10159

Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого, проектировщика

Научная статья

Этика и деонтология

Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого проектировщика С т.з. адресата этика науки и техники подразделяется на внешнюю по отношению к обществу в целом и внутреннюю но отношению к коллегам в рамках совместного тр

Русский

2013-03-21

43 KB

61 чел.

Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого, проектировщика

  С т.з. адресата этика науки и техники подразделяется на внешнюю - по отношению к обществу в целом и внутреннюю но отношению к коллегам, в рамках совместного труда. Традиционная инженерная этика предполагала в п.о. ответственность перед работодателем, за качество своей работы, но дискуссии расширили эту ответственность в обоих обозначенных направлениях.

Внешняя этика базируется на оценке социальных последствий научно-технической деятельности. Она предполагает для ученого, инженера (причем занятого и разработкой, и эксплуатацией) следующие обязанности:

принимать во внимание не только теоретическое значение, но и возможные социальные последствия своей деятельности и цену ошибок;

стать достаточно компетентным для оценки таких последствий (видеть горизонты, не быть социально наивным);

осуществлять на основе своей профессиональной подготовки предвидение возможных нежелательных технических и экологических эффектов;

оповещать общественность о возможных последствиях проводимых исследований, о том, как можно избежать негативных, последствий или их минимизировать, выбирая для этого адекватные формы обращения;

обеспечить достаточно полную информацию для властных структур, позволяющую обеспечить компетентность управленческих решений.

В XX в. наметились следующие организационные формы реализации в деятельности ученых этики ответственности:

1. Разработка специальных условий для отдельных видов и сфер исследовательской деятельности, принятие профессиональными сообществами соответствующих кодексов. Пока наиболее разработан такой свод этических правил для биомедицинских технологий. Наиболее востребованной в настоящее время является «компьютерная этика», ключевые требования которой - защита частной жизни, интеллектуальной собственности и регламентация доступа к специальным информационным ресурсам. Междисциплинарный характер носит экологическая этика, базовые принципы которой требование поддержания стабильности природной среды, недопущение ее нарушения; защита прав животных и растений (ограничение экспериментального использования, некоторых видов сельскохозяйственного производства); концепция «органического земледелия»; «космическая этика» как распространение требований охраны окружающей среды на околоземное пространство.

2. Свертывание или замораживание по инициативе ученых, разработчиков некоторых направлений исследований до улучшения средств контроля. Например, в генной инженерии, которая в конце 60-х развивалась без ограничений, были осознаны потенциальные опасности, по инициативе профессора Берга был создан комитет по их изучению, в журналах «Science» и «Nature» было опубликовано обращение к ученым мира. В результате исследования были приостановлены и возобновились после разработки рекомендаций по предосторожностям.

3. Деятельность в рамках институтов гражданского общества - возникающих по инициативе ученых, инженеров общественных движений за рациональное использование достижений научно-технического прогресса (Всемирная федерация научных работников, Пагуошское движение. Движение за альтернативную технологию и др.). Организации,

осуществляя компетентные оценки возможных результатов развития направлений науки и технологии, принимая соответствующие документы (обращения к своим членам, к правительству, к общественности), влияют па формирование общественного мнения

Может быть поставлен вопрос, насколько эти формы применимы не к ученому, работающему в лаборатории, а к инженеру, работающему в прикладной сфере и в более жесткой организационной структуре. Но сейчас считается признанным, что инженер также имеет моральное право поднимать вопрос о возможных последствиях направления исследований, апеллировать к общественности, даже отказываться от участия в проектах по этическим соображениям. Ф, Коллинз, «Специальная ответственность инженеров»: «В отличие от ученых, которые всегда имеют возможность избежать ответственности, ссылаясь на то, что конечные результаты их фундаментальных исследований не являются легко предсказуемыми, цели инженерии обычно хорошо видны»0.

Развитие внутренней этики науки и техники необходимо, как нормативное регулирование любой профессиональной деятельности. Оно актуализировано превращением науки и техники в массовые профессии и кризисом традиционных механизмов обеспечения качества интеллектуальной продукции: если в классической науке любой значимый эксперимент обязательно воспроизводился многими исследователями, то в современной науке эта практика стала нереальной. В результате возник всплеск патологических форм исследовательской деятельности. Среди форм проявления научной недобросовестности исключение из рассмотрения данных, противоречащих исследовательской гипотезе, фальсификация данных, плагиат, особенно из малоизвестных журналов, присвоение соавторства, злоупотребление служебным положением, нарушение правил экспериментальной работы с людьми и животными, нарушение финансовых правил и норм публикации (например, тиражирование под разными названиями), попустительство неэтичным поступкам коллег.

Обнаружение этих явлений привело к возникновению термина «теневая наука» (по аналогии с «теневой экономикой») — «деятельность представителей научных сообществ, микросоциумов (входящих в них по формальным либо содержательным признакам), которая строится на нарушении, деформации принятых в обществе и поддерживаемых обществом в качестве своего рода идеалов, ценностей и норм — правовых, этических и т.д., которые регулируют научную жизнь» .

Достаточно спорным является вопрос о степени распространенности явлений «теневой науки». Ряд авторов считает, что это редкие исключения; в целом механизм поддержания качества научных исследований работает исправно. А. Кон пишет: в важных вопросах фальсификация всегда будет обнаружена, а в частных моментах она не может причинить особого вреда.

Другая позиция значительно более пессимистична: она связана с убеждением, что обнаруженные нарушения лишь верхушка айсберга, который в перспективе будет расти из-за коллективизации науки и размывания ответственности. Многими разделяется мнение, что преднамеренное мошенничество в науке встречается сравнительно редко, но мелкие и тонкие отклонения от норм научного исследования повсеместно распространены.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62774. Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова 31.08 KB
  Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.
62776. Причастный оборот 26.97 KB
  Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
62777. Перенос слов 15.6 KB
  Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова 3. Развитие умения слышать и видеть в словах опасные места орфограмму. Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова Мягкий знак твердый знак ы.
62778. Правила переноса слов 14.71 KB
  Актуализация изученного Прочитайте слова на доске Сосна ванна майка объявил Объясните орфограммы объясняют О ком эта загадка читает загадку о собаке Это о собаке Напишу слово собака на строке продолжает запись.
62779. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения 23.58 KB
  Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...
62780. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее 16.34 KB
  Целеполагание. Определяют учащиеся, опираясь на тему урока. Работа со словарным словом: рябина. Устная проверка домашнего задания. Прочесть вслух 2–3 сочинения-описания архитектурного памятника по желанию учащихся.
62781. Правописание разделительного Ь в словах 25.01 KB
  Я буду задавать вам трудные вопросы и хочу услышать от вас умные четкие ответы.Я раздаю вам тесты вы отвечаете на них выбрав из предложенных правильный ответ. Отмечаются верные ответы.
62782. Состав слова. Обобщающий урок 16.84 KB
  Чтобы дать командам названия ответьте на вопросы: Какие части слова знаете Что такое приставка Что такое корень Что такое суффикс Что такое окончание Итак название 1 команды корень 2 суффикс 3 окончание. 1 команда: лечить лечение лекарство лекарь.