10167

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники

Доклад

Логика и философия

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники Они не всегда были взаимосвязаны Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает что в технике не применялись научные знания. Доинженерный период. Но наука не имела дисциплин

Русский

2013-03-21

50 KB

33 чел.

Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники

Они не всегда были взаимосвязаны, Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает, что в технике не применялись научные знания.

Доинженерный период. Но наука не имела дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение знании в технической сфере. Рецетурно-техническое знание долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. ''Научное" и "техническое" принадлежали к различным культурным ареалам.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в книге «Возникновение технологии», писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа... Первые машины приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был изобретен индусами для возжигания священного огня операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было прежде посвящено богам». Познание в этот период была неспециализированным и недисциплинарным, большинство авторов рассматривает его максимум как преднаучное знание.

Античная наука была ориентирована теоретически и внеутилитарно. Понятие техники в античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Темп» не имело никакою теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники также полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника при этом могла быть достаточно сложной и в античности, и в средневековье создавались механические игрушки - но отдельно от науки, без сопромата и т.п

Инженерный период XVI - XIX bb. Заключается в постепенном формировании обращения к пауке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения и технике достижений науки. Начало инженерного этапа развития Т относится к нюхе Возрождения. В контексте тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, хорошо знающего и умеющего - в различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример -Пикколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется и этот период особая социальная прослойка инженеров.

В XVII в. происходят существенные изменения в сфере науки. В этот период формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи.

В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинаю» получать вознаграждение за свой труд от государства. Все Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная систему, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарном структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного па пауке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Наиболее ярко новая линия развития выразилась в программе подготовки инженеров в Парижской политехнической шкоде. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. По образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России

Процесс формирования инженерного типа организации техники завершается в XIX в.  В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке. — писал американский философ и историк Э. Лейтон. Техническое сообщество, которое в 1800 г, было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. Па передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по обращу научной". Перестройка, составлявшая сущность инженерного этапа, произошла - техника стала научной.

Вместе с тем особенностью всего инженерного периода является вторичность науки в сфере технического знания; задачи возникают формируются, ставятся в рамках технической практики, при обращении к соответствующей области Е находится или не находится ответ. Еще одно радикальное изменение и начало нового этапа во взаимоотношениях науки и техники - это «переворачивание» указанного соотношения, когда Н начнет опережающе разрабатывать и целенаправленно внедрять свои достижения в технической практике. Этот период называется технологическим.

Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях -была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.

Технологической стадии соответствует формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знании (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).

Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию технологического этапа развития. Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачами становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42205. КАНОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 181.26 KB
  Математическая модель одной и той же линейной динамической системы может быть представлена в различных формах: в форме скалярного дифференциального уравнения -го порядка (модель вход-выход) или в форме системы из дифференциальных уравнений 1-го порядка (модель вход-состояние-выход). Следовательно, между различными формами представления математических моделей существует определенная взаимосвязь, т.е. модель вход-состояние-выход может быть преобразована к модели вход-выход и наоборот.
42206. ПОСТРОЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 215.45 KB
  Теоретические сведения. В ряде задач анализа и синтеза систем управления требуется построить дифференциальное уравнение по известному частному решению, заданному в виде функции времени. Такая задача возникает, например, при построении динамических моделей внешних воздействий (так называемых, командных генераторов) — сигналов задания и возмущений. Особо отметим, что, в известном смысле, данная задача является обратной по отношению к задаче нахождения решения дифференциального уравнения (см. лабораторную работу № 1)
42207. ТИПОВЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ 512 KB
  Интегрирующее звено интегратор описывается дифференциальным уравнением: или где коэффициент усиления а его переходная функция . Интегрирующее звено с замедлением описывается дифференциальным уравнением: или где постоянная времени а его переходная функция . Изодромное звено описывается дифференциальным уравнением: или а его переходная функция . Реальное дифференцирующее звено описывается дифференциальным уравнением или а его переходная функция .
42208. СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ 1.3 MB
  Свободная составляющая описывает движение системы при отсутствии воздействия на систему со стороны окружающей среды автономной системы и обусловлено ее состоянием в начальный момент времени. Вынужденная составляющая представляет собой реакцию системы на входное воздействие и не зависит от ее начального состояния.1 где входное воздействие выход системы параметры системы. Переменные состояния рассматриваемой системы могут быть определены как .
42209. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НУЛЕЙ И ПОЛЮСОВ ПЕРЕДАТОЧНОЙ ФУНКЦИИ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1.64 MB
  Изучить связь характера переходной характеристики динамических свойств системы с размещением на комплексной плоскости нулей и полюсов. Корни характеристического полинома системы полюса системы 6.2 где комплексная переменная определяют характер переходной функции системы с установившимся значением а следовательно и такие динамические показатели как время переходного процесса и перерегулирование . Полиномы Баттерворта для различного порядка системы n полином Баттерворта 1 2 3 4 5 6 6.
42210. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 334.3 KB
  Теоретические сведения. Точность работы любой системы управления наиболее полно характеризуется мгновенным значением ошибки слежения, равной разности между требуемым и действительным значениями регулируемой переменной Однако в большинстве задач управления реальными объектами задающие и возмущающие воздействия заранее точно неизвестны и, следовательно, определить заранее величину для всех моментов времени не представляется возможным.
42211. ПРИМЕНЕНИЕ СИМПЛЕКС-МЕТОДА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ НЭРЗ) 349 KB
  Всякая модель реального процесса предполагает идеализацию и абстракцию, но они не должны уходить слишком далеко от содержания задачи, чтобы построенная модель не утратила существенных черт моделируемого объекта, т. е. была ему адекватна.
42212. Система математических расчётов Mathcad 508 KB
  Методические указания предназначены для самостоятельного освоения работы с современным математическим пакетом Mathcad, входящим в программу курса. Предлагаемое пособие позволит не только освоить основные операции пакета Mathcad, но и познакомит с основными методами математического анализа.
42213. Облік кредитних операцій 124.5 KB
  Чинним банківським законодавством України кредит (кредитні операції) визначаються як вид активних операцій, пов’язаних з наданням клієнтам коштів у тимчасове користування або прийняттям зобов’язань про надання коштів у тимчасове користування за певних умов