10232

История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания

Научная статья

Педагогика и дидактика

История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749–814 и Алкуин 735–804 ко...

Русский

2013-03-24

28.34 KB

11 чел.

История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания

Меньшиков В. М.

Раннее Средневековье 
VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание. 

В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование. 

Народное воспитание – это воспитание большинства населения Западной Европы, воспитание земледельцев и ремесленников, которое осуществлялось в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях. 

Рыцарское (военное) воспитание в своей классической форме сложилось в Х–XI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью. 

Воспитание дворянской женщины помимо освоения чисто женских занятий (рукоделие, вышивание и т.д.) предполагало и обучение. Оно давалось либо в монастырях (воспитание девочек из богатых семей в монастырях было обычной практикой того времени), либо под руководством священника. 

Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной  жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак. 

В этот период не только складывается новая организация образования, в которой просматривается будущая целостная система образования от элементарной школы до высшей и значительно расширяется само образование, но и предлагаются   новые технологии обучения. 

Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали  учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения. 

«Изучением латыни (основного языка письменности) начинается новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики,  с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка – от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темы». После этого приступали к чтению латинских авторов. 

Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры»

При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе. 

Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой  школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы. 

В школах, дающих более высокое образование, наряду с запоминанием, широко использовался вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут. 

Для средневекового образования большое значение имели сочинения Алкуина по богословию и философии, его учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались  одними из главных учебников вплоть до эпохи Возрождения. 

Таким образом, благодаря деятельности Карла, Алкуина и других деятелей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образования, благодаря которому  была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования. Благодаря трудам Алкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образования. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. Расширение образования  было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему  средневекового  общества. 

Среднее Средневековье: становление школы как автономного социального института в Западной Европе. Схоластика 

С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества. 

Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др. 

Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Один из видных представителей схоластики. Оказал большое влияние на развитие средневековой педагогической мысли, прежде всего формированием представлений об идеальном человеке. 

Пьер Абеляр (1079–1142). Философ и поэт. Открыл в 1113 г. школу. Один из видных основоположников схоластики и создатель идеала добродетельного человека. 

Гуго Сен-Викторский (1097–1141). Автор дидактических трудов, наиболее известным из которых является «Дидаскалион». Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п. 

Иоанн Селсберийский (ок. 1115–1180). Был сторонником широкого изучения античного наследия. Большое значение придавал изучению грамматики, которая должна была являться, по его мнению, основой всего содержания обучения. Писал о путях, условиях, методах и средствах обучения. 

Альберт Великий (1193–1280). Автор трактата «Об обучении детей благородных особ». В нем он показал содержание, формы и методы воспитания знатных людей. 

Роджер Бэкон (ок. 1214–1292/94). Один из основоположников индуктивного и экспериментального методов познания. Его идеи оказывали заметное влияние на развитие индуктивной философии, а  через них и на практику обучения. 

Винсент из Бове (ок. 90 гг. ХП в. – ок. 1264). Автор знаменитого педагогического трактата «О наставлении детей знатных граждан», в котором он изложил основы системы воспитания и обучения ребенка, их содержание и методы. 

Филипп Наварский (1195 – ?). Известен своей книгой «Четыре возраста Человека», в которой изложил свои взгляды на воспитание человека. 

Фома Аквинский (1225/26–1274). В своих философско-теоретических сочинениях отразил идеологию и мировоззрение западноевропейского общества этого периода, дал целостную систему схоластического знания. Его труды имели основополагающее значение для разработки содержания образования и  многих проблем воспитания и обучения в Западной Европе. 

Эгидий Римский (1245/47–1316). Автор одного из знаменитых педагогических трудов «О правлении государей», в которой oн представил систему воспитания и  обучения детей от рождения  до совершеннолетия. 

В трудах этих деятелей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образования и воспитания, соответствующей новым социальным условиям. Отсюда  идеи необходимости построения образования в соответствии с конкретными социокультурными условиями, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка,  выработка нового содержания образования, идеалом которого стала схоластика. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического  знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый ряд новых предметов. 

Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших. Отметим, что большинство великих деятелей культуры Европы того времени вышли именно из церковных школ: Николай Кузанский, Николай Коперник и др. С другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в Салерно Константином Африканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, которая получила право выдавать патент на осуществление  медицинской деятельности. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви. 

Народные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями. 

Гильдейские и цеховые (ремесленные) школы  стали открываться с упрочением гильдий и цехов. Они давали более широкое, чем в народной школе, образование. Большое внимание здесь уделялось изучению  латинского языка, который, будучи международным языком того времени, был необходим купцам для торговли. Давались здесь и специальные знания, например по бухгалтерии. 

Ученые школы давали общее образование. Хотя здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского языка, знание которого позволяло учиться в университете. 

Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения (хотя нередко в университетах царил консерватизм)

Обычно университет состоял из нескольких факультетов. Но обязательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский. 

На артистическом факультете изучали семь свободных  искусств; основу содержания  образования на высших факультетах составляли: на богословском – Библия, труды отцов церкви и философов, особенно Аристотеля; на юридическом  – церковное право и законы Юстиниана; на медицинском – труды Авицены. 

Вначале человек поступал на артистический факультет, на котором учился в течение нескольких лет и последовательно сдавал экзамены на звание бакалавра и магистра. После этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов  и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины. 

В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов. 

Значение университета  в жизни города было велико, так как университет являлся центром культуры, да и давал определенные материальные выгоды. Авторитет его был высок. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию. 

Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты. 

Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета. 

Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их  управление  осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций. 

Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ  в Оксфорде и Кембридже. Главным отличием английских университетов от других состояло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека. 

Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. В то же время в Западной Европе, начиная с XII – XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения. 

Таким образом, с XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ  (народные, цеховые, гильдейские), «средних»(ученые школы) и «высших» школ (университеты). 

Существенно изменились, усовершенствовались либо были созданы вновь и технологии обучения, особенно в ученой и высшей школе. Так, в ученой школе стали появляться элементы наглядности, занимательности. С XIII в. в школе стали применять новые методы обучения. В этот период «активно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности; более широкое использование наглядности (в частности, иллюстрации задач в учебниках Фибоначчи), широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения; широко использовалась стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание». 

Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты. 

Лекции были двух видов – «обязательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения... Преподавателям запрещалось диктовать слушателям свои объяснения, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты – полагаться на свою память. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание». 

Диспуты были частым и значимым явлением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. Существовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или  сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи. 

Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени. 

Технологии обучения были тесно связаны с организацией образования и, в зависимости от форм обучения были различны: так, в итальянских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских – индивидуальная работа. 

Таким образом, рождение городов и городской культуры привело к появлению наряду с традиционной  церковной – новой, автономной системы  образования, благодаря чему,  по сути, сложилось как бы две «системы образования». Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от Церкви, и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры, и даже эпохи Возрождения почему-то выходили из церковных школ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38727. ХИРУРГИЯ РЕАНИМАТОЛОГИЯ 150.5 KB
  Представленные тесты с выбором одного правильного ответа из 4х предложенных охватывают все разделы новых учебных программ: организация хирургической травматической онкологической и реанимационной помощи этиопатогенез клиника и диагностика принципы лечения и реабилитации больных с наиболее часто встречающейся хирургической патологией. При затруднении в ответах на тестовые задания рекомендуем воспользоваться предложенной в конце книги литературой затем попытаться повторно ответить на вопросы и лишь после этого обратиться для...
38728. Ключевые понятия интеллигентности 169.5 KB
  Лишь постепенно выясняется, насколько содержательным, объемным, сложным, многогранным и интересным оказывается явление интеллигентности. Все попытки ее определения и описания сопровождаются использованием понятий, свойственных носителям интеллигентности или как-то их характеризующих. Но есть понятия, интеллигентность обусловливающие. От того, насколько глубоко мы способны их осознать, зависит очень многое в нашем жизни.
38731. Создание мобильного пространства школьного музея 4.31 MB
  Учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой развивающей среды, в которой:
38732. Моделирование механизма изменения светимости красного гиганта, инициированного гравитационным взаимодействием в кратных системах 473.5 KB
  Исследование в основе своей опирается на методы математического моделирования. В качестве основного методологического подхода для построения исходной модели изучаемой системы использовался один из вариационных принципов механики – принцип Гамильтона (принцип наименьшего действия)
38733. Протокол LLC уровня управления логическим каналом. Типы протоколов и их структуры 289 KB
  Локальной вычислительной сетью принято называть сеть, все элементы которой располагаются на сравнительно небольшой территории. Такая сеть обычно предназначена для сбора, передачи и распределённой обработки информации в пределах одного предприятия или организации.
38734. Основы менеджмента 874.5 KB
  Менеджмент и деловая активность организации. Место и роль менеджмента в системе деловой активности организации. Менеджмент и деловая активность организации 1. Сущность объект и предмет теории управления Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач.