10244

Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства

Реферат

Таможенное регулирование

Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства В основных документах по организации таможенного дела в России перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи: участие в разработке таможенной политик

Русский

2013-03-24

62.5 KB

78 чел.

1. Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства

 

В основных документах по организации таможенного дела в России перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи:

участие в разработке таможенной политики (система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач) Российской Федерации и  ее реализация;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны (такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированное защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов);

обеспечение в пределах свой компетенции единства таможенной территории (сухопутная территория  РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними) страны ;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

организация и совершенствование таможенного дела (таможенная политика РФ, а также порядок  и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие  средства проведения таможенной политики в жизнь) в Российской Федерации;

обеспечение участия России и в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (на уровне СНГ и ВТО);

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

создание условий, способствующих интенсификации товарооборота;

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики (отрасль экономической статистики, предусматривает сбор, обработку информации и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Ее объектами являются все товары  ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны) Российской Федерации;

ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

содействие развитию внешнеэкономических связей республик и регионов в составе Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и граждан;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

Назначение таможенного дела в системе отраслей народного хозяйства вообще, и в производственной сфере в частности, определяется следующими положениями экономической науки.

В экономике результаты трудовой деятельности определяются такими терминами, как "продукция, работы, услуги". Применительно к таможенному делу термин "продукция" не подходит. Можно воспользоваться терминами "работы и услуги". Услуги - трудовая целесообразная деятельность результаты которой выражаются в полезном эффекте, имеют нематериальный характер, потребление и производство совпадают во времени. Работы - то же самое, но для потребления внутри таможенной системы.

Таможенное дело является частью внешнеэкономической деятельности – ВЭД. Сотрудники таможенных органов оказывают участникам ВЭД (юридическим и физическим лицам) и государству различные таможенные услуги рыночного характера.

Физическим и юридическим лицам таможенные организации оказывают следующие основные виды услуг (выполняют работы):

производят информирование и консультирование участников ВЭД (информационные услуги);

обеспечивают хранение и перемещение товаров под таможенной охраной (организационные услуги);

предоставляют отсрочку и рассрочку уплаты таможенных платежей (финансовые услуги);

Обществу таможенные органы оказывают иные виды услуг. Они носят коллективный, нерыночный характер (оказываются всему обществу, а не его отдельным индивидам) :

обеспечивают безопасность страны тем, что запрещают или ограничивают ввоз и вывоз участниками ВЭД определенных товаров (организационные услуги);

обеспечивают поступление в госбюджет взимаемых таможенных платежей (финансовые услуги);

участвуют в уничтожении опасных товаров (санитарные услуги);

реализуют конфискованные товары (торговые услуги);

участвуют в сборе информации о товарах и участниках ВЭД информацию и представляют ее государству, а также заинтересованным ведомствам (информационные услуги);

Таким образом, таможенное дело – это сложная отрасль народного хозяйства. Занятые в этой отрасли (в этом производстве) работники оказывают участникам ВЭД и обществу различные виды услуг – информационные, организационные, финансовые и другие.

Таможенные услуги имеют следующие специфические отраслевые особенности. Нерыночная часть таможенных работ и услуг является обязательной для участников ВЭД. Поэтому их можно назвать обязательными работами и услугами. Рыночная часть услуг выполняется по просьбе участников ВЭД и не является обязательной. Нерыночная часть таможенных услуг оказывается как бы бесплатно, то есть они не являются товарами и не имеют цены. При этом эти работы и услуги имеют стоимость, измеряемую затратами рабочего времени.

Рыночная часть услуг оказывается участникам ВЭД за плату, имеет цену и является товаром.

Участников ВЭД можно классифицировать по их отраслевой принадлежности и тогда можно изучать услуги, оказываемые одной отраслью – таможенным делом, другим отраслям – промышленности, сельскому хозяйству и т.п.

В свою очередь, таможенные органы получают товары и услуги из других отраслей народного хозяйства. Промышленность поставляет им технические средства, одежду, строительные материалы. Строительные организации возводят для них здания и сооружения. Торговые организации по их поручениям реализуют конфискованные товары. Многие другие отрасли тесно связаны с таможенными организациями подобными экономическими связями.

Таможенные организации, оказывая специфические отраслевые услуги другим отраслям, используя таможенные методы регулирования ВЭД в тесной связи с другими отраслями, обеспечивают функционирование народного хозяйства и содействуют развитию его отраслей и предприятий.

ВОПРОСЫ:

  1.  Перечислить и прокомментировать основные экономические задачи таможенного дела.
  2.  Что является экономическим результатом деятельности таможенных органов.

Виды услуг, оказываемых таможенными организациями.

Какова основная специфика услуг, производимых таможенными организациями.

Основная роль таможенного дела в народном хозяйстве.

2. Закономерности развития таможенного дела

Процесс организационного становления таможенной службы Российской Федерации практически совпал с распадом Советского Союза. Организационное оформление и становление таможенной службы Российской Федерации, особенно в течение 1992–1993 гг., осложнялось тем, что наиболее обустроенные, наилучшим к тому времени образом оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, очутились за пределами Российской Федерации, получившей около 13,5 тыс. км так называемых "прозрачных" границ с бывшими республиками Союза ССР.

Динамичное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов. В этой связи развитие таможенной системы и совершенствование ее деятельности, прежде всего, обеспечивалось ростом численного состава таможенной службы и открытием новых таможен.

Сейчас таможенная служба Российской Федерации представляет собой систему, имеющую сложную структуру, в основном финансируемую за счет средств фонда развития таможенной системы.

В поисках более совершенных методов регулирования внешнеэкономической деятельности ведется поиск таких закономерностей, которые позволили бы более эффективно применять таможенные методы для решения поставленных задач. Это особенно актуально для решения нынешних задачах экономической реформы, структурной перестройки экономики страны и т.п.

До 1917 г. таможенные органы России решали две традиционные экономические задачи. Первая – финансовая (фискальная – сбор таможенных платежей); вторая – протекционистская (защита отечественных производителей высокими пошлинами на импортные товары). Рост цен на импортные товары за счет высоких таможенных пошлин повышал конкурентоспособность отечественных товаров, но снижал уровень жизни населения.

С 1917 году Советское правительство начало национализацию и монополизацию внешней торговли. Этот процесс завершился в конце 20-х годов одновременно с отказом от новой экономической политики – нэпа. В начале 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В 1930 году Главное таможенное управление было включено в состав народного комиссариата внешней торговли. Более полувека – с 1930 до 1990 года – таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использовались в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

С 1991 года в связи с либерализацией внешней торговли и ростом числа участников ВЭД вновь расширяются и усложняются задачи таможенных органов. Им возвращаются их прежние функции, и перед ними ставятся как прежние, так и новые задачи.

Таким образом, можно говорить о качественно различных этапах состояния таможенных органов России в ХХ в.

Первый этап (с начала века до 1917 года) характеризуется полноценным функционированием таможенных органов, обеспечивающим регулирующие функции ВЭД.

На втором этапе (с 1917 по 1990 год) таможенные методы регулирования ВЭД были принесены в жертву идеологическим и политическим факторам экономики и фактически были упразднены.

Третий этап связан с восстановлением таможенной службы России в 1991 году и характеризуется также полноценным функционированием службы.

Помимо исторической классификации, существует еще классификация этапов развития службы. По классификации Всемирной таможенной организации, таможни делятся на три вида:

таможни для таможни,

таможни для правительства,

таможни для участников ВЭД.

Трудовую деятельность  работников таможни первого вида можно называть производством работ для таможен.

Трудовую деятельность работников таможен второго вида можно назвать производством работ или услуг, оказываемых для правительства.

Трудовую деятельность работников таможен третьего вида следует называть производством или оказанием услуг для участников ВЭД.

В настоящее время российские таможни относятся к таможням второго вида и модернизируются с целью преобразования их в таможни третьего вида.

В связи с тем, что одной из задач таможенных органов является пополнение доходной части федерального бюджета, становится очевидным, что вопросу полноты собираемости таможенными органами таможенных пошлин, налогов и сборов должно быть уделено приоритетное значение. Однако не следует переоценивать значение фискальной функции. Так в настоящее время для развитых стран таможенные платежи являются незначительным источником бюджетного дохода и обычно составляют менее 10%. Однако в более ранней истории ныне развитых стран таможенные платежи играли немалую роль и принципиальной задачей таможенных тарифов было пополнение казны. В США в 1890 году таможенные доходы составляли свыше 25% всех доходов государства, а сейчас лишь около 0,8%, в Германии 16% государственного дохода в 1914 и лишь 4% сейчас.1 

В то же время обложение таможенными платежами внешней торговли является существенным доходом для бюджетов почти всех развивающихся государств. Как минимум в 20 развивающихся странах таможенные платежи приносят более четверти  бюджетного дохода.2 В некоторых странах, включая Индонезию, Мьянму, Шри-Ланка, Малайзию, Таиланд, Гану и Колумбию - более 40 %.

Доля таможенных доходов в бюджете России велика еще и потому, что таможенной службе РФ поручено взимание части акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Во многих странах прерогативой таможенных служб является лишь взимание таможенных пошлин. Таким образом, в перспективе развития российской таможенной службы можно ожидать снижения значения фискальной функции.

Следующей важной функцией таможенных органов, значение которой было велико на всех этапах развития службы, является правоохранительная. По прежнему высок уровень таможенных правонарушений, что обуславливает значительные потери доходов бюджета3. Так в 1997 году таможенными органами заведено около 240 тысяч дел о нарушении таможенных правил, что на 30% выше аналогичных показателей 1996 года. Конфисковано и обращено в федеральную собственность товаров на сумму 1295 млрд. руб., взыскана стоимость контрабанды на сумму 731 млрд. руб., наложено штрафов на 509 млрд. руб. (неденом.).

Это обусловлено, прежде всего, с тем, что в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации основная доля правонарушений в сфере таможенного дела приходится на нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей. К таким нарушениям относятся недоставка товаров от границы во внутренние таможенные органы, несвоевременное представление товаров таможенным органам, оформление товаров не под своим наименованием, занижение таможенной стоимости оформляемых товаров, невыполнение условий заявленного таможенного режима, неправильное применение ставок налогообложения, незаконное заявление льгот и преференций, подлог и фальсификация документов, представляемых таможенным органам, в том числе документов на уплату таможенных платежей, банковских гарантий и т.д.

Поэтому одной из закономерностей развития службы является разработка мер позволяющих предотвращать подобного рода правонарушения, а также обеспечению экономической безопасности страны:

1. Совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы применения таможенного законодательства, в том числе в части начисления и уплаты таможенных платежей.

2. Совершенствование механизма взыскания таможенных платежей, контроля за их начислением и уплатой, учета денежных средств на счетах таможенных органов и контроля за их перечислением в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание все возрастающие объемы декларирования товаров, разнообразие заявляемых таможенных режимов и используемых таможенных процедур, возрастающее количество участников ВЭД, можно отметить, что должный порядок осуществления всеобъемлющего контроля за полнотой и своевременностью начисления и взимания таможенных платежей может быть реализован только с применением современных средств вычислительной техники, а также прикладного программного обеспечения, отвечающего требованиям мировых стандартов.

3. Оснащение таможенных органов надежными средствами связи и объединение таможенных органов всех уровней (от Государственного таможенного комитета Российской Федерации до пункта пропуска на границе и пункта таможенного оформления) в единую информационную сеть, позволяющую осуществлять обмен информацией в реальном масштабе времени.

4. Ведение реестра банков, с которыми работают таможенные органы, создание единой базы данных о налогоплательщиках, которая позволит своевременно выявлять "липовые" фирмы, а также единой базы данных о задолжниках по уплате таможенных платежей, которые призваны обеспечивать своевременность взыскания недоимок по таможенным платежам.

5. Применение перевозчиками товаров порядка обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке ими товаров и перемещении товаров транзитом через территорию Российской Федерации.

6. Ведение автоматизированного учета товаров на таможенных складах и складах временного хранения. Широкое применение предусмотренных Таможенным кодексом РФ санкций к владельцам складов.

7. Совершенствование механизма взыскания недоимок в судебном порядке. Недопущение создания в судах прецедентов, ущемляющих интересы таможенных органов.

8. Совершенствование методов определения таможенной стоимости товаров и определения их кода по ТН ВЭД.

9. Разработка механизма осуществления таможенного контроля за товарами, выпущенными в льготном режиме (условно выпущенными товарами).

10. Разработка научных подходов к методике установления уровня налогообложения, подготовке экономического обоснования его повышения или понижения.

11. Подготовка высококвалифицированных кадров для таможенной системы, обладающих глубокими знаниями таможенного законодательства, разбирающихся в экономических и финансовых вопросах, вопросах банковского дела. Повышение общей культуры работников таможенных органов, воспитание у них ответственного отношения к выполняемым обязанностям. Правовая, экономическая и социальная защита работников таможенных органов. Улучшение условий труда работников таможенных органов.

12. Развитие инфраструктуры таможенных органов.

13. Консолидация в интересах полноты собираемости налогов работы таможенной службы, налоговых органов, налоговой полиции.

14. Расширение Таможенного союза, привлечение в него новых членов, введение единого таможенного законодательства, единых таможенных правил. Унификация правил взимания таможенных платежей и ставок налогообложения в странах СНГ.

Еще одной немаловажной функцией таможенных органов является содействие развитию внешней торговли в виде оказания различных услуг участникам внешнеэкономической деятельности. Это характеризует уровень развития таможенной службы, ее переход от "таможни для государства" к "таможне для клиента" согласно классификации Всемирной таможенной организации. Однако на данном этапе развития службы эти доходы составляют незначительную долю общих  доходов, мобилизуемых таможенной службой.  Однако в перспективе, если уровень криминализации ВЭД снизится и проблема формирования доходов бюджета не будет стоять столь остро, возможно снижение значения фискальной и правоохранительной функций и возрастания значения оказания услуг участникам ВЭД. То же самое относится и к протекционистской функции. По мере развития российской экономики ее значение может снижаться.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что существует серьезная зависимость таможенного дела от условий жизни в государстве – политических, военных, криминальных и т.п. По-видимому, нет ни одной другой такой отрасли народного хозяйства, которая могла бы так оперативно реагировать на изменение целей и задач ВЭД. Следовательно, таможенное ведомство обладает высокой способностью к трансформации, к изменению целей, задач, объемов и структуры выполняемых работ и взаимодействию с другими ведомствами.

ВОПРОСЫ:

  1.  В чем заключалась основная проблема развития таможенной службы России.
  2.   Три исторических этапа развития таможенной службы России в XX веке.
  3.  Три этапа развития таможенной службы согласно классификации ВТО.
  4.  Какие основные направления совершенствования таможенного дела.
  5.  Значение каких функции таможенных организаций будет со временем падать, а каких возрастать.

1 Там же - с.58

2 Там же.

3 Здесь и далее под доходами бюджета понимаются доходы Федерального бюджета России - прим. авт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81808. Новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 33.72 KB
  Синергетика оказалась весьма продуктивной научной концепцией, предметом которой выступили процессы самоорганизации — спонтанного структурогенеза. Она включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса.
81809. Этические проблемы науки XXI века. Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика 29.07 KB
  Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые требуюшие своего неотлагательного решения и реакции общества. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.
81810. Этика науки и ответственность учёного. Нормы научной деятельности и расширение этоса науки 43.55 KB
  Нормы научной деятельности и расширение этоса науки. В процессе вершения науки этически оцениваемые объекты производят этически оцениваемые деяния и тогда деяния порождают этически оцениваемые отношения а объекты становятся субъектами этих отношений. Римскими цифрами обозначены классы отношений: I личные отношения ученых; II заочные отношения ученых внутри мира науки; III отношения между миром науки с одной стороны и человечеством и природой с другой.
81811. Сциентизм и антисциетизм. Наука и паранаука 34.61 KB
  Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Анти-фундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу научности. Следует отметить направление теории познания имеющее долгую историю в котором акцент делается на...
81812. Наука как социокультурный феномен. Становление науки как социального института 38.59 KB
  Становление науки как социального института. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В. Вернадский: Ее содержание не ограничивается научными теориями гипотезами моделями создаваемой ими картиной мира в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей Во втором истолковании когда наука выступает как система знаний отвечающих критериям объективности адекватности истинности научное знание пытается обеспечить себе...
81813. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы 37.76 KB
  Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и в частности с эпохой буржуазных революций которая дала мощный толчок развитию промышленности торговли строительству горному делу мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Само существование науки в качестве социального института говорило о том что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции а именно отвечать за...
81814. Наука и экономика. Наука и власть.Проблема государственного регулирования науки 28.08 KB
  Проблема государственного регулирования науки. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными структурами.
81815. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 42.75 KB
  Наука действительно являет собой сложный полиструктурный организм целый мир в недрах которого бушуют познавательные страсти схлестываются несовместимые точки зрения ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает способностью поглощать своих субъектов делать их фанатиками исследования. Однако на самом деле наука лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром возникший исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно конкретные функции. Коренное различие состояло в том что...
81816. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности 27.77 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.