10181

Изготовление орудий труда и накопление знаний о природных веществах в каменном веке. Значение использование огня в первобытном обществе

Научная статья

Логика и философия

Изготовление орудий труда и накопление знаний о природных веществах в каменном веке. Значение использование огня в первобытном обществе. Человек и техника появились одновременно еще в каменном веке 2 млн лет конец 4го тысячелетия до н.э.. Первыми орудиями труда сознат

Русский

2013-03-21

46 KB

21 чел.

Изготовление орудий труда и накопление знаний о природных веществах в каменном веке. Значение использование огня в первобытном обществе.

Человек и техника появились одновременно еще в каменном веке (2 млн лет -конец 4-го тысячелетия до н.э.). Первыми орудиями труда, сознательно изготовленными человеком, были ручные рубила. Главным сырьем для их производства служил кремень, обладавший твердостью и способностью раскалываться на мелкие пластины. Каменные рубила долгое время имели универсальное назначение и применялись для приготовления пищи, выделки шкур, копки земли, очистки дерева от коры и т. д. Затем люди научились изготавливать ручные рубила разного типа для выполнения определенного вида работы. В дальнейшем их усовершенствование привело к появлению скребков, резцов, долот, ножей, а позже даже пил и сверл из камня и кости. Прикрепляя первобытные орудия к палкам, человек получил в свое распоряжение топор, молоток, кирку, гарпун, копье. Стали создаваться примитивные инструменты для изготовления средств труда.

Примерно 100 - 150 тыс. лет назад человек научился добывать и использовать огонь. Уже тогда существовали самые различные способы искусственного получения огня. Самыми распространенными из них были высверливание и высекание. При первом способе в куске древесины продалбливалось тонкое углубление, куда подкладывался мох и вставлялась закругленная палочка. В результате ее быстрого вращения специально высушенный мох загорался. В другом случае огненные искры высекались из кремния на легко воспламеняющийся материал. В усовершенствованном виде данный способ получения огня просуществовал до изобретения спичек.

Использование огня явилось одним из величайших открытий в истории человечества. Искусственно полученный огонь стал эффективным средством борьбы с холодом, тьмой, хищными животными. Теперь во многих случаях противостояния с природой человек стал выходить победителем. Употребление горячей пищи способствовало органической перестройке человеческого организма, активизировало развитие головного мозга. Благодаря свойствам огня сформировались новые сферы трудовой деятельности, резко возросла ее производительность.

В 12-7 тысячелетиях до н.э. создаются первые примитивные механизмы. Во многом оставаясь еще детищем природы, человек внимательно наблюдал за ее проявлениями. Он, например, прекрасно знал, что случайно отогнутая ветка стремительно возвращается в свое естественное положение. Это природное свойство деревьев человек использовал при изготовлении различных ловушек на птиц и зверей. В свою очередь, учитывая их принцип действия, первобытный изобретатель создает лук со стрелами. Лук стал самым эффективным механизмом каменного века, действующим на основе накопления энергии потенциальных сил упругости. Это изобретение позволило человеку поражать животных на расстоянии 100 - 150 м, а в отдельных случаях длина полета стрелы достигла 900 м.

Лук стал одним из самых важных технических достижений первобытного общества. Вместе с тем его изобретение имело трудно переоценимые социальные последствия. Применение лука со стрелами многократно сократило время человека на добычу пищи. Если раньше практически вся его жизнь уходила на ведение охоты и приготовление еды, то теперь появилась возможность посвятить себя другим видам деятельности, что впоследствии привело к глубоким изменениям социального характера.

Таким глобальным событием стал переход общества от охоты и собирательства к земледелию  и  скотоводству. Прежде человеку приходилось отбирать  у  природы необходимое продовольствие. Теперь он научился заставлять природу снабжать его тем, в чем он нуждался. Однако, чтобы развивать земледелие, людям понадобились новые орудия труда. Так были созданы мотыга для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размельчения зерен.

Употребление в пищу злаков и молочных продуктов требовало специальных способов их приготовления и хранения, в результате чего появилась керамическая посуда. Поначалу плелись из веток корзины разной величины, которые обмазывались глиной. Когда эти сосуды попадали в огонь, плетенная основа сгорала, а глиняные стенки затвердевали настолько, что человек не мог не заметить преимуществ такой посуды. Специально изготовленная керамика на целые тысячелетия стала неотъемлемым атрибутом быта людей.

После изобретения гончарного круга было налажено массовое производство посуды. Впервые это произошло на территории Месопотамии примерно 5,5 тыс. лет назад. Тогда же появилась древнейшая профессия гончара, а производство различных сосудов из глины стало первой механизированной отраслью хозяйства в истории человечества.

Возникновение ткачества также сыграло заметную роль в развитии техники. Для изготовления тканей, заменивших со временем шкуры животных в качестве одежды, понадобилось изобрести прядильную машину и ткацкий станок. Первая из них появилась еще в каменном веке. Она состояла из рогатины, на которой держалась пряжа, а также короткой палки с крючком на одном конце, и маховиком из камня на другом. К крючку прикреплялась скрученная пряжа, а маховик обеспечивал ее вращение, посредством которого волокна свивались в прочную нить. В свою очередь первобытный ткацкий станок изготавливался в виде двух брусков, прикрепленных к вбитым в землю колышкам, между которыми натягивались нити основы материи. Человек проталкивал свободную нить попеременно над и под нитями основы и таким образом получал ткань.

Об уровне мастерства пошива одежды в конце каменного века можно судить по мумии мужчины, найденной в 1991 г. в снегах австрийских Альп. Специалистами установлено, что жил он в первой четверти 6-го тысячелетия до н,э. в долине Этцталь. Основной его одежды служил кожаный пояс, к которому крепились чулки и передник из прочной ткани. Этци, как прозвали находку в научном мире, имел также матерчатый зипун и кожаную накидку. Обут он был в меховые чувяки. Каждый из перечисленных предметов был тщательно обработан и крепко сшит.

Кроме этого, альпийская находка подтверждает, что человек позднего каменного века хорошо разбирался в древесном материале. Найденные при Этци орудия труда и предметы быта были изготовлены из 17 пород древесины, следовательно их свойства были тогда уже известны. Еще в большей Степени это относится к камню. По подсчетам археологов, в рассматриваемое время человеком использовались более 90 типов каменных орудий и инструментов для их изготовления, причем созданных из разных горных пород. Примечательно, что 7000 лет назад мужчины уже брились с помощью тончайших кремневых лезвий. Данный факт свидетельствует о высокой технологии обработки соответствующего материала на исходе каменного века.

Наряду с камнем древние люди активно использовали кости животных для своих повседневных нужд. 25 тыс. лет назад свойства этого материала были известны уже настолько, что человек научился выпрямлять бивни мамонта, рога и ребра парнокопытных млекопитающих. Об этом свидетельствуют результаты раскопок на окраине г. Владимира, где были найдены два совершенно прямых копья, изготовленных из цельных бивней. По предположению ученых, выпрямление кости осуществлялось путем се распаривания в кипящем отваре определенных трав.

Владимирская находка не является единственной в своем роде. Недалеко от с. Черноозерье Саргатского района Омской обласги был обнаружен кинжал, сделанный из ребра быка 14 тыс. лет назад. По его краям находятся пропилы, куда вставлены ножевидные каменные пластины. Система насечек на кинжале складывается в достаточно четкий узор, для нанесения которого необходимо было владеть как минимум десятичным счетом. Данная находка пополнила коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. Экспонат наглядно демонстрирует уровень знаний и технического мастерства людей завершающей стадии каменного века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53688. Информационные процессы 136 KB
  Цели урока: Ввести понятие информационных процессов познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи носитель информации исполнитель. Задачи: Образовательная: изучить понятия: информационные процессы виды информационных процессов; изучить способы хранения передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. Что такое информация для человека Назовите некоторые...
53690. Рисование с натуры натюрморта «Дары осени» 69 KB
  Ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; научить выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; развить умение анализировать форму и цветовую окраску овощей.
53691. Рисование с натуры яблока 68.5 KB
  Цели урока: Образовательная: научиться рисовать яблоко с натуры. Воспитательные: воспитать интерес к рисункам с натуры; способствовать формированию положительного отношения к изобразительному искусству пробудить желание творить. Задачи: научить построению рисунка с натуры с применением пропорции; способствовать развитию чувства цвета; стимулировать учащихся к самоконтролю и дисциплине.
53692. Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость 62.5 KB
  Словарь: скульптура лепка рельеф План урока Организационный момент. Слово скульптура нам известно уже давно но вот какими возможностями обладает объёмное изображение какие виды скульптурных изображений существуют мы познакомимся сегодня на уроке. Скульптура древнейший вид искусства возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста.
53693. Декоративное рисование «Кокошник» 38.5 KB
  Давайте проверим все ли пришли сегодня на урок или кто то решил в такую замечательную погоду пойти вместо школы погулять в парке отмечаются присутствующие У: А какое у нас сейчас время года ребята А какой месяц А число Не забываем что отвечать нужно полным ответом. Ответ детей если затрудняются оказать помощь У: Молодцы ребята У: сегодня на уроке мы будем рисовать красивый головной убор русских девушек кокошник. Подготовительная беседа:...
53694. Идет дождь 32.5 KB
  А какое у нас сейчас время года ребята А какой месяц А число Не забываем что отвечать нужно полным ответом. Ответ детей если затрудняются оказать помощь У: Молодцы ребята У: так как сегодня утром шел дождь темой нашего сегодняшнего урока будет идет дождь мы будем рисовать различные виды капелек дождя. Подготовительная беседа: У: ребята посмотрите за окно.
53695. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. Анна Андреевна Ахматова 74 KB
  Учитель: Перед тем как продолжить тему Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века мы с вами вспомним стихотворения которые уже прошли. Не торопитесь; и выделяйте фразовым ударением учитель пишет фразовое ударение на доске ключевые слова слова которые передают настроение лирического героя. Вначале кто вызвался сам читают на выбор стихотворение целиком; затем учитель вызывает тех кто не был на прошлом уроке читают указанное учителем стих. Учитель:...
53696. Евангельская легенда 50 KB
  Происхождение мать Иешуа женщина сомнительного поведения отец сириец родителей не помнит то есть Иешуа нищий бродячий философ низкого происхождения. Отсутствие популярности в народе Иешуа когда он вошёл в Ершалаим никто в городе не знал.