10224

Среда программирования Delphi

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 1 Среда программирования Delphi Цель работы: изучить главные части рабочей среды программирования и основные части программы созданной в Delphi, научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложении; познакомиться с компонентами классов...

Русский

2013-03-24

97.5 KB

16 чел.

Лабораторная работа № 1

Среда программирования Delphi

Цель работы: изучить главные части рабочей среды программирования и основные части программы, созданной в Delphi; научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windows-приложении;  познакомиться с компонентами классов TButton и TLabel.

Структура среды программирования Delphi 

Среда программирования Delphi состоит из нескольких отдельно расположенных окон. К этому стилю, называемому Single Document Interface (SDI),  относятся еще такие приложения, как Paint, калькулятор, Notepad, таблица символов и др. Стиль MDI (Multiple Document Interface)  определяет особый способ управления нескольких дочерних окон внутри одного большого окна (Microsoft Word, Microsoft  Excel и др.).

Основные составные части среды программирования 

  •  Дизайнер Форм (Form Designer)
  •  Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)
  •  Палитра Компонентов (Component Palette)
  •  Инспектор Объектов (Object Inspector)
  •  Панель с кнопками быстрого доступа (Speed Bar)
  •  Справочник (On-line help)

Переключение между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (далее Редактор) осуществляется клавишей F12 или мышью. На рисунке 1 показан внешний вид Дизайнера Форм и окна Редактора.

Рис 1. Дизайнер форм и окна редактора.

Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое заполняется всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонентов.  Для использования Палитры Компонентов просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов, и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

Рис. 2. Палитра компонентов.

Палитра Компонентов использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок - Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если щелкнуть мышью на одну из закладок, то можно перейти на следующую страницу Палитры Компонентов. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Win32 есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу - TabControl, PageControl).

Слева от Дизайнера Форм обычно располагается Инспектор Объектов. Информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Каждый компонент является настоящим объектом и можно менять его параметры вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий.

Страница событий связана с Редактором; если дважды щелкнуть мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы имеете возможность добавить код обработчика данного события.

Последняя важная часть среды Delphi - Справочник (on-line help). Для доступа к этому инструменту нужно просто выбрать в системном меню пункт Help и затем Contents.  Справочник является контекстно-зависимым; при нажатии клавиши F1, Вы получите подсказку, соответствующую текущей ситуации. Например, находясь в Инспекторе Объектов, выберите какое-нибудь свойство и нажмите F1 - Вы получите справку о назначении данного свойства. Если в любой момент работы в среде Delphi возникает неясность или затруднение - жмите F1 и необходимая информация появится на экране.

Задание для обучения.

Изучим Инспектор Объектов, используемый для изменения характеристик любого объекта, помещенного на форму, и для изменения свойств самой формы.

  1.  Для начала откройте новый проект, выбрав пункт меню File | New Project.
  2.  

  1.  Затем положите на форму объекты TMemo, TButton, и TListBox, задав размеры мышкой, как показано на рисунке.
  2.  Теперь выберите один из объектов и перейдите в Инспектор Объектов. Изменяя численные значения свойств Width, Height, Left, Top следите за выбранным компонентом.

  1.  Теперь нажмите клавишу <Shift> и щелкните на TMemo и затем на TListBox. Теперь оба объекта имеют по краям маленькие квадратики, показывающие, что объекты выбраны. Выбрав два или более объектов одновременно, можно выполнить большое число операций

над ними. Например, передвигать по форме. Затем попробуйте выбрать пункт меню Edit | Size и установить оба поля Ширину(Width) и Высоту(Height) в Grow to Largest, как показано на

рисунке. Теперь оба объекта стали одинакового размера.

  1.  Затем выберите пункт меню Edit | Align и поставьте в выравнивании по горизонтали

значение Center (см. рисунок).

Поскольку Вы выбрали сразу два компонента, то содержимое Инспектора Объектов изменится - он будет показывать только те поля, которые являются общими для объектов. Это означает то, что изменения в свойствах повлияют не на один, а на все выбранные объекты.

  1.  Рассмотрим изменение свойств объектов на примере свойства формы Color. Есть три способа изменить его значение в Инспекторе Объектов. Первый - просто напечатать имя цвета (clRed) или номер цвета. Второй путь - нажать на маленькую стрелку справа и выбрать цвет из списка. Третий путь - дважды щелкнуть на поле ввода свойства Color. При этом появится диалог выбора цвета.
  2.  Свойство Font работает на манер свойства Color. Чтобы это посмотреть, сначала выберите свойство Font для объекта TMemo и дважды щелкните мышкой на поле ввода. Появится диалог настройки шрифта, как показано на рисунке.

 

Выберите, например, шрифт New Times Roman и установите какой-нибудь очень большой размер, например 72. Затем измените цвет фонта с помощью ComboBox’а в нижнем правом углу окна диалога. Когда Вы нажмете кнопку OK, Вы увидите, что вид текста в объекте TMemo радикально изменился.

В завершение дважды щелкните на свойство Items объекта ListBox. Появится диалог, в котором Вы можете ввести строки для отображения в ListBox. Напечатайте несколько слов, по одному на каждой строке, и нажмите кнопку OK. Текст отобразится в ListBox'е.

Сохранение программы 

Первый шаг - создать поддиректорию для программы. Лучше всего создать директорию, где будут храниться все Ваши программы и в ней - создать поддиректорию для данной конкретной программы. Например, Вы можете создать директорию MYCODE и внутри нее - вторую директорию TIPS1, которая содержала бы программу, над которой Вы только что работали.

После создания поддиректории для хранения Вашей программы нужно выбрать пункт меню File | Save Project. Сохранить нужно будет два файла. Первый - модуль (unit), над которым Вы работали, второй - главный файл проекта, который "владеет" Вашей программой. Сохраните модуль под именем Main.PAS и проект под именем Tips1.DPR. (Любой файл с расширением PAS и словом “unit” в начале является модулем.)

Z-упорядочивание 

Еще несколько возможностей Инспектора Объектов и Дизайнера Форм.

Создайте новый проект. Поместите на форму объект TMemo, а затем TEdit так, чтобы он наполовину перекрывал TMemo, как показано на рис.13. Теперь выберите пункт меню Edit | Send to Back, что приведет к перемещению TEdit вглубь формы, за объект TMemo. Это называется изменением Z-порядка компонент. Буква Z используется потому, что обычно математики обозначают третье измерение буквой Z. Так, X и Y используются для обозначения ширины и высоты, и Z используется для обозначения глубины.

Если Вы “потеряли” на форме какой-то объект, то найти его можно в списке Combobox’а, который находится в верхней части Инспектора Объектов.

TButton и завершение программы

Поместите кнопку TButton в нижнюю часть формы. Теперь растяните Инспектор Объектов так, чтобы свойства Name и Caption были видны одновременно на экране. Теперь измените имя кнопки на Terminate. Заметьте, что заголовок (Caption) поменялся в тот же момент. Такое двойное изменение наблюдается только если ранее не изменялось свойство Caption.

Текст, который Вы видите на поверхности кнопки - это содержимое свойства Caption, свойство Name служит для внутренних ссылок, Вы будете использовать его при написании кода программы. Если Вы откроете сейчас окно Редактора, то увидите следующий фрагмент кода:

TForm1 = class(TForm)
   Edit1: TEdit;
   Memo1: TMemo;
   Terminate: TButton;
private
   { Private declarations }
public
   { Public declarations }
end;

В этом фрагменте кнопка TButton называется Terminate из-за того, что Вы присвоили это название свойству Name. Заметьте, что TMemo имеет имя, которое присваивается по умолчанию.

Перейдите на форму и дважды щелкните мышкой на объект TButton. Вы сразу попадете в окно Редактора, в котором увидите фрагмент кода вроде этого:

procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);
  begin

  end;
 

Данный код был создан автоматически и будет выполняться всякий раз, когда во время работы программы пользователь нажмет кнопку Terminate. Таким образом, Вы создали обработчик события одиночного нажатия на кнопку. Вдобавок, Вы можете видеть, что определение класса в начале файла теперь включает ссылку на метод TerminateClick:

TForm1 = class(TForm)
  Edit1: TEdit;
  Memo1: TMemo;
  Terminate: TButton;
procedure TerminateClick(Sender: TObject);
   private
    { Private declarations }
   public
    { Public declarations }
   end;
 

Изначально Вы смотрите на кнопку на форме. Вы делаете двойной щелчок на эту кнопку, и соответствующий фрагмент кода автоматически заносится в Редактор.

Теперь самое время написать строчку кода. Это очень простой код, состоящий из одного слова Close:

procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);
begin
  Close;
end;

Когда этот код исполняется, то главная форма (значит и все приложение) закрывается. Для проверки кода запустите программу и нажмите кнопку Terminate. Если все сделано правильно, программа закроется и Вы вернетесь в режим дизайна.

Задания на разработку:

1. Создайте приложение, которое завершает работу при нажатии на кнопку (см. описание выше).

2. Создайте приложение, в котором при нажатии на кнопку выводится информация на форму.

1. Поместите на форму кнопку TButton и компонент TLabel (страница Standard Палитры Компонентов).
2. Задайте новые уникальные имена этим объектам.
3. Создайте обработчик события одиночного нажатия на кнопку.
4. В Редакторе кода в процедуре обработки события задайте

Имя_объекта_TLabel.Caption :='Hello World!'

5. Сохраните проект с уникальным именем в отдельной папке и запустите приложение.

Таким образом, при нажатии на кнопку на форме выведется надпись 'Hello World!'.

3. Создайте приложение, в котором при нажатии на кнопку изменяются размеры и положение данной  кнопки на форме.

4. Создайте приложение, в котором по нажатии на кнопки показывается и скрывается объекты TMemo и TEdit.

Контрольные вопросы

  1.  Каковы основные составные части среды программирования, их предназначение и функции?
  2.   Какими способами можно задать свойства компонентов?
  3.  Как задать обработчик какого-либо события в Delphi?
  4.  Какова структура проекта Delphi?
  5.  Каким образом происходит  работа с группой компонентов? Каково предназначение пунктов меню Меню Edit | Size и Edit | Align?
  6.  В чем заключается Z-порядок компонент?
  7.  Каково назначение компонентов TButton и TLabel?
  8.  Опишите структуру и назначение свойств Name, Caption, Width, Height, Left, Top, Font, Color, Items.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41059. Право та порядок зарахування військовослужбовців на речове забезпечення 93.5 KB
  Забезпечення речовим майном особового складу військової частини Забезпечення речовим майном військовослужбовців строкової служби та військовослужбовців які проходять службу за контрактом†Для студентів спеціальності €œОрганізація об’єднаного забезпечення в наземних військах та...
41060. Порядок забезпечення речовим майном офіцерів, прапорщиків та військовослужбовців жінок 208.5 KB
  €œОрганізація речового забезпечення Забезпечення речовим майном особового складу військової частини €œЗабезпечення речовим майном офіцерів прапорщиків та військовослужбовцівжінок†Для студентів спеціальності “Організація об’єднаного забезпечення в наземних військах та авіації
41061. Організація правильної експлуатації, збереження і своєчасного ремонту речового майна 93.5 KB
  Експлуатація та ремонт речового майна €œОрганізація експлуатації та збереження речового майнаâ€.Ознайомити студентів з загальними положеннями щодо організації правильної експлуатації збереження та своєчасного ремонту речового майна.Розширити та поглибити теоретичні знання студентів з питань організації та порядку переведення речового майна із однієї категорії в іншу та порядку списання речового майна.
41062. Значення лазнево-прального обслуговування. Перелік робіт та послуг які відносяться до лазнево-прального обслуговування 135 KB
  Лазневопральне обслуговування має на меті організацію гігієнічної помивки особового складу своєчасне прання білизни дезінфекцію і хімічне чищення обмундирування і спеціального одягу. Лазневопральне обслуговування військових частин кораблів установ і закладів включає: організацію регулярної щотижневий помивки в лазні солдатів матросів сержантів і старшин термінової служби курсантів військовоморських і військових училищ суворовців і нахімовців а також військовозобов'язаних під час проходження ними зборів з обов'язковою зміною...
41063. Звітність військової частини по речовій службі 72 KB
  Для підтримання високого рівня бойової і мобілізаційної готовності, створення нормальних умов життя і побуту особового складу військ, Збройні Сили України отримують від народного господарства озброєння, техніку та інші види матеріальних засобів
41064. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ИМИДЖЕЙ 359 KB
  Имидж политика, как правило, создается на основе ожиданий целевой группы электората. Важно сформировать необходимое восприятие политического деятеля в массовом сознании. При этом не менее важным является и процесс поддержания политического имиджа, так как созданный образ может искажаться со временем в силу определенных причин.
41065. Загальні положення по речовому забезпеченню у воєнний час 111.5 KB
  Від своєчасного та повного забезпечення особового складу речовим майном багато в чому залежить збереження здоров’я та сил військовослужбовців та підтримання їх боєздатності. Без відомого мінімуму предметів речового майна неможлива бойова діяльність людей.
41066. Робота начальника речової служби при підготовці та в ході бойових дій 104 KB
  Оснащення Збройних Сил новими видами зброї, бойовою технікою пред'являє підвищені вимоги до організації їхнього тилового забезпечення, у тому числі забезпечення речовим майном