10171

Проблема личности в информационном обществе

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Проблема личности в информационном обществе Таким образом можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе. 1. Проблемы общения. С одной стороны благодаря Интернету мир превратился в мировую деревню: термин ввел в 70е гг. Маклюэн: все д...

Русский

2013-03-21

150 KB

123 чел.

Проблема личности в информационном обществе

Таким образом, можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе.

1.  Проблемы общения. С одной стороны, благодаря Интернету мир превратился в «мировую деревню»: (термин ввел в 70-е гг. Маклюэн): все доступно, все знакомы. С другой стороны, в этом общении раскрываются не все стороны человека, более того – он может совсем не раскрываться, а выступать под маской.

2. Проблема взаимодействия с реальностью. Естественная реальность как среда обитания человека все больше замещается искусственно созданной. Человек там чувствует себя увереннее, может ее менять «под себя». Тогда столкновение с «настоящей» реальностью может оказаться проблематичным.

3. Проблема самоопределения. СМИ демонстрируют нам реальность сразу с готовым ракурсом ее осмысления, политические и пропагандистские технологии необыкновенно сильны. Для выработки собственной позиции человек должен всему этому до некоторой степени противостоять, а это сложно.

4. Проблема творчества. Широчайший доступ к информации, технические возможности досуга во многом разгружают человека от активной деятельности, переориентируют его на потребление.

Маклюэн – человек, индивид, личность (социальный организм)

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена наблюдающимся процессом перехода общества к качественно новой эпохе — информационному обществу. Характеризуя современное состояние данного процесса, важно отметить сложившееся отставание российского общества в этой сфере по сравнению со странами Запада, вызываемое ограниченностью материальной основы, технических средств. Как следствие, заметна недостаточная разработанность данной проблемы в отечественной науке.

Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, изменению среды, под влиянием которой меняется личность.

Все это обусловливает обширный круг вопросов. Сможет ли личность развиваться, обращая все достижения технического прогресса в свои орудия, способствующие ее самореализации, саморазвитию? Каким образом направить процесс информатизации в сторону гуманизации?

Решение этих важных для современного общества проблем требует серьезных глубоких исследований.

Такие исследования приобрели актуальность уже в 50 — 70-е годы, когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. Раньше других, еще в 20-е годы это выразил О. Шпенглер.

Он провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего на смену. В 40-е годы вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 50-х годов тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в главный товар выдвинул американский ученый экономист Ф. Махлуп.

Проблема существования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных исследованиях философов, экономистов, социологов.

Однако большинство исследователей рассматривают особенности современного общества, в основном одноаспектно, — с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породило огромное

количество разнообразных названий и определений. Так Дж, Литхайм назвал новое общество буржуазным, Р. Дарендорф — посткапиталистическим, Г. Кан — постэкономическим, К. Боулдинг — постцивилизационным, Л. Этциони — постмодернистким, С. Алстром — постпротестантским, Р. Сейденберг — постисторическим, а Р. Барнет предложил термин «постнефтяное общество». При внимательном рассмотрении становится очевидным, что большинство этих определений восходят к понятию «постиндустриальное общество». Этот термин родился в США в 50-е годы и получил наибольшее распространение благодаря работам гарвардского социолога Д. Белла. Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», то есть «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей. Вместе с тем, они отталкиваются от уже достигнутого, а для принципиально нового общества важно найти совершенно новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало предложенное О. Тоффлером «информационное общество».

При анализе существующих определений понятия «информационное общество» выделяются следующие аспекты. Историчность подхода отличает определение, данное одним из

основоположников концепции постиндустриального общества Д. Беллом. Он определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, обращая внимание на те признаки, которые будут отличать «послереволюционное» общество от настоящего.

Подчеркивая тот факт, что изменения затронут и экономическую и социальную стороны жизни общества, Д. Белл только затронул вопросы развития личности в этих новых условиях, не давая глубокого их анализа.

В отличие от Д. Белла, ряд авторов ограничились рассмотрением только одного аспекта: экономического или социального. Так, по мнению А. Турена наиболее важным моментом в формулировке

рассматриваемого понятия является акцент на новые экономические отношения.

Рассмотрению только социального фактора уделил внимание французский социолог и политолог Ж. Эллюль. Большая заслуга данного исследователя в том, что он глубоко раскрыл одну из основных проблем наступающего общества — опасность появления информатизированно — бюрократической машины, указав, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибернетизации.

Отдельное направление образуют концепции, дающие при определении информационного общества развернутую характеристику понятию информация, демонстрируя принципиальное отличие последней

от иных видов экономических и социальных ценностей (Г. Кан, Т. Стоуньер). Авторы данной концепции обосновывают идею об исключительности наступающей эпохи, объявляя информацию основной экономической ценностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем, подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру. Последнее замечание является весьма существенным в понимании информации. Однако оно не раскрывает всей полноты влияния информации на жизнь общества и личности.

Рассмотренные концепции отражают различные аспекты, но в них недостаточно учитывается, что для полноты и многогранности определения понятия «информационное общество» важно помнить о взаимосвязи происходящих изменений, затрагивающих все сферы человеческой жизнедеятельности.

Информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.

Другими словами, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Для того, чтобы более полно раскрыть вопросы развития личности необходимо рассмотреть в какие условия попадает личность в информационном обществе, то есть проанализировать социальные условия, предпосылки и последствия информатизации, выделить отрицательные и положительные стороны и наметить пути решения возникающих проблем. Данное направление нашло отражение в работах зарубежных авторов К. Брода, П. Броудера, Э. Брэнскома, А. Кинга, Дж. Мартина, А. Мейера, С. Нора, Э. Роджерса, К. Хессинга, Й. Шнеппеля и др. Большой вклад сделан отечественными

авторами Т. В. Дубковой, К. К. Колином, И. С. Мелюхиным, А. И. Ракитовым, Э. П. Семенюком, В. Соловьевым, А. Д. Урсулом и др.

При рассмотрении условий и проблем «информационного общества» выделяется несколько глобальных направлений, включающих в себя более мелкие. Первое посвящено решению проблемы принципиальной неопределенности сущности информации и с материальной, и с философской точки зрения. Другое рассматривает взаимодействие техники и природы — является ли первая продолжением второй или ее антиподом.

В данной работе нашло отражение третье глобальное направление — взаимоотношение техники, информации и личности — должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь. Отвечая на этот вопрос, некоторые ученые отмечают, что проблемы порождаемые информационным обществом столь велики, что необходимо воспрепятствовать нарастанию процессов информатизации, общей компьютеризации, так как наращиванием техники нельзя решить человеческие и природные проблемы.

Однако, данная концепция не учитывает, что техника сама по себе не ведет к однозначно предопределенным социальным последствиям, а гуманистический эффект информатизации зависит от того, в каких социальных условиях она осуществляется, какова социально-экономическая структура общества, создающего и эксплуатирующего новую технику и технологии, и какую позицию занимает личность в данной структуре.

В работах названных авторов и ряде других исследований глубоко и обстоятельно проанализирован определенный круг вопросов, обнаружены важные закономерности, вскрыты сложные и многоплановые связи и процессы. Выводы и положения, содержащиеся в них, послужили концептуальной основой для достижения поставленной в диссертации цели и решения определенных задач. Вместе с тем, в них недостаточно раскрываются особенности влияния информационных технологий на творческое развитие личности с точки зрения сегодняшнего информационного общества, недостаточно полно

излагаются принципы построения новых информационных технологий.

Это и определило выбор темы диссертационного исследования, а также его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в определении основных принципов построения информационных технологий, способствующих развитию творческого потенциала личности.

Исходя из цели исследования, задачи работы можно определить следующим образом:

— изучить социальные условия информатизации и выявить специфику развития и самореализации личности в данных условиях;

-раскрыть внутреннюю структуру личностного потенциала и определить в ней роль и место творческого потенциала;

-раскрыть особенности влияния информационных технологий на развитие личности;

-выявить возможности процесса овладения информацией для творческого развития личности;

-определить основные принципы построения новых информационных технологий и их специфику в системе образования в условиях ее гуманизации.

Объектом исследования данной диссертационной работы является личность в системе информатизации.

Предмет исследования — специфика процесса влияния информационных технологий на развитие личности.

В качестве методологической основы диссертационной работы применяется системный подход, основные положения которого изложены в отечественной и зарубежной литературе таких авторов как А. И. Аверьянов, Р. Аккоф, И. В. Блауберг, В. А. Картышев, А. М. Мирский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Ф. Эмери, Э. Г. Юдин и др. Большое внимание было также уделено опыту использования данного подхода к рассмотрению различных аспектов проблемы личности (работы Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, И. А. Голосенко, В. Е. Кемерова, П. Ф. Кравчук, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, В. Н. Сагатовского, А. П. Станкевича и др.) Применение системного подхода позволяет более полно раскрыть проблему целостности личности, аспектов ее развития и устойчивости в процессах социализации и самореализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В диссертационной работе раскрывается специфика влияния информационных технологий на развитие личности в условиях информатизации.

2. Разработаны основные принципы построения новых информационных технологий, способствующих процессу развития личности.

3. Раскрыты возможности творческого развития личности в процессе овладения информацией.

4. Выявлены особенности обучающих компьютерных технологий, способствующих реализации принципа гуманизации образования.

5. Разработана оригинальная компьютерная технология, способствующая развитию творческого потенциала в учебном процессе.

Научно-практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что основные положения работы могут быть использованы при дальнейшей разработке социальных и социально-культурных проблем функционирования и развития новых информационных технологий. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании учебных курсов гуманитарных и технических наук, а также для проведения исследований в области диагностики уровня творческого развития личности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений. Каждая глава содержит по три параграфа.

Оглавление

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, выявляется степень разработанности исследуемой проблемы, определяются цель и задачи исследования, оценивается новизна его результатов, раскрывается теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, приводятся данные по ее апробации.

Глава первая «Теоретико-методологические основы развития личности» посвящена выявлению специфических особенностей развития личности в условиях информатизации общества.

В параграфе первом главы первой «Самореализация и развитие личности в процессе информатизации» на основе системного подхода раскрываются особенности самореализации и развития личности в процессе

информатизации.

Личность представляет собой сложную социальную систему, сложный социум, характеризующийся высоким уровнем целостности, открытостью, устойчивостью, самоорганизацией и саморазвитием. Перечисленные свойства играют важную роль в процессе становления и развития личности.

Разработке проблемы целостности в современной философской и социологической литературе посвящено большое количество работ. Однако в них недостаточно учитывается специфика некоторых аспектов в условиях информационного общества.

Прежде всего, целостность личности предполагает единство социального и биологического. Это две формы выражения единого процесса развития личности. Биологическая информация, генетически

передаваемая от поколения к поколению, тесно переплетается с социальной информацией, сливаясь в единый процесс развития личности. И существенный момент гармонического развития заключается в равновесии социального и биологического.

Второй аспект: целостность предполагает сбалансированность внутреннего развития и внешних взаимодействий. Только в единстве влияния внешней среды и проявления внутренней сущности возможно

развитие личности. Личность — система открытая. Именно благодаря этому мы говорим о воздействии на личность внешней среды и, в частности, информации, и о специфике ее развития в условиях информатизации общества. В закрытой системе, когда ее «внутренние противоречия» уже не служат «источником развития», довольно быстро наступает предел саморазвития, и дальнейшее повышение уровня ее организации возможно на пути выхода к внешней системе. Единственная возможность выживания и дальнейшего развития системы — это переход ее в открытое состояние.

Лишь открытые системы, в которых каждый процесс предстает как противоречивое единство самообусловленности и внешней обусловленности, единство внутренних и внешних противоречий, способны развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации.

Недооценка третьего, наиболее существенного момента: единства устойчивости и развития, — ведет к абсолютизированию или стабильности системы или ее развития и саморазвития.

Для личности процесс развития является совокупным результатом двух тенденций человеческих жизнепроявлений.

Первая — стремление к достижению желаемого состояния внешнего и внутреннего мира как благоприятного условия жизнедеятельности, стремление к равновесию, спокойствию, гомеостатичному состоянию.

Воздействие внешней среды вызывает отклонения в параметрах системы, к сохранению которых стремится личность, реализуя описываемую тенденцию. В результате этого возникает информация, обратная связь и, как следствие, активность системы, ее самодвижение в направлении самосохранения. На данном этапе личность накапливает полезную для себя информацию, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Накопление информации повышает уровень организации системы, обеспечивает развитие способности восприятия и порождения информации. И осуществляется оно в результате интеллектуального взаимодействия личности и общества.

Одновременно с этим, в целостной системе действует вторая тенденция, которая заключает возможность развертывания внутренних потенциальных резервов во внешнем мире и обеспечения за счет этого

своего собственного развития, то есть целостность дает возможность проявления активного начала, заложенного в личности, позволяет не только «бытийствовать» в мире, но и действовать в нем, преобразуя его и себя. В этом заключается вторая тенденция жизнепроявления личности.

Информация, циркулирующая на первом этапе, бывает разнообразной, в том числе избыточной, повторяющейся. Поэтому очень важно осуществление отбора информации с учетом ее ценности, полезности, эффективности, экономичности, то есть тех ее качеств, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся систем. Именно целенаправленное собирание, интегрирование информации на основе отражения является предпосылкой, условием развития личности.

Сопоставление, вычленение в процессе взаимодействия с внешней средой наиболее ценного, проверка его в трудовой деятельности — все это элементы творческого взаимодействия личности и общества. Чем больший объем полезной информации и накопленного опыта используется личностью при отборе, тем эффективнее процессы саморазвития.

Вместе с тем, существует еще один важный элемент, без учета которого невозможен полный анализ личности как целостной системы. Зарождение новых структур, их совершенствование, то есть образование и становление нового из самого процесса развития происходит на основе целенаправленного отбора и интегрирования информации. И если информацию, действующую в рамках описанных функций: поддержание устойчивости и развитие, можно определить как «информация — знания», то переход системы в новое состояние связан с представлениями об «информации — ценностях». Именно ценности задают направленность развития, служат интегрирующим моментом для придания смысла деятельности. Именно понятием «информация — ценности» объясняется многообразие путей развития личности.

Таким образом, к интеллектуальному и творческому взаимодействию добавляется духовное взаимодействие личности и общества. И только в единстве этих трех сторон — информационной,

мотивационной и творческой, возможно становление и развитие целостной личности.

На основе вышеизложенного можно определить личностный потенциал, играющий важную роль в раскрытии механизма воздействия информации на развитие личности как сложной социальной системы. Это, в свою очередь, также системная целостность, объединяющая несколько структурных элементов — подсистем. Учитывая то, что потенциал личности представляет совокупность приобретенных в процессе социального развития возможностей для существования личности в обществе, а также опираясь на все перечисленные аспекты развития личности в структуре личностного потенциала следует выделить следующие составные элементы: интеллектуальный потенциал; творческий потенциал; духовный потенциал.

Интеллектуальный потенциал позволяет личности адаптироваться к условиям окружающего мира, осуществлять деятельность для обеспечения своего устойчивого, сбалансированного и относительно автономного от общества существования.

Творческий потенциал отражает направленность взаимосвязей и напряженность качеств личности, обеспечивающих преобразования в жизни, деятельности личности. Духовный потенциал определяет цели и задачи преобразования, обогащает личность.

Являясь целостной системой, личность стремится гармонично сочетать все компоненты своей структуры. Только установление баланса между уровнями всех структурных компонентов может быть залогом

гармоничного развития личности в условиях информатизации.

Исходя из того, что целостность есть интегративная характеристика человека, охватывающая и взаимосвязывающая многие его качества, то есть это понятие структурно-функциональное, тип целостной системы, а следовательно, и тип личности будет зависеть от интегрирующего системообразующего стержневого элемента.

При выделении системообразующего элемента важно учитывать следующее свойство целостности: элементы ее интегрируются, гармонизируются и фокусируются с целью дать возможность личности как системе самореализоваться.

Человек становится человеком в подлинном смысле этого слова, когда он, наряду с возможностью приспосабливаться в окружающем его мире, как это делает большинство живых существ, приобретает

возможность приспосабливать и изменять окружающий мир, то есть осуществлять преобразовательную деятельность, выходя в процессе ее за рамки традиционного поля деятельности своего биологического вида.

Поэтому в качестве системообразующего элемента более адекватно принять активный, а не пассивный компонент структуры личности. Данным свойством в полной мере обладает творческий потенциал. Именно его можно признать интегрирующим свойством личности, базисом формирования общего потенциала личности. Поэтому главное внимание в условиях информатизации уделяется развитию творческого потенциала личности.

Параграф второй главы первой «Специфика субъект — объектных отношений личности и общества в условиях информатизации» посвящен анализу двух сторон взаимодействия социальной среды и личности.

В информационном обществе, как и в любых других условиях, взаимоотношения, складывающиеся между личностью и обществом, представляют собой взаимосвязанный, взаимообусловленный процесс. С

одной стороны, развитие личности социально детерминировано и личность является объектом социальных отношений, то есть действий, идущих со стороны общества и его институтов. С другой, личность сама воздействует на общество, являясь одновременно субъектом общественных отношений, поэтому личность одновременно необходимо рассматривать в качестве активного действующего лица, способного изменять среду обитания.

Анализ двух сторон взаимодействия социальной среды и личности позволит глубже раскрыть факторы, влияющие на развитие творческого потенциала личности.

Переход от индустриальной к информационной цивилизации, нарастание процессов информатизации характеризуется специфическими особенностями воздействия общества на личность. Эти особенности

связаны с изменением социальной, экономической, политической сторон жизни общества.

Так, становление информационного общества ведет к изменениям социальных пропорций, выдвигая на первый план проблему владения информацией и знаниями. Информация опосредует все отношения. При этом важно отметить некоторые ее специфические свойства как товара.

Информацию можно продавать многократно, не теряя при этом права собственности на уже проданный товар. Другими словами, информация, знания — это такой вид собственности, от использования которого ее объем и ценность только возрастают. Однако, люди далеко не всегда готовы делиться знаниями, и чаще руководствуются принципом «владеющие информацией и знаниями — владеют миром». Несмотря на все достижения современной техники и технологии, проблема свободного доступа к

информации остается одной из самых острых проблем, особенно в нашей стране, что непосредственно влияет на формирование информационного поля личности, и, как следствие, на развитие ее творческого потенциала.

В условиях информационного общества особое значение приобретают вопросы, касающиеся гражданских прав и свобод личности. Так с развитием высокоэффективных информационно-поисковых систем, способных хранить огромные массивы данных и быстро выдавать нужные сведения становится реальной угроза всепроникающего контроля над личностью.

Важным фактором, влияющим на развитие творческого потенциала, является характер непосредственной деятельности. Данная проблема и, в частности, проблема выбора профессии остается одной из наиболее

актуальных проблем современного общества. Социологические опросы показывают, что уровень неудовлетворенности своей работой очень высок. Причинами этого являются как условия труда, нередко вызывающие у работающего депрессию и даже физическое отвращение, так и причины, побудившие человека заниматься тем или иным делом.

Более того, информационное общество остро ставит еще одну проблему, связаную с отчетливо проявляющимся структурным изменением в трудовых ресурсах. Все большая часть населения поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания. В данных условиях внедрение новой техники, технологий: компьютеров, роботов и так далее — создает огромную массу «лишних людей», избыточное население, лишь часть которого сможет приспособиться к новому информационному обществу. Чтобы избежать оттеснения больших групп людей — не специалистов в области информационной техники на задворки общества, необходима их переподготовка, ведущаяся на базе компьютеризации образования.

Специфические условия информатизации оказывают существенное влияние на развитие личности, однако личность отнюдь не является пассивным объектом. Проявляя активность, личность способна влиять на

условия, создаваемые обществом, изменяя при этом себя.

Одним из аспектов рассмотрения активности является анализ факторов, обусловливающих меру ее проявления. Большое значение в решение этого вопроса имеет определение соотношения социального и

биологического в детерминации взаимоотношений личности и общества. В какой мере биологическая наследственность влияет на развитие и социальное поведение личности?

Природные задатки являются естественными предпосылками становления и развития личности. В начальный момент потенциальные предпосылки (потенции) для возможного функционирования личности свернуты в биологических (генетических) формах, посредством которых передается наследственная основа для развития формальных свойств человеческой организации, то есть динамико-энергетические, процессуальные особенности индивидуального поведения.

В виде генетических программ человек получает, во-первых, анатомо-физиологические особенности. Во-вторых, большое значение для развития личности имеют психологические особенности: темперамент, характерологические, волевые качества, играющие важную роль в процессе

развития личности. Таким образом, через сохранность (наследуемость) и изменчивость телесных структур живого существа осуществляется биологическая преемственность.

Помимо генетической программы имеется программа социального наследования, представляющая собой целенаправленную деятельность, базирующуюся на опыте предшествующих поколений. Результаты

человеческой деятельности, опыт, знания, умения каждого поколения опредмечиваются в мире материальной и духовной культуры. В отличие от биологической информации, генетически передаваемой от поколения к поколению и определяющей основы биологической жизнедеятельности достаточно жестко, социальная информация заново усваивается и формируется каждым поколением с гораздо большей степенью свободы. В этом и заключается социальное наследование. Усвоение знания уже имеющегося, повторение пути, пройденного человечеством в индивидуальном развитии, является условием способности к творческому созиданию, к увеличению общей суммы знаний, накопленных

человечеством и передаваемых каждому новому поколению.

Но потенции — это нечто внутреннее, еще только возможность перейти в действительность, и в момент рождения человека начинается развертывание наследственных программ, вначале — вполне

самостоятельно, а в дальнейшем все в большей мере подвергаясь воздействию со стороны общества, задача которого направить данные свойства в нужное для себя русло. Именно в результате влияния общества на природно-индивидуальное, идущее от биологических особенностей человека вплетается социально-индивидуальное, берущее начало в существующем многообразии социальных ролей, то есть на основе данных от природы задатков формируются способности.

Способности определяют возможный способ реализации, то есть каким образом личность может реализовать свой потенциал, но еще не определяют степень проявления активности, и наличие их у личности еще не является обязательной гарантией творческого характера ее жизнедеятельности. Мера активности людей кроется в настойчивости в выполнении намеченных планов, активности, агрессивности в защите своей личности.

Здесь большое значение имеет поиск ценностных смысложизненных ориентиров.

Если человек в качестве доминантной ценности примет индивидуальную преобразовательную деятельность инновационного характера — можно говорить о реальной возможности творческого развития личности. В противном случае, человек будет лишь пассивным наблюдателем за процессом жизни. Если в качестве доминантной будет принята ценность следования традициям, личность будет отличаться консерватизмом и деятельность ее будет направлена на повторение уже

существующего.

Таким образом, личность, являясь одновременно и объектом и субъектом развития в обществе, зависит от условий (внешние факторы) и активности (внутренние факторы). Только взаимодействие этих двух сторон может способствовать или препятствовать развитию личности.

В параграфе третьем главы первой «Влияние информационных технологий на развитие личности» раскрывается специфика влияния информационных технологий на развитие личности в условиях

информатизации.

Понятие «информационные технологии» связано с длительным историке — культурным развитием техники и технологии деятельности, насчитывающим более тысячи веков. Однако сегодня это понятие получило

новое звучание. При этом важно отметить, что его содержание и объем не определены окончательно и во многом дискуссионны.

В структуре информационных технологий можно выделить две стороны. Первая — техническая, отражающая уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации.

С другой стороны, информационные технологии определяют уровень информационного взаимодействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, то есть объектом информационных технологий является деятельность, взаимодействие в системе «человек — техника — среда». В условиях информационного общества они становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. При этом информационные технологии могут привести как к

позитивным, прогрессивным изменениям в развитии личности, так и спровоцировать негативные последствия.

При рассмотрении данного процесса можно выделить несколько аспектов: изменение в трудовой сфере жизнедеятельности личности; изменение коммуникативных процессов; появление нового типа мышления; проблема свободного доступа к информации.

Все они в той или иной мере влияют на развитие личности, и направление влияния зависит от применяемых технологий.

При применении новых информационных, и, в частности, компьютерных технологий, в трудовой и других сферах жизнедеятельности личности особую остроту приобретает проблема характера деятельности.

Вопрос о том, является ли компьютерный труд более содержательным, освобождающим от рутинной работы или, наоборот, становится рутиной, ограничивает творчество личности решается отнюдь не однозначно. Так передача сложных и ответственных моментов деятельности электронно-вычислительным устройствам приводит к ее оскуднению, к возникновению монотонности. Сам процесс труда организационно не нормируется, при этом навязывается не только содержание, но и способ осуществления деятельности. Следствием этого являются умственные недогрузки, что очень нежелательно сказывается на развитии личности.

Существуют системы, в которых все возможные варианты действия заранее предусмотрены, все последовательности операций строго заложены в определенный алгоритм. В этом случае на долю человека остается только выбор на каждом этапе обработки информации соответствующего параметра или, что еще хуже, лишь машинальное выполнение строго определенной последовательности действий. Применение таких систем превращает человека в придаток машины, сводя человеческую деятельность к функционированию в системе, совершенно лишает его инициативы и творческого начала.

Альтернативой таким системам выступают технологии, разработанные как орудия, используемые людьми, а не люди являются орудиями этих технологий. Главным принципом при разработке таких систем является интерактивный процесс. В них человек играет более активную роль, он сам ищет оптимальное решение, постепенно приближаясь к нему путем проб и ошибок. Все это способствует реализации потенциала и развитию личности.

Большую роль в развитии личности играют процессы межличностной коммуникации. Учитывая изменения, принесенные новой

техникой, среди негативных последствий информатизации отмечается возможность вытеснения живого человеческого общения, усиления процесса социального отчуждения.

Вместе с тем, при разумном применении информационные технологии выступают как важное средство общения людей и их подготовки к новым социотехническим условиям жизни в информационном обществе. Примерами новых средств, способствующих процессам коммуникаций являются электронные журналы, справочники, интерактивные банки данных. Огромное значение приобретает общение по электронной почте, электронные доски объявлений, видеоконференции. Перечисленные технологии помогают решить проблему территориальной разобщенности, наиболее актуальной в нынешних условиях, что в значительной степени способствует развитию личности.

Особое влияние применяемые технологии оказывают на формирование характера мышления личности. К позитивным личностным преобразованиям можно отнести: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.

Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

Вместе с тем, именно этот аспект рассмотрения имеет множество примеров негавтиных последствий и таит в себе наибольшую опасность превращения человека в придаток машины. Так интенсивная работа с компьютером может делать людей техноцентрированными, утрачивающими интерес к чисто человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется машине. Они утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач. Кроме творческих, может наблюдаться снижение и интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам.

Все эти закономерности преобразования личностных свойств выявляют сложный неоднозначный характер развития личности, происходящего под влиянием информатизации.

Еще один фактор, способный оказать противоречивое влияние на личность — это доступ к информации.

Основными характеристиками информационного общества являются: неуклонное увеличение объема передаваемой информации, возрастание скорости передачи и обработки информации, увеличение объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения.

С одной стороны, все перечисленные характеристики открывают огромные возможности для всестороннего развития личности. Для человека становится реальной возможность в любое время получить информацию и знания, необходимые для его жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач. Однако, с другой стороны, велика опасность замены возрастания роли знаний господством данных, перенасыщение ими, опасность не «онаучивания» а «сверхдатизации».

Поэтому, чтобы обилие информации не воспринималось как избыток, не оказывало давления на человека, очень важной задачей образования является развитие у личности способности не просто запоминать информацию, а перерабатывать ее.

Проведенный анализ отражает противоречивое влияние информационных технологий на развитие личности. С одной стороны, перед личностью открываются неограниченные творческие возможности, освобождение от рутинного труда, широкий доступ к информации, новейшие методы коммуникаций. С другой, — информационные технологии могут разрушать личность, превращая в бездумного исполнителя, не способного творчески воспринимать поступающую информацию.

Взаимосвязь этих противоречий обусловливает развитие личности, и мера их соотношения будет во многом определяться способностью личности к овладению информацией.

Во второй главе «Особенности компьютерной технологии творческого развития личности» определяются основные принципы построения новых информационных технологий и их специфика в системе образования, а также описывается компьютерная технология, способствующая развитию творческого потенциала личности в учебном процессе.

В первом параграфе главы второй «Овладение информацией как процесс творческого развития» раскрываются возможности творческого развития личности в процессе овладения информацией и выявляются

особенности обучающих компьютерных технологий, способствующих реализации принципа гуманизации образования.

Процесс овладения информацией — это процесс познания. Результатом этого процесса является знание. В условиях возрастания объема информации важно таким образом организовать процесс познания, чтобы увеличение объема знаний было пропорционально нарастанию объема информации.

В условиях информационного общества велика опасность того, что обилие информации будет восприниматься как избыток, оказывать давление на человека. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать процесс овладения информацией творческим процессом, максимально влияющим на развитие личности.

Рассмотрим данный процесс, используя соотношение таких категорий как репродуктивное и продуктивное.

В том случае, когда в процессе познания преобладают репродуктивные действия — действия по воспроизведению и сохранению уже имеющихся знаний, процесс познания является процессом УСВОЕНИЯ информации, получаемой в «готовом» виде. Простое запоминание информации без ее переработки преобразует лишь интеллектуальную составляющую личностного потенциала, что в конечном итоге ведет к разрушению личности, а не к ее развитию.

Вместе с тем, полное отрицание репродуктивной составляющей также является ошибочным. Условием любого рода созидания является усвоение уже имеющегося знания. Новое знание всегда базируется на некотором исходном предпосылочном знании. Не полное отрицание существующего знания, а критическое переосмысление усвоенного, нахождение новых путей характеризуют творческую направленность личности.

Процесс познания является действительно творческим только в единстве репродуктивных и продуктивных действий, когда он является процессом ОСВОЕНИЯ информации, требующим вовлечения высших, собственно человеческих способностей, включая и дологическую игру ассоциаций, и высокий уровень эмоциональной мобилизации, развитую культуру мышления, эстетическую культуру, фантазию, интуицию, воображение, способность к широким обобщениям, умение понимать существо смежных научных дисциплин и владеть их методами. При этом личность пропускает все через себя, испытывает все, направляет процесс получения информации в требуемое русло. Именно такой процесс максимально влияет на творческое развитие личности.

Особое внимание следует уделить технологиям, применяемым в образовании, так как именно система образования во многом определяет направление развития личности.

Одной из основных черт информатизации общества является «информационное образование». Данное понятие характеризует главную цель современного образования — «вложить» как можно больше информации, не оставляя свободы творческому проявлению личности. Такая система особенно присуща американскому образованию. Альтернативой выступает система «поискового образования». Именно это направление является наиболее перспективным и принятие его за основу при разработке новых технологий, применяемых в образовании, будет способствовать творческому развитию личности.

Если процесс обучения не станет простым «пичканьем информацией», простой подачей фактов, он сможет развивать в личности потребность самостоятельной переработки информации, давать навыки поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, это позволит нынешним студентам и в дальнейшем не потеряться в нарастающем потоке информации и использовать ее, постоянно развиваясь. Информатизация высшей школы охватывает основные направления деятельности в системе образования:

1. Управление системой высшей школы как объектом информатизации;

2. Научные исследования в высшей школе;

3. Обучение и воспитание.

Разработка информационной среды обучения, и в частности одного из ее перспективных направлений — компьютерной технологии обучения включает в себя следующие основные атрибуты:

активная функциональная среда обучения, пригодная для общения по схеме «человек — компьютер»;

предметно — образный стиль, как основной канал общения между человеком и компьютером;

— и, наконец, сама современная информационная технология «знаю, как учиться» (технология обучения), основными составляющими которой являются:

1) база знаний;

2) технология доведения знаний до студента;

3) технология восприятия знаний студентом.

Большую роль в сдерживании рассматриваемого процесса играет отсутствие апробированной методологии преобразования традиционной технологии обучения в информационную. Было бы правильным найти

золотую середину между возможностями компьютерных технологии и традиционными методами преподавания. Поэтому необходимым представляется выработка основных концепций построения новых информационных систем.

Прежде всего, важно, чтобы программный продукт, основанный на интегрировании компьютерных технологий в процесс обучения, был инструментом как для обучаемого, так и для преподавателя, чтобы такой инструмент не ограничивал, не навязывал жестко заданную последовательность операций в процессе обучения. Обучаясь и обучая в такой активной среде, пользователь сам наполняет ее специфическими объектами своей предметной области, изучает их свойства и создает на этой основе соответствующие информационные модели. На основе этих моделей происходит формирование и закрепление полезных для решения конкретных задач навыков, которые и определяют степень владения информацией изучаемой области. Такая стратегия наиболее полно отвечает современной концепции обучения, в которой основной вектор направлен не на накопление некоторой суммы знаний как основы для решения каких-то задач, а на создание необходимых условий для успешного решения конкретных, возникающих естественным для данной области познания образом задач, которое является средством формирования системно организованного знания этой области.

Вторым очень важным вопросом является роль преподавателя в новой системе обучения. Совершенно ошибочным является мнение о том, что можно полностью заменить преподавателя компьютером. Цель информатизации не в «оттеснении» преподавателя на «обочину» учебного процесса путем передачи возможно большего числа его функций компьютерам, а в изменении характера взаимодействия преподавателей и студентов в сторону большей интеллектуальной насыщенности, в создании для студентов возможности перехода от чисто исполнительских пассивных задач к творческим, таким, как постановка и решение все более сложных инженерно-технических и организационно-экономических проблем. Не просто учить предмету, а учиться самостоятельно работать под руководством преподавателя — главная задача современного образования.

Важным в концепции создания информационной среды обучения является комплексное осуществление информатизации, затрагивающее все виды учебного процессов, в том числе лекции, практические и лабораторные занятия, выполнение курсовых и дипломных работ.

При разработке учебных программ первое место занимает вопрос предназначения создаваемой системы: будет она справочной, обучающей или контролирующей. Для каждого типа применяются свои способы и формы представления знаний, организация пользовательского интерфейса, метод подачи материала и контроля знаний. Это позволяет личности самостоятельно выбирать оптимальный для нее режим обучения, что способствует лучшему усвоению материала. Таким образом, реализуется возможность индивидуально — ориентированного подхода.

Параграф второй главы второй «Компьютерная диагностика уровня развития творческого потенциала личности» посвящен описанию метода диагностики уровня развития творческого потенциала, позволяющего реализовать принцип индивидуального подхода.

Диапазон существующих методов диагностики творческих способностей очень широк: начиная с коротких тестов и заканчивая объемными творческими заданиями — «актами творчества».

Современной тенденцией диагностики становится слияние различных методов и развитие комплексного и системного подхода к изучению целостной личности. На необходимость построения для каждого человека многомерной модели, учитывающей различные стороны структуры личности, указывают В. А. Ядов, Г. А. Глотова, Л. В. Мургулец. С развитием информационных технологий построение таких моделей, учитывающих творческую одаренность, особенности обучаемости каждого конкретного испытуемого с возможностью рекомендаций тех сфер деятельности и тех технологий, которые позволили бы личности демонстрировать максимальную творческую самореализацию стало реальностью.

Однако требование комплексности диагностики предполагает многомерность исследования, что связано со значительными затратами времени и усилий. В настоящее время практика диктует необходимость сокращения сроков исследования, уменьшения финансовых и временных затрат. В таких условиях трудно провести широкую комплексную диагностику, поэтому актуальным является методика с применением компьютеризации, которая облегчает сбор данных, их анализ, интеграцию результатов, хранение информации,

Предлагаемый метод диагностики творческого потенциала личности предполагает выделение одного из трех уровней развития.

В качестве стимульного материала используются невербальные изображения (в дальнейшем — рисунки — стимулы), количество которых может определять сам исследователь. Рисунки — стимулы делятся на две группы: 1 — визуально незаконченные, требующие явной доработки; II — визуально завершенные изображения.

При проведении исследования рекомендуется использовать равное количество рисунков — стимулов каждой группы.

От испытуемого требуется:

1) Рассмотреть рисунки и, если возникнет желание, дорисовать, исправить что-то;

2) Дать название каждому получившемуся рисунку. (Название

подписать внизу рисунка).

Временные ограничения не устанавливаются, испытуемый может работать в любом удобном для него режиме.

Главным критерием описываемой методики является преобразовательная активность личности.

В том случае, если испытуемый ограничивается названиями, то есть выполняет лишь то, что обязательно требуется в задании, это 1 уровень развития творческого потенциала.

Если испытуемый преобразует рисунки — стимулы 1 группы, внешне требующие доработки, следует говорить о II уровне. Наличие наиболее высокого проявления творческой активности определяется по рисункам — стимулам II группы, когда, несмотря на визуальную завершенность изображения, у испытуемого возникает желание, внутренняя потребность его преобразовать.

Компьютеризация данного метода исследования может осуществляться в двух вариантах.

Первый — полная компьютеризация исследования. Данный режим возможен при хорошей подготовке испытуемых работе на компьютере. Учитывая неуклонное повышение уровня компьютерной грамотности в информационном обществе, следует ожидать нарастание распространения именно данной модификации.

По сравнению со стандартной формой реализация методики на компьютере имеет несколько преимуществ. Прежде всего, становится возможной автоматическая обработка и представление результатов, а также автоматизированное хранение данных в любой необходимой форме, чем обеспечивается их статистический анализ. Другими словами, отпадает необходимость ввода результатов тестирования в память компьютера для программной обработки. Это значительно упрощает трудоемкий процесс отбора и оценивания заданий. Кроме того, на компьютер перекладываются и такие операции как инструктирование испытуемого, предъявление ему заданий. Это, во-первых, освобождает эксперта, во-вторых, способствует повышению уровня стандартизации условий эксперимента за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения, предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Среди типичных ошибок исследователя следует отметить предубежденность и наличие профессиональных стереотипов, которые искажают восприятие и понимание людей. С другой стороны, необходимо учитывать и предубежденность по отношению к исследователю со стороны испытуемого, в которой проявляются завышенные ожидания, иногда отражается негативный прошлый опыт. Выполнение заданий на компьютере может помочь решению данных проблем, и, кроме того, является для испытуемых более интересной деятельностью. Диагностика — это не односторонний процесс сбора информации о личности. Испытуемый также получает информацию, таким образом, объект познания меняется в ходе самого процесса познания. Вместе с тем, оперативное получение диагностических результатов позволит перейти к индивидуально — ориентированной методике развития творческого потенциала.

В случае недостаточного владения испытуемым навыками работы на компьютере, предусмотрен второй вариант диагностики с использованием компьютера для подготовки материалов, необходимых при проведении исследования, а также автоматизации обработки вводимых данных и получения результата.

Апробация теста прошла в Курском государственном техническом университете.

Опыт использования данной методики показывает, что это одна из немногих методик, принадлежащих к группе нерегламентирующих деятельность испытуемого. Данная методика Проста и удобна в обращении и может быть использована для любых социальных групп, так как не имеет специфической направленности содержания.

В параграфе третьем главы второй «Методика развития творческих способностей личности» раскрывается второй этап предлагаемой технологии творческого развития, непосредственно сама методика развития.

Проблема развития творческих способностей является еще более острой, чем проблема их диагностики, особенно в отечественной науке. Методики, разработанные за рубежом, не находят широкого применения. Они представляют большую ценность. Однако недостаточно учитывают условия информационного общества и, что является особенно важным, не адаптированы к условиям нашего общества.. При нарастании потока информации и сокращении времени ее усвоения появляется необходимость применения методики развития творческого потенциала личности, непосредственно связанной с самим процессом познания, то есть необходимо так организовать процесс обучения, чтобы при получении знаний одновременно развивалась потребность творческой их переработки.

В данной работе предлагается компьютерная методика развития творческого потенциала в процессе изучения социологии. Важно отметить, что сохраняя основные принципы, заложенные в методике и изменяя лишь содержательную сторону используемых материалов, предлагаемую технологию можно использовать при изучении не только социологии, но и других предметов. Суть метода состоит в следующем.

Весь курс изучаемой дисциплины разбивается на темы. При изучении каждой темы соблюдается принцип индивидуального подхода, основанный на результатах первоначальной диагностики уровня развития творческого потенциала, и постоянно корректируемый в зависимости от результатов протекания процесса обучения.

По каждой теме обучающемуся предлагается несколько текстов (наиболее оптимальным является количество 6—8), и, в зависимости от уровня развития творческого потенциала, даются следующие варианты заданий: 1 уровень.

1. Выделить проблему каждого текста.

2. Данный текст преобразовать.

При затруднении с самостоятельным выделением проблемы на данном уровне, предлагается выбор из возможных вариантов.

II уровень.

1. Выделить проблему каждого текста.

2. Предложить свой текст на каждую данную проблему.

III уровень.

1. Определить общую проблему всех текстов.

2. Конкретизировать общую проблему с помощью проблемных вопросов, не встречающихся в предлагаемых текстах, то есть предложить свои вопросы по общей теме.

3. Раскрыть предложенные самостоятельно вопросы. В случае, если обучающийся не справляется с данным уровнем задания, ему предлагается переход к предыдущему уровню, либо повторение выполнения задания после самостоятельной работы над материалом при наличии у испытуемого 1 уровня развития творческого потенциала. При успешном выполнении задания, обучающийся переходит к следующему уровню задания, или к новой теме (при выполнении задания III уровня).

Данный принцип индивидуального подхода легко осуществим при применении компьютеризации, так как каждый обучающийся самостоятельно выбирает наиболее благоприятный для него режим и скорость работы. Контроль выполнения заданий может осуществляться автоматизировано, с помощью справочника базовых конструкций. Однако, учитывая творческий характер заданий, максимальную эффективность можно достичь только в тесном взаимодействии с преподавателем. Именно поэтому оценку выполнения заданий (особенно второго задания II уровня, третьего задания III уровня) рекомендуется осуществлять преподавателю.

Варьировать степень «творческости» задач от темы к теме можно структурой используемых текстов. Возможны варианты как целостных текстов, так и разрозненных фраз. При этом, допускаются фразы, не относящиеся к данной теме или повторяющиеся, что будет способствовать развитию способности отбирать информацию, уметь фильтровать избыточную и ненужную.

Следует отметить, что данная компьютерная методика не ставит жестких рамок перед преподавателем, предоставляя возможность самостоятельной подготовки тем, текстов. Преподаватель может либо выбирать материал из существующих вариантов, либо по своему усмотрению создавать всю содержательную сторону изучаемого курса.

В апробации технологии развития творческого потенциала личности участвовали студенты 2 курса экономического факультета Курского Государственного Технического университета: 35 человек — экспериментальная группа и 35 человек — контрольная группа.

В экспериментальной группе семинарские занятия по социологии проводились по описанной методике развития творческого потенциала личности.

Занятия проводились у студентов контрольной и экспериментальной групп 1 раз в 2 недели по 2 часа, общим объемом 18 часов. Кроме того, использовалось время самостоятельной работы студентов, а также время индивидуальных занятий студентов с преподавателем.

Изучение каждой темы оценивалось преподавателем по пятибальной системе. Кроме того, выполнение каждого задания завершалось просьбой написать список используемой при подготовке к занятию литературы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о довольно высокой эффективности применяемой методики творческого развития личности.

Проведенное исследование показало, что внедрение предлагаемой технологии развития творческого потенциала личности будет способствовать совершенствованию процесса получения и использования знаний в сфере образования, подготовке студентов к жизни в условиях

информатизированного общества, повышению качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и другой техники.

В заключении подводятся итоги.

На рубеже XX и XXI в. в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей? С переходом к новому информационному обществу коренным образом изменяются привычные нам представления об образе жизни, культуре, системе ценностей, формируется новая среда обитания.

Какие это будет иметь последствия для личности и общества, и какие реальные, не требующие отлагательства социальные и человеческие проблемы возникают в связи с этим сегодня? Если попытаться коротко ответить на поставленные вопросы, то ответ может звучать так: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества и самой личности.

Развитие личности в условиях нового общества во многом определяется выбором используемых информационных технологий. Эта проблема имеет важное значение в современных условиях ибо от того, как она решается зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию личности и цивилизации.

При выявлении таких технологий, которые бы способствовали творческому развитию личности, важно учитывать влияние информации на все структуры личности, в качестве которых выделяются интеллектуальный, творческий, духовный потенциалы.

Особое внимание следует уделять новым информационным технологиям в сфере образования. Сделав процесс познания творческим процессом можно развить в личности способность и потребность творческого отношения к информации, увеличение потока которой наблюдается в информационном обществе.

Результаты исследования позволяют выявить основные принципы построения новых информационных технологий вообще и технологий в сфере образования в частности:

1) Важно, чтобы новые информационные технологии были инструментом для пользователя, не ограничивали, не навязывать жесткую последовательность действий, превращая человека в бездумного исполнителя. Главное — творческий характер работы с этой системой.

2) Гармоничное сочетание деятельности человека и техники. Так, при создании обучающих систем огромное значение играет взаимодействие преподавателя, студента и используемой техники.

3) При построении новых информационных технологий желательно максимально учитывать индивидуальные особенности пользователей. Это позволило бы развивать положительные качества каждой личности.

Построенные на этих принципах информационные технологии позволят развивать творческий потенциал личности. Апробация диссертации и публикации по теме. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры философии Курского государственного технического университета.

Отдельные выводы и положения диссертации апробированы в ходе аспирантских семинаров кафедры философии Курского государственного университета, в сообщениях и выступлениях автора на областных, межрегиональных и международных конференциях.

- Ряд выводов подтвержден методами прикладных социологических исследований.

Основные положения диссертационной работы представлены в публикациях автора:

1. Лоханько А. В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциалов в структуре целостной личности // Личность: развитие и реализация в творчестве. Курск, 1996 (в соавторстве), с.64-73.

2. Лоханько А. В. Влияние проблем информационного общества на развитие личности // Научные основы профессионально — педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения. Курск, 1999, с. 138-147.

3. Лоханько А. В. Саморазвитие молодого человека как личности // Научные основы профессионально — педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения. Курск, 1999, С.121-130.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12188. ОСОБЛИВОСТІ ПОБУДОВИ ЗЛИВКІВ СПОКІЙНОЇ, КИПЛЯЧОЇ ТА НАПІВСПОКІЙНОЇ СТАЛЕЙ 797.5 KB
  ОСОБЛИВОСТІ ПОБУДОВИ ЗЛИВКІВ СПОКІЙНОЇ КИПЛЯЧОЇ ТА НАПІВСПОКІЙНОЇ СТАЛЕЙ Особливості побудови зливка спокійної сталі Звичайна структура зливка спокійної сталі рис. 7.1 характеризується наступними основними зонами. Зона 1. Тонкий поверхневий шар що утвор
12189. ВИЗНАЧЕННЯ ВМІСТУ ВУГЛЕЦЮ В СТАЛІ ЗА ДОПОМОГОЮ КАРБОМЕТРУ ALPHA 1.03 MB
  ВИЗНАЧЕННЯ ВМІСТУ ВУГЛЕЦЮ в СТАЛІ ЗА ДОПОМОГОЮ карбометру ALPHA Ціль роботи: вивчити методи контролю вмісту вуглецю в сталі; освоїти один з фізичних методів визначення вуглецю в сталі. Теоретичне введення Перед проведенням лабораторної роботи студент зобовя
12190. ХРОНОМЕТРАЖ ПЛАВКИ В СТАЛЕПЛАВИЛЬНОМУ АГРЕГАТІ 31.5 KB
  ХРОНОМЕТРАЖ ПЛАВКИ В СТАЛЕПЛАВИЛЬНОМУ АГРЕГАТІ Мета роботи: 1. Вивчити конструкцію сталеплавильного агрегату. 2. Ознайомитись з організацією робіт сталеплавильного агрегату. 3. Вивчити технологію плавки в сталеплавильному агрегаті. Перед проведенням ла...
12191. Определение порядка реакции по мурексиду и ката¬лизатору (кислоте) 282.69 KB
  Цель работы: определение порядка реакции по мурексиду и катализатору кислоте; определение константы диссоциации слабой кислоты путем кинетических измерений. Схема установки Рис. 1. Общий вид прибора где 1 – узел светофильтров 2 – узел кюветодержателя 3 – и
12192. Ознакомиться с оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару к катализатору 151 KB
  Цель работы: ознакомиться с оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару к катализатору; определить среднюю константу скорости. Схема установки Рис. 1. Схема поляриметра где 1 – источник света 2 – светофильтр 34 – поляр
12193. Определить частные и общий кинетический порядок реакции 31.15 KB
  Цель работы: определить частные и общий кинетический порядок реакции Fe3I→Fe2I Рабочие формулы где: n1 – частный порядок реакции по ионам железа n2 – частный порядок реакции по йодидионам где: n – общий порядок реакции. Таблица 1 Экспериментальны
12194. Установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и температуры 29 KB
  Цель работы: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и температуры. Рабочие формулы где: k постоянная сосуда RKCl сопротивление раствора KCl ‒ удельная электропроводность раствора KCl ...
12195. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКОЛ 89.5 KB
  PAGE 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКОЛ Определение показателя преломления стекол: методические указания по выполнению лабораторной работы № 63 по курсу Физика для студентов инженернотехнических специальностей / Курск гос. техн. унт; сост.: Л...
12196. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ДИСПЕРСИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ РЕФРАКТОМЕТРА АББЕ 304 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И ДИСПЕРСИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ РЕФРАКТОМЕТРА АББЕ Методические указания по выполнению лабораторной работы № 64 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей ...