10205

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая

Психология и эзотерика

В дошкольном возрасте эти изменения касаются всех видов и свойств внимания. В целом, ребенок становится более сосредоточенным, у него появляется способность распределять внимание между различными предметами и переключаться с одного сложного объекта на другой.

Русский

2014-11-21

527.5 KB

48 чел.

PAGE  14

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                      3                                                                                                  

  1.  Внимание в игровой деятельности детей

1.1.Понятие внимания                                                                                           5

1.2. Физиологические основы внимания                                                             6

1.3. Основные свойства внимания                                                                       7

1.4. Виды внимания                                                                                              10

1.5. Соотношение видов внимания                                                                     12

1.6. Особенности развития внимания дошкольника                                         12

1.7 Особенности внимания ребенка в игре                                                        13

1.8. Внимание в повседневной жизни ребенка                                                  14

2. Практическое исследование развития внимания в

игровой деятельности старших дошкольников                                                 

2.1. Методы и методология исследования                                                         17

2.2. Анализ и результаты исследования                                                             18

2.3. Выводы по практическому исследованию                                                  26

Заключение                                                                                                           27

Литература                                                                                                            29

                                            

Введение

                                                                      …Внимание есть именно та дверь,

                                                                             через которую проходит все,

                                                                             что только входит в душу человека

                                                                        из внешнего мира.

                                                                                                            К.Д. Ушинский.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Психологическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств. Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

В детском возрасте внимание не устойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. [2;247]

Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.

Так в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяются для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении, вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Что в свою очередь вызывает изменения в формировании ребенка, как личности.

В дошкольном возрасте эти изменения касаются всех видов и свойств внимания. В целом, ребенок становится более сосредоточенным, у него появляется способность распределять внимание между различными предметами и переключаться с одного сложного объекта на другой. Основная линия развития внимания в дошкольном возрасте связана с тем, что все дети в большей мере начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы и явления.

На мой взгляд, проблема «Развития внимания детей в игровой деятельности» актуальна в наши дни, так как развитие внимания влияет на умственное развитие ребенка. А это в свою очередь является одной из составляющих крупиц всестороннего развития личности.

Многие ученые, такие как: Л.В. Черемошкина, И.В. Валентова, Г.А. Хрунтаева, Н.В. Самоукина, Т.И. Бабаева, М.А. Панфилова, Л.Д. Столяренко, Р.С. Немов, Я.Л. Коломинский занимались проблемой развития внимания.

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является: выявить основные пути развития внимания в основном виде деятельности детей дошкольного возраста.

Методы исследования: эксперимент, диагностика, анализ продуктов деятельности детей.

Задачи:

  1.  Раскрыть сущность и специфику внимания в игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  2.  Изучить влияние игровой деятельности на развитие внимания;
  3.  Определить наиболее эффективные пути развития внимания в игровой деятельности;
  4.  Разработать методическое обеспечение по использованию игр, способствующих развитию внимания.

Объект исследования: внимание детей.

Предмет исследования: процесс развития внимания в игровой деятельности.

Гипотеза: действенное использование игровой деятельности влияет на развитие внимания детей.

ГЛАВА 1. ВНИМАНИЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1.1.  Понятие внимания.

Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Внимание обычно не считают особым психологическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.[9;177]

Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования  ретикуляторной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяют утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в  «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности  познавательных процессов. Внимание обуславливает избирательность, сознательный или полусознательный  отбор информации, поступающей через органы чувств. [3;500]

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирований (торможении, игнорировании) других- несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не завершится акт проведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимания может проявляться как в сенсорных, так и в мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами  интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.[8;157-158]

1.2. Физиологические основы внимания.

Как указывал И.П. Павлов, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?».

Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становятся внимательным к тому, от чего можно ждать каких-то  «сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение  оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся… Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаются более мощные системы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется по новому руслу. [6;190]

С этими Павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А. Ухтомским. В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. «Пока доминанта в душе ярка и жива – писал А.А. Ухтомский, – она держит в своей власти поле душевной жизни».

Для того чтобы направить психическую жизнь человека по определенному руслу и удерживать ее в заданном направлении, необходимы не только внутренние психофизические условия, но и внешние. Когда человек во что-то внимательно всматривается, он весь как бы подается к объекту восприятия, глаза широко раскрываются, остальные движения затормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опять-таки четко выражается в мимике внимания. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.[5;178-180]

1.3. Основные свойства внимания.

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого будет зависеть его энергия; определенное направление может удерживаться длительное время, при этом в разных условиях переключение потока  из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью  и требовать неодинаковых усилий; поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или непараллельным дополнительным каналам; на конец, струи этого потока не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания.[9;184-185]

Свойства внимания – объём, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебания, переключаемость. Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются в большем количестве, чем не объединённые.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания  на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.[13;265]

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие ещё больше сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом.[15;154]

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение,  вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное  действие одного итого же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.[8;158-160]

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1.  Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.[11;3]

1.4. Виды внимания.

В самом деле, трудно заставить быть себя внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, в другом – предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать. Фактически речь идет о двух различающихся видах внимания – произвольном и непроизвольном.[9;180]

Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают не волевое и волевое внимание.

Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойственно и животным. Произвольное внимание – специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека. К. Маркс писал: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течении всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании».[10;76]

Итак, непроизвольное внимание- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Предметы, вызывающие в процесс е познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.  Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течении всего процесса деятельности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтоб сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой несет ответственность человек.

Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.[8;161-162]

В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом.[7;116]

1.5. Соотношение видов внимания.

Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.[12;254]

1.6. Особенности развития внимания дошкольника

По сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания в этот период возрастает примерно в 2 раза.  Игры могут длиться более часа, занятия- 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 минут.

Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами.

В 3-5 лет основным средством внимания является внешняя опора (указательный жест, слова взрослого), а в 6-7 лет – речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано:

-с развитием речи

-пониманием значения предстоящей деятельности

-осознанием ее цели

-освоением норм и правил поведения

-со становлением волевого действия

-со способностью сосредотачиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.[7;124]

Большое значение в  развитии внимания детей имеют словесные игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.[14;105]                                                                                                                                                                                                            

1.7. Особенности внимания ребенка в игре

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровое действие носит знаковый (символический характер). Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок постелькой для мишутки. Но он, ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью спичка. «Так не бывает!», – обычная реакция ребенка.[4;519]

Длительность игровых действий также занимает важное место в развитии внимания дошкольников. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 – 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отряжаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной, шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной - трех  с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).[11;4]

1.8. Внимание в повседневной жизни ребенка

«Будь внимательнее!» – эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.   «Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!» – шутит бабушка, наблюдая, как        ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от     конечной цели.

«Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?» – недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

«Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу», – предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.[11;5]

Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.[1;114]

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Методы и методология  исследования

 Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей возрастной группы № 6, дошкольного учреждения №35 г. Лида.

В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:

I – констатирующий.

    Цель: выявить уровень развития внимания у детей данной группы.

  В связи, с чем были проведены следующие методы исследования:

  1.  Проведение диагностики уровня развития произвольного внимания с целью определения объема внимания старших дошкольников
  2.  Беседа с целью изучения уровня развития внимания на данном этапе

II – формирующий.

  Цель: развивать внимание старших дошкольников в игре.

На данном этапе было проведены игры для развития:

      - слухового внимания

      - зрительного внимания

      - произвольного внимания

      - активного внимания  

       - моторно-двигательного внимания

       III – контрольный.

Цель: определить уровень развития внимания после проведенной работы, проанализировать полученные данные по итогам двух предыдущих этапов.

На данном этапе было проведена повторная диагностика уровня развития произвольного внимания с целью выявления положительных или отрицательных результатов после проведенной работы.

2.2.Анализ и результаты исследования

В рамках исследования в д/у № 35, в старшей группе № 6 был проведен эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Констатирующий этап.

На констатирующем этапе, с детьми данной группы я проводила диагностику уровня развития произвольного внимания.

Цель методики: определить объем внимания старшего дошкольника.

  1.  В приложении №1 нарисованы квадраты с разным количеством точек – это экспериментальный материал.
  2.  В приложении №2 нарисованы квадраты без точек. Это бланки ответов испытуемого.
  3.  Подготовить рабочее место испытуемого, секундомер и карандаш.

Порядок работы:

  1.  Испытуемого необходимо познакомить с задачами с помощью следующей инструкции: «Сейчас я буду показывать тебе карточки. На каждой карточке нарисованы точки. Ты должен запомнить их расположение».
  2.  Карточки показываются последовательно, по одной, каждая – в течение 1 секунды.
  3.  После того, как все 8 карточек будут показаны испытуемому, этот процесс необходимо повторить.
  4.  После этого перед испытуемым раскладываются бланки ответов- 8 чистых карточек, на которых он должен отметить расположение точек.

Инструкция испытуемому: «Постарайся как можно быстрее отметить, где были нарисованы точки на первом квадрате, затем – на  втором и т.д. Отмечай все, что ты запомнил».

  На заполнение всех бланков ответов дается не более 20 секунд.

При подведении итогов я учитывала только правильно отмеченные точки. Для того чтобы оценить уровень развития объема внимания старших дошкольников, мне необходимо было выбрать такие два бланка ответов испытуемого, где все точки были отмечены правильно. Далее было необходимо определить сумму правильно отмеченных точек на этих двух карточках.

Для того чтобы ясно увидеть результаты, использовалась шкала оценивания от 1 до 8.

8 – наивысший объем внимания – 16 точек на двух карточках

7 – очень  высокий объем внимания – 15 точек на двух карточках

6 – высокий объем внимания – 13  точек на двух карточках

5 – выше среднего объем внимания – 12 точек на двух карточках

4 – средний  объем внимания – 11 – 9 точек на двух карточках

3 – ниже среднего объем внимания – 6 точек на двух карточках

2 – низкий объем внимания – 4 точки на двух карточках

1 – очень низкий объем внимания – 3 точки на двух карточках

Результаты диагностики уровня развития произвольного внимания можно оформить в виде следующей таблицы:                                              

Таблица №1

Количество детей – 18

Уровень развития внимания в группе №1

Уровень развития внимания в группе №2

Экспериментальная группа №1

Контрольная группа №2

1.Алексей О.

1.Илья С.

6

3

2.Данила А.

2.Саша И.

3

4

3.Ксюша А.

3.Оля М.

4

5

4.Максим Ш.

4.Катя Д.

2

3

5.Полина К.

5.Паша Б.

6

3

6.Настя Р.

6.Женя Л.

3

4

7.Андрей Р.

7.Юля А.

4

6

8.Артем В.

8.Ксюша М.

3

4

9.Карина В.

9.Настя П.

4

2

Оценка результатов диагностики (сумма набранных баллов)

35

34

Исходя из полученных результатов, я могу сделать вывод о том, что отличие в  уровне развития произвольного внимания двух групп на данном этапе практически незаметно. Для того получить более точную информацию я провела беседу на тему: «Что ты знаешь о себе?».

Беседа с целью изучения уровня развития внимания на данном этапе также очень помогла мне в работе. Беседа проводилась индивидуально.

Вопросы для беседы:

  1.  Назови свою фамилию и имя.
  2.  Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3.  Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
  4.  У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
  5.  Сколько тебе лет?
  6.  Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
  7.  Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром  или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
  8.  Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  9.  Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка?
  10.  Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  11.   Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  12.   Почему снег бывает зимой, а не летом?
  13.   Что делает почтальон, врач, учитель?
  14.   Ты сам (а) хочешь пойти в школу?
  15.   Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  16.   Каких животных ты знаешь?
  17.   Каких ты знаешь птиц?
  18.   Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха?
  19.   Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?   

Ответы детей после проведенной беседы я оценивала следующим образом:

- за правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных).

- ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

- правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Мама Таня, папа работает на работе».

- к контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 19. они оцениваются следующим образом:

№5 – если ребенок может вычислить, сколько ему лет – 1 балл, если он называет года с учетом месяцев – 3 балла;

№8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный – 1 балл;

№19 – за правильный ответ – 2 балла.

Оценка результатов беседы: если ребенок получает 20 – 23 баллов, он считается школьно-зрелым, среднезрелыми являются дети, набравшие в результате беседы – 17 – 23 балла, низкий уровень психосоциальной зрелости имеют дети, набравшие 13 – 17 баллов.

Таким образом, я зафиксировала и отобразила уровень психосоциальной зрелости, влияющий на развитие внимания детей в таблице №2:

Таблица №2

Количество детей – 18

Количество баллов в группе №1

Количество балов в группе№2

Экспериментальная группа №1

Контрольная группа №2

1.Алексей О.

1.Илья С.

23

14

2.Данила А.

2.Саша И.

14

19

3.Ксюша А.

3.Оля М.

18

21

4.Максим Ш.

4.Катя Д.

13

14

5.Полина К.

5.Паша Б.

22

14

6.Настя Р.

6.Женя Л.

17

17

7.Андрей Р.

7.Юля А.

19

22

8.Артем В.

8.Ксюша М.

16

18

9.Карина В.

9.Настя П.

17

13

Оценка результатов беседы (сумма набранных баллов)

159

152

Результаты таблицы №2 подтвердили выводы, сделанные на основе таблицы №1.Обработав полученные данные, я составила диаграмму уровня развития внимания детей  данной группы на констатирующем этапе:

Диаграмма № 1

  Таким образом, можно говорить о том, что у ребят слабо сформировано произвольное внимание. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным.  Различного рода отвлечения (такие как: смотрит в окно, разговаривает с соседом, играет с пальцами) затормаживают развитие основных свойств внимания (объема, переключения, распределения, концентрации, устойчивости).

Формирующий этап:

На данном этапе было проведены игры для развития:

      - слухового внимания

      - зрительного внимания

      - произвольного внимания

      - активного внимания

      - моторно-двигательного

С целью практической реализации исследуемой мною проблемы я провела ряд методик формирующего эксперимента в экспериментальной группе №1. Для оценки влияния игровой деятельности на формирование отдельных свойств внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость) я проводила следующие игры: «Добавь слово», «Какого предмета в ряду не хватает?», «Найди одинаковые предметы», «Самолет-ракета-аэродром», «Что зазвучало?», «Ухо-нос», «Послушай и воспроизведи», «Запрещенное движение», «Лабиринт», «Найди различия в картинках».

(Приложение №3)

Контрольный этап:

Целью контрольного этапа стало: определение уровня развития внимания после проведенной работы, проанализировать полученные данные по итогам двух предыдущих этапов.

С этой целью, повторно мною была проведена диагностика уровня развития внимания в контрольной и экспериментальной группе.

Диагностика показала, что у экспериментальной группы №1 произошли заметные изменения.

Динамика свойств внимания в ходе экспериментального формирования с помощью игры дала следующие результаты:

Диаграмма№2

Анализ и систематизация результатов в диаграмму показал, что средний объем внимания по данному подбору игр испытуемых увеличился, но это увеличение незначительно. По всей видимости, это связано с тем, что проведенные мною игры имели преимущественно ориентацию на развитие других свойств внимания. Кроме того, диагностика объема внимания предполагает использование кратковременной памяти дошкольников, которая у них опирается на механизм запечатления, носит механический характер, и произвольные механизмы кратковременной памяти слабо развиты.

Данные об изменении устойчивости внимания в результате эксперимента

показали, что время выполнения задания при обследовании после проведения эксперимента в группе №1 значительно уменьшилось по сравнению со временем выполнения участников группы №2. Следовательно, устойчивость внимания в экспериментальной группе заметно увеличилась. Это четко прослеживается в таблице №3.                                                               Таблица №3

Количество детей – 18

Уровень развития внимания в группе №1

Уровень развития внимания в группе №2

Экспериментальная группа №1

Контрольная группа №2

1.Алексей О.

1.Илья С.

6

3

2.Данила А.

2.Саша И.

4

4

3.Ксюша А.

3.Оля М.

6

5

4.Максим Ш.

4.Катя Д.

3

3

5.Полина К.

5.Паша Б.

6

3

6.Настя Р.

6.Женя Л.

4

4

7.Андрей Р.

7.Юля А.

5

6

8.Артем В.

8.Ксюша М.

3

4

9.Карина В.

9.Настя П.

5

2

Оценка результатов диагностики (сумма  баллов)

42

34

Если объем внимания в экспериментальной группе у некоторых детей не изменился, то устойчивость внимания изменилась у всех испытуемых, что свидетельствует об эффективности подобранных мною игр.

 После эксперимента у всех детей также уменьшилось время выполнения

задания при обследовании концентрации внимания, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии заданий и организованной мной игровой деятельности дошкольников на концентрацию внимания.

2.3.Выводы по практическому исследованию

В результате проведенного мною эксперимента можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. С помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.

Наибольшее влияние специально организованной игровой деятельности проявилось в таких свойствах внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Тем самым традиционные формы дошкольного обучения и воспитания, не предусматривающие никаких видов и форм детской игры, с моей точки зрения, не могут быть признаны адекватными для систематического обучения детей шестилетнего возраста. Другими словами, принципиальная возможность введения систематического обучения, отведение значительного места играм – это важный момент в развитии ребенка.

Заключение

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Развитие внимания ребенка, несомненно, одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников. Ведь внимание является одним из уникальных свойств психики, без него невозможна работа памяти, мышления.

Дошкольное детство является наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра. С помощью специально организованной деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания. В игровой деятельности у ребенка происходит всестороннее развитие. С помощью игры у ребенка развивается речь.

Ученые психологи считают, что проявлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Значит, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок 5 – 6-летнего возраста просить постоянно называть вслух, то что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течении довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Старшим дошкольникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в начальное звено школы. Этот переход заслуживает самого серьезного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у ребят ЗУНов.

Следует учитывать и то, что возможности волевого регулирования внимания в старшем дошкольном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения. Мотив – это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свое занятие интересным и занимательным.

Именно поэтому и родители, и педагоги должны постоянно помнить о том, что интеллектуальные способности – это багаж, с которым ребенок выйдет во взрослую жизнь. И помочь ему, конечно же, должны взрослые.  

Литература

  1.  Валентова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Мн: университетское 1999
  2.  Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.1977
  3.  Выготский  Л.С. Развитие высших психических функций. М.1960
  4.  Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. М. 1956
  5.  Гюнтер Клаус  Введение в дифференциальную психологию учения. М.1987
  6.  Доналдсон  М. Мыслительная деятельность детей. М.1985
  7.  Дыгун М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения. Часть 2. Мн: Жасскон 2005                 
  8.  Коломинский Я.Л. Детская психология. Мн: 1988
  9.  Коломинский Я.Л. Человек: психология. Мн: университетское 1998
  10.  Крутецкий В.А. Психология. М: просвещение 1986
  11.  Минюрова С.А.http: //adalin.mospsy.ru
  12.  Мухина В.С. Детская психология. М: просвещение 1985
  13.  Немов  Р.С. Психология. М.1997
  14.  Новоселова С.Л.  Игра дошкольника М: Просвещение 1989                                                                                                                                                                                                          
  15.  Столяренко Л.Д.Основы психологии. Издательство: Феникс 1996
  16.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей.                  Ярославль: академия развития. 1996

Приложение 1

 .

 . 

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

Приложение 2

Приложение №3

Игра «Добавь слово»

Цель: развивать активное внимание.

Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Игра «Какого предмета в ряду не хватает?»

Цель: развивать зрительную внимание и память детей.

Материал: карточки с изображением предметов, расположенных в ряд

На первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов: овощи, фрукты, игрушки, транспортные средства, мебель. На следующей странице в каждом из рядов какого-то предмета не хватает. Ребенок должен внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем педагог переворачивает страницу и просит посмотреть ребенка на ряд тех же предметов, очень внимательно и ответить на вопрос: «Какого предмета в ряду не хватает?»

Задание для ребенка можно несколько изменить.

Ребенку сначала предлагаем посмотреть внимательно на ряд картинок на первой странице. А перевернув страницу, просим его также внимательно посмотреть на ряд этих же предметов и ответить на вопрос: «Что еще появилось?» или «Что изменилось?»

Подвижная игра «Самолет-ракета-аэродром»

Цель: развивать моторно-двигательное внимания детей.

Дети становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Воспитатель становится лицом к детям. Проговаривая, выполняет движения руками. Ребята должны правильно повторить движения.

«Самолет!»- руки в стороны

«Ракета!»- руки вверх, прижаты к голове

«Аэродром!»- присесть на корточки

После – игра усложняется. Воспитатель нарочно путает детей: показывает одно движение и одновременно называет другое. Например, говорит: «Самолет!» и приседает на корточки.

Кто сбивается – тот выходит из игры и следит за правильностью выполнения движений.

Игра «Что зазвучало?»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что зазвучало.

Игра «Ухо-нос»

Цель: развивать моторно-двигательное внимание.

Ребенок слушает команду: «Ухо!» и дотрагивается до уха, «Нос!» – дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

Игра «Послушай и воспроизведи»

Цель: развитие слухового внимания.

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие зрительного внимания.

Ребенок должен пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

Игра «Найди различия в картинках»

Цель: развитие произвольного внимания.

Ребенку читают стихотворение и просят выполнить задание, а потом дают картинки. Если он затрудняется, то предлагают лучше рассмотреть картинки, а также помогают наводящими вопросами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59436. Cценарій: В осінні шати-барви вдяглися ліси й поля 45 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про рідну природу, вчити бачити і розкривати красу навколишнього світу; заохочувати дітей до творчості; розвивати мовлення, мислення дітей; формувати вміння визначати настрій твору...
59437. Сценарій. Тарас Шевченко - провісник долі України 78 KB
  Як досяг чим завоював цю славу найбезправніший солдат Російської імперії найбільшої і найжахливішої вязниці народів яку тільки знала історія СЛОВОМ II ведучий.
59438. Шкільний захід, присвячений О.С. Пушкіну і Н.М. Гончаровій: А душу Твою люблю я ще більше твого лиця... 75.5 KB
  В багатьох художніх творах і літературних працях Наталія Миколаївна зображалась безсердечною пустою легковажною красунею любителькою балів і інших світських розваг. Плакав вітер безсило кидаючись у вікна петербурзької квартири...
59439. Сценарій: Відкрите серце для добра 33.5 KB
  У нас можна допомагати один одному гратись сміятись казати правду фантазувати і творити казати тільки добрі слова дружити. Сьогодні я пропоную пограти в гру Чарівні слова€.
59440. Сценарій свята: Наша мова солов’їна 96 KB
  Поетична грань живе у слові, і слово немислиме без неї, як немислима річка без води. “Рідна мова дорога людині як саме життя” – говорить народна мудрість. Адже без мови не може існувати народ та його культура. Рідне слово порівнюють з хлібом, мову називають солов’їною, дивом калиновим.
59441. Сценарій свята: Україно! Це твої символи 30 KB
  Ознайомити учнів з історією України її символами виховувати в них національну свідомість розуміння своєї причетності до долі України. Карта України Акт проголошення незалежності на плакатах зображення герба України прапора на столі хліб на вишитому рушнику...
59442. Сценарій: Урок математики з інсценуванням та елементами гри 58.5 KB
  І знову дзвоник запрошує в клас, У царство логіки, краси і сили. Багато тут цікавого для нас У зоряні хвилин ми відкрили.
59443. Сценарій вечора на тему: “А нумо, хлопці”, присвячений Дню Вітчизни 32 KB
  В змаганнях приймає участь вся команда Кожний учасник дістає по чотири дощечки. Перемагає та команда яка швидше прийшла до фінішу. В його відсутності команда противника договорюється що будуть робити показувати. Повернувшись він відгадує що протилежна команда показує городні роботи.
59444. Сценарій вечора на тему: Нумо, дівчата 37 KB
  Стрибок через козла ноги нарізно біг по колоді біг по коридору з 6 обручів на віддалі 23 м два кувирки вперед біг стрибки з скакалкою. €œВеселі старти Стрибки з скакалкою: 1. Стрибки і біг з перешкодами: Стрибок через козла кувирок вперед...