10196

Философия как мировоззрение

Реферат

Логика и философия

Философия как мировоззрение: Учение теоретическое т.е. наиболее общее представление о мире и о природе человека и перспективах его познания выраженное в категориях. Насущные вопросы с точки зрения науки Критическое отношение к наукам к обучению стремление больш

Русский

2013-03-21

41 KB

0 чел.

Философия как мировоззрение: Учение, - теоретическое, т.е. наиболее общее представление о мире и о природе человека и перспективах его познания, выраженное в категориях.

1. Насущные вопросы с точки зрения науки

Критическое отношение к наукам, к обучению, стремление больше действовать, чем говорить, в той же мере – вина ученых, сколь и беда. Хотя есть и доля вины – недостаточного додумывания вопросов, за которые человечество взялось. Это вопросы, доставшиеся нашему веку от прошлого: увеличение срока и качества жизни – справедливой и достойной жизни без войн и стихийных бедствий, расселение на других планетах, наконец, победа главного врага человечества – смерти. За эти науки технические, социальные брались и в той или иной мере не исполнили: плоды социальных революций пожинают богатые, полеты в космос если не приостанавливаются, то и не развиваются, войны не прекратились, а экология жизни ухудшилась.  Может ли мы эти приписать недостаткам мысли или технического воплощения? Можно и согласиться с таким положением дел, как временным, пока не окрепнет наука*. Но, так или иначе, но мысль, рождающаяся из самого истока, из неудовлетворенности местом и состоянием человека на земле возвращается к самым главным вопросам: какого его место, роль на земле, причина несчастий и возможное их устранение, и удачность попытки на земле строительства. Есть и иные ответы на эти вопросы, чем положительные, - например, оценка стремления построить рай на земле. Во всяком случае, причины неудач и требуют возврата к вопросам, - возможно они были неудачно поставлены (например, требование справедливости и т.д.), уточнить их, «оправдать» - т.е. не найти разумное оговорки, почему это не сделано, а сформулировать точно то понимание, которое «сэкономит» силы, - выделить САМОЕ главное в вопросах. Хотя бы поймет, что возможно понимание вопроса, (и лишит оправдания в невыполнении долга человека перед природой, со ссылкой на частность человеческих усилий, или разобщенность наук или просто переложит вопрос на будущее). И поскольку перед всяким делом лежит скепсис, неверие в возможность его выполнения (оградим скепсис «разумный» как антипод догматики отдельно), то необходимо понять (и простить) сам скепсис как выражение уже сформированного критического мышления к общим вопросам человека. Следовательно, в некотором роде присутствующие умеют критиковать, мыслить. Итак, главный вопрос в жизни человечества касается мышления. Сформулируем первый вопрос от 1 лица: как научиться мыслить? Что такое мышление, чему оно отвечает: человеку, миру, состоянию дел? Способно ли продвигать жизнь человека, или является только отражением дел. Рассмотрим, например, вопрос отчетливого познания мира, о том, что он есть, как существует, каково его будущее. Но что значит учиться наукам, и когда можно будет перестать учиться (например, сидящие здесь с одной стороны знают, что такое философия, ведь они сюда пришли поучиться, а с другой – не знают, ведь они продолжают сидеть и слушать, а не ушли сразу). Следовательно, знание – процесс.

1.2. Насущные вопросы с точки зрения мудрости

НЕ всегда понимали, что задачи человечества таковы, как мы их описали. В другие времена и в других местах (не в Европе) люди могли стремиться больше к семейному благополучию, уверенности в завтрашнем дне и достоинстве, т.е. ориентировались на самопознание, и в этом стремлении даже ограничивали себя в знаниях (чего надо знать, а чего не надо). В этом плане более важным вопросом для них был вопрос о том, смогут ли они быть счастливы (и в чем причина конкретно их невезения). Из вопроса о счастье вытекали вопросы, о правде и справедливости, о надежности таких чувств как дружба и любовь, о том образе жизни, - который следует вести, чтобы оправдать на земле свое собственное существование. В этом случае они в больше степени под знанием понимали мудрость. Мудрость, как известно, следствие опыта, приобретаемое с годами. Но тогда, как я могу быть мудр в юности, когда я могу что-то делать, и зачем мне мудрость тогда, когда я уже не могу ничего сделать? Следовательно, мудрость – это дар, и не следует рассчитывать на то, что когда-то человек неожиданно узнает то, чего он не знал раньше: ведь мир и все вещи в мире все те же. Следовательно, необходимо учиться видеть вещи с иной стороны (пример в омонимах и даже омонимических формулировках (например, «неправоты»). Во всяком случае, необходимо отказать тому, что в видимом мире существует правда, и необходимо стремится к критике существующего ради чего-то невидимого.

1.3. Наконец, ум и его недостаточность для понимания всего целого можно понимать в сточки зрения взаимоотношений, стремления к познанию, которое воплощается в умении человека ставить и отвечать на вопросы практические в диалоге, общении. Недостаток мышление, следовательно, не коренной порок, а только – задача к раскрытию других, невидимых еще начал в человеке. Этой формулировке в больше степени отвечает и само слово «философия», дословно переводимое как «любовь к мудрости»*.

1.3. Определение философии через различные начала в мировоззрении

1.3.1. Первое определение философии как мировоззрения: наиболее общего взгляда на мир на природу человека и перспективы его познания.

Начало Мира: Беспредельное и предельное

Но ведь самым невидимым, во-первых,  является как раз сам мир. Ведь мы знаем вещи (луну, солнце, планеты, людей), а не сам мир. (Пример рассуждения мальчика на раскопе). Возможно, вы скажете, что мир вообще знают все со своей стороны. Но ведь каждый не знает каждого. Или даже не знает самого себя (например, забыл, или например, невозможно знать все, ведь даже количество людей в это мгновение не известно точно, или каково отношение между кол-вом мальчиков или девочек, а ведь это м.б. важно для будущего мира). (Или только думает что забыл). Поэтому спросим себя, знаем ли мы, каков мир? Сейчас все знают, что земля круглая, а раньше считали, что она стоит на китах, как бублик и т.д. (ср в лекции № 3). Но разве мы можем познать пределы земли? И дело не в том, что один вид земли опровергает другой: дело в том, что доказательства ее округлости вовсе не в виде (на самом деле она – не шар, а сфероид), а в том, чтобы доказать это логическими аргументами, - мыслимо (лекц. 4). Т.е. чтобы она была мыслимой круглой (хотя и все наглядное нами опровергает это, выглядит «наоборот» (например, можно считать что на «круглая», а мы «внутри» ее и т.д. – и это неопровержимо без специального рассуждения – «физики» (например, Эйнштейна, где вывод о земле «покоится» на понятиях времени, пространства и т.д.). Об этом в Лекции 7.  Т.ею вывод о пределе земли, его округлости – вовсе не «виден», а только является мыслимым «пределом» рассуждения о мире. Т.е. мир – круглый (хотя это вовсе нигде и не  доказывается «пальцем».

1.3.2. Беспредельное и предельное в человеческом познании.

Возьмем мышление. Оно также может быть «круглым» или «прямым» («плоским»). Понимать что именно мы думаем и помним, что законы природы человека выражены в законах психологии, - значит сужать мысли, не додумывать до ее предела (т.е. не возвращаться к началам). Возьмем законы памяти. Учебники психологии гласят о законе памяти, что человек способен запомнить 7+2 элемента (вспомним, как многие у нас сразу запоминают номера телефона, как правило, 7-значные!). Но если изменить условия воспроизведения, например, просить вспомнить только часть чисел и так организовать запоминание, чтобы человек мог не сразу высказывать, то, «в принципе», вообще оказывается, что человек видит и запоминает многое, но это связано с условиями его интересов, цели, условиями его запоминания и т.д. А некоторые психологи, основываясь на опытах с мозгом утверждают, что он вообще все помнит и ничего не забывает. Таким образом, перед нами еще одно беспредельное – знание человека. Конечно, и здесь предел ему не только конечность его телесного существования, но и неизвестные ему законы его собственного поведения (ведь и помнит, как оказывается, то, что нужно, а то что нужно, как правило и «вспоминается» - кто это организовал? какими законами? (будем рассматривать это на 8 лекц.).

1.4. Итак, если наше рассмотрение верно, то мы обнаружили, что за явными законами кроются еще больше, возможно и беспредельные для сил человека законы природы. Однако мы также увидели что предельное и беспредельное как-то переходят одно в другое, связаны общими законами, где мышление как-то отвечает практике. Но тогда перед человеком стоит задача научится сопоставлять законы или хотя бы понять принцип соответствия. Определение философии в зависимости от эпох (от мышления «круглого», «прямого» могут меняться). (ср.лекц. 2). Задача философии  это критика общего (неясного по форме, «беспредельного» мышления), в пользу конкретного, «формального», идеального мышления, приводящего к практике (Модуль 1). Но одновременно это и задача познания природы себя, т.е. задачи уяснения возможностей человека в познании, а значит, и критики непосредственно представляющемся верным для себя, т.е. все таки отказ от психологически кажущихся достаточными условиями познания, критики индивидуального мышления и его последствий – скепсиса в отношения перспектив всеобщего человечества (Модуль 2). Поэтому, кроме вопросов счастья, любви, в вопросы философии входят и вопросы о достоинстве и свободе человека, а также вопросы о науке (как возможно познание, что такое добро, и т.д. (ср. современную формулировку у Т.Нагеля). Если сформулировать все вопросы словами древних в современной формулировке, то это главными являются 3 вопроса: «Что я могу знать? Что я должен делать? И на что мне следует надеяться?» Один из основателей современной философии еще добавлял: «и что такое Человек?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82387. Классификация цепей поставок 246 KB
  Настоящий период развития рыночной экономики ознаменован возрастанием интереса к логистике и управлению цепями поставок. Глобализация рынка товаров и услуг, а также революционные изменения в информационных технологиях требуют обеспечения четкости физических потоков поставок как необходимого...
82388. Актуальные проблемы педагогики Высшей Школы 44.86 KB
  Нельзя делать из обучаемого кладовую фактов; попытки втиснуть в студентов массу фактов чисел; формул особенно эмпирических; формулировок; событий и дат это не обучение. Чтобы лекции не потеряли своей значимости и привлекательности для студентов необходимо повышение эмоциональной отдачи лектора: своего рода Закон сохранения эмоций.
82389. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЗГА У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА 1.21 MB
  Одной из актуальных задач возрастной физиологии является выяснение основных принципов и закономерностей морфологического и функционального развития мозга и базовых нейрофизиологических механизмов обеспечивающих не только поддержание жизнедеятельности организма но и постепенное расширение...
82390. Обзор зарубежных публикаций по проблематике социальной поддержки 359 KB
  В реферативном обзоре рассматриваются различные теоретические подходы к определению и измерению социальной поддержки. Однако основой различных определений социальной поддержки являются три категории: ресурсы социальной сети оказание социальной поддержки и оценка принятой социальной поддержки.
82391. От значения слова – к правильному написанию 2.35 MB
  Место урока в системе урока 10 урок в главе И снова о главном работнике в языке - слове Форма и тип урока Урок зачёт Образовательная цель и задачи Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для имён существительных имён прилагательных глаголов: от значения слова - к правильному...
82392. Типичная русская еда 49.5 KB
  Задачи направленные на достижение метапредметных результатов: регулятивные УУД формирование умения принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать контролировать и оценивать свою деятельность деятельность группы; познавательные УУД формирование умения использовать различные...
82393. Односоставные предложения 87.5 KB
  Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. В чём же преимущество увиденной рекламы Чем она больше всего запоминается Простотой изложения лаконичностью легкостью ненавязчивостью Какие предложения использованы в этом рекламном ролике Односоставные В этой рекламе прозвучали стихи...
82394. Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав 38.91 KB
  Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...