10163

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления

Доклад

Логика и философия

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления. В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является вопервых воплощением его деятельности и вовторых таким вопло...

Русский

2013-03-21

36 KB

17 чел.

Специфика  технического отношения к миру и технического типа мышления.

В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является, во-первых, воплощением его деятельности и, во-вторых, таким воплощением, которое ориентировано на  многократное воспроизведение. Т в широком смысле как специально выработанный прием предполагает систематическое применение разными людьми (техника прыжков в высоту – революцией было появление перекидного прыжка, или в лыжах – коньковый ход). Т-средство, устройство представляет собой овеществленный прием и определяет характер действий по его применению. В сфере производства господствуют технологии как предписания определенного способа действий, схемы, которые должны все время реализовываться. При этом к «собственно техническим» технологиям (правилам использования техники) добавляются еще организационные.  Наконец, сущность Т как знания - в разработке и закреплении способов и средств действий на разные случаи. Общекультурный смысл и ценность техники состоят в обеспечении воспроизводства деятельности и обусловлены тем, что ни отдельный человек, ни человечество в целом не смогли бы сделать ни одного шага вперед по пути развития, не закрепляя раз найденных решений повторяющихся задач, не превращая их, таким образом, в «дело техники».   

 Техническое мироотношение отличается еще следующими особенностями. В ценностном аспекте для него характерна самоценность средства: в технической деятельности рассматривается и разрабатывается средство воздействия на объект как важное само по себе, почти безотносительно к целям и ценностям, формирующимся за пределами техносферы. В гносеологическом аспекте техническое мироотношение характеризуется «обратным способом» установления отношения истины: обычно истина определяется как  соответствие некоторого знания объекту, а в Т ставится вопрос о соответствии действительности идее, о том, будет ли вещное воплощение соответствовать конструктивно оформленному знанию. В логическом аспекте техническому мироотношению свойственна поливариантность способов обоснования. С одной стороны, используется физико-математическое обоснование принимаемых решений, с другой стороны, для деятельности в технической сфере важно учитывать частные особенности материала, задачи, несущественные в масштабе общего научного закона. Поэтому значительную роль играет, кроме научно-теоретического, практическое обоснование.

   Наконец, фундаментальной особенностью Т является проектная направленность. «Процесс проектирования составляет саму суть инженерного дела». В мире техники познавательная или любая другая задача подчинена проектировочной задаче подготовки средств эффективного действия, а любое действие должно осуществляться на основе заранее подготовленного проекта. Понятие проекта отличается от понятия цели, которое во всех остальных сферах культуры рассматривается как главный ориентир: проект – это развернутая, разработанная, воплощенная в идеальном образе цель. По определению Д. М. Федяева, проектирование есть представление цели средствами ее достижения. Если, к примеру, наша цель состоит в строительстве дома, в котором жила бы семья такой-то численности в заданных климатических условиях, с определенным уровнем комфорта и степенью роскоши, то в разработанном проекте дома эта цель уже «воплощена» (не материально, но уже реализована) и представлена в виде стен, перегородок, системы отопления и воздухоочистки и пр.

Характеристика специфики ТН м.б. дополнена характеристикой специфики более общего феномена – технического типа мышления.

В курсе ФН было рассмотрено понятие типа мышления, связанного с одной из сфер культуры, но имеющего более широкое применение. Тип мышления – это специфическая логика со специфическими когнитивным схемами, путями, которыми движется мысль (художественный тип мышления, религиозный тип мышления). Например, художественный тип мышления – это образное видение реальности, рассмотрение общих закономерностей на уровне единичного, представимого случая (через пример и т.п), эмоциональное и ценностнно-ориентированное рассуждение. Религиозный тип мышления (даже за пределами религиозности, определенной, например, конфессионально) основан на сакрализации какого-то объекта, внелогической вере в него.  Важно, что человек с определенным типом мышления распространяет этот принцип на разные проблемы.

В современных условиях можно специфицировать технический тип мышления, сопряженный как с профессиональной технической деятельностью, так и с существованием в технической среде. Такой взгляд на мир имеет ряд закономерных проявлений, которые представляются определяющими чертами технического типа мышления.

1) Гиперлогицизм:  любая система воспринимается как логическая система, априорно предполагается ее рациональность. Соответственно, например, любой текст рассматривается в первую очередь с  точки зрения логической структуры, ее недостаточная проявленность оценивается негативно.

2)  Функциональность как однозначность устанавливаемых связей: в привычных системах каждый элемент воздействует на определенные элементы определенным образом. Техническое мышление в масштабах социального управления проявляется как рецептурность: предполагается, что некоторое воздействие всегда должно приводить к установленным следствиям. Связана с этим и неявная убежденность в достижимости любой цели.

3) Артефактность, которую М. Хайдеггер противопоставляет вещности. Мир вещей – это субстанциальная и самодетерминированная реальность, с которой человек должен соотнести свои действия; мир артефактов – это функциональная и подчиненная человеку реальность, которую он может трансформировать. Мир артефактов всегда готов и пригоден для всякого манипулирования, и предубеждение по отношению к такому манипулированию по существу чужеродно для технического мышления. С артефактностью связаны и убежденность в возобновляемости и обратимости любого действия (здесь свою роль играет опыт действий в виртуальной реальности), и иллюзия подконтрольности любого процесса, также создающие основу свободы манипулирования.

4) Конструктивизм и прагматизм. Оборотной стороной технического «знания как» является сложность в восприятии знания, не конструктивного очевидно, не проективного, не связанного с определением решения некой прагматической задачи. Техническая рациональность – целевая, но не ценностная; иначе говоря, она ориентирована на средства достижения принятой цели в большей степени, чем на аксиологические параметры цели. В этом ее определенность и в то же время контекстуальная ограниченность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53512. Организация производственного процесса на предприятиях по ремонту подвижного состава 400.26 KB
  Основные принципы и формы рационального построения производственного процесса в пространстве и во времени. Типы производства и их технико-экономическая характеристика. Показатели, определяющие типы производства и пути их улучшения.
53518. Калейдоскоп знань – нетрадиційна форма проведення уроків 707 KB
  Такі уроки допомагають учителю урізноманітнювати роботу учнів знімають напруження від звичної навчальної діяльності переключають увагу школярів вони є цінним засобом виховання розумової активності дітей що активізує психічні процеси викликає в учнів живий інтерес до процесу пізнання. Навчальний день для учнів 1 і 2 класів починається з лінійки де кожному класу вручається свій маршрутний лист. У маршрутному листі записуються уроки які будуть проводитися для учнів даного класу: математика українська мова читання музика Я і Україна. З...