10180

Наука как объект теоретического исследования

Реферат

Логика и философия

Наука как объект теоретического исследования Проблематика науковедения и его становление. Структура современного науковедения и место в нем философии науки. Философия науки изучение которой начинается является частью обширной области исследований.

Русский

2014-11-30

46 KB

6 чел.

Наука  как объект теоретического исследования

  1.  Проблематика науковедения и его становление.
  2.  Структура современного науковедения и место в нем философии науки.

Философия науки, изучение которой начинается, является частью обширной области исследований. Эта область называется науковедением.

Науковедение – «наука о науке», объектом его изучения являются закономерности существования, функционирования и развития науки как системы знаний, сферы деятельности и социального института. Науковедение имеет предысторию, но его оформление относится к ХХ в. (1939 г.).

В основе выделения науковедения в самостоятельную теоретическую область лежат:

  1.  понимание специфики науки как вида познания;
  2.  массовизация ее как деятельности;
  3.  возрастание социальной значимости науки и необходимость государственного управления и регулирования науки.

Предыстория науковедения начинается в Новое время. Ф. Бэкон поставил три основных вопроса науковедения: что такое наука и каким д.б. знание, чтобы считаться научным; какими методами должна пользоваться наука, в отличие от обыденного знания; каким целям должна служить наука, т.е. ради чего она существует?

Первые эмпирически ориентированные фундаментальные работы, которые по содержанию были науковедческими, появились во второй половине 19 в.: «История науки и ученых за два века» швейцарского ботаника А. Декандоля (1873), «История индуктивных наук» и «Философия индуктивных наук» У.Уэвелла (с 1897), «Великие люди» В. Оствальда (1909). Книга Оствальда положила начало исследованиям проблем формирования личности ученого, связи его личных характеристик и научного творчества. Тогда же, на рубеже веков, английский психолог и антрополог Ф.Гальтон (Голтон) – один из создателей евгеники, биометрии, дифференциальной психологии и метода тестирования – положил начало использованию количественных методов в науковедении, опубликовав ряд статей, в которых проводился статистический анализ науки.

Начиная с этого момента можно говорить о двух линиях в исследовании науки, различие которых сохраняет значение и до сих пор; концептуальная, философско-методологическая, и эмпирическая, описательная. Концептуальное направление стремилось к построению логической модели научного мышления, ориентировалось на нормативность, отталкивалось от общегносеологических представлений и проблематики. Эмпирические исследования были ориентированы фактографически, стремились к точности, отказывались от метафизических обобщений. Соответственно проблема оформления науковедения была также проблемой синтеза этих двух линий исследования.

В ХХ в. исследования науки как особого объекта начали активно организационно оформляться. В 1913 г. начал выходить первый журнал по истории науки, наз. «Изис», издатель - Дж.Сартон. В 1929 г. в Париже состоялся первый международный конгресс по истории науки, где были представлены не только исторические, но и психологические, социологические исследования. В 30-е гг. большую организующую роль играл «Венский кружок» (лидер - Морис Шлик) – философское общество, которое занималось организацией конгрессов, устанавливало контакты с исследователями в разных странах, издавало «Международную энциклопедию единой науки».

В 20-30-е гг. ХХ в. идея науковедения «носилась в воздухе». В России в1922 г. Иван Адамович Боричевский (1892 – 1941) опубликовал работу «Введение в философию Н», а в 1926 г. – статью «Науковедение как точная наука» в петроградском журнале «Вестник знания», где он, в частности, писал: «Пока нет еще ни одного научного учреждения, которое занималось бы изучением науки как целого», и предлагал создать такое, и название: теория науки или науковедение. Статья известности не получила. В 1936 г. польские ученые М. и Т. Оссовские опубликовали, тоже без особых последствий, статью «Наука о науке», где тоже обосновывали необходимость такой области и выделили в качестве возможных направлений историю, психологию и организацию науки.

Официальной датой рождения науковедения считается  1939 г. – выход книги Дж. Бернала «Общественная функция науки», содержавшей формулировки и обзор проблематики нового направления исследований. Вот она сразу стала широко известной, и начался активный рост науковедения. И название прижилось предложенное Берналом, хотя были и другие варианты: эпистемология (Тадеуш Котарбинский); теория науки или наукознание.

К 60-м гг. ХХ в. был достигнут новый этап в становлении науковедения (отмеченный сборником к 25-летию книги Бернала «Наука о науке»): на фоне быстрого количественного роста исследований появляются обобщающие работы, в которых предпринимаются попытки рассмотреть науку как единый объект, как систему; начинают проводиться международные конгрессы и издаваться специализированные журналы.

Т.к. именно эти два критерия – проведение конференций международного уровня  и  существование специализированных периодических изданий – принимаются, как правило, за показатели состоявшегося формирования определенной области исследований как самостоятельной, можно считать датой рождения науковедения 1939 г., а периодом достижения им теоретической зрелости – 60-е гг. ХХ в.

В настоящее время основной организацией, объединяющей всех работающих в данной области, является Международный союз истории и философии науки, созданный в 1947 г. Он провел уже более 20 международных конгрессов. Основные англоязычные журналы: The Philosophy of Science и History of Human Sciences. В нашей стране с 1956 г. издавался периодический сборник, в 1979 г. преобразованный в журнал «Вопросы истории естествознания и техники», с 1962 – ежегодник «Наука и человечество: Доступно и точно о главном в мировой науке», с 1968 - ежегодник «Будущее науки: проблемы и перспективы», с 1999 г. – журнал «Науковедение», с 2004 – «Эпистемология и философия науки».

Структура науковедения. Наука рассматривается в трех основных аспектах: как знание или совокупность определенных знаний; как деятельность, в сопоставлении с другими видами человеческой деятельности; и как социальный институт, т.е. система организационных форм и целостная подсистема общественной жизни, которая взаимодействует с другими подсистемами (например, с церковью, с государством) и обладает определенной внутренней организацией.

Соответственно проблемное поле науковедения может быть разделено на три круга:

  •  изучение форм представления знания и его специфики: критерии научности, такие феномены, как факт, проблема, теория, гипотеза и т.д., язык науки, методологические проблемы конкретных научных дисциплин;
  •  изучение методов и процедур научной деятельности, их классификация, анализ, разработка, рассмотрение объекта и предмета исследования, целей науки и их иерархии, роли интуиции, фантазии и т.п. в научном познании;
  •  изучение организационных форм науки: коллективы, школы, система воспроизводства кадров, способы оценки и подтверждения квалификации, Н и государство, Н и экономика и т.д.

Можно также выделить в науковедении два направления: аналитическое и нормативное – соответственно рассмотрение закономерностей, которые действуют реально, и фактического состояния науки и изучение оптимальных форм, эталонов научности, задача которого – создать теоретическую основу регулирования и повышения эффективности науки.

Можно также рассмотреть науковедение как комплекс дисциплин, изучающих науку разными способами.

В качестве важнейших предметных областей в рамках науковедения можно отметить следующие:

философия науки, предмет которой составляют анализ сущности науки и ее специфики по отношению к другим видам познавательной деятельности, разработка обобщающих моделей ее развития;

логика и методология наукианализ методов, процедур, приемов научного мышления,

история науки, реконстрирующая процесс развития науки от древности до настоящего времени (открытия, этапы, идеи);

социология науки, в которой анализируются социальные функции науки, особенности взаимодействия науки как социального института с другими элементами социальной системы, а также отношения людей в процессе научной деятельности;

психология науки, исследующая отношения людей науки как межличностные и роль психологических процессов (эмоций, воображения, интуиции и др.) и социально-психологических эффектов (конформизма, социальной фацилитации и др.) в научной деятельности;

экономика  науки, осуществляющая анализ экономических особенностей развития науки, разработку критериев экономической эффективности научных исследований, методов экономического стимулирования науки;

наукометрия – конкретная дисциплина, в которой производится разработка количественных методов оценки науки, показателей ее объема и роста, а также установление корреляций, функциональных зависимостей и статистических регулярностей в функционировании и развитии науки (предполагающих дальнейшее объяснение);

научное прогнозирование, задачей которого является определение основных путей и наиболее перспективных направлений развития науки, разработка средств и стратегий управления ее развитием, оценка ближайших перспектив и результатов;

организация труда в науке – разработка специализированных и адаптированных к содержанию Н-деятельности форм;

этика науки как особая область профессиональной этики;

научное право, в рамках которого рассматриваются правовые проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, с вопросами приоритета, с проблемами плагиата и т. п.;

научная политика – разработка средств самоорганизации Н, ее самоуправления, ее активности как социального института.

В комплексе науковедческих дисциплин центральное место объективно занимает философия науки, так как именно она вырабатывает образ науки как таковой, в единстве ее существенных и специфических характеристик,  на котором базируются и из которого исходят все остальные дисциплины. Она разрабатывает также универсальную концепцию роста науки, выявляя закономерности его истории. По Лакатосу, философия науки создает нормативную методологию, на основе которой м.б. реконструирована «внутренняя история науки» (т.е. закономерная), которая обрастает «внешней историей» - эмпирической фактографией, социально-психологическим материалом и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32614. Вариант 1 Схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков и с об. 613.5 KB
  Вариант 1 Схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков и с объемлющим расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 1. Вариант 2 Комбинированная схема двусторонней сортировочной станции с объемлющим расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 2. Вариант 3 Схема двусторонней сортировочной станции с параллельным расположением парков и с боковым расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 3. Вариант 1 Схема двусторонней...
32615. Докладно описати такі питання: призначення та класифікація дільничних станцій; основні операції що викону. 407 KB
  На УС выполняются следующие операции: посадка и высадка пассажиров; прием хранение и выдача багажа почты и грузов пассажирской скорости; технические операции с пассажирскими поездами; технические операции с грузовыми поездами; прием хранение и выдача грузов подача уборка вагонов на грузовой двор и др. погрузочноразгрузочные пункты; погрузкавыгрузка грузов взвешивание грузов вагонов и проверка габаритности у мест погрузки а в необходимых случаях сортировка и перегрузка грузов; подача неисправных вагонов к месту...
32616. Докладно описати такі питання: -призначення і класифікація пасажирської станції (ПС); -основні пристрої, які проектуються на ПС; -основні операції, які виконуються на ПС 198.5 KB
  Мин. Iрп=120 2·8=75 мин; Время занятия перронного пути: Тз=tпмtпрtтпtот где tпм продолжительность приготовления маршрута мин; tпр время занятия маршрута приемом поезда мин; tтп продолжительность операций по технологическому процессу мин; tот время занятия маршрута отправлением поезда мин. tпр=LгпLднLп Vпр где Lгп длина горловины приема м; Lдн длина участка приближения м; Lп длина поезда м; Vпр скорость поезда при входе на станцию км ч; принимаем Vпр= 40км ч = 66667м мин tпр=4001500450 66667=352...
32617. Назначение и классификация и основные технические и эксплуатационные параметры сортировочных устройств 413.5 KB
  Для сортировки вагонов на станциях рекомендуется проектировать основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные сортировочные горки повышенной большой средней и малой мощности где для сортировки вагонов используется сила тяжести; негорочные вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне где используется сила тяжести локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке где используется только сила тяги локомотива. Для выполнения функций основного...
32618. Докладно описати основні пристрої вантажної станції (ВС): -колійний розвиток ВС - сортувальні пристрої; -вимоги до проектування основних пристроїв ВС 69 KB
  Для выполнения работы по приему отправлению и обработке поездов и обслуживанию пунктов погрузки выгрузки на ГС имеются пути сортировочные устройства грузовой район а в отдельных случаях устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов производственнотехнические здания и прочие сооружения. Путевое развитие включает приемоотправочные сортировочные погрузочновыгрузочные выставочные соединительные и ходовые пути. Приемоотправочные пути используются для приема и отправления поездов передач на сортировочную или...
32619. Дати докладну характеристику розв’язок перехрещень в вузлах 900 KB
  Основное требование ко всем пересечениям маршрутов в одном уровне заключается в том что эти пересечения не должны снижать пропускную способность ниже необходимой в период интенсивного движения и создавать угрозу безопасности движения. Пересечения в одном уровне устраиваются при благоприятных топографических условиях относительно небольших размерах движения. Безопасность движения поездов обеспечивается с помощью устройств автоматики и сигнализации предохранительных тупиков. Развязки в одном уровне осуществляются чаще всего с...
32620. Розрахунок конструктивної висоти сортувальної гірки на сортувальній станції 571.5 KB
  Профільна висота головної дільниці h1 встановлюється з урахуванням найбільшого використання допустимої швидкості входу Vвх розрахункового бігуна вагою 85 т ωо=05 Н кн. в уповільнювачах 1 ГП при сприятливих умовах скочування: де Vo найбільша швидкість розпуску приймається 25 м с; g′ох розрахунковий параметр для ОХ бігуна м с2; де g прискорення вільного падіння 981 м с2; n кількість осей бігуна ОХ 4; q вага бігуна ОХ 85 т; hωо1 hск1 питома робота сил опору основного і від стрілок та кривих в межах головного дільниці l1...
32621. Докладно описати питання щодо пасажирської технічної станції (ПТС): 1) призначення і класифікація; 2) основні пристрої; 3) основні операції, що виконують на станції; 4) умови застосування; 5) переваги та недоліки окремих ПТС 116.5 KB
  1 ПТС призначаються для переформування ремонту очищення і екіпірування пасажирських составів. Станції бувають крупні 1520 составів за добу і середні 815.20 составів. На технічних парках менше ніж 68 составів.
32622. Аналіз схем двосторонніх станцій с послідовним розташуванням основних парків. Описати системи гіркової автоматики 216.5 KB
  Для комплексної механізації і автоматизації процесу сортування вагонів сортувальні гірки обладнуються локальними системами автоматики ГАЦ ГПЗУ АРС АЗСР ТГЛ пристроями звязку телебачення сигналізації. Під час роботи в маршрутному режимі оператор натисканням кнопки яка відповідає номеру підгіркової колії встановлює маршрут для кожного відчепу перед розпуском його з гірки. Система АСУ РСГ дозволяє регулювати швидкість насуву і розпуску составів швидкість руху відчепів з гірки керувати маршрутами руху відчепів з контролем...