10198

Краткий обзор представление о нравственности в религии

Реферат

Этика и деонтология

Краткий обзор представление о нравственности в религии План. 1. Введение. Современность о религии и этике 2. Отношение религии к философии и науке. Премудрость и ее два вида Отношение к ее видам в различные времена 3. Краткий исторический обзор религии в отношении ...

Русский

2013-03-21

64 KB

1 чел.

Краткий обзор представление о нравственности в религии

План.

1. Введение. Современность о религии и этике

2. Отношение религии к философии (и науке). Премудрость и ее два вида,

Отношение к ее видам в различные времена

3. Краткий исторический обзор религии в отношении к этике

4. Краткий обзор представлений о благонравии (этике)

5. Современное состояние вопроса на Украине.

Введение. Нравственное мышление – т.е. понимание поступков и действий других и сообразовывание своего поведения с ними – вопрос и древний и современный. Древний, - поскольку как бы мы далеко не уходили в прошлое, мы скорее там находим пример поведения, ориентир. Современный, - так как закон нравственного, поведения – предмет этики всякую эпоху уточняет и совершенствуется так что кажется, что это дело если не бесконечного человечества, то, по крайней мере, отдаленного будущего. С другой стороны мышление отдельного человека не может успокоится на далеких обещание и из-за ограниченности существования и из-за насущности воплощения решения вопроса в настоящем. Так возникает кажущееся противоречие между религией – дело которой описывается как личное спасение, и этикой, понимаемой чаще научно, как закон, доступный пониманию и «употреблению» . Особенно к такому противоречию прикладывает руку скороспела публицистика, в политических пристрастиях которой отражается сиюминутность чувств под напором общего скептического отношения к делу религии, философии, науки. НЕ важно, что это и есть дело последних, - быть. Важно, что само указанное противоречие – чем больше мы познаем – тем больше «трещин» мы видим, в науке чаще «замазывается» терминами или «моделями и схемами», тогда как в этике и религии на первом месте – живая практика. Другое дело в то, что и практика не может обойтись без термином (глуха), и наука не может быть бездейственной – слепа, но чаще индивидуально, - а такова сегодня эпоха – индивидуальна и скоротечна по возможностям усвоить и разобраться. И тем более, что практика осознания «бытие определяет практику» (словами классиков марксизма) идет по словам тех же классиков от теории через практике к понятиям, т.е. исторична. Тогда представление «овладевает массами и становится действенной».

Табл. 1

Мы в своем обзоре рассмотрим:

1. Определения нравственности со стороны богословия и науки (философии)

2. Дадим краткий историко-философский обзор религий с точки зрения этики

3. Приведем примеры подходов к этики из философии, искусства и жизни

В «дидактических» целях сделаем краткий обзор на фигуре «невинного страдальца» от древности до наших дней.

1. Предметом этики является мораль, т.е. нравы и обычай той или иной группы, правила и нормы поведения, понятие о добре, справедливости, общая судьба и место человека в мире и конечные судьбы человечества в целом. Таковы познавательные устремления (т.е. не таинственные) а входящие в науку богословия  предания, догматы и институты религия. Разница в средствах: религия индивидуальная по целям  (хотя и имеет общее с философские терминологическое «строение»), этика – коллективная по терминам и по усвоению. Еще более различие подчеркивается в писанном или неписанном праве (отличие от этики кодификации последнего).

Тем более с кодифицированным различение богословия и философии (науки ). Принятые за убеждение научной веры, положения науки тоже могут стать предметом не изучения, а кодификации, особенно в сложных технических современных (и с тонким понятийным аппаратом) науках, например, ядерной физике (пример с возможной исповедью физика -теоретика). Начиная с эпохи развитой науки Просвещения с ее вниманием к системе деталей, вопрос об этике и науки стал так же остро, как в ранние эпохи. (Этику здесь мы понимаем просто как воплощение здравого смысла в поведении людей, наподобие «одетого в тогу», характерно-фигурного, запоминающегося). Познание устройства Вселенной может привести к познанию начал, но может и «увести»  («Хомо Фабер» (П.А.Ф.). Теперь, при определении этики и ее (неизвестного) религиозного начала и философии (науки) мы можем выделить:

- Этику как представление о добре. Оправдание человека и его места в мире (Теодицея, оправдание и док-ва бытия божия): «нисходящая аргументация» (индукция).

- этику как антропологию, как науку о способностях человека к познанию (антроподицею, оправдание человека, добра), возможности человека, его свободу воли, собственно этику;

Этику как науку о нравственности и ее законах, в т.числе деонтологию, морали ученого, руководителя, педагога: науку о ошибках, их исправлениях, т.е. социально-психологические вопросы этики;

Этику и эстетику обыденной жизни, то, что понимается как этикет, правила поведения.

Двойственность если не множественность явлений не предполагают однозначного доказательства добра (добро как вкус) и связывают этику с другими дисциплинами – эстетикой т.д. В общем не выделяют этику от эстетики потому что общим для той и другой является добро, но взятой с разных сторон (истина, добро, красота), или в отношении человека – «спасется, и рядом с тобой спасаются...» . Наиболее ярким совмещением была отечественная мысль – от «Слова о законе и благодати» митр. Иллариона, через Г.Сковороду к Вл. Соловьеву и его последователям. Наиболее простое, с древности выражение в возможности этике в словах: «Мы должны благодарить Бога за то, что он сделал все нужное нетрудным, а все трудное – ненужным» (Благое – прост, плохое – пестро» (Аристотель). Это на первый взгляд противоречит закону науки «нуждится да спасется» и требует разъяснений. То, что, человек, нашедший свое (и любящий свое, здесь свое близко к София), поможет другим – закон этики, в разных выражениях близко к научной формулировке «золотого закона нравственности» (Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе»). Но средства поданы разные (положительная и отрицательная «не-).т.е. По страху, но и по чувству, по совести.

А. Рассмотрим составляющие. Страх божий – начало нравственности. (до научного обоснование – единственная формулировка закона». Но может быть переопределена: закон придуман, чтобы его нарушали (или – не было бы закона, не было бы нарушения, - для умного человека найдется хитрость его случая его обойти). В формулировке очевиден страх, но не ясно его Положительное начало, источник. (Др.Восток, Иудея). Важен отказ человека от того, чтобы быть «ничем», - пусть закон выполнится, а если осталось что на долю его – то и человека (но даже в знании может быть убрис – гордыня). Против него выставляется Вера и ее требования к "прощайте, как и мы прощаем должником нашим..."

Б. Разумное понимание «закона», слова, познания, очищенного опытом поколений. Закон здесь закон, который нельзя нарушить но только прийти к его пониманию в образе, символе, увидеть «пяту», кризис, критику своего существования в законе (античность), «и не введи нас в искушение» (монотеистическое начало)

В. Воля твоя, а не моя.

3. В этике традиционно этому соответствует представление о (само)-познании, (нравственном) чувстве, и (свободе) воли. (В скобках стоит удвоение от требования выйти за обычное явление).

Религиозная этика начинает с требований выйти в жизни за рамки виденного к невидимому (вера – упование на чаемое и обличение невидимого» (ап.Павел, посл. К Гал.5 (?)). Цели веры – в познании единого, данного в различных именах: царь, господин, царство, Хозяин. Поскольку оно невидимо, то дано: в рассуждениях или в откровении, в Предании, в притчах. Таково оно было у мудрецов (от Востока до современности), но есть Одно.  Как идол, мы видим тленное, тварь («пяту»), т.е. всегда критикуем, не радостны (иначе – евангельское «Радуйтесь») и является законом соответствия, «внешним» законом справедливости, выраженном по-своему язычески, т.е. разными языками после Вавилонского столпотворения. В светском религиоведении принято язычество делить на период природных религий (фетишизм, тотемизма, анимизм), народные религии (политеизм Востока – индуизм, синтоизм и др. Запада – античный политеизм), и начало спасения в монотеизме иудеев. К мировым религиям относят буддизм (с атеистическими тенденциями), христианство и ислам. Теизм в различного рода обрядовериях и системовериях становится деизмом (наука Нов. времени) или пантеизмом (некот. Современные представления). Все они таковы по отношению к главному представлению об одном и личной вере, как источнике познания (авторитет, происхождение, существование системы обрядов, догматов и институций, - т.е. общин и практики реализации человеческой связи с богом: ре-лигио (вновь наблюдаю)

4. В области всечеловеческий (языческой, народной, можно выделить основания веры (идеальной деятельности) (по. В.Соловьеву? благоговения (восходящей любви «жжет как пламя»), стыда (равной любви), и жалости (любви к низшему). По замыслы, они изначальны и реализуются как устремления от человечества к богочеловечеству, т.е. являются частью развития (с препятствиями и преодоления отдельным человеком и обществами) всемирного нравственного закона.

В качестве примера (обратного, от отрицательного), мы видим повторение казни Сократа по обвинению в нарушении традиционной веры в богов, процесс Дж.Брно и Галилея, т.е. борьбы «старого» с «новым» о чем говорилось во введении. Различие от закона науки в религии представлении  «конечности закона, т.е. решения вопроса о спасении и отношения к роли человека и его (личной судьбы): в «этом мире, в «другом» мире, в этих мира, в одном мире и его двух его «состояниях»

Все погибнет______________________________________________Все спасется

Два варианта (учение о церкви, ____________, - науки наряду с богословием: догматическим, нравственным, литургическим): все погибнут и все спасутся – равно противоположны. На этой шкале мы можем увидеть расположение различных взглядов этические воззрение на этику (закон), свободу и (благодать), как они существуют для сознания верующего:

Начало – грехопадение, нарушение формальной заповеди о познании радии психологической свободы, без которой невозможна свобода реальная. Учение о средствах спасения (в христианстве изначально плане спасения. Промысле, напряду с понятием о Боге и Вере – краеугольные ее камни).

Важно понимать, что для  религии (христианства в первую очередь, спасение вне церкви – невозможно).

Рассмотрим Краткое историческое введение

4.1. А. Для древних религий мы имеем закон справедливости, выраженной на языке совместной трапезы (Пира, потлача) в, т.ч. разделяемой с Высшим началом, которое может стать человеко-божеским возвеличиванием: представлением о возмещении (козел отпущения и др.),  где жизнь по Обобщенным понятие (напр. Тотемам близко к первым этапам, описанным в Библии – грехопадении – убийство Авеля, Каина, и проч. – дано в притчах, т.и. иносказательно, для научения человечества в целом. Таковы языки и после их разделение – обещание Ною в радуге не повторения наказания за гордыню «Золотой цепи» связи

Б. Для народных религий чаще свойственно обобщение закона в виде «закона перевоплощения душ» (для каст Индии, и в целом – для индуизма), когда появляется представление о «рае» и «аде». И возникновение буддизма – как закона доведения «закона природы до его внешнего логического противоречия при свободе человека оставаться собой (рядом спасутся). Нереальности и иллюзорность видения этого закона («узрения за виденным символа», но не более. Прежде всего обращение на кажущуюся безразличность человека (адиафорный мир – в иллюзорном познании, своего рода – науке жить)

В. Воплощение символа в Библии – книге книг (33 книги?). Закон этики дан Богом Моисею в виде Десятисловия (Синайский закон – заповеди на каменных скрижалях -Десять  заповедей, известных как «не убий», не укради» и общая заповедь – Возлюби Бога всем сердцем». Варианты – возлюби ближнего своего как самого себя» и трудности оформления последней заповеди до Воплощения Сына Божия.

Г.  Богочеловеческая религия Сына Божия, Логоса, Воплощенной Премудрости (Второй ипостаси Бога) и заповеди о любви (Нагорная проповедь)? Заповеди блаженства: блаженны нищие духом..., блаженны плачущие.... (Евангелие – 33 книги) Евангельские заповеди возвращают человеку место в мире, но Царство мира отделяется от царства века (Царство небесное). В Христианстве Бог – Троица Святая: Бог- Отец, Бог-Сын и Бог – Святый дух: Един в трех лицах (Азм есть сущий).

Мир видимый таит в себе начатки мира невидимого, но раскрывающиеся в Церкви, через Бога сына, воплощенного (Символ веры), распятого и Воскресшего в 3 день по Писанию).

4.2.Основами христианской этики являются:

А. Молитва

Б. Пост

В. Даяния, помощь ближним

Заповеди сводятся к заповедям любви (Гимн любви ап.Павла 1 Кор. 13. 2-15), т.е. являются «требованиями» к самопознанию (вере, надежде, любви), и премудрости.

В части ее требований – требования внимания (мудрого) к таинствам, как соблазнам или безумием для не учащих (ум), но «плотяных» (требования к «обрезанию» сердца, ума, духа:)):

  •  Крещения;
  •  Миропомазания;
  •  Покаяния (исповеди)
  •  Причастия
  •  Брака
  •  Священства
  •  Елеопомазания (соборования)

4.3. В последующее время мы видим развитие представлений (в философии и науке)

А. В античности – логической науке

3.1. частная этика (разума, желания, удержания) сменяется требованием справедливости (дианоэтические добродетели Аристотеля? Компромисса и «золотой середины»).

3.2. Ислам – как религия «верных» на возвращения к «идеальному» единоначалию при разумном толковании Аристотеля.

В. В Средневековье – воплощение Образа: церковные догматы? Троичности (Троицы), Двух природ Христа, двух Воль, иконопочитания (церковного домостроительства), энергии и сущности, и др.

Г. В области церковного домостроительства не на предание, а на писание (реальность догматов) больше уповала христианская ветвь католичества, на домостроительство институциональное – протестантское.

Общее представление о Сердце=ум=воля все больше (играла роль наука) становилась опосредованным опытом общего начала (всеобщего, понятного, в терминах «номинальных).

Тем самым: Спиноза противопоставил Ньютону (деизм) общий законно тождество бытия и мышления в осознанное волей необходимости).

Кант защищал закон науки познания введением антиномий воли и природы добавление категорического императива («делай так, чтобы закон поведения мог быть всеобщим законом природы)

Шопенгауэр (а позже Ф.Ницше) вернулись к представлениям Канта, различив две стороны – теоретическую (представлен) и практическую (воля) с тем что у Ф.Ницше индивидуально последний опровергалось первым (Сверхчеловек).

В.Соловьев и русская мысль нач. ХХ века определяли эстетический закон красоты законом многочастным (истины, - добра-красоты) как данные (стыд) и др. задачи для разработки человечеством себя.

Г. Современные представления опираются на науку (психологии) в подтверждения единства мышления и чувства в деле осуществления воли (свободы)

5. Краткое введение в термины этики

А. грех и его последствия.

Различают три свободы у человека. Формальную, психологическую и действительную.

Б. Совесть. Чистая, больная, сожженная

В. Грех (амартия – греч.«ошибка») понимается как неверно понятая возможность, не руководство человеком совестью при содеянии (со- весть – совместная весть). В древности сначала судили за произвольное (не знание – не отменяет наказание), далее (у Сократа при теории анамнезиса – стремление сначала дать человеку возможность, потом судить, у Аристотеля, наоборот – знаемое требует наказания при содеянии). К «деноминациям» и воззрениям на грех и его исповедание и разрешение временное и вечное примыкает и практика права (ср. англиканство и католицизм)

В Христианстве человеку дается попытка, однако не всепрощение (три разговор, исходя из конечных судеб мира), но смена имени – с «друга», на «товарища» и т.д., т.е. регулирование отношения этикетом. (особый случай – Иуда- СА себя не при всех случаях не прощал, и здесь отношение к самоубийствам – ср. вступление «Оправдания добра»  В.Соловьева).  Уподобление желающему «Фоме неверующему», дабы и последний мог стать первым, но различение «духа правды» от духа неправды (испытывайте, какого-духа). Предполагается Последний суд (поэтому не судимы... : ср. случай с Филаретом на пересылке). И сохранение здравомыслия (целомудрии) при не «от мира сего» мудрости (против эллинов и иудеев).

Г. Конечные судьбы (Рай и Ад). Ада в «книжном представлен « нет, но есть постоянная учеба (и по иконам) рассмотрения судеб воплощения и по молитве зрения энергий (т.е. рассмотрения и себя как образа божия). Не обязательно иконы, н. и в целом мире? Сковорода, Серафим Саровский, В.Соловьев, современное старчество (Афон).

6. Современная ситуация на Украине. Посмотрим насудьбе философии, науки, старчества. Философия возрождается при кризисе науки. Отсюда люд идут и в церковь, как и обратно, от жизни и церкви в философии. Важно не пленить ум – фанатизмом или сектантством политических разнотолков (3 православные церкви Украины, варианты католицизма, протестантства, евангельского и не евангельского толка.). Цель их отвлечь внимание от «внутреннего человека», захватить эмоциями и отвратить от главного, Единого на потребу. Это было так всегда (старались) и сегодня, слава Бону, находились люди, возвращавшие человека человеку (Г.Сковорода). Но это только учение, а жизнь в Церкви. Поэтому практика более частого обращения человека к этим вопросам поможет подойти и к их решению в той или иной форме (в Христианстве два пути в миру и монашестве) считаются оба ведущими, как начальная дверь к добронравию. Главным грехом в христианстве является грех уныния (Все тонкости в отношению грехов – по Символу Веры и отдельно – в «Катехизисе» - больший упор на разработку представлений, т.е. понятий), в жизни требуется Добродетель христианская – будь кем призван: (Солдату... довольствоваться жалованием). Литература. 1. В.Соловьев. Оправдание добра, Чтения о Богочеловечестве, Духовные основы жизни. 2. Нравственное богословие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65705. Внутрішньомозкові і внутрішньошлуночкові крововиливи в результаті розриву аневризм переднього півкільця артеріального кола головного мозку (клініка, діагностика, лікування) 281.5 KB
  Необхідне подальше вивчення та практичне вдосконалення хірургічного лікування хворих з розривами АА, ускладненими ВМГ і ВШК, шляхом подальшого визначення показань і протипоказань, оптимальних строків, методів і обсягів оперативних втручань...
65706. Структурні зміни в нирках при експериментальній артеріальній гіпертензії та її фармакологічній корекції 139 KB
  Перспективним напрямком дослідження структурних змін нирок за умов АГ є використання експериментальних моделей зокрема щурів лінії СІСАГ спадково індукована стресом артеріальна гіпертензія. Тому використання вказаних щурів дає можливість прослідкувати поетапність...
65707. Внутрішньоісламські протиріччя в мусульманській уммі Криму: природа, стан, еволюція 160.5 KB
  Генезис та ескалація внутрішньорелігійних протиріч в ісламі який на теренах України переживає процес відродження та реінтеграції у нове для нього суспільне буття стали ще одним підтвердженням складності й багаторівневості релігійних процесів в умовах конфліктогенного...
65708. Наукові основи технологій одержання заряджених полімерних мембран з антибактеріальними властивостями 1.56 MB
  Мембранні технології в сучасному світі відіграють значну роль як у вирішенні локальних галузевих питань так і глобальних проблем що постали перед людством серед яких: забезпечення населення якісними продуктами харчування питною водою та сучасними джерелами енергії охорона...
65709. УДОСКОНАЛЕНІ ЗАХОДИ ДОГЛЯДУ ЗА НАСІННИКАМИ ЦУКРОВИХ БУРЯКІВ В УМОВАХ НЕСТІЙКОГО ЗВОЛОЖЕННЯ ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ 303 KB
  Одним із надійних шляхів підвищення урожайності та якості насіння гібридів цукрових буряків є впровадження у виробництво удосконалених технологій вирощування які забезпечували б високу продуктивність насінників тобто максимальну реалізацію їх біологічного потенціалу...
65710. Комп’ютерний комплекс моделювання динаміки фізіологічного стану людини при роботі у приміщенні 360 KB
  Забезпечення належних умов праці на робочому місці безпека технологічних процесів санітарнопобутові умови праці та створення комфортних умов перебування людини у приміщенні набувають особливого значення оскільки більшу частину свого часу людина проводить саме в приміщенні.
65711. ПУБЛІЧНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДІЯЛЬНІСТЮ ОРГАНІВ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ 199 KB
  Одним із ефективних засобів розвитку та функціонування сучасного постмодерного суспільства є налагодження діалогу між державою та громадянином між відповідними гілками влади політичними партнерами культурами та цивілізаціями.
65712. Податкова політика російського царату в українському селі у другій половині ХІХ – на початку ХХ ст.: історичний аспект 143.5 KB
  Трансформаційні процеси в аграрному секторі економіки України кінця ХХ – початку ХХІ ст. стимулюють зростання значного інтересу як дослідників-фахівців, так і широкої громадськості до специфічних особливостей перебігу аграрних перетворень, що мали місце в українському селі у минулому.
65713. Теплоізоляційні матеріали на основі модифікованих лужних алюмосилікатних композицій, здатних до спучування 927 KB
  Отже враховуючи все вищезазначене особливої актуальності набуває питання щодо розробки принципово нових видів теплоізоляційних матеріалів на основі модифікованих лужних алюмосилікатних композицій здатних до спучування які можуть бути виготовлені з використанням недорогої...