10246

Экономическая интеграция в области таможенного дела

Реферат

Таможенное регулирование

Экономическая интеграция в области таможенного дела Разделение труда производственная и научно-техническая специализация и кооперирование в международном масштабе превращают экономику отдельной страны в часть мирового производственного процесса. Усиливаются э...

Русский

2013-03-24

61 KB

63 чел.

Экономическая интеграция в области таможенного дела

Разделение труда, производственная и научно-техническая специализация и кооперирование в международном масштабе превращают экономику отдельной страны в часть мирового производственного процесса.

Усиливаются экономические связи между странами, происходит интернационализация производства. Одним из средств такого процесса является внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля.  Однако интеграционные процессы затрагивают и саму внешнеэкономическую деятельность, в том числе и таможенное дело.

В этой связи ГТК России решает следующие задачи:

разрабатывает проекты международных договоров РФ по вопросам таможенного дела и участвует в их заключении;

вносит в Правительство РФ предложения о присоединении РФ к международным договорам по вопросам таможенного дела;

участвует в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела (ВТО);

обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела;

осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств;

Таможенные органы участвуют в решении указанных задач по трем направлениям.

Первое направление связано с совершенствованием двусторонних отношений таможенных органов России с таможенными органами других стран. Общее свойство таких отношений заключается в том, что они изменяются в зависимости от того или иного состояния двусторонних или международных отношений и, соответственно, то улучшаются, то ухудшаются. Ухудшение таможенных отношений само по себе исключает любые договоры, ибо их заключают лишь тогда, когда стороны стремятся улучшить эти отношения: сократить или отменить взаимное таможенное обложение, ликвидировать таможенный контроль, создать зоны наибольшего благоприятствования для участников ВЭД.

Интересен опыт интеграции с таможенными органами Финляндии. Особое внимание было уделено вопросам увеличения пропускной способности пунктов пропуска на российско-финляндской государственной границе.

Так было решено использовать на основном таможенном переходе "Торфяновка - Ваалимаа" рентгеновскую установку для контроля крупногабаритных грузов. Стоимость проекта  - 70 млн. фин. марок. Для улучшения взаимодействия между там. постами была проведена телефонная и факсимильная связь. Проводится программа обмена опытом "Твиннинг". Основная цель - сокращение времени таможенного оформления, увеличение пропускной способности таможенных переходов. Решается проблема "двойных счетов" - одного из способов занижения таможенной стоимости. По подсчетам финских экспертов ежегодные потери - 20 млрд. фин. марок. Разрабатывается проект Евротаможни "Border Crossing" основанном на анализе рисков и направлению товаров по одному из коридоров  - красному, желтому или зеленому, так как досмотреть в день 500 автомобилей достаточно сложно. При анализе рисков  рассматривается страна происхождения и номенклатура товаров, деловая репутация фирмы-перевозчика и получателя, оперативная информация.

Таким образом совместный таможенный контроль имеет ряд преимуществ:

нет необходимости строить дорогостоящие там. посты по обе стороны границы - можно пользоваться общей инфраструктурой;

для участников ВЭД - экономия времени на таможенном оформлении;

оперативность в решении взаимных проблем.   

В 1995 году приступил к работе финляндский таможенный атташе в Санкт-Петербурге.

В 1995 году подписан межправительственный Финансовый протокол между Россией и Францией, в соответствии с которым ведется работа по компьютеризации Калининградского РТУ. Этап экспериментального внедрения проекта завершен осенью 1995 году Группа российских специалистов находилась в 1995 году во Франции с целью проработки дальнейших вопросов по внедрению этой системы.

Во Франции в 1995 году по линии Еврокомиссии прошли стажировку сотрудники ГТК России по вопросам защиты интеллектуальной собственности, налажена сверка статистики во взаимной торговле. В 1995 г. состоялся визит во Францию делегации РТА, в ходе которого российские представители ознакомились с системой подготовки и обучения французских таможенных кадров.

Активизировались двусторонние контакты по вопросу заключения межправительственного Соглашения о таможенном сотрудничестве.

Второе направление интеграции – это совместная работа таможенных органов стран СНГ. Эту работу направляет Совет руководителей таможенных служб государств – участников Содружества. В его функции входит унификация таможенных правил и документов, разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран СНГ.

С некоторыми из стран СНГ Россия установила более тесные таможенные отношения. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия прошел первый этап создания Таможенного союза.

Большинство законодательных и нормативных актов, регулирующих таможенные отношения, были унифицированы, на практике применяются Основы таможенных законодательств государств – участников СНГ. Введена в действие единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ), определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли, подписаны соглашения о единстве управления таможенными службами. Созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Беларуси, Казахстана и Киргизии. Проводилась активная работа с таможенными службами других стран СНГ по вопросам их включения в Таможенный союз.

Первые шаги Таможенного союза показали значительную экономическую выгоду, которую он приносит его участникам. Согласно договоренностям между странами отменены таможенные ограничения во взаимной торговле, нет больше необходимости содержать таможенную инфраструктуру, ненужными стали почти 9000 километров внутренних границ, 16 таможен, 50 таможенных постов, 64 автомобильных и 28 железнодорожных пунктов пропуска. Открылись широкие перспективы для свободного движения товаров, услуг, капиталов. Вырос как внутренний, так и внешний товарооборот государств – участников Таможенного союза.

Теперь предстоит не менее напряженная работа по второму этапу формирования Таможенного союза. Уже начата разработка мер по валютному контролю, по технологии оформления товаров, которые перевозятся железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом, а также пересылаются в международных почтовых отправлениях.

Готовится пакет проектов нормативных документов, определяющих порядок использования таможенными органами банковских гарантий и договоров поручительства. Таким образом, если принять во внимание систему двусторонних межгосударственных и межправительственных соглашений, то можно говорить о создании своего рода "каркаса" для конструктивного экономического сотрудничества, для широкого интеграционного процесса, для устранения тех барьеров, которые возникли на пути к экономическому взаимодействию в первые годы существования СНГ.

Эксперты государств-участников разрабатывают предложения по унификации валютного, налогового и ценового законодательств, а также общей методики определения цен на продукцию и услуги естественного монополиста. Идет работа над предложениями о внесении изменений в уголовное, уголовно-процессуальное, административное и таможенное законодательства. Предстоит также выработать общие правила в отношениях с третьими странами и международными организациями.

Участники Таможенного союза рассматривают его как важнейший инструмент создания равных условий для развития национальных производств и предпринимательства. Поэтому особенно важно согласовать ход национальных экономических реформ.

Таможенный союз предполагает использование единого таможенного тарифа и общей системы нетарифных ограничений, единого порядка оформления документации, применения общего торгового режима к третьим странам. Однако порой возникают проблемы - не всегда определенные ставки пошлин удовлетворяют всех - сказывается разница экономических интересов. Допустим определенный товар производится в России и его производитель нуждается в защите. А в Казахстане такой товар может и не произвидится.

По своей сути Таможенный союз – это принципиально новый тип взаимоотношений между государствами СНГ. Его формирование, как убедились на практике его участники, не может быть простым. Но какие бы трудности не встречались на пути, этот этап интеграционного развития необходимо пройти.

По мнению участников Таможенного союза, вполне логичным шагом было бы создание Платежного союза. Включение механизмов взаимной конвертации валют, свободного обращения ценных бумаг, защита прав инвесторов окажут самое положительное влияние на торгово-экономические отношения государств.

В 1994 году в Москве было подготовлено "Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ". Всем государствам СНГ предложено участвовать в подписании Соглашения.

В 1995 году в Минске было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами, было создано Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.

В 1995 году было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о единстве управления таможенными службами и создано Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан.

В 1996 году было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о единстве управления таможенными службами и создано Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Киргизской Республики.

В уже упоминавшейся Федеральной Программе развития таможенных органов до 2000 года имеется раздел "Деятельность таможенных органов в условиях Таможенного союза государств-участников СНГ". Одно из направлений - участие в реализации программы обустройства таможенных пунктов на внешней границе Таможенного союза. На эти цели запланировано выделение следующих объемов капитальных вложений по годам пятилетнего периода (в млрд. рублей, в ценах 1996 года):

1996г.

1997г

1998г.

1999г.

2000г.

Всего

19,1

33,0

29,5

33,0

33,0

147,7

На создание и функционирование представительств ГТК России в государствах-участниках Таможенного союза были произведены и определены следующие объемы финансирования - текущие затраты составили, (млрд. рублей, в ценах 1996 года):

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Всего

18,5

18,5

18,5

18,5

18,5

92,5

Третье направление интеграции – участие российских таможенных органов в работе Всемирной таможенной организации (ВТО).

Всемирная таможенная организация, учрежденная 26 января 1952 года как Совет таможенного сотрудничества, объединяет в настоящее время 143 государства, в том числе и бывшие республики СССР, за исключением  Таджикистана и Киргизии.

Главными задачами ВТО с момента ее создания является ускорение мирового товарооборота, облегчения перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при сохранении в полном объеме контрольных и фискальных функций таможни. При этом большое значение придается содействию гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, подтягиванию "молодых" таможенных служб к уровню служб, уже накопивших богатый опыт работы в условиях рыночной экономики.

Представительные органы ВТО: Совет, состоящий из Председателя и шести вице-председателей, одновременно являющихся представителями регионов; Политическая комиссия; Финансовый комитет; технические комитеты.

Высший орган Совета – ежегодная сессия глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности ВТО. Российская Федерация избрана в состав Политической комиссии и Финансового комитета. По инициативе и рекомендации Российской Федерации, поддержанной Советом руководителей таможенных служб, в члены Политической комиссии также избран Узбекистан.

По принципу регионального распределения стран – членов ВТО государства СНГ входят в регион Европы, включающий в себя 43 государства. Участвуя в работе Европейского региона, страны СНГ проводят свою линию, исходя из специфики взаимосвязанных экономических, политических и социальных интересов, географической и языковой общности. При этом в последнее время стала намечаться тенденция к выработке и отстаиванию странами СНГ общей позиции в ВТО.

Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат, который располагается в Бельгии (Брюссель). Генеральный секретарь избирается на сессиях Совета.

Бюджет ВТО планируется ежегодно и принимается на сессии Совета (в 1996 - 1997  финансовом году он составил 482,5 млн. бельгийских марок). Взнос Российской Федерации является шестым по величине, что составляет 3,95%  от общей суммы взносов.

Секретариат ВТО является депозитарием международных конвенций в области таможенного дела. Одно из основных направлений деятельности ВТО - подготовка рекомендаций по толкованию и применению конвенций, их пересмотр и обновление для адаптации к изменениям мирохозяйственных связей и совершенствования таможенного дела. В настоящее время ВТО координирует работу   18 конвенций, 46 рекомендаций и 11 международных норм по некоторым таможенным вопросам.

Россия присоединилась также к Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, к Конвенции о временном ввозе, Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и к Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

ВТО осуществляет технические функции по разработке порядка определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров для Всемирной торговой организации.

Примером практической деятельности ВТО является создание региональных узлов связи по обмену информацией о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями ( узел связи для Восточной и Центральной Европы находится в Варшаве). В последнее время решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ создан свой узел связи, который обоснованно претендует на придание ему статуса субрегионального.

В области обучения кадров ВТО ориентирует таможенные службы на развитие национальных систем организации обучения и создание или модернизацию собственных учебных центров, пропагандирует метод профессиональной подготовки путем "обучения обучающих", разрабатывает учебные модули по отдельным таможенным технологиям, обобщает и распространяет опыт применения современных методов обучения и оценки эффективности подготовки таможенных кадров.

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию механизм регулирования ВЭД приводится в соответствие с требованиями ВТО и с учетом защиты национальных экономических интересов России.

Для этого необходимо совершенствовать национальную систему применения защитных мер, в частности, антидемпинговых, компенсационных, специальных пошлин, а также импортных квот, согласуя их с правилами ВТО, и унифицировать акцизы на товары, ввозимые на территорию страны и производимые на ее территории.

Предусматривается также дальнейшее совершенствование таможенных правил в соответствии со ст. VIII ГАТТ, запрещающей использование таможенных процедур в качестве дополнительного барьера доступу иностранных товаров на национальный рынок. Это означает и упрощение процедур таможенного оформления на основе выработки исчерпывающего перечня документов, подлежащих предъявлению в таможенные органы, и защиту прав экспортеров и импортеров в ходе расследования дел о нарушениях таможенных правил путем упрощения процедуры обжалования действий таможенных органов.

ВОПРОСЫ:

  1.  Основные предпосылки и задачи интеграции в области таможенного дела.
  2.  Двухсторонние формы таможенной интеграции.
  3.  Таможенная интеграция стран СНГ.
  4.  Основные задачи и функции Всемирной таможенной организации.
  5.  Интегрирование России во Всемирную торговую организацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29596. Технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) 20.25 KB
  Технологии нейролингвистического программирования НЛП Изначально задумывалась как технология совершенствования личности. 5 моделей жизненных стратегий: иметь действовать знать относится к какомуто классу обществу – принадлежать к быть кемто Техники НЛП: Мозг лучше справляется с позитивными целями негативные: не упади не пролей не проходите мимо Ярка творческая визуализации поставленной цели визуально запах звук Принцип уподобления – приобщиться к карте реальности достичь целей как какойто человек которым...
29597. Психология памяти в медиапланировании. Исследования памяти в рекламе 15.49 KB
  При поступлении новых элементовстарые вытесняются последниезапоминаютсяэффект давности Во и Норман: Первичная система кратковременного хранения обладающая ограниченным объемом где инфо теряется за счет вытеснения старых элементов. Виды хранения: Акустическая Сенсорноеосуществление на этапе без участия сознания фотографичинфо сохраняется с фотографической точностью и не поддается контролю со стороны субъекта. 2 Для долговремен памяти характерно обращение к прошлому опыту поиска там инфо необходимой для понимания настоящего....
29598. Возникновение коммуникации. Социально-экономические факторы развития коммуникации 14.74 KB
  Возникновение коммуникации. Социальноэкономические факторы развития коммуникации. Выделяют два подхода к коммуникации: механистический однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации и получателем сообщения и деятельностныйсовместная деятельность участников коммуникации в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе к...
29599. Схема и сущность коммуникативного процесса. Виды шумов в коммуникации 44.59 KB
  Схемы Большое распространение получила линейная модель коммуникации разработанная Лассуэлом и включающая 5 элементов: Кто передает сообщение – коммуникатор Что передается сообщение Как осуществляется передача канал Кому направлено сообщение аудитория С каким эффектом эффективность Р. К функциональным элементам относятся: источник информации продуцирующий сообщение; отправитель кодирующий сообщение в сигналы; канал проводящий это сообщение; получатель; цель или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в...
29600. Виды и уровни коммуникации. Особенности массовой коммуникации 17.78 KB
  декодирование кодированиеобратная связь и тп особенности публичный характер открытость ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи опосредованность контактов множество реципиентов влияние институциональных предписаний особенности смк рассредоточение в пространстве многоконачльность СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых...
29601. Массовая коммуникация в современном обществе: функциональный подход 15.29 KB
  Если это осуществляется в деятельности СМИ то таким образом ими реализуется важнейшая социальная функция интеграционная.фии МК: 1 обозрение окружающего мира: медиа расширяют горизонты познания индивида информационная функция; 2 корреляция с социальной структурой и ответственностью общества воздействие на него и его познание через обратную связь корреляционная функция проявляющаяся также в объяснении и интерпретации информационных сообщений в обеспечении поддержки существующим властям и господствующим нормам; 3 трансмиссия...
29602. Массовая коммуникация в современном обществе 17.28 KB
  Информационная функция: информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; информационное обеспечение инновационных процессов; II. Функция социальной связи: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности формирование общественного согласия; III. Функция обеспечения преемственности: выражение образцов доминирующей культуры узнавание субкультур новых культурных направлений; поддержание общности социальных ценностей; IV....
29603. Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации 17.09 KB
  Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации. Коммуникации: по типу отношений: межличностная групповая массовая; по типу использования семиотических средств: речевая паралингвистическая вещественнознаковая. Существование социума невозможно без коммуникации.
29604. СМК делятся на СМИ, слухи и наружную рекламу 18.05 KB
  СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых коммуникаций т. СМИ безличные средства доставки информации потребителю.