10157

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика

Научная статья

Логика и философия

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика. В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции, более дискуссионными являются вопро

Русский

2013-03-21

49 KB

18 чел.

Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика.

В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции; более дискуссионными являются вопросы о выделении еще одной «промежуточной» революции и об оценке современной ситуации (от 2 до 4, т.о.).

Первая научная революция – на рубеже XVIXVII вв. – знаменовала переход от формирующейся науки к классической. Ее содержание:

1) формирование достаточно большого массива знания, соответствующего основным критериям научности (объективное, обоснованное и доказательное, точное, практически ориентированное);

2) возникновение специализированной научной методологии;

3) организационное оформление науки (научные общества, общественные центры исследований, научная периодика, государственная поддержка науки).

Таким образом, были преобразованы все стороны существования науки. В результате сформировалась классическая наука.

По поводу времени следующей научной революции в литературе существуют определенные разногласия. Школа Степина выделяет вторую научную революцию к. XVIII – первой половины ХIХ в. Ее содержание:

  1.  формирование дисциплинарной структуры науки (выделяются в специальные области исследования биология и геология, формируется комплекс гуманитарного знания, определяется самостоятельность технического знания);
  2.  профессионализация науки и становление системы образования, ориентированной на подготовку ученых-исследователей.

Школа В.П. Кохановского считает более существенным другой момент изменения в науке и датирует вторую научную революцию серединой ХIХ в. Ее содержание:

  1.  переход от механической к электромагнитной КМ;
  2.  утверждение исторического подхода к объектам исследования (в биологии, астрономии, геологии, социологии);
  3.  начало технологически оснащенных исследований (т.е. появление методов, основанных на сложных технологиях – спектральный анализ и т.п.).

 

Следующая глобальная научная революция, бесспорно, относится к концу ХIХ – началу ХХ в., и в результате нее происходит переход от классической к неклассической науке. Основу научной революции составили следующие открытия и связанные с ними новые идеи:

1. Было обнаружено явление радиоактивности (1896 г., Беккерель), в 1897 г. Дж.Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон и сделал вывод о том, что электроны являются составными частями атомов всех веществ.

2. Появление специальной теории относительности. Она была в основном сформулирована А. Эйнштейном в 1905 г. в работе «К электродинамике движущихся сред»; математический аппарат теории был развит Г. Минковским в 1908 г. Теория показала, в частности, относительность основных механических свойств тел и опровергла представление об абсолютном пространстве и времени. Геометрия четырехмерного пространства-времени была определена как неевклидова.

Коренные изменения произошли в физике, но поскольку она была лидером и эталоном науки, революция затронула все ее области. В результате возникает неклассическая Н. 

Неклассическую науку характеризуют:

1) разрыв с обыденным мышлением, в том числе отказ от обязательного требования наглядности научного понимания объектов. Наша способность наглядного представления приспособлена к обычному миру – к макромиру. Освоение наукой принципиально иных областей реальности означает, что научное мышление должно строиться по иным правилам. В частности, как замечает Р. Фейнман, микротела «ведут себя таким образом, что это ни в коей степени не напоминает чего-нибудь, с чем вы сталкивались раньше…

2) новое понимание детерминизма и признание определяющей роли статистических закономерностей по отношению к динамическим. Детерминизм – это учение о связи и обусловленности явлений.

3) распространение вероятностного стиля научного мышления и признание вариативного характера истины. Поэтому признается, что различные теоретические представления объекта не исключают, а дополняют друг друга: каждое воспроизводит существенные параметры объекта, и ни одно не раскрывает их все.

4) системный подход. Системный подход состоит в рассмотрении объекта исследования как единства взаимосвязанных компонентов, сохраняющих при этом качественную определенность, и установление присутствия, с одной стороны, системного качества, с другой – детерминации целого свойствами каждого из объектов и особенностями локальных моментов взаимодействия.

(4) Научная революция второй половины ХХ в. Во второй половине ХХ в. появляется ряд идей, существенно дополняющие указанные  принципы неклассической науки. К новым моментам на уровне знания относятся:

  •  появление общенаучных концепций кибернетики и синергетики и исследование объектов как сложных саморазвивающихся систем;
  •  холизм, т.е. развитие идеи целостности мира, биосферы, ноосферы,  осознание необходимости их изучения как «организмов»;
  •  понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, хаосогенного, неравновесного;
  •  соединение системного и исторического подходов. Исторический подход предполагает рассмотрение системы в становлении, как исторически формирующейся и изменяющейся. Соответственно основным типом объяснения становится историческая реконструкция развития системы.

В функционировании науки второй половины ХХ в. как деятельности тоже выделяются новые моменты: ориентация на комплексные и междисциплинарные исследования; смена научного лидерства – от физики к биологии, биотехнологиям; ценностная переориентация науки (от идеи ценностной нейтральности к идее социальной ответственности). Классическая и неклассическая наука ориентировались на истину, т.е. на внутринаучные ценности; установление истины как основная задача науки не подвергалось сомнению. Наука конца ХХ в. в обязательном порядке ставит вопрос о цене истины, принимает во внимание социальные последствия и цели научной деятельности, вводит нормативы этического характера.

Эти изменения дают основания говорить о происходящей в последней трети ХХ в. следующей – четвертой революции в науке и переходе от неклассической науки и постнеклассической (В.С.Степин) или неонеклассической (В.В.Ильин).

Рассмотренные изменения науки могут быть подытожены в изменении такой универсальной характеристики науки, как рациональность.

В своем исходном значении, нашедшем отражение в этимологии термина, рациональное - это разумное, связанное с разумом, и эффективное как хорошо организованное.

В онтологическом аспекте рациональность - это идея упорядоченности и законосообразности всего сущего. В гносеологическом аспекте рациональность – это идея возможности построения точного и достоверного образа реальности. Эти две трактовки связаны: если мир рационально и просто устроен, возможна и простая зеркальная его теория.

Рациональность в современной философии рассматривается как характеристика не мира в целом, а в п.о. человеческой деятельности. Рациональность трактуется как соответствие этой деятельности определенным правилам и стандартам.

Основные этапы развития науч. рациональности берут начало с 17в. историческая картина развития науки и соотв-й ей фил. выглядит так:

  1.   Доклассический период (до 17в.)
    1.   идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности.
    2.   Науч. картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Учение о множественности миров (Демокрит). Тут доминирует гелиоцентризм.
    3.   Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивнодиалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве..

2) Классический период (с 17в. до нач. 20в.)

  1.  идеал науки – принцип «знание - сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу.
  2.  Науч. картина мира – выраженный механистический характер. Гелиоцентризм. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу.  
  3.  механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи м/у вещами и явлениями, отрицается элемент случайности.

3) неклассический период (до сер. 20в.)

  1.  принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, осн. сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта.
  2.  Науч. картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая КМ, биологическая КМ, соц. КМ.
  3.  Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности.

4) Постнеклассический период (со вт. половины 20в.)

  1.  Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность.
  2.  Переход от частнонаучных к общенаучным.  Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии.
  3.  Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосферацентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59322. Сценарний план конкурсу акторських здібностей 45 KB
  В результаті чого король щоб виконати бажання принцеси видає указ про створення театру і слуга оголошує конкурс акторських здібностей. для того щоб визначити переможця Конкурсу акторських здібностей ми запропонуємо нашим учасникам ряд конкурсів які і будуть орієнтиром у визначенні...
59323. Населення України 57 KB
  Формування особистісно значущої для учнів мети відбувається методом проблематизації: Чому зменшується кількість населення України Шляхи вирішення цієї проблеми. Ми сьогодні підібє підсумок з теми Населення України. На уроці пропоную обговорити проблему...
59324. Особистісно-орієнтоване навчання. Нове ?! Цікаве?! Потрібне?! 103 KB
  Забороняється: Висловлюватись образливо про будького; Під час обговорення питання переходити на особистість опонента; Переривати співрозмовника; Бути категоричним; Висміювати думку опонента чи доводити її до абсурду; Спрямовувати розмову в інший бік коли немає аргументів...
59325. Шануй батька й неньку 103 KB
  Формувати почуття обов‘язку перед батьками довести всім присутнім на святі що батьки і діти – це Одне ціле. Діти. Ви нас теж любіть рідненькі Бо ми діти дорогенькі Хочем бути на вас схожі І як ви такі ж хороші. Так любі діти батько й мати найрідніші найближчі кожному з нас люди.
59326. Сценарій новорічного свята 51.5 KB
  Добрий вечір вам малята любі хлопці тай дівчата. добрий вечір шановне панство В. Добрий вечір пані та панове О. Як ви хочете щоб ми провели сьогоднішній вечір урочисто Чи так щоб всім сподобалось...
59327. Сценарій фестивалю “Повір у себе” 32.5 KB
  Весна. Цвіте на землі і летить у небесах, як сонячна богиня волі, розбуджує природу, звільняє від снігів і морозів землю, розсіває квіти і квітчає сади. Весна – це поклик молодості, голос радості й щастя, віри й любові, надії й краси, поезії й пісні.
59328. Ток-шоу “Дзеркало” 53.5 KB
  В його програмі будуть висвітлюватися актуальні питання опираючись на твори мистецтва та досвід з власного життя. Яке ще призвання Туди ідуть щоб забезпечити собі безбідне і спокійне життя.
59329. Місце Т. Шевченка в українському національному відродженні 42.5 KB
  Тарас Оксано Подивись що я намалював. Оксана Ой як гарно яка хатинка Тарас а ти мене колинебудь намалюєш Тарас Звичайно. А вірша про тебе складу хочеш Голос мачухи: Тарас Тарас Ой лихо мені.
59330. Повторення таблиць множення і ділення чисел 2 і 3. Складання задач на дві дії за даним виразом. Знаходження значень буквенних виразів 39 KB
  Мета: Виявити обсяг і якість знань про множенні і ділення таблиць 2 і 3, рівень навичок у лічбі та обчислювальній діяльності; Вдосконалити вміння учнів розв’язувати задачі на 2 дії за даним виразом. Розвивати пам’ять, логічне мислення, зв’язне мовлення, увагу.