10204

Подпрограммы. Процедуры и функции

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 5 Тема: Подпрограммы. Процедуры и функции Цель работы: отработать навыки использования подпрограмм процедур и функций при написании программного кода. Образцы решения задачи. Задача № 1. Определить количество и сумму цифр в числе. Анализ по...

Русский

2013-03-21

35 KB

10 чел.

Лабораторная работа № 5

Тема: Подпрограммы. Процедуры и функции

Цель работы: отработать навыки использования подпрограмм (процедур и функций) при написании программного кода.

Образцы решения задачи.

Задача № 1. Определить количество и сумму  цифр в числе.

Анализ постановки задачи.

Для решения данной задачи воспользуемся типовым алгоритмом выделения цифр в числе и оформим нахождение суммы и количества цифр в числе в функциях.

Входные данные.  

Число, подлежащее обработке - number (тип – целый).

Выходные данные.

Сумма цифр в числе - sum (тип – целый).

Количество цифр в числе - kol (тип – целый).

Алгоритм.

  1.  Запросить целое число.
  2.  Найти сумму цифр числа (функция summ).
  3.  Найти количество цифр в числе (функция koll).
  4.  Вывести результат на печать.

Текст программы

var

        number : longint;

        sum, kol        : word;

function summ(num : longint):word;

var    s, temp     : word;

begin

  s:=0;

  while num<>0 do

                  begin

                    temp:=number mod 10;

                    s:=s+temp;    {подсчитывается сумма цифр в числе}

                    number:=number div 10

                  end;

  summ:=s;

end;

function koll(num : longint):word;

var     k : word;

begin

  k:=0;

  while num<>0 do

                  begin

                    k:=k+1;    {подсчитывается количество цифр в числе}

                    number:=number div 10

                  end;

  koll:=k;

end;

begin {main}

  writeln(‘Введите целое число’);

  readln(number);

  sum:=summ(number);

  kol:=koll(number);

  writeln (‘sum=  ‘, sum, ‘   kol= ’, kol)

end.

Задача № 2. Определить является  целое число совершенным.

Анализ постановки задачи.

Исходя из определения понятия совершенного числа, будем использовать типовой алгоритм нахождение делителей числа, который запишем в виде функции.

Входные данные.

Число, подлежащее обработке – number (тип - целый).

Выходные данные.

Сумма делителей числа  sum (тип - целый).

Алгоритм.

  1.  Запросить целое число.
  2.  Найти сумму делителей числа (функция delitel).
  3.  Сравнить обрабатываемое число с суммой делителей числа и вывести соответствующее сообщение на печать.

Текст программы

var

          number, sum        : integer;

function delitel (num : longint) :word;

var   s         : word;

       del     : word;

begin

 s:=0;

 for del:= 1 to  num div 2 do

                          if num mod del =0 then s:=s+del;

 delitel:=s;

end;

begin  {main}

  writeln(‘Введите целое число’);

  readln(number);

  sum:= delitel(number);

  if number=sum then writeln(‘Заданное число является совершенным’)

                           else  writeln(‘Заданное число не является совершенным’)

end.

Задания для самостоятельного решения.

Для задач своего варианта лабораторной работы № 4 написать программы с использованием подпрограмм (процедуры или функции).

Контрольные вопросы:

  1.  Что такое функция?
  2.  Назовите особенности организации функций.
  3.  Что такое процедура?
  4.  Как осуществляется вызов функции?
  5.  Где указываются формальные параметры?
  6.  Где указываются фактические параметры?
  7.  Кем определяется количество и тип формальных параметров?
  8.  Возможно ли использование подпрограмм без параметров?
  9.  В чем состоят отличительные особенности организации процедур от функций?
  10.   Должно ли количество фактических параметров совпадать с количеством формальных параметры? Обоснуйте ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8008. Процесс обучения 27 KB
  Процесс обучения Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов деятельности и развитие их способностей и наклонностей. Со...
8009. Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти 18.43 KB
  Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти Зміст шкільної освіти не може бути вузьким через те, що особистість, засвоюючи його, готується до збереження і розвитку культури. Тому зміст освіти повинен мати джерела наука, виробничі ...
8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...
8012. Зміст освіти зарубіжної школи 15.94 KB
  Зміст освіти зарубіжної школи Проблема змісту навчання є однією зі стрижневих у теорії та практиці навчання в зарубіжній педагогіці. Уявлення про зміст освіти в зарубіжних школах дає середньостатистичне співвідношення предметів у навчальному плані. ...
8013. Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров 31 KB
  Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров. Цель аттестации - создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывн...
8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...
8016. Психология компьютерных игр 16.94 KB
  Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...