10198

Краткий обзор представление о нравственности в религии

Реферат

Этика и деонтология

Краткий обзор представление о нравственности в религии План. 1. Введение. Современность о религии и этике 2. Отношение религии к философии и науке. Премудрость и ее два вида Отношение к ее видам в различные времена 3. Краткий исторический обзор религии в отношении ...

Русский

2013-03-21

64 KB

1 чел.

Краткий обзор представление о нравственности в религии

План.

1. Введение. Современность о религии и этике

2. Отношение религии к философии (и науке). Премудрость и ее два вида,

Отношение к ее видам в различные времена

3. Краткий исторический обзор религии в отношении к этике

4. Краткий обзор представлений о благонравии (этике)

5. Современное состояние вопроса на Украине.

Введение. Нравственное мышление – т.е. понимание поступков и действий других и сообразовывание своего поведения с ними – вопрос и древний и современный. Древний, - поскольку как бы мы далеко не уходили в прошлое, мы скорее там находим пример поведения, ориентир. Современный, - так как закон нравственного, поведения – предмет этики всякую эпоху уточняет и совершенствуется так что кажется, что это дело если не бесконечного человечества, то, по крайней мере, отдаленного будущего. С другой стороны мышление отдельного человека не может успокоится на далеких обещание и из-за ограниченности существования и из-за насущности воплощения решения вопроса в настоящем. Так возникает кажущееся противоречие между религией – дело которой описывается как личное спасение, и этикой, понимаемой чаще научно, как закон, доступный пониманию и «употреблению» . Особенно к такому противоречию прикладывает руку скороспела публицистика, в политических пристрастиях которой отражается сиюминутность чувств под напором общего скептического отношения к делу религии, философии, науки. НЕ важно, что это и есть дело последних, - быть. Важно, что само указанное противоречие – чем больше мы познаем – тем больше «трещин» мы видим, в науке чаще «замазывается» терминами или «моделями и схемами», тогда как в этике и религии на первом месте – живая практика. Другое дело в то, что и практика не может обойтись без термином (глуха), и наука не может быть бездейственной – слепа, но чаще индивидуально, - а такова сегодня эпоха – индивидуальна и скоротечна по возможностям усвоить и разобраться. И тем более, что практика осознания «бытие определяет практику» (словами классиков марксизма) идет по словам тех же классиков от теории через практике к понятиям, т.е. исторична. Тогда представление «овладевает массами и становится действенной».

Табл. 1

Мы в своем обзоре рассмотрим:

1. Определения нравственности со стороны богословия и науки (философии)

2. Дадим краткий историко-философский обзор религий с точки зрения этики

3. Приведем примеры подходов к этики из философии, искусства и жизни

В «дидактических» целях сделаем краткий обзор на фигуре «невинного страдальца» от древности до наших дней.

1. Предметом этики является мораль, т.е. нравы и обычай той или иной группы, правила и нормы поведения, понятие о добре, справедливости, общая судьба и место человека в мире и конечные судьбы человечества в целом. Таковы познавательные устремления (т.е. не таинственные) а входящие в науку богословия  предания, догматы и институты религия. Разница в средствах: религия индивидуальная по целям  (хотя и имеет общее с философские терминологическое «строение»), этика – коллективная по терминам и по усвоению. Еще более различие подчеркивается в писанном или неписанном праве (отличие от этики кодификации последнего).

Тем более с кодифицированным различение богословия и философии (науки ). Принятые за убеждение научной веры, положения науки тоже могут стать предметом не изучения, а кодификации, особенно в сложных технических современных (и с тонким понятийным аппаратом) науках, например, ядерной физике (пример с возможной исповедью физика -теоретика). Начиная с эпохи развитой науки Просвещения с ее вниманием к системе деталей, вопрос об этике и науки стал так же остро, как в ранние эпохи. (Этику здесь мы понимаем просто как воплощение здравого смысла в поведении людей, наподобие «одетого в тогу», характерно-фигурного, запоминающегося). Познание устройства Вселенной может привести к познанию начал, но может и «увести»  («Хомо Фабер» (П.А.Ф.). Теперь, при определении этики и ее (неизвестного) религиозного начала и философии (науки) мы можем выделить:

- Этику как представление о добре. Оправдание человека и его места в мире (Теодицея, оправдание и док-ва бытия божия): «нисходящая аргументация» (индукция).

- этику как антропологию, как науку о способностях человека к познанию (антроподицею, оправдание человека, добра), возможности человека, его свободу воли, собственно этику;

Этику как науку о нравственности и ее законах, в т.числе деонтологию, морали ученого, руководителя, педагога: науку о ошибках, их исправлениях, т.е. социально-психологические вопросы этики;

Этику и эстетику обыденной жизни, то, что понимается как этикет, правила поведения.

Двойственность если не множественность явлений не предполагают однозначного доказательства добра (добро как вкус) и связывают этику с другими дисциплинами – эстетикой т.д. В общем не выделяют этику от эстетики потому что общим для той и другой является добро, но взятой с разных сторон (истина, добро, красота), или в отношении человека – «спасется, и рядом с тобой спасаются...» . Наиболее ярким совмещением была отечественная мысль – от «Слова о законе и благодати» митр. Иллариона, через Г.Сковороду к Вл. Соловьеву и его последователям. Наиболее простое, с древности выражение в возможности этике в словах: «Мы должны благодарить Бога за то, что он сделал все нужное нетрудным, а все трудное – ненужным» (Благое – прост, плохое – пестро» (Аристотель). Это на первый взгляд противоречит закону науки «нуждится да спасется» и требует разъяснений. То, что, человек, нашедший свое (и любящий свое, здесь свое близко к София), поможет другим – закон этики, в разных выражениях близко к научной формулировке «золотого закона нравственности» (Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе»). Но средства поданы разные (положительная и отрицательная «не-).т.е. По страху, но и по чувству, по совести.

А. Рассмотрим составляющие. Страх божий – начало нравственности. (до научного обоснование – единственная формулировка закона». Но может быть переопределена: закон придуман, чтобы его нарушали (или – не было бы закона, не было бы нарушения, - для умного человека найдется хитрость его случая его обойти). В формулировке очевиден страх, но не ясно его Положительное начало, источник. (Др.Восток, Иудея). Важен отказ человека от того, чтобы быть «ничем», - пусть закон выполнится, а если осталось что на долю его – то и человека (но даже в знании может быть убрис – гордыня). Против него выставляется Вера и ее требования к "прощайте, как и мы прощаем должником нашим..."

Б. Разумное понимание «закона», слова, познания, очищенного опытом поколений. Закон здесь закон, который нельзя нарушить но только прийти к его пониманию в образе, символе, увидеть «пяту», кризис, критику своего существования в законе (античность), «и не введи нас в искушение» (монотеистическое начало)

В. Воля твоя, а не моя.

3. В этике традиционно этому соответствует представление о (само)-познании, (нравственном) чувстве, и (свободе) воли. (В скобках стоит удвоение от требования выйти за обычное явление).

Религиозная этика начинает с требований выйти в жизни за рамки виденного к невидимому (вера – упование на чаемое и обличение невидимого» (ап.Павел, посл. К Гал.5 (?)). Цели веры – в познании единого, данного в различных именах: царь, господин, царство, Хозяин. Поскольку оно невидимо, то дано: в рассуждениях или в откровении, в Предании, в притчах. Таково оно было у мудрецов (от Востока до современности), но есть Одно.  Как идол, мы видим тленное, тварь («пяту»), т.е. всегда критикуем, не радостны (иначе – евангельское «Радуйтесь») и является законом соответствия, «внешним» законом справедливости, выраженном по-своему язычески, т.е. разными языками после Вавилонского столпотворения. В светском религиоведении принято язычество делить на период природных религий (фетишизм, тотемизма, анимизм), народные религии (политеизм Востока – индуизм, синтоизм и др. Запада – античный политеизм), и начало спасения в монотеизме иудеев. К мировым религиям относят буддизм (с атеистическими тенденциями), христианство и ислам. Теизм в различного рода обрядовериях и системовериях становится деизмом (наука Нов. времени) или пантеизмом (некот. Современные представления). Все они таковы по отношению к главному представлению об одном и личной вере, как источнике познания (авторитет, происхождение, существование системы обрядов, догматов и институций, - т.е. общин и практики реализации человеческой связи с богом: ре-лигио (вновь наблюдаю)

4. В области всечеловеческий (языческой, народной, можно выделить основания веры (идеальной деятельности) (по. В.Соловьеву? благоговения (восходящей любви «жжет как пламя»), стыда (равной любви), и жалости (любви к низшему). По замыслы, они изначальны и реализуются как устремления от человечества к богочеловечеству, т.е. являются частью развития (с препятствиями и преодоления отдельным человеком и обществами) всемирного нравственного закона.

В качестве примера (обратного, от отрицательного), мы видим повторение казни Сократа по обвинению в нарушении традиционной веры в богов, процесс Дж.Брно и Галилея, т.е. борьбы «старого» с «новым» о чем говорилось во введении. Различие от закона науки в религии представлении  «конечности закона, т.е. решения вопроса о спасении и отношения к роли человека и его (личной судьбы): в «этом мире, в «другом» мире, в этих мира, в одном мире и его двух его «состояниях»

Все погибнет______________________________________________Все спасется

Два варианта (учение о церкви, ____________, - науки наряду с богословием: догматическим, нравственным, литургическим): все погибнут и все спасутся – равно противоположны. На этой шкале мы можем увидеть расположение различных взглядов этические воззрение на этику (закон), свободу и (благодать), как они существуют для сознания верующего:

Начало – грехопадение, нарушение формальной заповеди о познании радии психологической свободы, без которой невозможна свобода реальная. Учение о средствах спасения (в христианстве изначально плане спасения. Промысле, напряду с понятием о Боге и Вере – краеугольные ее камни).

Важно понимать, что для  религии (христианства в первую очередь, спасение вне церкви – невозможно).

Рассмотрим Краткое историческое введение

4.1. А. Для древних религий мы имеем закон справедливости, выраженной на языке совместной трапезы (Пира, потлача) в, т.ч. разделяемой с Высшим началом, которое может стать человеко-божеским возвеличиванием: представлением о возмещении (козел отпущения и др.),  где жизнь по Обобщенным понятие (напр. Тотемам близко к первым этапам, описанным в Библии – грехопадении – убийство Авеля, Каина, и проч. – дано в притчах, т.и. иносказательно, для научения человечества в целом. Таковы языки и после их разделение – обещание Ною в радуге не повторения наказания за гордыню «Золотой цепи» связи

Б. Для народных религий чаще свойственно обобщение закона в виде «закона перевоплощения душ» (для каст Индии, и в целом – для индуизма), когда появляется представление о «рае» и «аде». И возникновение буддизма – как закона доведения «закона природы до его внешнего логического противоречия при свободе человека оставаться собой (рядом спасутся). Нереальности и иллюзорность видения этого закона («узрения за виденным символа», но не более. Прежде всего обращение на кажущуюся безразличность человека (адиафорный мир – в иллюзорном познании, своего рода – науке жить)

В. Воплощение символа в Библии – книге книг (33 книги?). Закон этики дан Богом Моисею в виде Десятисловия (Синайский закон – заповеди на каменных скрижалях -Десять  заповедей, известных как «не убий», не укради» и общая заповедь – Возлюби Бога всем сердцем». Варианты – возлюби ближнего своего как самого себя» и трудности оформления последней заповеди до Воплощения Сына Божия.

Г.  Богочеловеческая религия Сына Божия, Логоса, Воплощенной Премудрости (Второй ипостаси Бога) и заповеди о любви (Нагорная проповедь)? Заповеди блаженства: блаженны нищие духом..., блаженны плачущие.... (Евангелие – 33 книги) Евангельские заповеди возвращают человеку место в мире, но Царство мира отделяется от царства века (Царство небесное). В Христианстве Бог – Троица Святая: Бог- Отец, Бог-Сын и Бог – Святый дух: Един в трех лицах (Азм есть сущий).

Мир видимый таит в себе начатки мира невидимого, но раскрывающиеся в Церкви, через Бога сына, воплощенного (Символ веры), распятого и Воскресшего в 3 день по Писанию).

4.2.Основами христианской этики являются:

А. Молитва

Б. Пост

В. Даяния, помощь ближним

Заповеди сводятся к заповедям любви (Гимн любви ап.Павла 1 Кор. 13. 2-15), т.е. являются «требованиями» к самопознанию (вере, надежде, любви), и премудрости.

В части ее требований – требования внимания (мудрого) к таинствам, как соблазнам или безумием для не учащих (ум), но «плотяных» (требования к «обрезанию» сердца, ума, духа:)):

  •  Крещения;
  •  Миропомазания;
  •  Покаяния (исповеди)
  •  Причастия
  •  Брака
  •  Священства
  •  Елеопомазания (соборования)

4.3. В последующее время мы видим развитие представлений (в философии и науке)

А. В античности – логической науке

3.1. частная этика (разума, желания, удержания) сменяется требованием справедливости (дианоэтические добродетели Аристотеля? Компромисса и «золотой середины»).

3.2. Ислам – как религия «верных» на возвращения к «идеальному» единоначалию при разумном толковании Аристотеля.

В. В Средневековье – воплощение Образа: церковные догматы? Троичности (Троицы), Двух природ Христа, двух Воль, иконопочитания (церковного домостроительства), энергии и сущности, и др.

Г. В области церковного домостроительства не на предание, а на писание (реальность догматов) больше уповала христианская ветвь католичества, на домостроительство институциональное – протестантское.

Общее представление о Сердце=ум=воля все больше (играла роль наука) становилась опосредованным опытом общего начала (всеобщего, понятного, в терминах «номинальных).

Тем самым: Спиноза противопоставил Ньютону (деизм) общий законно тождество бытия и мышления в осознанное волей необходимости).

Кант защищал закон науки познания введением антиномий воли и природы добавление категорического императива («делай так, чтобы закон поведения мог быть всеобщим законом природы)

Шопенгауэр (а позже Ф.Ницше) вернулись к представлениям Канта, различив две стороны – теоретическую (представлен) и практическую (воля) с тем что у Ф.Ницше индивидуально последний опровергалось первым (Сверхчеловек).

В.Соловьев и русская мысль нач. ХХ века определяли эстетический закон красоты законом многочастным (истины, - добра-красоты) как данные (стыд) и др. задачи для разработки человечеством себя.

Г. Современные представления опираются на науку (психологии) в подтверждения единства мышления и чувства в деле осуществления воли (свободы)

5. Краткое введение в термины этики

А. грех и его последствия.

Различают три свободы у человека. Формальную, психологическую и действительную.

Б. Совесть. Чистая, больная, сожженная

В. Грех (амартия – греч.«ошибка») понимается как неверно понятая возможность, не руководство человеком совестью при содеянии (со- весть – совместная весть). В древности сначала судили за произвольное (не знание – не отменяет наказание), далее (у Сократа при теории анамнезиса – стремление сначала дать человеку возможность, потом судить, у Аристотеля, наоборот – знаемое требует наказания при содеянии). К «деноминациям» и воззрениям на грех и его исповедание и разрешение временное и вечное примыкает и практика права (ср. англиканство и католицизм)

В Христианстве человеку дается попытка, однако не всепрощение (три разговор, исходя из конечных судеб мира), но смена имени – с «друга», на «товарища» и т.д., т.е. регулирование отношения этикетом. (особый случай – Иуда- СА себя не при всех случаях не прощал, и здесь отношение к самоубийствам – ср. вступление «Оправдания добра»  В.Соловьева).  Уподобление желающему «Фоме неверующему», дабы и последний мог стать первым, но различение «духа правды» от духа неправды (испытывайте, какого-духа). Предполагается Последний суд (поэтому не судимы... : ср. случай с Филаретом на пересылке). И сохранение здравомыслия (целомудрии) при не «от мира сего» мудрости (против эллинов и иудеев).

Г. Конечные судьбы (Рай и Ад). Ада в «книжном представлен « нет, но есть постоянная учеба (и по иконам) рассмотрения судеб воплощения и по молитве зрения энергий (т.е. рассмотрения и себя как образа божия). Не обязательно иконы, н. и в целом мире? Сковорода, Серафим Саровский, В.Соловьев, современное старчество (Афон).

6. Современная ситуация на Украине. Посмотрим насудьбе философии, науки, старчества. Философия возрождается при кризисе науки. Отсюда люд идут и в церковь, как и обратно, от жизни и церкви в философии. Важно не пленить ум – фанатизмом или сектантством политических разнотолков (3 православные церкви Украины, варианты католицизма, протестантства, евангельского и не евангельского толка.). Цель их отвлечь внимание от «внутреннего человека», захватить эмоциями и отвратить от главного, Единого на потребу. Это было так всегда (старались) и сегодня, слава Бону, находились люди, возвращавшие человека человеку (Г.Сковорода). Но это только учение, а жизнь в Церкви. Поэтому практика более частого обращения человека к этим вопросам поможет подойти и к их решению в той или иной форме (в Христианстве два пути в миру и монашестве) считаются оба ведущими, как начальная дверь к добронравию. Главным грехом в христианстве является грех уныния (Все тонкости в отношению грехов – по Символу Веры и отдельно – в «Катехизисе» - больший упор на разработку представлений, т.е. понятий), в жизни требуется Добродетель христианская – будь кем призван: (Солдату... довольствоваться жалованием). Литература. 1. В.Соловьев. Оправдание добра, Чтения о Богочеловечестве, Духовные основы жизни. 2. Нравственное богословие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47806. Українська мова. Тексти лекцій 2.87 MB
  У них систематизовано наукові знання про мову професійного спілкування; норми літературної мови; стилістичну систему сучасної української літературної мови; види типи і форми фахового спілкування; види публічного мовлення як важливого способу комунікації; вимоги до складання текстів документів; науковий стиль і його засоби у професійній діяльності; проблеми перекладу й редагування наукових текстів тощо. ЗАКОНОДАВЧІ ТА НОРМАТИВНОСТИЛЬОВІ ОСНОВИ ПРОФЕСІЙНОГО СПІЛКУВАННЯ Лекція 1. Державна мова – мова професійного спілкування План Мета...
47807. История и методология Наук о Земле как самостоятельная дисциплина 1.17 MB
  Место геологии и географии в системе естественных наук. Донаучный этап развития геологии и географии 4. Научный этап развития геологии и географии 7. Становление научных основ в геологии и географии первая половина XIX в.
47808. Информационные технологии в юридической деятельности 15.9 MB
  Основы защиты информации: Учебное пособие. Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов принимаемых на различных уровнях власти и управления регулирующих комплекс общественных отношений связанных с созданием и использованием информации и перспективных ИТ. Основные понятия Понятия информации в современной науке и технике Функционирование любой системы управления в технике природе обществе в первую очередь основано на сборе обработке и анализе информации поступающей из окружающей среды...
47809. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ ПАТОГЕНЕЗ 1.56 MB
  Главный критерий болезни нарушение трудоспособности. Болезнь нарушение жизнедеятельности организма вызванное действием чрезвычайных раздражителей характеризуются снижением работоспособности приспособляемости организма к условиям окружающей cреды и одновременным развитием не только патологических но и компенсаторноприспособительских реакций направленных на восстановление нарушенных функций и структур лежащих в основе выздоровления. психический психогенный нормальная или измененная нарушение ВНД сопровожд. Направлены...
47810. Краткий курс лекций по патологической физиологии 1.34 MB
  Патофизиология массы крови. Курс состоит из 33х лекций в которых разбираются вопросы общей патологии этиология патогенез общий адаптационный синдром иммунитет и аллергия воспаление лихорадка и гипертермия и лекций посвященных частной патофизиологии отдельных систем организма крови дыхания кровообращения печени почек пищеварения нервной и эндокринной. Хотя нужно отметить что основная масса показателей может колебаться в определенной степени например температура тела биохимический или клеточный состав крови. Возникает...
47811. Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций 1.74 MB
  Основы физиологии труда. Вредные условия труда. Основные принципы государственной политики в ОТ охране труда. Законодательная база охраны труда в Российской Федерации.
47812. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 2.03 MB
  Потребности как предпосылка производства. Ресурсы и факторы производства Продукт как результат производства фирмы.3 Издержки производства: явные и неявные внешние и внутренние постоянные и переменные
47813. Сборник клинических задач. Лечебное дело 740 KB
  При осмотре влагалищными зеркалами: слизистая оболочка влагалища и шейки матки синюшная. Устанавливается на основании сомнительных и вероятных признаков беременности: отвращение к запахам тошнота отсутствие менструации синюшность слизистой оболочки влагалища и шейки матки увеличение тела матки. Дополнительные методы диагностики беременности: определение ХГЧ гормона хорионического гонодотропина в сыворотке крови и моче; ультразвуковое исследование матки. по величине тела матки 8 недель небеременная матка имеет размер с крупную...