10204

Подпрограммы. Процедуры и функции

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 5 Тема: Подпрограммы. Процедуры и функции Цель работы: отработать навыки использования подпрограмм процедур и функций при написании программного кода. Образцы решения задачи. Задача № 1. Определить количество и сумму цифр в числе. Анализ по...

Русский

2013-03-21

35 KB

10 чел.

Лабораторная работа № 5

Тема: Подпрограммы. Процедуры и функции

Цель работы: отработать навыки использования подпрограмм (процедур и функций) при написании программного кода.

Образцы решения задачи.

Задача № 1. Определить количество и сумму  цифр в числе.

Анализ постановки задачи.

Для решения данной задачи воспользуемся типовым алгоритмом выделения цифр в числе и оформим нахождение суммы и количества цифр в числе в функциях.

Входные данные.  

Число, подлежащее обработке - number (тип – целый).

Выходные данные.

Сумма цифр в числе - sum (тип – целый).

Количество цифр в числе - kol (тип – целый).

Алгоритм.

  1.  Запросить целое число.
  2.  Найти сумму цифр числа (функция summ).
  3.  Найти количество цифр в числе (функция koll).
  4.  Вывести результат на печать.

Текст программы

var

        number : longint;

        sum, kol        : word;

function summ(num : longint):word;

var    s, temp     : word;

begin

  s:=0;

  while num<>0 do

                  begin

                    temp:=number mod 10;

                    s:=s+temp;    {подсчитывается сумма цифр в числе}

                    number:=number div 10

                  end;

  summ:=s;

end;

function koll(num : longint):word;

var     k : word;

begin

  k:=0;

  while num<>0 do

                  begin

                    k:=k+1;    {подсчитывается количество цифр в числе}

                    number:=number div 10

                  end;

  koll:=k;

end;

begin {main}

  writeln(‘Введите целое число’);

  readln(number);

  sum:=summ(number);

  kol:=koll(number);

  writeln (‘sum=  ‘, sum, ‘   kol= ’, kol)

end.

Задача № 2. Определить является  целое число совершенным.

Анализ постановки задачи.

Исходя из определения понятия совершенного числа, будем использовать типовой алгоритм нахождение делителей числа, который запишем в виде функции.

Входные данные.

Число, подлежащее обработке – number (тип - целый).

Выходные данные.

Сумма делителей числа  sum (тип - целый).

Алгоритм.

  1.  Запросить целое число.
  2.  Найти сумму делителей числа (функция delitel).
  3.  Сравнить обрабатываемое число с суммой делителей числа и вывести соответствующее сообщение на печать.

Текст программы

var

          number, sum        : integer;

function delitel (num : longint) :word;

var   s         : word;

       del     : word;

begin

 s:=0;

 for del:= 1 to  num div 2 do

                          if num mod del =0 then s:=s+del;

 delitel:=s;

end;

begin  {main}

  writeln(‘Введите целое число’);

  readln(number);

  sum:= delitel(number);

  if number=sum then writeln(‘Заданное число является совершенным’)

                           else  writeln(‘Заданное число не является совершенным’)

end.

Задания для самостоятельного решения.

Для задач своего варианта лабораторной работы № 4 написать программы с использованием подпрограмм (процедуры или функции).

Контрольные вопросы:

  1.  Что такое функция?
  2.  Назовите особенности организации функций.
  3.  Что такое процедура?
  4.  Как осуществляется вызов функции?
  5.  Где указываются формальные параметры?
  6.  Где указываются фактические параметры?
  7.  Кем определяется количество и тип формальных параметров?
  8.  Возможно ли использование подпрограмм без параметров?
  9.  В чем состоят отличительные особенности организации процедур от функций?
  10.   Должно ли количество фактических параметров совпадать с количеством формальных параметры? Обоснуйте ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56001. Літературний монтаж до дня народження класика світової літературі Шолом-Алейхема 85.5 KB
  Мене радує що ти з великим бажанням взявся за вивчення ремесла Наші мудреці говорили що не соромно здирати шкуру з падалі тільки б не жити милостинею людською. Дорогий тато Сьогодні о пятій шостій годині після обіду я повідомив тобі радісну новину...
56002. Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена 70.5 KB
  Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...
56003. «Серце моє там, де моя батьківщина» Ф.Шопен 65.5 KB
  На фоні музики декламуються вислови митців про Шопена. Шопен хворів стражданнями своєї батьківщини хворів розлукою зі своїми рідними і друзями хворів тугою за вітчизною і своє щире глибоке горе висловив у дивних поетичних звуках.
56004. Дітям про Шопена 150 KB
  МЕТА: показати учням можливості музики у втіленні почуттів людини через жанр інструментальної мініатюрипрелюдії; дати визначення понять ноктюрн скерцо; поглибити знання учнів про життя і творчість ...
56005. Lets Go Shopping 470 KB
  Sit down, please. But I am not your teacher, I am a shop assistant. Today we are going to do the shopping together and I am going to teach you how to do it in the best way. Do you like to go shopping?
56006. At the Shopping Centre 137 KB
  It’s Saturday afternoon and Tina and Tim are shopping with their mother. They go to a big shopping centre. The shopping centre is a big building outside the town. It has got many different types of shops.
56007. SHOPPING 31.5 KB
  You task was to revise the new words and prepare some information about shopping in Great Britain, Ukraine and other counties. You were divided into some groups. So, please at first let’s remind our words, look and try to match.
56008. Shops and Shopping 500.5 KB
  Hello, girls and boys! Nice to meet you how are you feeling today? I hope you are fine and ready to work. Let’s start the class. Today’s lesson will be devoted to shops and shopping.
56009. SHOPS AND SHOPPING 46 KB
  Text, exercises are aimed at learning new vocabulary. Pupils are offered to complete the chart, find true or false sentences, give short answers, put questions to the statements, find the odd word, make up sentences with words, find and correct the mistakes.