10234

Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки Учитель: Воуба В.Г. Класс: 5 в Дата: 26 ноября 2009 Время: 12:3013:10 Программа: Рачина Б.С. Тема: М.П. Мусоргский Иванова ночь на Лысой горе. Цель: познакомить детей с фантастическими образами в музыке М.П. Мус

Русский

2013-03-24

73.5 KB

89 чел.

Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки

Учитель: Воуба В.Г.

Класс: 5 «в»

Дата: 26 ноября 2009

Время: 12:30-13:10

Программа: Рачина Б.С.

Тема: М.П. Мусоргский «Иванова ночь на Лысой горе».

Цель: познакомить детей с фантастическими образами в музыке М.П. Мусоргского на примере симфонической фантазии «Иванова ночь на Лысой горе».

Задачи:

создавать условия для эмоционально-образного восприятия симфонической фантазии М.П. Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе»;

активизировать воображение детей;

совершенствовать навыки осмысленного интонирования и эмоционального исполнения  песни А.Н. Пахмутовой «Просьба»;

создавать условия для повышения интереса к уроку музыки.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

словесные (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);

метод зрительной наглядности (фотографии);

метод слуховой наглядности (аудиозаписи);

практические (пение);

метод эмоциональной драматургии;

метод сравнения;

метод создания художественного контекста;

метод размышления о музыке.

Основные понятия: симфоническая поэма, гопак, музыкальный образ.

Музыкальный материал: муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского «Просьба». М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» (главная тема). М.П. Мусоргский «Иванова Ночь на Лысой горе» (первый раздел). М.П. Мусоргский Вступление из оперы «Борис Годунов» (фрагмент). Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент). М.П. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» (второй раздел).

Оборудование: доска, фортепиано, компьютер, проектор, экран, наглядно-дидактические пособия.

Задания для учащихся:

выразительное и осмысленное исполнение песни А.Н. Пахмутовой  «Просьба»;

устные ответы на вопросы;

анализ и сравнение музыкальных произведений;

выполнение теста.

Структура  урока:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время (мин.)

1

Певческая деятельность

а) распевание

Главная тема «Рассвета на Москва-реке» М.П. Мусоргского в тональностях Es, E, F, Fis, G  на слоги «лю», «лё».

4

б) работа над песней

Муз. А.Н. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского «Просьба»

10

2

Слушательская деятельность

М.П. Мусоргский «Иванова Ночь на Лысой горе»

22

3

Тест

1. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», вступление (фрагмент).

2. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Танец Анитры» (фрагмент).

3. М.П. Мусоргский. «Иванова ночь на лысой горе» (2 раздел).

4

 

Содержание урока:

1. Певческая деятельность.

У: Здравствуйте, ребята!

Какую песню мы с вами начали учить на прошлом уроке? О чем она?

Д: А. Пахмутова «Просьба». О природе, о том, что мы должны ее беречь, и т.д.

У: Правильно! Сейчас я вам напомню первый куплет.

(пою первый куплет песни)

а) Распевание.

Задачи:

  •  следить за протяжностью и округлостью звучания;
  •  следить за качеством звучания;
  •  добиваться правильной, выразительной фразировки.

У: Прежде чем продолжать учить эту песню, давайте распоемся.

(играю тему из «Рассвета на Москва-реке» М.П. Мусоргского)

У: Кто помнит, что эта за музыкальная тема?

Д: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

У: Давайте ее споем, при этом не забывая про развитие, которое есть в музыке. Начинаем на слог «лю».

Es dur – «лю» - pp

E dur – «лю» - p

F dur – «лё» - mf

Fis dur – «лё» - f

G dur – «лю» - p

б) Работа над песней.

Задачи:

  •  добиваться осмысленного исполнения песни;
  •  работать над пропеванием гласных, над ясным и единовременным произнесением согласных;
  •  следить за выразительным и осмысленным исполнением фразы, выделяя главное слово;
  •  работать над кантиленой, собранным и прикрытым звуком.

(Учим каждую фразу отдельно, предварительно обсудив ее смысл и содержание)

1. Куплет.

У: Послушайте первые четыре фразы. Какие из них одинаковые?

(играю 1-4 фразы)

Д: 1-ая и 2-ая.

У: Почему в начале куплета так много пауз? О чем они нам говорят?

Д: О взволнованности.

У: Почему мелодия почти каждой фразы начинается на одном и том же звуке, а потом как бы «падает» вниз?

Д: Мелодия изображает раненую птицу, которая пытается взлететь, но не может.

(поем 1-ую часть первого куплета)

У: В каком жанре написана вторая часть куплета?

(играю мелодию фразы «Птицы, рыбы и звери…»)

Д: Марш!

У: Как вы думаете, с каким настроением, в каком характере нужно спеть фразу «Не убивайте зря»?

Д: Затаенно, почти шепотом, как бы через силу, преодолевая внутреннее волнение.

(поем куплет целиком)

2. Припев.

У: Почему такой большой диапазон звучания?

Д: Потому что композитор с помощью музыки изображает бескрайнее море, небо и огромную планету Земля.

(поем припев целиком)

У: А теперь встаньте, пожалуйста, и исполните первый куплет целиком как на концерте.

(исполнение первого куплета песни)

2. Слушательская деятельность.

Задачи:

  •  развивать фантазию и образное мышление учащихся;
  •  познакомить с новой гранью творчества М.П. Мусоргского.

У: Мы слушали много разной музыки. О чем она была?

Д: О природе, о чувствах человека, сказочная музыка, и т.д.

У: Да, а сегодня я вам принесла еще одно произведение. Вам нужно будет его послушать и определить, о чем оно?

(Слушание первого проведение темы симфонической фантазии М.П. Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе»)

У: Вам понравилась музыка?

Д: Да!

У: О чем она была?

Д: Это была сказка.

У: Добрая или злая?

Д: Злая.

У: А музыка была старинная или современная?

Д: Современная.

У: Русская или зарубежная?

Д: Русская.

У: Это произведение написал уже известный нам композитор М.П. Мусоргский.

Оформление доски:

Модест Петрович Мусоргский

1839-1881

На экране: И.Е. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»

Называется оно «Иванова ночь на Лысой горе». Это одна из четырех симфонических поэм М.П. Мусоргского. А написал он ее очень быстро, всего за 12 дней.

А кто может рассказать об Ивановой ночи?

Д: Ее так же называют ночью Ивана Купала. Считается, что в полночь на несколько минут расцветает папоротник и тот, кто найдет его цветок, сможет увидеть местонахождение любого клада, зарытого в земле.

У: Правильно! Это языческий летний праздник в честь солнца. Отмечается он 24 июня в день летнего солнцестояния. Существует много поверий, например, считается, что в эту ночь деревья и травы переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев. Так же считается, что если перелезть 12 огородов, то сбудется любое желание. Купание в этот праздник стало обычаем, однако, в некоторых областях купание было запрещено, так как люди верили, что сам водяной – именинник, который не любит непрошенных гостей и поэтому топит всех купающихся. Одним из главных символов праздника считался костер. Вокруг него плясали, водили хороводы, устраивали игры, прыгали через него.

А кто может сказать, что такое Лысая гора?

Д: В Иванову ночь не только люди веселились, но и нечисть становилась наиболее активной, собиралась на Лысой горе и устраивала шабаши.

У: Правильно! Существует много разных Лысых гор, но самой известной считается Лысая гора в Киеве. Это реально существующее место, посмотрите, как оно выглядит.

(показываю фотографию киевской Лысой горы на экране)

А кто знает, у какого писателя есть произведения, в которых описываются подобные действия? И что это за произведения?

Д: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка».

У: Да. Симфоническая поэма М.П. Мусоргского была написано примерно в то же время, что и произведения Н.В. Гоголя.

Сейчас мы с вами послушаем «Иванову ночь на Лысой горе» М.П. Мусоргского. Вы услышите такую музыкальную тему.

(играю тему гопака)

На что похожа эта музыка? В каком жанре она написана?

Д: Танец.

У: Может кто-нибудь знает, как этот танец называется. Подскажу, это украинский танец.

Д: Гопак.

У: Правильно. А теперь мы слушаем, включаем все свое воображение, фантазию, представляем картины, события, происходящие в этом музыкальном произведении, и стараемся их запомнить.

(Слушание первого раздела симфонической фантазии М.П. Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе»)

У: Как вы думаете, произведение на этом заканчивается?

Д: Нет.

У: Что случится дальше, мы с вами узнаем на следующем уроке.

А теперь раз мы выяснили, что это сказочная музыка, то давайте все побываем в роли сказочников и сочиним сказку, которая будет соответствовать музыке произведения М.П. Мусоргского.

Д/з: сочинить сказку на музыку М.П. Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» в виде рисунка, текста или презентации (со звучащей музыкой).

3. Тест.

Задачи:

  •  развивать умение отличать интонации русской музыки от норвежской;
  •  предвосхитить музыкальный материал следующего урока.

У: В завершении урока у нас будет небольшой тест.

Музыку каких двух стран мы с вами слушали в этом году?

Д: России и Норвегии.

У: Какого норвежского композитора вы знаете?

Д: Эдварда Грига.

У: Да. Сейчас вам нужно будет определить, какая музыка звучит: русская или норвежская (т.е. музыка Э. Грига).

Тест:

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», вступление (фрагмент).

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Танец Анитры» (фрагмент).

М.П. Мусоргский. «Иванова ночь на лысой горе» (2 раздел).

Проверка теста:

  1.  учащиеся меняются работами;
  2.  проверяют работы друг друга;
  3.  нет ошибок – 5, одна ошибка – 5-.

У: Первым и третьим номером прозвучала музыка известного нам композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Рефлексивный анализ проведенного урока музыки

Этот урок был, наверное, самым удачным за все время прохождения педагогической практики. Этому способствовал правильный подбор музыкального материала, который заинтересовал детей и вовлек их в работу, а так же рассказы и объяснения, которые дополняли полученный во время слушания музыки эмоциональный образ и делали музыкальное восприятие наиболее качественным.

Урок начался с распевания, которое было основано на музыкальном материале предыдущих уроков – главной теме «Рассвета на Москва-реке» М.П. Мусоргского, и послужило интонационной связкой между уроками. Далее последовало продолжение разучивания песни А. Пахмутовой «Просьба», которая детям очень нравилась. Они ее пели с удовольствием, старательно выполняя мои просьбы и пожелания, а так же опираясь на ранее выясненный смысл каждой строчки стихотворного текста. Первый куплет песни был выучен достаточно быстро, после чего он был исполнен с аккомпанементом без дублирования мелодии песни на фортепиано, это было не обязательно, так как дети держали строй самостоятельно.

Следующим этапом урока была слушательская деятельность. Симфонической фантазии «Иванова ночь на Лысой горе» нет ни в одной официальной программе по музыке. Но, несмотря на сложность и глубину этого произведения, оно было понято детьми, пусть даже на самом  простом уровне сказочных образов. К тому же они узнали самого композитора с другой стороны и теперь не будут думать, что вся музыка М.П. Мусоргского отличается  протяжностью, распевностью, что она сродни русской песне, как в произведении «Рассвет на Москва-реке». Так же в этом виде деятельность были обозначены элементы межпредметных связей. Дети вспомнили произведения Н.В. Гоголя, которые изучали на уроках литературы, а так же содержание праздника Ивана Купала, которое им рассказывали на истории.

Практически все восприятие этого произведения на данном этапе было построено в форме игры и на материале сказки. А сказка в сознании детей – это просто и понятно. Следовательно, изначально была сделана установка на то, что дети поймут это произведение.

Итогом урока явился тест на узнавание интонаций русской и норвежской музыки. Последним номером был дан второй раздел «Ивановой ночи на Лысой горе», что послужило интонационной аркой к следующему уроку. Справились с тестом 90% класса, т.е. большинство.

Урок получился целостным, завершенным, драматургически выстроенным, хорошо вписывался в контекст предыдущих и последующих уроков.

На мой взгляд, цели и задачи, сформулированные в начале урока, достигнуты.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71061. Створення форм Access 651.21 KB
  Мета: Набути навичок створення форм Access за допомогою майстра. Засвоїти правила побудови структури бази даних та окремих її об’єктів. База даних «Облік товару» Створити такі форми: форму, що містить повну інформацію про клієнтів;
71063. Створення простих запитів і запитів з параметрами 2.47 MB
  Вигляд у режимі таблиці. Вигляд у режимі конструктора. Вигляд у режимі таблиці. Вигляд у режимі конструктора. Створити простий запит на вибірку Клієнти, що відображає усі запити таблиць Клієнти і Реалізація за полями Код клієнта, НазвФірми, Телефон, № Накл Витрати, Дата, Відмітка про оплату.
71064. Організація між табличних зв’язків 1014.76 KB
  Створити таблиці до бази даних Вінницький технічний коледж: студенти групи і відділення. Створення таблиці Студенти: Створення таблиці Групи: Створення таблиці Відділення: Завдання 2: створити звязки між таблицями: Створюю такі звязки між таблицями: Таблиці ВідділенняГрупа зв’язок по полях: Скорочена назва та Відділення тип звязку один до багатьох.
71066. Методы в JavaScript 22.65 KB
  Во время интерпретации HTML-документа браузером создаются объекты JavaScript. Свойства объектов определяются параметрами тегов языка HTML. Структура документа отражается в иерархической структуре объектов, соответствующих HTML-тегам. Родителем всех объектов является объект windows, расположенный на самом верхнем уровне иерархии...
71067. Основы работы с MathCAD 141 KB
  Mathcad работает с документами. С точки зрения пользователя, документ - это чистый лист бумаги, на котором можно размещать области трех основных типов: математические выражения, текстовые фрагменты и графические области. Математические выражения К основным элементам математических выражений Mathcad относятся типы данных, операторы, функции и управляющие структуры.
71068. Численное интегрирование и дифференцирование 150 KB
  Дело в том что для большого числа элементарных функций первообразные уже не выражаются через элементарные функции в результате чего нельзя вычислить определенный интеграл с помощью формулы Ньютона-Лейбница. Особенно важны формулы приближенного интегрирования при решении задач содержащих функции заданные таблично.
71069. Решение дифференциальных уравнений в частных производных 276.5 KB
  В этом случае решаемые уравнения содержат частные производные и называются дифференциальными уравнениями в частных производных. Такие разностные уравнения записывают для всех узлов сетки и получают в результате систему из n уравнений с nнеизвестными. Гиперболические уравнения в частных производных...