10248

Научно-технический прогресс в таможенном деле

Реферат

Таможенное регулирование

Научно-технический прогресс в таможенном деле В соответствии с Положением о ГТК РФ ему поручены организация проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и обеспечение функционирования в его системе научно-исследовательских учреждений. Нау...

Русский

2013-03-24

66 KB

147 чел.

Научно-технический прогресс в таможенном деле

В соответствии с Положением о ГТК РФ ему поручены организация проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и обеспечение функционирования в его системе научно-исследовательских учреждений.

Научно-технический прогресс (НТП) в таможенном деле представляет собой планомерное, системное непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности таможенной деятельности, улучшения благосостояния и всестороннего развития сотрудников таможенных органов.

Основной задачей НТП в таможенном деле является обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля и оформления.

Выделяют две формы НТП – эволюционную и революционную.

Эволюционная форма НТП характеризуется накоплением новых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий и разработкой новых устройств, способов и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.

Революционная форма НТП характеризуется качественным скачком, переходом к новым типам устройств, способов и технологий, базирующихся на новых фундаментальных открытиях науки и изобретениях.

В программных документах по развития таможенной службы представлены важнейшие направления НТП.

Первое направление – это создание и развитие информационных технологий.

Это направление связано с автоматизации таможенной деятельности. Началась она с момента создания российской таможенной службы. Первоначально внедрялись единичные компьютеры, появились АРМы - (авт. раб. места), которые автоматизировали процессы заполнения ГТД, появились электронные базы ГТД. Вначале шел обмен информации на дискетах по почте. Появились электронные каналы связи - выделенные каналы. Появился более совершенный АРМ ТИ. Совершенствуется парк вычислительной техники.

Но наивысшего развития электронные технологии достигли при создании ЕАИС ГТК РФ.

Для получения данных таможенной статистики, организации валютного контроля и обеспечения поступления таможенных платежей за счет создаваемой ЕАИС ГТК РФ финансирование направлялось на решение следующих вопросов:

создания методической базы для получения
и представления статистической отчетности;

разработка информационной технологии сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;

создание инфраструктуры региональных центров обработки таможенной информации;

создание и ведение комплекса компьютерных программ для обработки и ведения всех видов таможенной статистики, получения информации в области осуществления валютного контроля;

организация и обеспечение передачи статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ГТК РФ;

приобретение средств вычислительной техники и систем передачи данных;

укомплектование таможенных органов кадрами, подготовленными к ведению статистики, обеспечению сбора платежей и работе по осуществлению функций органов валютного контроля;

создание совместно с Центральным банком России и Инспекцией валютного контроля при Правительстве РФ технологий контроля и методик обмена информационными материалами.

ГТК РФ считает, что основными направлениями деятельности таможенных органов по использованию информационных технологий должны стать:

1. Внедрение комплексов, поставляемых в РТУ ГНИВЦ для создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов России.

2. Разработка и формирование региональной компьютерной сети таможенных органов на базе выделения телефонных каналов и в перспективе  спутниковой системы связи с выходом на ГНИВЦ.

3. Автоматизация оперативной и административно-хозяйственной деятельности таможенных органов.

Для осуществления поставленных целей планируется оснастить РТУ вычислительной техникой и средствами передачи данных.

Для ускорения обмена информацией созданы ЛВС типа NOVELL в каждой таможне.

Для оперативного управления, взаимодействия и информационного обмена между таможенными органами предусматривалось:

1. Включение ведомственной ЭАТС типа S1- 2000/124 в общегородскую сеть АТС.

2. Привязка к МТС для передачи арендованных каналов тональной частоты.

3. Организация телефонных и телеграфных каналов связи
в приграничных районах.

4. Включение таможенных органов в выделенную сеть телефонной связи "Искра" Минсвязи России и в сети правительственной междугородной и оперативной связи Федерального агентства правительственной связи и информатики.

5. Включение ведомственных ЭАТС таможен в общегородскую сеть телефонной связи.

На 1996 - 2000 годы планируется проведение мероприятий по автоматизации обработки информации и других работ таможенных органов с обеспечением для этого соответствующих объемов финансирования:

Объемы финансирования мероприятий по автоматизации обработки информации и других работ таможенных органов до 2000 года,

          млрд. рублей в ценах 1996г.

Наименование мероприятий

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Всего

  1.  Автоматизация обработки информации

104,1

35,4

299,4

305,6

12,5

1257,2

  1.  Создание и развитие системы связи

64,0

622,4

707,2

639,6

573,7

2607,0

  1.  Создание системы информационной безопасности

71,7

161,4

205,0

205,0

204,2

847,6

По данным "Таможенного вестника" № 2 за 1996 год, в 1992 году сделаны первые попытки организации информационной связи между таможенными службами Финляндии и северо-запада России. Проект финской фирмы "МН – Консалтинг" получил название "ЕВРОВЭЙ", был поддержан Министерством транспорта Финляндии и впоследствии преобразован в "Программу улучшения логических систем между ЕЭС и Северо-Западным регионом" (IEL-проект). На реализацию этой идеи финская сторона еще в 1994 г. выделила 200 тысяч марок, заключив договор с фирмой "VTKK International". Предполагалось, что проект будут финансировать коммерческие структуры и гаранты Европейского Союза.

Двенадцать первоочередных задач, оговоренных в IEL-проекте, были модифицированы в новую программу "TEDIM". Основной задачей является автоматизация обмена информацией;

В ходе подготовки проекта каждая сторона отстаивала национальные интересы своего государства. К примеру, специалисты Санкт-Петербургского регионального отдела Главного научно-информационного вычислительного центра ГТК России доказали целесообразность включения в проект, помимо пограничных процедур, также процедуры оформления грузов "внутренними" таможнями. Это позволит на следующих стадиях реализации проекта комплексно решать проблему автоматизированной передачи данных, обеспечить гарантии при доставке товаров внутрь страны, позволит предварительно – до поступления груза – получать и обрабатывать информацию по декларируемым партиям товаров с целью ускорения процесса таможенного оформления.

По такому принципу осуществляется проект "Российская таможня – 21", посредством которого объединены в Единую автоматизированную информационную систему ГНИВЦ ГТК РФ, Балтийская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Кингисеппская и Выборгская таможни. В последующем предполагается включение в нее остальных 15 таможен региона.

Пересечение российской таможенной границы финскими фирмами и перевозчиками, участвующими в проекте, осуществляется без досмотра груза. Досмотром и другими таможенными формальностями занимаются внутренние таможни. В качестве документа на границе представляется документ Т-1, аналогичный российскому ВТД (внутреннему таможенному документу), заполненный финскими предпринимателями на английском языке.

При пересечении таможенной границы вступает в силу упрощенный порядок пропуска грузов. При этом будут имитироваться процедуры, выполняемые при помощи системы электронной передачи данных (основной набор документов, необходимых для выпуска груза в свободное обращение, поступает в электронном виде во внутренний таможенный орган) с использованием EDI технологии, которую применяет финская сторона.

В дальнейшем "TEDIM" будет распространяться на страны ЕС (прежде всего на Германию) с расширением сферы применения логических операций в автоматизации таможенной деятельности.

Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля.

1 класс ТСТК -  рентгеновские  установки. Контроля багажа и ручной клади и среднегабаритных грузов.

2 класс ТСТК - инспекционно-досмотровые комплексы для  крупногабаритных грузов: контейнеров, прицепов, грузовых автомобилей.

3 класс - технические средства поиска: металлоискатели, досм. зеркала, щупы, эндоскопы, досм. осветители, средства постановки и считывания спец. меток, технические средства поиска наркотических веществ. Предназначены для поиска контрабанды в труднодоступных местах, тайниках.

4 класс - средства идентификации - золото, банкноты, наркотики, таможенные документы.

5 класс - технические средства дознания и документирования - процесс проведения первичных следственных действий, закрепление вещ. доказательств -видеофотодокументирование, аудио-видео записи показаний.

6 класс -средства техн. контроля аудиовидеоинформации, записанной на магн. носителях.

7 класс - технические средства визуального наблюдения

8 класс - технические средства радиосвязи, факсимильной связи.

9 класс - досмотровые инструменты - скальпели, отвертки, лупы, электродрели, лампы подсветки

10 класс - технические средства наложения обеспечения - печатей, штампов, пломб.

11 класс - вспомогательные техн. средства - дозиметры, приборы взвешивания, источники питания, изм. приборы.

В "Федеральной целевой программе развития таможенной службы России на 1996–1997 гг. и на период до 2000 года" имеются разделы, предусматривающие совершенствование таможенных технологий.

В разделе "Развитие системы таможенных служб и технологий их работы" намечены следующие направления НТП:

  1.   Использование компьютерной технологии, обеспечивающей представление грузовых таможенных деклараций на электронных носителях.

2. Создание технических средств таможенного контроля (ТСТК) и оснащение ими таможенных органов.

Для реализации единой технической политики в области разработки и оснащения техническими средствами таможенного контроля предусматривается осуществить такие организационные мероприятия, как:

разработка обоснованных норм оснащения таможенных органов техническими средствами таможенного контроля;

определение мест таможенного оформления и контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТК ДРМ);

Для повышения эффективности и качества таможенного контроля намечено проведение НИОКР по созданию:

рентгенографических установок таможенного контроля повышенной эффективности, соответствующих мировому уровню;

новой и совершенствованию поисковой досмотровой техники по результатам ее оперативного использования и эксплуатации;

приборов и техники идентификации;

аппаратуры контроля экспорта нефти, нефтепродуктов и ряда других сырьевых товаров;

эффективной аппаратуры и приборов обнаружения и идентификации наркотических и взрывчатых веществ;

технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами с использованием при этом научно-производственного потенциала смежных правоохранительных органов.

Осуществление мероприятий по созданию и внедрению ТСТК позволит обеспечить защиту экономики страны от утечки валюты, вывоза за границу стратегических материалов, художественных ценностей, а также защиту общества от незаконной перевозки оружия, наркотиков, недоброкачественных или опасных для здоровья населения продуктов.

В целях совершенствования контроля за своевременной уплатой таможенных платежей и полнотой поступления денежных средств в доход федерального бюджета с января 1996 г. в ГТК России внедряется автоматизированная система контроля и учета таможенных платежей на счетах таможенных органов.

Принимаемые меры позволят вести базы данных по предоставленным отсрочкам и рассрочкам уплаты таможенных платежей, использованным тарифным и налоговым льготам, имеющейся задолженности по уплате таможенных платежей (что должно повысить их поступление в федеральный бюджет), а так же позволят проводить качественный анализ возможных потерь. Кроме того, предусматривается ужесточить контроль за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Намечено продолжить дальнейшее техническое оснащение подразделений таможенной охраны. Предусматривается их перевод на проведение мобильных оперативно-поисковых мероприятий по выявлению нарушителей таможенного законодательства, а также товаров и транспортных средств, не прошедших таможенного контроля на внешних границах и внутри территории Российской Федерации, для чего необходимо:

дальнейшее оснащение подразделений таможенной охраны воздушными, морскими (речными) судами, автотранспортом;

переход от физической охраны таможенных объектов к их охране специальными средствами.

Предусматривается, что создаваемая ЕАИС должна в полном объеме обеспечить таможенные органы Российской Федерации и государств-участников Таможенного союза такими видами информационных услуг, как передача данных в целях выполнения всех основных функций таможенной службы, электронная почта (в том числе передача телеграфных и факсимильных сообщений), функционирование ведомственной распределенной базы данных, а также информационное взаимодействие таможенных органов с федеральными органами государственной власти и управления и правоохранительными органами.

Успешное использование достижений науки и техники объективно предполагает функционирование эффективного экономического механизма управления этими процессами. Такой механизм включает в себя следующие основные элементы: социально-экономическую оценку мероприятий НТП; планирование развития науки и техники; организационные формы соединения науки с производством; систему стимулирования работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.

Совершенствование способов, устройств и технологий, применяемых в таможенном деле, осуществляется в следующем порядке.

На первом этапе специалисты определяют противоречия в таможенных органах между их функциональными потребностями и возможностями. На этой основе они формулируют направления НТП и мероприятия, позволяющие разрешить соответствующие проблемы. Далее специалисты разрабатывают программы НТП по направлениям. Наконец, организаторы-экономисты формируют общую ведомственную программу. Эта программа служит исходным документом для разработки планов создания новых технологий и их внедрения.

В планах устанавливаются наименования и содержание работ, срок их исполнения, исполнители, стоимость работ и другие показатели. На основе планов составляются договоры ГТК РФ с организациями, создающими или изготавливающими новые устройства, способы и технологии. После завершения работ в организациях-исполнителях, таможенные организации внедряют эти новые технологии. С этой целью в таможенных органах образуют группы внедрения и проводится обучение работников новым технологиям.

Для стимулирования создания, внедрения и применения новых устройств и способов применяются различные формы поощрений. Первая – выплата авторских вознаграждений за открытия и изобретения в соответствии с государственными стандартами. Вторая – оплата содействия внедрению изобретений и открытий. Третья – премирование за внедрение новой техники и технологий. Четвертая и последующие – стимулирование в традиционных формах: повышение в должности, в звании, а также увеличение заработной платы тем, кто успешно применяет новую технику и технологии.

Социальный эффект НТП отражается в совершенствовании системы производственных отношений, в изменении содержания, условий и характера труда, во влиянии НТП на производственную и окружающую среду, в воздействии на всестороннее развитие личности работников таможенных органов. Социальный и экономический эффекты взаимосвязаны и влияют друг на друга – однонаправлено или разнонаправлено.

Экономический эффект НТП проявляется в  экономии труда, в приросте производства там. услуг,  экономии производственных ресурсов.

Рост эффективности производству таможенных услуг от проведения мероприятий по НТП можно рассчитать по следующей формуле:

. 100

- экономия живого труда (чел.) в результате проведенных мероприятий НТП

- общие затраты живого труда в анализируемом таможенном органе.

Допустим в таможне работает 200 человек. В результате внедрения новой компьютерной сети удалось сэкономить труд 10 сотрудников. Прирост эффективности составил 5%.

ВОПРОСЫ:

  1.   Сущность и формы НТП в там. деле
  2.   Основные проблемы и перспективы развития информационных технологий в там. деле.
  3.  Перспективы использования средств ТСТК в таможенном деле.
  4.   НТП в Федеральной целевой программе ...
  5.    Эффективность и стимулирование НТП в таможенном деле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9978. Бизнес-план предприятия 79 KB
  Бизнес-план предприятия Учебные вопросы: Понятие бизнес плана и его роль в рыночной экономике. Требования предъявляемые к бизнес плану при его составлении. Состав и структура бизнес плана. Объем бизнес плана. Литература: Экономика предприятия..
9979. Сущность и этапы проектирования РЭС 92 KB
  Сущность и этапы проектирования РЭС Сущность процесса проектирования РЭС заключается в разработке конструкций и технологических процессов производства новых радиоэлектронных средств которые должны с минимальными затратами и максимальной эффективностью выполнять
9980. Системное программное обеспечение САПР РЭС 100.5 KB
  Системное программное обеспечение САПР РЭС Программное обеспечение - это совокупность программ процедур и правил написанных на том или ином языке предназначенных для использования в САПР. Программное обеспечение делится на общее системное и прикладное специаль
9981. Общие сведения о математических моделях ИП 88 KB
  Общие сведения о математических моделях ИП Проектирование ИП с применением ЭВМ требует описания этого объекта на языке математики в виде удобном для его алгоритмической реализации Математическое описание проектируемого объекта называют математической моделью. М...
9982. Численный анализ ИП в частотной области 92.5 KB
  Численный анализ ИП в частотной области. Как указывалось ранее при моделировании ИП в частотной области обычно используется численный спектральный подход. Наибольшие преимущества такой подход обеспечивает при моделировании линейных устройств. В связи с этим при вычи
9983. Методы моделирования во временной области 71 KB
  Методы моделирования во временной области. Модели во временной области наиболее удобны для анализа переходных процессов в ТУ моделирования статического режима и нелинейных устройств. Рассмотрим алгоритмы формирования системы уравнений математической модели ТУ
9984. Моделирование ИП в статическом режиме 71 KB
  Моделирование ИП в статическом режиме. Моделирование статического режима режима работы по постоянному току любого радиоустройства необходимо для расчета рабочих точек отдельных каскадов ИП составления карты режимов работы его компонентов определения рассеиваемы...
9985. Нелинейное программирование. Постановка задачи 103.5 KB
  Нелинейное программирование. Постановка задачи. При проектировании радиоэлектронных средств перед работником встает вопрос об оптимальности полученных технических решений. Формально оптимальность как и при линейном программировании оценивается значениями целевой...
9986. Комплексные автоматизированные системы. CALS - технология 127.5 KB
  Комплексные автоматизированные системы. CALS технология Вопросы Концепция CALSтехнологии. Стратегия CALS CALSтехнология в России Концепция CALS - технологии Основой концепции CALS является повышение эффективности процессов жизненного цикла изделия за ...