10180

Наука как объект теоретического исследования

Реферат

Логика и философия

Наука как объект теоретического исследования Проблематика науковедения и его становление. Структура современного науковедения и место в нем философии науки. Философия науки изучение которой начинается является частью обширной области исследований.

Русский

2014-11-30

46 KB

5 чел.

Наука  как объект теоретического исследования

  1.  Проблематика науковедения и его становление.
  2.  Структура современного науковедения и место в нем философии науки.

Философия науки, изучение которой начинается, является частью обширной области исследований. Эта область называется науковедением.

Науковедение – «наука о науке», объектом его изучения являются закономерности существования, функционирования и развития науки как системы знаний, сферы деятельности и социального института. Науковедение имеет предысторию, но его оформление относится к ХХ в. (1939 г.).

В основе выделения науковедения в самостоятельную теоретическую область лежат:

  1.  понимание специфики науки как вида познания;
  2.  массовизация ее как деятельности;
  3.  возрастание социальной значимости науки и необходимость государственного управления и регулирования науки.

Предыстория науковедения начинается в Новое время. Ф. Бэкон поставил три основных вопроса науковедения: что такое наука и каким д.б. знание, чтобы считаться научным; какими методами должна пользоваться наука, в отличие от обыденного знания; каким целям должна служить наука, т.е. ради чего она существует?

Первые эмпирически ориентированные фундаментальные работы, которые по содержанию были науковедческими, появились во второй половине 19 в.: «История науки и ученых за два века» швейцарского ботаника А. Декандоля (1873), «История индуктивных наук» и «Философия индуктивных наук» У.Уэвелла (с 1897), «Великие люди» В. Оствальда (1909). Книга Оствальда положила начало исследованиям проблем формирования личности ученого, связи его личных характеристик и научного творчества. Тогда же, на рубеже веков, английский психолог и антрополог Ф.Гальтон (Голтон) – один из создателей евгеники, биометрии, дифференциальной психологии и метода тестирования – положил начало использованию количественных методов в науковедении, опубликовав ряд статей, в которых проводился статистический анализ науки.

Начиная с этого момента можно говорить о двух линиях в исследовании науки, различие которых сохраняет значение и до сих пор; концептуальная, философско-методологическая, и эмпирическая, описательная. Концептуальное направление стремилось к построению логической модели научного мышления, ориентировалось на нормативность, отталкивалось от общегносеологических представлений и проблематики. Эмпирические исследования были ориентированы фактографически, стремились к точности, отказывались от метафизических обобщений. Соответственно проблема оформления науковедения была также проблемой синтеза этих двух линий исследования.

В ХХ в. исследования науки как особого объекта начали активно организационно оформляться. В 1913 г. начал выходить первый журнал по истории науки, наз. «Изис», издатель - Дж.Сартон. В 1929 г. в Париже состоялся первый международный конгресс по истории науки, где были представлены не только исторические, но и психологические, социологические исследования. В 30-е гг. большую организующую роль играл «Венский кружок» (лидер - Морис Шлик) – философское общество, которое занималось организацией конгрессов, устанавливало контакты с исследователями в разных странах, издавало «Международную энциклопедию единой науки».

В 20-30-е гг. ХХ в. идея науковедения «носилась в воздухе». В России в1922 г. Иван Адамович Боричевский (1892 – 1941) опубликовал работу «Введение в философию Н», а в 1926 г. – статью «Науковедение как точная наука» в петроградском журнале «Вестник знания», где он, в частности, писал: «Пока нет еще ни одного научного учреждения, которое занималось бы изучением науки как целого», и предлагал создать такое, и название: теория науки или науковедение. Статья известности не получила. В 1936 г. польские ученые М. и Т. Оссовские опубликовали, тоже без особых последствий, статью «Наука о науке», где тоже обосновывали необходимость такой области и выделили в качестве возможных направлений историю, психологию и организацию науки.

Официальной датой рождения науковедения считается  1939 г. – выход книги Дж. Бернала «Общественная функция науки», содержавшей формулировки и обзор проблематики нового направления исследований. Вот она сразу стала широко известной, и начался активный рост науковедения. И название прижилось предложенное Берналом, хотя были и другие варианты: эпистемология (Тадеуш Котарбинский); теория науки или наукознание.

К 60-м гг. ХХ в. был достигнут новый этап в становлении науковедения (отмеченный сборником к 25-летию книги Бернала «Наука о науке»): на фоне быстрого количественного роста исследований появляются обобщающие работы, в которых предпринимаются попытки рассмотреть науку как единый объект, как систему; начинают проводиться международные конгрессы и издаваться специализированные журналы.

Т.к. именно эти два критерия – проведение конференций международного уровня  и  существование специализированных периодических изданий – принимаются, как правило, за показатели состоявшегося формирования определенной области исследований как самостоятельной, можно считать датой рождения науковедения 1939 г., а периодом достижения им теоретической зрелости – 60-е гг. ХХ в.

В настоящее время основной организацией, объединяющей всех работающих в данной области, является Международный союз истории и философии науки, созданный в 1947 г. Он провел уже более 20 международных конгрессов. Основные англоязычные журналы: The Philosophy of Science и History of Human Sciences. В нашей стране с 1956 г. издавался периодический сборник, в 1979 г. преобразованный в журнал «Вопросы истории естествознания и техники», с 1962 – ежегодник «Наука и человечество: Доступно и точно о главном в мировой науке», с 1968 - ежегодник «Будущее науки: проблемы и перспективы», с 1999 г. – журнал «Науковедение», с 2004 – «Эпистемология и философия науки».

Структура науковедения. Наука рассматривается в трех основных аспектах: как знание или совокупность определенных знаний; как деятельность, в сопоставлении с другими видами человеческой деятельности; и как социальный институт, т.е. система организационных форм и целостная подсистема общественной жизни, которая взаимодействует с другими подсистемами (например, с церковью, с государством) и обладает определенной внутренней организацией.

Соответственно проблемное поле науковедения может быть разделено на три круга:

  •  изучение форм представления знания и его специфики: критерии научности, такие феномены, как факт, проблема, теория, гипотеза и т.д., язык науки, методологические проблемы конкретных научных дисциплин;
  •  изучение методов и процедур научной деятельности, их классификация, анализ, разработка, рассмотрение объекта и предмета исследования, целей науки и их иерархии, роли интуиции, фантазии и т.п. в научном познании;
  •  изучение организационных форм науки: коллективы, школы, система воспроизводства кадров, способы оценки и подтверждения квалификации, Н и государство, Н и экономика и т.д.

Можно также выделить в науковедении два направления: аналитическое и нормативное – соответственно рассмотрение закономерностей, которые действуют реально, и фактического состояния науки и изучение оптимальных форм, эталонов научности, задача которого – создать теоретическую основу регулирования и повышения эффективности науки.

Можно также рассмотреть науковедение как комплекс дисциплин, изучающих науку разными способами.

В качестве важнейших предметных областей в рамках науковедения можно отметить следующие:

философия науки, предмет которой составляют анализ сущности науки и ее специфики по отношению к другим видам познавательной деятельности, разработка обобщающих моделей ее развития;

логика и методология наукианализ методов, процедур, приемов научного мышления,

история науки, реконстрирующая процесс развития науки от древности до настоящего времени (открытия, этапы, идеи);

социология науки, в которой анализируются социальные функции науки, особенности взаимодействия науки как социального института с другими элементами социальной системы, а также отношения людей в процессе научной деятельности;

психология науки, исследующая отношения людей науки как межличностные и роль психологических процессов (эмоций, воображения, интуиции и др.) и социально-психологических эффектов (конформизма, социальной фацилитации и др.) в научной деятельности;

экономика  науки, осуществляющая анализ экономических особенностей развития науки, разработку критериев экономической эффективности научных исследований, методов экономического стимулирования науки;

наукометрия – конкретная дисциплина, в которой производится разработка количественных методов оценки науки, показателей ее объема и роста, а также установление корреляций, функциональных зависимостей и статистических регулярностей в функционировании и развитии науки (предполагающих дальнейшее объяснение);

научное прогнозирование, задачей которого является определение основных путей и наиболее перспективных направлений развития науки, разработка средств и стратегий управления ее развитием, оценка ближайших перспектив и результатов;

организация труда в науке – разработка специализированных и адаптированных к содержанию Н-деятельности форм;

этика науки как особая область профессиональной этики;

научное право, в рамках которого рассматриваются правовые проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, с вопросами приоритета, с проблемами плагиата и т. п.;

научная политика – разработка средств самоорганизации Н, ее самоуправления, ее активности как социального института.

В комплексе науковедческих дисциплин центральное место объективно занимает философия науки, так как именно она вырабатывает образ науки как таковой, в единстве ее существенных и специфических характеристик,  на котором базируются и из которого исходят все остальные дисциплины. Она разрабатывает также универсальную концепцию роста науки, выявляя закономерности его истории. По Лакатосу, философия науки создает нормативную методологию, на основе которой м.б. реконструирована «внутренняя история науки» (т.е. закономерная), которая обрастает «внешней историей» - эмпирической фактографией, социально-психологическим материалом и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50072. Определение момента инерции махового колеса методом колебаний 163 KB
  Момент инерции тела I относительно некоторой оси является мерой инертности тела при вращении его вокруг этой оси. Для материальной точки момент инерции равен произведению ее массы на квадрат расстояния до оси вращения...
50073. Измерение диэлектрической проницаемости твердых материалов 663 KB
  Цель работы: Определение электрической ёмкости конденсатора. Выявление взаимосвязи электрической постоянной и напряжения электрической постоянной и расстояния между обкладками конденсатора. Основные законы явления и физические величины изучаемые в работе: Уравнение Гаусса условие потенциальности поля электрическая постоянная ёмкость плоского конденсатора реальные заряды нескомпенсированные заряды электрическое смещение диэлектрическая поляризация диэлектрическая проницаемость. Если на обкладки конденсатора подано...
50074. Визначення роботи виходу електронів з металу за допомогою явища термоелектронної емісії 74 KB
  Мета роботи: дослідження явища термоелектронної емісії та визначення роботи виходу електронів з вольфраму. Розвязавши цю систему рівнянь визначимо роботу виходу А = 4. визначити роботу виходу електрона з металу вольфраму.
50075. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ САХАРНОГО РАСТВОРА САХАРИМЕТРОМ 126.5 KB
  К оптически активным веществам относятся некоторые кристаллы и растворы например кварц и раствор сахара в дистиллированной воде. Целью лабораторной работы является определение величины удельного вращения ρ для раствора сахара для чего используется эталонный раствор а также определение концентрации сахара в некотором исследуемом растворе. Описание установки Концентрация раствора сахара определяется прибором который называется сахариметром. Его основными частями являются поляризатор и анализатор между которыми помещается трубка с...
50076. ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАСЧЕТ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ 376 KB
  В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду песок асбестовое или войлочное полотно огнетушители. Огнетушители надежное средство при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений. Воздушно-пенные огнетушители В качестве веществ для получения воздушно-механической пены широко используют различные пенообразователи поверхностно-активные вещества и смачиватели.
50077. ДИСПЕРСИЯ ПРИЗМЫ 304 KB
  Дисперсией света называются явления обусловленные зависимостью показателя преломления от частоты или длины волны излучения: 1 Один из важнейших выводов электромагнитной теории света Максвелла состоит в том что показатель преломления электромагнитных волн равен в системе СГСэ: 2 Здесь ε и μ диэлектрическая и магнитная проницаемости среды постоянные которые в первоначальной теории полагались не зависящими от частоты падающего света. Для того чтобы получить соотношение связывающее показатель преломления с длиной волны необходимо...
50078. Техніка ведення мяча 22.5 KB
  Техніка ведення мяча. Ведення мяча здійснюється за допомогою переміщень у процесі яких застосовується біг іноді ходьба. Ведення зовнішньою частиною підйому виконується несильними ударами в нижню частину мяча з метою надати йому зворотного руху щоб він сильно не віддалявся від гравця. При веденні внутрішньою частиною підйому футболіст спрямовує мяч перед собою носок ноги перед доторком до мяча трохи відводиться назовні.
50080. Циклические программы 47.5 KB
  Операторов цикла в Паскале три: for repet while. Оператор For Оператор состоит из заголовка в котором определяется порядок изменения переменной параметра цикла и тела цикла являющегося многократно повторяющимся алгоритмом. Общий вид оператора: For параметр цикла : = начальное значение to конечное значение do оператор; {тело цикла}. Этот оператор применяется если начальное значение конечного значения; For параметр цикла:= начальное значение downto конечное значение do оператор; применяется если начальное значение конечного значения.