что вы видели до этого». Л. Ландау считал принципиальной особенностью современной науки и проявлением силы человеческого разума то, что человек может понять вещи, которые не может вообразить;

2) новое понимание детерминизма и признание определяющей роли статистических закономерностей по отношению к динамическим. Детерминизм – это учение о связи и обусловленности явлений. В классическом детерминизме связь между причиной и следствиями рассматривается как определенная и однозначная, законы имеют вид динамических закономерностей, характеризующих каждый объект исследования, и дают для него четкий и точный прогноз. Статистические закономерности относятся не к отдельным объектам, а к совокупностям, это предсказания тенденций, а прогноз для каждого отдельного объекта носит лишь вероятностный характер. Связана смена типа детерминизма с обращением к новым классам объектов: не только микромир, но и социум;

3) распространение вероятностного стиля научного мышления и признание вариативного характера истины. Это также связано с особенностями исследуемых объектов: их бытие многопланово, они труднодоступны, и познание их неизбежно предполагает сложный операциональный инструментарий. Поэтому признается, что различные теоретические представления объекта не исключают, а дополняют друг друга: каждое воспроизводит существенные параметры объекта, и ни одно не раскрывает их все.

4) системный подход. Системный подход состоит в рассмотрении объекта исследования как единства взаимосвязанных компонентов, сохраняющих при этом качественную определенность, и установление присутствия, с одной стороны, системного качества, с другой – детерминации целого свойствами каждого из объектов и особенностями локальных моментов взаимодействия.

Как деятельность неклассическую Н характеризуют: отказ от чисто эмпирических и индуктивистских исследовательских программ, развитая методология и распространение математических методов (математическое моделирование), не только высокотехнологичная оснащенность. Развитие науки как профессиональной деятельности обусловило появление нормативных правил этой деятельности – явная и неявная регламентация различных моментов научной деятельности (например, построение определений или культура цитирования), этики науки.

(4) Научная революция второй половины ХХ в. Во второй половине ХХ в. появляется ряд идей, существенно дополняющие указанные  принципы неклассической науки. К новым моментам на уровне знания относятся:

  •  появление общенаучных концепций кибернетики и синергетики и исследование объектов как сложных саморазвивающихся систем;
  •  холизм, т.е. развитие идеи целостности мира, биосферы, ноосферы,  осознание необходимости их изучения как «организмов»;
  •  понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, хаосогенного, неравновесного;
  •  соединение системного и исторического подходов. Исторический подход предполагает рассмотрение системы в становлении, как исторически формирующейся и изменяющейся. Соответственно основным типом объяснения становится историческая реконструкция развития системы.

В функционировании науки второй половины ХХ в. как деятельности тоже выделяются новые моменты: ориентация на комплексные и междисциплинарные исследования; смена научного лидерства – от физики к биологии, биотехнологиям; ценностная переориентация науки (от идеи ценностной нейтральности к идее социальной ответственности). Классическая и неклассическая наука ориентировались на истину, т.е. на внутринаучные ценности; установление истины как основная задача науки не подвергалось сомнению. Наука конца ХХ в. в обязательном порядке ставит вопрос о цене истины, принимает во внимание социальные последствия и цели научной деятельности, вводит нормативы этического характера.

Эти изменения дают основания говорить о происходящей в последней трети ХХ в. следующей – четвертой революции в науке и переходе от неклассической науки и постнеклассической (В.С.Степин) или неонеклассической (В.В.Ильин).

Рассмотренные изменения науки могут быть подытожены в изменении такой универсальной характеристики науки, как рациональность.

В своем исходном значении, нашедшем отражение в этимологии термина, рациональное - это разумное, связанное с разумом, и эффективное как хорошо организованное.

В онтологическом аспекте рациональность - это идея упорядоченности и законосообразности всего сущего. В гносеологическом аспекте рациональность – это идея возможности построения точного и достоверного образа реальности. Эти две трактовки связаны: если мир рационально и просто устроен, возможна и простая зеркальная его теория.

Наука в классический период рассматривалась как «царство рациональности» - полностью рациональное знание и самое рациональное из возможных форм знания. В классический идеал рациональности включался логицизм, т.е. стремление к полной логичности научного знания; фундаментализм как построение  строгого знания на основе точно установленных фактов; норматив динамически точного знания. Уже неклассическая наука во многом отошла от этих эталонов.

Рациональность в современной философии рассматривается как характеристика не мира в целом, а в п.о. человеческой деятельности. Рациональность трактуется как соответствие этой деятельности определенным правилам и стандартам. Исторически при анализе категории рациональности внимание всегда акцентировалось на том, каковы же конкретно должны быть эти стандарты. Сейчас же признается определяющим сам принцип существования некоторых стандартов, рамок, нормативов или границ деятельности. Поэтому признается, что стандарты рациональности изменчивы и относительны к исторической эпохе.

Сказанное позволило ввести понятие “тип рациональности мышления”. М.А.Мамонова определяет понятие “тип рациональности мышления” следующим образом: “Конкретный каркас оснований, норм и установок, определяющий целостность человеческой материальной и духовной жизнедеятельности, на котором она зиждется и в русле которого она протекает”.

Отсюда возникает еще один взгляд на историческое развитие науки. Исторически меняются типы рациональности на уровне культуры в целом. Для понимания содержания каждого конкретного периода в истории науки необходимо рассматривать науку в единстве с религиозными, художественными, политическими течениями эпохи, как проявление некоторого общего типа рациональности. Фоном научных революций является то обстоятельство, что побеждает некоторый новый и универсальный для данного исторического периода стиль мышления и деятельности. Так, основой первой глобальной научной революции было утверждение эмпирического и прагматического типа рациональности. В экономической и социальной сфере ему соответствует развитие буржуазных общественных отношений с их идеологией роста производства  и индивидуального успеха. В духовной сфере – распространение протестантизма, полагавшего, что формой служения Богу будет как можно более полное и рациональное использование человеком данных ему Богом способностей и лучшее исполнение земных дел. Протестантизм приносит с собой рационализм, в противоположность средневековому мистицизму (а классическая Н – это  логика и рациональный анализ) – убеждение в том, что все можно понять, во всем разобраться. Экспериментальная методология возникает в контексте отношения к природе как “не к храму, а к мастерской”.

Переход к неклассической науке, в первую очередь идея относительности основных механических свойств перекликается в свое время с появлением плюралистического типа рациональности: признание допустимости различных стилей и выразительных средств в литературе, искусстве (модернизм, атональная музыка), обнаружение качественного своеобразия и несводимости друг к другу типов общественной жизни и т.д.

Вывод: тип рациональности образуют ценностные ориентации (глубинный уровень), способы обоснования, доказательства, объяснения, эталоны деятельности (содержательный уровень); навыки и приемы, методики, а также средства их трансляции, способы описания (уровень внешней формы). Все эти феномены обнаруживают конкретно-исторический характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33769. Предмет, цена, форма и срок договора купли-продажи 15.11 KB
  Предмет цена форма и срок договора куплипродажи. Предметом договора куплипродажи могут быть имущество не изъятое из гражданского оборота и имущественные права п. Цена договора куплипродажи является договорной. Цена является существенным условием договора куплипродажи лишь в двух случаях: при продаже товара в рассрочку и при продаже объектов недвижимости.
33770. Основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи 15.5 KB
  Продавец обязан передать покупателю: товар соответствующего качества в соответствующем количестве ассортименте комплектности и комплекте. Условие о количестве товара является существенным; моментом передачи товара является момент его вручения либо предоставления в распоряжение либо передачи его перевозчику; товар в таре или упаковке; относящиеся к передаваемому товару принадлежности и документы; товар свободный от прав третьих лиц на него. Если третье лицо имеющее право собственности на проданный товар покупателю реализует свое...
33771. Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей 15.73 KB
  Договор розничной куплипродажи и защита прав потребителей. Договор розничной куплипродажи договор по которому продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу обязуется передать покупателю товар предназначенный для личного семейного домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью. Разновидности договора розничной куплипродажи: продажа товаров по образцам; продажа товаров с использованием автоматов; продажа с условием принятия товара покупателем в...
33772. Ответственность по договору розничной купли-продажи 14.71 KB
  Ответственность по договору розничной куплипродажи. Особенности ответственности по договору розничной куплипродажи: ответственность за нарушение прав потребителя может быть возложена не только на продавца но и на изготовителя товара; продавец не предоставивший покупателю информацию о товаре отвечает и за недостатки товара возникшие после его передачи; продавец не предоставивший покупателю информацию о товаре обязан возместить убытки возникшие у покупателя; возмещение продавцом убытков покупателю не освобождает его от...
33773. Понятие и сущность административного права. Предмет административно-правового регулирования и его особенности 18.28 KB
  Администрати́вное пра́во отрасль права регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право как наука это составная часть юридической науки определяемая как система государственноуправленческих административных взглядов идей представлений о законах регламентирующих отношения в сфере государственного управления о его социальной обусловленности и эффективности о закономерностях...
33774. Объекты и субъекты административно-правовых отношений 140.01 KB
  Субъект это участник сторона правоотношения в сфере исполнительной власти наделенный соответствующими государственновластными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административноправовых отношений управляющей стороны выступает орган исполнительной власти и его должностные лица в официальной форме выражающие волю и интересы государства. физические и юридические лица которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть:...
33775. Понятие, виды и применение административных взысканий 17.05 KB
  Цель его защита правопорядка воспитание лиц совершивших административные правонарушения в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами. 24 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: 1 предупреждения; 2 штраф; 3 возмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4 конфискация предмета явившегося орудием совершения или...
33776. Государственные служащие и их категории 20.11 KB
  Государственный служащий гражданин Республики Беларусь занимающий в установленном законом порядке государственную должность наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение. К госслужащим относятся лица которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в: 1 Палате Представителей и Совете Республики Парламента Национальное Собрание 2 в Правительстве и его аппарате 3 Конституционном Верховном Высшем Хозяйственном судах РБ иных общих и хозяйственных...
33777. Понятие и виды мер административной ответственности 21.41 KB
  Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом должностным лицом. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. В теории административного права меры административного...