10233

Учитель вечен на Земле

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...

Русский

2013-03-24

26.84 KB

24 чел.

Учитель вечен на Земле!

Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу.

Задачи:

  1. рассказать учащимся о развитии школы и учительства;
  2. познакомить с выдающимися писателями-педагогами;
  3. рекомендовать книги о школе и учителе.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки.

Форма проведения: Беседа-просмотр мультимедийной презентации.

Оформление: выставка фотографий учителей школы, репродукции с картин и выставка книг на тему: "Учитель и школа", портреты знаменитых писателей-педагогов, "Толковый словарь" В.Даля.

На уроке используется: аудиозапись стихов в исполнении автора и учащихся школы; аудиозапись песни "Последняя поэма" на слова Рабиндраната Тагора, музыка А.Рыбникова.

Содержание темы:

  1. "Разными были учителя".

Из истории школы и учительства.

  1. "Ты - его ученик".

Учителя учителей.

  1. "Учитель! Перед именем твоим:".

Педагог - писатель, писатель - педагог.

  1. "Если б не было учителя".
  2. Библиотека поэзии об учителе, учениках, школе.
  3. "Учитель входит в класс".
  4. На уроке в школе прошлого.
  5. "Школьные годы чудесные".
  6. "Учитель - всегда волшебник".

Ход беседы

Презентация.

Библиотекарь:

Слайд 1: "Учитель вечен на Земле!". "Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики". (Д.С.Лихачёв).

Слайд 2. "Содержание". Сегодня я расскажу вам о том, как начинались истоки образования школы и учительства, об "учителях учителей", о писателях, которые были и педагогами. Познакомимся мы с некоторыми произведениями из библиотеки поэзии об учителе, учениках и школе, побываем на уроке " в школе прошлого", поговорим о книгах и увидим картины художников на школьную тему.

Слайд 3. 2010 год Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева объявлен "Годом Учителя". "В двадцатом веке и в двухсотом -

Учитель вечен на Земле!" (учитель - историк И.И. Бейнарович).

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

(Звучит аудиозапись отрывка из стихотворения Б. Гайковича. Включение - по щелчку).

Их много -

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И всё же

Душе его дорог - любой.

Он вёл их

По лестнице знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить: (Б. Гайкович).

Слайд 4-16. "Разными были учителя". Когда же появились первые школы и кто были первые учителя.

Предполагают, что первую школу открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Затем школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

Слайд 5. Учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, дидаскалы, педагоги.

Слайд 6. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

Слайд 7. В Древней Греции появились многие педагогические термины: "риторика", "педагогика", а слово "педагог "означало "детоведение, детовождение".

Слайд 8. В Средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету.

Слайд 9. Истоки русской школы - в Древней Руси. Князь Владимир велел "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Слайд 10. Первые учителя - греческие священники, затем русские священники и монахи. Потом отдельно от людей духовного звания появилось учительское сословие -"учительные люди".

Слайд 11. Появилась "учительская" литература: летописи, сказания, жития, поучения

Слайд 12. В 1714 г. Петром I был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).

Слайд 13. В 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. В Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария.

Слайд 14. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году - Главный педагогический институт, получивший права университета

Слайд 15. К концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе.

Слайд 16. В начале XX века в России было уже 280 тысяч учителей, 289 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Откройте "Толковый словарь" В.Даля и прочитайте лексическое значение слова "учитель".( Работа со словарем).

Слайд 17 - 21. "Ты - его ученик". "Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки". (Конфуций (551-479 до н.э.). Духовный и профессиональный рост учителя продолжается на протяжении всей его педагогической деятельности - это "уроки для учителей". Кто же они "Учителя учителей".

Слайд 18. Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский педагог и учёный, основоположник дидактики. В 1632 году создал книгу "Великая дидактика", которую можно назвать первой педагогической энциклопедией. В 1652 году им была написана книга "Законы для учителей" - кодекс профессиональной чести педагога.

Слайд 19. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - русский учёный-энциклопедист мирового значения. Педагогические сочинения: "Регламенты" для университета и гимназий, учебники по грамматике, истории, естествознанию. Его "Российская грамматика" долгое время была единственным авторитетным учебником русского языка.

Слайд 20. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71)- профессор, инспектор Смольного института, автор учебников для начальной школы, изложения научной педагогики - "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Именно с него в России начинается педагогика как наука.

Слайд 21. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель. Оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, учебники. Им были написаны "Азбука", "Новая азбука", "Книги для чтения". Считал, что педагогика станет настоящей наукой только тогда, когда станет опираться на реальный опыт учителей.

Слайд 22- 31. "Учитель! Перед именем твоим:". Многие писатели пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, они черпали из школьных будней материал для своих произведений. Некоторые писатели активно помогали делу российского образования, строили и открывали новые школы, нередко на свои средства.

Давайте познакомимся сними. Вспомните произведения, которые они написали. ?

Слайд 23. Г.Р.Державин (1743-1816) - русский поэт, "благословивший" Пушкина.

Открыл шесть народных училищ в Тамбове, завёл школу в своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников. ?

Слайд 24. В.А.Жуковский (1783-1852) - русский поэт. Был учителем русского языка великой княгини Александры Фёдоровны, наставником наследника престола великого князя Александра Николаевича. И.А.Крылов (1769-1844) - русский писатель, баснописец. Учил детей князя Голицына. ?

Слайд 25. П.П.Ершов (1815-1869) - русский писатель, автор "Конька-Горбунка". Был вначале учителем, затем инспектором, а с 1857 года - директором Тобольской гимназии.

Н.В. Гоголь (1809-1852) - русский писатель. Преподавал историю и географию, давал частные уроки. ?

Слайд 26. Н.А.Некрасов (1821-1877/78) - русский поэт. Открыл на свои средства бесплатное "училище для обучения крестьянских детей грамоте". И.А.Тургенев (1818-1883) - русский писатель. Учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников. ?

Слайд 27. П.П.Бажов (1879-1950) - русский писатель, автор "Малахитовой шкатулки" и других сказов. Окончил Пермскую духовную семинарию, работал учителем. А.П.Чехов

(1860-1904) - русский писатель. Построил несколько школ для крестьянских детей. ?

Слайд 28. А.С.Макаренко (1888-1939) - педагог, писатель, автор статей на педагогические темы и романов "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях" и др.

М.М.Пришвин (1873-1954) - русский писатель. В 1918-1920 годах работал в Елецкой гимназии, преподавал географию. ?

Слайд 29. В.М.Шукшин (1929-1974) - писатель, актёр. Работал учителем литературы и русского языка, директором вечерней школы в родном селе Сростки. А.И.Солженицын

(1918-2008) - писатель. Работал учителем в сельской школе Владимирской области, затем в Рязани. ?

Слайд 30. Есть много и зарубежных писателей, которые преподавали в учебных заведениях своей страны.

Льюис Кэрролл - английский писатель. Преподавал математику в колледже в Оксфорде. Сельма Лагерлёф - шведская писательница. Окончила учительскую семинарию, работала учителем в школе.?

Слайд 31. Джанни Родари - итальянский писатель. Работал учителем в школе. Был хорошо знаком с психологией детей, отлично знал, что и как нужно рассказывать ребёнку-читателю. Джон Рональд Толкин - английский писатель и филолог. Профессор англо-саксонского языка в Оксфордском университете. ?

Слайд 32."Если б не было учителя" "Библиотека поэзии об учителе, учениках, школе" довольно большая. О своих наставниках учителях писали многие поэты. А.С. Пушкин посвятил строки в стихотворении "19 октября", А.Блок - "Учитель", А.Дементьев - "Не смейте забывать учителей:", Р.Рождественский - "Школьным учителям", В.Тушнова - "Если б не было учителя:", В.Берестов написал цикл стихов, посвященных школе, её ученикам и учителям.

Слайд 33. Послушайте отрывки из некоторых стихов. (Звучит аудиозапись отрывков стихов. Включение - автоматически.).

:Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим: (А.Пушкин. "19 октября"192).

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей. (А.Дементьев. "Не смейте забывать учителей").

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле:

Учитель - профессия дальнего действия,

Главная на Земле. (Р.Рождественский. "Школьным учителям").

Слайд 34. На "школьную тему" пишет и поэтесса нашего родного города Колпино Людмила Леонидовна Фадеева, член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат "Золотой Книги Колпино". Интересно, что она, по образованию учитель рисования, сама выполнила иллюстрации к своим стихам в сборнике "Отдохнули".

Слайд 35. Стихи Людмилы Фадеевой многократно публиковались в журналах, альманахах, сборниках, звучали по радио, были положены на музыку. За 43 года творческой деятельности она издала 18 книг общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Пишет стихи о школе, об учителе и о том, как трудно и интересно учиться.

Приходит в нашу школу на встречу с читателями.

Слайд 36 - 37 (Звучит аудиозапись стихотворений Л.Л.Фадеевой в исполнении ученицы. Включение - автоматически.).

"Конец учебного года".

Парты устали.

Устала доска.

И швабра устала.

И мел, полкуска.

Устали все стены,

И все половицы,

И наилучшие все ученицы!

Одни педагоги

Ничуть не устали!

Наверное, -

"Восклицательница"

Знаки в конце предложения,

Очень хорошие знаки!

При помощи воображения

Теперь догадается всякий.

Что Лиля у нас - вопросительница,

А я у нас - восклицательница!

А добрая наша учительница -

Главная повествовательница.

Из нержавеющей стали.

Слайд 38. "Учитель входит в класс". Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ Учителя, Школы, ученика, рисуется школьная жизнь. Вот некоторые из книг на эту тему, прочти их!

Слайд 39- 42. На уроке в школе прошлого. Прочти эти книги, и ты сможешь: оказаться в Древнем Египте, узнать, как жили и учились египетские школьники во времена фараона Рамзеса II, побывать на уроке арифметики в древнегреческой школе. Матье М. "День египетского мальчика"; побывать в греческой школе. Лурье С.Я. "Письмо греческого мальчика".

Слайд 40. Прочти эти книги, и ты сможешь: узнать, как учили детей грамоте на Руси во времена Ивана Грозного. Ян В. "Никита и Микитка"; вообразить себя лицеистом одного из самых известных заведений России - Царскосельского лицея. Пущин И.И. "Записки о Пушкине". Рубинштейн Л. "В садах Лицея".

Слайд 41. Прочти эти книги, и ты сможешь: выдержать вступительные испытания в гимназию. Кассиль Л."Кондуит и Швамбрания", "Катаев В.Белеет парус одинокий"; побывать на гимназическом балу с героями романов Л.Чарской. Чарская Л. "Вторая Нина"; "Записки маленькой гимназистки".

Слайд 42. Прочти эти книги, и ты сможешь: написать диктовку по русскому языку, используя хитрый способ, придуманный Колей Корнейчуковым - будущим писателем Корнеем Ивановичем Чуковским. Чуковский К.И."Серебряный герб"; узнать, как двум четвероклассникам из отстающих учеников удалось стать отличниками. Носов Н.

"Витя Малеев в школе и дома".

Слайд 43 - 45. "Школьные годы чудесные". О чудесных школьных годах говорится во многих произведениях художественной литературы, адресованы они разным возрастным категориям. Прочитайте библиографическое описание книги и аннотацию к ней. (Учащиеся читают с экрана).

Махотин С. "Вирус ворчания". Какие произведения этого автора вы читали? ?

Слайд 44. Драгунский В. "Где это видано, где это слыхано...". ?

По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 45. Голявкин В. "Тетрадки под дождём". ?

Слайд 46 - 56. " Учитель - всегда волшебник". Особый интерес вызывает образ Уителя. Ведь именно его называют: инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы... Поэтому и книг об учителях написано немало. Прочитайте библиографическое описание некоторых книг и аннотации к ним. (Учащиеся читают с экрана).

Слайд 47. Платонов. А.П. "Ещё мама". Какие произведения этого автора вы читали? ?

Слайд 48. Астафьев, В.П. "Фотография, на которой меня нет". ?

Слайд 49. Белых Г.. Пантелеев М. "Республика Шкид". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 50. Распутин. В. "Уроки французского". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 51. Айтматов. Ч. "Первый учитель". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

Слайд 52. Быков. В. "Обелиск". По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? Давайте посмотрим небольшой ролик из этого фильма и послушаем куплет замечательной песни "Последняя поэма" на слова Рабиндраната Тагора.

Слайд 53. "Последняя поэма".

Слайд 54. По этой повести поставлен замечательный кинофильм. Давайте посмотрим маленький видеоролик и послушаем песню "Последняя поэма", которая звучит в фильме. Музыка А.Рыбникова, слова Рабиндраната Тагора.

Слайд 55. Прочти эти книги! (реклама книг). Какие ещё книги на школьную тему вы можете назвать? (Ответы учащихся).

Слайд 56. (Звучит аудиозапись стихотворения "Учитель" К.Ибряева. Включение - автоматически).

"Учитель"

:Сказка? Да нет, не сказка,

Всё надо вспомнить сначала:

И то, как его указка

Волшебной палочкой стала;

И то, как, раскрыв учебник,

Вы будто раскрыли ставни:

Учитель - всегда волшебник

И в то же время наставник.

Он ваш проводник бессменный,

Ваш спутник строгий и добрый,

На перекрёстках Вселенной,

На каждой земной дороге.

Мы знаем, что жизнь наша будет

Стремительна и светла.

Но если похвалят вас люди,

Это ему похвала. (К.Ибряев).

Слайд 57. Использованная литература: 

Профессия "Учитель" [Изоматериалы: текст] /Авт.-сост. М.С. Андреева, М.П.Короткова; Гл. ред. Т.Д.Жукова; Зам. гл. ред. Л.Е.Коршунова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 8 л. цв. ил. + 40с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 4. 2010). Приложение к журналу "Школьная библиотека".

Фадеева Л.Л. Отдохнули.- Колпино, 1998.

Фадеева Л.Л.Как зовут тебя, Семёнов?.- Л.: Дет.лит.,1986.

admin.smolensk.ru/web_dis/2010/school29

Слайд 58. Авторская страничка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25311. Строение и работа синапсов 28 KB
  Они образуются концевыми разветвлениями нейрона на теле или отростках другого нейрона. В структуре синапса различают три элемента: 1пресинаптическую мембрану образованную утолщением мембраны конечной веточки аксона; 2синаптическую щель между нейронами; 3постсинаптическую мембрану утолщение прилегающей поверхности следующего нейрона. В большинстве случаев передача влияния одного нейрона на другой осуществляется химическим путем.Для возбуждения нейрона необходимо чтобы ВПСП достиг порогового уровня.
25312. Рефлекс. Рефлекторный процесс 63.5 KB
  У животных обладающих нервной системой развился особый тип реакций рефлексы. Рефлексы это реакции организма происходящие при обязательном участии нервной системы в ответ на раздражение воспринимающих нервных окончаний рецепторов. Павлова делят на две большие группы: на рефлексы безусловные и условные. Безусловные рефлексы это врожденные наследственно передающиеся реакции организма.
25313. Свойства нервных центров 39 KB
  Проведение волны возбуждения от одного нейрона к другому через синапс происходит в большинстве нервных клеток химическим путем с помощью медиатора а медиатор содержится лишь в пресинаптической части синапса и отсутствует в постсинаптической мембране. В связи с этим поток нервных импульсов в рефлекторной дуге имеет определенное направление от афферентных нейронов к вставочным и затем к эфферентным мотонейронам или вегетативным нейронам. Суммация возбуждения В ответ на одиночную афферентную волну идущую от рецепторов к нейронам в...
25314. Торможение в центральной нервной системе 28.5 KB
  Сеченовым опыт: у лягушки делали разрез головного мозга на уровне зрительных бугров и удаляли большие полушария после этого измеряли время рефлекса отдергивания задних лапок при погружении их в раствор серной кислоты.раздражение на эту область мозга то время рефлекса резко удлиняется. На основании этого он пришел к заключению что в таламической области мозга у лягушки существуют нервные центры оказывающие тормозяшие влияния на спинномозговые рефлексы. мозга наряду с возбуждающими нейронами существуют и тормозящие аксоны кот.
25315. Строение мышечного волокна 32 KB
  В состав волокна входят его оболочка сарколемма жидкое содержимое саркоплазма ядро митохондрии рибосомы сократительные элементы миофибриллы а также замкнутая система продольных трубочек и цистерн расположенных вдоль миофибрилл и содержащих ионы Са2 саркоплазматический ретикулум. Поверхностная мембрана клетки через равные промежутки образует поперечные трубочки входящие внутрь мышечного волокна по которым внутрь клетки проникает потенциал действия при ее возбуждении. Миофибриллы тонкие волокна содержащие 2 вида...
25316. Физиология спинного мозга 30 KB
  В составе серого вещества спинного мозга человека насчитывают около 13. Из них основную массу 97 представляют промежуточные клетки вставочные или интернейроны которые обеспечивают сложные процессы координации внутри спинного мозга. Среди мотонейронов спинного мозга выделяют крупные альфамотонейроны имелкие гаммамотонейроны.
25317. Значение промежуточного мозга 33 KB
  Она формирует положительные и отрицательные эмоции со всеми двигательными вегетативными и гормональными их компонентами. Электрические раздражения различных участков лимбической системы через вживленные электроды выявили наличие центров удовольствия формирующих положительные эмоции и неудовольствия формирующих отрицательные эмоции. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ Эмоции это выражение реакции возбуждения от фр. Если этой мобилизации оказывается недостаточно для отражения опасности или удовлетворения внутренней потребности вспыхивают стенические...
25318. Ретикулярная формация ствола мозга 40 KB
  Дейтерс впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия назвал ее сетчатой или ретикулярной формацией. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна идущие от них к коре образуют так называемые неспецифические пути. Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков...
25319. Мозжечок 56.5 KB
  Полушария мозжечка делят па переднюю долю и заднюю долю; последнюю разделяют еще на две части. Филогенетически наиболее молодым образованием мозжечка является передняя часть задней доли новый мозжечок; она достигает максимального развития у человека и высших обезьян. Верхняя поверхность полушарий мозжечка состоит из серого вещества толщиной от 1 до 25 мм называемого корой мозжечка. В белом веществе мозжечка составляющем основную его массу находятся скопления серого вещества ядра мозжечка.