10245

Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Реферат

Таможенное регулирование

Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономической деятельности В России осуществляется единая таможенная политика являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства. Если проанализировать изменения таможенной политики за неско

Русский

2013-03-24

113.5 KB

36 чел.

Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономической деятельности

В России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства.

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками.

В разные периоды российской истории различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоречащие друг другу задачи. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. Так, бывали периоды, когда из-за военных, внешнеполитических и идеологических интересов государства таможенное регулирование отодвигались на второй план. Например в советский период существования российского государства.

Сейчас задачи внешнеэкономического регулирования стали главными, таможенная служба стала основным инструмент их решения.

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между фискальными, протекционистскими и социальными  интересами. С одной стороны, увеличивая размер таможенных платежей за единицу товаров, Правительство стремиться  получить денежные средства для государственных потребностей, но при этом увеличиваются цены на товары и сокращаются как объемы товаров, перемещаемых через таможенную границу, так и общая сумма таможенных платежей. При этом государство и население не получают необходимые им импортные товары в достаточном количестве, валютные доходы уменьшаются. Возникает множество других негативных последствий – социальных, экономических и даже политических. Иногда это становится поводом для начала так называемых торговых войн.

С другой стороны, сокращая размеры таможенных платежей за единицу товаров, государство способствует снижению их цены. При этом общее количество товаров, перемещаемых через таможенную границу, и сумма таможенных платежей могут возрасти. Однако, как правило, российские товары уступают по своим потребительским свойствам товарам из высокоразвитых стран. Появление на внутреннем российском рынке большого количества дешевых импортных товаров приводит к банкротству части российских производителей. Вследствие этого в стране увеличивается безработица, а это порождает нищету, социальную напряженность в обществе и т.п.

Таким образом, российскому правительству приходится балансировать между желанием увеличить таможенные платежи и опасениями перед последствиями их снижения. Противоречивость задач таможенной политики на современном этапе заключается в следующем. Длительное время таможенная служба рассматривалась исключительно как фискальный орган главной задачей которого было обеспечить поступление максимальной суммы доходов в федеральный бюджет. Возникла парадоксальная ситуация: таможенные органы, одним из приоритетов которых является защита отечественного товаропроизводителя, объективно заинтересованы в росте импорта - главного источника налогообложения. В этих условиях одной из основных задач таможенной политики становится постепенное замещение импортных товаров отечественными при помощи оперативного применения мер таможенного регулирования. В настоящее время пока не разработаны методы количественного анализа для определения влияния изменения мер таможенного регулирования на общие экономические показатели страны. Можно говорить лишь о поиске научных подходов к решению этой проблемы.

Таким образом, факторами, определяющими различные цели таможенной политики, бывали внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства.

Целями современной таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики. Таможенные органы играют значительную роль в обеспечении экономической, политической, социальной, экологической безопасности страны. Таможенная политика России является составным элементом общеэкономической политики, и работает на достижение ее целей – структурной перестройки экономики России, ее динамичного и сбалансированного развития, преодоления разрыва в уровнях экономики между Россией и высокоразвитыми странами мира. В настоящее время закладываются основы такой политики. Поставлены и решаются следующие задачи:

создание эффективного таможенного барьера, гарантирующего экономическую безопасность России, и постепенное понижение этого барьера в соответствии с потребностями интеграции страны в мировое хозяйство;

обеспечение эффективной координации структурной и тарифной политики;

достижение оптимального равновесия между стабильностью внешнеэкономических регуляторов и их подвижностью;

создание благоприятных условий для развития экспортных производств путем отказа от таможенного обложения экспорта, а также  благоприятных таможенных режимов для ввоза в страну сырья, материалов, машин и оборудования;

обеспечение необходимого уровня защиты тех производств, нормальное функционирование которых важно для национальной безопасности или по социальным причинам;

создание условий для максимально свободной торговли теми товарами, производство которых в России конкурентоспособно на международном рынке, а также теми товарами, дальнейшее существование и развитие производства которых в стране бесперспективно;

создание эффективной мер для противодействия недобросовестной конкуренции иностранных производителей, а также применения ответных мер в целях защиты национальных экономических интересов России на международной арене.

ГТК России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в разработке и реализации этой политики: вносит предложения о ее совершенствовании, разрабатывает ее правовой, экономический и организационный механизмы, обеспечивает претворение этой политики в жизнь. При этом изучается и анализируется таможенная политика иностранных государств и организация таможенного дела в этих странах. ГТК России разрабатываются проекты законодательных и иных правовых актов в сфере таможенного деле, а также обеспечивается в пределах его компетенции опубликование наиболее важных правовых актов.

ГТК России, наряду с Минэкономики, Минпромторгом и Минфином России, является ведомством обязательного согласования номенклатуры товаров, вида и уровня ставок при разработке таможенного тарифа Российской Федерации.

По инициативе ГТК РФ и МВЭС1 РФ на правительственном уровне была образована Комиссия Правительства РФ по таможенным и тарифным вопросам, которая стала координационным органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства РФ по тарифным мерам регулирования ввоза и вывоза товаров с территории Российской Федерации. Этот орган создан постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1995 г. № 436. Основной функцией этой комиссии, в работе которой участвует ГТК, является подготовка предложений в области всех тарифных мер регулирования ввоза и вывоза товаров с таможенной территории России, за исключением особых видов пошлин.

Комиссией решаются следующие задачи:

рассмотрение и представление в Правительство РФ предложений по установлению и изменению ставок таможенных пошлин;

анализ практики применения таможенных тарифов и подготовка доклада Правительству РФ "О политике в области тарифного регулирования";

рассмотрение и подготовка предложений о применении мер таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в неторговом обороте;

анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования для выявления их соответствия нормам и правилам ГАТТ;

рассмотрение и подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В том же году была создана Комиссия по защитным мерам во внешней торговле. Так как обе комиссии занимались близкими вопросами в 1997 году они были объединены в Комиссию Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

Таким образом, в соответствии с Положением о ГТК РФ, данный орган:

участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизмов регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфере экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций;

вносит в установленном порядке предложения о ставках
и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер;

разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ, содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, организаций и граждан; обеспечивает реализацию этих мер, включая развитие таможенной инфраструктуры.

Однако в то же время необходимо отметить, что предложения ГТК России носят рекомендательный характер и данное ведомство не состоянии самостоятельно определять таможенную политику страны. Основополагающие вопросы решаются на высшем уровне государственного управления.

Таможенная политика реализуется методами  регулирования ВЭД. Обычно они делятся на тарифные и нетарифные. Различие заключается в том, что тарифные методы связаны с применением таможенного тарифа, все остальное - нетарифные меры регулирования. Существует еще разделение на административные и экономические меры  регулирования. Первые воздействуют через экономический механизм, воздействуя на цену товара и соответственно делают его более или менее конкурентоспособным. Вторые действуют при помощи прямых запретов либо разного рода технических ограничений.

В Указе Президента Российской Федерации "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" от 6.03.1995 г. №245 подчеркивается, что в целях ускорения дальнейшей интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство и повышения эффективности ее внешнеторговой деятельности можно производить количественные ограничения экспорта и импорта товаров и услуг лишь в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации. Иные нетарифные меры по ограничению экспорта и импорта отдельных видов товаров и услуг могут быть введены только в целях обеспечения правопорядка, поддержания обороноспособности страны и международной безопасности, а также для охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, археологического и культурного наследия Российской Федерации. Не следует допускать ограничения экспорта товаров и услуг путем установления обязательного объема поставок на внутренний рынок, а экспортные поставки для федеральных государственных нужд целесообразно осуществлять только для выполнения международных экономических обязательств Российской Федерации. Уругвайским раундом переговоров членов ГАТТ/ВТО к 2000 году планируется отказаться от использования нетарифных защитных мер.

Таким образом, можно сделать выводы, что таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Обычно в качестве основных функций таможенно-тарифного регулирования выделяют фискальную и протекционистскую функции. Если фискальная предназначена для формирования доходной части бюджета (известно, что за счет деятельности таможенных органов Российской Федерации пополняется примерно на треть доходная часть госбюджета), то протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. Порой за удорожанием импортных товаров на внутреннем рынке вовсе не последует немедленное увеличение производства подобных товаров в России. К тому же повышение пошлин на товары ряда стран вызовет немедленную адекватную реакцию со стороны этих стран. Они могут повысить ввозные пошлины на товары российских производителей и снизить их конкурентоспособность на своих рынках. Здесь необходимо учесть все обстоятельства и найти баланс – "золотую середину".

Известно, что развитые страны вообще отличаются низким уровнем ставок таможенных пошлин, так как в них задачи защиты товаропроизводителей и формирования доходов бюджета менее актуальны в силу развитости их экономик. В развивающихся странах обычно ситуация противоположная, Обычно на первом плане стоит формирование доходов бюджета.

В то же время международная экономическая интеграция приводит к  общему снижению и отмене таможенных пошлин для стимулирования торгового обмена.

Таможенный тариф, согласно ст.2 закона РФ "О таможенном тарифе", – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД.

Таможенная пошлина – платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Существуют особые виды пошлин: сезонные, антидемпинговые, специальные и компенсационные.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, продолжительность их действия – до 6 месяцев в году, при этом ставки таможенного тарифа не применяются.

Специальные пошлины используются в качестве защиты от ввоза в страну товаров из других государств в количествах и на условиях, могущих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров, а также как ответная мера на дискриминационные торговые и экономические меры других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза товаров в Россию по цене более низкой, чем их действительная стоимость в стране вывоза на данный момент, что представляет собой угрозу отечественным производителям подобных товаров или препятствует производству таких товаров в России.

Компенсационные пошлины существуют на случай ввоза
в РФ товаров, при производстве которых использовались субсидии, и если подобный ввоз может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо воспрепятствовать производству таких товаров в Российской Федерации.

Особые виды пошлин (антидемпинговые, сезонные и специальные) связан с необходимостью защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции и отдельных отраслей экономики.

ВТО четко регламентирует меры, которые страна может применять против импорта, наносящего или угрожающего нанести ущерб национальному производству, социальному и духовному статусу народа. Демпингом признается экспорт товаров, продаваемых на рынках страны-импортера по цене меньшей, чем на внутреннем рынке страны-производителя (которая несет ответственность за демпинг вне зависимости от того, кто именно поставил данные товары). По жалобе производителей возбуждается расследование о демпинге. Санкции могут вводиться лишь в том случае, если расследованием установлено как наличие демпинга, так и факт ущерба, который он наносит национальному производству (например, приносит убытки соответствующей отрасли или препятствует ее созданию в стране). В результате устанавливается антидемпинговая пошлина на ввоз единицы данного товара, которая не может быть больше величины демпинга, то есть разницы между нормальной и фактической ценой. Аналогичным образом вводятся и компенсационные пошлины, то есть пошлины против субсидируемого импорта. Величина пошлины не должна превышать величины субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины должны устанавливаться на срок не более 5 лет и могут быть продлены лишь в том случае, если сохраняется угроза продолжения или возобновления ущерба для страны в случае их отмены.

Санкции могут вводиться лишь в том случае, если импорт наносит российским производителям материальный ущерб, если очевидна неотвратимость такого ущерба или существенно задерживается развитие отечественного производства. Критерий ущерба – сокращение производства или рентабельности соответствующих товаров и услуг.

Ставки таможенных пошлин бывают трех видов: адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные – начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфические – начисляются в установленном размере
за единицу веса (объема) товара. Как правило, для этого используется единая европейская валюта – ЭКЮ. Например, 4 ЭКЮ
за 1 кг веса товара.

Комбинированные – объединяют оба вышеназванных вида. Чаще всего такие ставки пошлин существуют на автомобили, например, 30 % таможенной стоимости автомобиля, но не менее 0,6 ЭКЮ за 1см3 рабочего объема двигателя.

Обоснованность применения специфических и комбинированных ставок таможенных пошлин оправдана в случае однородной цены облагаемых товаров. В случае значительных различий в цене не достигается основная цель их применения - борьба с занижением там. стоимости. Товары могут иметь один и тот же код ТН ВЭД, но принципиально различаться в цене - как "Роллс-Ройс" и "Шкода".

Поэтому одним из ключевых вопросов в области экономики внешней торговли является вопрос о таможенной стоимости товаров. Таможенные органы используют ее при решении следующих экономических задач:

обложении товара пошлиной;

для данных внешнеэкономической и таможенной статистики;

осуществлении валютного контроля внешнеторговых сделок.

Система определения таможенной стоимости в Российской Федерации основывается на международной практике. В статье VII Общего соглашения ГАТТ по тарифам и торговле отмечается, что стоимость импортированных товаров для таможенных целей должна базироваться на фактической стоимости импортированных товаров, в соответствии с которой оцениваются таможенные пошлины, и не должна базироваться на стоимости товаров национального происхождения, нереальном или произвольном показателе оценки. Фактическая стоимость представляет собой цену, по которой товар продается или предлагается на продажу по обычным торговым каналам, при полном сохранении условий конкуренции.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

по цене сделки с ввозимыми товарами;

по цене сделки с идентичными товарами;

по цене сделки с однородными товарами;

вычитания стоимости;

сложения стоимости;

резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является первый метод – по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из уже перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы сложения и вычитания могут применяться в любой последовательности, что определено в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" и соответствует международной практике в области международной таможенной оценки. В случае несогласия таможенных органов может быть произведена корректировка цены товара. Основная задача определения таможенной стоимости товара - не допустить ее занижения, так как она является основой для исчисления таможенных платежей (кроме случаев применения специфических ставок таможенных платежей).

Кроме собственно таможенных пошлин существуют и другие виды внешнеторговых налогов. Это НДС – налог на добавленную стоимость, а также акцизы.

Налог на добавленную стоимость был введен законом
"О налоге на добавленную стоимость" и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Взимание НДС при внешнеторговых операциях определено тем, что экспортеры в зарубежных странах обычно освобождаются от его уплаты.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизами обычно облагаются наиболее высокодоходные категории товаров и предметы роскоши.

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.08.1994 г. №924 "О марках акцизного сбора" с 1 января 1995 г. на территорию Российской Федерации запрещен ввоз товаров без наличия на них марок акцизного сбора или специальных марок, что призвано усилить таможенный контроль за подакцизными товарами и обеспечить всю полноту поступлений средств, взимаемых с подакцизных товаров. В практике развитых западных стран с мощной экономикой основная доходная часть таможенных платежей состоит из акцизных поступлений. Так, в Финляндии акцизные поступления составляют 80% таможенных платежей и лишь 20% – импортные пошлины. В России пока этот показатель составляет лишь 5%, он слабо влияет на общую ситуацию с платежами. Необходимо отметить, что во многих странах таможенные органы взимают лишь таможенные пошлины.

Одним из инструментов таможенно-тарифной политики является режим наиболее благоприятствуемой нации, который Россия поддерживает с большинством стран мира. Исключением являются страны, в отношениях с которыми страна испытывает политические  и экономические проблемы.

Собственно в таможенном тарифе указаны ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (средняя колонка таможенного тарифа).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, если не предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран.  В то же время товары из развивающихся или наименее развитых стран облагаются таможенными пошлинами по ставкам таможенных платежей, уменьшенным вдвое или не облагаются ими. Также в основном освобождены от таможенных платежей товары, происходящие из стран СНГ.

В связи с этим важно определение страны происхождения товара с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Для реализации данного инструмента торговой политики существует специальный документ "Сертификат происхождения товара", который однозначно должен подтверждать страну его происхождения. Таможенные органы Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.

Для того, чтобы таможенно-тарифный механизм эффективно функционировал, необходимо решение следующих экономических задач:

полное таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (к сожалению, еще существуют "лазейки", которыми пользуются преступные участники внешнеэкономической деятельности для обхода таможни);

обеспечение достоверности контроля таможенной стоимости товаров;

обоснованность предоставления тарифных преференций, связанных со страной происхождения товаров, и тарифных льгот, предусмотренных законодательством России (Федеральным законом № 31-Ф3 от 13.03.1995 г. "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" были отменены все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, кроме предусмотренных законами РФ "О таможенном тарифе", "Об акцизах", "О налоге на добавленную стоимость" и Таможенным кодексом РФ);

выявление путем анализа данных статистики и оперативной информации наиболее "чувствительных" товаров, в отношении которых тарифное регулирование должно быть наиболее эффективным, для чего необходимо применять различные ставки таможенных пошлин и оптимально использовать ТН ВЭД;

разработка и применение на практике особых видов пошлин;

определение оптимальных ставок пошлин и налогов, взимаемых с товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Опыт таможенной практики показывает, что слишком высокий уровень ставок в отношении отдельных категорий товаров вынуждает участников внешнеэкономической деятельности либо уклоняться от уплаты платежей, либо свертывать торговлю такими товарами, что приводит к сокращению бюджетных доходов, а также способствует криминализации внешнеэкономической деятельности;

обеспечение надежных валютных запасов государства
и стабильности рубля.

Помимо чисто фискальных задач для  защиты и обеспечение развития отраслей экономики необходимо:

сформировать высокодифференцированный таможенный тариф;

обеспечить периодический пересмотр таможенных пошлин, особенно в исключительных случаях, когда сохранение действующей ставки пошлины грозит обострением экономических трудностей, допустимо их изменение в заранее установленных пределах;

обеспечить тарифную защиту для формирующихся отраслей, которые в перспективе могут стать экспортными, для отраслей, которые переживают период интенсивной модернизации, а также для отраслей, особо важных с точки зрения сохранения занятости населения;

максимально снизить пошлины на продукцию остальных отраслей, за исключением тех, импорт которых имеет существенное значение для обеспечения доходной части бюджета (то есть, в первую очередь, подакцизных товаров);

создать максимально благоприятные условия для международной производственной кооперации путем использования различных таможенных режимов.

В октябре 1997 года были внесены изменения в механизм таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Согласно постановлению Правительства РФ № 1347 от 22 октября 1997 года:

Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем раз в 6 месяцев;

Решения Правительства об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не раньше, чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключениям случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок;

Единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать десяти процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин;

Национальная система преференций России пересматривается Правительством РФ не чаще, чем один раз в год;

Решения Правительства РФ об изменениях национальной системы преференций вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования.

Таким образом, была внесена стабильность в процесс таможенно-тарифного регулирования. Таможенная политика России теперь должна стать предсказуемой. Однако это накладывает определенные ограничения на использование таможенных пошлин в качестве защитных мер (компенсационные, специальные и антидемпинговые пошлины). То же самое касается и системы преференций, которая не будет отличаться достаточной гибкостью. Так товары, произведенные в развивающихся странах при ввозе в Россию, облагаются по уменьшенным на 25% ставкам таможенных пошлин. Многие страны, на которые эта система распространяется, уже стали развитыми. Подобный случай был с корейскими автомобилями в 1995 году. Особенно такая неповоротливость опасна на рынке продовольствия. Именно там необходимо во многих случаях либо повышать пошлины, либо давать субсидии собственному производству. Но денег нет, а пошлины повысить теперь не удается2.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

При разработке таможенного тарифа следует иметь в виду, что он является одним из элементов налоговой системы России, следовательно, необходимо учитывать баланс интересов производителя, потребителя, посредника и государства. Необоснованные ставки тарифа могут явиться причиной роста цен на внутреннем рынке, стимулировать инфляцию, а также оказывать негативное воздействие на распределение товарных потоков, развитие конкуренции и насыщение внутреннего рынка.

Работа по подготовке предложений, связанных с изменениями в таможенном тарифе, требует четкого взаимодействия между всеми заинтересованными организациями и ведомствами, так как для корректного расчета ставки таможенной пошлины по отдельному товару необходимо располагать, по крайней мере, следующими данными: объемом внутреннего производства, потребностью внутреннего рынка, ценой товара на внутреннем и мировом рынках, объемом экспорта и импорта, возможностью замещения одного товара другими товарами.

Другим важным направлением совершенствования таможенного дела является использование нетарифного регулирования в оптимальном сочетании с тарифными методами.

К нетарифным методам внешнеэкономического регулирования относятся как количественные ограничения внешней торговли, так и различные нетарифные платежи, которыми облагается импорт, а также финансовые меры (типа импортных депозитов) и ограничения на обмен валюты.

Использование для регулирования внешней торговли иных импортных сборов, кроме таможенных пошлин, запрещается в соответствии с Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), к вступлению в эту организацию Россия в настоящее время готовится. С выравниванием ставок акцизов на отечественные и импортные товары Россия будет отказываться от подобных методов регулирования импорта.

Тем не менее абсолютный запрет на количественные ограничения внешней торговли ГАТТ/ВТО (далее ВТО) в настоящее время не устанавливается, а разрешается использовать их для преодоления затруднений с платежным балансом. Страны, подписавшие соглашение, достигли взаимопонимания в том, что они будут в этом случае отдавать предпочтение не количественным ограничениям, а финансовым мерам. Следует отметить, что и высокоразвитые страны на практике до сих пор не отказались от количественных ограничений импорта, в первую очередь, для защиты национального сельскохозяйственного производства. В России они также могут быть использованы в этих целях. Установление количественных ограничений на ввоз ряда продуктов питания поможет разрядить напряженность, которая возникает ныне вокруг вопроса о тарифах на импорт продовольствия. Поскольку сохраняется разрыв между внутренними и мировыми ценами на ряд российских экспортных товаров, нельзя исключить и возможности восстановления в отдельных случаях экспортных квот с целью предотвращения дефицита на внутреннем рынке или резкого ускорения инфляции. Поэтому России следует, не вводя постоянных количественных ограничений, оставить за собой право устанавливать их в течение определенного срока, который должен быть согласован с Всемирной торговой организацией (ВТО).

В случае необходимости надо использовать и такие методы защиты внутреннего рынка, как введение импортных депозитов. Данной мерой гарантируется  уплата таможенных платежей в случае транзита или доставки товаров.

В целом нетарифные (в первую очередь количественные) методы регулирования внешней торговли оказываются предпочтительнее тарифных в тех случаях, когда необходимо четко определить максимально допустимое количество ввоза или вывоза конкретного товара. Такая ситуация может возникнуть вследствие его дефицита на внутреннем рынке, а также при ввозе товара для специфических целей, когда более значительный объем импорта нежелателен.

Еще одним направлением таможенной политики является содействие развитию экспорта в соответствии с , задачами поставленными в  Федеральной программе развития экспорта.

В целях содействия развитию экспорта необходимо принимать определенные меры для отмены таможенного обложения. Однако сейчас, в 1999 году, были восстановлены экспортные пошлины на определенные категории товаров. Однако это было вызвано фискальными причинами. Если экспортный таможенный тариф создает условия, при которых происходит удорожание российских товаров на внешних рынках, то это в конечном итоге становится препятствием для утверждения российских экспортеров на внешних рынках. Если же возникает потребность в ограничении объема экспорта, целесообразно использовать количественные ограничения. Такие ограничения позволяют четко установить желаемый объем вывоза, не ограничивая экспорт в пределах данного объема.

Как показывает опыт, политика предоставления многочисленных таможенных льгот в целях развития экспорта себя не оправдывает, так как, многочисленность льгот в этой области фактически разрушила единый таможенный режим. Поэтому приоритетным направлением таможенных методов содействия экспорту должна стать дифференцированная и гибкая тарифная политика, способствующая развитию экспортных производств. При этом тарифную политику необходимо рассматривать как составную часть структурной политики. Тарифные методы развития экспорта должны включать меры по облегчению импорта товаров, необходимых для создания, расширения и функционирования экспортных производств, если равноценные товары не выпускаются в России. Речь идет, в первую очередь, о машинах и оборудовании, но в определенных случаях это может быть также сырье и материалы. В то же время должна проводиться протекционистская политика в отношении развивающихся отраслей, которые в перспективе могут завоевать сильные позиции на внешних рынках.

Таможенная политика – одно из важных средств, способствующих активизации инвестиционной деятельности, в том числе, путем привлечения иностранных капиталов. К числу необходимых составляющих благоприятного инвестиционного климата относится стабильная и эффективная работа таможенной службы, включая меры по обеспечению стабильности и предсказуемости таможенного режима, оперативности и простоте таможенного оформления, а также меры, исключающие возникновение технических затруднений в работе таможни. В то же время для стимулирования иностранных инвестиций целесообразно использовать и специфические инструменты таможенной политики.

В 1992–1994 годах для этих целей применялись преимущественно таможенные льготы. Ранее уже отмечалось отрицательное их действие на единство таможенного режима. Кроме того, вопросы таможенных льгот по экспорту утратили актуальность с отменой экспортного таможенного тарифа. Действующее таможенное законодательство, однако, предусматривает иные таможенные методы стимулирования иностранных инвестиций. Речь идет, прежде всего, о применении таможенных режимов переработки. Использование этих режимов создает максимально благоприятные условия для международной кооперации производства. В настоящее время применяются режимы "переработки на таможенной территории" (сроком не более 2 лет с возвратом импортных пошлин и налогов) и "переработки под таможенным контролем" (сроком не более 6 месяцев без взимания таможенных пошлин и налогов). В развитии долгосрочных инвестиционных проектов России главная роль отводится режиму "переработки на таможенной территории". Для обеспечения этой процедуры целесообразно осуществлять вместо возврата таможенных пошлин и налогов отсрочку их уплаты с тем, чтобы импорт освобождался от них, когда вывоз готового продукта в оговоренном количестве совершается в установленные сроки. Если же этого не происходит, таможенные пошлины и налоги подлежат уплате.

Действующий ныне порядок предусматривает освобождение от импортных пошлин и налога на добавленную стоимость любых товаров, за исключением подакцизных, которые ввозятся в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение периода формирования этого уставного фонда.

Одним из инструментов таможенной политики является таможенный режим   В соответствии  со статьей 18 ТК РФ,  таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. Более широкую трактовку данному понятию дает А.Н. Козырин3,  определяя  таможенный режим как специальную систему мероприятий и совокупности методов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономической деятельности.

Действующим  ТК РФ определено 17 таможенных режимов:

выпуск для свободного обращения,

реимпорт,

транзит,

таможенный склад,

магазин беспошлинной торговли,

переработка на таможенной территории,

переработка  под таможенным контролем,

переработка вне таможенной территории,

экспорт,

реэкспорт,

временный ввоз (вывоз),

свободная таможенная зона,

свободный склад,

уничтожение товаров,

отказ в пользу государства,

вывоз товаров для представительств РФ за рубежом,

вывоз  отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.

В соответствии  с ТК РФ лицо вправе  самостоятельно избрать таможенный режим , изменить его на другой.

Таможенные режимы можно классифицировать по признакам:  полноты реализации мер тарифного и нетарифного регулирования, наличия ограничений при использовании товаров, необходимости специальной лицензии.

Такие режимы, как "выпуск для свободного обращения" товаров, "экспорт" не предусматривают ограничений для применения мер регулирования, могут быть использованы для любого вида товаров также без всяких ограничений.

При помещении товаров под режимы "отказа в пользу государства", "уничтожения товаров" - меры регулирования ВЭД не применяются, но декларирование допускается только с разрешения таможенных органов. Товары могут быть помещены под эти режимы при условии, что это не повлечет для государства каких-либо затрат.

Помещение товаров под режимы "реимпорта", "реэкспорта", "вывоза товаров  для представительств РФ за рубежом", "вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР", не влечет за собой применения мер экономической политики. Однако существуют дополнительные условия, ограничивающие сферу применения данных режимов. Например, для использования режима "реимпорта" необходимо, чтобы товары были вывезены из России в режиме "экспорта", но не позднее, чем 10 лет назад и находились в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, с учетом естественного износа.

Наиболее предпочтительными для развития международного экономического сотрудничества России с другими государствами являются режимы "транзит", "таможенный склад", "магазин беспошлинной торговли" "переработка на таможенной территории", "переработка под таможенным контролем", "временный ввоз (вывоз)", "свободная таможенная зона", "свободный склад", "переработка вне таможенной территории". Эти режимы обеспечивают определенные экономические выгоды в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов и таможенных пошлин либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей. При это, однако, устанавливаются ограничения на использование товаров. Например, при помещении товаров под режим "временного ввоза-вывоза" устанавливается предельный срок нахождения товаров под данным режимом - два года.  При использовании режима "транзита", условием является неизменное состояние товаров, неиспользование их в иных целях, кроме транзита. Товары, помещенные под режим "магазина беспошлинной торговли", могут быть реализованы только физическими лицами, выезжающими за пределы таможенной территории Российской Федерации.

На применение режимов перечисленной группы товаров действует разрешительный порядок помещения. Однако ряд режимов имеет особый разрешительный порядок. Так, решение об использовании режима "свободной таможенной зоны" принимает Правительство РФ на основании обращения с представлением технико-экономического обоснования необходимости создания такой зоны, планов и программ ее развития. Для помещения товаров под режимы "переработки на таможенной территории", "вне таможенной территории", "под таможенным контролем" необходима лицензия таможенного органа. Помещение товаров под режимы "магазин беспошлинной торговли", "таможенный склад", "свободный склад" возможно только при наличии  таких предприятий. Для открытия таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли необходима лицензия, выдаваемая таможенным органом.

При анализе особенностей таможенных режимов можно выделить такие, которые наиболее активно способствуют экономическому развитию. Так, различные режимы переработки стимулируют  развитие промышленности. Режимы "магазин беспошлинной торговли", "свободный склад", "таможенный склад" способствуют развитию торговли. Режим "транзита" оказывает влияние на развитие услуг по транспортировке и обработке грузов.

Существующие таможенные режимы позволяют участникам ВЭД в зависимости от целей и особенностей сделки избирать в каждом конкретном случае наиболее рентабельный режим. Государство же имеет возможность более гибкими способами стимулировать развитие экономики.

ВОПРОСЫ:

  1.  Показать зависимость таможенной политики от внешних и внутренних политических интересов государства. В чем заключается противоречивость задач таможенной политики.
  2.  Цели и экономические задачи таможенной политики.
  3.  Раскрыть участие таможенной службы в разработке  таможенной политики.
  4.  Классифицировать методы таможенного регулирования.
  5.  Раскрыть роль и экономические задачи и функции таможенного тарифа.
  6.  Таможенные пошлины, особые виды пошлин.
  7.  Виды ставок таможенных платежей, основные задачи и методы определения таможенной стоимости товаров.
  8.  Внешнеторговые налоги, их виды и роль.
  9.  Применение режима наиболее благоприятствуемой нации и определения страны происхождения товара.
  10.  Какие условия необходимо обеспечить для эффективного действия таможенно-тарифного механизма.
  11.  Проблемы применения нетарифных методов регулирования внешней торговли.
  12.  Роль таможенной политики в содействии развитию экспорта.
  13.  Задачи таможенной политики при привлечении иностранных инвестиций.
  14.  Сущность и экономические задачи применения различных таможенных режимов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Драганов В. Г. Таможенная политика: совмещать несовместимое // Экономика и жизнь № 8, февраль 1999.
  2.  Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1996.
  3.  Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно-практической конференции. М.,1995.
  4.  Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 года). М.: РИО РТА, 1996.
  5.  Экономика таможенного дела: учебное пособие - М., РИО РТА, 1997, с. 19-40.

1 Указом Президента РФ от 30 апреля 1998г №483 создана новая структура Федеральных органов исполнительной власти, МЭВС упразднено и создано министерство промышленности и торговли.

2 Мухина Т. Тариф для ВТО // Эксперт № 42, 3 ноября 1997, с. 29.

3 Комментарий к Таможенному кодексу РФ/ Под  редакцией А.Н. Козырина., М.: Издательство "Спарк", 1996, с 624.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33622. Шифры замены 89.5 KB
  1 Одноалфавитные подстановки К = 3 m = 26 Шифрующие таблицы Трисемуса В Таблицу сначала вписывается по строкам ключевое слово причем повторяющиеся буквы отбрасывались. Если буква текста оказывается в нижней строке таблицы тогда для шифртекста берут самую верхнюю букву из того же столбца. Например при шифровании с помощью этой таблицы сообщения ВЫЛЕТАЕМПЯТОГО получаем шифртекст ПДКЗЫВЗЧШЛЫЙСЙ Такие табличные шифры называются монограммными так как шифрование выполняется по одной букве. Трисемус первым заметил что шифрующие таблицы...
33623. Поточные шифры 31.5 KB
  Поточный шифр это симметричный шифр в котором каждый символ открытого текста преобразуется в символ шифрованного текста в зависимости не только от используемого ключа но и от его расположения в потоке открытого текста. Синхронные поточные шифры генерируют псевдослучайную последовательность независимо от какихлибо битов открытого или шифрованного текста. Фактически же если период гаммы превышает длину всего зашифрованного текста и неизвестна никакая часть исходного текста то шифр можно раскрыть только прямым перебором пробой на ключ....
33624. ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ 55 KB
  2002 Об электронной цифровой подписи. Юридическую силу такой документ имеет только в том случае если на нем стоит электронноцифровая подпись подтвержденная сертификатом ключа подписи не утратившим силу на момент подписания. Глава III закона об ЭЦП регламентирует существование Удостоверяющих центров которые и подтверждают легитимность сертификата ключа подписи а значит и легитимность самой ЭЦП то есть электронный ключ обязательно должен быть подтвержден сертификатом выпущенным удостоверяющим центром. Для этого необходимо...
33625. МЕЖСЕТЕВОЙ ЭКРАН 79.5 KB
  Как правило эта граница проводится между локальной сетью предприятия и INTERNET хотя ее можно провести и внутри локальной сети предприятия. Возможности брандмауэра: 1Защита от уязвимых мест в службах Брандмауэр может значительно повысить сетевую безопасность и уменьшить риски для хостов в подсети путем фильтрации небезопасных по своей природе служб. Например брандмауэр может запретить чтобы такие уязвимые службы как NFS не использовались за пределами этой подсети. Это позволяет защититься от использования этих служб атакующими из...
33626. Многоагентные системы защиты 54 KB
  Многоагентные системы защиты Наиболее наглядной и удобно разрабатываемой является модель в основе которой лежит архитектура базовых агентов многоагентной системы защиты ВС. Многоагентная система – сложная система в которой функционируют два или более интеллектуальных агентов. Под агентом понимается самостоятельная интеллектуальная аппаратнопрограммная система которая обладает рядом знаний о себе и окружающем мире и поведение которой определяется этими знаниями. Таким образом компоненты системы зищиты агенты защиты представляют собой...
33627. Формирование вариантов модели систем безопасности СОИ АСУП 50.5 KB
  Поскольку защита данных непосредственно связана с программными и аппаратными средствами защиты данных передачи и хранения то с учетом этого предлагается представлять объекты защиты в виде совокупности этих средств. Таким образом обеспечивается возможность детального определения объектов защиты для каждого типа защищаемых данных. Такой подход обеспечивает возможность выполнения анализа требований защиты данных с учетом различных источников и типов угроз. Для оценки величины возможного ущерба и определения степени внимания которое необходимо...
33628. Обобщенная модель системы безопасности сетей передачи данных 46.5 KB
  Обобщенная модель системы безопасности сетей передачи данных Рассматриваемая модель предполагает что функционирование системы безопасности происходит в среде которую можно представить кортежем 1.1 где {Пс} множество неуправляемых параметров внешней среды оказывающих влияние на функционирование сети; {Пу} множество внутренних параметров сети и системы безопасности которыми можно управлять непосредственно в процессе обработки защищаемых данных; {Пв} множество внутренних параметров сети не поддающихся...
33629. Мандатная модель 31 KB
  Модели механизмов обеспечения целостности данных Модель Биба Рассматриваемая модель основана на принципах которые сохраняют целостность данных путем предотвращения поступления данных с низким уровнем целостности к объектам с высоким уровнем целостности. Уровень целостности согласно. субъектам запрещено чтение данных из объекта с более низким уровнем целостности; нет записи наверх т. субъектам запрещено запись данных в объект с более высоким уровнем целостности.
33630. Модель Харрисона-Руззо-Ульмана (матричная модель) 32 KB
  Модель ХаррисонаРуззоУльмана матричная модель Модель матрицы права доступа предполагает что состояние разрешения определено используя матрицу соотносящую субъекты объекты и разрешения принадлежащие каждой теме на каждом объекте. Состояние разрешения описано тройкой Q = S О А где S множество субъектов 0 множество объектов А матрица права доступа. Вход s о содержит режимы доступа для которых субъект S разрешается на объекте о. Множество режимов доступа зависит от типа рассматриваемых объектов и функциональных...