10233

Учитель вечен на Земле

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...

Русский

2013-03-24

26.84 KB

24 чел.

Учитель вечен на Земле!

Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу.

Задачи:

  1. рассказать учащимся о развитии школы и учительства;
  2. познакомить с выдающимися писателями-педагогами;
  3. рекомендовать книги о школе и учителе.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки.

Форма проведения: Беседа-просмотр мультимедийной презентации.

Оформление: выставка фотографий учителей школы, репродукции с картин и выставка книг на тему: "Учитель и школа", портреты знаменитых писателей-педагогов, "Толковый словарь" В.Даля.

На уроке используется: аудиозапись стихов в исполнении автора и учащихся школы; аудиозапись песни "Последняя поэма" на слова Рабиндраната Тагора, музыка А.Рыбникова.

Содержание темы:

  1. "Разными были учителя".

Из истории школы и учительства.

  1. "Ты - его ученик".

Учителя учителей.

  1. "Учитель! Перед именем твоим:".

Педагог - писатель, писатель - педагог.

  1. "Если б не было учителя".
  2. Библиотека поэзии об учителе, учениках, школе.
  3. "Учитель входит в класс".
  4. На уроке в школе прошлого.
  5. "Школьные годы чудесные".
  6. "Учитель - всегда волшебник".

Ход беседы

Презентация.

Библиотекарь:

Слайд 1: "Учитель вечен на Земле!". "Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики". (Д.С.Лихачёв).

Слайд 2. "Содержание". Сегодня я расскажу вам о том, как начинались истоки образования школы и учительства, об "учителях учителей", о писателях, которые были и педагогами. Познакомимся мы с некоторыми произведениями из библиотеки поэзии об учителе, учениках и школе, побываем на уроке " в школе прошлого", поговорим о книгах и увидим картины художников на школьную тему.

Слайд 3. 2010 год Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева объявлен "Годом Учителя". "В двадцатом веке и в двухсотом -

Учитель вечен на Земле!" (учитель - историк И.И. Бейнарович).

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

(Звучит аудиозапись отрывка из стихотворения Б. Гайковича. Включение - по щелчку).

Их много -

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И всё же

Душе его дорог - любой.

Он вёл их

По лестнице знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить: (Б. Гайкович).

Слайд 4-16. "Разными были учителя". Когда же появились первые школы и кто были первые учителя.

Предполагают, что первую школу открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Затем школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

Слайд 5. Учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, дидаскалы, педагоги.

Слайд 6. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

Слайд 7. В Древней Греции появились многие педагогические термины: "риторика", "педагогика", а слово "педагог "означало "детоведение, детовождение".

Слайд 8. В Средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету.

Слайд 9. Истоки русской школы - в Древней Руси. Князь Владимир велел "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Слайд 10. Первые учителя - греческие священники, затем русские священники и монахи. Потом отдельно от людей духовного звания появилось учительское сословие -"учительные люди".

Слайд 11. Появилась "учительская" литература: летописи, сказания, жития, поучения

Слайд 12. В 1714 г. Петром I был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).

Слайд 13. В 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. В Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария.

Слайд 14. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году - Главный педагогический институт, получивший права университета

Слайд 15. К концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе.

Слайд 16. В начале XX века в России было уже 280 тысяч учителей, 289 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Откройте "Толковый словарь" В.Даля и прочитайте лексическое значение слова "учитель".( Работа со словарем).

Слайд 17 - 21. "Ты - его ученик". "Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки". (Конфуций (551-479 до н.э.). Духовный и профессиональный рост учителя продолжается на протяжении всей его педагогической деятельности - это "уроки для учителей". Кто же они "Учителя учителей".

Слайд 18. Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский педагог и учёный, основоположник дидактики. В 1632 году создал книгу "Великая дидактика", которую можно назвать первой педагогической энциклопедией. В 1652 году им была написана книга "Законы для учителей" - кодекс профессиональной чести педагога.

Слайд 19. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - русский учёный-энциклопедист мирового значения. Педагогические сочинения: "Регламенты" для университета и гимназий, учебники по грамматике, истории, естествознанию. Его "Российская грамматика" долгое время была единственным авторитетным учебником русского языка.

Слайд 20. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71)- профессор, инспектор Смольного института, автор учебников для начальной школы, изложения научной педагогики - "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Именно с него в России начинается педагогика как наука.

Слайд 21. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель. Оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, учебники. Им были написаны "Азбука", "Новая азбука", "Книги для чтения". Считал, что педагогика станет настоящей наукой только тогда, когда станет опираться на реальный опыт учителей.

Слайд 22- 31. "Учитель! Перед именем твоим:". Многие писатели пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, они черпали из школьных будней материал для своих произведений. Некоторые писатели активно помогали делу российского образования, строили и открывали новые школы, нередко на свои средства.

Давайте познакомимся сними. Вспомните произведения, которые они написали. ?

Слайд 23. Г.Р.Державин (1743-1816) - русский поэт, "благословивший" Пушкина.

Открыл шесть народных училищ в Тамбове, завёл школу в своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников. ?

Слайд 24. В.А.Жуковский (1783-1852) - русский поэт. Был учителем русского языка великой княгини Александры Фёдоровны, наставником наследника престола великого князя Александра Николаевича. И.А.Крылов (1769-1844) - русский писатель, баснописец. Учил детей князя Голицына. ?

Слайд 25. П.П.Ершов (1815-1869) - русский писатель, автор "Конька-Горбунка". Был вначале учителем, затем инспектором, а с 1857 года - директором Тобольской гимназии.

Н.В. Гоголь (1809-1852) - русский писатель. Преподавал историю и географию, давал частные уроки. ?

Слайд 26. Н.А.Некрасов (1821-1877/78) - русский поэт. Открыл на свои средства бесплатное "училище для обучения крестьянских детей грамоте". И.А.Тургенев (1818-1883) - русский писатель. Учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников. ?

Слайд 27. П.П.Бажов (1879-1950) - русский писатель, автор "Малахитовой шкатулки" и других сказов. Окончил Пермскую духовную семинарию, работал учителем. А.П.Чехов

(1860-1904) - русский писатель. Построил несколько школ для крестьянских детей. ?

Слайд 28. А.С.Макаренко (1888-1939) - педагог, писатель, автор статей на педагогические темы и романов "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях" и др.

М.М.Пришвин (1873-1954) - русский писатель. В 1918-1920 годах работал в Елецкой гимназии, преподавал географию. ?

Слайд 29. В.М.Шукшин (1929-1974) - писатель, актёр. Работал учителем литературы и русского языка, директором вечерней школы в родном селе Сростки. А.И.Солженицын

(1918-2008) - писатель. Работал учителем в сельской школе Владимирской области, затем в Рязани. ?

Слайд 30. Есть много и зарубежных писателей, которые преподавали в учебных заведениях своей страны.

Льюис Кэрролл - английский писатель. Преподавал математику в колледже в Оксфорде. Сельма Лагерлёф - шведская писательница. Окончила учительскую семинарию, работала учителем в школе.?

Слайд 31. Джанни Родари - итальянский писатель. Работал учителем в школе. Был хорошо знаком с психологией детей, отлично знал, что и как нужно рассказывать ребёнку-читателю. Джон Рональд Толкин - английский писатель и филолог. Профессор англо-саксонского языка в Оксфордском университете. ?

Слайд 32."Если б не было учителя" "Библиотека поэзии об учителе, учениках, школе" довольно большая. О своих наставниках учителях писали многие поэты. А.С. Пушкин посвятил строки в стихотворении "19 октября", А.Блок - "Учитель", А.Дементьев - "Не смейте забывать учителей:", Р.Рождественский - "Школьным учителям", В.Тушнова - "Если б не было учителя:", В.Берестов написал цикл стихов, посвященных школе, её ученикам и учителям.

Слайд 33. Послушайте отрывки из некоторых стихов. (Звучит аудиозапись отрывков стихов. Включение - автоматически.).

:Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим: (А.Пушкин. "19 октября"192).

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей. (А.Дементьев. "Не смейте забывать учителей").

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле:

Учитель - профессия дальнего действия,

Главная на Земле. (Р.Рождественский. "Школьным учителям").

Слайд 34. На "школьную тему" пишет и поэтесса нашего родного города Колпино Людмила Леонидовна Фадеева, член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат "Золотой Книги Колпино". Интересно, что она, по образованию учитель рисования, сама выполнила иллюстрации к своим стихам в сборнике "Отдохнули".

Слайд 35. Стихи Людмилы Фадеевой многократно публиковались в журналах, альманахах, сборниках, звучали по радио, были положены на музыку. За 43 года творческой деятельности она издала 18 книг общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Пишет стихи о школе, об учителе и о том, как трудно и интересно учиться.

Приходит в нашу школу на встречу с читателями.

Слайд 36 - 37 (Звучит аудиозапись стихотворений Л.Л.Фадеевой в исполнении ученицы. Включение - автоматически.).

"Конец учебного года".

Парты устали.

Устала доска.

И швабра устала.

И мел, полкуска.

Устали все стены,

И все половицы,

И наилучшие все ученицы!

Одни педагоги

Ничуть не устали!

Наверное, -

"Восклицательница"

Знаки в конце предложения,

Очень хорошие знаки!

При помощи воображения

Теперь догадается всякий.

Что Лиля у нас - вопросительница,

А я у нас - восклицательница!

А добрая наша учительница -

Главная повествовательница.

Из нержавеющей стали.

Слайд 38. "Учитель входит в класс". Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ Учителя, Школы, ученика, рисуется школьная жизнь. Вот некоторые из книг на эту тему, прочти их!

Слайд 39- 42. На уроке в школе прошлого. Прочти эти книги, и ты сможешь: оказаться в Древнем Египте, узнать, как жили и учились египетские школьники во времена фараона Рамзеса II, побывать на уроке арифметики в древнегреческой школе. Матье М. "День египетского мальчика"; побывать в греческой школе. Лурье С.Я. "Письмо греческого мальчика".

Слайд 40. Прочти эти книги, и ты сможешь: узнать, как учили детей грамоте на Руси во времена Ивана Грозного. Ян В. "Никита и Микитка"; вообразить себя лицеистом одного из самых известных заведений России - Царскосельского лицея. Пущин И.И. "Записки о Пушкине". Рубинштейн Л. "В садах Лицея".

Слайд 41. Прочти эти книги, и ты сможешь: выдержать вступительные испытания в гимназию. Кассиль Л."Кондуит и Швамбрания", "Катаев В.Белеет парус одинокий"; побывать на гимназическом балу с героями романов Л.Чарской. Чарская Л. "Вторая Нина"; "Записки маленькой гимназистки".

Слайд 42. Прочти эти книги, и ты сможешь: написать диктовку по русскому языку, используя хитрый способ, придуманный Колей Корнейчуковым - будущим писателем Корнеем Ивановичем Чуковским. Чуковский К.И."Серебряный герб"; узнать, как двум четвероклассникам из отстающих учеников удалось стать отличниками. Носов Н.

"Витя Малеев в школе и дома".

Слайд 43 - 45. "Школьные годы чудесные". О чудесных школьных годах говорится во многих произведениях художественной литературы, адресованы они разным возрастным категориям. Прочитайте библиографическое описание книги и аннотацию к ней. (Учащиеся читают с экрана).

Махотин С. "Вирус ворчания". Какие произведения этого автора вы читали? ?

Слайд 44. Драгунский В. "Где это видано, где это слыхано...". ?

По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 45. Голявкин В. "Тетрадки под дождём". ?

Слайд 46 - 56. " Учитель - всегда волшебник". Особый интерес вызывает образ Уителя. Ведь именно его называют: инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы... Поэтому и книг об учителях написано немало. Прочитайте библиографическое описание некоторых книг и аннотации к ним. (Учащиеся читают с экрана).

Слайд 47. Платонов. А.П. "Ещё мама". Какие произведения этого автора вы читали? ?

Слайд 48. Астафьев, В.П. "Фотография, на которой меня нет". ?

Слайд 49. Белых Г.. Пантелеев М. "Республика Шкид". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 50. Распутин. В. "Уроки французского". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 51. Айтматов. Ч. "Первый учитель". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 52. Быков. В. "Обелиск". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? Давайте посмотрим небольшой ролик из этого фильма и послушаем куплет замечательной песни "Последняя поэма" на слова Рабиндраната Тагора.

Слайд 53. "Последняя поэма".

Слайд 54. По этой повести поставлен замечательный кинофильм. Давайте посмотрим маленький видеоролик и послушаем песню "Последняя поэма", которая звучит в фильме. Музыка А.Рыбникова, слова Рабиндраната Тагора.

Слайд 55. Прочти эти книги! (реклама книг). Какие ещё книги на школьную тему вы можете назвать? (Ответы учащихся).

Слайд 56. (Звучит аудиозапись стихотворения "Учитель" К.Ибряева. Включение - автоматически).

"Учитель"

:Сказка? Да нет, не сказка,

Всё надо вспомнить сначала:

И то, как его указка

Волшебной палочкой стала;

И то, как, раскрыв учебник,

Вы будто раскрыли ставни:

Учитель - всегда волшебник

И в то же время наставник.

Он ваш проводник бессменный,

Ваш спутник строгий и добрый,

На перекрёстках Вселенной,

На каждой земной дороге.

Мы знаем, что жизнь наша будет

Стремительна и светла.

Но если похвалят вас люди,

Это ему похвала. (К.Ибряев).

Слайд 57. Использованная литература: 

Профессия "Учитель" [Изоматериалы: текст] /Авт.-сост. М.С. Андреева, М.П.Короткова; Гл. ред. Т.Д.Жукова; Зам. гл. ред. Л.Е.Коршунова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 8 л. цв. ил. + 40с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 4. 2010). Приложение к журналу "Школьная библиотека".

Фадеева Л.Л. Отдохнули.- Колпино, 1998.

Фадеева Л.Л.Как зовут тебя, Семёнов?.- Л.: Дет.лит.,1986.

admin.smolensk.ru/web_dis/2010/school29

Слайд 58. Авторская страничка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45454. Комплексные программные средства разработки приложений РВ. Инструменты разработки систем автоматизации. IPC@Chip. Организация приложений на базе промышленного Ethernet 109 KB
  На текущий момент существует 3 различные системы обеспечивающие интеграцию АСУП и АСУТП. WizFctory Fctory Suile TFctory Данные системы объединяют уровень производственной информации т. Система позволяет строить диаграммы линейной логики и диаграммы функционирования системы. Гибкость и универсальность подхода создания любой системы автоматизации любой сложности 2.
45455. Устойчивость систем управления 57.5 KB
  В соответствии с классическим методом решение дифференциального уравнения ищется в виде: yt = yвынt yсвt. Здесь yсвt общее решение однородного дифференциального уравнения то есть уравнения с нулевой правой частью: oyn 1yn1 . Поэтому решение данного уравнения называется свободной составляющей общего решения. yвынt частное решение неоднородного дифференциального уравнения под которым понимается уравнение с ненулевой правой частью.
45456. Математические модели объектов управления в системах управления 1.07 MB
  Применять интегральный закон регулирования нельзя так как это приводит к повышению порядка астатизма системы второй порядок ибо сам объект является интегрирующим звеном. Системы с астатизмом второго порядка построить можно но требуется сложное корректирующее звено обладающее дифференцирующими свойствами. Часто системы с регуляторами рассматриваются как системы с встречнопараллельными корректирующими цепями. не учитывать некоторые особенности характеристик исследуемых элементов а также не учитывать отдельные связи если они не...
45457. Системы управления и регулирования. Использование структурных схем. Законы управления. Принципы управления, качество 83 KB
  И интегральный регулятор : Преимуществом данного регулятора является лучшая по сравнению с Прегулятором точность установки режима а недостатками худшие по сравнению с Прегулятором показатели качества а именно большая колебательность и меньшее быстродействие. ПИ регулятор : Объединяет два регулятора П и И следовательно обладает наилучшими свойствами по сравнению с вышеописанными регуляторами а именно за счет Псоставляющей улучшается показательные качества в переходном процессе а за счет Исоставляющей уменьшается...
45458. Системы управления при случайных воздействиях. Преобразование стационарного случайного сигнала стационарной линейной динамической системой 265.5 KB
  Системы управления при случайных воздействиях. Если задающее воздействие gt является случайным процессом то выходная координата системы yt и ошибка воспроизведения xt = gt yt представляют собой также случайные процессы. Следовательно при случайных воздействиях речь может идти об определении не мгновенных а лишь некоторых средних значений выходной переменной системы и ошибки. Такими средними значениями являются среднее значение квадрата выходной переменной системы 9.
45459. Основные задачи анализа систем с минимальной средней квадратичной ошибкой: задача фильтрации, задача экстраполяции, задача дифференцирования и др 265.5 KB
  Если задающее воздействие gt является случайным процессом то выходная координата системы yt и ошибка воспроизведения xt = gt yt представляют собой также случайные процессы. Следовательно при случайных воздействиях речь может идти об определении не мгновенных а лишь некоторых средних значений выходной переменной системы и ошибки. Такими средними значениями являются среднее значение квадрата выходной переменной системы 9.23 Следовательно для исследования статистической точности автоматических систем необходимо вычисление...
45460. Двойственность в ЛП, построение моделей двойственных задач 139 KB
  Любой задаче ЛП можно поставить в соответствие другую задачу сопряженная или двойственная то есть задачи существуют парами. Коэффициенты критерия двойственной задачи образуются из компонентов вектора ограничений прямой задачи. Компоненты вектора ограничений двойственной задачи образуются из коэффициентов линейной формы критерия прямой задачи. Матрица условий двойственной задачи образуется транспонированием матрицы условий прямой задачи.
45461. Структура файловой системы. Механизм доступа к файлам 344 KB
  Механизм доступа к файлам. Поэтому принято хранить данные на внешних носителях обычно это диски в единицах называемых файлами. Историческим шагом явился переход к использованию централизованных систем управления файлами. Система управления файлами берет на себя распределение внешней памяти отображение имен файлов в адреса внешней памяти и обеспечение доступа к данным.
45462. Математические методы проведения экспертизы при оценке решений 120.5 KB
  Из определений и высказываний об искусственном интеллекте можно вывести три основных заключения: а термин искусственный интеллект употребляется в двух различных смыслах: как обозначение определенного исследовательского направления и как название для систем на разработку которых это направление нацелено; б среди ученых существуют разногласия относительно возможностей как принципиальных так и реальных искусственного интеллекта как исследовательского направления; в для...