10180

Наука как объект теоретического исследования

Реферат

Логика и философия

Наука как объект теоретического исследования Проблематика науковедения и его становление. Структура современного науковедения и место в нем философии науки. Философия науки изучение которой начинается является частью обширной области исследований.

Русский

2014-11-30

46 KB

5 чел.

Наука  как объект теоретического исследования

  1.  Проблематика науковедения и его становление.
  2.  Структура современного науковедения и место в нем философии науки.

Философия науки, изучение которой начинается, является частью обширной области исследований. Эта область называется науковедением.

Науковедение – «наука о науке», объектом его изучения являются закономерности существования, функционирования и развития науки как системы знаний, сферы деятельности и социального института. Науковедение имеет предысторию, но его оформление относится к ХХ в. (1939 г.).

В основе выделения науковедения в самостоятельную теоретическую область лежат:

  1.  понимание специфики науки как вида познания;
  2.  массовизация ее как деятельности;
  3.  возрастание социальной значимости науки и необходимость государственного управления и регулирования науки.

Предыстория науковедения начинается в Новое время. Ф. Бэкон поставил три основных вопроса науковедения: что такое наука и каким д.б. знание, чтобы считаться научным; какими методами должна пользоваться наука, в отличие от обыденного знания; каким целям должна служить наука, т.е. ради чего она существует?

Первые эмпирически ориентированные фундаментальные работы, которые по содержанию были науковедческими, появились во второй половине 19 в.: «История науки и ученых за два века» швейцарского ботаника А. Декандоля (1873), «История индуктивных наук» и «Философия индуктивных наук» У.Уэвелла (с 1897), «Великие люди» В. Оствальда (1909). Книга Оствальда положила начало исследованиям проблем формирования личности ученого, связи его личных характеристик и научного творчества. Тогда же, на рубеже веков, английский психолог и антрополог Ф.Гальтон (Голтон) – один из создателей евгеники, биометрии, дифференциальной психологии и метода тестирования – положил начало использованию количественных методов в науковедении, опубликовав ряд статей, в которых проводился статистический анализ науки.

Начиная с этого момента можно говорить о двух линиях в исследовании науки, различие которых сохраняет значение и до сих пор; концептуальная, философско-методологическая, и эмпирическая, описательная. Концептуальное направление стремилось к построению логической модели научного мышления, ориентировалось на нормативность, отталкивалось от общегносеологических представлений и проблематики. Эмпирические исследования были ориентированы фактографически, стремились к точности, отказывались от метафизических обобщений. Соответственно проблема оформления науковедения была также проблемой синтеза этих двух линий исследования.

В ХХ в. исследования науки как особого объекта начали активно организационно оформляться. В 1913 г. начал выходить первый журнал по истории науки, наз. «Изис», издатель - Дж.Сартон. В 1929 г. в Париже состоялся первый международный конгресс по истории науки, где были представлены не только исторические, но и психологические, социологические исследования. В 30-е гг. большую организующую роль играл «Венский кружок» (лидер - Морис Шлик) – философское общество, которое занималось организацией конгрессов, устанавливало контакты с исследователями в разных странах, издавало «Международную энциклопедию единой науки».

В 20-30-е гг. ХХ в. идея науковедения «носилась в воздухе». В России в1922 г. Иван Адамович Боричевский (1892 – 1941) опубликовал работу «Введение в философию Н», а в 1926 г. – статью «Науковедение как точная наука» в петроградском журнале «Вестник знания», где он, в частности, писал: «Пока нет еще ни одного научного учреждения, которое занималось бы изучением науки как целого», и предлагал создать такое, и название: теория науки или науковедение. Статья известности не получила. В 1936 г. польские ученые М. и Т. Оссовские опубликовали, тоже без особых последствий, статью «Наука о науке», где тоже обосновывали необходимость такой области и выделили в качестве возможных направлений историю, психологию и организацию науки.

Официальной датой рождения науковедения считается  1939 г. – выход книги Дж. Бернала «Общественная функция науки», содержавшей формулировки и обзор проблематики нового направления исследований. Вот она сразу стала широко известной, и начался активный рост науковедения. И название прижилось предложенное Берналом, хотя были и другие варианты: эпистемология (Тадеуш Котарбинский); теория науки или наукознание.

К 60-м гг. ХХ в. был достигнут новый этап в становлении науковедения (отмеченный сборником к 25-летию книги Бернала «Наука о науке»): на фоне быстрого количественного роста исследований появляются обобщающие работы, в которых предпринимаются попытки рассмотреть науку как единый объект, как систему; начинают проводиться международные конгрессы и издаваться специализированные журналы.

Т.к. именно эти два критерия – проведение конференций международного уровня  и  существование специализированных периодических изданий – принимаются, как правило, за показатели состоявшегося формирования определенной области исследований как самостоятельной, можно считать датой рождения науковедения 1939 г., а периодом достижения им теоретической зрелости – 60-е гг. ХХ в.

В настоящее время основной организацией, объединяющей всех работающих в данной области, является Международный союз истории и философии науки, созданный в 1947 г. Он провел уже более 20 международных конгрессов. Основные англоязычные журналы: The Philosophy of Science и History of Human Sciences. В нашей стране с 1956 г. издавался периодический сборник, в 1979 г. преобразованный в журнал «Вопросы истории естествознания и техники», с 1962 – ежегодник «Наука и человечество: Доступно и точно о главном в мировой науке», с 1968 - ежегодник «Будущее науки: проблемы и перспективы», с 1999 г. – журнал «Науковедение», с 2004 – «Эпистемология и философия науки».

Структура науковедения. Наука рассматривается в трех основных аспектах: как знание или совокупность определенных знаний; как деятельность, в сопоставлении с другими видами человеческой деятельности; и как социальный институт, т.е. система организационных форм и целостная подсистема общественной жизни, которая взаимодействует с другими подсистемами (например, с церковью, с государством) и обладает определенной внутренней организацией.

Соответственно проблемное поле науковедения может быть разделено на три круга:

  •  изучение форм представления знания и его специфики: критерии научности, такие феномены, как факт, проблема, теория, гипотеза и т.д., язык науки, методологические проблемы конкретных научных дисциплин;
  •  изучение методов и процедур научной деятельности, их классификация, анализ, разработка, рассмотрение объекта и предмета исследования, целей науки и их иерархии, роли интуиции, фантазии и т.п. в научном познании;
  •  изучение организационных форм науки: коллективы, школы, система воспроизводства кадров, способы оценки и подтверждения квалификации, Н и государство, Н и экономика и т.д.

Можно также выделить в науковедении два направления: аналитическое и нормативное – соответственно рассмотрение закономерностей, которые действуют реально, и фактического состояния науки и изучение оптимальных форм, эталонов научности, задача которого – создать теоретическую основу регулирования и повышения эффективности науки.

Можно также рассмотреть науковедение как комплекс дисциплин, изучающих науку разными способами.

В качестве важнейших предметных областей в рамках науковедения можно отметить следующие:

философия науки, предмет которой составляют анализ сущности науки и ее специфики по отношению к другим видам познавательной деятельности, разработка обобщающих моделей ее развития;

логика и методология наукианализ методов, процедур, приемов научного мышления,

история науки, реконстрирующая процесс развития науки от древности до настоящего времени (открытия, этапы, идеи);

социология науки, в которой анализируются социальные функции науки, особенности взаимодействия науки как социального института с другими элементами социальной системы, а также отношения людей в процессе научной деятельности;

психология науки, исследующая отношения людей науки как межличностные и роль психологических процессов (эмоций, воображения, интуиции и др.) и социально-психологических эффектов (конформизма, социальной фацилитации и др.) в научной деятельности;

экономика  науки, осуществляющая анализ экономических особенностей развития науки, разработку критериев экономической эффективности научных исследований, методов экономического стимулирования науки;

наукометрия – конкретная дисциплина, в которой производится разработка количественных методов оценки науки, показателей ее объема и роста, а также установление корреляций, функциональных зависимостей и статистических регулярностей в функционировании и развитии науки (предполагающих дальнейшее объяснение);

научное прогнозирование, задачей которого является определение основных путей и наиболее перспективных направлений развития науки, разработка средств и стратегий управления ее развитием, оценка ближайших перспектив и результатов;

организация труда в науке – разработка специализированных и адаптированных к содержанию Н-деятельности форм;

этика науки как особая область профессиональной этики;

научное право, в рамках которого рассматриваются правовые проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, с вопросами приоритета, с проблемами плагиата и т. п.;

научная политика – разработка средств самоорганизации Н, ее самоуправления, ее активности как социального института.

В комплексе науковедческих дисциплин центральное место объективно занимает философия науки, так как именно она вырабатывает образ науки как таковой, в единстве ее существенных и специфических характеристик,  на котором базируются и из которого исходят все остальные дисциплины. Она разрабатывает также универсальную концепцию роста науки, выявляя закономерности его истории. По Лакатосу, философия науки создает нормативную методологию, на основе которой м.б. реконструирована «внутренняя история науки» (т.е. закономерная), которая обрастает «внешней историей» - эмпирической фактографией, социально-психологическим материалом и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45863. Автоматизация загрузочных операций. Автоматизация и механизация загрузки и разгрузки. Виды загрузочно – разгрузочных устройств 16.43 KB
  Для осуществления загрузочных операций в автоматическом режиме необходимо осуществлять следующие действия: 1создать задел заготовок для обеспечения бесперебойной работы загрузочного оборудования 2осуществить пространственную ориентацию загрузочных изделий. В комплексе задач по автоматизации технологических процессов наиболее сложным является задача автоматизации и механизации загрузки и разгрузки что вызвано большим разнообразием форм и размеров заготовок и деталей а также самих процессов. ЗРУ в условиях серийного производства...
45864. Автоматический контроль. Виды контроля по формам воздействия на объект. Активный автоматический контроль 14.98 KB
  Виды контроля по формам воздействия на объект. Под устройствами автоматического контроля понимают устройства которые без вмешательства человека выполняют всю совокупность операций необходимых для выяснения действительных параметров заготовок и деталей полуфабрикатов производят измерения в процессе обработки до его начала либо после сортируют по величине отклонений действительных параметров от номинального значения а также управляет режимами работы оборудования. Для осуществления пассивного автоматического контроля широко используются...
45865. Промышленные роботы: понятие и назначение. Основные сведения о промышленных роботах. Манипуляторы и автооператоры 18.22 KB
  При обслуживании основного технологического оборудования ПР выполняют операции по загрузке заготовок и разгрузке готовых деталей или полуфабрикатов контролю смене инструментов уборке отходов производства установке и смене средств контроля в автоматическом режиме на технологическое оборудование межоперационной передаче и транспортированию складированию. В составе транспортных систем ПР могут самостоятельно осуществлять операции перемещения и доставки грузов обслуживать различные линии осуществлять операции по накоплению и контролю. Они...
45866. Инструменты для нарезания резьбы. Формообразующие движения. Особенности эксплуатации и обеспечение точности нарезаемой резьбы 103.44 KB
  Инструменты для нарезания резьбы. Особенности эксплуатации и обеспечение точности нарезаемой резьбы. Резьбы на деталях получают на сверлильных резьбонарезных и токарных станках а также накатыванием т. Инструментом для накатывания резьбы служат накатные плашки накатные ролики и накатные головки.
45867. Инструменты для нарезания зубьев цилиндрических колес. Методы их работы. От каких факторов зависит степень точности нарезаемого зубчатого венца 96.1 KB
  Относятся 1дисковые пальцевые и зуборезные фрезы зубодолбежные головки идрСхема фрезерия зуб. Вращение фрезы вокруг своей оси. Пальцевые фрезы целесообразно использовать при обр. фрезы и загат.
45868. Инструменты для повышения степени точности зубчатых колес, их конструкция и принцип работы 61.73 KB
  Если вращать шевер а обрабатываемому колесу увлекаемому им во вращение сообщать поступательное движение то режущие кромки канавок шевера будут снимать тонкие толщиной менее 001 мм волосообразные стружки с поверхности зубьев. Шевингование применяют для тонкой обработки зубьев у незакаленных колес или закаленных до твердости HRC = 35. Схема шлифования зубьев: а методом копирования; б методом обкатки Закаленные до более высокой твердости поверхности зубьев могут быть отделаны шлифованием. Как и при зубонарезании шлифование зубьев...
45869. Абразивные материалы и техническая характеристика абразивных инструментов. Особенности режима шлифования 42.39 KB
  Особенности режима шлифования. АБРАЗИ́ВНЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ вещества повышенной твердости применяемые в массивном или измельченном состоянии для механической обработки шлифования резания истирания заточки полирования и т. Плоские круги прямого профиля ПП применяют для круглого наружного внутреннего и бесцентрового шлифования для плоского шлифования периферией круга и для заточки инструментов. Плоские круги с двухсторонним коническим профилем 2П применяют для вышлифовывания зубьев шестерен и шлифования резьбы.
45870. Особенности конструкций инструментов для автоматизированного производства 12.54 KB
  Особенности конструкций инструментов для автоматизированного производства. К этому инстрту предъявся повышенные требования е его качеству к точности размеровгеометрой формы качеству заточки. инструм. инстров с мехим креплением многогранных неперетаых пластинок из тверд.
45871. Литьё в кокиль (технология) 172.5 KB
  Литьё в кокиль { технология }. сплавов на долю кокильного литья приходится 40. Основной особенностью кокильного литья явл. При литье чугунных деталей в кокиль возможно получении отбелённого слоя что требует последующей термообработки.