10163

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления

Доклад

Логика и философия

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления. В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является вопервых воплощением его деятельности и вовторых таким вопло...

Русский

2013-03-21

36 KB

19 чел.

Специфика  технического отношения к миру и технического типа мышления.

В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является, во-первых, воплощением его деятельности и, во-вторых, таким воплощением, которое ориентировано на  многократное воспроизведение. Т в широком смысле как специально выработанный прием предполагает систематическое применение разными людьми (техника прыжков в высоту – революцией было появление перекидного прыжка, или в лыжах – коньковый ход). Т-средство, устройство представляет собой овеществленный прием и определяет характер действий по его применению. В сфере производства господствуют технологии как предписания определенного способа действий, схемы, которые должны все время реализовываться. При этом к «собственно техническим» технологиям (правилам использования техники) добавляются еще организационные.  Наконец, сущность Т как знания - в разработке и закреплении способов и средств действий на разные случаи. Общекультурный смысл и ценность техники состоят в обеспечении воспроизводства деятельности и обусловлены тем, что ни отдельный человек, ни человечество в целом не смогли бы сделать ни одного шага вперед по пути развития, не закрепляя раз найденных решений повторяющихся задач, не превращая их, таким образом, в «дело техники».   

 Техническое мироотношение отличается еще следующими особенностями. В ценностном аспекте для него характерна самоценность средства: в технической деятельности рассматривается и разрабатывается средство воздействия на объект как важное само по себе, почти безотносительно к целям и ценностям, формирующимся за пределами техносферы. В гносеологическом аспекте техническое мироотношение характеризуется «обратным способом» установления отношения истины: обычно истина определяется как  соответствие некоторого знания объекту, а в Т ставится вопрос о соответствии действительности идее, о том, будет ли вещное воплощение соответствовать конструктивно оформленному знанию. В логическом аспекте техническому мироотношению свойственна поливариантность способов обоснования. С одной стороны, используется физико-математическое обоснование принимаемых решений, с другой стороны, для деятельности в технической сфере важно учитывать частные особенности материала, задачи, несущественные в масштабе общего научного закона. Поэтому значительную роль играет, кроме научно-теоретического, практическое обоснование.

   Наконец, фундаментальной особенностью Т является проектная направленность. «Процесс проектирования составляет саму суть инженерного дела». В мире техники познавательная или любая другая задача подчинена проектировочной задаче подготовки средств эффективного действия, а любое действие должно осуществляться на основе заранее подготовленного проекта. Понятие проекта отличается от понятия цели, которое во всех остальных сферах культуры рассматривается как главный ориентир: проект – это развернутая, разработанная, воплощенная в идеальном образе цель. По определению Д. М. Федяева, проектирование есть представление цели средствами ее достижения. Если, к примеру, наша цель состоит в строительстве дома, в котором жила бы семья такой-то численности в заданных климатических условиях, с определенным уровнем комфорта и степенью роскоши, то в разработанном проекте дома эта цель уже «воплощена» (не материально, но уже реализована) и представлена в виде стен, перегородок, системы отопления и воздухоочистки и пр.

Характеристика специфики ТН м.б. дополнена характеристикой специфики более общего феномена – технического типа мышления.

В курсе ФН было рассмотрено понятие типа мышления, связанного с одной из сфер культуры, но имеющего более широкое применение. Тип мышления – это специфическая логика со специфическими когнитивным схемами, путями, которыми движется мысль (художественный тип мышления, религиозный тип мышления). Например, художественный тип мышления – это образное видение реальности, рассмотрение общих закономерностей на уровне единичного, представимого случая (через пример и т.п), эмоциональное и ценностнно-ориентированное рассуждение. Религиозный тип мышления (даже за пределами религиозности, определенной, например, конфессионально) основан на сакрализации какого-то объекта, внелогической вере в него.  Важно, что человек с определенным типом мышления распространяет этот принцип на разные проблемы.

В современных условиях можно специфицировать технический тип мышления, сопряженный как с профессиональной технической деятельностью, так и с существованием в технической среде. Такой взгляд на мир имеет ряд закономерных проявлений, которые представляются определяющими чертами технического типа мышления.

1) Гиперлогицизм:  любая система воспринимается как логическая система, априорно предполагается ее рациональность. Соответственно, например, любой текст рассматривается в первую очередь с  точки зрения логической структуры, ее недостаточная проявленность оценивается негативно.

2)  Функциональность как однозначность устанавливаемых связей: в привычных системах каждый элемент воздействует на определенные элементы определенным образом. Техническое мышление в масштабах социального управления проявляется как рецептурность: предполагается, что некоторое воздействие всегда должно приводить к установленным следствиям. Связана с этим и неявная убежденность в достижимости любой цели.

3) Артефактность, которую М. Хайдеггер противопоставляет вещности. Мир вещей – это субстанциальная и самодетерминированная реальность, с которой человек должен соотнести свои действия; мир артефактов – это функциональная и подчиненная человеку реальность, которую он может трансформировать. Мир артефактов всегда готов и пригоден для всякого манипулирования, и предубеждение по отношению к такому манипулированию по существу чужеродно для технического мышления. С артефактностью связаны и убежденность в возобновляемости и обратимости любого действия (здесь свою роль играет опыт действий в виртуальной реальности), и иллюзия подконтрольности любого процесса, также создающие основу свободы манипулирования.

4) Конструктивизм и прагматизм. Оборотной стороной технического «знания как» является сложность в восприятии знания, не конструктивного очевидно, не проективного, не связанного с определением решения некой прагматической задачи. Техническая рациональность – целевая, но не ценностная; иначе говоря, она ориентирована на средства достижения принятой цели в большей степени, чем на аксиологические параметры цели. В этом ее определенность и в то же время контекстуальная ограниченность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79501. Программа сопровождения процесса адаптации 28.44 KB
  В предлагаемой программе решаются следующие задачи: снижение эмоционального напряжения; развитие внутренней активности детей; формирование адекватной самооценки детей; развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных навыков.
79502. Диагностика дезадаптации 32.65 KB
  Столина проективных методик: рисунок семьи рисунок несуществующего животного рисунок школы; метод Социометрия беседы с детьми родителями учителями; изучение медицинских карт детей. Векслера выявление уровня тревожности и агрессивности с помощью методики Рисунок несуществующего животного выявление взаимосвязи мотивации и дезадаптации с помощью методики Рисунок школы исследование межличностных отношений методом социометрического опроса определение эмоционального климата в семье и зависимости между типом воспитания и...
79503. Психолого-педагогический консилиум 32.14 KB
  Психологопедагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения решающих задачу взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов: Каков психологический педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования Какими...
79504. Основная задача психологического консультирования в школе 31.59 KB
  Психологическое консультирование это вид краткосрочной психологической помощи от одной до десяти встреч ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Психологическое консультирование решает следующие базовые задачи : Уточнение прояснение проблемы с которой столкнулся клиент. Консультирование школьников.
79505. Особенности и принципы психологического консультирования в школе 33.29 KB
  Принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.Принцип соблюдения интересов ребенка То есть психолог имеет дело не прямо с ребенком а с ситуацией: ребенок родители учитель .
79506. Консультативная беседа как основной метод психологического консультирования 28.95 KB
  это личностноориентированное общение в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений на равных оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями проблематикой и характером консультативной работы . Цель процесса беседы в том чтобы и консультант и клиент настолько поняли суть темы что она или прояснится для клиента или он узнает что с ней делать. Суть проведения беседы не просто в том чтобы поощрить клиента...
79507. Психодиагностическая работа педагога-психолога 31.79 KB
  Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС создание психологопедагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников. тесная связь с педагогической проблематикой ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия создание оптимальных психологических условий для развития детей. Основные задачи: Изучение проявлений отдельных...
79508. Содержание диагностической работы в школе 31.17 KB
  Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов дети группы риска. В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде: Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы.