10157

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика

Научная статья

Логика и философия

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика. В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции, более дискуссионными являются вопро

Русский

2013-03-21

49 KB

18 чел.

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика.

В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции; более дискуссионными являются вопросы о выделении еще одной «промежуточной» революции и об оценке современной ситуации (от 2 до 4, т.о.).

Первая научная революция – на рубеже XVIXVII вв. – знаменовала переход от формирующейся науки к классической. Ее содержание:

1) формирование достаточно большого массива знания, соответствующего основным критериям научности (объективное, обоснованное и доказательное, точное, практически ориентированное);

2) возникновение специализированной научной методологии;

3) организационное оформление науки (научные общества, общественные центры исследований, научная периодика, государственная поддержка науки).

Таким образом, были преобразованы все стороны существования науки. В результате сформировалась классическая наука.

По поводу времени следующей научной революции в литературе существуют определенные разногласия. Школа Степина выделяет вторую научную революцию к. XVIII – первой половины ХIХ в. Ее содержание:

  1.  формирование дисциплинарной структуры науки (выделяются в специальные области исследования биология и геология, формируется комплекс гуманитарного знания, определяется самостоятельность технического знания);
  2.  профессионализация науки и становление системы образования, ориентированной на подготовку ученых-исследователей.

Школа В.П. Кохановского считает более существенным другой момент изменения в науке и датирует вторую научную революцию серединой ХIХ в. Ее содержание:

  1.  переход от механической к электромагнитной КМ;
  2.  утверждение исторического подхода к объектам исследования (в биологии, астрономии, геологии, социологии);
  3.  начало технологически оснащенных исследований (т.е. появление методов, основанных на сложных технологиях – спектральный анализ и т.п.).

 

Следующая глобальная научная революция, бесспорно, относится к концу ХIХ – началу ХХ в., и в результате нее происходит переход от классической к неклассической науке. Основу научной революции составили следующие открытия и связанные с ними новые идеи:

1. Было обнаружено явление радиоактивности (1896 г., Беккерель), в 1897 г. Дж.Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон и сделал вывод о том, что электроны являются составными частями атомов всех веществ.

2. Появление специальной теории относительности. Она была в основном сформулирована А. Эйнштейном в 1905 г. в работе «К электродинамике движущихся сред»; математический аппарат теории был развит Г. Минковским в 1908 г. Теория показала, в частности, относительность основных механических свойств тел и опровергла представление об абсолютном пространстве и времени. Геометрия четырехмерного пространства-времени была определена как неевклидова.

Коренные изменения произошли в физике, но поскольку она была лидером и эталоном науки, революция затронула все ее области. В результате возникает неклассическая Н. 

Неклассическую науку характеризуют:

1) разрыв с обыденным мышлением, в том числе отказ от обязательного требования наглядности научного понимания объектов. Наша способность наглядного представления приспособлена к обычному миру – к макромиру. Освоение наукой принципиально иных областей реальности означает, что научное мышление должно строиться по иным правилам. В частности, как замечает Р. Фейнман, микротела «ведут себя таким образом, что это ни в коей степени не напоминает чего-нибудь, с чем вы сталкивались раньше…

2) новое понимание детерминизма и признание определяющей роли статистических закономерностей по отношению к динамическим. Детерминизм – это учение о связи и обусловленности явлений.

3) распространение вероятностного стиля научного мышления и признание вариативного характера истины. Поэтому признается, что различные теоретические представления объекта не исключают, а дополняют друг друга: каждое воспроизводит существенные параметры объекта, и ни одно не раскрывает их все.

4) системный подход. Системный подход состоит в рассмотрении объекта исследования как единства взаимосвязанных компонентов, сохраняющих при этом качественную определенность, и установление присутствия, с одной стороны, системного качества, с другой – детерминации целого свойствами каждого из объектов и особенностями локальных моментов взаимодействия.

(4) Научная революция второй половины ХХ в. Во второй половине ХХ в. появляется ряд идей, существенно дополняющие указанные  принципы неклассической науки. К новым моментам на уровне знания относятся:

  •  появление общенаучных концепций кибернетики и синергетики и исследование объектов как сложных саморазвивающихся систем;
  •  холизм, т.е. развитие идеи целостности мира, биосферы, ноосферы,  осознание необходимости их изучения как «организмов»;
  •  понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, хаосогенного, неравновесного;
  •  соединение системного и исторического подходов. Исторический подход предполагает рассмотрение системы в становлении, как исторически формирующейся и изменяющейся. Соответственно основным типом объяснения становится историческая реконструкция развития системы.

В функционировании науки второй половины ХХ в. как деятельности тоже выделяются новые моменты: ориентация на комплексные и междисциплинарные исследования; смена научного лидерства – от физики к биологии, биотехнологиям; ценностная переориентация науки (от идеи ценностной нейтральности к идее социальной ответственности). Классическая и неклассическая наука ориентировались на истину, т.е. на внутринаучные ценности; установление истины как основная задача науки не подвергалось сомнению. Наука конца ХХ в. в обязательном порядке ставит вопрос о цене истины, принимает во внимание социальные последствия и цели научной деятельности, вводит нормативы этического характера.

Эти изменения дают основания говорить о происходящей в последней трети ХХ в. следующей – четвертой революции в науке и переходе от неклассической науки и постнеклассической (В.С.Степин) или неонеклассической (В.В.Ильин).

Рассмотренные изменения науки могут быть подытожены в изменении такой универсальной характеристики науки, как рациональность.

В своем исходном значении, нашедшем отражение в этимологии термина, рациональное - это разумное, связанное с разумом, и эффективное как хорошо организованное.

В онтологическом аспекте рациональность - это идея упорядоченности и законосообразности всего сущего. В гносеологическом аспекте рациональность – это идея возможности построения точного и достоверного образа реальности. Эти две трактовки связаны: если мир рационально и просто устроен, возможна и простая зеркальная его теория.

Рациональность в современной философии рассматривается как характеристика не мира в целом, а в п.о. человеческой деятельности. Рациональность трактуется как соответствие этой деятельности определенным правилам и стандартам.

Основные этапы развития науч. рациональности берут начало с 17в. историческая картина развития науки и соотв-й ей фил. выглядит так:

  1.   Доклассический период (до 17в.)
    1.   идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности.
    2.   Науч. картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Учение о множественности миров (Демокрит). Тут доминирует гелиоцентризм.
    3.   Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивнодиалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве..

2) Классический период (с 17в. до нач. 20в.)

  1.  идеал науки – принцип «знание - сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу.
  2.  Науч. картина мира – выраженный механистический характер. Гелиоцентризм. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу.  
  3.  механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи м/у вещами и явлениями, отрицается элемент случайности.

3) неклассический период (до сер. 20в.)

  1.  принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, осн. сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта.
  2.  Науч. картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая КМ, биологическая КМ, соц. КМ.
  3.  Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности.

4) Постнеклассический период (со вт. половины 20в.)

  1.  Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность.
  2.  Переход от частнонаучных к общенаучным.  Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии.
  3.  Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосферацентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24747. Функции маршрутизатора в сети 26.5 KB
  Функции маршрутизатора в сети Маршрутиза́тор сетевое устройство пересылающее пакеты данных между различными сегментами сети и принимающее решения на основании информации о топологии сети и определённых правил заданных администратором. Нередко маршрутизатор используется для обеспечения доступа из локальной сети в глобальную сеть Интернет осуществляя функции трансляции адресов и межсетевого экрана.
24748. Функции шлюза в сети 23.5 KB
  Функции шлюза в сети Сетевой шлюз аппаратный маршрутизатор или программное обеспечение для сопряжения компьютерных сетей использующих разные протоколы например локальной и глобальной. Сетевой шлюз может быть специальным аппаратным роутером или программным обеспечением установленным на обычный сервер или персональный компьютер.
24749. Многоуровневый подход к разработке средств сетевого взаимодействия 22.5 KB
  Многоуровневый подход к разработке средств сетевого взаимодействия В компьютерных сетях идеологической основой стандартизации является многоуровневый подход к разработке средств сетевого взаимодействия. Именно на основе этого подхода была разработана стандартная семиуровневая модель взаимодействия открытых систем ставшая своего рода универсальным языком сетевых специалистов.
24750. Модель взаимодействия открытых систем (модель OSI) 32 KB
  Модель взаимодействия открытых систем модель OSI Международная организации по стандартизации придумала и создала Модель OSI модель взаимодействия открытых систем. Модель OSI Тип данных Уровень Функции Данные 7.
24751. Функции физического уровня модели OSI 33.5 KB
  Функции физического уровня модели OSI Функции всех уровней модели OSI могут быть отнесены к одной из двух групп: либо к функциям зависящим от конкретной технической реализации сети либо к функциям ориентированным на работу с приложениями. Модель OSI представляет хотя и очень важную но только одну из многих моделей коммуникаций. Модель OSI Open System Interconnection описывает взаимосвязи открытых систем. Модель OSI Тип данных Уровень Функции Данные 7.
24752. Функции канального уровня модели OSI 33.5 KB
  Функции канального уровня модели OSI Функции протоколов канального уровня различаются в зависимости от того предназначен ли данный протокол для передачи информации в локальных или в глобальных сетях. Протоколы канального уровня используемых в локальных сетях ориентируются на использование разделяемых между компьютерами сети сред передачи данных. К таким типовым топологиям поддерживаемым протоколами канального уровня локальных сетей относятся общая шина кольцо и звезда. Примерами протоколов канального уровня для локальных сетей являются...
24753. Адресация компьютеров в сети Интернет 14.71 KB
  Числовой составной адрес IPадрес2. Символьный адрес доменное имя. Каждый из множества ПК входящих в Интернет имеет свой собственный УНИКАЛЬНЫЙ адрес. Это числовой адрес IPадрес: IP Internet Protocol IPадрес состоит из четырех групп цифр например 194.
24754. Символьные адреса 14.79 KB
  Символьные адреса Каждый из множества ПК входящих в Интернет имеет свой собственный уникальный адрес. Это числовой адрес IPадрес: IP Internet Protocol IPадрес состоит из четырех групп цифр например 194. Этот адрес неудобен для человека поэтому IPадресам поставлены в соответствие символьные адреса доменные имена. Служба которая обеспечивает преобразование символьного адреса доменного имени в числовой IPадрес называется службой доменных имен DNS DomainName Service.
24755. Числовые составные адреса 13.82 KB
  Числовые составные адреса Каждый из множества ПК входящих в Интернет имеет свой собственный уникальный адрес. Это числовой адрес IPадрес: IP Internet Protocol IPадрес состоит из четырех групп цифр например 194. Этот адрес неудобен для человека поэтому IPадресам поставлены в соответствие символьные адреса доменные имена. Служба которая обеспечивает преобразование символьного адреса доменного имени в числовой IPадрес называется службой доменных имен DNS DomainName Service.