10163

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления

Доклад

Логика и философия

Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления. В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является вопервых воплощением его деятельности и вовторых таким вопло...

Русский

2013-03-21

36 KB

19 чел.

Специфика  технического отношения к миру и технического типа мышления.

В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является, во-первых, воплощением его деятельности и, во-вторых, таким воплощением, которое ориентировано на  многократное воспроизведение. Т в широком смысле как специально выработанный прием предполагает систематическое применение разными людьми (техника прыжков в высоту – революцией было появление перекидного прыжка, или в лыжах – коньковый ход). Т-средство, устройство представляет собой овеществленный прием и определяет характер действий по его применению. В сфере производства господствуют технологии как предписания определенного способа действий, схемы, которые должны все время реализовываться. При этом к «собственно техническим» технологиям (правилам использования техники) добавляются еще организационные.  Наконец, сущность Т как знания - в разработке и закреплении способов и средств действий на разные случаи. Общекультурный смысл и ценность техники состоят в обеспечении воспроизводства деятельности и обусловлены тем, что ни отдельный человек, ни человечество в целом не смогли бы сделать ни одного шага вперед по пути развития, не закрепляя раз найденных решений повторяющихся задач, не превращая их, таким образом, в «дело техники».   

 Техническое мироотношение отличается еще следующими особенностями. В ценностном аспекте для него характерна самоценность средства: в технической деятельности рассматривается и разрабатывается средство воздействия на объект как важное само по себе, почти безотносительно к целям и ценностям, формирующимся за пределами техносферы. В гносеологическом аспекте техническое мироотношение характеризуется «обратным способом» установления отношения истины: обычно истина определяется как  соответствие некоторого знания объекту, а в Т ставится вопрос о соответствии действительности идее, о том, будет ли вещное воплощение соответствовать конструктивно оформленному знанию. В логическом аспекте техническому мироотношению свойственна поливариантность способов обоснования. С одной стороны, используется физико-математическое обоснование принимаемых решений, с другой стороны, для деятельности в технической сфере важно учитывать частные особенности материала, задачи, несущественные в масштабе общего научного закона. Поэтому значительную роль играет, кроме научно-теоретического, практическое обоснование.

   Наконец, фундаментальной особенностью Т является проектная направленность. «Процесс проектирования составляет саму суть инженерного дела». В мире техники познавательная или любая другая задача подчинена проектировочной задаче подготовки средств эффективного действия, а любое действие должно осуществляться на основе заранее подготовленного проекта. Понятие проекта отличается от понятия цели, которое во всех остальных сферах культуры рассматривается как главный ориентир: проект – это развернутая, разработанная, воплощенная в идеальном образе цель. По определению Д. М. Федяева, проектирование есть представление цели средствами ее достижения. Если, к примеру, наша цель состоит в строительстве дома, в котором жила бы семья такой-то численности в заданных климатических условиях, с определенным уровнем комфорта и степенью роскоши, то в разработанном проекте дома эта цель уже «воплощена» (не материально, но уже реализована) и представлена в виде стен, перегородок, системы отопления и воздухоочистки и пр.

Характеристика специфики ТН м.б. дополнена характеристикой специфики более общего феномена – технического типа мышления.

В курсе ФН было рассмотрено понятие типа мышления, связанного с одной из сфер культуры, но имеющего более широкое применение. Тип мышления – это специфическая логика со специфическими когнитивным схемами, путями, которыми движется мысль (художественный тип мышления, религиозный тип мышления). Например, художественный тип мышления – это образное видение реальности, рассмотрение общих закономерностей на уровне единичного, представимого случая (через пример и т.п), эмоциональное и ценностнно-ориентированное рассуждение. Религиозный тип мышления (даже за пределами религиозности, определенной, например, конфессионально) основан на сакрализации какого-то объекта, внелогической вере в него.  Важно, что человек с определенным типом мышления распространяет этот принцип на разные проблемы.

В современных условиях можно специфицировать технический тип мышления, сопряженный как с профессиональной технической деятельностью, так и с существованием в технической среде. Такой взгляд на мир имеет ряд закономерных проявлений, которые представляются определяющими чертами технического типа мышления.

1) Гиперлогицизм:  любая система воспринимается как логическая система, априорно предполагается ее рациональность. Соответственно, например, любой текст рассматривается в первую очередь с  точки зрения логической структуры, ее недостаточная проявленность оценивается негативно.

2)  Функциональность как однозначность устанавливаемых связей: в привычных системах каждый элемент воздействует на определенные элементы определенным образом. Техническое мышление в масштабах социального управления проявляется как рецептурность: предполагается, что некоторое воздействие всегда должно приводить к установленным следствиям. Связана с этим и неявная убежденность в достижимости любой цели.

3) Артефактность, которую М. Хайдеггер противопоставляет вещности. Мир вещей – это субстанциальная и самодетерминированная реальность, с которой человек должен соотнести свои действия; мир артефактов – это функциональная и подчиненная человеку реальность, которую он может трансформировать. Мир артефактов всегда готов и пригоден для всякого манипулирования, и предубеждение по отношению к такому манипулированию по существу чужеродно для технического мышления. С артефактностью связаны и убежденность в возобновляемости и обратимости любого действия (здесь свою роль играет опыт действий в виртуальной реальности), и иллюзия подконтрольности любого процесса, также создающие основу свободы манипулирования.

4) Конструктивизм и прагматизм. Оборотной стороной технического «знания как» является сложность в восприятии знания, не конструктивного очевидно, не проективного, не связанного с определением решения некой прагматической задачи. Техническая рациональность – целевая, но не ценностная; иначе говоря, она ориентирована на средства достижения принятой цели в большей степени, чем на аксиологические параметры цели. В этом ее определенность и в то же время контекстуальная ограниченность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.
54491. The magic world of music 34.5 KB
  It is difficult to imagine our life without music .It helps us to live and relax. We are going to speak about music because it plays a great role in our lives. Music is everywhere It is in the streets, in the shops, in the parks, on the television sets.
54492. Жанры украинской народной музыки 940 KB
  Цель. Закрепить представления учащихся о жанровых особенностях украинской народной музыки. Повторить календарно-обрядные, исторические, колыбельные, шуточные песни, учащиеся должны продемонстрировать знания песенных жанров народной песни, ее особенностей, характерных признаков. Развивать вокально–хоровые навыки, эмоционально-чувствительный опыт учащихся. Воспитывать интерес к народной песне и уважение к народным традициям. Воспитывать эстетический вкус учащихся.
54493. Загадки про музичні інструменти 81.5 KB
  УДАРНІ ІНСТРУМЕНТИ Живий мертвого бє Живий мовчить а мертвий реве Барабан Тратата тратата Зверху шкіра знизу теж Всередині пустота. Барабан В руки палочки беремНе желаем его бьемТрамтамтам трамтамтам. Барабан Его не жалко никому Колотят палкой по нему. Барабан Сам пустий голос густий Дріб вибиває дітей збирає.
54494. Musik in unserem Leben 239.5 KB
  Anne-Sophie Mutter ist eine weltberühmte Geigerin. Schon als Kind wusste sie, was sie wollte, und bald hat sie ihren Traum verwirklicht. Im Alter von 7 Jahren gewann sie den Wettbewerb „Jugend musiziert“. 1976 fiel sie dem bekannten österreichischen Dirigenten Herbert von Karajan auf. Ein Jahr später trat sie schon als Solistin seines Orchesters bei den Salzburger Konzerten auf. Diese Zusammenarbeit öffnete der Geigerin die Tür zum internationalen Erfolg.
54495. Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands 97.5 KB
  Das Thema der heutigen Stunde lautet: Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands. Lernziele sind: Wortschatz festigen und erweitern, Fragen stellen und beantworten, den Text lesen, Dialoge führen.
54496. Музика як мова почуттів 54.5 KB
  Мета уроку: Закріпити в учнів отримані на протязі вивчення теми знання про композиторів та їх творчість. Виявити рівень володіння і розуміння супутньої темі музичної термінології. На конкретних прикладах показати можливості музичного мистецтва виражати різноманітні настрої та почуття людини.