10196

Философия как мировоззрение

Реферат

Логика и философия

Философия как мировоззрение: Учение теоретическое т.е. наиболее общее представление о мире и о природе человека и перспективах его познания выраженное в категориях. Насущные вопросы с точки зрения науки Критическое отношение к наукам к обучению стремление больш

Русский

2013-03-21

41 KB

0 чел.

Философия как мировоззрение: Учение, - теоретическое, т.е. наиболее общее представление о мире и о природе человека и перспективах его познания, выраженное в категориях.

1. Насущные вопросы с точки зрения науки

Критическое отношение к наукам, к обучению, стремление больше действовать, чем говорить, в той же мере – вина ученых, сколь и беда. Хотя есть и доля вины – недостаточного додумывания вопросов, за которые человечество взялось. Это вопросы, доставшиеся нашему веку от прошлого: увеличение срока и качества жизни – справедливой и достойной жизни без войн и стихийных бедствий, расселение на других планетах, наконец, победа главного врага человечества – смерти. За эти науки технические, социальные брались и в той или иной мере не исполнили: плоды социальных революций пожинают богатые, полеты в космос если не приостанавливаются, то и не развиваются, войны не прекратились, а экология жизни ухудшилась.  Может ли мы эти приписать недостаткам мысли или технического воплощения? Можно и согласиться с таким положением дел, как временным, пока не окрепнет наука*. Но, так или иначе, но мысль, рождающаяся из самого истока, из неудовлетворенности местом и состоянием человека на земле возвращается к самым главным вопросам: какого его место, роль на земле, причина несчастий и возможное их устранение, и удачность попытки на земле строительства. Есть и иные ответы на эти вопросы, чем положительные, - например, оценка стремления построить рай на земле. Во всяком случае, причины неудач и требуют возврата к вопросам, - возможно они были неудачно поставлены (например, требование справедливости и т.д.), уточнить их, «оправдать» - т.е. не найти разумное оговорки, почему это не сделано, а сформулировать точно то понимание, которое «сэкономит» силы, - выделить САМОЕ главное в вопросах. Хотя бы поймет, что возможно понимание вопроса, (и лишит оправдания в невыполнении долга человека перед природой, со ссылкой на частность человеческих усилий, или разобщенность наук или просто переложит вопрос на будущее). И поскольку перед всяким делом лежит скепсис, неверие в возможность его выполнения (оградим скепсис «разумный» как антипод догматики отдельно), то необходимо понять (и простить) сам скепсис как выражение уже сформированного критического мышления к общим вопросам человека. Следовательно, в некотором роде присутствующие умеют критиковать, мыслить. Итак, главный вопрос в жизни человечества касается мышления. Сформулируем первый вопрос от 1 лица: как научиться мыслить? Что такое мышление, чему оно отвечает: человеку, миру, состоянию дел? Способно ли продвигать жизнь человека, или является только отражением дел. Рассмотрим, например, вопрос отчетливого познания мира, о том, что он есть, как существует, каково его будущее. Но что значит учиться наукам, и когда можно будет перестать учиться (например, сидящие здесь с одной стороны знают, что такое философия, ведь они сюда пришли поучиться, а с другой – не знают, ведь они продолжают сидеть и слушать, а не ушли сразу). Следовательно, знание – процесс.

1.2. Насущные вопросы с точки зрения мудрости

НЕ всегда понимали, что задачи человечества таковы, как мы их описали. В другие времена и в других местах (не в Европе) люди могли стремиться больше к семейному благополучию, уверенности в завтрашнем дне и достоинстве, т.е. ориентировались на самопознание, и в этом стремлении даже ограничивали себя в знаниях (чего надо знать, а чего не надо). В этом плане более важным вопросом для них был вопрос о том, смогут ли они быть счастливы (и в чем причина конкретно их невезения). Из вопроса о счастье вытекали вопросы, о правде и справедливости, о надежности таких чувств как дружба и любовь, о том образе жизни, - который следует вести, чтобы оправдать на земле свое собственное существование. В этом случае они в больше степени под знанием понимали мудрость. Мудрость, как известно, следствие опыта, приобретаемое с годами. Но тогда, как я могу быть мудр в юности, когда я могу что-то делать, и зачем мне мудрость тогда, когда я уже не могу ничего сделать? Следовательно, мудрость – это дар, и не следует рассчитывать на то, что когда-то человек неожиданно узнает то, чего он не знал раньше: ведь мир и все вещи в мире все те же. Следовательно, необходимо учиться видеть вещи с иной стороны (пример в омонимах и даже омонимических формулировках (например, «неправоты»). Во всяком случае, необходимо отказать тому, что в видимом мире существует правда, и необходимо стремится к критике существующего ради чего-то невидимого.

1.3. Наконец, ум и его недостаточность для понимания всего целого можно понимать в сточки зрения взаимоотношений, стремления к познанию, которое воплощается в умении человека ставить и отвечать на вопросы практические в диалоге, общении. Недостаток мышление, следовательно, не коренной порок, а только – задача к раскрытию других, невидимых еще начал в человеке. Этой формулировке в больше степени отвечает и само слово «философия», дословно переводимое как «любовь к мудрости»*.

1.3. Определение философии через различные начала в мировоззрении

1.3.1. Первое определение философии как мировоззрения: наиболее общего взгляда на мир на природу человека и перспективы его познания.

Начало Мира: Беспредельное и предельное

Но ведь самым невидимым, во-первых,  является как раз сам мир. Ведь мы знаем вещи (луну, солнце, планеты, людей), а не сам мир. (Пример рассуждения мальчика на раскопе). Возможно, вы скажете, что мир вообще знают все со своей стороны. Но ведь каждый не знает каждого. Или даже не знает самого себя (например, забыл, или например, невозможно знать все, ведь даже количество людей в это мгновение не известно точно, или каково отношение между кол-вом мальчиков или девочек, а ведь это м.б. важно для будущего мира). (Или только думает что забыл). Поэтому спросим себя, знаем ли мы, каков мир? Сейчас все знают, что земля круглая, а раньше считали, что она стоит на китах, как бублик и т.д. (ср в лекции № 3). Но разве мы можем познать пределы земли? И дело не в том, что один вид земли опровергает другой: дело в том, что доказательства ее округлости вовсе не в виде (на самом деле она – не шар, а сфероид), а в том, чтобы доказать это логическими аргументами, - мыслимо (лекц. 4). Т.е. чтобы она была мыслимой круглой (хотя и все наглядное нами опровергает это, выглядит «наоборот» (например, можно считать что на «круглая», а мы «внутри» ее и т.д. – и это неопровержимо без специального рассуждения – «физики» (например, Эйнштейна, где вывод о земле «покоится» на понятиях времени, пространства и т.д.). Об этом в Лекции 7.  Т.ею вывод о пределе земли, его округлости – вовсе не «виден», а только является мыслимым «пределом» рассуждения о мире. Т.е. мир – круглый (хотя это вовсе нигде и не  доказывается «пальцем».

1.3.2. Беспредельное и предельное в человеческом познании.

Возьмем мышление. Оно также может быть «круглым» или «прямым» («плоским»). Понимать что именно мы думаем и помним, что законы природы человека выражены в законах психологии, - значит сужать мысли, не додумывать до ее предела (т.е. не возвращаться к началам). Возьмем законы памяти. Учебники психологии гласят о законе памяти, что человек способен запомнить 7+2 элемента (вспомним, как многие у нас сразу запоминают номера телефона, как правило, 7-значные!). Но если изменить условия воспроизведения, например, просить вспомнить только часть чисел и так организовать запоминание, чтобы человек мог не сразу высказывать, то, «в принципе», вообще оказывается, что человек видит и запоминает многое, но это связано с условиями его интересов, цели, условиями его запоминания и т.д. А некоторые психологи, основываясь на опытах с мозгом утверждают, что он вообще все помнит и ничего не забывает. Таким образом, перед нами еще одно беспредельное – знание человека. Конечно, и здесь предел ему не только конечность его телесного существования, но и неизвестные ему законы его собственного поведения (ведь и помнит, как оказывается, то, что нужно, а то что нужно, как правило и «вспоминается» - кто это организовал? какими законами? (будем рассматривать это на 8 лекц.).

1.4. Итак, если наше рассмотрение верно, то мы обнаружили, что за явными законами кроются еще больше, возможно и беспредельные для сил человека законы природы. Однако мы также увидели что предельное и беспредельное как-то переходят одно в другое, связаны общими законами, где мышление как-то отвечает практике. Но тогда перед человеком стоит задача научится сопоставлять законы или хотя бы понять принцип соответствия. Определение философии в зависимости от эпох (от мышления «круглого», «прямого» могут меняться). (ср.лекц. 2). Задача философии  это критика общего (неясного по форме, «беспредельного» мышления), в пользу конкретного, «формального», идеального мышления, приводящего к практике (Модуль 1). Но одновременно это и задача познания природы себя, т.е. задачи уяснения возможностей человека в познании, а значит, и критики непосредственно представляющемся верным для себя, т.е. все таки отказ от психологически кажущихся достаточными условиями познания, критики индивидуального мышления и его последствий – скепсиса в отношения перспектив всеобщего человечества (Модуль 2). Поэтому, кроме вопросов счастья, любви, в вопросы философии входят и вопросы о достоинстве и свободе человека, а также вопросы о науке (как возможно познание, что такое добро, и т.д. (ср. современную формулировку у Т.Нагеля). Если сформулировать все вопросы словами древних в современной формулировке, то это главными являются 3 вопроса: «Что я могу знать? Что я должен делать? И на что мне следует надеяться?» Один из основателей современной философии еще добавлял: «и что такое Человек?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36153. История создания русского музея 21.96 KB
  К таким несомненно относится учреждение и открытие Русского музея. Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства как того требует современное процветание русского искусства и высокое положение занимаемое Россиею в образованном мире Записка обергофмаршала князя С.
36154. Валентин Пикуль “Портрет из Русского Музея” 86.93 KB
  Так появилась Ида Львовна Рубинштейн и скоро видный актер и педагог А. Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера сахарозаводчика. Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и казалось уже смолоду готовила себя к роли околдованно трагической. Ида Рубинштейн заметалась из театра в театр.
36155. Русский музей 34.32 KB
  Это Строгановский и Мраморный дворцы Михайловский Инженерный замок и главное здание музея – величественный Михайловский дворец с корпусом Бенуа входящий в ансамбль одной из красивейших площадей Северной столицы – площади Искусств. Покровитель всего русского Александр III вынашивал план создания в Михайловском дворце музея русского искусства и такой музей здесь был открыт. История создания Русского музея Основных источников поступлений в формирующуюся коллекцию музея было не так уж много. Да и Особая комиссия проводившая по поручению...
36156. Автоматизированные системы безналичных расчетов 499 KB
  Техническое обеспечение расчетных узлов предприятий торговли и сервиса в условиях функционирования АСБР и системы штриховой идентификации товаров и услуг На предприятиях торговли и сервиса используются: устройства крепления самоклеющихся этикеток для ручного крепления этикеток со штриховыми кодами ярлыков и этикеток для автоматического крепления со штриховыми кодами на различные товары машиночитаемых ярлыков для крепления с помощью механизированных зажимов; весовые терминалы для взвешивания снабжения самоклеющимися этикетками...
36157. Физические основы магнитооптической записи 72.5 KB
  В общем случае магнитооптический эффект это изменение оптических свойств вещества в зависимости от его намагниченности или от силы приложенного к нему магнитного поля. силовые линии магнитного поля образуемого ими перпендикулярны поверхности пленки. Если на вещество воздействует внешнее магнитное поле то носители магнетизма данного вещества сориентируются так что направления их магнитных моментов совпадут с направлением внешнего магнитного поля. Мерой изменения магнитного поля в веществе служит величина его магнитной проницаемости μ...
36158. Общие положения амплитудной модуляции (АМ). Основы инженерного расчёта генераторов с АМ смещением. Схемы модуляторов 422.5 KB
  Общие положения амплитудной модуляции (АМ). АМ смещением: принцип, схема, статические и динамические модуляционные характеристики. Энергетические и качественные показатели. Основы инженерного расчёта генераторов с АМ смещением. Схемы модуляторов.
36159. СПОСОБЫ ПУСКА, РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА 244.51 KB
  Способы пуска электродвигателей постоянного тока влияние против ЭДС обмотки якоря. Способы регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока. Электрическое торможение двигателей постоянного тока
36160. Способы пуска электродвигателей переменного тока 277.32 KB
  Прямой пуск короткозамкнутых асинхронных двигателей нормального исполнения Прямой пуск короткозамкнутых асинхронных двигателей специального исполнения Реостатный пуск двигателей с фазным ротором Пуск при пониженном напряжении на обмотке статора
36161. HDD-РЕКОРДЕРЫ 157 KB
  К каждой стороне диска на специальных вращающихся кронштейнах коромыслах подводятся магнитные головки с помощью которых и осуществляется запись и считывание данных рис. Поверхности диска должны быть идеально плоскими и тщательно отполированными. Кронштейны с головками могут поворачиваться вокруг оси на которой они закреплены и головки размещенные на их концах могут таким образом устанавливаться на любую дорожку диска. Кронштейн слегка подпружинен и его конец с закрепленными головками в отсутствии вращения диска должен соприкасаться с...