10167

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники

Доклад

Логика и философия

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники Они не всегда были взаимосвязаны Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает что в технике не применялись научные знания. Доинженерный период. Но наука не имела дисциплин

Русский

2013-03-21

50 KB

38 чел.

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники

Они не всегда были взаимосвязаны, Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает, что в технике не применялись научные знания.

Доинженерный период. Но наука не имела дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение знании в технической сфере. Рецетурно-техническое знание долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. ''Научное" и "техническое" принадлежали к различным культурным ареалам.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в книге «Возникновение технологии», писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа... Первые машины приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был изобретен индусами для возжигания священного огня операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было прежде посвящено богам». Познание в этот период была неспециализированным и недисциплинарным, большинство авторов рассматривает его максимум как преднаучное знание.

Античная наука была ориентирована теоретически и внеутилитарно. Понятие техники в античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Темп» не имело никакою теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники также полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника при этом могла быть достаточно сложной и в античности, и в средневековье создавались механические игрушки - но отдельно от науки, без сопромата и т.п

Инженерный период XVI - XIX bb. Заключается в постепенном формировании обращения к пауке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения и технике достижений науки. Начало инженерного этапа развития Т относится к нюхе Возрождения. В контексте тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, хорошо знающего и умеющего - в различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример -Пикколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется и этот период особая социальная прослойка инженеров.

В XVII в. происходят существенные изменения в сфере науки. В этот период формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи.

В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинаю» получать вознаграждение за свой труд от государства. Все Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная систему, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарном структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного па пауке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Наиболее ярко новая линия развития выразилась в программе подготовки инженеров в Парижской политехнической шкоде. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. По образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России

Процесс формирования инженерного типа организации техники завершается в XIX в.  В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке. — писал американский философ и историк Э. Лейтон. Техническое сообщество, которое в 1800 г, было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. Па передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по обращу научной". Перестройка, составлявшая сущность инженерного этапа, произошла - техника стала научной.

Вместе с тем особенностью всего инженерного периода является вторичность науки в сфере технического знания; задачи возникают формируются, ставятся в рамках технической практики, при обращении к соответствующей области Е находится или не находится ответ. Еще одно радикальное изменение и начало нового этапа во взаимоотношениях науки и техники - это «переворачивание» указанного соотношения, когда Н начнет опережающе разрабатывать и целенаправленно внедрять свои достижения в технической практике. Этот период называется технологическим.

Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях -была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.

Технологической стадии соответствует формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знании (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).

Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию технологического этапа развития. Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачами становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70887. Перспективы создания конкурентной среды в Республике Казахстан 474.5 KB
  1 Проблема развития конкуренции и антимонопольная политика в РК 59 3. Ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции competition . Благодаря экономической свободе сопутствующей ей конкуренции рыночная экономика превосходит командноадминистративную в которой конкуренции нет места. Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует...
70888. Граждане как субъекты гражданского права. Гражданские правоотношения 275 KB
  В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию отражающую наднациональные общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой конкретно-юридической категорией...
70889. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 1005.5 KB
  Целью дипломной работы является на примере предприятия ЧУП «Гроднотурист» провести анализ ценовой политики гостиничного бизнеса и разработать мероприятия по ее совершенствованию. Для реализации цели выделены следующие задачи: определить сущность и специфику гостиничного бизнеса...
70890. Анализ использования трудовых ресурсов в ЗАО «Дельта» 1.28 MB
  Для изучения данной темы последовательно рассмотрим использование трудовых ресурсов на основе: анализа численности и движения рабочей силы; анализа использования рабочего времени; анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Достижение цели возможно при постановке...
70891. Правила оформления документации при передаче дел в архив 176 KB
  Формирование исполненных документов в дела в организации осуществляется в течение всего делопроизводственного года в соответствии с утвержденной на данный год номенклатурой дел. С начала делопроизводственного года должны быть оформлены обложки дела по правилам оговоренных...
70893. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (на примере Республики Марий Эл) 1.32 MB
  Главной целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания обеспечение занятости населения.
70894. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 407.5 KB
  Цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в формировании целостного представления об особенностях правовой природы финансовых основ местного самоуправления, особенностей, касающихся устава муниципального образования, муниципальной собственности и бюджета...
70895. Повышение эффективности стимулирования труда на предприятии ООО «Юниор» 244.61 KB
  При изучении теоретических основ стимулирования труда на предприятии автор данной работы опирается на разработки известных специалистов. Опираясь на теорию и анализ действующей системы стимулирования труда автор проявил свою зрелость и обеспечил успешное решение задач...